Право ребенка на имя отчество и фамилию конспект

Обновлено: 03.07.2024

в ходе занятия дети читают стихи и понимают смысл каждого имени, играют в игры на узнавание ласкательной формы имены, обсуждают с воспитателем значение фамилии и отчества.

Содержимое публикации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ

Методическое объединение воспитателей

Цель: помочь детям осознать их права, расширить их представления о собственном месте в обществе.

- познакомить ребят с их правами и обязанностями;

- познакомить с такими правами, как право на имя, отчество и фамилию;

- развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;

- активизировать творческий потенциал детей;

- воспитывать ценностное отношение к своей семье, к её традициям.

Оборудование: мультимедийная презентация, записи детских песен, альбомный лист, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Вступительное слово воспитателя.

2.Беседа воспитателя.

Представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребёнку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете мальчика решили назвать Александром. Что ж! Это прекрасное имя!

А как же выбирали имена в старину? До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда, Вера, Владимир, Владислав, Любомир, Людмила. Имена, которые оканчивались на – слав,-мир,-полк, давали только знатным людям – князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имён. Имена стали выбирать по святцам.

3.Ученица читает стихотворение.

День рожденья! День рожденья!

Этот день ты очень ждёшь.

День рожденья, без сомненья,

Ты с друзьями проведёшь.

Будут конкурсы, загадки,

Шутки, розыгрыши, смех,

Чаепитье с тортом сладким,

Пожелания от всех.

День рожденья! День рожденья!

Самый лучший день в году.

И с подарком, с поздравленьем

В гости я к тебе приду!

4.Воспитатель: имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определённое значение. Например:

Борис – борец за славу;

Вера – вера, верование;

Владимир – владеющий миром;

Юлия – пушистая, волнистая;

Вопросы к детям:

- Знаете ли вы, что означает ваше имя?

( дети по очереди называют своё имя и что оно обозначает; дети самостоятельно выполняли это задание)

5.Динамическая пауза.

Имена бывают полные и уменьшительные. Например: Анастасия – полное имя, а уменьшительное Настя. Николай - полное имя, а уменьшительное Коля. Полное имя человека обычно употребляют в документах, а уменьшительное дома, с родными, близкими, друзьями.

Малышей часто называют ласкательными именами, образованных от полных. Например: Ирина – Иришка, Ирочка. Иван – Ванечка.

Сейчас мы с вами немного поиграем. Каждому я раздам карточку, на которой написано полное имя. Вы должны дописать уменьшительное и ласкательное имя от полных имён.

( Например: Елизавета, Дмитрий, Михаил, Надежда, Маргарита, Светлана, Павел, Роман, Ольга, Алексей, Полина).

Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения и до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Послушайте стихи, посвящённые разным именам.

Читают дети.

Добрый и великодушный,

Слабых защищает он.

С Сашей никогда е скучно,

Он и весел и умён.

Он собаки не боится –

От неё кота спасёт,

Птичке он нальёт водицы

И крупы ей принесёт.

Любит Саша жить в деревне

И весной сажать цветы,

Любит речку, луг, деревья,

Чтенье, музыку, мечты.

Любит Саша рисовать

Мы подарим ей тетрадь –

Пусть рисует Саша!

Главная её черта –

Вероника – человек надёжный,

Ей секрет доверить можно.

Книга – для неё награда,

Новой книге она рада!

Что утром заглянет в оконце.

Жить рядом с ним легко, светло.

Порой Кирюша, наш проказник,

Машинки разбрасывает он,

Когда придёт к друзьям на праздник.

По озорству он – чемпион.

Любит Ксения гостей,

Добротой от Ксюши веет.

Вкусных лакомств и сластей

Для подружек не жалеет.

Любит радость и веселье

Так приветлива на вид,

Перед сладкой карамелью

Ксюшенька не устоит.

Нина ласкова, общительна,

И нежна, и впечатлительна.

Любит музыку и пенье,

И не отстаёт в ученье.

Всегда идёт своей дорогою

И добьётся в жизни многого!

Роман – красивый, крепкий.

Он мускулист, силён.

Ум у Романа цепкий –

Он многим увлечён.

Любит он гонять в футбол

И забить сумеет гол.

Знает Сонечка немало –

Много книжек прочитала,

Другу даст она совет,

Самомнения в ней нет!

Но порой проспит часок

Опоздает на урок.

Маша очень симпатична,

В школе учится отлично.

Помогает маме дома,

Наша Машенька сластена.

Максим – мальчик добродушный,

И хоть спокоен он на вид,

В нём сердце храброе горит,

Бесстрашен мальчик не для вида –

Он малыша не даст в обиду!

8.Воспитатель: подумайте и скажите: похожи ли ваши друзья, носящие такие же имена, на героев стихотворений?

Через несколько дней после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата и место его рождения, имена его родителей. Отчество присваивается ребёнку по имени отца.

Например: папу мальчика Серёжи зовут Владимир. Значит, отчество малыша – Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

Вопрос к детям:

- Как зовут вашего папу?

- Какое у вас отчество?

- Назовите свое имя и отчество?

- Как по вашему следует обращаться к взрослым по имени или по имени и отчеству?

10.Воспитатель: Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии. Кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров, рыбаку – Рыбаков.

Такие распространенные фамилии: Иванов, Петров, Сидоров, Фёдоров, Федотов, произошли от имён Иван, Пётр, Сидор, Фёдор и Федот.

Многие фамилии происходят от названий зверей и птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Скворцов, Галкин, Щукин, Ершов.

Вопрос к детям: Как возникла ваша фамилия?

11.Итог занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она скорее всего поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась. Когда на свет появились вы, то ваши родители дали вам имя, отчество и фамилию присвоили вам отца.

И так вы получили право, назовите какое? Это право имеете только вы или каждый человек?

Сейчас вы возьмёте цветные фломастеры и на альбомном листе ярко и красиво напишете свою фамилию, полное своё имя и отчество.

Занятие проводится для формирования у летей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие, уважения и терпимости к другим людям и их правам. рекомендовано для работы воспитателям, социальным педагогам.

ВложениеРазмер
statya_7.docx 19.7 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по правовому воспитанию

по статье Конвенции

1. Ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

Разработано: социальный педагог

Предшествующая работа: беседы по нравственной теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

Материал: свидетельство о рождении.

Педагог. Ребята, я вас вижу каждый день и знаю вас. А теперь посмотрите друг на друга и скажите, чем вы отличаетесь друг от друга. (Ответы детей)

Педагог. Каждый из вас отличается от другого своей внешностью, характером и именем. У каждого человека есть имя. И сегодня мы с вами познакомимся о праве человека на имя. Но у человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.

Вопросы к детям:

  1. Нравится ли тебе твое имя?
  2. Как называют тебя в семье?
  3. Как зовут ваших родных: маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата?

Педагог. По имени человека определяется его пол – женщина это или мужчина, молодой он или в возрасте. Когда мы обращаемся к взрослому человеку, мы к имени обязательно прибавляем отчество, и тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь к другу или подруге, мы называем их по имени, а иногда и ласковыми именами: Света – Светочка, Ира – Ирочка, Вова – Вовочка и т.д.

Вариант 1. Обязательно обращаться друг к другу по имени.

Вариант 2. Дети называют друг друга ласковыми именами.

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит? (Т. Шорыгина)

К выбору имени малыша родители подходят весьма ответственно. Все родители хотят видеть своих детей сильными, смелыми, добрыми, рослыми, здоровыми. И имена вам дали красивые. Однако каждое имя что-то означает. Например: Александр – мужественный защитник, Виктор – победитель, Владимир – владеющий миром, Галина – спокойная, Екатерина – чистая, Елена – светлая, сияющая, Сергей – высокий, высокочтимый, Юлия – пушистая, волнистая.

Вопросы к детям:

  1. Как зовут вашего папу?
  2. Какое у вас отчество?
  3. Назовите имя и отчество?
  4. Назовите имена и отчества ваших мам и пап.

Дети встают в круг. Хлопают в ладоши, поворачиваются к соседу и называют своё полное имя. Затем – имя и отчество.

Педагог . Ребята, скажите, как называется документ, который выдаётся ребенку после его рождения? Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите маму показать этот документ. А мама пусть вам прочтет все его пункты.

Помимо имени и отчества у вас есть фамилия. У одних произошли фамилии от имён: Иван - Иванов, Максим – Максимов, Сергей – Сергеев. У других – от названия зверей, птиц, насекомых, рыб: Волков, Бобров, Сорокин, Орлов, Муравьёв, Карпов, Судаков и др. А третьи фамилии к нам пришли из прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии или по каким-то преобладающим качествам характера. Так, слесарю давали фамилию Слесарев, рыбаку – Рыбаков, гончару – Гончаров, человек, который любит мир – Любомиров, Тихомиров, Весёлый. Есть фамилии, которые произошли от названия деревьев, цветов: Лютиков, Клёнов, Розов, Виноградов и т.д. Ребята, подумайте и назовите фамилии, происходящие от вышеназванных названий. А может кто-то в вашей группе имеет похожую фамилию?

Итак, моё имя Светлана, мне присвоили отчество Владимировна, и фамилию отца Рыбалко. Но я вышла замуж и взяла фамилию мужа - Кравченко. Моё полное имя, отчество и фамилия – Светлана Владимировна Кравченко.

Тема НОД: Право ребенка на имя, отчество, фамилию.

Образовательные задачи: дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

На волшебном ковре-самолете все закрывают глаза.

Воспитатель: Перед нами красивая поляна. Медленно опускается на поляну наш ковер-самолет. Открываем глаза (Пока у детей были закрыты глаза, в группу вошел маленький мальчик стоит и плачет) Что случилось?

Мальчик: Когда я ждал маму у магазина, ко мне подошла маленькая собачка. Я хотел ее погладить, а она убежала во двор. Я пошел ее искать, а когда вернулся, магазина не было, он куда-то подевался.

Воспитатель: Не плачь, мы тебе поможем найти маму. Поможем, ребята? (Ответы детей)

Диктор: Потерялся ребенок, у него две руки, две ноги, два глаза, два уха, один нос, один рот.

Воспитатель: О ком же говорится в объявлении? Можно ли по этим приметам узнать, о ком идет речь? (Ответы детей)

Воспитатель: Такую характеристику можно дать любому ребенку.

Воспитатель: А вот сейчас кого ищут? (Ответы детей)

Конечно это наш Дима. Называя имя, мы можем определить, о ком идет речь, к кому обращаются! Теперь Дима найдет свою маму. (Мальчик уходит). До свидания.

Воспитатель: Так что же есть у каждого, чего не видно, но чем мы все отличаемся друг от друга? (Ответы детей) Верно – это имя.

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Что означают ваши имена? (Дети рассказывают о значении своих имен.)

Слава – крепок и силен,

Слава спортом увлечен.

Любит Слава с детских лет.

Спокойный и внимательный.

Старших Тема уважает,

Малышей не обижает.

Ум у Дашенки живой -

Быстро к цели приведет,

А характер огневой -

В жизни счастье принесет!

Стать мечтает Даша,

Мария – добрая душа,

Всем спешит помочь.

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли (Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будет наклоняться

Влево - вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

Дала нам сказка отдохнуть!

(Дети повторяют описываемые движение)

Воспитатель: Молодцы дети отгадали все загадки. Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие, но когда вы подрастете, ваши имена тоже подрастут и станут полными. Вставайте в круг, мы с вами послушаем, как красиво звучат ваши полные имена.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Ребята, как вы думаете, что такое тезки? (Ответы детей)

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…


Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Ответы детей: Может быть по фамилии?

Воспитатель: Совершенно верно, по фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

Ответы детей: В этом случае поможет отчество.

Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. (Предложить нескольким детям назвать свои имя и отчество).

(Каждый ребенок получает бланк и на средней полосочке печатными буквами вписывает свое имя.)

Воспитатель: Пока еще вы не умеете писать свое отчество и фамилию. Но вы можете попросить своих родителей, и они вам обязательно помогут. А еще запишите в свидетельство день своего рождения.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь? ( Ответы детей: Может быть это право на имя)

Воспитатель: Вот и наше путешествие подошло к концу. Сейчас мы сядем на свой ковер вернемся в наш детский сад. Представьте, что мы летим по синему небу, а вот и показался наш детский сад. (Дети открыли глаза).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.

Представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя, папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец, на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем. Что ж, прекрасное имя. А как выбирали имена в старину? До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда. Вера, Владимир, Владислав, Любомир, Людмила. Имена, которые оканчивались на –слав, -мир, -полк, давали только знатным людям – князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имен. Имена стали выбирать по святцам.

День рожденья! День рожденья!
Этот день ты очень ждешь.
День рожденья, без сомненья,
Ты с друзьями проведешь.
Будут конкурсы, загадки,
Шутки, розыгрыши, смех,
Чаепитье с тортом сладким,
Пожелания от всех.
День рожденья! День рожденья!
Самый лучший день в году.
И с подарком, с поздравленьем
В гости я к тебе приду!

Имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр – мужественный защитник;
Анатолий – восточный, восходящий;
Андрей – храбрый;
Анна – благодать;
Артемий – здоровый;
Борис – борец за славу;
Валентин – сильный;
Вениамин – любимый сын;
Вера – вера, верование;
Виктор – победитель;
Виталий – жизненный;
Владимир – владеющий миром;
Галина – спокойная, безмятежная;
Геннадий – благородный;
Григорий – бодрый;
Екатерина – чистая;
Елена – светлая, сияющая;
Ирина – мир, несущая мир;
Константин – постоянный, твердый;
Лариса – приятная;
Марина – морская;
Николай – победитель;
Сергей – высокий, высокочтимый;
Софья – премудрая;
Татьяна – устроительница;
Юлия – пушистая, волнистая;
Юрий – земледелец.

Вопросы:

1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?
2. Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?
3. Какие имена носят ваши друзья?
4. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
5. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких? Вспомните и назовите их.
6. Вспомните и скажите, когда отмечается день ваших именин?

Задания:

1. образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
2. Как называют вас домашние? Друзья? Воспитательница в детском саду?
3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины. Послушайте стихи, посвященные разным именам. (Смотри в приложении).

Вопрос к стихам:

Подумайте и ответьте: похожи ли ваши друзья, носящие такие же имена, на героев стихотворений?

Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей.
Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша – Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

Вопросы:

1. Как зовут вашего папу?
2. Какое у вас отчество?
3. Назовите свое имя и отчество.
4. Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.
5. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду.
6. Как по вашему, следует обращаться к взрослым: по имени или по имени и отчеству?
7. Как вы обращаетесь к нянечке в детском саду? К друзьям? К врачу в поликлинике?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров, рыбаку – Рыбаков.

Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки знаменитого почтальона Печкина из Простоквашино?

Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор, Федот.
Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.
2. Как возникла ваша фамилия?
3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы, папы.
4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей?
5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов. деревьев, домашних животных.

Дорогие ребята! Когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она, скорее всего, поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась.
Мальчику Сереже присвоили отчество Владимирович, и фамилию отца – Косицын. Итак, полное имя, отчество и фамилия мальчика – Сергей Владимирович Косицын.

— Максим, пасуй!
— Максим! Гони мяч сюда!
— Максим, бей, бей по воротам!

Из-за этого прозвища мальчик поссорился с Колькой и Серегой и схлопотал двойку по поведению. Родителей Максима вызвали в школу, и он получил нагоняй от отца.

Но самое обидное, что и синеглазая Олеся назвала Максима Рябым. Недолго думая, тот убежал с уроков, чуть не плача от досады.
Побрел он к реке, сел на траву возле воды и совсем загрустил. Тихонько ворковали, журчали речные струи, огибая темную корягу, солнечные блики скользили по воде, чуть шелестели листья, и мальчик незаметно задремал. Он не слышал, о чем шепчутся струйки.
Одна сказала:
— Бедный паренек – потерял свое имя!
— Не потерял,— возразила другая, – а проиграл его Рыжему Вору – злому волшебнику Юрлонгу.
— Как же помочь мальчику вернуть имя? Давай плеснем на него водой, произнесем заклинание, пусть он окажется в стране Имен короля Юджина, и добрая волшебница поможет ему!

Когда мальчик открыл глаза, он не узнал знакомой с детства речушки. Перед ним синела широкая полноводная река, кругом цвели диковинные цветы, а на деревьях созревали необыкновенные плоды и ягоды.
— Где я? — испуганно спросил мальчик.
— Ты в сказочной стране, в гостях у короля Юджина, — ответил ему нежный, как звон хрустального колокольчика, голос.

Волшебница плеснула на мальчика речной водой, и он снова оказался на берегу Серебрянки. Светило солнце, тихо журчали пенные струи.

— Какой странный сон! — подумал максим, но взгляд его упал на траву, и он увидел все три амулета, подаренные волшебницей. — Сегодня же вызову Рыжего Вора на поединок и верну свое имя! — решил мальчик. Он вскочил и побежал искать злодея. Только вечером встретил он рыжеволосого возле школы.
— Привет, рябой! Соскучился по своему имени?— нахально выкрикнул парень.
— Идем на пустырь за школу, будем драться, если я тебя одолею – вернешь мне мое имя! — тихо, но веско сказал Максим.
— Как бы не так! Ишь, чего захотел. А впрочем, пойдем! — передумал вдруг рыжеволосый.
— Я сделаю из тебя котлету! — злобно рассмеялся он.

Противники в сопровождении любопытных отправились на пустырь и стали наизготовку один против другого. Серега, как секундант, свистнул, и бой закипел.

Рыжий, размахивая тяжелыми кулаками, бросался на Максима, но тот ловко увертывался и сам норовил стукнуть Вора посильнее. Неожиданно Рыжий наклонился, и в его руках появилась толстенная дубинка. Размахивая ею, он бросился на мальчика. Но Максим вспомнил совет волшебницы. Он быстро достал из кармана лист ясеня. Лист превратился в толстый щит, и мальчик закрылся им.
От удара о щит дубинка рыжего Ворюги с треском сломалась. С гневом Вор отбросил ее, но в руке у нег блеснул нож. Ребята ахнули.

Угрожая блестящим лезвием, Рыжий медленно двинулся на Максима. Не растерявшись, мальчик бросил в противника кисточку из волосков норки. Она вмиг превратилась в маленького зверька, который острыми зубами и когтями вцепился Рыжему в физиономию. Тот взвыл от боли и стал отдирать цепкую норку. Но это было не так просто. Нож выпал у него из рук.

Воспользовавшись моментом, мальчик подскочил к разбойнику, вывернул его карман, выхватил воронье перо и сломал его. Оборотень вскрикнул и стал как-то нелепо оседать на бок. Вдруг он уменьшился, покрылся рыжей шерстью и через мгновенье превратился в обыкновенного кота. Ребята затаили дыхание от удивления и восторга.
Кот зашипел, шерсть на нем встала дыбом, он выгнул спину и, сверкнув хищными глазами, приготовился к прыжку. Но мальчик вовремя достал чудесный камень-аметист. Яркие лучи, исходящие от камня, попали коту прямо в глаза и ослепили его. Кот дико заорал и пустился наутек.
Мальчишки закричали, затопали, заулюлюкали ему вслед.
— Ты победил его, Максим!
— Максим, ты молодец!
— Максим, Максим, Максим! – неслось со всех сторон. Друзья обнимали мальчика, жали ему руки.
А мальчик радостно воскликнул:
— Я вернул свое имя! Ура!

Вопросы к сказке:

1. Кто наблюдал за детьми, играющими в футбол?
2. Куда отправились Максим и его друзья на следующий день?
3. Кто пришел к реке?
4. Что предложил мальчикам рыжеволосый парень?
5. Что проиграл рыжеволосому парню Максим?
6. Как изменилась жизнь мальчика после того. как он проиграл свое имя?
7. Кто помог Максиму?
8. Как мальчику удалось вернуть свое имя?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о таком праве как, право на имя, отчество и фамилию. В ходе занятия дети узнают о том, что значит их имя, что такое отчество и фамилия, как они выбираются для человека. Педагог разговаривает с детьми об их семье, задает вопросы сцелью выявления уровня знаний каждого ребенка о его семье.

Занятие 7

Программное содержание:

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

Социальный педагог: Здравствуйте, ребята! О чем мы с Вами разговаривали на прошлом занятии? О правах человека. С какими правами мы познакомились? (говорить на своем родном языке, на бесплатное образование, на выражение собственного мнения, право на достаточное питание и количество чистой воды, право на медицинский уход, на приемлемый уровень жизни, жить и воспитываться в семье)

А с какими документами мы познакомились? (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка). Что прописано в этих документах? Зачем они нам нужны?

Представьте, что в семье произошло радостное событие. ­На свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем.

Имена имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр - мужественный защитник;

Борис - борец за славу;

Вениамин - любимый сын;

Вера - вера, верование;

Владимир - владеющий миром;

Галина - спокойная, безмятежная;

Елена - светлая, сияющая;

Ирина - мир, несущая мир;

Константин - постоянный, твердый;

Сергей – высокий, высокочтимый;

Юлия – пушистая, волнистая;

Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?

2.Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?

Какие имена носят ваши друзья?

Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.

Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких?

Вспомните и назовите их.

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень нужно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.

Имена бывают полные и уменьшительные. Например, пол­ное имя Татьяна, а уменьшительное - Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное - Настя.

Полное имя человека обычно употребляется в докумен­тах и официальной обстановке, а уменьшительное - дома, с родными, близкими и друзьями.

Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена - Танечка, Танюша, Татьянка.

Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.

Как называют вас домашние? Друзья? Воспитатель­ в детском саду?

Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого, Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины. По­слушайте стихи, посвященные разным именам.

Через несколько дней, после того как малыш появился на свет, родители получают свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка дата и место его рождения, имена его родителей.

Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи, зовут Владимир. Значит, отчество Сережи - Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

1. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество?

2. Назовите свое имя и отчество.

3. Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.

4. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду.

5. Как, по-вашему, следует обращаться к взрослым: имени или по имени и отчеству?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор и Федот. Многие фамилии происходят от званий зверей и птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.

2. Как возникла ваша фамилия?

3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы, папы.

4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей?

5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов, деревьев, домашних животных.

Читайте также: