Физические тела физические явления конспект

Обновлено: 07.07.2024

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.

Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор. Познакомить с методами получения физических знаний. Показать связь физики с другими науками.

Оборудование: камертон, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрофорная машина, стеклянная и эбонитовая палочка, султаны, колба с водой и спиртовка, призма для получения дисперсионного спектра, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, портреты ученых.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем.

Учитель: Кабинет физики – это своего рода для вас будет с этого урока уникальной лабораторией и в то же время здесь будут совершаться открытия новых фактов и законов. Обратите внимание на оформление кабинета, своеобразие кабинета по сравнению с другими кабинетами школы. (Это электрифицированные столы, наличие большого количества оборудования, множество фотографий ученых и астрономических объектов, своеобразие школьной мебели). И соответственно в этом кабинете нужно вести себя как в научной лаборатории, для этого существуют определенные правила поведения в кабинете физики. ( Знакомство с инструкцией по технике безопасности).

II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

Учитель. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” - природа).

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике.

Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.(Ответы учащихся- строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.)

Учитель. Вы никогда не задумывались над такими вопросами:

Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет?

Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?

Как вода поступает на самую макушку дерева?

Как слово, сказанное в Москве, может услышать житель Владивостока?

Ответы на все эти вопросы дает именно физика.

Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.

Запишем тему урока: “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.

Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Учитель. Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Все вокруг нас предметы, животные, люди, небесные тела называются в физике физическими телами.

(Показ физических тел: ручка, книга, парта)

Всякое тело имеет форму и объем.

Приведите примеры тел, которые имеют одинаковую форму (мыльный пузырь, мяч, капля)

Эксперимент: вот две ложки, они разного объема, но одинаковой формы.

Каждое тело изготовлено из какого-то материала.

Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.

(Показ физических тел, состоящих из разных веществ). Ложки бывают: стальные, алюминиевые, деревянные, керамические, пластмассовые. Из одного вещества может быть изготовлены разные тела, дерево – бумага, стол, стул, рамка, ложка.

Приведите примеры тел, которые изготовлены из стекла. (Лампа, посуда, телевизор, окна)

Приведите примеры веществ, из которых может быть изготовлен стол. (Стекло, дерево, железо, пластмасса).

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.). Вокруг нас происходит очень много разных явлений, движений и т.д.

Подумайте, что происходит, когда мы включаем настольную лампу. Щелкнула кнопка, комната озарилась светом. И все? А на самом деле: под давлением пальца произошло механическое перемещение контакта, замкнулась цепь, по проводам потек электрический ток, под действием тока нагрелась спираль лампы и атомы металла, из которого она сделана, стали излучать частички света, а матовый шар, окружающий лампу, рассеял его по комнате. Разговор здесь идет о явлениях.

Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.

(Учитель показывает картины природных явлений ( картины художников), а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них).

Механические (скатывание шарика по желобу, колебание математического маятника)

Электрические (действие электрофорной машины , электризация султанов)

Тепловые ( кипение воды и конденсация на стекле)

Звуковые (звучание камертона)

Магнитные( действие магнитов на железные опилки и получение магнитных спектров разных видов магнитов)

Световые (получение изображения свечи на экране при помощи линзы, демонстрация дисперсионного спектра)

Физические величины - это объем, температура, время, площадь, скорость, масса. Физическую величину можно измерить, т.е. сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Каждая физическая величина измеряется в своих единицах. Например, единицей времени считается секунда, единицей длины – метр.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр, весы (учитель показывает демонстрационные приборы, которыми оснащен кабинет физики).

Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? ( Ответы учащихся- многие знания появляются из собственных повседневных наблюдений). Источники физических знаний – наблюдения.

Учитель. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

В начале XVII века итальянец Галилео Галилей ввел в практику опытный метод.

Опыт -- обдумывание его результатов-- рождение гипотезы-- вновь проверка опытом -- создание теории -- применение на практике.

Учитель. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Иногда звенья этой цепочки могут меняться местами.

Методы изучения физики:

Опыты, эксперименты

Опыты в отличие от наблюдений проводят с какой-то целью. На природные наблюдения человек влиять не может.

III. Проверка усвоения изученного материала

(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности ; количество заданий можно сократить).

1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.

4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.

5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.

3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.

4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?

3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.

2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?

3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?

Оптика — очки и телескопы, фотоаппараты и киноаппараты можно было сделать только благодаря тому, что физики изучили, как распространяется свет в воздухе и стекле. Конструирование и изготовление кораблей, самолетов, воздушных шаров основывается на знании закономерностей, которым подчинены жидкости, газы и тела, в них движутся.

Наши дома заполнены физическими приборами. Эти приборы освещают комнаты, помогают готовить и хранить пищу, убирать квартиру.

Часы, телефон, телевизор, микроскоп — все это также физические приборы.

Физика — это удивительная наука, ведь она помогла понять множество явлений и закономерностей мира. Физика — не единственная наука о неживой природе. Назовите другие науки о природе, которые вы знаете. (География, биология, химия, астрономия, геология, генетика…)

Только изучая физику, вы постепенно узнаете, чем отличается одна наука от другой и как они тесно связаны. Все эти науки изучают природные явления. Они имеют много общего с физикой и опираются на ее достижение.

Так, например, в географии законы физики используются для объяснения климата, течения рек, образование ветров. В зоологии посредством их объясняют, как двигаются животные на земле и рыбы в воде, как различные животные создают и воспринимают звуки, как построены их органы зрения и многое другое.

В наше время изучение природы требует упорного труда многих ученых разных стран и народов. их совместная работа дает возможность человечеству продвигаться в исследованиях законов и явлений окружающего мира. Эффективное использование результатов научных исследований обеспечивает прогресс общества.

Своими знаниями о Вселенной мы обязаны Архимеду, Ньютону, Кулону, Ому, Паскалю, Амперу, Фарадею, Менделееву, Эйнштейну, Циолковскому, Резерфорду, Кондратюка и многим другим ученым, внесших весомый вклад в развитие этой науки.

Природа — это весь материальный мир: вода, воздух, земля, люди, растения, животные…

В природе происходят непрерывные изменения.

Физика изучает общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Физика изучает физические тела и физические явления.

Явления природы — все, что происходит в природе.

Объяснить явление — значит указать на его причины: смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси; чтобы объяснить смену времен года, пришлось как следует разобраться и в движении Земли по орбите вокруг Солнца; возникновения ветра связано с различным нагревом воздуха в разных местах…

Явления природы, изучением которых занимается физика, называются физическими явлениями. Все эти явления можно условно разделить на следующие группы:

1) механические — те, которые связаны с изменением в пространстве взаимного расположения тел (движение автомобиля по дороге или шара по наклонной плоскостей) Демонстрация № 1);

2) тепловые — те, которые связаны с изменением температуры (таяния льда или кипения воды) (демонстрация № 2);

3) электрические — те, что связаны с электризацией тел (молния как результат электризации облаков и воздуха) (демонстрация № 3);

4) магнитные — (притяжения тела к магниту) (демонстрация № 4);

5) световые или оптические — те, которые связаны с распространением света (смена дня и ночи, образования тени от предметов, радуга) (демонстрация № 5);

6) звуковые — те, которые обусловлены распространением звуковых волн (разговаривает человек, поют птицы) (демонстрация № 6).

Тела разделяют на твердые тела, жидкости и газы. Так, при комнатной температуре камень является твердым телом, вода — жидкостью, а воздух — газом. Одно и то же вещество при различных температурах может находиться в различных агрегатных состояниях (лед, вода, пар).

Физические тела чрезвычайно разнообразны по своим свойствам. Например, одни тела прозрачные, а другие — непрозрачные. Некоторые тела проводят электрический ток, другие — нет…

Материей называют все, что существует во Вселенной. Различают два вида материи: вещество и поле. Примерами поля свет и радиоволны. (Свет нельзя назвать веществом том, что ни одно тело не может состоять из света.)

Итак, ваше первое знакомство с физикой произошло. Считайте, что мы вместе отправились в длинное путешествие. Хотелось бы, чтобы вы с первых шагов поняли путешествие будет нелегким, но очень интересной. У кого-то она продлится шесть школьных лет, а у кого-то и всю жизнь. Удачи вам на этом пути!

Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

ВложениеРазмер
chto_izuchaet_fizika.docx 61.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока физики в 7 классе

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедиа-проектор, шарик, презентация, металлический желоб, электрический звонок, источник тока, лампочка, магнит, металлические опилки, маятник, стакан с водой, бумага.

Цели урока : познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

  • Образовательные :
  • сформировать у учащихся представления о физике как науке;
  • ознакомить учащихся с понятиями физическое тело, вещество, материя, явление;
  • научить различать физические явления;
  • пояснить связь физики с другими науками и техникой;
  • ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений
  • Развивающие :
  • способствовать развитию логического мышления через формирование понятий: физическое тело, вещество, явление;
  • развивать зрительные восприятия через просмотр видеофрагментов;
  • развивать внимание путем выполнения разного рода заданий.
  • Воспитательные :
  • воспитывать коммуникативные качества, умение слушать, слышать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к предмету физика.

Тип урока : урок изучения нового материала

  1. Организационный момент (2 мин.).
  2. Мотивация учебной деятельности (3 мин.).
  3. Изучение нового материала (18 мин.).
  4. Физкультминутка (2 мин.).
  5. Формирование умений и навыков (3 мин.).
  6. Контроль знаний (дифференцированный подход) (10 мин.)
  7. Рефлексия (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями (3 мин.).
  9. Домашнее задание (2 мин.).

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Приходя домой, включая компьютер, слушая музыку через плеер, разговаривая по мобильному телефону с друзьями, готовя пищу на электрической плите, вы навряд ли задумывались над тем, откуда это все появилось.
Ведь раньше люди готовили пищу на костре, жгли лучину, освещая свое жилище, ездили на лошадях, запряженных в телегу. Обо всем об этом люди только мечтали и все свои мечты пытались осуществить в сказках.
– Давайте, вспомним сказки, а именно чудеса, о которых говорится в них и во что превратились эти чудеса сейчас

Показ анимации ковра-самолета ( слайд 9 )

  • Смотрят на анимацию, определяют, во что превратился ковер-самолет

– Какие еще чудеса из сказок вы знаете?

Отвечают, называя чудеса из сказок, такие как топор-саморуб – превратился в бензопилы, сапоги-скороходы – превратились в летательные аппараты, чудо-печка – превратилась в микроволновую печь, электропечь.

Молодцы! Как вы видите многие чудеса, рассказанные в сказках, воплотились в реальность. Все это стало возможным не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки - физики. ( слайд 11 )

3. Изучение нового материала

Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика.

Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать некоторые термины . (слайд 15,16)

– В окружающем нас мире находятся различные тела, которые изучает физика. Эти тела называются физическими.

– Примеры физических тел. ( слайд 17 )

  • Все объекты и физические тела являются материей. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля.
  • Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (притяжение мелких металлических предметов к магниту).

– Что общего и чем отличаются тела ( слайд18,19 )

Учащиеся отвечают на вопрос.
Предполагают, что тела имеют разную форму, сделаны из одного материала.

– Все тела состоят из вещества. ( слайды 20 )

Определение : Вещество – это то из чего состоит тело.

– Сейчас поиграем в ФИЗИЧЕСКИЙ ПИНГ-ПОНГ .
Я называю тело, вы говорите – вещество и наоборот.

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

– В природе происходят различные изменения (гром, молния, извержение вулканов, смена дня и ночи, пожелтение листьев осенью и т.п.), которые называются явлениями природы . (слайд 21)

Явления природы бывают различные: химические (например, горение; такие явления изучает наука химия), биологические (например, рост растений; такие явления изучает наука биология), геологические (например, землетрясения, такие явления изучает геология) и т.п.

А, как вы думаете, какие природные явления изучает физика?

Совершенно верно, физика изучает, так называемые, физические явления природы.
– Все явления можно разделить на группы (слайд 22)

В тетрадях записывают виды физических явлений и их особенности.

Учитель демонстрируя слайды 23-28 и рассказывает о различных видах явлений.

Учитель демонстрирует опыты различных физических явлений.

Звонок, колебания маятника, загорание электрической лампочки, прилипание листа бумаги к перевернутому стакану с водой, действие магнита на металлические опилки на листе бумаги, скатывание металлического шарика по металлическому желобу.

  • Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?

(из наблюдений, опытов, экспериментов). (слайд 31)

Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения. (слайд 32)

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты –специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (слайд 33)

5. Формирование умений и навыков

– А теперь опять поиграем

На доске висят домики с названием: ТЕЛО, ВЕЩЕСТВО,ЯВЛЕНИЕ. Рядом с домиками на дереве сидят различные птицы, на которых написаны слова, обозначающие тело, вещество, явление. Задача учащегося поместить свою птицу в домике.

– Сейчас мы с вами пойдем в осенний лес, будем собирать осенний букет. У каждого этот букет будет свой. Чтобы легче было его собирать, мы разделимся на три команды.

Учитель проверяет правильность собранных букетов.

6. Контроль знаний ( дифференцированный подход)

Самолет, медь, авторучка, радуга, фарфор, вода, автомобиль, эхо, мёд, золото, книга.


Победитель конкурса

Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 7 класс.

УМК (программа): Программа для общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 классы.

Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Продолжительность: 45 минут.

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями изучения нового школьного предмета – физика.

Задачи урока:

  • сформировать представление о предмете физика, истории физической науки, языке физики;
  • познакомить учащихся с техникой безопасности на уроках физики;
  • сформировать понятия: явления, физические явления;
  • сформировать умение проводить наблюдения физических явлений;
  • обеспечить отработку полученных знаний и умений.
  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, понимать тексты, объяснять и определять понятия, обобщать и систематизировать, приводить примеры);
  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
  • создать условия для развития исследовательской культуры: умений использовать научные методы познаний (наблюдение);
  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.
  • воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
  • воспитывать убежденность в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.

Планируемые результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
  • знание понятий: явление, физическое явление;
  • умение проводить наблюдения физических явлений;
  • умение классифицировать физические явления.

Диагностика умений и навыков: К моменту проведения урока, учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками из смежных предметных областей: математика, окружающий мир (природоведение, естествознание).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Технические средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска); документ-камера.

Структура урока

Этап урока

Содержание

Время

Взаимные приветствия. Знакомство с учебником, пособиями и принадлежностями для урока.

Установление объема имеющихся у учащихся знаний. Заполнение таблицы ЗИУ.

Инструктаж по технике безопасности

Знакомство с правилами техники безопасности на уроке физики.

Изучение нового материала, первичная проверка знаний

Знакомство с материалом по теме занятия. Выполнение тренировочных заданий.

Закрепление изученного материала

Выполнение заданий из сборника вопросов и задач. Самопроверка.

Заполнение таблицы ЗИУ. Оценивание работы на уроке.

Запись и пояснение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня важный и ответственный день: мы отправляемся в путешествие в мир физики, которое будет продолжаться ни много ни мало – 5 лет.

Для успешного путешествия, ознакомимся с Путеводителем. (Презентация. Слайд 2)

Что взять в путешествие? (Презентация. Слайд 3. По щелчку мыши появляется картинка учебника Физика 7, А. В. Перышкина.)

Главным помощником в нашем путешествии будет учебник. На протяжении пяти лет учебники будут меняться. Познакомимся с первым из них.

Ответы к заданиям блиц-викторины появляются на слайде 3 презентации, при последовательном нажатии на учебник. После завершения викторины необходимо вывести курсор мыши из области учебника и прощелкивать до появления всех необходимых принадлежностей для урока.

Также, в путешествии нам пригодятся:

  • сборник вопросов и задач;
  • рабочая тетрадь к учебнику, для оформления путевых заметок;
  • 2 тетради по 18 листов (для творческих и контрольных работ; для лабораторных работ);
  • письменные принадлежности (ручки, цветные карандаши, линейка, ластик);
  • калькулятор.

Кроме того, у вас на партах лежат листы обратной связи (листочки красного и зеленого цвета). Листочками красного цвета вы можете сигнализировать о том, что при изучении материала появились вопросы. Вопрос вы можете задать непосредственно на уроке, либо записать его на красном листе и передать учителю в конце урока. Листочки зеленого цвета будут означать, что материал понятен и учитель может продолжать объяснение.

II. Актуализация знаний

Немаловажным в предстоящем путешествии является багаж имеющихся у вас знаний и умений. Откуда же он взялся, ведь вы пока не изучали физику? Ознакомившись с учебником, вы наверняка отмечали для себя уже известные факты. Их вы изучали на уроках окружающего мира, природоведения, математики, да и просто знаете из жизненного опыта.

Для того, чтобы оценить имеющийся багаж, а также определиться с областью интересов, заполните первые две колонки таблицы ЗИУ:

Знаю

Знаю

Интересуюсь

Интересуюсь

Узнал на уроке

Узнал на уроке

III. Инструктаж по технике безопасности

Учитель обращает внимание на экран (Презентация. Слайд 4), и зачитывает правила техники безопасности.

Основное правило: точное выполнение всех указаний учителя!

  • Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя физики.
  • Учащиеся должны тщательно изучить описание работы и уяснить ход ее выполнения, а также пройти инструктаж по безопасности на рабочем месте.
  • Нельзя держать на рабочем месте посторонние предметы. Приборы, материалы, оборудование следует располагать на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  • Запрещено использовать поврежденные приборы и посуду.
  • При любой аварийной ситуации либо ухудшении самочувствия следует немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.
  • Нельзя оставлять рабочее место без разрешения учителя.

Далее учитель предлагает просигнализировать с помощью листов обратной связи степень понимания правил техники безопасности.

Во время выполнения экспериментов и лабораторных работ, мы будем пользоваться различными приборами. Все они требуют бережного обращения и выполнения правил техники безопасности. Причем, для разных приборов эти правила могут отличаться.

На столе учителя находятся приборы: стеклянная мензурка, термометр, электрическая лампочка на подставке, линейка, рычажные весы с разновесами.

Посмотрите на эти приборы. Давайте подумаем, какие правила нужно соблюдать при обращении с ними. (Ученики предлагают варианты.)

IV. Изучение нового материала, первичная проверка знаний

Сегодня мы будем работать с § 1 и во время изучения нового материала вам предстоит заполнить стр. 4 и 5 вашей рабочей тетради. (Учащиеся, по мере прохождения материала, самостоятельно записывают необходимую информацию).

Пришло время познакомиться с историей. (Презентация. Слайд 5)

Для чего же нужно изучать физику? Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив упражнение. На экране (Презентация. Слайд 6) появляются сказочные предметы. Назовите соответствующие им в реальной жизни.

Работа со слайдом презентации: нажимаем на кружочек снизу -> появляется сказочный предмет -> нажимаем на этот предмет -> появляется соответствие в реальной жизни -> нажимаем на кружочек снизу, чтобы убрать картинки и т.д.

Пары-соответствия: ступа Бабы Яги – вертолет; горшочек каши – мультиварка; волшебный клубочек – навигатор; золотая тарелочка с наливным яблочком – skype; ковер-самолет – самолет.

В процессе обсуждений приходим к выводу, который записываем в рабочую тетрадь: (Презентация. Слайд 7) Главная задача физики: познать законы природы и поставить их на службу человечеству.

Учитель предлагает просигнализировать с помощью листов обратной связи степень понимания материала.

Для того, чтобы путешествие было комфортным, нам необходимо знать и понимать язык физики. (Презентация. Слайд 8). Язык физики – это физические термины – специальные слова, обозначающие физические понятия.

Откройте § 1 учебника и найдите там физические термины. Запишите их в рабочую тетрадь. (Проверка: нажимаем на учебник на слайде 8 презентации).

Обратите внимание на то, как в учебнике выделяются физические термины. Их нам нужно выучить наизусть.

Учитель предлагает просигнализировать с помощью листов обратной связи степень понимания материала.

Для успешного путешествия полезно изучить карту областей, в которых нам предстоит странствовать. (Презентация. Слайд 9)

Физические явления принято разделять на: механические, звуковые, электрические, магнитные, тепловые, световые, атомные. (Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради).

А теперь давайте проведем некоторые наблюдения и определим, какие же явления мы наблюдали. Откройте тетрадь для творческих и контрольных работ. Для каждого наблюдения в тетради сделайте запись:

Описание того, что наблюдали.

Какое это явление (в предложенной на слайде 9 классификации).

Учитель демонстрирует эксперименты (без комментариев), учащиеся записывают результаты наблюдений в тетрадь. После проведения всех экспериментов происходит обсуждение.

Эксперимент №1:

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход эксперимента: учитель выдувает мыльные пузыри.

Эксперимент №2:

Ход эксперимента: учитель звенит в колокольчик.

Эксперимент №3:

Рисунок 1

Предварительно определяется направление вращения электромотора, при котором пропеллер взлетает. На уроке учитель, замыкая ключ, демонстрирует вращение пропеллера. Когда мотор разгонится до высокой скорости, резко размыкает ключ. Учащиеся наблюдают, как пропеллер взлетает

Эксперимент №4:

Оборудование: двойной конус, направляющие рейки.

Ход эксперимента: Перед демонстрацией рейки расставляются таким образом, что двойной конус помещается концами в вырезы в верху реек. Затем переносят конус вниз и наблюдают как он вкатывается вверх по рейкам.

Рисунок 2

Эксперимент №5:

Ход эксперимента: учитель ударяет молоточком по ветвям камертона.

Эксперимент №6:

Оборудование: подковообразный магнит, железные опилки, лист картона, документ-камера (для демонстрации спектра на экране).

Ход эксперимента: учитель демонстрирует магнитный спектр.

Эксперимент №7:

Оборудование: свеча с эффектом северного сияния.

Ход эксперимента: учитель зажигает фитиль свечи и через некоторое время наблюдается эффект перелива цветов (эффект северного сияния).

Эксперимент №8:

Оборудование: деревянный цилиндр с воткнутыми в него канцелярскими кнопками, лист бумаги, свеча.

Ход эксперимента: Деревянный цилиндр с кнопками обернуть листом бумаги и подержать над пламенем свечи. В результате, в местах, не соприкасающихся с металлом бумага обугливается.

Рисунок 3

Эксперимент №9:

Оборудование: электрофорная машина, султанчики, соединительные провода.

Ход эксперимента: К кондукторам электрофорной машины с помощью проводов присоединить бумажные султанчики, установленные на изолирующих подставках. Учитель вращает ручку машины. Наблюдается электризация султанчиков и проскакивание искры в воздушном пространстве между шаровыми кондукторами электрофорной машины.

Обратите внимание, что не всегда однозначно удается определить принадлежность к тому или иному физическому явлению. Дело в том, что природа не знает о том, что люди разделили знания о ней на части. Поэтому для объяснения того или иного явления могут потребоваться законы, изучаемые не только в разных разделах физики, но и в разных естественных науках. (Учитель нажимает на заголовок слайда 9. Появляются смежные области. Происходит обсуждение с учащимися, как используют физические знания в других науках. Ученики записывают необходимую информацию в рабочую тетрадь.)

V. Закрепление изученного материала

А теперь нам предстоит самостоятельное выполнение заданий из сборника вопросов и задач. Откройте страницу 4 и выполните задания 2 и 3. На выполнение заданий отводится 3 минуты.

VI. Рефлексия

Вот и завершается наше знакомство с Путеводителем и подготовка к путешествию в Мир Физики. Давайте посмотрим, что нового вы узнали сегодня на уроке. Для этого заполните последний столбец таблицы ЗИУ. Вложите таблицу в тетрадь для творческих и контрольных работ и сдайте учителю.

Если у вас остались вопросы, которые вы хотите задать, можете записать их на красных листах обратной связи и сдать учителю.

А те учащиеся, кто активно работал на уроке, могут обменять полученные монетки на отметку по курсу:

При этом, учащиеся имеют право не обменивать монеты и оставить их себе.

VII. Домашнее задание

Для того, чтобы предстоящее путешествие проходило успешно, необходима домашняя подготовка. (Презентация. Слайд 10)

Учитель делает пояснения к домашнему заданию.

Условные обозначения в Презентации:

Устно

- задание выполняется устно;

(§ 1; найдите в тексте параграфа ответы на вопросы (стр.4); посчитайте, сколько физических явлений приведено в качестве примеров в тексте параграфа)

Письменно

- задание выполняется письменно;

(сборник вопросов и задач: стр. 4 задания 1 и 3 (перечислить физические явления, наблюдаемые дома); проверьте рабочие тетради и при необходимости доделайте задания к §1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок физики для семиклассников должен вызвать у них интерес к новому предмету. Рассказ учителя сопровождается демонстрационным экспериментом. Физкультминутка как демонстрация механических явлений.

Тема. Физические явления.

Образовательные:

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.

Определить место физики, как науки.

Научить различать физические явления, физические тела и вещество.

Познакомить с методами изучения физики.

Воспитательные:

Показать значение познания мира через мышление.

Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Развивающие:

Развивать внимание и любознательность.

Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Инструктаж по ТБ.

III. Мотивация учебной деятельности.

Вокруг нас происходит множество интересных вещей. Люди всегда проявляли любопытство к природе и пробовали объяснить наблюдаемые явления. Мы пытаемся анализировать течение различных процессов, чтобы ответить на вопросы о том, как они происходят; почему они происходят так, а не иначе; как должен действовать человек, чтобы они не причинили ему вреда; и как можно использовать их на благо человека.

Вопрос. Давайте подумаем, какие чувства вызывала у человека молния в древние времена?

Ответ. Страх. Ужас. Восхищение.

Вопрос. А почему человек не просто наблюдал это грандиозное творение природы, а изучал и продолжает изучать его?

Ответ. Чтобы уметь защитить себя.

Записать тему урока в тетрадь.

V. Изучение нового материала.

Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления.

Главная задача физики- познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Запись в тетрадь.

Физика- наука о природе.

В физике используют специальные понятия- термины.

(в процессе беседы разобрать понятия)

Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет.

Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.

Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.). материя существует в виде вещества (дано человеку в ощущениях) и поля (не дано человеку в ощущениях).

Физические явления- это изменения, происходящие с физическими телами.

Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.

Физические приборы - это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

Запись в тетрадь.

Физическое тело.

Вещество.

Материя.

Физические явления.

Физические величины.

Физические приборы.

Вопрос. Как ученые изучают физические явления?

Ответ. Наблюдают и ставят опыты.

Человек наблюдает за тем или иным явлением, выдвигает предположение, объясняющее его- гипотезу, проводит эксперименты, чтобы подтвердить свои предположения. И если гипотеза подтверждена экспериментально, то она превращается в теорию (закон).

Запись в тетрадь.

Источник знаний: наблюдения и опыты.

Наблюдение→гипотеза→опыт→теория.

Мир вокруг нас постоянно изменяется, то есть происходят явления. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место.

(Записать в тетрадь физические явления).

Механические явления.

Демонстрация. Движение шарика по мертвой петле.

Примеры: полет ракеты, падение камня, вращение Земли вокруг Солнца.

Физкультминутка.

Тепловые явления.

Демонстрация. Кипятильник Франклина.

Примеры: кипение воды, таяние льда, испарение воды.

Электромагнитные явления.

Демонстрация. Электрический разряд с помощью электрофорной машины. Демонстрация. Действие электромагнита.

Световые явления.

Демонстрация. Электрический разряд сопровождается свечением.

Примеры: отражение в зеркале, полярное сияние, солнечное затмение.

Звуковые явления.

Демонстрация. Электрический разряд сопровождается звуком.

Примеры: шелест листвы, пение птиц, эхо

Человек изучает природу, чтобы его жизнь была комфортна, защищена от стихий. Но при этом человек защищает природу, являясь частью этой природы!

VI. Закрепление изученного материала.

Распределите по трем колонкам:

физическое физическое вещество

1. снегопад, 2. медь, 3. ртуть, 4. учебник, 5. лунное затмение, 6. Солнце.

Третий лишний:

а. 1-вода, 2-ртуть, 3-кусок льда;

б. 1-капля воды, 2-лед, 3-кусок сахара.

(ответы в 2-х экземплярах: один листок- сдать, второй- проверка)

1. каждый верный ответ- 1 балл

физическое физическое вещество

2. каждый верный ответ- 2 балла

6 баллов- нужно еще поработать.

VII. Домашнее задание. §1, отв. устно на вопросы стр.7.


-75%

Читайте также: