Стилистические свойства фразеологизмов конспект урока 6 класс быстрова

Обновлено: 20.05.2024

Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

(Это фразеологизмы)

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот перед нами город Тружеников.

З а д а н и е №3 (письменно в листках).

Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 8) .

А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9).

Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

Молодцы. Путешествуем дальше.

З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 10) А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как . (заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)

4. Физкультминутка (слайд 11)

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побъем друг другу челом.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

(слайд 12) Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (слайд13) . Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).

З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).

5. Работа с фразеологическими словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.

Но это ещё не конец нашей встречи. Я приготовила для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. В этой папке у меня начало сказки о современном школьнике по фамилии Зацепочкин (слайд 17). В ней много фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее продолжите, не нарушая стиля и используя фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится замечательная сказка, которую люди будут читать своим детям после рабочего дня. Тексты этой сказки есть у каждого из вас на парте. Но вам могут встретиться сочетания, значение которых могут быть вам не знакомы. Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь фразеологическим словарем. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок-исследование по русскому языку. На уроке ребята учились находить в тексте фразеологизмы, сопоставляли фразеологизмы из разных языков, работали с фразеологическим словарём, развивали свою речь. В ходе своего исследования ребята в группах выполняли задания для создания мини-проектов, учились правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения.

Данный урок способствует развитию логики , совершенствует умение учеников составлять алгоритм действия, развивает их информационную компетентность, воспитывает бережное отношение к русскому языку и укрепляет интерес к нему.

  • развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;

Урок-исследование в 6 классе

Тема: Стилистические свойства фразеологизмов

формировать навык определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи;

совершенствовать умение составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её.

развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;

воспитывать чувство ответственности по отношению к языку.

Презентация к уроку, проектор, ПК

Доска, рабочие листы

1. Оргмомент

Мотивация к деятельности.

Настрой класса на рабочий лад (вижу по глазам ребят: огоньки в глазах горят, приступаем, чтоб успели все внести весомый вклад) – дорисуйте смайлика, чтобы показать своё настроение (на рабочем листе - кружочки) А вот моё настроение (магнитный смайл серьёзный)

Начнём мы урок с лингвистической задачи (на доске и в рабочих листах).

Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они (сочетания) различаются? (к доске приглашаются два ученика; они отвечают на . выполняют синтаксический разбор предложений) Аргументируйте свой ответ.

Он допустил три ошибки в двух словах.

Расскажите обо всём в двух словах.

Вопрос классу: Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов)

2. По следам домашнего задания

Каковы пути появления в языке фразеологизмов?

1. из разговорной речи (на основе свободных сочетаний)

2. из профессиональной речи

3. связаны с историей и бытом Древней Руси

4. взяты из богослужебных книг

5. крылатые слова (из античных мифов, из литературных произведений)

6. поговорки, пословицы, устойчивые выражения из русских сказок

А много ли вы, ребята, знаете фразеологизмов? Проведём фразеологический марафон (на рабочих листах есть первые части фразеологизмов) – за 1 минуту (по песочным часам)

Зарубить на … (носу).

Ни жив … (ни мертв).

Как снег … (на голову).

Кто в лес … (кто по дрова).

Ни к селу … (ни к городу).

Черным по … (белому).

Тише воды … (ниже травы).

Легок на … (помине).

.… на все руки (Мастер).

вдоль… (и поперёк).

… баклуши (Бить). А что ещё можно бить? (тревогу)

…, а в глаз (Не в бровь).

… провалиться (С треском)
объясните значения 1,3,5

Ребята, где можно найти познавательный материал о фразеологизмах?

(фразеологические словари, толковые словари, Интернет-ресурсы, и теперь - свои собственные фразеологические карточки )

3.Актуализация и пробное учебное действие

я предлагаю вам составить бином, в котором одно слово уже известно (оно звучало много раз) – фразеологизм, а второе надо найти самим по аналогии:

Картон – тонна – фонарь

Пасти - ……….. – полька (это слово стиль)

Какой получился бином? Стиль и фразеологизм.

Можно ли соединить эти понятия?

Так какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте проблемный вопрос.

(как связаны стиль и фразеологизм? зависит ли выбор фразеологизма от стиля речи?)

Рассмотрим такие предложения:

А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.

Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром.

В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.

- Всё ли здесь верно сформулировано?

Что вызвало затруднение?

4.Постановка учебной задачи

Так над чем сегодня надо поработать? Какую цель вы поставите перед собой?

А вот моя цель: совершенствовать умение учащихся уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи,

Совпали наши цели?

(И кроме того, можно добавить:

- развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;

- воспитывать чувство ответственности по отношению к языку. )

как вы назовёте наш урок? Запись темы урока.

Мы проведём сегодня учебное исследование.

5.Выявление места и причины затруднения

Но, прежде чем вы приступите к выполнению заданий, нам необходимо разработать алгоритм действия. (работа в парах)

Для этого вспомним, как вы определяли стилистические свойства слова. Возьмём три слова: говорить, докладывать, мямлить. Как определите их стилистическую окраску?

Ответить на вопросы

В каком стиле может быть употреблено?

в какой ситуации, в какой обстановке общения можно так сказать?

Выражают ли чувства, отношение, оценку?

Определяем стилистическую окраску слова

В деловой обстановке

В любой ситуации

мямлить, лопотать, бормотать

Алгоритм: определить значение слова, в какой речевой ситуации можно употребить слово, выражает ли слово отношение, оценку, в каком стиле может встретиться и сделать вывод.

Какое из этих слов ярко, образно выражает отношение к человеку? (мямлить…)

Каких слов больше в русском языке – стилистически нейтральных или стилистически окрашенных? (ответ сверьте по учебнику, стр. 100 )

Вариант вопроса: Какие слова составляют основную часть словарного состава лексики? – общеупотребительные, стилистически нейтральные.

6.Самостоятельная исследовательская работа

Итак, этот алгоритм поможет нам узнать, как стиль соотносится с фразеологизмами.

Начинаем учебное исследование

Группы приступают к работе.

(учитель в это время может собрать индивидуальные карточки с фразеологизмами и оценить их, расположить на стенде)

Прочитайте фразеологизмы. Обратите внимание, чем отличаются подчёркнутые сочетания от неподчёркнутых.

Выясните значение незнакомых фразеологизмов по словарю.

Определите стиль получившегося текста.

Помогли ли фразеологизмы передать ваши мысли? Содержат ли они одобрительную или отрицательную оценку тем явлениям, действиям, предметам, которые называют? Определите, к какой группе (стилистически нейтральным, разговорным, книжным) вы отнесёте использованные фразеологизмы.

Могут ли они встретиться в других стилях речи?

Взять на заметку, заморить червячка, во все лопатки, брать пример, владеть собой, брать слово, от ворот поворот, уделять внимание, ни кола ни двора, души не чаять, играть роль, играть в молчанку, кот наплакал, наломать дров, находить общий язык, ставить вопрос, стреляный воробей, стоять на своём, битый час, навострить лыжи, водить за нос, в двух шагах, валять дурака, первым делом.

Учитель: Фразеологизмы, как и слова, различны по своей стилистической окраске. Есть фразеологизмы, которые употребляются в любом стиле речи, в любой ситуации речевого общения. Их мы назовём стилистически нейтральными. Они называют явления, предметы, действия без какой-либо оценки (одобрения, иронии)

Собираем кластер.

Перед вами текст. В нём нет фразеологизмов. Замените подчёркнутые слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Выясните, подходят ли они по стилистической окраске к данному тексту. Стиль текста -? Стиль фразеологизмов-?

Почему так называется текст? Попробуйте определить, какой именно смысл, оценку, отношение к сказанному вносят фразеологизмы (переживание, ирония, уважение, презрение, неодобрение, сочувствие и т.д.).

Сделайте вывод, для чего нужны в речи фразеологизмы?

Сосчитайте количество фразеологизмов. Как вы думаете, легко ли слушать такую речь? Есть ли необходимость в таком количестве фразеологизмов в тексте? что и как можно изменить? Какой совет можно дать вашим ровесникам, чтобы они не допускали таких ошибок?

Я проснулся утром, чувствую - плохо мне. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго занимался ерундой, а потом уже не знал, чем занять себя. Вернулся домой от усталости еле живой, съел еле-еле 6 котлет и медленно выпил стакан томатного сока. Тут внезапно появился Пилюлькин, он ругался, велел запомнить, что нельзя есть грязными руками, а мне всё равно, потому что от усталости я ничего не понимал.

Слова для справок: на душе кошки скребут, бить баклуши, тянуть кота за хвост, ни жив ни мёртв, с горем пополам, в час по чайной ложке, как снег на голову свалился, метать молнии, зарубить на носу, хоть кол на голове теши, ни в зуб ногой

Учитель: Толку не будет от человека, если он ни к чему не стремится, как герой этого текста.

Умение правильно, к месту употреблять фразеологизмы – это тоже путь к успеху.

Собираем кластер.

а)Сопоставьте фразеологизмы из разных языков. Соедините похожие по смыслу фразеологизмы линией одного цвета.

1.2. В это время три ученика на доске записывают примеры:

1) стилистически нейтральных фразеологизмов;

2) книжных фразеологизмов;

3) разговорных фразеологизмов.

— Какие из записанных фразеологизмов имеют положительную окраску, какие — отрицательную?

II. Обращение к теоретическому материалу IV на с. 117.

III. Закрепление. Упр. 122.

IV. Наблюдение за языковым материалом.

4.1. Запишите группы фразеологизмов.

1) След простыл, поминай как звали (скрыться).

2) Валиться с ног, выбиваться из сил (уставать).

3) Водить за нос, втирать очки (обманывать).

— Какое значение имеет каждая из них?

— Как бы вы назвали фразеологизмы одной группы по отношению друг к другу? (Синонимы.)

4.2. Что представляют собой следующие пары фразеологизмов? (Антонимы.)

1) За тридевять земель — рукой подать.

2) Одержать победу — потерпеть поражение.

3) С гулькин нос — куры не клюют.

4.3. Формулирование вывода: фразеологизмы могут быть по отношению друг к другу синонимами и антонимами.

V. Закрепление. Упр. 126, 127, 128.

VI. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что. ” на с. 118.

VII. Подведение итогов урока и рефлексия.

VIII. Дифференцированное домашнее задание. Повторить § 19.

1 вариант — упр. 124.

2 вариант — упр. 123.

3 вариант — упр. 125.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Практическая работа «Разработка урока русского языка в 6 классе

Выполнили: Агидулина Нурия Абдурашидовна,

слушатель КПК по ДПП по проблеме

«Современный урок русского языка

в аспекте требований ФГОС:

Учитель русского языка и литературы

Ахметзянова Дания Гусмановна,

слушатель КПК по ДПП по проблеме

«Современный урок русского языка

в аспекте требований ФГОС:

Учитель русского языка и литературы

муниципального района Республики Татарстан

Руководитель проектной работы зав. лабораторией, доктор педагогических наук

Ахбарова Г. Х. _______________

Цель: формирование навыка определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи.

Планируемые результаты:

1. Личностные : формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

2. Метапредметные :

Регулятивные : ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Познавательные : ученик получит возможность научиться осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные: ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; работать в группе, устанавливать рабочие отношения.

Раздаточный материал : диагностическая карта, карточки с заданиями.

Демонстративный материал : алгоритм проверки; эталоны для самопроверки.

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель . Начнём мы урок со стихотворения-пожелания

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Откроется самая главная мысль!

Я уверена, что все вы сегодня на уроке будете пытливыми и внимательными к слову и друг к другу.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель . С чего начнем наше познание нового?

Ученик. С повторения, что мы знаем о фразеологизмах.

Учитель . Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик . Проверим знание теоретического материала, по эталону сверим домашнее задание и, если есть ошибки, выполним упражнение.

Учитель. Вспомните теорию, что такое фразеологизм?

Ученик. Фразеологизм – это устойчивое словосочетание.

Учитель. Каковы пути появления в языке фразеологизмов?

А) Фразеологизмы связаны с историей и бытом Древней Руси

Б) Фразеологизмы взяты из богослужебных книг

В) Фразеологизмы - крылатые слова появились в речи благодаря античным мифам, литературным произведениям.

Г) Фразеологизмы вошли в речь из поговорок, пословиц, из русских сказок.

Учитель. Теоретический материал вы знаете, а теперь проверьте домашнее задание. Те, кто выполнил упражнение 91, проверьте по образцу на экране; те, кто выполнял второе задание, проверьте по карточкам №1 в группе. Ученики, выполнившие третье задание, проверьте друг друга по карточкам №2: обменивайтесь вопросами и ответами. Выполнившие четвёртый вариант ученики читают работу своей группе .

Образец выполнения упражнения 91.

1. 1) Т е рпение и тру д всё перетрут. 2) Всё хорошо, что хорошо кончае тся . 3) Чу е т кошка, чьё мясо много с ъ ела. 4) Любиш ь катат ься , люби и сано чк и возить. 5) Делу - время, потех е - час.

1) Если много трудиться - то можно много в жизни добиться.

2) Трудности и невзгоды забываются, если дело завершается успешно.

3) Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.

4) Невозможно в жизни испытывать одни удовольствия, их надо еще и заработать, заслужить.

5) Работе или какому-то делу следует уделять больше времени, нежели потехе, для коей отводится всего час

Образец выполнения задания по карточке №1.

Иллюстрация

как кошка с собакой

в постоянной ссоре

как курица лапой

как с гуся вода

все нипочем, безразлично

зарубить на носу

вставлять палки в колеса

фальшивое сочувствие или

Образец выполнения задания по карточке №2.

Фразеологизмы, связанные с историей и бытом Древней Руси: на всю Ивановскую, шапочное знакомство, два сапога пара, дело в шляпе, бить баклуши, бросить якорь, потерпеть фиаско, сматывать удочки, играть первую скрипку.

Фразеологизмы, появившиеся в речи

благодаря античным мифам: авгиевы конюшни, ахиллесова пята;

благодаря литературным произведениям: блоху подковать, медвежья услуга, демьянова уха.

Учитель. Первая группа, кто выполнил упражнение 91 без ошибок?

Какие были у вас затруднения?

Учитель. Какие шаги необходимо предпринять?

Ученик. Повторить правило, вспомнить алгоритм.

Учитель . Послушаем вторую группу, которая выполняла упражнение по карточкам №1. Кто выполнил задание без ошибок?

С какими затруднениями вы столкнулись?

Ученик . Задание было не очень сложным, потому что встретились знакомые фразеологизмы.

Учитель. Учащиеся третьей группы выполняли карточку №2, распределяли фразеологизмы по происхождению. Кто из вас выполнил задание верно?

Какие были у вас затруднения?

Ученик. Затруднений не было, считаем, что с заданием справились.

Учитель. Оцените свою работу в оценочном листе.

На каком уровне мы знаем изученный материал?

Ученик. Нужно закрепить материал, чтобы лучше понять новый.

Ученик. Мы знаем материал, но не на достаточном уровне. Мы могли бы еще раз закрепить его, выполнив упражнение.

Учитель. Тогда проведём фразеологический марафон. Работаем с партнером по плечу. На рабочих листах есть первые части фразеологизмов – допишите вторую часть. Определите их происхождение. Время работы - 1 минута.

Учитель. Проверьте по эталону, оцените свою работу в оценочном листе.

Образец выполнения задания.

Встать с левой ноги,

Положить зубы на полку,

Слышать краем уха,

Отбиться от рук,

Как снег на голову

Выйти сухим из воды,

Держать камень за пазухой,

Встать поперек горла,

Взять себя в руки,

Знать как свои пять пальцев,

Заблудиться в трех соснах

Все они связаны с историей и бытом Древней Руси.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, не все значения фразеологизмов нам известны.

Учитель. Каков следующий шаг вашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо значения незнакомых фразеологизмов найти во фразеологических словарях.

Учитель. На ваших столах лежат словари, приступайте к работе.

Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне.

Учитель. Вы убедились, что при затруднении вы можете обратиться к словарю.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую? Прочитайте предложения на слайде. Сравните их. Что мы можем узнать из каждого предложения? Что можно сказать о предложениях во второй и третьей колонках?

Антон решал задачу.

Антон ломал голову над задачей.

Вася бежал очень быстро.

Вася мчался по коридору сломя голову.

Планеты во весь дух вращаются вокруг звезды.

Ученик. Из первого предложения узнаем о том, что делал Антон. А из второго предложения понятно не только то, что ученик решал задачу, но и то, как он это делал, что задача - очень трудная, Алеша долго мучился, может, так и не решил ее.

Фразеологизмы обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией, поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей.

Во второй колонке, действительно, можно сказать: Вася бежал очень быстро, а можно сказать и так: Вася мчался по коридору сломя голову.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Как вы считаете, какова цель урока?

Ученик. Научиться определять стилистическую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

Учитель. Правильно. Вспомните, какие стили речи в русском языке вы знаете?

Ученик. Научный, публицистический, деловой, художественный, разговорный.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Узнать, какой стилистической окраски бывают фразеологизмы.

Ученик. Мы можем прочитать материал в учебнике.

Учитель. Прочитайте параграф 19.

5.Реализация построенного проекта

Учитель. Что нового узнали?

Ученик. Мы узнали, что стилистически нейтральные фразеологизмы могут употребляться в любой речевой ситуации. Книжные фразеологизмы обычно употребляются в официальной, деловой и научной речи. Разговорные фразеологизмы употребляются в устной речи. Фразеологизмы могут выражать отношение говорящего к предметам, явлениям, лицам.

Учитель. Вы готовы приступить к выполнению заданий?

Ученик. Нет. Нужно составить алгоритм.

Учитель. Попробуйте составить алгоритм в группах.

Ученик. 1. определить значение слова, 2. выражает ли слово 3. отношение, 4. оценку, 5. в каком стиле может встретиться.

Учитель. Алгоритм не совсем полный, вторая группа, прочитайте свой алгоритм.

Ученик. 1. В какой речевой ситуации можно употребить слово, 2. выражает ли слово отношение, оценку, 3. в каком стиле может встретиться.

Учитель. Готовясь к уроку, я составила свой алгоритм действий. Ознакомьтесь с ним.

Алгоритм: 1. определить значение слова, 2. в какой речевой ситуации можно употребить слово, 3. выражает ли слово отношение, 4. оценку, 5. в каком стиле может встретиться и 6.сделать вывод.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание на практике.

Учитель. Выполним фронтально упражнение № 93 устно.

1. Определите стилистическую окраску фразеологизмов

Без сучка без задоринки, вносить вклад, войти в историю, водой не разольешь, проходит красной нитью, кот наплакал, делать нечего, играть роль.

Без сучка без задоринки – идти, проходить; быть без помех и осложнений, легко и гладко, разговорный;

вносить вклад - участвовать в чем - либо ; своим трудом , деятельностью приносить пользу – научный;

войти в историю - остаться в веках, сделать себе имя, книжный;

водой не разольешь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе, разговорный;

проходит красной нитью - являться основным, главным, насквозь пронизывать что-либо, книжный;

кот наплакал - ничтожно мало, разговорный;

делать нечего - приходится примириться с чем-либо , разговорный;

играть роль - значить, как-либо влиять на какие-либо дела, события, книжный.

2. Какие из данных фразеологизмов вы можете употребить в общении с одноклассниками, дома, а какие – в сочинении по литературе, в ответе на уроке обществознания?

В общении с одноклассниками: без сучка без задоринки, водой не разольешь, кот наплакал, делать нечего.

Дома: Без сучка без задоринки, водой не разольешь, кот наплакал, делать нечего.

В сочинении по литературе: вносить вклад, войти в историю, проходит красной нитью, играть роль.

В ответе на уроке обществознания: вносить вклад, войти в историю, проходит красной нитью, играть роль.

Учитель. Какой вывод можно сделать? Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Учитель. Оцените свои знания на карте.

Упражнение 94 тоже выполним устно, но теперь уже в парах.

Составьте устно три предложения с любыми из них.

Какие фразеологизмы вы отнесете к стилистически нейтральным, а какие – к разговорным?

Находить общий язык, наломать дров, в конечном счете, битый час, вступать в строй, втереть очки, стреляный воробей.

Учитель . Проверьте работу по образцу и оцените свою работу на уроке, пользуясь диагностической картой.

Образец выполнения упражнения 94.

1. Находить общий язык - добиваться, достигать взаимопонимания;

наломать дров - сделать что-либо, поступить сгоряча, не подумав о последствиях; наделать глупостей, ошибок;

в конечном счете – в итоге , в результате всего;

битый час – очень долго, целый час (обычно о времени, потраченном напрасно, впустую);

вступать в строй – становиться действующим ( о начале работы какого - либо предприятия );

втереть очки - обманывать кого-либо, вводить в заблуждение, представлять что-либо в неправильном свете;

стреляный воробей - очень опытный, бывалый.

2. Олег битый час объяснял другу задачу, но тот так его и не понял.

Мой дед - стреляный воробей, его не проведешь.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Выполните письменно упражнение 96.

2. Объясните значение фразеологизмов. В какой речи – книжной или разговорной – они обычно употребляются?

Образец выполнения упражнения 96 .

в один голос - единодушно, единогласно;

затаив дыхание - с интересом, стараясь не проронить ни слова, стараясь не пропустить ни слова;

изо всех сил - с предельным напряжением (делать что-либо);

пр и йти в себя – прийти в ( сознание , чувство );

ни с того ни с сего - неожиданно и некстати;

в пух и прах - очень, сильно, совсем .

Фразеологизмы относятся к разговорному стилю.

Учитель. Кто выполнил задание без ошибки?

Учитель. Какие затруднения испытывали при выполнении задания?

Ученик. Затруднений не было.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Что нового вы узнали? Чему научились на уроке?

Ученик. Научились определять стилистическую принадлежность фразеологизмов, отвечать по алгоритму, составлять предложения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет, мал объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда поработаем над следующим заданием: выполните упражнение 97 в командах. Первые и третьи номера команд выпишите вначале фразеологизмы, которые выражают одобрение, а вторые и четвертые - те, которые содержат неодобрение.

Учитель. Проведите взаимопроверку по эталону.

Образец выполнения упражнения 97.

Фразеологизмы, которые выражают одобрение: золотые руки, собаку съел.

Фразеологизмы, которые содержат неодобрение - за словом в карман не лезет, медведь на ухо наступил, каша в голове, пускать пыль в глаза.

Учитель. Кто сделал задание без ошибок?

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок? Какие знания вы приобрели?

Ученик. Урок был посвящен изучению стилевой принадлежности фразеологизмов, мы узнали значения фразеологизмов.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяли стиль фразеологизмов.

Учитель. Что помогло нам преодолеть затруднения?

Ученик. Алгоритм проверки, словари, общение в группах.

Учитель. Я бы хотела, чтобы вы высказались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Учитель. Какой вывод урока?

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам новый материал усвоить лучше:

1. Кто научился определять стиль фразеологизмов, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните задание по карточке.

Образец карточки.

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

4) ни рыба ни мясо

6) куда ноги несут

7) с пустыми руками

8) ни кровинки в лице

9) доводить до белого каления

1) куда глаза глядят

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

7) приводить в бешенство.

8) несолоно хлебавши

Стилистически окрашенные фразеологизмы

Сделайте вывод по результатам вашего наблюдения. (1.какие фразеологизмы встречаются чаще – книжные или разговорные? 2. перечислите, какую оценку, какое отношение говорящего могут нести в себе фразеологизмы?)

4. Задания для умников и умниц!

Без царя в голове, ходячая энциклопедия, ловить на лету, голова на плечах, болеть душой, семь пятниц, светлая голова, мелко плавает, ни то ни сё, душа нараспашку, пускать пыль в глаза, далеко пойдет, держать слово, кривить душой, втирать очки, ни к селу ни к городу, мухи не обидит, собаку съел.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалог: - Ну, что ты нос повесил? - Да денег кот наплакал… - Покажи. Да это совсем капля в море! Что же делать? - Ума не приложу! - Надо было не валять дурака, а засучив рукава поработать летом, вот и удалось бы купить приставку, а теперь тебе опять придется просить у родителей… - Вот уж нет! Даю голову на отсечение, а на приставку заработаю сам! - Поживем, увидим!

Что мы можем узнать из каждого предложения?

Антон решал задачу.

Антон ломал голову над задачей.

Планеты во весь дух вращаются вокруг звезды.

Вася бежал очень быстро.

Вася мчался по коридору сломя голову.

Цель урока : научиться определять стилистическую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

Цель урока :

научиться определять стилистическую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Владеть собой Вести себя Иметь значение Войти в силу Во все лопатки Водой не разольёшь Кот наплакал Играть в молчанку Нейтральные Разговор ные Книжные Стилистические свойства фразеологизмов Навострить лыжи Пускать пыль в глаза Выжить из ума Совать нос Поставить вопрос Общий язык Играть роль Вносить свою лепту Оценоч ные

Владеть собой

Иметь значение

Войти в силу

Во все лопатки

Водой не разольёшь

Кот наплакал

Играть в молчанку

Нейтральные

Стилистические свойства фразеологизмов

Навострить лыжи

Пускать пыль в глаза

Выжить из ума

Поставить вопрос

Играть роль

Вносить свою лепту

По значению выделяются

тёртый калач,

стреляный воробей

непочатый край

раз-два и обчёлся

Задание: Определите стилистическую окраску фразеологизмов. Составьте с этими фразеологизмами несколько предложений . 1 группа Без сучка без задоринки – вносить вклад – 2 группа войти в историю - водой не разольешь – 3 группа проходит красной нитью кот наплакал –

Задание: Определите стилистическую окраску фразеологизмов. Составьте с этими фразеологизмами несколько предложений .

1 группа Без сучка без задоринки

2 группа войти в историю -

водой не разольешь

3 группа проходит красной нитью

Если вы не знаете значение фразеологизма, обратитесь к словарям

под ред. А.И.Молоткова,

 Задание. Подберите к фразеологизмам синонимы и антонимы. Фразеологизмы Синонимы Кожа да кости Антонимы худой Кот наплакал мало толстый Сломя голову Бить баклуши быстро Много бездельничать Медленно Водить за нос работать обманывать Тянуть лямку Медлить Говорить правду спешить

Задание. Подберите к фразеологизмам синонимы и антонимы.

Фразеологизмы

Кожа да кости

Кот наплакал

Сломя голову

Бить баклуши

бездельничать

Водить за нос

Тянуть лямку

Говорить правду

Рефлексия Вспомните, какую цель вы поставили на уроке? Удалось ли её достичь? Что понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

Вспомните, какую цель вы поставили на уроке?

Удалось ли её достичь?

Что понравилось больше всего?

Что вызвало затруднение?

Домашнее задание: выучить правило

выучить правило

.



Найди фразе ологизмы в пред ложениях Злые языки страшнее пистолета. Нечего человека за язык тянуть. Я тебе покажу, где раки зимуют. Мой друг раскрыл рот от удивления.

Найди фразе ологизмы в пред ложениях

Злые языки страшнее пистолета.

Нечего человека за язык тянуть.

Я тебе покажу, где раки зимуют.

Мой друг раскрыл рот от удивления.


Найди фразе ологизмы в пред ложениях Злые языки страшнее пистолета. Нечего человека за язык тянуть . Я тебе покажу, где раки зимуют . Мой друг раскрыл рот от удивления.

Найди фразе ологизмы в пред ложениях

Читайте также: