Интонация конспект 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель нашего урока – изучить виды предложений по интонации.

  1. Научиться различать эмоциональную окраску предложений.
  2. Потренироваться правильно расставлять знаки препинания в конце предложения.
  • Узнаем, какие бывают предложения по интонации.
  • Научимся различать эмоциональную окраску предложений
  • Потренируемся расставлять знаки препинания в конце предложения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

С помощью языка мы выражаем свои эмоции. Для этого мы используем интонацию.

Предложения по интонации бывают:

  • Восклицательные: Папа позвонил! Папа позвонил?!
  • Невосклицательные: Папа позвонил.

Предложение может быть одновременно вопросительным и восклицательным. На письме это выделяется стечением знаков: ?!

Быстро вспомнить типы предложений по интонации вам поможет первый форзац учебника.

  • Восклицательные – предложения с восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.
  • Невосклицательные – предложения со спокойной интонацией, в конце ставится точка, вопросительный знак или многоточие.

Список литературы:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Как вы думаете, какой вид предложения по интонации иллюстрирует картинка?


Задание 2. Выберите восклицательное предложение:

  1. Ах, как нам добрые слова нужны!
  2. Не раз мы в этом убеждались с вами.
  3. А может, не слова – дела важны?
  4. Дела – делами, а слова – словами.

Задание 3. Распределите термины по двум группам:

  1. Предложения по цели высказывания:
  2. Предложения по интонации:

Повествовательное, восклицательное, побудительное, невосклицательное, вопросительное.

Задание 4. Прочитайте и выделите цветом только предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Задание 5. Давайте вспомним!

Подчеркните главные члены предложения.

Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики в траве.

Задание 6. Соберите из слов предложения.

Какой, день, !, чудесный, час, ?, Который

Задание 7. Разделите тексты на предложения.

Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них

Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана

Задание 8. Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.

Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ. бечут. Блестит м..л..дая тра..ка. Алый свет зари ск..льзит по ве..кам и ств..лам д..ревьев.

Задание 10. Составьте из слов предложения, а из предложений - рассказ. Не забудьте о знаках препинания в конце предложений.

Шустрая, белочка, рыжая, это

Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк

Там, мелькает, зелени, среди, кто

Задание 11. Составьте и напечатайте предложения.

  1. Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
  2. Деревья, в, растут, какие, саду
  3. Сливы, рядом, яблони, и, растут
  4. Ароматная, а, малина, какая, и, крупная

Задание 12* Составьте небольшой диалог, используя разные виды предложений:


КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

1. Выберете правильную характеристику предложения:

Вася, иди завтракать!

1) Побудительное, невосклицательное

2) Побудительное, восклицательное

3) Вопросительное, восклицательное

4) Повествовательное, невосклицательное

2. Подчеркните в тексте восклицательные предложения:

У коляски нет колёс,
У ежа отклеен нос.
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.

Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки!

Так давайте поскорей
Взяли кисточки и клей.
Нитки, катушки
И вылечим игрушки!

3. Расставьте знаки препинания в конце предложений:

1. Ах, я поражена до глубины души

2. Как же это вы не останетесь на ужин

3. По утрам выпадает роса

1. Охарактеризуйте предложение:

И где же мне найти золотые нити?

1) Повествовательное, восклицательное

2) Вопросительное, невосклицательное

3) Побудительное, восклицательное

4) Вопросительное, восклицательное

2. Подчеркните в тексте восклицательные предложения.

Мороз и солнце. День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

3. Расставьте знаки препинания в конце предложений:

  1. Люди ожидают на остановке автобус
  2. Почему вы не гуляете
  3. Эх, а ведь мы были так близки к цели

Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

Предложения по интонации: восклицательное, невосклицательное.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Дежурныйстёр пыль. Трещаткузнечики в траве.

Какой чудесный день!

Около села лес. В лесу растут ели. Какие стройные и красивые ёлочки! Сколько шишек на них!

Что купила мама? Она купила молоко и сметану. Какое вкусное молоко! Какая густая сметана!

Как ярко днём светит солнышко. Дети идут на пруд

Солнце село, но в лесу ещё светло. Птицы весело щебечут. Блестит молодая травка. Алый свет зари скользит по веткам и стволам деревьев.

Кто там мелькает среди зелени? Это шустрая рыжая белочка. Какой это очаровательный и милый (милый и очаровательный) зверёк!

  1. Около дома дедушки фруктовый сад.
  2. Какие деревья растут в саду?
  3. Сливы и яблони растут рядом./Рядом растут сливы и яблони.
  4. А какая ароматная малина!/А какая малина ароматная!

Контрольный модуль

2. У коляски нет колёс,
У ежа отклеен нос.
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.

Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки!

Так давайте поскорей!
Взяли кисточки и клей
Нитки, катушки
И вылечим игрушки!

1. Ах, я поражена до глубины души!

2. Как же это вы не останетесь на ужин?

3. По утрам выпадает роса.

2. Мороз и солнце. День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Цель урока: выявление интонационной природы искусства.

- осмысление понятий интонации;

- интонация как основа произведения искусства.

- развитие эмоционально – образной сферы;

- развитие восприятия произведения искусства;

- воспитывать чуткое отношение к миру через постижения других интонаций.

Тип урока: расширение и углубление в тему

Жанр урока: урок – поиск

Материально – техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проект, экран, музыкальный центр.

Добрый день! Я рада вас видеть!

Ой, что - то произошло с компьютером, пока я к вам шла, произошел сбой. Помогите, кто может прочитать слово? (Дети: интонация)

Вот, спасибо! А что же такое интонация? (Дети: речь без слов; с появлением интонации бессмысленный набор звуков, слов, превращается в осмысленную, содержательную человеческую речь; главный носитель информации.)

А где мы можем встретить интонацию? (Ответы детей)

Привстаньте, посмотрите в окно, какая звучит интонация? (Дети: снежная, холодная…)

А сейчас послушайте интонацию, которая звучит в классе? Какая она?

(Дети: часы – ритмичная, компьютер – шумная…)

А давайте послушаем свою интонацию, чтобы почувствовать интонацию необходимо внимательно послушать себя, попытаться найти звук согласно вашему интонационному звучанию. Вы можете использовать все, что вас окружает (шелест бумаги, стук по разной поверхности, звучание голоса…)

Найдите то, что созвучно вашей интонации. (Дети: сердце – спокойное, душа – взволнованная…)

А теперь вслушайтесь в интонацию другого человека.

(Звучит Симфония №5 Л. В. Бетховен.)

Какая интонация прозвучала? Почему? (Дети: мрачная, суровая, грустная…). Сейчас мы постараемся эту интонацию записать с помощью знаков препинания. Назовите наиболее известные знаки? (Дети говорят знаки . , … ! ?)

Давайте озвучим интонацию. Какими знаками препинаниями можно записать?

(Звучит музыка: дети слушают - напевают, затем слушают – записывают, и зачитывают вслух). Кто уже выполнил? Молодцы!

А это портрет композитора, музыку которого вы только что слушали. Выберите знаки препинания, которые созвучны этому портрету. А что ты увидел в портрете такого, что соответствует этому знаку? (Дети отвечают)

Слушаем Симфония № 40 Моцарта Портрет композитора, линии…

Вспомните, какие средства музыкальной выразительности Вам еще известны?

А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Итак, главное ребята, это?

(Ответы детей: интонация)

Сегодня я с вами подружилась, и давайте споем песню о дружбе

Исполняем песню о дружбе.

Интонация пронизывает всю жизнь.

Работа по сл. 7, 8. Что чувствуете, предсавляете?

Что такое интонация?

Как вы понимаете высказывание В. Медушевского:

Оценки за работу на уроке.

На этом наш урок заканчивается.…

Музыка (День музыки)
Слова и музыка Т. Муриной

1. С тех пор, как создан мир, она звучала.
Переполняя души и сердца.
Конечно, есть у музыки начало,
Но никогда не будет ей конца.

Припев: В журчании ручья, в мелодии дождя
Музыка, музыка, музыка,
В сиянье милых глаз, всегда звучит для нас
Музыка, музыка, музыка

2. Открой ей душу, и тогда услышишь,
Ее волшебный и манящий звук.
Доверься ей, и сразу ты увидишь,
Каким прекрасным станет мир вокруг.

3. Она способна злого сделать добрым,
И в сердце растопить холодный лед.
Как птица в небесах летит свободно,
Пусть над землею музыка плывет

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 6
Виды предложения по интонации

Предметные. Научатся : определять вид предложения по интонации .

Метапредметные. Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом

Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи .

Коммуникативные: критично относиться к своему мнению .

Личностные. О сознавать личностный смысл учения .

Средства обучения

Учебник, тетрадь, запись на доске предложений.

I .Орг.момент

II. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся. материала.

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнём сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно

Поймёшь всё обязательно.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Определяют тип предложения по цели высказывания.

Отвечают на вопрос:

Подосиновик растет под осинами.

Проводит минутку чистописания.

– На какие две большие группы делятся буквы?

(Гласные и согласные.)

Выполняют чистописание. Рассматривают рисунок из букв.

Мн Нм Тш Шт ЯВФ Яфв Вфя

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Хозяйство – 1. Всё то, что служит для производства, составляет производство. 2. Отрасль какого-либо производства. 3. Совокупность предметов, необходимых в быту. 4. Работа по дому.

Однокоренные слова: хозяйственный, хозяйственность, хозяйственник, хозяйствовать.

Пословицы и поговорки:

В хозяйстве и верёвочка пригодится.

В большом хозяйстве и малое сгодится.

Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве.

Я люблю заниматься хозяйством.

Лесник показал ребятам лесное хозяйство.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Что такое предложение?

– Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.

– Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений?

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

IV. Первичное применение приобретенных знаний

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Вспомните, что такое предложение? (В предложении слова связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

– Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

на, созрел, урожай, пол е

как, быстро, пролетело, лето

наступает, золотая, осень

– Почему вы считаете, что это предложения?

– Запишите предложения в тетрадь.

– Почему в конце предложений разные знаки препинания?

– Итак, по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Составляют предложения и записывают в тетрадь.

Как быстро пролетело лето!

Наступает золотая осень.

На поле созрел урожай.

hello_html_m4977a028.jpg

hello_html_m5eef7f53.jpg

hello_html_m7f77077d.jpg

– Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки.

– Дайте характеристику каждому предложению. Какое оно по цели высказывания?

Выполняют упражнение по учебнику: читают и

отгадывают загадки, характеризуют предложения, записывают их в указанном порядке, выделяют изученные орфограммы в словах; читают правило

Спишите сначала повествовательные предложения, затем вопросительные, потом побудительные.

– Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы.

– Прочитайте правило на странице 15 учебника

о том, когда в конце предложения ставится восклицательный знак

V. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков .

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Какие чувства выражены в этих предложениях? Передайте их интонацией.

– Определите, каким по цели высказывания и по интонации является каждое из данных предложений.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Мёд [м’от] – 1 слог;

м – [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

ё – [о] – гласный, ударный;

д – [т] – согласный, глухой парный, твердый парный.

3 буквы, 3 звука

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Запишите предложения. Укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

1. Пушистый зверек прыгнул на ель.

2. Ты был в Москве?

3. Мойте руки перед едой.

4. Сколько грибов в лесу!

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Определяют вид предложения по интонации и по цели высказывания.

1. Повествовательное, невосклицательное.

2. Вопросительное, невосклицательное.

3. Побудительное, невосклицательное.

4. Повествовательное, восклицательное.

– Определите по началу предложения, каким оно будет по цели высказывания.

2. Перестаньте дразнить…

5. Почему подснежники…

Определяют вид предложения по цели высказывания.

1. Кто стучится… (Вопросительное.)

2. Перестаньте дразнить… (Побудительное.)

3. Однажды мы… (Повествовательное.)

4. Мойте фрукты… (Побудительное.)

5. Почему подснежники… (Вопросительное.)

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какие бывают предложения по цели высказывания?

– Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

– Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

– Какова цель высказывания у побудительного предложения?

– Какую цель поставили на уроке? Удалось ли ее достичь?

– Что было самым интересным на уроке? Встретились ли трудности?

Графический диктант

– Я читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Отмечают в чем добились успеха, какие трудности встретились, что помешало при выполнении задания, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем .

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 057 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2020 443
  • DOCX 38.4 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Томащук Наталья Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

• развивать навы ки красивого и выразите льного испол нения.

• метод эмоционально - нравстве нного и х у дожественно - эстетическог о

Оборудовани е урока: музыкаль ный центр, CD - запись, ф ортепиано .

Учитель: До брый день, здравствуйте ребята! (ответы детей). Скажите,

пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках му зыки и пения ? (ответы).

- Но у нас сегодня необычный урок. И я хо чу н ачать наш урок не с

исполнения песни и не со слушания музыкал ьного произведения, и , х отя у

нас не урок чтени я, я хочу начать н аш урок со стихотворе ния А.С.Пу шкина

Снова читаю, но уже выразитель но и обязатель но в дирижирова нием .

- Вы ответили правильно и отсюда сформулиру ем тему урока. Значит, какая

- Жил - был один король в одной стране и имел он право подписывать

смертный приговор. А был он не очень - то грамотным. И написал он

Что пропустил ца рь в этом предл ожении? ( Забыл постав ить запяту ю )

- Видите, как от одной мале нькой запят ой зависит чья - то жизнь.

- Давайте посм отрим , какие у нас б ывают выражен ия лиц.

ко торую я укажу . ( Вопросительно. Радостно. Зло. Мечтательно. Грустно.

- Т ы что, не знаешь, где у тебя ноги и ру ки? ( Раздражённ о ). ( Гово рит то же

- Видите, как ое з начение имеет выра жение, с кот орым люди обращаются

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением современных образовательных технологий:

Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте

· Технология педагогики сотрудничества, обозначено

Технология диалогического обучения (ТПС). применение

· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий

· Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.

· Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

· Игровые технологии (ИТ).·

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2015

Урок музыки в 4 классе

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты. Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Виды деятельности учащихся: разгадывание кроссворда, слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение, цветорелаксация.

Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,

ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.


Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте


Технология педагогики сотрудничества, обозначено

технология диалогического обучения (ТПС). применение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий

Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.

Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Дидактическое обеспечение урока:

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

I. Организационный момент.


1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

II. Актуализация знаний

1.Создание учебно-проблемной ситуации.


У.: Ребята, мне нужна ваша помощь – в кроссворде, который я для вас попыталась составить, потерялась одна буква. И потому не получается слово. Посмотрите на экран (начинаю демонстрацию презентации). (ИКТ).

2.Рефлексия. (ТПО).

Какое слово должно получиться? (ТПС).

Д.: Соната.

У.: Кто помнит, для оркестра или одного инструмента пишут композиторы сонаты?

Ответы учащихся.


У.: Как вы думаете, о какой сонате пойдёт речь? Если ответ будет правильный, он появится в слайде.

У.: Слово «страстная" передаёт состояние душевной взволнованности.

III этап (основной) – погружение в тему урока.

Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.

(в слайд 3 вставлена главная партия. Ответы учащихся.)

У.: Правильно, это сильный духом человек – у него есть воля, энергия, мужество. (ТПС).

У.: Давайте теперь вспомним, что вы прочитали в своих учебниках.

Что вас поразило? (слайды 4 и 5)

У.: Когда Бетховен узнал, что его глухота неизлечима…

(слайд 6. В него вставлена музыкальная цитата – 2 такта – из вступления).

У.: Как вы думаете, какие мысли его посетили? (слайд 7)

Ответы учащихся.


У.: Да, ребята, Бетховен решил, что жить ему незачем…(слайд 8).

Ответы учащихся.

У.: Но Бетховен решил – судьбу должно хватать за горло. (Слайд 10. Здесь звучит главная партия).

У.: Как вы предполагаете – Бетховену кто-то говорит о том, что надо набраться мужества, надо собрать всю силу воли для борьбы с такой бедой, надо помнить, что жизнь всегда даётся только одна? Или он сам себя убеждает? (Слайд 11. Здесь звучит побочная партия).

Ответы учащихся.

У.: Бетховен решает жить для и с помощью своего искусства. (Слайд 12. Здесь звучит рефрен из III части. Презентация закончилась).

2. Рефлексия.

Ответы учащихся.


3. Организация вокально- хоровой деятельности.

а) Подготовительная беседа.

У.: А теперь – время песни. Сегодня нам надо исполнить её так, как будем петь на школьном мероприятии. (ИОТ).

б) Работа над воплощением музыкального образа.



4. Цветорелаксация. Демонстрирую презентацию.

У.: Какие чувства Бетховена выражены в этой музыке? (ТПС).

Д.: Он надеялся на выздоровление.

У.:Я тоже услышала в этой музыке надежду, гармонию. Мне представилось, что Бетховен думал о том, как прекрасен этот мир. И потому я соединила эту часть сонаты с картинками зелёного цвета.


IV этап – итог урока.

а) У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу? (ТПС).

б) Самооценка деятельности учащимися.

в) Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете.

(Д/з – стр.120-121. Ответить на последний вопрос).



I. Grave-Allegro. Мрачно звучат тяжелые аккорды вступления в I части. Эта музыка говорит о какой-то человеческой драме, беде. Человек так раздавлен горем, что не находит сил ему противостоять. Но вот начинается стремительная мелодия. Это настоящий взлёт духа и решимости. Представляется, что человек сбросил с себя оцепенение и принял решение – не сдаваться!

II. Adagio cantabile (медленно, певуче) – глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем.

III. Rondo (Allegro). Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.

Читайте также: