Конспект дифференциация ть дь

Обновлено: 04.07.2024

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

Да-дя
Ды-ди
Ду-дю
До-дё
Дя-да
Ди-ды
Дю-ду
Дё-до
Дя-да-дя
Ди-ды-ди
Дю-ду-дю
Дё-до-дё
Да-дя-да
Ды-ди-ды
Ды-ди-ды
До-дё-до

2. Повтори слова.

Дон - день
Давать - дева
Дымка - Димка
Даня - Дина
Давно - дивный
Давай - диван
Дым - Дима
Дата - дети
Дали - дело
Дочь - дичь
Банда - бандит
Вода - водяной
Дуло - диво
Динь - дон
Радость - радио

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект логопедического занятия в группе обучающихся 2 класса.doc

Развитие слухового и фонематического восприятия посредством упражнений по звуковому анализу и синтезу.

Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Д – Т в устной и письменной речи ;

Развитие связной речи ;

Уточнение и активизация словаря ;

Развитие грамматического строя речи через упражнения согласования прилагательных и существительных.

Развитие внимания и памяти;

Развитие зрительного гнозиса;

Развитие мелкой, общей моторики;

Развитие межполушарного взаимодействия посредством выполнения специального комплекса кинезиологических упражнений.

Формирование культуры поведения на занятиях;

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Формирование мотивации на сохранение здоровья, на бережное отношение к осанке.

Оборудование: картинки девочки и мальчика, опорные слова, мяч, цветные окошки из картона, картинки, кружочки красного, оранжевого и синего цвета, магнитная доска, презентация.

Рассаживание: каждый ребенок садится на свое место, если есть необходимость, ученик под ноги ставит подставку.

Создание положительного настроя на занятие: приветствие логопеда, утверждение, что всё получится, надо только постараться: внимательно слушать логопеда, и ребят, активно поднимать руку, отвечать на вопросы.

Выполнение подготовительных упражнений.

Выполнение артикуляционной гимнастики (перед индивидуальным зеркалом).

Выполнение пальчиковой гимнастики и кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия:

Сминание бумажной салфетки. Сминаем пальчиками так сильно, чтобы получился маленький комочек.

Перекатывание в ладонях граненого карандаша: неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Оформление тетрадей.

Введение в тему занятия.

К нам сегодня на занятие пришли в гости девочка Тома и мальчик Даня. Они подготовили много разнообразных заданий. Первое задание: посмотрите на доску (на доске слова: том-дом, тачка-дачка, плоты-плоды), прочитаем слова. Слова похожи? (да). Чем отличаются слова? (звуками [т] и [д]). Одна буква изменила значение целого слова и нам очень важно научится их не путать.

Как вы думаете, какие звуки мы будем различать на занятии? (т-т’, д-д’)

Куда мы повесим букву Д – под колокольчик или наушник? Букву Т?

Цель занятия: сегодня мы будем учиться различать звуки т-д, т’-д’, буквы Д-Т в словах, словосочетаниях и предложениях.

Назовем мы книжку… (том).

Для жилья построим… (дом).

Вот тележка, это… (тачка).

Дом в саду зовется… (дачка).

По реке плывут… (плоты).

Зреют на ветвях… (плоды).

Закончи предложение. Запиши, обозначь звуки Д-Д’, T - T ’. Даня и Тома просят нас помочь правильно закончить предложения. Прочитаем их. (презентация). А теперь запишем эти предложения в тетрадь (все записывают, один диктует). Взяли простой карандаш: букву Д мы подчеркиваем двумя чертами, а букву Т – одной (например, в слове гвозди буква д – подчеркиваем одной чертой).

Гвозди забивают… (молоток).

Землю копают … (лопата).

Дрова рубят … (топором).

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу

Топай правою ногою

Топай левою ногою

Снова правою ногою

Снова левою ногою

Вот тогда придешь домой.

Следующее задание , которое нам предлагают ребята (презентация).

На магнитной доске 6 окошек красного, зеленого, желтого, синего, оранжевого и фиолетового цвета (по количеству детей). Предлагаем ребенку выбрать окошко. При этом составляет фразу (я открываю красное окошко). Достает картинку, определяет, какой звук есть в слове (т или д).

Одеяло, конфеты, кактус, тюльпан, тигр, помидоры.

Запишем словосочетания в тетрадь (один ученик пишет на доске, диктуя, а остальные в тетради).

Посмотрите внимательно на данные слова, догадайтесь, какие буквы пропущены в словах. Прочитаем каждое слово.

А теперь составим с данными словами словосочетания: соотнесём слово с картинкой и запишем полученные словосочетания. Картинки: мандарин

__РУДНОЕ ___ЕЛО ГЛА__КИЙ ЛЁ____

Похвала детей за работу. Даня и Тома благодарят вас за работу на занятии, за вашу активность.

Итог. Понравилось ли вам занятие? Что вас удивило?

На ваших столах кружочки красного, оранжевого и синего цвета: если вам понравилось занятие – положите в верхний левый угол красный кружочек; если что-то не понравилось – оранжевый и синий, если не понравилось занятие вообще.

- развивать умение читать и писать слова с буквами Т и Д.

Коррекционно-развивающие :

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать связную речь;

- развивать эмоциональную сферу;

- развивать общую, мелкую моторику;

- развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательная :

- воспитывать навыки организационного поведения.

Оборудование: квадраты трех цветов (красный, зеленый, синий, картинки к словам, листы с заданиями на каждого ребенка, картинки со звуками [т], [д], [ть], [дь], схема описания звуков, буквы Т и Д.

Ход занятия.

У каждого из вас есть квадратик синего, зеленого или красного цвета. Это звуки прислали вам приглашение. Посмотрите внимательно на квадратики сначала пройдут те, кого пригласили гласные звуки, потом те, кого пригласили согласные твердые звуки, и потом, сядут те, кого пригласили согласные мягкие звуки.

1. Работа со звуками.

- Рассмотрите картинки и скажите, что на них изображено.

- На этих картинках дом и том.

- Это очень похожие слова, а чем они различаются?

- В слове дом первый звук - [д].

- В слове Том первый звук - [т].

Поменялся один звук, а изменилось все слово.

- Давайте подумаем, чем похожи и чем отличаются эти звуки.

- Произнесите звуки [д] и [т].

- Одинаково ли положение губ и языка при произношении этих звуков? (Одинаково)

- А чем отличаются эти звуки?

Ребенок около доски по схеме даёт характеристику звуков [т] и [д].

[Т] - согласный, глухой, твердый.

[Д] - согласный, звонкий, твердый.

- Ребята, я назову вам звуки, а вы составьте слова и узнаете, как зовут детей. - Д-И-М-А

- какой первый звук в слове Дима?

- какой первый звук в слове Тима?

- Произнесите звуки [дь] и [ть].

- Одинаково ли положение губ и языка при произношении этих звуков? (Одинаково)

- А чем отличаются эти звуки?

Ребенок около доски по схеме даёт характеристику звуков [ть] и [дь].

[ть] - согласный, глухой, мягкий.

[дь] - согласный, звонкий, мягкий.

Логопед называет слоги, а дети их повторяют.

Та - да - та, ды - ты - ты, ду - ду - ту,

Тя – дя - дя, ди–ти -ди, тю–тю –дю.

Слоги: да, та, до, ту, ты, ды, тэ.

Слова: дом, пальто, Таня, пакет, Даша, батон, бидон.

Слоги: дя, тя, дё, тю, ти, ди, те.

Слова: телефон, дерево, котик, полдень, водичка, катер.

Логопед: «Я начинаю предложение, а вы называете последнее слово, подходящее по смыслу, находя его на картинке.

Назовем мы книжку. (том)

Для жилья построим. (дом)

Вот телега, это (тачка)

Дом в саду зовется (дачка)

По реке плывут. (плоты)

Зреют на ветвях (плоды)

- А, теперь, узнаем как зовут детей на картинке, добавив слог [тя] или [дя].

Ка. Ми. Воло. Нас. Кос. Ви… На. Мо…

Ребята, встаньте. Мы сейчас с вами поиграем.

Логопед показывает детям, какие в лесу растут елочки: большие (руки поднять вверх, маленькие (руки опустить вниз). Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания.

7. Звуковой анализ и синтез слов.

Подбери схемы к словам душ, диван. Соедини линиями схемы и соответствующие картинки (задания на листе).

- Сколько слогов в слове душ?

- Сколько слогов в слове диван?

- Сколько слов в предложении?

- Какое 1 слово в предложении?

- Какое 3 слово в предложении?

- Какое 2 слово в предложении?

- Какое последнее слово в предложении?

- Сделаем физминутку для пальчиков.

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о друга)

Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная с мизинчика)

10. Замени букву, а затем напечатай в клеточках получившееся новое слово (задание на листе).

Вот и подходит к концу наше занятие.

- Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание показалось трудным?

Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию. Тема: Звук и буква [Ц].


2. Развивать фонематический слух, определять заданный звук среди слогов и слов.

3. Закреплять умение составлять и умение анализировать звуковую схему к словам.

4. Развивать звукобуквенный синтез слов.

5. Развивать психические процессы

Демонстрационный материал:

- символы звуков (кружки зелёного и синего цвета);

- предметные картинки: Бабочка, Утка, Рыба, Автобус, Танк, Игла, Носки, Очки;

Раздаточный материал:

- пеналы с цветными фишками;

- кассы с буквами

Ход занятия:

Дети выбирают картинку и определяют заданный звук.

Логопед использует символы звуков (кружки синего и зелёного цвета).

Логопед называет слова, а дети выполняют указания: молоток, тело, дятел, дочка, буратино, дом, тигр, телефон, туча, точка, девочка, диван, лопата, дудочка и т. д.



5. Составь звуковую схему к словам и проанализируй их:


Сколько всего звуков в слове?

Назови гласные звуки?

Назови согласные твёрдые и мягкие звуки?

Сколько в слове слогов?

Используются пеналы с цветными фишками для составления звуковой схемы.

6. Выучить скороговорки и проговори в разном темпе (медленно, с ускорением, быстро).

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Мои тетеревята — здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!

Физминутка: Речь с движением.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы свои зонты открыли,

От дождя себя укрыли

7. Закончи предложения нужным по смыслу словом:

Гвозди забивают …(молоток).

На лугу растёт сочная…(трава).

На опушке леса растут…(деревья).

К нам домой пришли…(гости).

8. Исправь ошибку. Повтори, как правильно должно быть. Замени на нужный звук.

Дедушка уточкой ловит рыбу (удочкой)

Дрова рубят мотором (топором)

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку (точку)

Рыбу ловят дудочкой (удочкой)

9. Деление слов на слоги. Какую картинку задумала, если я хлопнула

1 раз, 2 раза, 3 раза, 4 раза?

Логопед предлагает предметные картинки: ка-ран-да-ши, ло-па-та, дро-ва, дым.

Дети самостоятельно определяют количество слогов в словах, прохлопав в ладоши.

(выделять первый звук в словах и прочитать новое слово слева-направо).


Логопед предлагает кассы с буквами.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, звуковая схема, зеленый цвет, картинка, синий цвет, слово, заданный звук, кружок, логопед, ребенок, символ звуков, слог, согласный, Тана, фонематический слух.

Похожие статьи

Развивать фонематический слух.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи.

Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык. Похожие статьи. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

Система работы по дифференциации звуков при.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного.

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая структура, звуковой состав, вид работы.

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте. 2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж]. 3. Закреплять умение изменять силу голоса. 4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

Похожие статьи

Развивать фонематический слух.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи.

Карточка № 1 Подбор картинок на заданный звук.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

звук, слово, ребенок, звуковой анализ, ударный слог, слог, звучащее слово, согласный, звуковой разбор, русский язык. Похожие статьи. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

Система работы по дифференциации звуков при.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ.

Формирование фонематического восприятия как залог успешного.

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая структура, звуковой состав, вид работы.

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте. 2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж]. 3. Закреплять умение изменять силу голоса. 4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

Читайте также: