Плоды и семена конспект 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Бубновская Татьяна Владимировна, учитель биологии ГБОУ СОШ №355 г.Санкт-Петербурга

Данная разработка урока составлена для 6 класса УМК В.В.Пасечника, но может быть использована при проведении уроков и по другим программам. Для закрепления материала используются загадки о плодах, которые рассматриваются с точки зрения биологических знаний и позволяют формировать устойчивый интерес к предмету. На уроке используется мультимедийный проектор с видеорядом различных плодов растений и способами их распространения.

Цели:

- Сформировать представления о разнообразии плодов и способах их распространения;

- Формировать устойчивый интерес к предмету;

- Развивать познавательную активность учащихся;

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с загадками, иллюстрации плодов, коллекции семян.

План урока:

1. Повторение (с использованием видеоряда растений)

- На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения? (Класс Двудольные и Класс Однодольные)

- Органы цветковых растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плод)

- Признаки двудольных и однодольных растений.(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая)

- Особенности строения семян двудольных растений. (Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками)

- Особенности строения семян однодольных растений. (Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, эндосперм, зародыш - 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка с листочками)

Новый материал.

1. Многообразие плодов.

Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян. Выделяют плоды сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

(смотри таблицу в приложении)

2) Приведите примеры таких типов плодов.

- Костянка (сочный односемянный плод) - слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.

- Ягода (сочный многосемянный плод) - черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.

- Яблоко (сочный многосемянный) - яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.

- Померанец (сочный многосемянный) - цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).

- Тыквина (сочный многосемянный) - тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.

- Семянка (сухой односемянный плод) - подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.

- Зерновка (сухой односемянный ) - злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).

- Орех (сухой односемянный) - кокос, лещина, фундук.

- Крылатка (сухой односемянный) - клен, липа, ясень, вяз.

- Боб (сухой многосемянный плод) - бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)

- Стручок (сухой многосемянный ) - крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).

- Коробочка (сухой многосемянный ) - белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.

3) Распространение плодов и семян (демонстрация с использованием мультимедийного проектора)

Основные способы распространения семян: водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием.

Плоды и семена имеют приспособления, которые помогают при распространении тем или иным способом (например, парашютик у одуванчика помогает распространению ветром).

Проверка полученных знаний в форме теста.

Признаки плодов и семян

1. Плоды имеют сочную мякоть

2. Плоды имеют перистые волоски

3. Плоды и семена мелкие, легкие

4. Плоды имеют крючочки

5. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки

(Ответ: 1 - 3; 2 - 1; 3 - 1; 4 - 3; 5 - 2 )

4) Закрепление материала (Загадки)

- В золотой клубочек

- В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

- Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него,

И не будет ничего.

- Выпускает он листы

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь,

На себе их все найдешь.

(Лопух, репей – семянка)

- В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

- На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…

- В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только жаркие лучи

У него не горячи.

- Кафтан на мне зеленый,

А сердце – как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз – тыквина, ягода)

- На сучках висят шары –

Потемнели от жары.

- Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

- Голова - на ножке,

В голове – горошки.

- Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце потемнела я,

И вот теперь я спелая.

- Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

- Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

- Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком

Ну-ка, кто со мной знаком?

- Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)

5) Д/з: параграф 30, 31. Загадки, пословицы, поговорки о плодах. Придумать примеры растений, имеющих перечисленные типы плодов.

Ключевые слова конспекта: семя, двудольные, однодольные, семенная кожура, зародыш, эндосперм, строение семян, прорастание семени, плод, виды плодов, функции плодов, виды распространения семян и плодов.

Семя — орган семенного размножения и расселения растений. Оно образуется из семязачатка (семяпочки) в завязи растений. Семя, в большинстве случаев, состоит из семенной кожуры, зародыша и запаса питательных веществ (эндосперма).

Главная часть семени — зародыш. Он состоит из корешка, стебелька, почечки и двух или одной семядолей. Этот признак лежит в основе разделения всех цветковых растении на два класса — Двудольные и Однодольные .



Семенная кожура образуется из покровов семяпочки и выполняет защитные функции; в том числе защищает семя от высыхания и, наоборот, от преждевременного насыщения влагой. На семенной кожуре можно различить рубчик — место прикрепления семяножки. Зародыш включает корешок, стебелек, почечку и одну или две семядоли — образовании, гомологичные листьям. У двудольных их две, у однодольных — одна. При наземном прорастании семядоли способны к фотосинтезу, при подземном — служат хранилищем питательных веществ. Из корешка образуется главный корень, из почечки — главный побег растения.

В зрелых семенах хвойных и большинства цветковых растений эндосперм хорошо выражен. Однако у представителей некоторых семейств цветковых зародыш разрастается в семенах настолько, что заполняет их целиком. От эндосперма или вообще ничего не остается (бобовые, тыквенные, сложноцветные) или
сохраняется в виде тонкого слоя клеток (яблоня, миндаль). При отсутствии эндосперма запасные вещества семян откладываются в клетках зародыша, чаще в его семядолях. Эндосперм образуется в результате так называемого двойного оплодотворения и состоит из триплоидных клеток.


Семя находится внутри плода. Например, яблоко — это плод, а семечки внутри яблока — это семя; арбуз — это плод, а косточки внутри — это семя; слива — это плод, а косточка внутри — это семя.

Основными питательными веществами в семенах являются углеводы, главным образом: крахмал (пшеница, ячмень), белки (фасоль, горох, бобы), жиры (подсолнечник, олива, лен). Кроме органических веществ, семена содержат воду и минеральные вещества.

В неблагоприятных условиях семена могут долго пребывать в состоянии покоя. Величина его у всех растений разная.

Прорастание семени

Для прорастания семени необходимы вода, тепло и воздух. При достаточном количестве воды семя набухает и плотная кожура разрывается. При благоприятной температуре ферменты семени переходят из неактивного состояния в активное. Под их действием нерастворимые запасные вещества превращаются в растворимые: крахмал — в сахар, жиры — в глицерин и жирные кислоты, белки — в аминокислоты .

Приток питательных веществ к зародышу выводит его из состояния покоя, и начинается рост. Прорастающие семена непрерывно поглощают кислород и выделяют углекислый газ, при этом выделяется тепло. Хранят семена в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным, хотя сухие семена дышат менее интенсивно.

ПЛОД

Плод — орган покрытосеменных растений; представляет собой видоизмененный после оплодотворения цветок. Функции плодов: защита и распространение семян. В состав плода входят пестик и другие части цветка: разросшееся цветоложе, сросшиеся основания чашелистиков, лепестков и тычинок. Разросшиеся стенки завязи формируют околоплодник.

плоды

Виды плодов:

  • орех, орешек: сухие, нераскрывающиеся с одним семенем, околоплодник деревянистый (дуб, лещина);
  • семянка: околоплодник кожистый, не срастается с семенем (подсолнечник);
  • зерновка: околоплодник кожистый, сросшийся с семенем (рожь, пшеница, кукуруза);
  • листовка: сухие раскрывающиеся одногнездные плоды со многими семенами (пион);
  • боб: семена прикреплены к створкам (бобы, горох);
  • стручок — семена расположены на перегородке (пастушья сумка, сурепка);
  • коробочка: кубышкообразной формы, с крышкой (мак, мальва);
  • ягода: сочный многосемянной плод, покрытый кожицей (виноград, томаты);
  • костянка: сочный, односемянной плод, с трехслойным околоплодником (слива, вишня);
  • сложная костянка — сложный многокосточковый плод с трехслойным околоплодником (малина, земляника).

виды плодов

Типы плодов и особенности их строения

Название плода Особенности строения Примеры
Зерновка Кожистый околоплодник срастается с семенем Злаки: овес, рис, пырей
Семянка Кожистый околоплодник не срастается с семенем Подсолнечник
Орех Околоплодник деревянистый Дуб, орешник
Крылатка Семянки и орешки с крыловидным выростом Клен, ясень, береза
Боб Плод, раскрывающися двумя створками, без перегородки Горох, бобы
Стручок и стручочек Плод из двух створок с перегородкой, семена прикреплены к перегородке Пастушья сумка, капуста
Коробочка Сухой плод, открывающийся крышечкой или отверстиями Мак, белена, гвоздика
Костянка Плод с сочной мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой Вишня, персик, миндаль
Ягода Многосемяыный плод с мякотью, покрытой тонкой кожицей Смородина, томат
Яблоко Семена лежат в пленчатых сухих камерах Айва, груша, яблоня
Тыквина Семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый Огурец, арбуз, кабачки
Померанец Многогнездный ягодоподобный плод, экзокорний которого ярко окрашен и содержит эфирные масла Апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут, лайм

Способы распространения семян и плодов:

  • без участия посторонних агентов (семена и плоды крупных размеров);
  • с помощью животных (сочные плоды, ягоды);
  • с помощью ветра (плоды с крыльями и хохолками);
  • с помощью воды (сухие плоды и семена);
  • с помощью человека (все виды плодов и семян).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Плоды и семена растений" 6 класс. Биология. урок построен с применением групповой формы работы. в приложении представленны маршрутные листы для индивидуальной работы с системой оценивания.

Предмет: биология

Тема: Плоды и семена

Образовательные - познакомить с разнообразием плодов и семян.
Воспитательные – продолжить формировать умение работать с натуральными объектами.
Развивающие – научить сравнивать, анализировать и делать выводы.

-формировать УУД при изучении плодов и семян растений, развивать навыки работы с природными объектами;

-сформировать понятие о плодах и семенах, рассмотреть строение и разнообразие.

Метапредметные: уметь находить необходимую информацию, структурировать знания, работать с природными объектами согласно поставленной цели.

Предметные: особенности строения плодов и семян.

Личностные: формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Орг.момент. 1 мин.

Актуализация знаний. 3 мин.

На протяжении нескольких предыдущих уроков мы с Вами говорили об основных органах цветковых растений.

На какие две группы мы можем разделить все органы растений? (вегетативные и генеративные)

Что такое вегетативные органы? (не участвующие в размножении)

Что такое генеративные органы? (участвующие в размножении)

А для того, что бы еще раз вспомнить органы цветковых растений мы с Вами проведем блиц опрос (индивидуально в листе, самопроверка).

зачаточный побег (ПочкА)

главный генеративный орган растения (цветОк)

зеленый орган растения в, котором идет фотосинтез (Лист)

несколько мелких цветков собранных вместе на побеге (Соцветие)

совокупность лепестков цветка (вЕнчик)

основной вегетативный орган растения состоит из ствола, листьев и почек (побЕг)

мужской орган цветка (тЫчиНка)

расстояние между двумя узлами на стебле (Междоузлие)

Выведение темы урока. 3 мин

Некоторые буквы выделены цветом, назовите, какие это буквы? Чтобы узнать тему нашего урока, давайте попробуем составить слова из этих букв и сформулировать тему.

Какие слова у нас получились? Какова тема нашего урока? (плоды, семена)

Правильно. Тема нашего урока: Плоды и семена растений.

Какие задачи мы можем поставить перед собой сегодня на уроке?

познакомиться со строением семени растений

познакомиться со строение плодов растений и классификация

узнать значение плодов и семян в жизни растений

Открытие нового знания. 15 мин.

Процесс цветения растения заканчивается образованием плодов и семян. Семя – это генеративный орган цветкового растения.

Проблемный вопрос нашего урока: нужен ли растению плод?

Посмотрите, на страницу 46 учебника, на ней представлены различные плоды цветковых растений (демонстрируются изображения различных плодов), плоды так не похожи друг на друга размерами, формой, окраской, но все они являются органами семенного размножения цветковых растений. Знакомиться с их строением и классификацией мы будем, работая в группах.

1. группа. Изучит общий строение плода.

околоплодник – разросшаяся стенка завязи.

семена - развиваются из Семязача́тка (семяпо́чки).

Как вы думаете, какова функция околоплодника у цветковых растений? (защита семени).

Основная функция околоплодника – защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.

2. группа Рассмотрит классификацию сухих плодов.

В ваших раздаточных материалах есть информация о классификации сухих плодов, рисунки, плоды растений. Изучив раздаточный материал заполните схему в маршрутном листе. Представьте информацию.

3. группа. Рассмотрит классификацию сочных плодов.

В ваших раздаточных материалах есть информация о классификации сочных плодов, рисунки, плоды растений. Изучив раздаточный материал заполните схему в маршрутном листе. Представьте информацию.

4.группа. Рассмотрит строение семени двудольного растения.

В ваших раздаточных материалах есть информация о строение семени, рисунки, семена растений. Изучив раздаточный материал, провести лабораторную работу по предложенному алгоритму, подписать рисунок в маршрутном листе. Представьте информацию.

Работа в группах. Выступление групп.

Динамическая пауза (позотоническая, сидя на стуле). 1 минута.

развернуться в проход

медленно наклонить голову назад

медленно наклонить голову вперед

медленно наклонить голову влево/ вправо

скрестить руки за спиной, прогнуться. Вдох.

переводим руки вперед. Выдох

Первичная проверка понимания (индивидуально). 2 минуты.

1. В 1954 году ученные обнаружили семена люпина арктического, который пролежали в замершем иле более 10 000 лет. Спустя 12 лет им были созданы все комфортные условия для того, что бы они смогли прорости из земли. Эксперимент имел положительный результат. Из 6 семян смогли образоваться красивые и здоровые живые организмы природы. +

2. семена таких растений, как череда и татарник, хватаются своими колючками за птичьи перья, животную шерсть и таким образом могут попасть в любую точку земли, а там уже дать свои поросшие плоды.+

3. тыква обладает самыми крупными плодами в мире? Их вес может достигать отметки более 92 кг и это вовсе не предел для данного живого организма.+

Применение полученных знаний. 8 минут

Работа в группах. Рассмотрите представленный у вас на столах раздаточный материл – плоды растений, и ответьте на Проблемный вопрос нашего урока: нужен ли растению плод?

- плод необходим растению для защиты семени и распространению в окружающей среде.

А как человек может использовать плоды растений в своей хозяйственной деятельности? (употреблять в пищу, получать масла, производить вату (хлопок), использовать в медицине).

Растения – первоисточник витаминов. Поэтому во многом наше здоровье зависит от полноценности питания и удов­летворении потребности организма в витаминах. Одно из первых мест среди всех продуктов занимают овощи и фрукты. В них содержится практически полный набор витаминов. К примеру в плодах перца, яблок и апельсинов – много витамина С – стимулирует нашу иммунную систему и помогает бороться с вирусами. А в цитрусовых содержится еще и сильнопахнущие маслянистые вещества из которых получают эфирные масла применяемые в медицине и косметологии. (показать эфирные масла).

Рефлексия. 3 минуты

Давайте еще раз вспомним какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

1.познакомиться со строением семени растений

2.познакомиться со строение плодов растений

3.узнать значение плодов и семян в жизни растений

Достигнуты ли поставленные нами задачи? Давайте посмотрим, в какой мере каждый из нас достигнул поставленных сегодня целей. У меня в руках плодовое дерево. Пока на нем еще нет плодов, они лежат перед Вами на столах - яблоки:

Зеленое – мне не понятна тема урока.

Желтое – было интересно, но остались не ясные вопросы.

Красное – мне все понятно, было интересно.

(анализ рефлексии) Когда у Вас возникали затруднения, как Вы с ними справлялись?

Подведение итогов урока. 3 минуты

Теперь давайте подведем итог урока и выставим оценки. Во втором столбце своих маршрутных листов Вы фиксировали баллы за задания. Посчитайте общую сумму баллов. Ниже у вас есть шкала оценки.

Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы.

ВложениеРазмер
rasprostranenie_plodov_i_semyan.rar 24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

СОШ №7 села Величаевского

Левокумского района Ставропольского края

Краева Мария Александровна

Тема : Распространение плодов и семян.

Форма урока: комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению. Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыш: зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевая почечка)

  1. Какое значение имеют семена в жизни растений?

(после того, как цветок отцветает, образуется плод, из семязачатков – образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи – околоплодник)

(плод состоит из семян и околоплодника)

Вспомним классификацию плодов:

(На столах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды. Тот, кто справится, поднимает руку.)

Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды

(костянка: абрикос, вишня, слива, персик….)

Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.

(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)

Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.

(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)

Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.

(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)

3.Формирование новых знаний.

? Как вы думаете, каким образом могут распространяться плоды и семена?

(ветром, водой, животными, человеком…)

Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян.

Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком или же снабжены крыловидными выростами (вяз, ель). Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Кто не знает, как распространяются их плоды-семянки! Ветром распространяются и семена ковыля, а также они способны к самозарыванию. Зерновки ковыля заострены с одного конца, а на другом имеют завитую в штопор и согнутую под прямым углом ворсистую нить - характерный признак этого растения. Ветер разносит семена ковыля по степи- при этом ворсистая нить выполняет роль парашюта и стабилизатора. Благодаря ей зерновки всегда попадают на землю острым концом и вонзаются в почву. Затем, набухнув от влаги, ость начинает раскручиваться. Согнутая под прямым углом верхняя часть ости зацепляется за предметы, находящиеся на поверхности почвы, а острая зерновка, подобно штопору, ввинчивается в землю.

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды. Но за семена рябины можно быть спокойными-они не переварятся и птицы рассеют их с пометом по всей округе. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных – распространителей семян, часто ярко окрашены, - вспомните ту же рябину, клюкву, чернику.

Часто оказываются пищей птиц и зверей и такие крупные и питательные плоды, как желуди и орехи. Конечно, если птица съест орех, он уже не прорастет. Но часто птица съедает его не сразу, а прячет где-нибудь в укромном месте про запас. А потом по каким-либо причинам не возвращается к тайнику.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Многие травы приспособились пользоваться их услугами бесплатно. Плоды с шипиками у череды, лопуха, они могут накрепко прицепиться к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

Семена и плоды некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними из водоема в водоем. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи.

Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки (содержимое незрелой костянки сначала совсем желтое, загустевающее по мере созревания - знаменитое кокосовое молоко), массой 1.5- 2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой еще одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. Но их путешествия бывают и более длительными. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км. от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.

Попав, в конце концов, на берег, плоды кокоса часто оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения,- на голом песке. Помогает пальме выжить в этой ситуации большой запас питательных веществ - проросток использует их более года, даже тогда, когда молодая пальма образует 3-4 крупных листа.

Не менее интересна недотрога обыкновенная, повсеместно произрастающая близ людских жилищ или по лесным оврагам. Когда на сочных, нежных стеблях недотроги висят желтенькие трубчатые цветки, можно пройти рядом, не обратив на нее внимания. Но потом на их месте созревают длинные зеленые стручковидные плоды, которые не заметить уже труднее. Легкое прикосновение к ним вызывает настоящий выстрел!

? Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

(для распространения растений)

? Как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома?

(ветром, животными, человеком)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел

  1. Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?

(распространение плодов и семян)

(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)

Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (горох, саморазбрасывание,

створки высыхают и открываются)

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

А приедут гости –

Им дадим по горсти. (подсолнух, животными,

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар . (одуванчик, ветром,

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными,

семена не перевариваются)остранению. оыбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена.да отверстияными листьями- бешеный огурец обыкновенный.а о вввоволовлв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока " Распространение плодов и семян". С целью создать условия для развития универсальных учебных действий; сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения; способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.

Ф.И.О. Батырева В.Д.

Предмет: биология
Класс: 6 класс

Технологическая карта урока

Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий (УУД):

Предметные результаты:

- сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

Метапредметные результаты:

- способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.

- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

- расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян;

- воспитывать бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;

- устанавливать причинно-следственные связи (способы распространения и черты приспособленности),

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Коммуникативные УУД

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять функции, формулировать и высказывать свое мнение, координировать его с мнением партнеров; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль) ;

- самостоятельно организовывать рабочее место.

Регулятивные УУД

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.

Планируемые результаты:

Знать: способы распространения плодов и семян.

Уметь: анализировать тексты, рисунки, выявлять черты приспособленности к распространению; оформлять отчёт.

Методы: беседа, проблемно-поисковый, наглядный,

Деятельность учителя. Содержание урока.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Проверка домашнего задания.

Дидактическая игра "Собери в корзину плоды" (см. приложение)

Целеполагание и мотивация.

-Почему дуб не дождался смены?

(Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно).

(Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно.)

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

- Сформулируйте тему нашего урока и цель.

("Распространение плодов и семян."

Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.)

- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян.

- Где вы можете получить информацию об этом?

(Учебник, дополнительная литература, Интернет. ).

- Предложите план работы для достижения цели.

1. Способы распространения семян.

2. Черты приспособленности к распространению.

3. Примеры растений.

Первичное усвоение нового материала.

Предлагает найти информацию в предложенном материале из дополнительной литературы или в параграфе учебника, рассмотреть иллюстрации(гербарные образцы или плоды(семена) растений.

Оказывает помощь, если возникают затруднения. Организует работу в группах.

( Изучить способ распространения плодов и семян, выявить черты приспособленности, выводы оформить на листах. Способ распространения не называется).

Создание ситуации реализации навыков самостоятельной деятельности, групповой работы, применения полученных знаний на практике, самоконтроля.

1лист - способ распространения,

2 лист- приспособления к распространению,

3 лист - примеры растений).

I гр. Распространение с помощью ветра.

II гр. Распространение водой.

III гр. Распространение саморазбрасыванием.

IV гр. Распространение с помощью животных.

V гр. Распространение с помощью человека.

Физкультминутка.

Способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.

Руки вверх и руки вниз , на носочки поднялись . То присели, то пригнулись и опять же улыбнулись.

Первичная проверка понимания.

Отчет групп о поделанной работе. Заполнение таблицы ( см. приложение).

- К какой вывод можно сделать?

( У растений есть помощники: ветер, вода, животные, человек. Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян).

- Теперь знаете, как происходит процесс распространения плодов и семян у растений. Давайте вернемся к нашей таблице.

-Какую информацию отображает таблица?

- Какай вывод можно сделать?

( растения имеют приспособления к распространению)

- Как по вашему мнению могли возникнуть приспособления у растений к распространению плодов и семян?

Первичное закрепление.

- Решите головоломку "Способы распространения плодов и семян" (использование интерактивной доски).

Контроль усвоения, коррекция.

Проверка правильности выполнения.

Информация о домашнем задании.

Прочитать параграф 14, ответить на вопросы1-4 устно; задание 1, стр. 78 или подберите загадки, интересные факты о способах распространения ( дополнительно по желанию)

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог.

- Достигли ли мы цели урока?

- Что было самым трудным? Интересным?

- Что понравилось или не понравилось?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

- Ощущали ли вы взаимопомощь в группе?

-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Выполняют задания, представляют отчет о выполненной работе.

Воспринимают информацию, анализируют, выделяют проблему, предлагают пути ее решения.

Используют навыки коллективной деятельности, партнёрства для выполнения общих задач.

Работают с источниками информации, обменив

аются полученными знаниями, формулируют выводы, оформляют результаты своих поисков в информационных листах.

Выполняют упражнения, снимают физическую и психо-эмоциональную усталость.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Используют полученные знания для решения задания. Работают с интерактивной доской.

Осмысливают собственное состояние, фиксируют изменения.

Работают с рефлексивными листами. Проводят самоанализ и самооценку.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Предметные: закрепление знаний о многообразии и классификации плодов.

Познавательные:

Регулятивные : умение контролировать время и управлять им, принимать решение на основе переговоров.

Коммуникативные : умение работать в группе: распределять функции, корректировать работу друг друга, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Познавательные : умение анализировать текст, самостоятельное выделение и формулирование цели; умение строить речевое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение увидеть проблему, задач,( выразить её словесно)

составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, формулировать цель, тему урока, вырабатывают план дейсвий, определяют средства и сроки для выполнения работы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Предметные: изучают способы распространения семян, выявляют черты приспособленности к распространению.

Познавательные: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной информации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую

( текст в таблицу)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, постановка вопросов, управление поведением партнёра.

Регулятивные : рефлексия способности к самоуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Личностные: понимание важности сохранения своего здоровья.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: делать выводы по результатам работы.

Познавательные УУД: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные:

Регулятивные:

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, самоопределение.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные: самоконтроль

Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.

1. Дидактическая игра " Собери в корзину плоды".

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель оценивает работу. Можно использовать рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названием растений, имеющих названную группу плодов.

I гр. В корзину собрать сочные односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

II гр. В корзину собрать сочные многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

III гр. В корзину собрать сухие односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

IV гр. В корзину собрать сухие многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

2. Дополнительный материал к самостоятельной работе. "Распространение плодов и семян".

I гр. Распространение с помощью ветра.

В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.

Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.

Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.

II гр. Распространение водой.

Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы. До середины XVIII века, еще до открытия Сейшельских островов, европейские мореплаватели лишь изредка встречали гигантские орехи плавающими среди океана. Находили их и у западных берегов Суматры, примерно за 400 км от их родины. Их считали волшебными созданиями океана. Когда были открыты и обследован Сейшельские острова, выяснилось настоящее происхождение орехов. Кокосовая пальма растёт на побережьях тропических морей, на островах, атоллах. Её гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.

Плавучесть семян растений, обитающих на морских побережьях в приливно - отливной зоне, обеспечивается присутствием воздухоносной ткани в семенной кожуре, опробковением плодов или наличием заполненной воздухом полости в косточках( Геттарда великолепная).

III гр. Распространение саморазбрасыванием.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг.

IV гр. Распространение с помощью животных.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.

Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.

V гр. Распространение с помощью человека.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил. ) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков. Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.

Читайте также: