Конспект музыка в народном стиле сочини песенку
Обновлено: 07.07.2024
Цель: углуб иться в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Личностные: в оспит ывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспит ывать исполнительс кую и слушательск ую культур у .
Метапредметные: р азви вать вокальны е навык и ; разви вать чувства ритма в системе ритмической работы; разви вать навык и устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
Предметные: поз наком ить с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала.
Музыкальный материал к уроку:
1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).
2.“Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).
Настраиваются на урок
II. Актуализация знаний
- Какую песню мы с вами исполняли на прошлом уроке?
- Достаньте листочки с песней. Встаньте.
Бояре, а мы к вам пришли
III. Мотивация и целеполагание
- Прослушайте мелодию. Что это за мелодия?
- Предположите, кто автор этой музыки? (народ) Почему вы так решили?
- Ребята, а кто ещё сочиняет мелодии, пишет музыку
- А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своём творчестве?
- Давайте разберёмся и убедимся, кто из нас прав. А для того, чтобы нам разобраться в этом, определим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке
Исполняет оркестр народных инструментов
( узнаем, что такое музыка в народном стиле, научимся различать композиторскую и народную музыку).
IV .Открытие нового знания
- Ваша задача внимательно послушать и попробовать определить, чем же это произведение отличается от р.н. плясовой, которую мы услышали в начале урока.
- Какие инструменты вы услышали?
Раз эта музыка в народном стиле, значит, у неё есть автор?
- Посмотрите, пожалуйста, на доску, я думаю, что вы без труда назовёте имя композитора.
Да, это П.И.Чайковский.
- Композитор П.И.Чайковский использовал интонации народных песен, плясок в своих произведениях, писал музыку в народном стиле.
- П.И.Чайковский родился в г.Воткинске, там же находится дом-музей П.И.Чайковского. На Родине он встретился и полюбил народную музыку ещё в раннем детстве.
- Много народной музыки обработано композиторами для симфонического оркестра, фортепиано. Благодаря композиторам, народная музыка превратилась в серьёзные музыкальные произведения. В будущем на уроках музыки мы будем встречаться с вами с подобными музыкальными произведениями и познакомимся со многими музыкальными композициями.
Это музыкальное произведение написал С.С.Прокофьев.
- Сейчас я включу фрагмент этого музыкального произведения, а ваша задача внимательно послушать и определить, какой инструмент исполняет данное музыкальное произведение.
V. Первичное закрепление
- А сейчас мы сами станем исполнителями народных песен.
Напоминаю вам, что р.н. песня исполняется свободно, весело, на улыбке.
- Откройте учебники на странице 64. Прочитайте выразительно. Выберите слова для песни и придумайте мелодию для нее. Можете в парах.
Выбирают, читают, сочиняют
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Значит, могут ли композиторы использовать народные песни в своем творчество?
Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.
Музыкальный материал к уроку:
1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).
2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).
1. Вступительная беседа
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка. ” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.
– Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
– Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?
– Говорит, что с песней на Руси родились.
– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.
2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”
И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?
– Хоровод и плясовая.
– Чем они отличаются?
– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.
Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.
– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.
Работу мы начнем с начала.
Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.
– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?
– Из долей ТА и ТИ.
– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?
– Количество долей ТА в такте.
– На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.
Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.
На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц”
А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.
– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?
– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.
– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.
Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней
– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.
Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”
– Это мелодия плясовой. Так как…
– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Вспомните известные вам русские инструменты.
– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…
– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.
3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением
– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.
Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?
Детям показывается портрет. Они называют имя композитора
– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.
– Это были Вальс, Полька и Камаринская.
– Какой же из этих танцев родился в России?
– Камаринская.
– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.
Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?
– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.
– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?
4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Она близка к русской плясовой.
– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.
– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Чем они отличаются?
– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.
“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.
– Что же их тогда объединяет?
– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.
– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Предмет: музыка
Дата проведения: 31.01.19
Тип урока: урок углубления знаний
Цель урока: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Задачи урока:
Дидактические: познакомить детей с чертами русской народной музыки;
Развивающие: развивать навык сравнения народной и авторской музыки;
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской народной песне.
Методы: словесный; наглядный; метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; музыкального обобщения.
Средства обучения:
- для учителя: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, шумовые музыкальные инструменты;
- для учащихся: презентация, шумовые музыкальные инструменты, учебник.
Этапы фрагмента урока
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
(П -познавательные,
Р -регулятивные,
К -коммуникативные)
Организационно-мотивационный этап
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Эмоциональный настрой урока
Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности (Р)
Освоение личностного смысла учения,
учебно-познавательный интерес к новому учебному
Подведение к теме урока
-Ребята, прослушайте песню и ответьте на вопрос, в каком стиле написана эта музыка? Кто ее автор? (народ, народный стиль)
-Звучание каких инструментов вы услышали? (балалайка, гармошка)
Анализируют муз. произведение
Планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия (Р)
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях (П)
Развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость
Постановка темы и цели урока
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
-Мы с вами прослушали музыку в народном стиле, кто уже догадался какая тема урока?
-Какую цель вы поставите для себя на урок? (познакомиться с народной песней)
Цель нашего урока - изучить музыку в народном стиле.
Определяют тему урока
Ставят цели на урок
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия (Р)
Формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой
Открытие новых знаний
Цель: знакомство с новым понятиями, включение их в активный словарь.
-Какие жанры народной музыки вы знаете? Вспомните, чем занимался народ на Руси? Каким трудом, каким делом? (солдатская, лирическая, колыбельная, плясовая, хороводная, частушки, обрядовые) (Слайд 2)
-Ребята, как вы думаете, как возникала музыка в народе?
-Кто догадался, как возникла колыбельный жанр народной музыки? (мама напевала своему ребенку мотив, чтобы он заснул)
-А как возникала именно солдатская? (солдаты шли в бой и для поддержания духа напевали себе какой-либо мотив)
-А кто уже догадался, как возникла плясовая песня? (во время праздников, плясок)
-Молодцы, вы верно ответили!
-Ребята, в народном стиле музыки есть песня, а есть инструментальный наигрыш. Как вы думаете, чем они различаются?
-Наигрыш - народная инструментальная мелодия (плясовая, танцевальная), с сопровождением или без него. (Слайд 3)
-Народная песня - небольшое, как правило, куплетное, (а чаще называют не куплеты, строфы) вокально-поэтическое произведение, создаваемое и существующее в единстве слова и напева. (Слайд 4)
- И так наигрыш – это инструментальное произведение, а песня – вокальное произведение
-В народной музыке есть свои особенности исполнения,
1 особенность - исполнение песни одним человеком, как вы думаете, как это человека называют? (солист),
2 особенность – поют несколько человек, как это называется? (ансамбль),
3 особенность – исполняют вместе много людей, как это называется? (хор),
4 особенность – вместе играют много исполнителей (оркестр).
- Как вы думаете, что может быть общего между композиторской и народной музыкой? (одинаковые тембры, жизненные ситуации, описываемые в произведениях)
- Многие композиторы сочиняли музыку на основе народных мелодий, но так как эта музыка было сочинена композитором, то говорят, что эта музыка в сочинена народном стиле, потому что она очень похожа на народные напевы и на народные наигрыши.
-Ребята, как вы думаете, как будет звучать композиторское произведение в народном стиле? (могут быть народные интонации, может быть ритм, подражание народному инструменту)
-Это произведение написал композитор на народную песню.
-Как звучала музыка? ( эта пьеса более медленная, тяжёлая, важная. Может быть, композитор хотел изобразить мужика, который играет на большой гармони? В этой музыке чувствуется тяжёлая поступь, маршевость, под неё можно медленно шагать. Музыкант играет всё время одно и то же - громко, важно, но не очень умело (твердит одни и те же аккорды, лишь один раз он немного их изменяет, варьирует).
-А теперь посмотрите исполнение музыкального произведения в исполнении гармонистов (Народное исполнение)
-Какие общие черты вы заметили в композиторском произведении и народной музыке?
-Как П.И.Чайковский подражает звучанию гармошки?
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.
Музыкальный материал к уроку:
1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).
1. Вступительная беседа
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начнём мы урок с таких строчек из стихотворения:
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Это говорит о том, что с песней люди на земле и родились.
– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.
2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”
И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?
– Хоровод и плясовая.
– Чем они отличаются?
– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.
Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.
– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.
Работу мы начнем с начала.
Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.
Что это? – Это ритм.
– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Давайте вспомним, из каких долей состоит любой ритмический рисунок или любое произве-дение?
– Из сильных и слабых! Правильно!
– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма.
А цифры в начале ритмической записи означают количество сильных долей в такте.
– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?
– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.
– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте исполним первый куплет этой песни.
Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с ритмическим рисунком.
Светит месяц светит ясный
Светит белая луна
Осветила путь дорожку
Мне до милого двора
– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.
Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”
– Это мелодия плясовой. Так как… ритм передает ощущение подвижного движения.
– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучала она в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Вспомните известные вам русские инструменты.
– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…
– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.
3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопрово-ждением
– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.
Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?
Детям показывается портрет. Они называют имя композитора
– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Давайте прослушаем вспомните их названия.
– Это были Вальс, Полька и Камаринская.
– Какой же из этих танцев родился в России?
– Камаринская.
– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.
Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?
– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.
– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?
4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Она близка к русской плясовой.
– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.
– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Чем они отличаются?
– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.
“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.
– Что же их тогда объединяет?
– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.
– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.
Читайте также: