Конспект логопедического занятия связь слов в предложении
Обновлено: 07.07.2024
-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Применять разные способы фиксации информации, использовать способы в процессе решения учебных задач;
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
- Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Организационный момент
Сейчас сядут те ребята, у кого имя начинается с гласного звука О, А, И, Ю. Теперь сядут те ребята, чьи имена начинаются на согласные звуки В, Т, К, Р.
Сегодня мы с вами поговорим о предложениях.
Посмотрите пожалуйста на презентацию, что изображено на доске?
- Девочка чистит зубы.
-Попугай сидит на диване.
-вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.
У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети сидят правильно. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнали много нового.
Что я еще сказала?
Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…
Ребята, кто может сказать, что такое текст?
- Посмотрите на презентацию, правильно ли вы ответили?
Ребята, а теперь внимательно послушайте текст…
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Наливает ветер.
Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
Как можно назвать этот текст?
Скажите, о каком времени года говориться в рассказе?
С какой буквы мы должны написать заголовок?
А сейчас у нас с вами за окном, какое время года?
Как мы одеваемся на улицу? Что происходит с погодой?
Артикуляционная разминка.
ЧА-ЧА-ЧА- сидит зайчик у (врача)
ЖА-ЖА-ЖА- я нашел в лесу (ежа)
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- суп соленый не (соли)
КО-КО-КО-кошка любит (молоко)
ОМ-ОМ-ОМ- мы построим новый (дом)
АФ-АФ-АФ-мы поставим в угол (шкаф)
РА-РА-РА- мы поем с (утра)
БЫ-БЫ-БЫ- идет дым из (трубы)
ОЙ-ОЙ-ОЙ- зайке холодно (зимой)
ЗУ-ЗУ-ЗУ- зайку моем мы в (тазу)
Соедините словосочетания так, чтобы получились предложения. запишите получившиеся предложения и в конце каждого поставь точку.
приняли участие в соревнованиях
зажглись на новогодней елке
кружатся в воздухе
показалась на проталинках
прибыл на станцию без опоздания
Пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук с помощью
массажного мячика су –джок.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк
- Мяч летает между рук.
7. Посмотрите на доску. Ребята, вам надо найти и определить в какой строчке написано предложение. Постарайтесь объяснить свой выбор.
1. Осень, доброта, жизнь.
2. У каждого есть свой.
3. У каждого человека есть свой дом.
8. Развитие речевого дыхания.
На улице стало так холодно, давайте мы вместе с вами погреем руки.
9. Работа с карточками. Прочитайте. Определите границы предложения.
Летом лес был зеленый Теперь березки и клены желтые Осины красные Между ними елочки зеленеют
10. Подведение итогов урока
-Что такое предложение?
-Как в устной речи различить предложения?
-Как различить предложения в письменной речи?
11. Рефлексия в конце урока:
Если вам понравилось занятие: большой палец вверх!
Не понравилось занятие большой палец в низ.
Список используемой литературы:
Алтухова Н.Г Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников.
Лопухина И.С Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи:пособие для родителей и логопедов
Составьте предложения из слов. Запишите получившиеся предложения.
Слова: - стояло, лето, знойное
- галка, на, забор, села
- Коля, загадку, загадал
- кот, чердак, на, залез
- во, залили, дворе, каток, большой, залили
Исправьте логические ошибки и запишите предложения верно.
Весной луга затопили речку._________________________________
Коза напоила девочку водой._________________________________
После лета пришла долгожданная весна. __________________________________________________________
Исправьте ошибки: расставьте знаки в конце предложений, начала предложений запишите с большой буквы. Прочитайте текст выразительно и правильно, соблюдая логические паузы в конце предложений.
Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Образовательная: формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности; формирование умений определять количество и последовательность слов в предложении; формирование умений составлять предложение по схеме и согласовывать слова в предложении.
Коррекционно-развивающая: развитие логического мышления при работе с деформированным текстом; коррекция мыслительной деятельности по ориентированию в пространстве; коррекция правильного речевого произношения при построении предложений.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к первоцветам.
Оборудование: раздаточный материал(карточки-задания, картинки);сюжетные картины,
карточки-правила на доске.
Ход занятия.
1 .Орг.момент:
-знакомство с гостями;
- Какое сегодня число, месяц, время года?
-Какой это по счёту месяц весны?
-Чем характерен месяц май?
(Месяц май- пой да гуляй!)
-Как вы понимаете это изречение?
Для третьего месяца весны характерно- полное просыпание природы, зелень, цветение, полевые работы. И у нас в школе на пришкольном участке вы занимаетесь подготовкой почвы к посадке овощей и цветов.
-Какой у нас по счёту урок?
-Как называется наш урок?
-Чем занимаемся на уроке логопедии?
2 .Повторение пройденного.Звук для повторения(Л).
-А сейчас я вам загадаю загадку, первый звук в отгаданном слове и будет звуком для повторения.
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).
-Какой первый звук в слове ландыш? (Л).
Ребята посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какой красивый, нежный цветок!
Ландыши в природе очень редки, они растут не на всей территории России, чаще они встречаются в декоративном виде, выращиваются людьми в цветниках. Ландыши цветут в конце мая, начале июня.
Поэтому, встретив эти цветы, старайтесь их не рвать в букеты. Берегите первоцветы!
К первоцветам относятся: мать и мачеха ,сциллы, крокусы. Эти первоцветы начинают цвести сразу, как только сойдёт снег. Сциллы и крокусы в палисадниках , а мать и мачеха в дикой природе.(Рассмотрите иллюстрации с этими цветами.)
Повторим чистоговорки со звуком (Л).
Ла –ла – ла -у меня метла
Ло- ло- ло- платье мне мало
Лу – лу- лу –шкаф стоит в углу
Лы –лы – лы – забиваю я голы
Ло –ло –ло –на улице тепло.
Проговариваем чётко звук (Л), говорим неторопясь, красиво.
3 .Работа над предложением.
-Посмотрите на доску.
-Перед вами сюжет весны.
-Что вы видите на данной иллюстрации?
-Что делает девочка?
кто? → что делает? → что?
Девочка сажает цветы.
-Что у вас получилось? (Предложение)
Предложение-это основная единица речи. При помощи предложений мы выражаем свои мысли. Предложения состоят из слов. В работе с предложением помни:
кто? что?- подлежащее : кто? - одушевлённый предмет
что? – неодушевлённый предмет
что делает? -сказуемое
какой? и другие вопросы – второстепенные члены предложения.
Предложение начинается с заглавной буквы, заканчивается на письме точкой.
Запишем схему к предложению на доске.
А сейчас устно составим предложение по опорам.
Кто? что делают? что? (Дети сажают цветы.)
Что? что делает? где? (Ландыш растёт на клумбе.)
-Рассмотрите таблицу и составьте по ней предложения самостоятельно.
Проверяем, что получилось. Соотносим предложения данным схемам. Молодцы!
Физкультминутка.
На столах у вас лист бумаги и изображения домиков разного цвета. Красный домик разместить в правом верхнем углу. Жёлтый домик в левом нижнем углу. Синий домик в левом верхнем углу. Зелёный домик в правом нижнем углу. Молодцы!
Глазами нашли правый верхний угол доски; левый нижний угол доски; правый верхний угол классной комнаты; левый верхний угол классной комнаты.
Подняли правую руку; подняли левую руку.
А сейчас взяли ручки, открыли тетради, записали число.
Пишем красиво, спинку держим прямо.
На столах у вас карточки с текстом. Вам принесли рукопись рассказа, необходимо откорректировать его.
Письменно самостоятельно редактируем рассказ.
Помним : -начало предложения пишем с заглавной буквы; в конце предложения ставим точку.
Подчёркиваем в первых двух предложениях подлежащее и сказуемое. Пишем красиво, помним о правильной посадке.
Тетради сдаём на проверку.
В начале урока мы с вами говорили, что в мае очень активно идут полевые работы. Поля засеваются зерновыми культурами, дома и в школе на огороде мы занимаемся посадкой овощных культур, в палисадниках высаживаем цветы. Так какой можно сделать вывод? Что май не только месяц цветения, а ещё и месяц активного труда.
На парте у вас находится карточка с деформированным текстом пословицы.
Прочитайте текст и составьте пословицу о труде.
Кормит, лень, труд, а, портит.
(Труд кормит, а лень портит.)
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Что если хорошо поработаешь, приложишь усилия и любовь при выращивании овощей, то и кушать будет что.)
А сейчас составьте схему этого предложения.
Что → что делает? ,а что → что делает?
Итак , - что мы сегодня повторили на уроке?
-о каких первоцветах вы услышали впервые?
-как нужно относиться к первоцветам?
Домашнее задание: найти ещё разновидности первоцветов и изобразить в рисунке.
Занятие направлено на формирование умения устанавливать грамматические связи между словами в предложении.
Формирование умения устанавливать грамматические связи между словами в предложении.
1. Фланелеграф, фигурки для него (деревья, грибы, ягоды, звери, птицы).
2. Текст стихотворения, в котором отдельные слова заменены картинками.
1. Организационный момент
Логопед. Отгадайте куда мы сегодня с вами отправимся? На горе шумит, а под горой молчит.
Ученики. Мы отправимся в лес.
Ученики. Мы представляем себе деревья, траву, ягоды, цветы, птиц, зверей, насекомых.
Логопед. В языке, как и в природе, все взаимосвязано. Если мы установим неправильную связь между словами, то не сможем построить предложение и донести свои мысли до других людей. Сегодня на занятии, создавая свой лес, мы будем учиться правильно строить предложения.
2. Основная часть
Логопед. Начнем создавать свой лес с деревьев. Какие деревья растут в лесу?
Ученики. В лесу можно увидеть ель, сосну, березу, осину, дуб, клен, тополь, рябину.
Каждый ученик, называя дерево, прикрепляет его изображение к фланелеграфу.
Логопед. Как мы назовем листья этих деревьев?
Ученики. На березе - березовые, на осине - осиновые, на дубе - дубовые, на клене - кленовые, на тополе - тополиные, на рябине - рябиновые, на ели - еловая хвоя. А на сосне - сосновая.
Каждый ученик прикрепляет листочки названного дерева к его кроне.
Логопед. Теперь прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.
Каждый ученик читает по одному предложению с ошибкой и исправляет ее устно. Логопед вносит поправки в текст.
Коля нарисовал различные деревья и закрыл их соответствующими листиками. Таня рассматривала листики и угадывала, какие деревья нарисовал Коля. Это лист береза. Значит, ты нарисовал береза. Это лист осина. Значит, ты нарисовал осина. Это лист клен. Значит, ты нарисовал клен. А эти листья-иголки елка. Значит, ты нарисовал елка.
Логопед. Что дарит нам лес?
Ученики. Лес дарит нам свежий воздух, красоту, грибы, ягоды.
Логопед. Какие ягоды растут в лесу? Назовем их и запишем в тетради, разделяя
Ученики. Зем-ля-ни-ка, ма-ли-на, ка-ли-на, чер-ни-ка, брус-ни-ка, го-лу-би-ка.
Логопед прикрепляет на фланелеграф изображения ягод после их называния.
Логопед. Какие грибы можно найти в лесу? Назовем их и запишем, деля слова для переноса в каком-нибудь одном месте.
Ученики. Бе-лый гриб, под-березовик, подоси-новик, опя-та, му-хомор, лисич-ки, вол-нушки, по-ганки.
Логопед прикрепляет на фланелеграф изображения грибов после их называния.
Логопед. Без кого лес кажется мертвым?
Ученики. Лес кажется мертвым без животных: зверей, птиц, насекомых.
Логопед. Назовите зверей и птиц, которых вы знаете.
Ученики называют зверей и птиц и прикрепляют на фланелеграф соответствующие фигурки.
Логопед. У каждого зверя свои повадки. Сейчас я буду называть зверей, а вы попробуете изобразить их.
Ученики выдвигают плечи вперед, стопы разворачивают внутрь. Топчутся на месте.
Руки сгибают в локтях, кисти опускают вниз. Прыгают на месте.
Руки сгибают в локтях, кисти опускают вниз. Ходят на месте с полуповоротом
Прямые руки отводят назад (как крылья), ноги ставят вместе. Поворачивают голову
Логопед. Человек давно заметил особенности внешнего вида и поведения каждого животного. Эти наблюдения используются при составлении загадок. Отгадайте, о каком животном идет речь.
У меня торчат кругом
У меня с любым врагом
Разговор короток. (Еж.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Серый маленький зверюшка,
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Заяц.)
Самая болтливая. (Сорока.)
Логопед. Молодцы! Все дали правильные отгадки. А теперь запишите их в тетрадь и объясните написание. Подберите к каждому слову по два признака.
Ученики. Еж (ежи) - колючий, шустрый. Лось - большой, рогатый. Заяц - косоглазый, трусливый. Сорока - пестрая, болтливая.
Дети по (лесу) гуляли,
Дети (зайца) видали,
И (медведя), и (лису).
Хорошо было в (лесу).
3. Итог занятия
Логопед. А вам, ребята, хорошо было в лесу?
Ученики отвечают.
Логопед. Прекрасно чувствуешь себя в настоящем лесу. Но как себя там надо вести?
Ученики. В лесу нельзя разжигать костры, мусорить, ломать ветки, рвать с корнем растения. Нельзя разорять гнезда птиц и т.д.
Логопед. Правильно. А если мы не будем беречь лес, то он останется только на бумаге, как у нас сейчас. Относитесь к лесу с уважением, ребята.
Читайте также: