Конспект индивидуального логопедического занятия посуда

Обновлено: 02.07.2024

Задачи:

Материалы и оборудование: Целые и разрезанные на части картинки с изображением посуды, клубок, почтовый конверт, игрушечная и настоящая посуда из разных материалов (стеклянная, керамическая, металлическая, пластмассовая, деревянная), компьютер.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед: Ой, ребята, какие-то предметы лежат…. Давайте соберем их. Что-то мне подсказывает, что они нам еще пригодятся (дети собирают предметы в коробку, садятся на стульчики).

Логопед: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я нашла письмо, а от кого, вы сейчас угадаете. Давайте послушаем.

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,

Из какого произведения отрывок?

Назовите автора.

А вы знаете, что отрывок читал сам автор?

Логопед: Ребята, вы узнали, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

Логопед достает письмо и читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

Логопед: (показывает коробку с посудой) Ребята, так что это мы с вами по пути собрали?

Дети: Посуду!

Логопед: Да. Я же говорила, что эти предметы нам еще пригодятся.

Логопед: А для чего нужна посуда?

Дети: Да!

Логопед: Вот мы и очутились в сказке…Ребята, а вообще, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?

(презентация) + материалы, из которых изготавливают посуду.

Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (Кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.)

Логопед: Ой, ребята, как же все-таки Федора не любит свою посуду, всю перебила. Хотите помочь ей склеить кусочки посуды?

(презентация). Для некоторых продуктов питания есть специальная посуда. Селедка – селедочница, сахар – сахарница, фрукты – фруктовница и т.д.

V. Физ. Минутка.

Логопед: Молодцы ребята! Вот сколько разной посуды бывает! А теперь давайте сделаем Федоре сюрприз, и пока ее нет дома, наведем на кухне порядок и расставим посуду по полочкам.

(презентация)

Между слайдами – гимнастика для глаз.

VII. Федора.

Как только упражнение заканчивается, в группу входит Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь?! А я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла.

Логопед: Здравствуй, Федора. А мы нашли твою посуду и захватили ее с собой. Подает коробку с посудой.

Цель: формирование восприятия речи, активизация фразовой речи.

  • Развивать внимание.
  • Развивать память.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к пониманию речи окружающих.
  • Воспитывать усидчивость и дисциплинированность на занятиях.

Оборудование: звучащие коробочки , картинки: ложка, чайник, кружка, тарелка, кастрюля, сковорода, нож; корова, лошадь, кот, разрезная картинка.

I. Организационный момент:

Л : Здравствуйте, сегодня к нам на занятие должны будут прийти гости: мишка и кот. Давай мы с тобой приготовим вкусный обед и накроем стол.

II. Основная часть

1. Развитие слухового внимания и памяти

Л: А для начала давай мы с тобой посмотрим, что у нас есть, в интересных коробочках. В первой коробочке – сахар. Послушай, как эта коробочка гремит. Давай посмотрим, что у нас во второй коробочке. Здесь у нас макароны. Давай послушаем, как она гремит. В третьей коробочке лежит гречка. Потряси коробочку и услышишь, как звучит она. А теперь послушай внимательно и определи, какая коробочка гремела.

Р: Слушает внимательно и определяет.

Л: Молодец, ты всё сделала правильно!

Л: Теперь кружку. Что ты мне дала?

Л: А где у нас ложка, дай мне её.

3. Упражнения на закрепление действий, выполняемых с посудой

Р: (Показывает, что это корова).

Р: (Показывает, что это лошадь),

Р: (Показывает, что это кот.)

Л: Молодец, это кот. А сейчас давай ты покажешь, как едят ложкой, пьют из чашки, режут ножом.

Р: (Выполняет названные действия).

Л: Давай вспомним, чем мы едим? Покажи картинку. В чём варят суп? Где мы жарим еду?

Р: Показывает соответствующие картинки.

Мы с тобой немного устали, поэтому давай отдохнём.

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Л: Ты послушай внимательно загадки, а отгадать их тебе помогут картинки:

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. ( Ложка)

Толстый, длинноносый…( Чайник)

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…( Кастрюлей)

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. ( Нож)

6. Логические упражнения

Л: Давай мы с тобой вспомним ещё раз. Если у меня много хлеба и мне нужно отрезать кусочек, то что нам понадобится?

Р : (Показывает на картинку с ножом).

Л: Если мы захотим поесть, чем мы будем есть?

Р: (Показывает на картинку с вилкой или ложкой.)

Л: Если мне нужна будет горячая вода, из чего можно будет налить воды?

Р: (Показывает на картинку с чайником.)

7. Разрезная картинка

Л: Кот принёс нам с тобой интересное задание, давай откроем конверт и посмотрим, что там.

Р: (Открывает конверт, в котором находится разрезная картинка.)

Л: Попробуй собрать разрезную картинку, а если у тебя не получится, то кот тебе поможет.

1. Коррекционно-образовательные - расширять представление о посуде и её назначении; -учить различать единственное и множественное число.

2. Коррекционно-развивающие - развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, память, слуховое внимание и память, артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные - воспитывать бережное отношение к посуде.

I. Организационный момент.

Л. Приветствует ребенка.

Л: (Открывает презентацию)

-Смотри, какие тут интересные картинки!

(Читает стихи по слайдам). Если ребенок может, то обозначает предмет словом/слогом/звуком.)

Гудит он, словно паровоз,

Шумит, пыхтит, а пар идет.

Заваривает вкусный чай,

Ну, кто же это? Угадай!

Чайник! (повторяем название 2-3 раза)

А давай послушаем, как свистит чайник!

-Смотри, а на этой картинке чайники. Их много! (слово чайники выделяется голосом и протягивается окончание) Чайники! (обводим рукой весь слайд, повторяем 2-3 раза). (Аналогично с другими слайдами)

Очень вкусно мы поели.

Чая выпить захотели.

В чашку чая мы нальем.

Выпьем чаю мы вдвоем.

Смотри, а тут –чашки! -А давай послушаем, как льется вода в чашку?

Л: на кухоньке нашей мы варим в ней кашу.

Картошку, бульоны, супы, макароны. Это кастрюля!

Как кипит вода в кастрюле?

Л:Из неё обедать будем,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется … (тарелкой).

Как бьется тарелка?

Л:-о каких предметах мы говорили? (Перечислили названия предметов). Все это называется одним словом- посуда. (повторить 2-3 раза)

Л:- Когда чай или суп очень горячий, что нам нужно его остудить. А как?

Л. - Умница! Итак, носиком мы подышали, вдохнули аромат чая!

Л:-а теперь мы с тобой поиграем с губами и языком. (игровая арт. гимнастика: на тарелке лежат кусочки ваты, ребенок берет их губами и перекладывает их в чашку; выплевывает со звуком п. Облизать тарелку широким языком, облизать по кругу кончиком языка).

Л: Молодец! А теперь и пальчики поиграют!

Мы в новом магазине посуду покупали.

Тарелки, блюдца, чашки

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок,

Шумовку и масленку.

Л: А что тут в конвертах? Вытаскивай! Картинки, но не целые. Их надо собрать!

Использовать те предметы посуды, которые были представлены на слайдах. При необходимости логопед помогает ребенку. Когда ребенок собрал картинки, называет предметы посуды.

Итог занятия.

Л. О чем мы сегодня говорили? Ты большой молодец, ты сегодня очень старался!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Никифоровского района Тамбовской области

Давыдова Елена Юрьевна

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды,

мяч, схема для составления описательного рассказа.

Организационный момент

Логопед: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.

Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.

1-й ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.( И т. д.)

Логопед: Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.

Дети: Посуда.

Логопед: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Логопед: Вы наверняка уже догадались о чем сегодня пойдет речь, конечно же о посуде.

На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду , на вторую полку – кухонную посуду , а на нижнюю полку – столовую посуду .

Логопед вызывает желающих детей и помогает, если это необходимо.

Остальные дети оценивают правильно ли выполнено задание.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

- Для чего нужна чайная посуда?

- Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?

- Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?

- Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем маме помогать
Быстро чашки мы помыли
Про тарелки не забыли
Всю посуду мы убрали
Очень сильно мы устали

Дети шагают
Хлопают в ладоши
Круговые движения ладонями
Круговые движения ладонями
Разводят руками в стороны

5. Составление описательного рассказа о посуде

Я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.

Из какого материала сделана?

Какая по назначению?

Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

- Вы составили интересные рассказы, пускай ваши головы отдохнут и поработают мышцы лица.

- Давайте представим, что нас угостили морковкой. Она сладкая и твердая. Покажем, как мы будем ее жевать.

- В деревне у бабушки нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар.

Давайте надуем обе щеки одновременно.

- Молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.

Логопед предлагает детям выбрать по одной картинке с изображением посуды и взять ее себе.

На сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить.

Поварешкой наливают. Ее можно мыть.

В тарелку можно наливать суп, из нее можно есть. Ее можно мыть, вытирать.

Логопед предлагает детям пройти за столы и помочь ему склеить чашки, которые нечаянно разбились.

Логопед: Помогите, пожалуйста, мне, склеить чашки, которые нечаянно разбились. Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части в конверты.

- Вы молодцы. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишнее и почему.

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, чашка, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

11. Итог занятия (оценка работы детей)

Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 086 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2015 7660
  • DOCX 23.7 кбайт
  • 55 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Ребёнок. На средней полке я вижу тарелки, ложки, вилки, хлебницу.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна во время обеда, ей пользуются за столом. Называют её столовая посуда. Повторите её название.
Дети. Столовая посуда.
Логопед. И, наконец, Назовите посуду, которая стоит на нижней полке нашего магазина.
Ребёнок. Чашка, Чайник, сахарница, блюдце.
Логопед. Да, верно. Как вы думаете, зачем нужна эта посуда?
Дети. Чтобы пить чай.
Логопед. Правильно! Она называется чайная посуда. Повторите её название.
Дети. Чайная посуда.
Логопед. Дети, чайная посуда сделана из фарфора. Значит она какая?
Дети. Фарфоровая.
Логопед. Напомните, какая посуда стоит на верхней полке?
Дети. Кухонная.
Логопед. Кухонная посуда сделана из металла, значит она какая?
Дети. Металлическая.
Логопед. Теперь скажите, какая посуда стоит на средней полке?
Дети. Столовая.
Логопед. Хлебница из пластмассы какая?
Дети. Пластмассовая.
(Тарелка из фарфора-фарфоровая,
Вилка и ложка из металла-металлические.)

4. Физкультминутка.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику, ритмично соприкасая каждый пальчик, начиная с указательного, по очереди с большим пальцем на обеих руках.

Мама варит вкусный суп,
Мама варит каш-ку,
Быстро съем я свой обед,
Дайте мне ещё конфет!

8. Окончание занятия.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии.

Читайте также: