Конспект урока фольклорные традиции в русской литературе

Обновлено: 07.07.2024

Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.

Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.

Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304.
  2. Иванова Е. В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.112.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96.
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112.
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400.
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80.
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 27.
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80.
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.

1) тексты, которые сочиняют сами дети;

2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.

Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.

К первой группе можно отнести следующие жанры:

Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.

Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.

Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.

Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:

Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.

Теоретический материал для углублённого изучения

Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Подчеркните верный вариант:

Заклички – это обращение к:

- силам природы и временам года

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены конспекты уроков РРЛ-7 по темам:

Конспекты уроков родной русской литературы в 7 классе

Автор Танашевич А.А.

Русские народные песни: исторические и лирические

Тип урока: урок открытия знаний.

Образовательная: углубить представление учащихся о многообразии фольклорных жанров. Пробудить интерес к фольклору как к зеркалу народной души. Познакомить с народной песней как с видом устного народного творчества.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: раздаточный материал (при наличии ИКТ – видеоурок), тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

3) Мотивация и целеполагание.

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической и исторической песнями.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

1. народные сказки

3. обрядовые песни

Свойства фольклора

1. Анонимность (отсутствие автора).

2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

5) Первичная проверка понимания.

Жанры народной песни

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.


На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади


б) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

в) С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

г) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

Вопросы и задания:

1. Определите тему и основную мысль песни.

2. Какую печальную новость принес есаул?

3. С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана?

4. Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

 Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

 Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются


Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная.

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.


Вопросы и задания:

 Каким настроением проникнута песня?

 С помощью каких поэтических символов передается это настроение?

 Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини?

 Какова тема и основная мысль произведение?

 Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выучить содержание конспекта, выразительно читать песни (в приложении), уметь отвечать на вопросы.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 Какие жанры народных песен вам известны?

 Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

 Какова тематика лирических песен?

 Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

 В чем отличие лирических песен от исторических?

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

Тип урока: урок открытия знаний.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического созна-ния через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: выучить содержание конспекта, выразительно читать песни в приложении, уметь отвечать на вопросы.

3) Мотивация и целеполагание.

С особой глубиной народно – поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством.

Именно Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения.

Песни литературного происхождения - это произведения, которые вошли в народную словесность из профессиональной литературы. Чаще всего - песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринятый текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, и песня начинала бытовать как народная.

Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стих) ложился на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным.

Бывало и то, что в основе определенного авторского текста составлялся подобный мотивами и образы, с той же ритмомелодикой, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.

Каждая песня литературного происхождения имеет свою историю (которая, однако, не всегда сохраняется в народной памяти), проходит разные периоды распространения, шлифование, переработки, пока входит в народную традицию, испытает определенных изменений (временами довольно значительных), наслоений разных эпох и т.п. Но, несмотря на тщательную народную обработку (кое-где на протяжении нескольких столетий), песни литературного происхождения все же отличались от народных специфическими чертами. Это дает основание относить их к разряду песен, авторство которых не сохранилось, которые не имеют литературных соответствий, но определенными признаками выделяются из собственно народных. Самой определяющей их чертой является другой уровень индивидуализации. В то время как устное народное творчество выбирает все самое типичное, создает схематические сюжеты и довольно абстрактные обобщенные образы, литературная песня как индивидуальное творчество построено на основе личных переживаний, нетрадиционных ситуаций: фольклорное обобщение жизненных явлений здесь уступает место индивидуальным чувствам, которые вызваны конкретными обстоятельствами. Лирический герой таких песен высказывает свое видение и понимание мира, которое, как правило, не совпадает с общепринятым.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Случай с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине.

Поэт создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же, как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами), показывая ее поэзию и мудрость.

5) Первичная проверка понимания.

Стенька Разин – образ русского бунтаря, память о котором хранит русское сознание. Цикл составляют три стихотворения, в которых использованы типичные для фольклорных песен о Разине сюжеты: Разин приносит в жертву реке персидскую царевну, сталкивается в Астрахани с воеводой и решается на разбой.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.

Песни о Стеньке Разине

Анализ произведения:

Данный урок литературы позволит актуализировать имеющиеся знания обучающихся о фольклоре и вызвать интерес к более глубокому анализу фольклорных традиций в творчестве писателя. Урок рассчитан на учащихся 9 класса, которые уже могут рассуждать, анализировать, делать выводы.

Образовательная: знакомство учащихся с практикой собирания и обработки фольклора как особой художественной системы и формирование у них представлений об особенностях использования фольклора в творчестве русских писателей XIX века.

Развивающая : способствовать развитию толерантного сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных.

Воспитательная: воспитание у молодежи позитивного отношения к фольклору – народной мудрости, которая полно и многогранно восстанавливает картину народной жизни, раскрывает душу народа, его достоинства и особенности.

В ходе проведения урока основной упор делается на реализацию интерактивных средств и способов обучения, а также будут использованы элементы личностно-ориентированной, проектной технологии и технологии проблемного диалога, направленных на углубленное изучение учащимися способов изучения и систематизации устного народного творчества

Оборудование: результаты предварительной работы по подбору теоретического материала, компьютер, проектор, фотографии, видеоролики.

Временной интервал данного мероприятия составляет 40 минут.

Ход классного часа

В качестве подготовительной работы обучающимися были подготовлены устные выступления на следующие темы:

1 этап Постановка проблемы

Хочу Вам представить сегодняшнего эксперта Светлану Александровну Жадовскую, научного сотрудника отдела фольклора Института русской литературы Российской академии наук. Институт русской литературы находится в Санкт-Петербурге, откуда мы и поговорим со Светланой Александровной.

Сейчас я прочитаю высказываение о писателе, а вы попробуйте догадаться, о ком идет речь? Одной из самых характерных особенностей художественного
мира (этого писателя) является яркое и детальное изображение различных на­родных обычаев и обрядов, включение в образную систему произве­дений значительного фольклорного материала. (Н.В. Гоголь)

Напомнит значение термина

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции.

Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. (ссылка на теоретический материал) [3] . И на уроках литературы мы убеждались в том, что невозможно сделать качественный анализ эпизода, портрета героя, композиции произведения без обращения к фольклорным традициям.

Учитель Поможет нам Шабельская Мария

Большое спасибо. Посмотрите на фотографии, кто-нибудь знает, что это? (фонограф и валики) А скажите, как собирался фольклор? Знаете ли вы имена известных сказителей и фольклористов (исследователей фольклора)? Как вы думаете, нужно об этом говорить, если фольклор имеет такое большое значение в художественной литературе? Можете догадаться о теме нашего урока? Предлагаю сегодня поработать и узнать ответы на вопросы, которые вызвали у вас затруднение. А поможет нам в этом Светлана Александровна.

СА : Здравствуйте, Анна Сергеевна, дорогие ребята и гости! Мы с вами переносимся сейчас в Петербург, на Стрелку Васильевского сотрова, где находится Институт русской литературы Российской академии наук. Это научно-исследовательский институт, который носит также название Пушкинский Дом. Посмотрите на него (несколько фото). Хотя А. С. Пушкин или его современники никогда не бывали в этом здании, здесь хранятся его рукописи, черновики и наброски, здесь работали и работают исследователи его творчества. Пушкинский Дом был задуман во время подготовки к столетнему юбилею поэта в 1899 г., открыт Академией наук под патронажем Великого князя Константина Константиновича, тоже поэта, через несколько лет (в 1905 г.), и с тех пор его коллекции пополнялись все новыми и новыми материалами. Сегодня здесь находятся рукописи, черновики, прижизненные издания, личные книги с пометками и вещи многих других русских писателей и поэтов и ведется научное изучение их творчества.

И конечно, в институте есть отдел русского фольклора. Сокровищницей отдела фольклора является фонограммархив. Это собрание огромного количества звукозаписей народно-поэтического и песенного творчества, сделанных в самое разное время и на различные носители.

Как вы думаете, ребята, зачем вообще когда-то понадобилось собирать, записывать народное творчество?

(потому что любое авторское творчество вырастает на основе народных традиций и ими питается)

Да, и началось собирание народного творчества (песен, сказок) одновременно со становлением национальной русской литературы – в 18 в.

А почему, на ваш взгляд, собирание фольклора приобрело размах в 30-е годы XIX века?

Учитель На этот вопрос постараются ответить Корнева София и Антипина Софья

Как и следовало ожидать, первыми известными собирателями фольклора стали сами литераторы, которые осознавали важность народного творчества для всей русской культуры и старались зафиксировать его. При этом они использовали эти материалы в своих произедениях, творчески перерабатывая их.

То же можно сказать о Гоголе: в письмах к родным он высказывал просьбы присылать ему подробнейшие описания костюмов и обрядов с текстами.

СА. Позвольте вам процитировать литературоведа-фольклориста Валерию Игоревну Еремину

Но только ли литераторы собирали фольклор?

Учитель на этот вопрос нам ответит

Не только литераторы, но в целом представители дворянской и разночинной интеллигенции (то есть образованные люди) первыми стали записывать фольклор (не только в России: братья Гримм). Часто открытия в области изучения фольклора происходили случайно: в середине 19 в. П. Н. Рыбников, будучи сосланным в Олонецкую губернию, обнаружил там живую былинную традицию и в одиночку записал почти 300 былин. Вслед за ним многие профессиональные фольклористы предприняли экспедиции, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги песенного эпоса и сделаны записи тысяч былинных текстов. Самый известный из фольклористов этого времени – А. Ф. Гильфердинг, действительный статский советник и член-корр. Академии наук (еще 318 былин от 70 сказителей). Благодаря этим людям мы имеем возможность сегодня, когда былины уже не поются и не рассказываются, узнать, как это было когда-то.

СА. Как велись записи фольклора в то время? Записывали по ходу исполнения, вручную, карандашом. А почему именно карандашом, как вы думаете?

(Потому что макать перо в чернильницу некогда было: ничего не успели бы записать).

Да, поэтому говорят, что карандаш – главное орудие фольклориста. Но даже карандашом трудно было успеть за сказителем, поэтому Рыбников, например, просил исполнять былину несколько раз, и фольклорист дополнял свои записи.

Учитель Новый шаг для фольклористов связан с фамилией Эдисона. Об этом расскажет Токарев Александр

Но понятно, что технические средства, способные записать и передать звук, - мечта фольклориста. Так п ервый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, положивший начало звукозаписи. Изобретён в 1877 Т. А. Эдисоном (США). Запись звука в фонографе Эдисона велась на цилиндрический барабан (фонографический валик), обернутый оловянной фольгой. Немного позже Эдисон стал использовать восковые цилиндры (валики), и это позволило удлинить длительность записи.

(Фото фонографа и валиков)

С.А. Эдисон подарил фонографы самым знаменитым людям мира, находившимся в преклонном возрасте. Такой аппарат получил и Лев Николаевич Толстой в 1895 г. и периодически записывал на него вплоть до 1908 г. Эти записи также хранятся в фонограммархиве Пушкинского Дома. Давайте послушаем голос Толстого.

(Фрагмент записи – до 1 мин.)

(Фонозапись, до 3 минут)

Учитель Как в слышите, какие существенные недостатки были свойственны фонографам?: (низкое качество записи, непродолжительность проигрывания; непрочный восковой слой выдерживал небольшое количество воспроизведений (от 1 в первых до 25 в усовершенствованных). Запись нельзя было копировать.) Светлана Александровна, расскажите, удаётся ли сегодня копировать информацию с восковых валиков?

В настоящее время в фонде Фонограммархива более 150 000 единиц хранения (фонозаписей на разных носителях). Наряду с записями русского фольклора, представлены звуковые материалы различных народностей, проживающих как на территории России, так и за ее пределами.

Учитель Сегодня записывать фольклор стало гораздо проще, как вы думаете, как это происходит?: (в нашем распоряжении есть видеокамеры, цифровые фотоаппараты и, самое главное, - цифровые диктофоны. Длительность записи не ограничена, записи можно свободно вопроизводить и копировать. Но и фольклор стал разнообразнее).

С.А. Ребята, вспомните, какие жанры устного народного творчества вы знаете? Можно привести известные вам примеры для каждого жанра.

( сказки, песни – обрядовые (свадебные, календарные), плясовые и хороводные, лирические, колыбельные; былины, легенды и предания, пословицы, поговорки, загадки, частушки, былички и бывальщины).

С.А. Ребята, как вы думаете, а современный фольклор существует?

Наверняка вы еще с детского сада помните считалки, дразнилки, особые приметы. Все это тоже записывается и изучается современными фольклористами. При этом продолжается собирание и традиционного фольклора в деревнях. Давайте посмотрим фрагмент современной экспедиционной видеозаписи.

Учитель Современный фольклор влияет на литературу? (Если образ попал на язык народу, значит, в данный момент это очень важно. (Если времени достаточно, то можно привести несколько примеров современного фольклора.

Сегодня фольклор, как и литература, существует и развивается; можно говорить о всенародном устном творчестве. Классовое разделение сменилось разделением на социальные группы: фольклор туристов, студенческий фольклор, шахтерский, тюремный и т.д. Идет постоянное взаимовлияние фольклора и литературы, но это взаимовлияние двух родственных искусств слова - устного и письменного, в обоих случаях искусства образного слова.

Изучение фольклорных традиций в литературе, проблема фольклоризма в творчестве того или иного писателя - одна из наиболее распространенных в литературоведении. Взаимодействие литературы с фольклором - не односторонний процесс. Наблюдения над современным фольклором показывают, что не только устное народное творчество влияет на литературу, но и литература - на фольклор. В каких формах отражается это влияние, что берет фольклор из литературы.

К уходящему фольклору должно быть очень внимательное и бережное отношение. Им нельзя не восторгаться, его нельзя не любить. Он может (и должен) звучать со сцены, по радио и телевидению - но все равно он не заменит современного фольклора. А современный фольклор творится сегодня: на основе традиции или на основе ломки традиции - в этом разберутся потомки. Наш долг перед ними - беречь и сохранять, записывать и фиксировать все.

Итак, давайте подведем итоги! Что нового для себя вы сегодня узнали? Есть что-то, что вас потрясло?

Отметки за урок: отличные получают все выступающие и активно работающие.

Д/З читать две первые главы Н.В. Гоголя “Мертвые души” брать на заметку фольклорные традиции в образной и композиционной системе поэмы.

3. Традиции, обычаи и праздники

Отражением жизни народа и
общества всегда была
литература, поэтому нет
такого русского писателя,
который бы не говорил с
восхищением о народном
быте, о веселых праздниках,
традициях и обычаях, которые
являются неотъемлемой
составляющей русской
культуры. Произведения
русских классиков являются
нитью, связывающей нас с
прошлым, знакомят нас с
бесценным культурным
наследием великого русского
народа.

Русский народ поистине уникален, потому что наряду с
высокоразвитой современной культурой бережно хранит
традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в
православие, но даже в язычество.
Христианство подарило русским такие замечательные
праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а
язычество – Масленицу и Ивана Купала.

Любимыми русскими праздниками всегда были Новый год и
Рождество.
История празднования Рождества в России восходит к X веку,
когда произошло крещение Руси. Это православный праздник, второй
по значимости после Пасхи для русского народа. Рождество считается
праздником милосердия. Это день примирения, прощения обид и
совершения добрых дел, а главное – сделанное за день соизмеряется с
заповедями Христа.
Рождество приходится на период народных святок, которые
начинаются с Сочельника (24 декабря/6 января) и заканчиваются
Крещением (6/19 января).

Наряду с волшебными сказками по мотивам народных обычаев
и рождественскими рассказами с каноническим сюжетом выделяют
авторский рассказ, традиция которого пришла в Россию из Европы —
вместе с традициями светского праздника как такового.
Рождественский рассказ - это небольшое произведение о чуде, которое
случается в рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную
жизненную ситуацию.
Сочельник — последний день рождественского поста, представляющий
собой торжественное застолье. Собравшиеся приступают к еде после того,
как появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит ещё в
сумерках. Такие обычаи и обряды, призваны обеспечить хозяйственное и
семейное благополучие в течение всего года. В этот день христиане
смиренны, совершают добрые дела, раздают милостыню.
Чудо совсем не обязательно связано с событиями сверхъестественного
порядка - посещением ангелов или Христа (хотя встречается и такое),
гораздо чаще это чудо бытовое, которое может восприниматься просто как
удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Однако для
рассказов, опирающихся на евангельскую систему ценностей, и
случайности не случайны: в любом успешном стечении обстоятельств и
автору и героям видится милостивое небесное водительство. Чудо
Рождества

Масленица - древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в
.
течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы,
озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего
обновления природы.
На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник.
Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной,
разорительницей.
На каждый день масленой недели существовали определённые обряды.
Как в старину, так и ныне, главное угощение на Масленице – это блины,
которые пекут каждый день, начиная с понедельника. Потчевание
блинами на масле и водкой породило поговорку: "Не житье, а
Масленица".

Пасха, Светлое Христово Воскресение - главный православный
.
праздник не только в религиозном, но и в культурном смысле.
Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром
всей библейской истории и основой всего христианского учения. Праздник
Пасхи празднуется очень торжественно и с большим размахом. После
пасхального поста устраиваются роскошные застолья и народные гулянья.
Но сначала ходят в церковь, освящают куличи и крашеные яйца. Пасху
любят и взрослые, и дети.
Духовная природа этого светлого торжества не могла не найти
отражения в русской литературе. Многие выдающиеся писатели
обращались к теме пасхальных праздников, размышляя о
непреходящих духовных ценностях: о добре и милосердии, о
страдании и сострадании, о любви и прощении.

Ночь на Ивана Купала – самый .яркий праздник славянского лета.
Корни его уходят в незапамятную древность. Этот праздник окружён
мифами и легендами. Он очень поэтичен: романтика любви и тайны
пронизывает Купальскую ночь, расцветая в строках фольклора. Но не
только в народных песнях отражена красота Купальской ночи.
Писатели и поэты XIX – XX веков тоже обращались к мифологической
тематике купальских костров и цветущего папоротника.

Романтичный и богатый мифологией праздник Иван Купала всегда
волновал поэтов. К теме Купальской ночи обращались Александр
Блок, Сергей Есенин и др.
Иванова ночь
Мы выйдем в сад с тобою, скромной,
И будем странствовать одни.
Ты будешь за травою темной
Искать купальские огни,
Я буду ждать с глубокой верой
Чудес, желаемых тобой:
Пусть вспыхнет папоротник серый
Под встрепенувшейся рукой.
Александр Блок

Произведения русских классиков – это неисчерпаемый
кладезь знаний о традициях, обычаях и нравах наших
предков. Они помогают передавать эти знания из
поколения в поколение.
Русские люди обязаны беречь и уважать
неотъемлемую часть русской культуры.
Спасибо за внимание!
эту

Читайте также: