Конспект деление клетки 5 класс биология

Обновлено: 01.07.2024

Молодцы! Правильно! Это ядро клетки. Что же находится внутри ядра? Кто из вас знает? Хорошо подскажу. В переводе с греческого это означает - цветное тело (“хрома” цвет, “сома” - тело). Это хромосомы. (слово написанное на табличке прикрепляю на доске магнитами)Какое значение имеют хромосомы в клетке? (слушаем ответы учеников) Хромосомы содержат наследственную информацию о клетке и о всем организме в целом. В классе много цветов, информация о папоротнике находится в хромосомах ядра клетки папоротника (в 6 классе не называем молекулу ДНК)

  • Каким хромосомам легче двигаться? (показать движение на моделях хромосом) Тонкие не спирализованные нити хромосом запутываются, а спирализованные хромосомы более маневренны.) Оказывается хромосомы перед делением закручиваются то есть спирализуются, такие хромосомы хорошо заметны в микроскоп им легче передвигаться по клетке во время деления клетки.
  • Зачем клетка делится? (Слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, за счет деления клеток организм растет.
  • Каждый организм состоит из клеток. В каждой клетке есть ядро. В ядре есть определенное количество хромосом. После деления клетки количество хромосом должно остаться прежним.
  • Может кто-то не согласен с моим высказыванием? Пожалуйста, высказывайте свои мысли (слушаем и обсуждаем ответы учащихся).
  • Как же сохранить количество хромосом при делении? Предположим, что клетка имеет 4 хромосомы, после деления новая клетка должна иметь тоже 4 хромосомы. Что же должно произойти с хромосомами? (слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, количество хромосом удваивается. (Показываю на модели) Теперь хромосома состоит из двух нитей, которые называются ХРОМАТИДЫ (слово написанное на табличке прикрепляю магнитами к доске). Благодаря удвоению хромосом количество хромосом останется прежним, таким же как до деления.
  • А теперь вы приступаете к работе в группах. Вам надо смоделировать деление клетки. На ватмане зарисуете деление клетки. Во время деления хромосомы ведут себя очень активно. Они передвигаются по клетке.
  • Слушайте внимательно мою подсказку.
  • Итак, подсказка перед вами — это географический глобус. Вспомните такие понятия как экватор и полюса. Это вам поможет правильно расположить хромосомы во время деления.
  • Подсказка вторая - каждая из образующихся при делении клеток должна получить ядро. А для этого ядро должно разделиться. И помните, делению предшествует удвоение каждой хромосомы.

Учитель. Работа в группах закончилась, давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Класс заслушивает отчеты групп о проделанной работе и обсуждает) Идет проверка результатов по учебнику В.В. Пасечник. С.23 или по таблицам на доске. Можно прикрепить таблички с этапами деления клетки магнитами. Можно использовать материал учебного диска “Лабораторный практикум 6-11 Фрагмент митоза клетки.)

Проводится в игровой форме. Ученикам предлагается совместить рисунки с комментариями. Можно провести в форме соревнования между группами.

В конце урока подводим итог проделанной работы на уроке и делаем вывод о делении клеток.

Оценки получают все ребята за работу в группах и за время фронтальной беседы.

Деление клетки – процесс образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток.

Рост клетки – это увеличение объёма, массы и размера клетки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подобно большинству других животных, мы рождаемся очень маленькими и затем растём. Схема будущего тела человека в целом сформирована уже тогда, когда конечности и главные органы достигают всего лишь нескольких миллиметров в длину. Части тела новорождённого ребёнка вырастут в дальнейшем в разной степени, пропорции его тела изменятся, и, например, голова перестанет казаться такой уж большой относительно туловища. Рост каждой части тела в значительной степени программируется в клетках эмбриона на ранней стадии развития.

Человекообразные черты на стадии эмбрионального развития мы начинаем приобретать, когда эмбрион достигает 1,5 сантиметра в длину. В момент появления на свет наша длина составляет уже около 50 сантиметров. Затем мы вырастаем примерно до 180 сантиметров – при этом рост зависит от половой принадлежности. Расти человек перестает после достижения стадии половой зрелости.

Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.

Деление клетки – сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нём играют события, происходящие в ядре. Каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками. Таким образом, в результате деления клетки образуются две дочерние клетки, полностью похожие на материнскую клетку. За счёт процесса деления обеспечивается передача наследственного материала, а значит и всех признаков, от материнской клетки к дочерним.

Молодые клетки отличаются от старых. Они меньше размером, в них много мелких вакуолей. Клеточного сока в клетке очень мало. Ядро расположено посередине клетки. В старых клетках имеется несколько крупных вакуолей или одна большая, наполненная клеточным соком, а цитоплазма с ядром оказывается оттесненной к оболочке.

Вновь образовавшиеся молодые клетки растут, растягиваются, достигают размера взрослых и сами начинают делиться. Так, например, в результате деления и роста клеток растут корни, стебли и листья растения. Число клеток в органах растения увеличивается – растение растёт.

Рост происходит всюду, где идёт размножение клеток. Рост имеет три фазы: деление, растяжение, дифференцировка клеток.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : Биология Класс : 5

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

УМК : В.В.Пасечник, Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс

Технологическая карта

Деление и рост клетки.

Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки.

— углубить знания учащихся о процессах, происходящих в клетке;

— продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— сформировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

Формируемые УУД

- выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- формировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- искать пути решения проблемы и средства достижения цели

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке.

Познавательные :

- принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, четко выполнять требования познавательной задачи;

- работать с учебником;

- объяснять значение новых терминов;

- уметь использовать символы и схемы для структурирования информации.

Коммуникативные : вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, находить дополнительную информацию.

Основные понятия

клетка, ядро, хромосомы, деление, рост.

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания.

Электронное приложение к учебнику В.В.Пасечник, Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Стоя приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Самостоятельно определять цель учебной деятельности;

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем.

II . Актуализация знаний

Учитель задает два вопроса.

1. Каково значение движения цитоплазмы?

2. Чем межклеточное вещество отличается от межклетников?

Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа. Ученики по очереди обмениваются своими идеями.

Если вся команда приходит к консенсусу, один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.

В парах Ученик А делится своим ответом. Ученик Б активно слушает. Если Ученик А заканчивает до окончания заданного времени, Ученик Б задает вопросы чтобы Ученик А продолжил отвечать. Затем ученики меняются ролями.

Процессы жизнедеятельности клетки:

1. Движение цитоплазмы;

4. Размножение и рост.

1. Значение движения цитоплазмы:

А) перемещение питательных веществ и воздуха

Б) способствуют увеличению активности жизнедеятельности клетки.

2. Межклеточное вещество – это особое вещество между оболочками соседних клеток. Межклетники заполнены воздухом и образуются при разрушении межклеточного вещества.

Учащиеся знают и умеют описывать процессы жизнедеятельности клетки; знают значение движения цитоплазмы и разницу между межклеточным веществом и межклетниками.

Оценивать собственный вклад в работу группы;

Коммуникативные:

Вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли и идеи.

III . Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

Учитель раздает ребятам ребусы, в которых зашифрована тема урока.

Предлагает учащимся снова вернуться к листочкам, на которых они выполняли ЗАДАНИЕ № 1.

предлагает связать тему урока с тем, что они написали.

-Что мы будем изучать на уроке?

Учащиеся выполняют расшифровку ребуса в группе и пытаются разгадать тему урока.

После того как учащиеся разгадали тему урока, они вместе с учителем выясняют с каким процессами жизнедеятельности связана тема урока.

Как происходит процесс размножения (деления) и роста клетки.

Учащиеся умеют связывать различные понятия между собой.

Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении.

Учитель ставит проблемный вопрос учащимся.

- Почему растения растут?

- Мы вернемся к этому после изучения новой темы.

Заранее готовятся утверждения, относящиеся к материалу для чтения стр.44-45

Учитель дает задание обсудить в группах прочитанное.

РАУНД РОБИН .

Учитель после просмотра видеоролика даёт учащимся задание заполонить информацию о хромосомах в виде

МОДЕЛИ ФРЕЙЕРА

Учитель даёт учащимся задания распределить в правильной последовательности фазы деления клетки, а затем рост клетки..

Предлагают версии решения проблемной ситуации.

Учащиеся прочитывают материал.

РАУНД РОБИН

Учащиеся обсуждают в группах прочитанный материал.

Далее учащиеся смотрят видеоролик.

После просмотра видеоролика учащиеся выполняют структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Во второй ячейке местоположение.

В третьей ячейке функции.

В четвертой свойство.

Учащиеся смотрят видеоролик.

После просмотра учащиеся выполняют ЗАДАНИЕ № 3 по смешанным структурам «

1. Клетки всех частей растений способны к делению.

2. Делению ядра предшествует деление клетки.

3. В ядрах новых клеток количество хромосом меньше в два раза.

4. Все содержимое клетки распределяется неравномерно между двумя новыми клетками

5. Ядро молодой клетки расположено в центре.

6. В зрелой клетке много мелких вакуолей.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Карточки с фазами деления клетки и ростом клетки, которые нужно распределить в правильной последовательности.

Учащиеся знают, умеют описывать процесс деления клетки и рост.

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Познавательные :

- работать с учебником, составлять схемы-опоры;

- объяснять значение новых терминов

Коммуникативные :

- обсуждать информацию в группе;

- выражать свои мысли и идеи.

V . Первичное закрепление

Цель – индивидуальное закрепление приобретенных навыков.

После разбора учитель дает задание снова вернуться к ЗАДАНИЮ № 2

Учащиеся, уже получив новую информацию, снова возвращаются к утверждениям. После выполнения задания учащиеся вместе с учителем обсуждают произошедшие изменения.

Учащиеся знают, умеют описывать процесс деления клетки и рост.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Познавательные :

- сравнивать и выделять признаки.

VI . Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение нового
знания в систему изученного материала.

В рамках проверки усвоения нового материала проводится тестирование. Выходной лист(Билетик на выход)

Учитель раздает ребятам выходной лист с целью проверки уровня усвоения классом изученного материала.

Учащиеся выполняют задания выходного листа. Затем сдают его учителю.

Выходной лист

(Билетик на выход)

Учащиеся знают, умеют описывать процесс жизнедеятельности клетки.

- осознавать неполноту знаний;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы;

Познавательные :

- находить отличия; объяснять значение новых терминов;

- сравнивать и выделять признаки;

Коммуникативные :

- выражать свои мысли и идеи.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель организует беседу с классом для проведения рефлексии.

- Какие новые знания вы сегодня получили?

- Какая тема вызвала у вас наибольшие затруднения?

- Что было интересного на уроке?

Просит оценить себя заранее условленными жестами.

-Спасибо за урок! Если вы уходите с урока в хорошем настроении нарисуйте веселое лицо на плакате.

Если же вы чем то недовольны то нарисуйте свои эмоции.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Осознание учащимися степени активности на уроке, а также учебной деятельности как себя, так и группы, и класса в целом.

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

-уметь оценивать свою работу на уроке

Записывают домашнее задание.

Умеют применить полученные знания и связать их в тексте.

Познавательные:

-работать с материалом учебника;

-сравнивать и выделять признаки;

- объяснять значение новых терминов

И

Поработайте над этим заданием самостоятельно.

Чтобы принять решение учитывайте ваш личный опыт, знания и убеждения.

А теперь приступим к изучению материала.

1. Зеленые пластиды плавно перемещаются с цитоплазмой.

2. Цитоплазма движется не постоянно.

3. Чем меньше активность жизнедеятельности клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

4. Цитоплазма одной клетки изолирована от цитоплазмы других живых клеток.

5. Межклетники заполнены межклеточным веществом.

6. Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются.

Теперь по завершению изучения ещё раз прочтите утверждения.


Видеоурок знакомит с жизнедеятельностью клетки. Вы узнаете, что клеткам для нормального существования необходимо питание и дыхание, благодаря чему происходит их рост и развитие. А после дифференциации клетки и выполнения ею определенных функций она делится. В данном уроке приводятся следующие понятия: цитоплазма, движение цитоплазмы, экологические факторы, питание клетки, дыхание клетки, деление клетки, хромосомы, хроматиды.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление"

Клетка — наименьшая единица жизни.

Каждая клетка питается, дышит, реагирует на воздействие внешней среды, выделяет ненужные ей вещества, размножается, то есть живет.

В состав цитоплазмы входят органические и неорганические вещества многих видов. Основное вещество цитоплазмы — вода.

В ней находятся обязательные клеточное компоненты ― органеллы, каждый из которых выполняет какие-то определенные функции.

Важнейшая роль цитоплазмы — объединение всех клеточных структур (компонентов) и обеспечение их химического взаимодействия.

Одно из важнейших проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества.

Движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. С этим водным растением вы уже знакомы. Элодею часто выращивают в аквариумах.

Чтобы увидеть движение цитоплазмы, надо приготовить препарат с живыми клетками и рассмотреть при увеличении в 300 раз. Для этого окуляр микроскопа должен иметь 20-кратное увеличение, а объектив — 15-кратное (20 х 15 = 300).

Зеленые пластиды клеток листа элодеи, перемещаясь вместе с цитоплазмой, позволяют увидеть медленное движение бесцветной цитоплазмы.

Движение цитоплазмы может замедляться или ускоряться под воздействием экологических факторов окружающей среды — света, температуры, снабжения кислородом, водой.


Если зеленый лист элодеи подсветить ярким светом или положить в слегка подогретую каплю воды, то цитоплазма в клетках такого листа будет двигаться быстрее.

И наоборот, при охлаждении листа скорость движения цитоплазмы замедляется. В этом проявляется реакция живых клеток растения на изменение условий среды обитания.

Движение цитоплазмы свойственно как клеткам растений, так и клеткам животных. Например, благодаря цитоплазматическому потоку перемещается микроскопический одноклеточный организм ─ амёба. Водится он в прудах, во влажной почве, а также во внутренностях животных.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. В клеточных оболочках есть поры, через которые нити цитоплазмы соединяются с соседними клетками.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.


Любая живая клетка питается, то есть захватывает из внешней среды съедобные для себя вещества (в виде отдельных молекул или больших групп молекул ― пищевых частиц, иногда даже целых клеток меньшего размера) и так или иначе использует эти вещества.

Питанием называют совокупность процессов, которые включают поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности.

Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций. В ходе этих реакций неорганические вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), преобразуются в органические и входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел и др.

Большая часть веществ, поступающих из окружающей среды, расходуется не для получения энергии, а на синтез новых веществ, необходимых клетке или организму.

Помимо поступления различных питательных веществ в клетку в ней происходит и другой немаловажный процесс ― дыхание.

Дыхание клетки — это сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Реакции протекают в цитоплазме и митохондриях (специальных органеллах ― энергетических станциях клетки).

В ходе этих реакций поступившие в клетку органические вещества (углеводы, липиды, аминокислоты) окисляются кислородом до углекислого газа и воды. В итоге происходит выделение энергии, которая используется клеткой и всем организмом по мере необходимости.

В результате питания и дыхания происходит рост и развитие клетки.

Клетка возникает благодаря делению другой клетки. Затем она несколько увеличивается, главным образом за счет увеличения веществ цитоплазмы.

В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Клетка увеличивается в размере (растягивается), а затем дифференцируется. Так происходит ее развитие. То есть в ней появляются какие-то отличия от других клеток. В результате чего клетки начинают выполнять определенные возложенные на них функции.

После дифференциации клетка снова делится. Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит путём деления предыдущей, материнской клетки.

Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.

В результате деления происходит рост организмов.

Деление клетки — сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре.

Сначала ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (обычно цилиндрической формы) — это хромосомы.


Хромосомы — это очень важные структуры. В них заложена вся необходимая информация об организме. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части.

Так же происходит изменение и других клеточных структур. Исчезает ядерная оболочка и ядрышко.

Благодаря специальным структурам хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. Эти структуры тянут хромосомы с двух сторон к полюсам клетки.

При этом каждая хромосома расщепляется на две хроматиды ─ половинки двойной хромосомы.

Таким образом у двух полюсов клетки оказывается одинаковый генетический наследственный материал. Такой же, как был в клетке до начала деления.

В каждой вновь образованной клетке формируются ядерные оболочки и ядрышки. Ядро молодой клетки располагается в центре.

Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Благодаря делению клеток и их растяжению осуществляется рост организма. Например, растения, в отличие от других живых существ, растут всю жизнь. Отсюда и происходит их название ─"растения".

Читайте также: