Конспект три состояния воды 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Урок - окружающий мир Класс - 3 класс Тип урока: урок обобщения,урок - практикум. Дата проведения Технологии – системно-деятельностный подход, использование ЭОР, здоровьесберегающие технологии Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды. Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата Цель: познакомить со свойствами воды Планируемые результаты: • предметные: научиться определять свойства воды; • личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; • метапредметные: - регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться работать по предложенному плану; - познавательные: делать выводы в результате совместной работы; - коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Цели деятельности учителя: Формирование представления о круговороте воды как важнейшем явлении в природе; формирование знания об экологической целостности природы.

-формирование представления о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;

-актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

-определять правила работы в парах, группах;

-пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

Тип урока: комбинированный урок

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

-Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Юрьевна.

Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте всё ли, есть у вас на парте? (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручки)

Приветствовать учителя, проверять свою готовность к уроку

П: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II.Актуализация опорных знаний и умений

Проверка домашнего задания

Ребята вспомните, какую тему вы проходили на прошлом занятии? (Вода. Свойства воды)

А сейчас проверим то, как вы запомнили эту тему.

У вас на парте лежит лист с тестом, ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант.

III. Постановка учебной задачи

Работа с презентацией

В луже под окном

Но сегодня лужу

- О каком веществе идёт речь?( О воде.)

- О каком превращении говорится в загадке? Почему такое могло произойти?

- Что ещё может произойти с водой?

-Какую цель мы поставим на этот урок?

Формулировать тему, цель урока, задачи

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение;

К: выслушивать разные точки зрения

IV.Открытие нового знания

Работа с учебником:

Наглядный: просмотр иллюстраций

V. Первичное закрепление во внешней речи

-Отгадайте загадки про состояние воды (на слайде)

1. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было

Стало видно далеко. (туман)

2.Рыбам в зиму жить тепло,

Крыша- толстое стекло (лед)

3.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (дождь)

- Кто может сформулировать в каких трёх состояниях может находиться вода?

- В условиях Земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком, газообразном.

- Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода – лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели.

- Назовите значения слова вода. ( Вещество, состояние вещества жидкое.)

Испарение воды – превращение воды в пар.

Замерзание воды – превращение воды в лёд.

Таяние льда – превращение льда в воду.

Конденсация пара – превращение пара в воду.

Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они представляют разные

состояния одного и того же вещества – воды. Значит, и лёд, и водяной пар, и вода – жидкости,

состоят из одинаковых мельчайших частиц – молекул воды.

Работа по учебнику с. 55.

- Различаются ли расположение и движение молекул в трёх состояниях воды?

1.) Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновений. ( Кипение воды.)

2.) При охлаждении вода превращается в лёд. Её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул не прекращается: они всё время колеблются. ( Замерзание воды.)

Сейчас мы проверим, как вы усвоили превращение воды в разные состояния.

Работать с учебником

Отвечать на вопросы учителя

П: строить речевое высказывание в устной форме

Р: уметь участвовать в диалоге.

К : уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VI. Самостоятельная работа сверка с эталоном

Работа в группах. (по рядам)

Вам нужно будет собрать пазл, на котором будет изображено время года.

- И рассказать какие процессы чаще наблюдаются в природе в эти времена года?

( Летом – испарение и конденсация, Осенью – конденсация, Зимой – замерзание, Весной – таяние и испарение.)

Проверка, выступление ребят.

Откройте вашу рабочую тетрадь на странице 33 №1.

Ваша задача решить кроссворд. Про загадочные превращения воды. (ответы:пар, лёд, дождь, облака, капля, снежинка, туман, туча)

Задание №2 (работа в парах у доски)

Для этого задания мне нужно 6 человек остальные работают в своей тетради. Вам нужно будет соотнести примеры и состояния воды, найти пару.

Работать в группе

Выполнять задание в рабочей тетради письменно

Работать у доски

Формулировать полный ответ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VII. Продолжение изучение нового материала

Откройте учебник на странице 56 рассмотри иллюстрацию

- Круговорот воды происходит и в природе. Проследим

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в идее дождя или снега.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи, реки, озера или сразу в мореи оттуда со временем снова испаряется в воздух.

- Итак, можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

Вывод: Под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности суши и водоёмов, с листьев растений. Так в природе совершается круговорот воды.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Л: уметь самостоятельно рассказать данный материал

П: представлять информацию в виде текста.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

ответы на вопрос

Словесный: инструктаж по домашнему заданию

-Что такое круговорот воды?

-В каких состояниях может находиться вода?

-Можно назвать воду путешественницей?

-Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Учебник страница 55-58 пересказ, рабочая тетрадь задание №3. В задании №3 вам нужно будет с помощью схематического рисунка изобразить испарение воды.

Отвечать на вопросы,

Записывать домашнее задание

Р: осуществлять итоговый контроль

-Вы сегодня очень хорошо поработали

посмотрите на доску, вы должны дополнить фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал ….
  • Мне было интересно…
  • Я понял что…

Оценивать себя с помощью фраз, которые даны на экране

Р: оценивать процесс и результат деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Круговорот воды в природе" 3 класс

Презентация и конспект к уроку окружающего мира "Круговорот воды в природе" 3 класс, автор учебника Плешаков УМК "Школа России".

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России".

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт.

Окружающий мир. Круговорот воды в природе. 3 класс

создание условий для формирования понятия о круговороте воды в природе.

Окружающий мир. Презентация по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс.

Сказка про капельку.


Цели деятельности учителя: формирование понятие о круговороте воды в природе; развитие наблюдательности; формирование знания об экологической целостности природыПланируемые результатыПредметные:З.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же такое креативный урок? Креативный урок - это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал.

Структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки.

Креативный урок по окружающему миру.

Передача готовых знаний о мире- далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому в школе все больше внимание должно уделяться развитию творческого мышления. Занятия в школе должны стать креативными.

Что же такое креативный урок? Креативный урок - это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал.

Структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки.


На слайде показана структура сдвоенного креативного урока, в многоуровневой системе непрерывного формирования творческого мышления , сокращено НФТМ-ТРИЗ

Цели моего урока:

-познакомить детей с состоянием воды в природе;

-в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;

-формировать умения вести наблюдения;

-учить детей делать выводы по результатам наблюдений;

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

1.Опустим лед в воду.

Задаю детям проблемный вопрос:

-Можно ли с помощью нитки вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук? (выслушиваю предположения детей)

2.Нитку положим на край стакана, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3.Насыпем немного соли на лёд и подождём 5минут.

Пока ждем растворения соли в воде, проверяю готовность к уроку и определяем тему урока:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И стеклянной быть могу.

-Для этого детям предлагаю загадку, отгадав ее ученики делают вывод, что тема урока –это вода.

-Вернемся к нашему опыту, возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. (Что же произошло, а оказывается, соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.)


Блок 2 содержит программный материал учебного курса.

Прошу детей вернутся к загадке про воду и ответить на вопрос, почему вода-это, и туча, и туман, и лед? (дети делают вывод, что вода может существовать сразу в трех состояниях)

-Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?

(выслушиваю высказывания детей) и сообщаю, что

- Сегодня на уроке при помощи опытов мы узнаем о чудесных превращениях воды в природе.


Рассказываю ребятам, что с утра разлила на тарелке воду, измерила лужу, она была 10 см, давайте измерим сейчас какого она размера. Лужа уменьшилась, что случилось с водой, она же не может деться в никуда? Куда девается вода, когда высыхает? Выслушиваю ответы детей и делаем вывод, что вода испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.

Предлагаю детям еще посмотреть, как вода превращается в пар.
Нальём в чайник воды и доведём до кипения.
– Что происходит с водой? (дети отвечают, что на дне и стенках сначала появляются мелкие пузырьки воздуха, затем образуются большие пузырьки.)
– Из чего состоят эти пузырьки? (Из пара.)
– Что с ними происходит? (Они быстро поднимаются вверх и лопаются.)
– Чем заполняется наш чайник? (Паром, но мы его не замечаем, так как он невидим, как воздух.)



Объясняю детям, что этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением.
– Где находится водяной пар? (Он находится над кипящей водой, у самого основания носика.)
– Что это за туман над чайником? (Остывая на воздухе, пар превращается в туман.)
– Из чего состоит туман? (Это мельчайшие капельки жидкой воды. Его-то мы и видим, когда он струёй вырывается из носика чайника вверх.)
– Делаем вывод, Так что же происходит с водой во время кипения? (Во время кипения вода превращается в пар. Это переход воды в газообразное состояние.)
–Задаю проблемный вопрос, Что произойдёт, если мы закроем носик чайника пробкой? (Она вылетит.)


- Подставим холодную ложку над кипящим чайником. Что с ней произошло? (Она покрылась мельчайшими капельками воды.)
– Положим ложку в морозильник. Что с ней произойдет? (Она покроется ледяной корочкой.)
– Внесём её опять в комнату. Что мы увидим? (Мы вернули воду в начальное состояние.)
– Какой можно сделать вывод?
-вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое.


-Так что же мы можем сказать о воде? (вода необыкновенное вещество, может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!


Блок 3 представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

На этом этапе загадываю загадки, если отгадка –это вода в жидком состоянии, то вы руками показываете волну, если отгадка-это пар, то есть вода в газообразном состоянии, то вы кружитесь, а если отгадка –это лед, то есть вода в твердом состоянии, то вы садитесь и сжимаетесь.

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)

Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
(Роса.)

Над рекой, над долиной
повисла белая холстина.
(Туман.)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
(Тучи.)

На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой.

Кто всю ночь по крыше бьет

И бормочет, и поет,

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

Блок 4 представляет собой систему головоломок, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

На этом этапе дети должны собрать разрезанные части и у них получится снежинка, спрашиваю, что такое снежинка? (это вода в твердом состоянии)

Блок 5 представляет систему заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся.

Предлагаю детям подумать над таким заданием

Катя налила воду в бутылку и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитую бутылку. Можете объяснить, что произошло? (размышляют)


Объяснение учителя.

-0º С – это граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять.

Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе? Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления.

На этом этапе предлагаю пройти тест на компьютере и посмотреть, как ребята поняли материал.

1.Дождь- это вода ….

в твердом жидком газообразном состоянии

2.При температуре ниже нуля вода находится в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

3.В воздухе всегда находится вода в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……

нагревание круговорот

5.Вода в твердом состоянии – это …

роса снег пар лёд

6.Под действием солнечных лучей происходит…

охлаждение испарение выпадение осадков

7.В жидком состоянии находится …..

пар вода снег

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.

Предлагаю составить детям синквейн.

Твердая, жидкая

Замерзает, испаряется, преобразуется в пар.

Вода-чудесное вещество!

Я попыталась рассказать, как можно построить занятие на основе инновационной структуры креативного урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по окружающему миру

разработала: учитель начальных классов

Баженова Татьяна Александровна

Урок - окружающий мир

Класс - 3 класс

Тип урока: урок обобщения,урок - практикум.

Дата проведения

Технологии – системно-деятельностный подход, использование ЭОР, здоровьесберегающие технологии

Основной метод обучения : практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды.

Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата

Цель: познакомить со свойствами воды

Планируемые результаты:

предметные: научиться определять свойства воды;

личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;

- регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному плану;

- познавательные: делать выводы в результате совместной работы;

- коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:

Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;

Мультимедийное оборудование, интерактивная доска

Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;

Организация начала урока.

Я желаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

Проверка домашнего задания

Перечислите свойства воздуха.

Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

От чего загрязняется воздух?

Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

3. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек, да и другие живые существа вам подскажет загадка:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу!

- Посмотрите на экран (слайд 2). Что случилось с цветком? Почему это произошло? (цветок без воды)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

– Жить нельзя нам без . (воды.)

- Значит, без воды не может жить ничто живое?

Итак, что будет являться объектом нашего изучения на уроке? (вода)

- Что хотелось бы вам сегодня узнать о воде? (предложения учащихся по изучению темы урока).

- Как вы думаете, вода является телом или веществом? (вещество)

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Ребята, отгадайте загадку.

На ноге стоит одной,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны.

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

- Посмотрите на экран . Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов, там лед на

суше и в океане.

Рассмотрите , ребята схему.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине и т.д. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.

- В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

- Тело медузы на 90% состоит из воды.

-Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Также она нужна для ударения вредных веществ из организма. Поэтому человеку в сутки требуется более двух литров воды.

Но это все стало доступным человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь работать начнем.

5. Практическая работа

Самостоятельная работа в группах.

Представьте, что наш класс - научно - исследовательский институт. В институте 5 лабораторий. Мы с вами исследователи. К нам в лаборатории поступила вода. Наша задача – изучить её свойства. В лабораториях делают по 2 опыта, в работе используют инструкции. Затем руководитель каждой лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.

Делают выводы.

Работа 1 группы:

Приготовь стакан, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода имеет или не имеет своей формы.

hello_html_7a8baf47.jpg

Опыт 2

Возьми полоски цветной бумаги: синей, белой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду синей, белой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Вывод: какого же цвета вода?

Работа 2 группы:

Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти его в воду. Вывод: что можно сказать о прозрачности воды?

hello_html_m6fb1fc1d.jpg

hello_html_m55bb090c.jpg

Возьми стакан с водой и размешай краски различных цветов. Сделай вывод.

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль солёная, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо тебе знаком вкус хлеба, молока, варёного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли её назвать сладкой, солёной, кислой, горькой? Вывод: совершенно чистая вода имеет или не имеет вкуса.

А если положить кусочек сахара, то вкус воды изменится или нет? Почему?


hello_html_m27b5ea76.jpg

Работа 3 группы:

hello_html_48b827c0.jpg

Когда твоя мама печёт пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями своей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем же пахнет вода? Понюхай её. Вывод: вода пахнет чем-нибудь или она без запаха?Если выжать кусочек лимона в воду, запах изменится или нет? Почему?

Возьми один стакан пустой, а другой с водой. Перелей воду в пустой стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое?

Работа 4 группы:

hello_html_578847c6.jpg

Опыт 8.

Демонстрация опытов учителем

Опыт 9. (делает учитель – один ученик помогает)

Берём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахара, в третий – измельчённого мела. Хорошо помешай воду в стаканах. Что произошло с солью, сахаром, мелом? Попробуй на вкус воду в 1 и 2 стаканах. Изменилась ли вода? В 1 стакане вода стала солёной, во 2 – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала солёной и сладкой. А мел? Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Какова прозрачность воды в каждом стакане?

- Почему не видно соли и сахара?

Вывод: вода – растворитель.

Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

- В 3 стакане вода от мела стала мутной. Можно ли очистить её так, чтобы она снова стала чистой, прозрачной?

Сгибаю бумагу вчетверо, делаю бумажную воронку, вставляю в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке лью воду в воронку.

- Понаблюдайте за водой, которая будет вытекать из воронки. Сделай вывод: какова её прозрачность?

Вот так можно очистить воду. Такая очистка получила название фильтрование , а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр . Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

hello_html_123bce51.jpg

Набирается стакан воды до краев, накрывается бумагой, стакан переворачивается. Когда стакан переворачивается, то вода выдавливает часть воздуха, воздух который остается он заполняет все пространство, становясь более разряженным, и вода не расплескивается

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Водоёмы должны быть чистыми! В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор.

Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

- Какие меры по охране воды вы можете посоветовать?(высказывания учащихся)

используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды, либо уменьшая её температуру, либо свое потребление горячей воды.

почините протекающие краны и трубы.

выключайте воду, когда чистите зубы.

не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.

22 марта всемирный день воды

6. Обобщение. Итог урока.

Сравните свои выводы с выводом учебника.

- Вот она, какая вода! Прямо царица. Но она не только царица, но ещё и путешественница. Но об этом мы поговорим на следующем уроке .

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

7. Рефлексия

8. Домашний эксперимент

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.

Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.

Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой. Подумай, почему это происходит? Запиши свой вывод.

Читайте также: