Занятие по обследованию голоса у детей с ринолалией конспект

Обновлено: 06.07.2024

Конспект индивидуального логопедического занятия при ринолалии в дооперационный этап. Артикуляция звуков Ш и Ж.

Козырева Т.Д., учитель-логопед МКДОУ детский сад “Сказка” г.Тайшета.

Тема: Артикуляция звуков Ш и Ж.

Оборудование: зеркала, картинка и карта джунглей, картинки с изображением обитателей джунглей, картинки для определения слов-паронимов, картинки с изображением объектов в названиях которых имеются звуки Ш и Ж, игрушка “бегемотик”, пособия на развитие речевого дыхания “футбол” и “бабочка и цветок”, мыльные пузыри, профили артикуляции звуков Ш и Ж.

- Здравствуй, присаживайся! Сегодня мы совершим с тобой путешествие в джунгли. Ты знаешь, что такое джунгли? (показывается картинка и объясняется).

- Наши с тобой джунгли изображены на карте. Через все джунгли проходит тропа, по которой ты должен пройти. По пути ты будешь встречать различных животных, они будут давать задания, которые нужно выполнить.

- Первым на нашем пути встретились тигр, обезьяна, жираф и носорог. Наверное ты заметил, что у них разное настроение: тигр – злой, обезьяна – веселая, жираф – удивленный, носорог – грустный. Попробуй изобразить настроение каждого животного.

- Пойдем дальше по тропинке. Следующего по пути мы встречаем лемура. Вместе с ним мы сделаем гимнастику для губ и язычка.

Выполнение артикуляционных упражнений:

Упражнения на сопротивление :

- Дальше по тропинке мы встречаем бегемота. Он лежит отдыхает на спине и ровно спокойно дышит. Давай и ты маленько отдохни: ложись на спину, руки по швам, ноги вытяни, вдыхай ртом, а выдыхай носом. При дыхании у тебя должен подниматься и опускаться живот. Чтобы это было хорошо видно, положим тебе на живот бегемотика.

- Ты немного отдохнул. Теперь поиграем в футбол (использование пособия “футбол”).

- Теперь сдуй бабочку с цветка (использование пособия “бабочка и цветок”)

- А сейчас немного попускаем мыльные пузыри.

- Следующим мы встречаем удава, он обвился вокруг ветки и спит. Чтобы его не разбудить ты должен при выполнении задания не издавать никакие звуки.

Посмотри на картинку. Нужно вытянуть губы вперед, слегка их округлив – “рупором”. Кончик языка поднять к передней части неба, но не касаться его. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам – “чашечка”.

- Отлично, ты не разбудил удава!

- Следующего мы встречаем мудрого крокодила. Он приготовил тебе 3 задания:

- Первое, я буду произносить звуки, а ты как услышишь звук Ш хлопай, а звук Ж топай.

Звуки: А, Ш, М, К, Ж, О, Т, Ж, Л, У, Ш

- Крокодил старый и плохо видит. Покажи ему на картинках, где нарисован (о,а):

- Я тебе назову слово, а ты найди к нему картинку. Если в слове услышишь звук Ш – отдай картинку мне, а если звук Ж – оставь себе.

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ринолалией.

Выполнила: учитель-логопед Харсекина Екатерина Викторовна

ЗВУК [М] (автоматизация)

Автоматизация звука [м] в слогах и словах.

-выработка умений держать язык спокойно

- закрепить знания об артикуляции особенностей звука [М]

- развивать память, внимание, мышление

- развитие артикуляционной моторики

- дифференциация диафрагмально-реберного типа дыхания

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это?

Ребенок : мишка

Ребенок : звук [М]

Логопед: звук [М] гласный или согласный?

Ребенок : согласный, так как мы его пропеть не можем.

Логопед: почему? Что нам мешает?

Ребенок : мешают губы

Логопед: мишка пришел к нам в гости из леса, чтобы посмотреть как ты занимаешься, что умеешь делать, чему научился. Он приготовил для тебя несколько заданий.

2. Развитие фонематического слуха

3. Работа по координации моторики нижней челюсти

Логопед: нам нужно размять наш ротик и язычок. Давай покажем мишке как мы умеем работать ротиком.

а) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

б) имитация жевания

в) круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О)

4. Массаж твердого и мягкого неба

а) глотание слюны

б) позевывание, широко открывая рот

в) вдох с позевыванием через рот, выдох через нос

г) храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему)

5. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки языка

а) глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте

б) покашливание с вытянутым языком

в) пропевание гласных звуков А, Э, И, У.

а) сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

б) вытягивание губ широкой трубкой, при разомкнутых челюстях

в) поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание вниз при плотно сжатых челюстях.

8. Мимическая гимнастика.

а) сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

б) поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании глаза почти закрываются и под переносицей образуется вертикальные и горизонтальные морщинки.

в) прищуривание глаз.

9. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.

Логопедический массаж (выполняет логопед)

1. Массаж губ: поглаживание, растирание, растягивание верхней и нижней губы, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

Жил-был язычок (показывает язык)

Жил он в своем домике- ротике (ребенок открывает рот)

Однажды утром проснулся язычок

Посмотрел на часы (упражнение «Часики)

И решил что пора вставать.

Наелся язычок блинчиков и пошел прогуляться.

Испугался язычок птицу и убежал домой (открывает рот).

10. Дыхательная гимнастика.

11. Работа над голосом.

Будем мы сейчас играть

Звуки будем повторять!

Я скажу, ты повтори,

Голосок ко мне тяни.

12. Объявление темы.

Л: Сегодня мы с тобой и с Мишуткой будем играть со звуком М.

13. Развитие фонематического слуха

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [М]

г, к, м, н, п, м, м, н, т, м, т, м

14. Пальчиковая гимнастика

Логопед: построй из счетных палочек букву М. (ребенок выкладывает букву).

Логопед: а теперь из своих пальчиков построй букву М.

15. Коррекция звукопроизношения (автоматизация в слогах и словах).

Логопед: Проговори слоги, четко произнося звук [М], Мишутка будет следить за тобой.

ма__ма__ мэ__мэ__ мо__мо__

ма__ ма__ ма__ мэ__мэ__мэ__ мо__мо__мо__

Произнеси слова со звуком [м] (ребенок смотрит на сюжетную картинку и называет слова)

16. Итог занятия

Логопед: Ты очень хорошо занимался, четко произносил звук [м], Мишутка доволен твоей работой и приготовил для тебя маленький подарок. Ему пора отправляться домой, в лес.

Конспект индивидуального занятия с учащимися первого класса по автоматизации звука [Л] МОБУ СОШ с. Старосубхангулово Бурзянского района РБ Бикбулатова А. А., учитель-логопедКонспект индивидуального занятия по автоматизации звука.

План-конспет индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [Л] Автор Гребенникова Жанна Сергеевна учитель-логопед II категории МБДОУ ДС ОВ №21 ст. Азовской Краснодарского края План-конспект индивидуального.

Ринолалия у ребенка

Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.

Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.

План логопедических занятий при ринолалии

Первый этап — дооперационный

Второй этап — восстановление после операции

На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.

Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции

На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.

Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков

Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.

  1. занятия не должны переутомлять ребенка;
  2. его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
  3. все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.

Дыхательные упражнения

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом.
Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески

  1. Изображение процесса пережевывания пищи.
  2. Питье воды маленькими глоточками.
  3. Частое покашливание.
  4. Полоскание горла небольшими порциями теплой воды.
  5. Упражнения на сопротивление: рука педагога на лбу ребенка — надо опустить голову вниз, рука на затылке — запрокинуть голову назад, рука на подбородке — открыть рот, опустив нижнюю челюсть.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

Постановка звуков

Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.

После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.

Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.

Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Оконешникова Людмила Викторовна, учитель-логопед начальных классов ГКОУ РС(Я) РС(к)ШИ V вида.

Логопедическая тема: Звук [а]

Дифференциация носового и ротового выдоха

Лексическая тема: весна

Цели: постановка звука [а] и умение различать носовой и ротовой выдох

- развитие умения контролировать носовой и ротовой выдох

- развитие фонематического анализа и синтеза

- правильная артикуляция звука [а]

- актуализация и развитие словаря по теме весна

- закрепление звукобуквенных связей

- совершенствование навыков составления предложений по сюжетной картине

- совершенствование мыслительных операций

- развитие умения работать самостоятельно

- развитие умения слушать и отвечать по мере надобности

- сюжетная картина весна, птица и магнит

- трубочка, вода, стакан

- зеркало, буквы: м, а, м, а, н, а

1. Организационный момент

-Здравствуй, Алик! Поздоровайся с гостями. Давай покажем, как ты хорошо учишься?

Вдох через нос – выдох через нос

2. Основная часть

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика:

Положи язык спокойно

Составление предложений по сюжетной картине "Весна"

-Давай посмотрим на картину.

-Какое это время года?

-Как ты догадался?

-Что происходит со снегом?

-Какое солнце, небо?

-Что делают звери?

-Кто прилетел? Что сделали птицы?

Артикуляция звука [а]

-Скажи, в слове весна есть звук [а] ?

-Как произнести звук [а]?

-В каком положении рот?

-Это гласный звук, давай его споем:

Физминутка

-Мы с тобой смотрели на картинку и там был медведь. Покажи, как он ходит

-Как прыгает зайчик?

-Как летают птички?

-Как качаются деревья на ветру?

Развитие фонематических функций

-Я буду называть звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [а]

А о у ы и а о а

Развитие звукобуквенных связей

- Звук [а]обозначаем буквой а

-А это какая буква?

-Какое слово получится?

Развитие навыков выдыхания через рот

Побулькай в стакане

- Вот тебе трубочка, вот стакан с водой. Подуй в трубочку, чтобы появились пузырьки.

- Молодец, очень хорошо занимался!

-Какие задания ты выполнял?

-Какое задание было сложным?

-Какое задание понравилось?

Светит ярко, чистое

Медведь вышел из берлоги

Прилетели птицы и свили гнезда

You have no rights to post comments

Сайты

Авторизация

Перевод сайта

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Читайте также: