Конспект урока золотое слово святослава

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1151 0

Конспект урока. Урок 2.

Учебный предмет: литература

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 часа

Место урока в системе уроков по теме: 2

Цель: проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря, проанализировать образы князей, автора, их значение в произведении.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: целеполагание, постановка учебной задачи, управление своей деятельностью, развитие навыков работы с художественным текстом, мышления учащихся, развитие способности пользоваться различными источниками для получения информации, контроль и оценивание достигнутых результатов.

Метапредметные: история, музыка, живопись, развитие ИКТ-компетенции и умения записывать основные положения лекции учителя, создавать схемы для решения учебных задач.

I.Начало урока. Организационный момент.

Слово учителя.

-Как вы понимаете слова Владимира Чивилихина? О чём и ком будет разговор на уроке?(целеполагание).

Предлагаем подумать, с какой целью на их столах разложены кью-коды, что это такое, что можно узнать с помощью их, где применяются, можно ли их применить на уроке литературы.

-Подумайте, что лежит у вас на столах? Знаете ли о нём что-нибудь?Что можно узнать с помощью их, где применяются, можно ли их применить на уроке литературы?

-Попытаемся ответить на вопрос, являются ли герои произведения патриотами земли русской? Познакомимся с ними поближе.

- Как сформулируем тему урока?

Каждая группа с помощью программы считывания кью-кодов узнаёт, по какому образу будет работать. Можно задать несколько коротеньких вопросов или один вопрос о герое:

- Каким вы видите этого героя? (каждую группу) (узнаём личное мнение о герое обучающихся).

- А теперь выбираем материал о своём герое (лишний материал убираем на край стола в файлах). Можно использовать распечатанный материал, чтобы побольше узнать о герое, можно посмотреть по ссылкам в интернете, распределите вопросы, кто будет отвечать, работать должны все, назначьте руководителя в группе, который будет распределять обязанности, помогать при работе над ответами, анализировать вашу работу. Я пришлю Вам ссылки, которые помогут Вам найти нужный материал.

Можно заранее взять у одного из группы информацию по ватцапу и прислать ссылку ответственному во время работы для ускорения процесса нахождения нужной информации.

Материал для учащихся из ссылок можно распечатать и для учителя (во время ответа можно сформулировать дополнительный вопрос по содержанию материала).

Через 5-10 минут завершаем поиск информации. Завершают все группы, чтобы послушать друг друга.

II.Анализ произведения.

1 группа рассказывает о князе Игоре. Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о князе Игоре (5-6 минут на ответ группе).

Задание 1 группе.

2.Какими художественными средствами рисует автор образ князя? Как это его характеризует?

3.Что об Игоре говорят исследователи данного произведения?

Учитель может показать в презентации образ Игоря. Спросить, кто из русских художников изображал князя? А кто из композиторов посвятил Игорю своё произведение?

2 группа рассказывает о князе Всеволоде.

Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о князе Всеволоде (5-6 минут на ответ группе).

Задание 2 группе.

2.Какими художественными средствами рисует автор образ князя? Как это его характеризует?

3 группа рассказывает о князе Святославе.

Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о князе Всеволоде (5-6 минут на ответ группе).

Задание 3 группе.

2.Какими художественными средствами рисует автор образ князя? Как это его характеризует?

И тогда великий Святослав

Изронил свое златое слово,

Со слезами смешано, сказав:

«О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги?

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время — без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмем,

Диво ль старцу — мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовом кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, —

Перевод Н. Заболоцкого.)

4 группа рассказывает об авторе и Бояне.

Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о Бояне и авторе (5-6 минут на ответ группе).

Какую роль в произведении занимает Боян?

5. К чему призывает автор? Что осуждает?

- Заполняем таблицу (5-6 минут).

Таблица распечатана, лежит на столе у каждой группы. После заполнения дети оценивают её по образцу на экране (дают самооценку), затем отдают другой группе оценить, потом оценивает учитель.

На столе лежит листок для оценивания групповой работы, в нём список обучающихся группы, они ставят самооценку, ответственный ставит всем оценки за работу, затем учитель всем и ответственному в группе. Учитывается полнота, развёрнутость ответа, оформление ответа (богатство речи, выразительность речи, синтаксических конструкций), грамотность ответа (нет речевых ошибок, повторов, нарушения стиля). За выразительное чтение индивидуальная оценка.

Родство с Игорем.

К кому обращается?

Есть ли ответ, реакция?

Предположения об авторе.

III. Рефлексия.

• Что же узнали мы сегодня на уроке?

• Что показалось наиболее интересным?

• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?

• Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?

Итоги урока. Вывод: князья смелы, Всеволод показан как былинный богатырь, а Игоря автор осуждает за непродуманное решение, не умаляя его храбрости. Автор показывает битву как бы изнутри, но потом, в разгар битвы, он как бы поднимается над полем сражения и в лирическом отступлении вспоминает о прежних междоусобицах.Поражение Игоря можно рассматривать как следствие княжеских раздоров. Автор и Святослав призывают князей объединиться против общего врага. Это и есть настоящий патриотизм.

Система уроков разаработана для слабого класса и представляет собой комментированное чтение произведения.

ВложениеРазмер
urok_no1_slovo.docx 23.89 КБ
urok_no2._1_chast.docx 20.03 КБ
urok_no3._2_chast.docx 24.8 КБ
urok_no4_3_chast._slava.docx 18.63 КБ
slovo_o_polku_igoreve.pptx 2.72 МБ

Предварительный просмотр:

3.Тема урока. Целеполагание (Слайды №1-2)

Запись эпиграфа (слайд №3)

1)Работа со статьёй учебника стр.10-14

5. Беседа по прочитанному и просмотренному

--Сама рукопись погибла в пожаре Москвы 1812 года. Каковы же источники сохранившегося текста поэмы? (Копия, сделанная для Екатерины 2 и издание 1800 года)

--Какова историческая основа этого пр-я?

Обратимся к историко-культурному контексту времени создания повести.

Естественно, ослабленная междоусобными войнами русская земля была лёгкой добычей и для внешних врагов. Ужасом и проклятьем русской земли были степные кочевники половцы: они нападали на княжества, грабили и разоряли их, уводили в плен людей.

(Слайд№4) Информация о Лихачёве.

6.Работа с текстом. Зачин.

--Как вы поняли его содержание?

Левая сторона текста(чётные страницы) – язык, приближенный к древнерусскому.

Правая сторона (нечётные страницы) – современный перевод.

Древний текст позволяет нам почувствовать красоту, мелодичность, звучность древнерусского языка, современный текст позволяет понять смысл произведения.

2) Комментированное чтение зачина

Характеризуя манеру исполнения Бояна, автор использует развёрнутую метафору (слайд №6):

Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:

какую лебедь настигали,

та первой и пела песнь –

что зарезал Редедю пред полками касожскими,

красному Роману Святославичу.

Соколы – пальцы, лебеди – струны.

Автор уже в зачине показывает глубокое знание русской истории, упоминая князей, деяния которых воспевал Боян.

(Слайд №9) Красному Роману Святославичу. Тмутороканский князь, внук Ярослава Мудрого. Год рождения неизвестен, в 1079 году был убит половцами.

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством;

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

за землю Русскую.

Так заканчивается зачин и начинается основная часть повествования.

8.Домашнее задание (слайд № 10)

1)Назовите временные рамки древнерусской литературы.

2) С чем связано возникновение древнерусской литературы?

А) С возникновением Киевской Руси.

Б) С монголо-татарским нашествием.

В) С появлением на Руси письменности.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

А)религиозность Б) стремление развлечь читателя В) анонимность Г)описание жизни простых людей Д) каноничность

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

А) Правила жизни, которые автор хочет донести до читателя.

Б) Обращение к читателю, часто дружеское.

В) Жанр, содержащий одобрение чьим-либо поступкам и деяниям.

1)Назовите временные рамки древнерусской литературы.

2) С чем связано возникновение древнерусской литературы?

А) С возникновением Киевской Руси.

Б) С монголо-татарским нашествием.

В) С появлением на Руси письменности.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

А)религиозность Б) стремление развлечь читателя В) анонимность Г)описание жизни простых людей Д) каноничность

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

А) Правила жизни, которые автор хочет донести до читателя.

Б) Обращение к читателю, часто дружеское.

В) Жанр, содержащий одобрение чьим-либо поступкам и деяниям.

1) Соотнесите названия периодов древнерусской литературы и их временные рамки.

1)Литература периода Киевской Руси.

2) литература периода феодальной раздробленности.

3) Литература периода Московского государства.

А) 15-17 века; Б) 11-12 века; В) 13-14 века.

2) Какова главная задача древнерусской литературы?

А) Научить людей грамотности, чтению.

Б) Всесторонне развивать личность, дать знания.

В) Духовное и нравственное воспитание человека, спасение души.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

А)историзм Б) символичность В) стремление развлечь читателя Г) связь с устным народным творчеством Д) печатный характер текстов

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

4) Воинская повесть.

Б) Описание походов, сражений против внешних врагов.

В) Описание путешествий в иные земли.

Г) Описание жизни святых.

1) Соотнесите названия периодов древнерусской литературы и их временные рамки.

1)Литература периода Киевской Руси.

2) литература периода феодальной раздробленности.

3) Литература периода Московского государства.

А) 15-17 века; Б) 11-12 века; В) 13-14 века.

2) Какова главная задача древнерусской литературы?

А) Научить людей грамотности, чтению.

Б) Всесторонне развивать личность, дать знания.

В) Духовное и нравственное воспитание человека, спасение души.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

А)историзм Б) символичность В) стремление развлечь читателя Г) связь с устным народным творчеством Д) печатный характер текстов

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

4) Воинская повесть.

Б) Описание походов, сражений против внешних врагов.

В) Описание путешествий в иные земли.

Г) Описание жизни святых.

Предварительный просмотр:

поход Игорева войска.

3.Беседа по первым впечатлениям

Обратимся к композиции произведения.

(Композиция произведения – посторенние произведения, взаимное расположение его частей)

Запись в тетрадь

1)Повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями.

3)Возвращение Игоря из плена (плач Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

Отметим в тексте произведения границы частей.

В начале выступления дружины происходит солнечное затмение. Это явление природы считалось на Руси дурным знаком, предзнаменованием. Кажется, сама природа предупреждает Игоря о трагическом исходе похода.

-- Почему же Игорь продолжил поход, несмотря на плохое предзнаменование? Как это объясняет автор?

(Ум князя уступил желанию…)

2) В этой части автор опять, как и в зачине, обращается к Бояну. Он высказывает предположение о том, в каких выражениях воспел бы Боян поход Игоря. Здесь упоминается Троян и троянова тропа. Троян – старый русский языческий бог. Самого же Бояна автор называет внуком бога Велеса.

3)—Как отнёсся Всеволод к затее Игоря идти на половцев? (Одобрил его решение)

4) В этой части мы опять видим недюжинный писательский талант неизвестного автора. Он использует приём психологического параллелизма.

Природа предупреждает Игоря о последующих неудачах. Всё против этого похода: затмение солнца, птицы и звери стонут и кричат, див кличет на вершине дерева (нечисть). Но Игорь не прислушивается к этим грозным предзнаменованиям и упрямо ведёт свою дружину навстречу гибели.

5)Первая битва с половцами закончилась победой русских. Богатые трофеи достались им. Это ещё больше воодушевило русских. Но уже спешат к Дону половецкие князья Гзак и Кончак со своим войском.

7) Описание битвы

Предварительный просмотр:

2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение представлять информацию схематично, творческие способности, коммуникативную компетенцию.

3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

2.Тема урока. Целеполагание. Запись эпиграфа. (Слайд №11-12)

--О чём вторая часть произведения?

--К чему призывает автор русских князей?

4.Комментированное чтение 2 части

(Слайд №14) Информация о Святославе.

Во второй части автор переносит повествование в Киев, к Святославу Киевскому. Святослав видит тяжёлый и неясный по своему значению сон.

--Что увидел во сне Святослав? (слайд №15)

--Как же растолковали бояре Святославу его сон? (слайд № 16)

В своём слове Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая их объединиться и дать отпор половцам.

Ярослав Всеволодович, черниговский князь, родной брат Святослава, в ответ на призыв великого князя собрал своё войско и встал около Чернигова, защищая только свою землю.

В) Следующее обращение – к двум братьям, Рюрику и Давыду Ростиславовичам. (Слайд №21)

Соблюдая историческую объективность, скажем, что Давыд и его войско не сумели перешагнуть личной обиды: с 1171 года Давыд был князем Киевским, но Андрей Боголюбский потребовал, чтобы он и его три брата убирались из Киева в Смоленск. Понятно, что оскорблённые братья не захотели защищать Киев, из которого их незадолго до того изгнали.

Г) Третье обращение к Осмомыслу Ярославу, князю Галицкому.

5. Вывод по 2 части. (Слайды №25-26)

Автор показывает причину горького положения Руси: раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся бреши стали проникать половцы. Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности русской земли: четыре князя попадают в плен, половцы безнаказанно грабят и сжигают русские города, а князья думают о своих интересах и отказываются выступать против кочевников.

6.Жанровые особенности 2 части

Здесь, как и в 1 части, мы опять видим в авторе человека, блестяще знающего историю Русской земли, глубокого политика и истинного патриота.

--Сформулируйте основную мысль (идею) второй части.

8.Домашнее задание (Слайд №27)

1)Дочитать произведение до конца.

2)Найти и выписать в тетрадь определение основных понятий , стр.26

(словари, справочники, интернет)

3) Индивид. задание.

Читайте также: