Конспект логопедического занятия связь слов в предложении

Обновлено: 07.07.2024

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Применять разные способы фиксации информации, использовать способы в процессе решения учебных задач;

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

- Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Организационный момент

Сейчас сядут те ребята, у кого имя начинается с гласного звука О, А, И, Ю. Теперь сядут те ребята, чьи имена начинаются на согласные звуки В, Т, К, Р.

Сегодня мы с вами поговорим о предложениях.

Посмотрите пожалуйста на презентацию, что изображено на доске?

- Девочка чистит зубы.

-Попугай сидит на диване.

-вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети сидят правильно. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнали много нового.

Что я еще сказала?

Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…

Ребята, кто может сказать, что такое текст?

- Посмотрите на презентацию, правильно ли вы ответили?

Ребята, а теперь внимательно послушайте текст…

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Наливает ветер.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Как можно назвать этот текст?

Скажите, о каком времени года говориться в рассказе?

С какой буквы мы должны написать заголовок?

А сейчас у нас с вами за окном, какое время года?

Как мы одеваемся на улицу? Что происходит с погодой?

Артикуляционная разминка.

ЧА-ЧА-ЧА- сидит зайчик у (врача)

ЖА-ЖА-ЖА- я нашел в лесу (ежа)

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы)

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- суп соленый не (соли)

КО-КО-КО-кошка любит (молоко)

ОМ-ОМ-ОМ- мы построим новый (дом)

АФ-АФ-АФ-мы поставим в угол (шкаф)

РА-РА-РА- мы поем с (утра)

БЫ-БЫ-БЫ- идет дым из (трубы)

ОЙ-ОЙ-ОЙ- зайке холодно (зимой)

ЗУ-ЗУ-ЗУ- зайку моем мы в (тазу)

Соедините словосочетания так, чтобы получились предложения. запишите получившиеся предложения и в конце каждого поставь точку.

приняли участие в соревнованиях

зажглись на новогодней елке

кружатся в воздухе

показалась на проталинках

прибыл на станцию без опоздания

Пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук с помощью

массажного мячика су –джок.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

- Мяч летает между рук.

7. Посмотрите на доску. Ребята, вам надо найти и определить в какой строчке написано предложение. Постарайтесь объяснить свой выбор.

1. Осень, доброта, жизнь.

2. У каждого есть свой.

3. У каждого человека есть свой дом.

8. Развитие речевого дыхания.

На улице стало так холодно, давайте мы вместе с вами погреем руки.

9. Работа с карточками. Прочитайте. Определите границы предложения.

Летом лес был зеленый Теперь березки и клены желтые Осины красные Между ними елочки зеленеют

10. Подведение итогов урока

-Что такое предложение?

-Как в устной речи различить предложения?

-Как различить предложения в письменной речи?

11. Рефлексия в конце урока:

Если вам понравилось занятие: большой палец вверх!

Не понравилось занятие большой палец в низ.

Список используемой литературы:

Алтухова Н.Г Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников.

Лопухина И.С Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи:пособие для родителей и логопедов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составьте предложения из слов. Запишите получившиеся предложения.

Слова: - стояло, лето, знойное

- галка, на, забор, села

- Коля, загадку, загадал

- кот, чердак, на, залез

- во, залили, дворе, каток, большой, залили

Исправьте логические ошибки и запишите предложения верно.

Весной луга затопили речку._________________________________

Коза напоила девочку водой._________________________________

После лета пришла долгожданная весна. __________________________________________________________

Исправьте ошибки: расставьте знаки в конце предложений, начала предложений запишите с большой буквы. Прочитайте текст выразительно и правильно, соблюдая логические паузы в конце предложений.

Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная: формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности; формирование умений определять количество и последовательность слов в предложении; формирование умений составлять предложение по схеме и согласовывать слова в предложении.

Коррекционно-развивающая: развитие логического мышления при работе с деформированным текстом; коррекция мыслительной деятельности по ориентированию в пространстве; коррекция правильного речевого произношения при построении предложений.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к первоцветам.

Оборудование: раздаточный материал(карточки-задания, картинки);сюжетные картины,

карточки-правила на доске.

Ход занятия.

1 .Орг.момент:

-знакомство с гостями;

- Какое сегодня число, месяц, время года?

-Какой это по счёту месяц весны?

-Чем характерен месяц май?

(Месяц май- пой да гуляй!)

-Как вы понимаете это изречение?

Для третьего месяца весны характерно- полное просыпание природы, зелень, цветение, полевые работы. И у нас в школе на пришкольном участке вы занимаетесь подготовкой почвы к посадке овощей и цветов.

-Какой у нас по счёту урок?

-Как называется наш урок?

-Чем занимаемся на уроке логопедии?

2 .Повторение пройденного.Звук для повторения(Л).

-А сейчас я вам загадаю загадку, первый звук в отгаданном слове и будет звуком для повторения.

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).

-Какой первый звук в слове ландыш? (Л).

Ребята посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какой красивый, нежный цветок!

Ландыши в природе очень редки, они растут не на всей территории России, чаще они встречаются в декоративном виде, выращиваются людьми в цветниках. Ландыши цветут в конце мая, начале июня.

Поэтому, встретив эти цветы, старайтесь их не рвать в букеты. Берегите первоцветы!

К первоцветам относятся: мать и мачеха ,сциллы, крокусы. Эти первоцветы начинают цвести сразу, как только сойдёт снег. Сциллы и крокусы в палисадниках , а мать и мачеха в дикой природе.(Рассмотрите иллюстрации с этими цветами.)

Повторим чистоговорки со звуком (Л).

Ла –ла – ла -у меня метла

Ло- ло- ло- платье мне мало

Лу – лу- лу –шкаф стоит в углу

Лы –лы – лы – забиваю я голы

Ло –ло –ло –на улице тепло.

Проговариваем чётко звук (Л), говорим неторопясь, красиво.

3 .Работа над предложением.

-Посмотрите на доску.

-Перед вами сюжет весны.

-Что вы видите на данной иллюстрации?

-Что делает девочка?

кто? → что делает? → что?

Девочка сажает цветы.

-Что у вас получилось? (Предложение)

Предложение-это основная единица речи. При помощи предложений мы выражаем свои мысли. Предложения состоят из слов. В работе с предложением помни:

кто? что?- подлежащее : кто? - одушевлённый предмет

что? – неодушевлённый предмет

что делает? -сказуемое

какой? и другие вопросы – второстепенные члены предложения.

Предложение начинается с заглавной буквы, заканчивается на письме точкой.

Запишем схему к предложению на доске.

А сейчас устно составим предложение по опорам.

Кто? что делают? что? (Дети сажают цветы.)

Что? что делает? где? (Ландыш растёт на клумбе.)

-Рассмотрите таблицу и составьте по ней предложения самостоятельно.

Проверяем, что получилось. Соотносим предложения данным схемам. Молодцы!

Физкультминутка.

На столах у вас лист бумаги и изображения домиков разного цвета. Красный домик разместить в правом верхнем углу. Жёлтый домик в левом нижнем углу. Синий домик в левом верхнем углу. Зелёный домик в правом нижнем углу. Молодцы!

Глазами нашли правый верхний угол доски; левый нижний угол доски; правый верхний угол классной комнаты; левый верхний угол классной комнаты.

Подняли правую руку; подняли левую руку.

А сейчас взяли ручки, открыли тетради, записали число.

Пишем красиво, спинку держим прямо.

На столах у вас карточки с текстом. Вам принесли рукопись рассказа, необходимо откорректировать его.

Письменно самостоятельно редактируем рассказ.

Помним : -начало предложения пишем с заглавной буквы; в конце предложения ставим точку.

Подчёркиваем в первых двух предложениях подлежащее и сказуемое. Пишем красиво, помним о правильной посадке.

Тетради сдаём на проверку.

В начале урока мы с вами говорили, что в мае очень активно идут полевые работы. Поля засеваются зерновыми культурами, дома и в школе на огороде мы занимаемся посадкой овощных культур, в палисадниках высаживаем цветы. Так какой можно сделать вывод? Что май не только месяц цветения, а ещё и месяц активного труда.

На парте у вас находится карточка с деформированным текстом пословицы.

Прочитайте текст и составьте пословицу о труде.

Кормит, лень, труд, а, портит.

(Труд кормит, а лень портит.)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Что если хорошо поработаешь, приложишь усилия и любовь при выращивании овощей, то и кушать будет что.)

А сейчас составьте схему этого предложения.

Что → что делает? ,а что → что делает?

Итак , - что мы сегодня повторили на уроке?

-о каких первоцветах вы услышали впервые?

-как нужно относиться к первоцветам?

Домашнее задание: найти ещё разновидности первоцветов и изобразить в рисунке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на формирование умения устанавливать грамматические связи между словами в предложении.

Формирование умения устанавливать грамматические связи между словами в предложении.

1. Фланелеграф, фигурки для него (деревья, грибы, ягоды, звери, птицы).

2. Текст стихотворения, в котором отдельные слова заменены картинками.

1. Организационный момент

Логопед. Отгадайте куда мы сегодня с вами отправимся? На горе шумит, а под горой молчит.

Ученики. Мы отправимся в лес.

Ученики. Мы представляем себе деревья, траву, ягоды, цветы, птиц, зверей, насекомых.

Логопед. В языке, как и в природе, все взаимосвязано. Если мы установим неправильную связь между словами, то не сможем построить предложение и донести свои мысли до других людей. Сегодня на занятии, создавая свой лес, мы будем учиться правильно строить предложения.

2. Основная часть

Логопед. Начнем создавать свой лес с деревьев. Какие деревья растут в лесу?

Ученики. В лесу можно увидеть ель, сосну, березу, осину, дуб, клен, тополь, рябину.

Каждый ученик, называя дерево, прикрепляет его изображение к фланелеграфу.

Логопед. Как мы назовем листья этих деревьев?

Ученики. На березе - березовые, на осине - осиновые, на дубе - дубовые, на клене - кленовые, на тополе - тополиные, на рябине - рябиновые, на ели - еловая хвоя. А на сосне - сосновая.

Каждый ученик прикрепляет листочки названного дерева к его кроне.

Логопед. Теперь прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.

Каждый ученик читает по одному предложению с ошибкой и исправляет ее устно. Логопед вносит поправки в текст.

Коля нарисовал различные деревья и закрыл их соответствующими листиками. Таня рассматривала листики и угадывала, какие деревья нарисовал Коля. Это лист береза. Значит, ты нарисовал береза. Это лист осина. Значит, ты нарисовал осина. Это лист клен. Значит, ты нарисовал клен. А эти листья-иголки елка. Значит, ты нарисовал елка.

Логопед. Что дарит нам лес?

Ученики. Лес дарит нам свежий воздух, красоту, грибы, ягоды.

Логопед. Какие ягоды растут в лесу? Назовем их и запишем в тетради, разделяя

Ученики. Зем-ля-ни-ка, ма-ли-на, ка-ли-на, чер-ни-ка, брус-ни-ка, го-лу-би-ка.

Логопед прикрепляет на фланелеграф изображения ягод после их называния.

Логопед. Какие грибы можно найти в лесу? Назовем их и запишем, деля слова для переноса в каком-нибудь одном месте.

Ученики. Бе-лый гриб, под-березовик, подоси-новик, опя-та, му-хомор, лисич-ки, вол-нушки, по-ганки.

Логопед прикрепляет на фланелеграф изображения грибов после их называния.

Логопед. Без кого лес кажется мертвым?

Ученики. Лес кажется мертвым без животных: зверей, птиц, насекомых.

Логопед. Назовите зверей и птиц, которых вы знаете.

Ученики называют зверей и птиц и прикрепляют на фланелеграф соответствующие фигурки.

Логопед. У каждого зверя свои повадки. Сейчас я буду называть зверей, а вы попробуете изобразить их.

Ученики выдвигают плечи вперед, стопы разворачивают внутрь. Топчутся на месте.

Руки сгибают в локтях, кисти опускают вниз. Прыгают на месте.

Руки сгибают в локтях, кисти опускают вниз. Ходят на месте с полуповоротом

Прямые руки отводят назад (как крылья), ноги ставят вместе. Поворачивают голову

Логопед. Человек давно заметил особенности внешнего вида и поведения каждого животного. Эти наблюдения используются при составлении загадок. Отгадайте, о каком животном идет речь.

 У меня торчат кругом

У меня с любым врагом

Разговор короток. (Еж.)

 Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

 Серый маленький зверюшка,

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай! (Заяц.)

Самая болтливая. (Сорока.)

Логопед. Молодцы! Все дали правильные отгадки. А теперь запишите их в тетрадь и объясните написание. Подберите к каждому слову по два признака.

Ученики. Еж (ежи) - колючий, шустрый. Лось - большой, рогатый. Заяц - косоглазый, трусливый. Сорока - пестрая, болтливая.

Дети по (лесу) гуляли,

Дети (зайца) видали,

И (медведя), и (лису).

Хорошо было в (лесу).

3. Итог занятия

Логопед. А вам, ребята, хорошо было в лесу?

Ученики отвечают.

Логопед. Прекрасно чувствуешь себя в настоящем лесу. Но как себя там надо вести?

Ученики. В лесу нельзя разжигать костры, мусорить, ломать ветки, рвать с корнем растения. Нельзя разорять гнезда птиц и т.д.

Логопед. Правильно. А если мы не будем беречь лес, то он останется только на бумаге, как у нас сейчас. Относитесь к лесу с уважением, ребята.

Читайте также: