Масленица младшая группа конспект

Обновлено: 05.07.2024

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.
Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты.
Упражнять в словообразовании.
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование:

Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.
Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине.
Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой.
Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации.
Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Аудиозаписи: народные, П.Чайковский - Времена года, Февраль: Масленица.

Предварительная работа:

Ход занятия:

Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям , что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.

Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.

Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.

Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!

Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто . (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем . (блины).
Испекли для дочек - назовем . (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда . (блинок).
Огромный, как домище - назовем . (блинище).

Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу по парте. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.

Посмотрите, как мы с Галиной Владимировной (помощник воспитателя) обменяемся подарочками:
- Галина Владимировна, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое! Светлана Алексеевна, мне очень приятно и вам вручить этот скромный подарок, примите его пожалуйста.
- Благодарю вас, мне очень приятно получить от вас подарок.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

Дегустация блинов под музыку.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Образовательные : Дать детям первоначальные представления о традициях празднования праздника Масленица через разучивание народных игр; п ознакомить детей с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями проведения праздника; формировать интерес к народному фольклору, народным подвижным играм.
Развивающие : Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление; р азвивать мелкую моторику пальцев рук, умение правильно держать карандаш, аккуратно, не выходя за контур раскрашивать картинку.

Воспитательные : Воспитывать интерес, любовь к истории и культуре родного народа; в оспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание применять их в жизни.

Образовательные области : познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, музыкальное развитие.

Приоритетная – социально - коммуникативное развитие

Детские виды деятельности : коммуникативная, игровая, наблюдение, изобразительная, музыкальная.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_ce50107646db0f5a2f17183dfd02a549.jpg.jpg

Воспитатель: - Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
Воспитатель: - Правильно, сейчас на дворе зима, но совсем скоро к нам придет весна. Вы заметили как, меняется погода, какое небо, солнце?
(Небо голубое, чистое, солнце светит ярко, от солнышка тепло).
Воспитатель: - Чтобы солнышко ярче светило, пригревало землю в давние времена, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как вы, люди пели для солнышка песенки - заклички. Послушайте одну из них.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
(Дети повторяют закличку со взрослым и два индивидуальных повтора).
Воспитатель: - Ребята, в старину на Руси люди отмечали самый веселый праздник - Масленица. Он длился целую неделю. Первыми праздновать начинали дети. Они делали из соломы большое чучело Масленицы, наряжали его и возили на санках по деревне. А в воскресенье чучело Масленицы сжигали. Так люди провожали зиму и встречали весну.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_1c871f4a518cef38deb33888522cf6d9.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_fcc2d1dd3ca5ad4e2950a6f91c896ca3.jpg.jpg

Воспитатель: - Люди собирались на площади, пели песни, водили хороводы, устраивали веселые представления. И взрослые, и дети катались с горы на санках, лыжах, веселились, шутили, ездили по деревне на лошадях.
(Помещаю иллюстрации).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_33a2a042297ad60be8dfcd530221e85a.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_f6895a0076e8834a3736010383527bae.jpg.jpg


Воспитатель: - А еще во время празднования Масленицы хозяйки всю неделю пекли блины и угощали ими всех родных и гостей, которые приходили к ним в дом.
(Помещаю иллюстрацию).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_c44464b0608617bed845c75aef333780.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_d76fc0ffb3134f0b827b38b77175f9c0.jpg.jpg

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 Кировского района Санкт-Петербурга

Цель. Знакомство детей с русским народным праздником Масленицей, посвященным концу зимы.

Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней,знакомство с народными играми, развитие непосредственного эмоционального восприятия. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа; любовь к родному краю.

1. Сюрпризный момент.

В группу вносится солнышко. Оно приглашает детей в гости на праздник.

2. Беседа: «Проводы Зимы".

Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник называли широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнышко,чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась.

3. Работа на магнитной доске. Коллективная аппликация -Солнце и лучики.

Дети по очереди прикладывают к фланелеграфу лучики к солнышку.

Всю Масленицу пекут блины.

Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед.

-Ребята, а на что похожи блины? Какой они формы? Цвета?

Блины — похожи на солнца.

В праздник Масленицы люди водили хороводы, пели песни.

-Какое главное угощение на Масленицу?

-На что похожи блинчики?

4. Подвижная игра Гори, Солнце, ярче.

Ход игры.

В центре круга - "Солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Летом будет жарче,

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.

Длились масленичные гуляния целую неделю. Целую неделю все от души веселились: катались с гор на санках, соревновались. Дети играли в снежки, строили снежные крепости, а заливая ледяные горы.

5. Подвижная игра Снежки. Дети по очереди кидают ватные снежки в контейнер.

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

А Митрошечка-до свидания.

Главная участница Масленицы — большая кукла по имени Масленица. Люди ее мастерили сами.

Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок. Куклу устанавливали в центре гуляний, водили хороводы вокруг нее, пели песни.

Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело.

Ход игры.

9. Солнышко благодарит детей за праздник, прощается с ними и угощает блинами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Конспект занятия

в первой младшей группе

Выполнила: Байрамова Х.Э.

г. Ставрополь, 2020г.

Цель: Знакомство детей с русским народным праздником Масленицей , посвященным концу зимы.

Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица , ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней, знакомство с народными играми, развитие непосредственного эмоционального восприятия. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа; любовь к родному краю.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

В группу вносится солнышко . Оно приглашает детей в гости на праздник.

2. Беседа : «Проводы Зимы".

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей . Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица . Веселый и озорной, длился он целую неделю : В эти дни устраивались игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник называли широкой Масленицей . С песнями и веселыми закличками звали Солнышко, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась.

3. Работа на магнитной доске. Коллективная аппликация -Солнце и лучики.

Дети по очереди прикладывают на доске лучики к солнышку.

Воспитатель: Всю Масленицу пекут блины . Что же самое главное в Масленице ? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы . Хозяйки пекли блины каждый день. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло , мед.

Воспитатель: Ребята, а на что похожи блины? Какой они формы? Цвета? Блины — похожи на солнца. В праздник Масленицы люди водили хороводы, пели песни.

Воспитатель: Какое главное угощение на Масленицу ? На что похожи блинчики?

4. Подвижная игра Гори, Солнце, ярче.

В центре круга - "Солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца) . Дети хором произносят :

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.

Воспитатель: Длились масленичные гуляния целую неделю. Целую неделю все от души веселились : катались с гор на санках, соревновались. Дети играли в снежки, строили снежные крепости, а заливая ледяные горы.

5. Подвижная игра Снежки. Дети по очереди кидают ватные снежки в контейнер.

Воспитатель: Главная участница Масленицы — большая кукла по имени Масленица . Люди ее мастерили сами. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок. Куклу устанавливали в центре гуляний, водили хороводы вокруг нее, пели песни. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу " — сжигали чучело.

7. Солнышко благодарит детей за праздник, прощается с ними и угощает блинами.

Автор: Антонова Мария Васильевна воспитатель МКДОУ п. Кедровый
Описание материала: Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: Знакомство детей со старинными обычаями встречи весны.
Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями проведения праздника.
Формировать интерес к народному фольклору, народным подвижным играм.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение правильно держать карандаш, аккуратно, не выходя за контур раскрашивать картинку. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание применять их в жизни.


Воспитатель: - Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
Воспитатель: - Правильно, сейчас на дворе зима, но совсем скоро к нам придет весна. Вы заметили как, меняется погода, какое небо, солнце?
(Небо голубое, чистое, солнце светит ярко, от солнышка тепло).
Воспитатель: - Чтобы солнышко ярче светило, пригревало землю в давние времена, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как вы, люди пели для солнышка песенки - заклички. Послушайте одну из них.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

(Дети повторяют закличку со взрослым и два индивидуальных повтора).
Воспитатель: - Ребята, в старину на Руси люди отмечали самый веселый праздник - Масленица. Он длился целую неделю . Первыми праздновать начинали дети. Они делали из соломы большое чучело Масленицы,наряжали его и возили на санках по деревне. А в воскресенье чучело Масленицы сжигали. Так люди провожали зиму и встречали весну.
(Помещаю иллюстрации).




Воспитатель: - Люди собирались на площади, пели песни, водили хороводы, устраивали веселые представления. И взрослые, и дети катались с горы на санках, лыжах, веселились, шутили, ездили по деревне на лошадях.
(Помещаю иллюстрации).




Воспитатель:- А еще во время празднования Масленицы хозяйки всю неделю пекли блины и угощали ими всех родных и гостей, которые приходили к ним в дом.
(Помещаю иллюстрацию).



Если позволяет время можно включить видео ролик и дети потанцуют под веселую мелодию.

Читайте также: