Конспект дефектологического занятия дикие животные
Обновлено: 03.07.2024
Цель: закрепить знания о диких животных.
I. Вводная часть
Дети, мы много говорили с вами о диких животных, изучали их внешний вид, повадки, места обитания. Вы рассматривали иллюстрации, составляли рассказы, лепили и рисовали диких животных. Сегодня мы еще раз поговорим о братьях наших меньших.
II. Основная часть
Дефектолог: Посмотрите, ребята, здесь в лесу среди деревьев спрятались звери, кого вы увидели и узнали?
Дети: Я вижу медведя (лису, зайца и т.д.)
Дефектолог: Правильно, в какую группу можно объединить этих зверей? – верно, животные наших лесов.
Дефектолог: Посмотрите, они уже не так вас боятся, выглядывают из-за деревьев, решили посмотреть, кто же в гости пришел? Чей (чья) это хвост (голова)?
Дети: Это волчий хвост (заячий, лисий и т.д.), голова волчья (заячья, лисья и т.д.)
3. Животные Севера
Дефектолог: Дети, в какой стороне относительно вас находится Север? Правильно, справа от вас. Далеко на Севере, живут братья животных наших лесов. Чтобы лучше увидеть их, давайте, возьмем увеличительные очки, и они помогут нам их рассмотреть. Кто же находится среди снега и льда?
Дети: Белый медведь, морж, тюлень, морской котик, полярный волк, северный олень.
Дефектолог: Как можно назвать их по-другому? Правильно. Животные Севера. А почему они приспособились к суровым условиям? Верно, у них толстый слой подкожного жира.
Дефектолог: Рядом с взрослыми животными их детеныши. Давайте их посчитаем?
Дети: Один моржонок, три моржонка, три волчонка, пять волчат, три медвежонка, пять медвежат.
5. Животные жарких стран
Дефектолог: А теперь подскажите, в какой стороне от нас юг. Верно, с левой стороны. Как можно назвать животных, которые там живут? – Животные жарких стран.
Возьмите очки и назовите, кого вы увидели и где они находятся.
Дети: Бегемот в реке, обезьяна на пальме, жираф за деревом, зебра под деревом и т.д.
Дефектолог: Сейчас я хочу проверить ваши знания. Каждому из вас я раздам карточки с изображением животных, а вы ответите мне, кто из них там лишний и почему?
Дети: На моей карточке изображены жираф, зебра, кенгуру и белый медведь. Лишний белый медведь, потому что он живет на Севере, а остальные животные из жарких стран (аналогично с остальными карточками)
Дефектолог: Народ всегда с уважением относился к диким зверям, он уважал их за силу и мужество. Сочинял о них разные сказки. Назовите сказки, где главные герои – животные.
Ведущий-дефектолог.
Все мы знаем, все мы верим!
Есть на свете чудный терем.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись!
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком, и крыльцом.
Мышка.
Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко,
Ищу, не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!
(Заходит за ширму, одевает на руку Мышку-перчатку)
Кукла-мышка: А теперь надо убраться в тереме!
Ведущий. Слышите, дети, кто-то еще бежит?
Лягушка.
Что за славный теремок?
Из трубы идет дымок!
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет
Ну-ка, говорите!
Мышка.
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка.
Я, лягушка-поскакушка!
Будем пить с тобою чай!
(Лягушка входит в дом, одевает на руку перчатку)
Зайчик.
Что за славный теремок
Вырос на лужайке.
Кто тут в тереме живет?
Расскажите зайке!
Мышка.
Лягушка.
Зайчик.
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик.
Вы пустите жить меня,
Я хороший зайчик.
Мышка.
Заходи, зайчик, будем жить втроем.
(Зайка проходит за ширму)
Лиса.
Вот так терем-теремок!
Ладный, да нарядный!
Чую… яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Кто в тереме живет?
Мышка.
Лягушка.
Заяц.
Заходи, кума смелее,
Вот как раз обед готов.
(Лиса входит в дом, появляется Волк.)
Волк.
Вот хоромы, так хоромы!
Здесь простора хватит всем!
Что молчите, есть кто дома?
Да не бойтесь, вы, не съем!
Мышка.
Лягушка.
Заяц.
Лиса.
Не возьму я что-то в толк?
Это ты, зубастый волк?
Волк.
В дом пустите,
Я совсем не страшный.
Сами посмотрите.
Заяц.
Ладно, серый, заходи,
Только не кусайся!
Все хором:
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады.
Медведь.
Все.
Медведь.
Я медведь, я медведь,
Я умею песни петь!
Я медведь и с давних пор
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ
Ведущий. Перепугал медведь всех друзей. Давайте, дети, поможем медведю. Сыграем плясовую, да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.
Ведущий. И совсем наш Мишка не страшный, что же делать, ребята и зверята? Правильно, сложить новый большой теремок.
В следующий раз мы так и сделаем, а сейчас пора отдыхать.
(Дети садятся на стульчики.)
III. Итог занятия
– Вот мы с вами посетили сегодня всех диких зверей, никого не забыли. Заглянули в наш лес, к животным холодных и жарких стран и даже побывали в гостях у сказки. На память я подарю вам рисунки с изображением теремка, а вы сами раскрасите его в свободное время. И потом покажите Мишке.
Уточнить и расширить представление о диких животных, месте их обитания и названия их жилищ, закрепить названия детенышей диких животных. Уточнить и активизировать словарь по теме.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, закреплять падежное согласование существительных, упражнять в словообразовании существительных.
Развитие зрительного и слухового внимания (устойчивость, концентрация, объем, и восприятия, тонкой и общей моторики.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте дети!
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня мы пойдем в волшебный лес, там нас ждет много приключений и опасностей, будьте внимательны.
На полу разложена извилистая ленточка.
Педагог: В волшебный лес ведет вот эта тропинка. Но идти по ней нужно необычно: если я хлопну 1 раз – вы идете, высоко поднимая ноги, если услышите 2 хлопка – будете отводить ветки руками, услышите 3 хлопка - перепрыгиваете через лужу. (показывает образец выполнения)
Что вы будете делать, если услышите 1 хлопок?
Дети: Высоко поднимать ноги. (показывают).
Педагог: Что вы будете делать, если услышите 2 хлопка?
Дети: Разводить ветки руками (показывают).
Педагог: Что вы будете делать, если услышите 3 хлопка?
Дети: Перепрыгивать через лужу (показывают).
Педагог хлопает 1, 2 или 3 раза, дети идут по извилистой тропинке друг за другом, выполняя задание.
Педагог: Вот мы с вами и пришли в волшебный лес, но животные все попрятались, поможете их найти?
Педагог: Узнайте животное, назовите его и найдите нужную картинку.
Дети: Дети по очереди подходят к доске, называют животное и накладывают цветное изображение на его тень.
Педагог: Как называются эти животные?
Дети: Это дикие животные
Педагог: Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу, за ними никто не ухаживает, они сами добывают себе пищу.
Педагог: Мы в вами пришли на полянку. Давайте на ней немного отдохнем. Ложитесь на и закрывайте глазки. Представьте, что вы лежите на мягкой травке, светит солнышко, оно согревает ваши ручки, ножки, личико. Дует легкий ветерок, шелестит листва. По небу плывут пушистые облака и где-то высоко-высоко поют птицы. (3 мин.).
Нам нужно продолжать наше путешествие. Потихоньку отрывайте глаза, садитесь, постепенно вставайте.
Педагог: К нам на полянку пришли животные со своими малышами. Они очень любят играть в мяч. Давайте разберемся, кто с кем играет?
Педагог: С кем играет лиса?
Ребенок: Лиса играет с лисенком.
Педагог: С кем играет медведь?
Ребенок: Медведь играет с медвежонком.
Дети: по очереди берут мяч, глазами находят дорожку, отвечают на вопрос и ставят мячик в нужное место.
Педагог: Звери и их малыши очень устали и им нужно идти домой. Давайте им поможем найти свои жилища.
Кидает мяч всем детям по очереди и задает вопросы:
Где живет волк с волчонком?
Ребенок: Волк с волчонком живут в логове.
Педагог: Где живет лиса с лисенком?
Ребенок: Лиса с лисенком живет в норе. И т. д.
Педагог: Все животные разошлись по домам, но после них остались следы. Лиса прошла и остался чей след?
Педагог: Заяц ускакал и оставил чей след?
Педагог: А теперь давайте сядем за столы и нарисуем эти следы.
Раздает каждому ребенку листок в клетку, карандаш и карточку с заданием.
Дети: садятся и выполняют задание.
Педагог: Наше путешествие к сожалению подходит к концу и нам нужно возвращаться в детский сад? Где мы с вами сегодня побывали?
Дети: В волшебном лесу?
Педагог: Кого мы встретили?
Дети: Волка с волчонком, лису с лисенком, лося с лосенком и т. д.
Педагог: Как называются эти животные?
Дети: Дикие животные.
Педагог: Молодцы ребята!
Презентация о зверятах Закрепить и систематизировать представления детей о зверях. Формировать представление дошкольников о способах питания животных. Углубить.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели : обобщение знание детей о диких животных; активизация речевого словаря и формирование грамматического строя речи по теме; развитие слухового восприятия; развитие координаций движений и мелкой моторики;
В кабинет заходят дети
Дефектолог – Заходите, ребята. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня ко мне на занятие? ( ответы детей)
Вот с таким хорошим и веселым настроением давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите, сколько их сегодня пришло к нам, чтобы посмотреть на вас. А поприветствовать наших гостей я предлагаю знакомым вам стихотворением повторяйте за мной :
(дети повторяют стихотворение и выполняют движения)
Я здороваюсь везде- дома и на улице,
Здравствуй небо голубое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками вправо- влево)
Здравствуйте, все кто сидит и на нас сейчас глядит! (машут гостям руками)
- Вот мы и поздоровались с нашими гостями, я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение и я приглашаю вас в сказочный лес.
Добрый лес, старый лес
Полный сказочных чудес.
Я иду гулять сейчас и зову с собою вас.
- А как же мы доберёмся до нашего сказочного леса? Ребята, скажите мне на чём можно попасть в лес? (дети отвечают: на машине, поезде, автобусе). Я предлагаю поехать в лес на нашем музыкальном автобусе, занимайте места, ребята, усаживайтесь поудобнее и поехали!
(дети садятся на ковёр)
(выставляется ширма с нарисованным лесом )
Мы в волшебный лес попали,
Мы тут раньше не бывали,
Полон звуков этот лес,
Очень много здесь чудес…
- Сядем на полянку и послушаем звуки леса!(дети садятся на ковёр)
(звучит фонограмма звуков природы: щебетание птиц, шум бегущего ручья, стук дятла, кваканье лягушки. Дети показывают схемы –карточки определяя звуки природы и проговаривая, что шумело )
-Ребята, посмотрите кто это за кустом сидит и ушами шевелит? (показывает на зайца, дети отвечают заяц, выставляет игрушку зайца на лавочку) давайте назовём его ласково (зайчик)
-А это кто прыгнул к нам с дерева?(белка) Позовём её ласково(белочка).
-Кто к нам ещё пришёл?(лиса) поздороваемся с лисой ласково.(здравствуй лисичка, ).
-отгадайте кто к нам ещё пришёл: всю зиму проспал колючий комочек без головы, без ножек, кто же это? (ёжик).
-Дети, какой ещё зверь спит всю зиму? (медведь).Зима прошла и наступила весна, медведю пора вставать, а он всё спит.Давайте разбудим медведя нашими шумелками.
Дидактическая игра на развитие чувства ритма.
(детям раздают закрытые стаканчики с фасолью внутри, дефектолог предлагает подойти к медведю и пошуметь, трясём шумелками быстро, медленно под потешку)
Весна пришла, просыпаться пора!
(дефектолог достаёт медведя из берлоги и от лица медведя благодарит детей за то, что его вовремя разбудили).
- Ребята ,где спал медведь всю зиму?(в берлоге)
- Вот как весело вы поиграли с медведем садитесь на ковёр, посмотрите как дружно сидят зайяц, белка, лиса, медведь, ёжик
- как их можно назвать одним словом?(животные)
- как называются животные которые живут в лесу?(дикие)
-почему?(сами добывают себе пищу)
- ребята, а вы знаете, как называются домики этих животных? Где живёт медведь? В берлоги - Витя, найди кубик с изображением берлогой и поставь его перед медведем ( ребёнок ищет нужный кубик и ставит перед животным . Итак для всех животных.)
- давайте для наших животных сделаем весенний цветочек ,
- посчитайте сколько животных сидит на лавочке? ( считают)
-правильно 5, покажи 5 пальцев, Илюша, проверь правильно нам Кристина показывает 5 пальцев пересчитай ёе пальчики.
-сколько мы должны сделать цветов ,чтобы подарить каждому животному? Правильно 5.
- вот сколько цветов сделали мы для животных,
- Виталя, посчитай сколько у нас получилось цветов? Правильно 5
- Лёня, посчитай сколько у нас животных ? Правильно 5
-как можно сказать о количестве животных и цветов? Конечно их поровну,
- сколько Вероника , ты сделала цветов? Правильно 1, каким цветом твой цветочек? кому ты хочешь подарить свой цветок?(и т.д. дети кладут свой цветок перед выбранным ими животным)
- рады животные вашим подаркам! А сейчас и мы с вами сами превратимся в зверят и поиграем!
Прыг скок, прыг скок, скачет зайка серый бок – прыгают
Топ –топ, топ- топ, это мишенька идёт - поочерёдно топают ногами
Вот лисичка бежит хвостиком шевелит – имитируют бег лисы
В ямку бух - присаживаются
Встала, побежала – имитируют бег
Все зверята встречи рады – хлопают
Только их пугать не надо – грозят пальцем.
– Как весело мы поиграли, но животным пора кормить своих детёнышей, давайте им поможем.
- кто детёныш у белки и т.д. дети показывают картинку с детёнышем и называют его.)
– Все детёныши нашли своих мам ! Ребята, наше путешествие по лесу подошло к концу, занимайте места в нашем музыкальном автобусе нам пора возвращаться !
Дефектолог – вот мы с вами и приехали ! Понравилось вам путешествовать по лесу?
- Кого мы встретили в лесу?
- Как называют животных, которые живут в лесу?
- Вы сегодня, все старались и хорошо работали на занятии, я дарю вам вот эти весёлые смайлики ! До свидания!
Здравствуй! Сегодня на уроке мы будем не одни, к нам пришли гости! Давай с ними тоже поздороваемся! Молодец! На прошлом занятии мы с тобой говорили о домашних животных! Давай вспомним, каких домашних животных мы знаем?
-посмотри, пожалуйста, кто же это?
-Правильно, это медведь, скажи, пожалуйста, а белка у нас домашнее или дикое животное?
-А почему оно дикое?
-потому что он живет в лесу
-Правильно, Тарас… Сегодня мы с тобой будем говорить о диких животных!
1. Работа по картинке.
На доске изображены дикие и домашние животные, нам надо оставить только диких животных (волк, лиса, заяц, медведь, ёж, лось, тигр, лев).
2. Где чья мама?
Тарас, посмотри, что это у нас на столе, перемешены картинки детёнышей и мам диких животных. Нам нужно каждому детёнышу найти маму (проговаривание вслух)
На экране показаны картинки диких животных. Сначала называем каждого животного, говорим, чем они питаются, после закрываем глаза, а дефектолог убирает одну картинку. Ребенок должен отгадать, какого животного не хватает на экране.
4. Где кто живёт? показывает картинку с диким животным, а ребенок называют где кто живёт?
5. Угадай звуки животных
6. Физкультминутка.
7. Назови ласково. Игра с мячом.
Учитель бросает ребёнку мяч, проговаривая названия животных, и просит, чтобы он назвали его ласково: белка, лиса, заяц, слон, еж.
А теперь так же, только назови животных во множественном числе.
8. Поделки своими руками.
Изготовление закладок для книг
9. Угадай животное (загадки) - слайды
3 Загадка:
О чём мы сегодня говорили на занятии? Почему диких животных называют дикими? Тарас, а что тебе больше всего понравилось делать? А давай мы подарим закладки для книг гостям - это наши маленькие подарки! Спасибо тебе за урок дети! До свидания!
Читайте также: