Вычисление и сравнение логарифмов конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • рассмотреть понятие логарифма числа и свойства логарифмов;
  • дать понятие десятичного и натурального логарифма;
  • овладеть знаниями и умениями использовать основное логарифмическое тождество, формулы перехода от одного основания к другому в процессе решения упражнений;
  • развивать мышление учащихся при выполнении упражнений;
  • продолжить формировать умение правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию;
  • научить учащихся определять логарифм числа и его свойства;
  • вычислять значения несложных логарифмических выражений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение: проектор, презентация к уроку, учебники, индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Перед началом урока преподаватель проводит проверку подготовленности кабинета к занятию.

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, заполнение группового журнала. Сообщается тема и цель урока. (Слайд 2)

2. Актуализация знаний

В кратком вступительном слове преподаватель акцентирует внимание студентов о важной

роли логарифмов в курсе математики, а также в общетехнических и специальных дисциплинах, при этом подчеркивает значение десятичных и натуральных логарифмов.

3. Повторение ранее изученного материала

Преподаватель задает вопросы:

а) Что такое степень; что такое основание степени; что такое показатель степени.

б) Работа над основными свойствами степеней. Рассмотреть связь между показателями степеней в равенствах

в) Решить устно примеры:

4. Изучение нового материала

План

1. Логарифм числа. Основные свойства логарифмов.

2. Основное логарифмическое тождество.

2. Формула перехода одного основания логарифмов к другому.

3. Десятичный логарифм.

4. Натуральный логарифм.

Преподаватель излагает новый учебный материал

Логарифм числа

Понятие логарифма числа связано с решением показательных уравнений.

Остановимся на решении двух показательных уравнений. Решение уравнения не вызывает труда. Так как то данное уравнение примет вид Поэтому уравнение имеет единственное решение

А теперь попробуем решить уравнение По теореме о корне это уравнение также имеет единственное решение. Однако, в отличие от предыдущего уравнения, это уравнение является иррациональным числом. Докажем, что корень данного уравнения является числом рациональным, т.е. Тогда выполняется равенство или Но в любой натуральной степени будет числом четным, а в любой натуральной степени – число нечетное. Получаем противоречие, которое и доказывает, что корень уравнения – число иррациональное. Обдумывая, ситуацию с показательным уравнением математики ввели в рассмотрение новый символ – логарифм. С помощью этого символа корень уравнения записали так: (читается : логарифм числа по основанию

Остановимся теперь на понятии логарифма числа. Очень часто приходится решать задачу: известно, что необходимо найти показатель степени т.е. решить задачу, обратную возведению числа в степень. При нахождении этого показателя степени и возникает понятие логарифма числа по основанию

дается определение логарифма (Слайд 3)

а) log 3 81 = 4, так как 3 4 = 81;

б) log 5 125 = 3, так как 5 3 = 125;

в) log 0,5 16 = -4, так как (0,5) -4 = 16;

Введение основного логарифмического тождества (Слайд 4)

Обратите внимание на то, что является корнем уравнения , а поэтому =8

Таким образом и получается основное логарифмическое тождество

Это равенство является краткой символической записью определения логарифмов.

Решить примеры согласно тождеству: ;

Подчеркнем, что и одна и таже математическая модель

Операцию нахождения логарифма числа называют ЛОГАРИФМИРОВАНИЕМ. (Слайд5) Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием. Сравните.

Возведение в степень Логарифмирование

Основные свойства логарифмов (Слайд 6)

Эти свойства вытекают из определения логарифма и свойств показательной функции.

  • loga 1 = 0.
  • loga a = 1.
  • loga xy = loga x + loga y.
  • loga = loga x - loga y.
  • loga x p = p loga x

для любого действительного p.

  1. Ответ:
  2. Ответ:
  3. Ответ:
  4. Ответ:
  5. Ответ:

Десятичные и натуральные логарифмы (Слайд 7)

На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10.

Логарифмом положительного числа по основанию 10 называют десятичным логарифмом числа в и обозначается, т.е. вместо пишут .

Например, (Слайд № 6)

Натуральным логарифмом (обозначается In) называется логарифм по основанию e

  1. так как
  2. , так как
  3. так как
  4. так как
  5. так как
  6. так как

Формулы перехода от одного основания логарифм к другому (Слайд8)

На практике рассматривается логарифм по различным основаниям. Отсюда возникает необходимость формулы перехода от одного основания к логарифму по другому основанию. (Слайд № 6)

Решить пример типа:

5. Закрепление изученного материала

Найти логарифм по основанию a числа представленного в виде степени с основанием a

1. Рассмотрите теоретический материал по теме и примеры решения задач (приведены ниже).

2. Решите самостоятельную работу. Оформите решение письменно в тетради.

Определение. Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно взвести основание a , чтобы получить число b.


Логарифм определен только при b>0, a>0 и a 1.

Обозначается log a b

Пример: log 2 8 = 3, так как 2 3 = 8

log 5 25 = 2, так как 5 2 = 25

1. a log a b = b - основное свойство

2. log a ( xy ) = log a x + log a y

3. log a ( ) = log a x - log a y

4. log a x n = n log a x


7. log a b = - формула перехода


8. log a b =

9. log a b = log a n b n = n log a n b

Определение. Логарифм по основанию 10 называется десятичным и обозначается символом lg.

Определение. Логарифм по основанию e называется натуральным и обозначается символом ln.

ln x = log e x , где e = 2,7

Примеры применения свойств логарифмов

а) Основное свойство логарифмов:

1) log 64 4 = =


2) = log 4 16 = 2 (свойство №7)


3) = log 5 125 = 3 (свойство №9)

Определение : Операция нахождения логарифма выражения называется логарифмированием.


Пример: Прологарифмировать выражение по основанию 3.

= =

= log 3 5 + log 3 a 3 + log 3 b 4 + log 3 c - log 3 3 - log 3 x 3 - log 3 y =

= log 3 5 + 3log 3 a + 4log 3 b + log 3 c - 1 - 3log 3 x - log 3 y

Определение: Операция нахождения выражения по его логарифму называется потенцированием.

Пример: Выполнить потенцирование выражения




=

№ 1. Вычислите значение выражения

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) ;

8) ; 9) ; 10) ; 11) ; 12) ; 13) ;

14) ; 15) ; 16) ; 17) .

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5)

1) ; 2) ; 3) ; 4) ;


5)

А Прологарифмируйте выражение по заданному основанию а.

1) а=2: а) 128; б) ; в) ; г) ; д)

2) а=3: а) 729; б) ; в) ; г) ; д) 2

3) а>0; а 1: а) ; б) ; в) ; г) ; д)

Б Найдите А по логарифму

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ;

6) ; 7) ;

8) ; 9)


В Выразите через логарифмы простых чисел

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План интегрированного урока

по дисциплине ОУД.12 Математика

Тема занятия: Вычисление логарифмов

Цели и задача занятия:

- Формировать умение графического решения простейших показательных уравнений;

- Повторение понятия логарифма;

- Раскрыть содержание понятия логарифма;

- Познакомить с основными формулами логарифмов;

- Обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами вычисления логарифмов и решения простейших уравнений и неравенств;

- Рассмотреть задачи прикладного характера, в решении которых используются знания и умения расчетов по формулам, содержащим логарифмы;

- С формировать умения применять полученные на уроках информатики знания при решении конкретных задач в различных областях.

развивающие:

-развитие математической грамотности, памяти, логического мышления, концентрации внимания, навыков работы в паре, взаимоконтроль;

-развитие интереса к усвоению знаний для практического применения в профессиональной деятельности;

- развитие вычислительных навыков;

- развитие умения самоанализа и подведение итогов.

воспитательные:

-в оспитание аккуратности и внимания, воли и упорства для достижения конечных результатов;

-формирование умения вести диалог , оценивать свою работу;

методическая: методика проведения интегрированного урока.

Ожидаемые результаты :

Студент должен знать: применение логарифмов в задачах прикладного характера.

Студент должен уметь: применять логарифм при решении прикладных задач; вычислять логарифмы числа по определению, с использованием свойств логарифма и с помощью электронных таблиц MS Excel ; решать уравнения графическим методом в электронных таблицах MS Excel .

Общие компетенции:

Показатель оценки результата

ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Уметь работать с разными источниками информации: СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Уметь работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Тип занятия : Дистанционное занятие в онлайн формате. Интегрированный урок.

Вид занятия : Практическое занятие.

Форма проведения : фронтальная, работа в парах.

Методическое обеспечение занятия : раздаточный материал, методическая разработка занятия, презентация.

Материальное обеспечение занятия : компьютеры, ПО.

Методы обучения : проблемный, наглядные, практические

Приемы обучения : создание проблемной ситуации, организация самостоятельной работы, здоровьесберегающие технологии, самооценка полученных знаний, рефлексия.

Межпредметные связи : Математика, информатика, биология.

Внутрипредметные связи :

Математика: логарифмические функции, уравнения и неравенства.

Информатика: измерение количества информации, выполнение расчетов в MS Ex с el .

Ход занятия

I . Организационный момент.

Мотивация на учебную деятельность.

II . Целеполагание. Определение темы, постановка цели занятия

- Вопросы, направленные на определение студентами темы и целей занятия;

III . Актуализация опорных знаний и умений.

Задание 1 . Сформулируйте определение логарифма, вставив пропущенные слова.

Логарифмом _________________ числа b по основанию a , где a > 0 , a ≠1, называется ___________________, в которую надо ___________, чтобы получить _______.

logab = x , a x = b .

ответ:

(Логарифмом положительного числа b по основанию a , где a > 0, a≠1 , называется показатель степени, в которую надо возвести число a , чтобы получить b. )

Задание 2 . Вычислите устно, используя определение логарифма и поясните решение:


=


=


=


=


=


=


=


=

Эталон ответа:


= 3 (2 3 =8)


= 2 (5 2 =25)


= 3 (4 3 =64)

= - 4 ( 2 -4 = )

= - 3


= 0 (7 0 =1)


= 1


= 3

Задание 3 . Ответьте на вопросы:

а) Какие логарифмы называются десятичными, натуральными?

Эталон ответа:

Десятичным логарифмом числа называют логарифм этого числа по основанию 10. Натуральным логарифмом числа называют логарифм этого числа по основанию e .

- десятичный логарифм
- натуральный логарифм

б) Как называется следующая формула?


Эталон ответа: (Основное логарифмическое тождество)

в) Вычислите, используя основное логарифмическое тождество




Эталон ответа:


=5




г) Как называется следующая формула?

Эталон ответа: Формула перехода логарифма от одного основания к другому

д) Какие свойства логарифмов вы знаете? (логарифм произведения, частного, степени). Сформулируйте определения.







- не существует

Задание отправляется в чате ZOOM c формой для заполнения.

Задание выполняется на сайте мастер тест.

Неверные равенства

Правильные ответы


1.


2.


3.


4.


5.


6.


1.


2. не существует


3.


4.


5.


6.

Оценка выполненных заданий, набранные баллы выставляют в оценочные листы в гуглформе.

IV . Решение практических задач.

Ø Решите задачи в тетради.

Задание 1 . Вычислите логарифмы:




3



.


Ø Актуализация знаний и постановка задач преподавателя информатики при решении примеров 5,6 в программе MS Excel ;

Ø выводы по работе.

Задание 2. Работа в парах по выполнению разноуровневых заданий: каждый пример один вычисляет в тетради, другой - на компьютере. В оценочный лист заносятся совпавшие ответы.

Задание 3.

Решите задачу с применением логарифмов в информатике и оформите в программе MS Excel .

а)Определить информацию, которую несет в себе один символ в кодировках ASCII и Unicode.

v Совместное решение

Эталон ответа:

1) В алфавите ASCII предусмотрено 256 различных символов, т.е.

M = 256, а I = log2 256 = 8 бит = 1 байт

Ответ: 1 байт.

б ) В современной кодировке Unicode заложено гораздо большее количество символов. В ней определено 256 алфавитных страниц по 256 символов в каждой.

v Самостоятельное решение

v Набранные баллы выставляют в оценочные листы.

Эталон ответа: I = log2 (256 * 256) = 8 + 8 = 16 бит = 2 байта

Ответ :2 байта.

Задание 4 . Решите задачу с применением логарифмов в экономике и оформите в программе MS Excel .

а) Двухпроцентный вклад в сбербанк, равный a рублям, через n лет становится равным a × (1,02) n . Через сколько лет вклад удвоится?

v Совместное решение

Эталон ответа:

б) Трехпроцентный вклад в сбербанк, равный a рублям, через n лет становится равным а трехпроцентный вклад становится равным a × (1,03) n . Через сколько лет вклад удвоится?

v Самостоятельное решение

v Набранные баллы выставляют в оценочные листы.

Эталон ответа: n = log 1.03 3 =23,5

а) Решите профессиональную задачу, оформите решение в программе MS Excel .

Происходит дрожжерастительный процесс. Через сколько минут масса дрожжей в 1 грамм станет равной 1,728 грамм. Увеличение массы дрожжей на каждый грамм выражается показательной функцией m = 1,2 t , где P -масса (г), t - время (мин).

v Совместное решение

Эталон ответа:

неизвестное t можно выразить с помощью логарифма log 1 ,2 m = t

log 1 ,2 1,728=3 (результат записывается в тетрадь).

б) В условиях предыдущей задачи ч ерез сколько минут масса дрожжей в 1 грамм станет равной 3 грамма.

v Самостоятельное решение

v Набранные баллы выставляют в оценочные листы.

Ø Постановка задач преподавателем математики.


Задание 6. Р ешите простейшее логарифмическое уравнение графическим методом с помощью MS Excel

v Решение совместно с преподавателем информатики

Задание 7 . Работа в парах.

Решите логарифмические уравнения по карточкам графическим методом с помощью MS Excel .

Задача решается самостоятельно. Набранные баллы выставляют в оценочные листы.

Презентация: Применение логарифмом в жизни человека.

V . Контроль знаний с применением ИКТС.

Студенты выполняют тестирование на сайте мастер тест. Набранные баллы выставляют в оценочные листы в гугл форме.

VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия

ü Подводятся итоги. Выставляются оценки по указанным на слайде критериям.

VII . Домашнее задание :

На образовательном портале Учи.ру решение карточек в разделе «Задание от учителя.

Алгебра и начала математического анализа: Учеб. для 10кл. общеобразоват. учреждений,/ под ред. А Б Жижченко. - М.: Просвещение, 2011г . -368 стр. Глава 7, § 1-6.

Тип урока: Урок изучения нового.

Учебная задача урока: Познакомиться с понятием логарифма, выяснить в чём связь логарифма и показательного уравнения, научиться вычислять логарифмы, применяя основное логарифмические тождество и связь с простейшими показательными уравнениями.

В результате урока ученик:

Знает: Понятие логарифма, основное логарифмическое тождество, понятие действия логарифмирования, определение десятичного и натурального логарифмов.

Умеет: Пользоваться определением логарифма для вычисления логарифмов, Понимает: Связь между действием логарифмирования и решением простейшего показательного уравнения .

- Частично поисковые методы

Мотивационно-ориентировочный этап (7 мин.),

Содержательный этап (20 мин.),

Рефлексивно-оценочный этап (18 мин.).

Мотивационно-ориентировочный этап.

Учитель : Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Достаём тетрадочки, записываем сегодняшнее число, классная работа.

Учитель : Начнём урок с повторения решения простейших показательных уравнений. Итак, решить уравнения:








Учитель : Молодцы ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей.

Изучить понятие логарифма, его связь с простейшими показательными уравнениями. Научиться вычислять логарифмы.

Содержательный этап.

Учитель : Давайте начнём с того, что познакомимся с понятием логарифма. Запишем определение себе в тетрадь:

Логарифмом положительного числа b по основанию а а>0, b >0, a ≠ 1, называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получилось число b .

логарифм числа b по основанию а обозначается log a b .

Нарисуем себе в тетрадь маленькую схему:


Вернёмся к примеру, который был дан в начале урока:


Учитель : Чему в данном случае равен х?


()

Учитель : Давайте закрепим понятие логарифма, для этого решим несколько примеров.


Учитель : Как мы будем вычислять данный логарифм?

(Данный логарифм нужно привести к простейшему показательному уравнению, т. е. 2 х =8, 2 х =2 3 , отсюда х= 3, и данный логарифм восьми по основанию два будет равен 3)

Учитель : Молодцы. Теперь решим следующий пример.


Учитель : Как мы с вами будем решать данный пример?

( так же как и предыдущий, 16х=1, 1=16 0 , 16 х =16 0 , отсюда х=0 и следовательно данный логарифм равен нулю)

Учитель : Ребята, запомните, что логарифм единицы по любому основанию равен нулю. Запишите это себе в тетрадь.

Учитель : решим следующий пример

Учитель : как мы будем решать данный пример?

(2 х =0 – решений нет)

Учитель : Верно, запишите себе в тетрадь что логарифма от нуля не существует, т к по определению логарифма log a b а>0, b >0, a ≠ 1


Это основное логарифмическое тождество.

Это тождество следует из определения логарифма:

т к логарифм-это показатель степени х то, возводя в эту степень число а, получим число b , т е

Учитель : Ребята, давайте закрепим изученную формулу, решая примеры:

(Первый пример равен 5, а второй пример 1475)

Учитель : Давайте запишем себе в тетрадь таблицу которую вы видите на экране:

Читайте также: