Конспект число имен существительных 11 класс

Обновлено: 30.06.2024

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

- изменять имена существительные по числам.

- способствовать развитию речи, внимания.

- воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

ценностное отношение к процессу определения числа имени существительного;

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения числа имени существительного;

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению формы числа имён существительных;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке.

* знание о постоянных и непостоянных признаках существительного,

* умение применять знания в жизненных ситуациях;

* умение определять число имён существительных.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В. П. Канакиной, ноутбук, проектор, карточки для работы в группах.

Ход УРОКА

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

II. Актуализация опорных знаний.

- Откройте тетради и запишите число. Сегодня 22 января. Классная работа.

Днепр Дунай Днестр

- О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов.)

- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

- Какие орфограммы встретились в словах? (Заглавная буква.)

- Прочитайте слова, напечатанные на карточках:

Птицы, холодная, корм, дерево, голодные.

- Найдите лишнее слово. (Холодная, голодные)

- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)

- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.

- Какое одушевлённое им. сущ. встретилось, подчеркните его.

- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ. ,нариц.)

III. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова: Флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.

- Что общего у этих слов? (Имена существительные)

- Разделите данные имена сущю на две группы. Запишите в тетрадь.

- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?

- Почему именно эти существительные? (объясняют)

- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)

- Как вы думаете им. сущ. из первого столбика находятся в форме ед. ч. или мн. Ч.? (отвечают)

- Значит, им. сущ. второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме… (мн. числа)

Единственное число Множественное число

- Прочитайте написанные слова парами.

- Как в данном случае изменяются имена существительные? (Изменяются по числам.)

- Изменение имён существительных по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

- Сформулируйте тему урока.

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник.

IV. Работа по теме урока.

Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа -, вёдра -, сапог -, воробей -, поле -, шапка -, карандаши -, яблоко - …. (Дети отвечают по цепочке).

- Какое слово было первым? Какое слово начиналось на эту же букву?

- Какое встретилось одушевлённые им. сущ. ?

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.

Работа по учебнику (с. 20 у. 28)

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Пчела – пчёлы девочка – девочки

Учитель – учителя книга - книги

Озеро – озёра страна - страны

Деревня – деревни кресло – кресла

- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ. ?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания

- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

( Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадки, загадка, лебедь, земля, горы.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Дифференцированная работа

1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

2-ой уровень: работа у доски

- Поставить сущ. в форму мн. ч.

Проверка: Кому было трудно выполнять задание?

- Кто не испытывал трудностей?

2. Проблемная ситуация.

- Зимой, как правило нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

- Поставьте слова в форму мн. ч. Слайд №5

Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.

- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч. ?

- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.

- Употребляются только в форме ед. числа : Слайд №6

Мёд, молоко, творог, соль.

- Запишем их в строчку через запятую:

- Когда им. сущ. стоит в форме ед. числа? (Когда обозначает один предмет.)

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.

3. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.

- В воскресенье вся страна будет отмечать День студентов и Татьянин день. У всех есть родственники студенты, а также мамы с именем Татьяна, у нас в школе тоже две Татьяны. Мы не останемся в стороне, и сделаем для них сюрприз. Какой вы узнаете прочитав текст.

- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)

4. Работа в группе.

-Сейчас нам предстоит работать в группе.

- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя словf для справок. Слова для справок вы найдёте в классе)

(сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахара, фруктами)

Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей. В качестве сюрприза решили испечь ей. Для этого взяли два стакана ___, налили полстакана ___, разбили в тесто три ___, добавили для сладости ___ и чуть-чуть. Сверху всё украсили. Наш сюрприз понравится маме!

- Прочитайте, какой текст у вас получился.

- Ребята в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме ед. ч. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)

- А что вы можете сказать о других именах сущ., которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. И мн. числа).

5. Игра на внимание. Работа со словом пальто.

пальто (карточка на доске)

- Что вы можете о нём сказать (Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)

-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без…

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Ну, кто его оставил, кто?

- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)

- А мы запишем предложение:

Зимой дети выходят на улицу всегда в пальто.

- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.

- Оцените собственные результаты по изученной теме.

У меня получается ….

Мне ещё надо поучиться ….

- Оцените работу на уроке.

VIII. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведём скорей итог!

- Какие тайны скрывает число имён существительных?

(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)

- Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.

(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)

- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)

IX. Домашнее задание.

Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.

Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, индивидуальной работы, внимание, мышление, память, речь учащихся. самостоя тельность, воспитывать положительные черты характера.

Метод урока – словесный, частично-поисковой.

Форма проведения урока – семинар.

Продолжительность урока – 45 минут.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
  4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
  1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
  2. Постановка целей и задач.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Дежурный, назовите отсутствующих.

Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам.

Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет книгу.

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

  1. Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.

Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

  1. Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений. (слайд 6)

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода : забияка, сирота, неряха, обжора.

Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.

Ученик: Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

Учитель: Как определить склонение существительного?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

  1. Определить род существительного.
  2. Определить окончание в И.п. в ед.ч.
  3. По роду и окончанию определить склонение.

Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)

Учитель: Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

  • Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
  • Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе . Ставлю в начальную форму. Что? Изба . Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.

Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме Именительного падежа).

Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?

Ученик: Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных, успешно сдать экзамен.

Учитель: Правильно. Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться определять склонение и род существительного.

Упр.195 на стр.133

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )

- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

Самопроверка выполнения упражнения

Задание. Найди лишнее существительное.

Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)

Учитель: Что такое несклоняемые существительные?

Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)

Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?

Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.

Учитель: Запишите их в тетрадь.

К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.

Учитель: Прочитайте слова. Что такое антонимы?

Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению.

Проводится работа над лексическим значением слов.

Затем дети самостоятельно подбирают антонимы другого склонения и записывают в тетрадь. Проверка.

Задание. 1 в. Определите род данных существительных.

Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, вуз, Гоби, денди, жабо, желе, имбирь, казино, кофе, кашне, кашпо, кольраби, какао, маэстро, меню.

2 в. Определите род данных существительных.

Метро, мозоль, ножище, озимь, Онтарио, плацкарта, повидло, пони, портье, рагу, рояль, салями, Сочи, толь, тюль, шампунь, хобби, шоу.

Авокадо (ср. р.), алоэ (ср. р.), бандероль (ж. р.), бра (ср. р.), вуаль (ж. р.), вуз (м. р.), Гоби (ж. р.), денди (м. р.), жабо (ср. р.), желе (ср. р.), имбирь (м. р.), казино (ср. р.), кофе (м. р.), кашне (ср. р.), кашпо (ср. р.), кольраби (ж. р.), какао (ср. р.), маэстро (м. р.), меню (ср. р.).

Метро (ср. р.), мозоль (ж. р.), ножище (м. р.), озимь (ж. р.), онтарио (ср. р.), плацкарта (ж. р.), повидло (ср. р.), пони (м. р.), портье (м. р.), рагу (ср. р.), рояль (м. р.), салями (ж. р.), Сочи (м. р.), толь (м. р.), тюль (м. р.), шампунь (м. р.), хобби (ср. р.), шоу (ср. р.).

Задание. Восстановление текста.

Представьте, что к нам попало письмо с необитаемого острова, но оно наполовину размыто водой. Осталось только начало и некоторые слова. Давайте разберемся и восстановим письмо.

Ученики, которые раньше закончили писать текст, получают проверочный тест.

Когда все закончили работу, зачитываются несколько работ, обсуждаются и выбираются лучшие.

Учитель: Назовите существительные 1скл, которые вы использовали в своем тексте. (Затем 2,3скл)


Урок познакомит учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа, окончаниями существительных в именительном падеже множественного числа.

Описание разработки

Цель урока

Познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа, окончаниями существительных в именительном падеже множественного числа

Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам

Ход урока:

І. Организационный момент: приветствие, деление учащихся на мини – группы

Конспект урока по русскому языку Число имен существительных

II. Актуализация знаний (Слайд №2) Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Существительному.

Наша школа находится на проезжей части. И поэтому мы должны помнить правила дорожного движения. И первый помощник это светофор. Скажите, на какой свет нужно переходить дорогу? (зелёный) Сейчас мы и поиграем в игру СВЕТОФОР. (Слайд №3) Игра светофор: да – зеленый; нет – красный. У вас на столах лежат карточки с вопросами. Ваша задача ответить на вопрос закрасив кружок определённым цветом. Если ваш ответ – ДА - зелёным , НЕТ - красным.

Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? ДА

Имя существительное обозначает признак предмета. НЕТ

Имя существительное бывает среднего рода? ДА

Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ДА

Имя существительное в предложении может быть подлежащим? ДА

Красный - это имя существительное? НЕТ

Имя существительное обозначает предмет. ДА

Имя существительное бывает женского рода? ДА

Имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое. ДА

В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. НЕТ

Светофор – это имя существительное? ДА

Имя существительное отвечает на вопрос, какой? НЕТ

Имя существительное бывают мужского рода? ДА - А сейчас поменяйтесь своими карточками и проверьте работу друг друга. (Работа в парах). - Сравним с доской. Оцените работу друг друга Посмотрите на слайд №4 и выпишите только верное высказывание.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения. ( Один ученик у доски).

- Кто уже догадался на чем мы с вами продолжим путешествие? (На троллейбусе. )(Слайд 5)

ІІІ Новая тема - В форме какого числа существительное троллейбус употреблено в нашем предложении? ( в ед. числе)

- Поставьте его во множественное число. (Троллейбусы).

- О чем мы с вами сегодня будем говорить? ( О форме числа имени существительного. )

- И так, в форме какого числа употребляются имена существительные? ( В форме единственного и множественного числа. )

5. Объяснение нового материала

- Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. ( Заранее на доске.

Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд№7)

Взаимопроверка Самопроверка ОЦЕНКИ

Посмотрите внимательно, в 1 столбике существительные, в форме какого числа? А во 2 ?

А как вы подбирали проверочные слова?

Сделайте вывод: (Имена существительные изменяются по числам. _) (Слайд№ 8)

2. Работа с учебником. - Давайте сделаем остановку и зайдем в кафе под названием “Учебник” (Слайд №9). Но внимание, чтобы в него войти вам необходимо решить задачку.

- Перед вами слова (Слайд № 10), прочитайте их:

Ландыш Край Инженер Директор

- Что у них общего? (Существительные, единственное число, именительный падеж).

- Запишите их в тетрадь, изменив форму числа этих существительных, выделите окончания. - Что вы заметили?(Изменяются окончания. )


Одна конфета и пять конфет — разница есть. И она не только в размере удовольствия, но и в том, как изменяются имена существительные по числам. В этой статье обсудим тему единственного и множественного числа в русском языке.

О чем эта статья:

Единственное и множественное число имен существительных

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Число имен существительных — это непостоянный грамматический признак существительного. Проще говоря, существительные могут изменяться по числам: быть в форме единственного и множественного числа.

Единственное число — грамматическое число, которое используют для обозначения одного предмета.

Например: ложка, стол, машина.

Множественное число — грамматическое число, которое используют для обозначения нескольких предметов. Они всегда объединены каким-то признаком.

Например: вилки, стулья, велосипеды.

В русском языке все существительные можно разделить на три группы:

Существительные, которые изменяются по числам
подушка — подушки
сестра — сестры
груша — груши

Существительные, которые употребляются только в единственном числе
(мука, любовь, снег);

Существительные, которые употребляются только во множественном числе
(обои, бусы, весы).

Способы образования множественного числа существительных

Форма множественного числа существительных образуется с помощью окончаний -и/-ы, -а/-я, -е:

Для образования множественного числа слов можно использовать формообразующие суффиксы и окончания:

дочь — дочери (суффикс -ер-);

небо — небеса (суффикс -ес-).

Чередование суффиксов также образует форму множественного числа слов:

лисёнок (суффикс -енок-) — лисята (суффикс -ят-);

телёнок (суффикс -енок-) — телята (суффикс -ят-).

В редких случаях формы множественного числа можно образовать заменой корня:

Некоторые многозначные слова образуют по-разному формы множественного числа:

корень — корни дерева и коренья петрушки;

лист — листы бумаги и листья растений.

Число несклоняемых имен существительных можно определить только по зависимому от них слову:

подъехавшее такси — быстрые такси;

бежевое пальто — длинные пальто.

Еще один признак формы множественного числа у существительных — перемещение ударения и чередование согласных:

Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных:

А еще бывают существительные, которые можно использовать только в единственном или только во множественном числе. Вот они:

группы предметов: белье, барахло, малышня, листва;

некоторые вещественные существительные: кофе, цемент, лён, масло, сахар, нефть;

качества или признаки: голубизна, грусть, темнота, сила;

отвлеченные или абстрактные существительные: добро, горе, веселье, краснота, бег, седина;

некоторые собирательные существительные: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора;

название временных отрезков и состояний природы: сумерки, будни, заморозки;

название сложных или парных предметов: брюки, очки, перила, кусачки;

названия действий или состояний: пение, рисование, ходьба, мытье;

некоторые имена собственные: Россия, Карпаты, Урал, Сургут, Кавказ.

Может быть так, что существительное, у которого есть только форма единственного числа, образует форму множественного числа. В таком случае значение слова изменится:

У вещественных существительных форма множественного числа может значить:

вид, сорт вещества: вино — сухие вина, сахар — вредные сахара;

большое пространство, которое покрыто этим веществом: вода — воды речные, песок — пески пустыни;

У отвлеченных существительных форма множественного числа может значить:

различные проявления качеств, свойств, состояний: седина — красота седины, бег — интенсивность бега;

длительность, многократность и степень проявления признака, состояния, действия: мороз — длительные морозы, веселье — много веселья, крик — крики.

Только форму множественного числа имеют:

парные предметы, которые состоят из двух частей: ножницы, лыжи, двери, перчатки, линзы;

составные предметы: счеты, грабли, часы;

вещественные существительные: отруби, чернила, сливки, духи;

временные промежутки: выходные, каникулы, сутки;

собирательные существительные: деньги, финансы, дебри;

названия игр: шашки, догонялки, прятки;

названия действий и отвлеченные существительные: выборы, хлопоты, именины;

некоторые имена собственные: Уральские горы, Карпаты, Афины;

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, невозможно определить род и склонение.

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Особенности употребления существительных во множественном числе

А вот и правила употребления некоторых имён существительных во множественном числе.

Читайте также: