Загадки природы конспект в подготовительной группе
Обновлено: 05.07.2024
Цель
Закрепление представлений детей о природных явлениях.
Задачи
Образовательные:
Закрепить представления детей о природных явлениях через художественное слово (загадки), формировать интерес к познанию природы.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Занятия по знакомству детей с природными явлениями, наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, использование художественной литературы, музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, изображающие природные явления; корзинка; стеклянные шарики белого и синего цвета (по 5-7 штук); кусочки ваты; зонты; мольберты; листы бумаги; фломастеры (маркеры); зеркало; музыкальный цент; угощение для детей.
Под музыку входит бабушка Загадушка с корзинкой, здоровается с детьми.
Бабушка Загадушка: Сегодня я Вам загадаю интересные загадки, а про что догадайтесь
Солнце светит,
Ветер свищет,
Дождик льет, как из ведра.
После дождика на небе
Сразу радуга видна.
Эти изменения погоды
Дарят нам… (явления природы).
Дети делают вывод, что в загадках речь пойдет о явлениях природы.
Бабушка Загадушка: Слушайте загадку
Утром, вечером она,
Словно девушка красна,
Распускается с рассветом,
Розоватым, нежным цветом.
На закате, как жар-птица,
Улетает из станицы
За поля и за моря.
А зовут ее - … (заря)
(В. Анохина)
Отгадав каждую загадку, дети объясняют, почему они так думают.
После ответа детей показывается соответствующая иллюстрация.
Бабушка Загадушка: На травинке в ранний час
Летом светится алмаз.
А поищем его днем,
Почему-то не найдем. (роса)
Бабушка Загадушка: Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (туман)
Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (туман)
Бабушка Загадушка: Говорю я брату:
- Ох! С неба сыплется горох!
- Вот чудак! – смеется брат, -
Твой горох – ведь это… (град)
(Е. Серова)
Бабушка Загадушка: Меня никто не видит, но всякий слышит, а верную спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (молния и гром)
Бабушка Загадушка: Дождь прошел – и в чистоте
Семицветный вырос мост,
Поднялись ворота –
Всему миру красота! (радуга)
Цель: Воспитывать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
Дать знания о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
Воспитывать интерес к природе, умение бережно расходовать все, что дает природа.
Оборудование и материалы:
Картинки и карточки для дидактических игр,
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, сегодня мы совершим путешествие в мир природы.
Кто сможет объяснить, что такое природа?
Ответы детей (Это небо и земля, растительный и животный мир, океаны, моря, реки и озера, воздух и вода, горы, равнины и пустыни).
Воспитатель : Все люди на земле – тоже часть природы. Мы так же, как растения и животные, питаемся и дышим. Все, что нужно человеку для жизни, он берет в природе. Это пища и вода, строительные материалы и природные ископаемые. Весь животный и растительный мир служит человеку, а умный и добрый не обидит ни животное, ни растение.
Воспитатель : По волшебному пути
В сказку можем мы войти.
Музыка сейчас раздастся,
В сказку нам попасть удастся.
Дети: Здравствуй лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои.
Лесовик: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?
Воспитатель : Ой, кто это?
Лесовик: Это я – седой старик,
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Лесовик: Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?
Воспитатель : Здравствуй Лесовик. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
Лесовик: А вот и еще одна гостья в мой лес торопится. Добрая ты девочка, знаю, а вот как вести себя в лесу не знаешь. Не пущу тебя в лес!
Красная Шапочка: Как же я попаду к бабушке? Она больна, ждет меня,
Лесовик: Ладно, Красная Шапочка, пущу я тебя через мой лес пройти, но только если отгадаешь мои загадки и выполнишь мои задания.
Красная Шапочка: Что же делать? Ведь я и в самом деле ничего не знаю о природе и о том, как вести себя в лесу. Ребята, может вы мне поможете?
Дети: Не волнуйся, Красная Шапочка, мы обязательно тебе поможем.
Лесовик: Ну что ж, тогда вот моя первая загадка.
Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло и развивалось?
Дети: Для роста и развития растений нужны свет, вода и тепло.
Лесовик: Да, это правильный ответ.
Теперь слушайте мою вторую загадку.
Чем полезен лес?
Дети: Лес очищает воздух на планете.
В лесу живет много зверей и птиц.
В лесу много разных растений, животные и птицы находят в лесу корм, строят там свои жилища.
Лесовик: Ну что ж и со второй загадкой вы справились. Пущу я вас, да только в лесу моем еще загадки припрятаны, как найдете их, да отгадаете все, так и отпущу я Красную Шапочку да и вас с миром.
(дети вместе с Лесовиком, Красной Шапочкой воспитателем идут в импровизированный лес).
На ветке дерева дети находят очередное задание. Воспитатель открывает конверт с заданием.
Воспитатель :
1. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
2. У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведицы)
3. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по много дней не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (волк).
4. Знаете ли вы, для чего нужен белке красивый, пушистый хвост? (он помогает ей при прыжках. Она прыгает с дерева на дерево и на землю, управляя хвостом, как рулем).
Лесовик: Молодцы ребята, хорошо отвечаете.
Воспитатель : Ребята, давайте вместе с Лесовиком и Красной Шапочкой сделаем физкультурную разминку.
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
(Широким жестом развести руки в стороны).
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону).
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).
(Потопать ногами).
В танце кружится сверчок.
(Покружиться).
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
(Движения руками, как при игре на скрипке).
Крылья бабочки мелькают –
(Движения руками, как крыльями).
С муравьем она порхает.
(Покружиться парами).
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
(Танцевальные движения, как в гопаке).
Звонко хлопают ладошки!
(Похлопать в ладоши).
Всё! Устали ножки!
Воспитатель : Ну вот ребята, теперь мы готовы идти дальше.
Дети находят под кустом конверт с заданием.
В конверте лежит карта на которой изображен лес и следы животных.
Воспитатель : Ориентируясь на части света, расскажите, какой зверь куда перемещался.
Дети: Лось пошел на запад, заяц поскакал на восток, белка спряталась в дупле в северной части леса, а следы лисы ведут к ее норе, которая находится на юге.
Лесовик: Вот это да! И следы зверей вы знаете и по сторонам света ориентируетесь.
Дети идут по тропинке и находят возле муравейника конверт.
Воспитатель : Ребята, а в этом конверте игра:
Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры: на наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Лесовик: Ай, да умники! Хорошие друзья у тебя, Красная Шапочка появились. На прощание ребята, я свами еще в одну игру сыграю.
Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: Лесовик предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Воспитатель :
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Лесовик: Ну вот ребята, так незаметно мы провели Красную Шапочку через лес. Вот тропинка, которая ведет прямо к дому твоей бабушки.
Красная Шапочка: Спасибо тебе добрый Лесовик. Ивам ребята большое спасибо. Я очень много нового и полезного узнала о природе и о том, как бережно надо к ней относиться. А сейчас мне пора к бабушке, до свидания.
Дети: Прощаются с Красной Шапочкой.
Экспериментальная работа в уголке природы в подготовительной к школе группе интересную жизнь мои дошколята прожили в подготовительной группе. что мы только не придумывали с ними и чем только.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, водоем).
Программные задачи:
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие: развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
Обучающие: закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.
Ход занятия
В: Ребята, вы помните, вчера мы с вами рассматривали карту. Давайте покажем ее теперь тем ребятам, которых вчера не было.
Посмотрите, на карте появились красные значки. Как вы думаете, в каких случаях появляются эти значки.
Д: Кому-то нужна помощь.
В: Ребята, давайте с вами определим по окраске на карте, в каких природных зонах случилась беда.
В: Почему вы думаете, что в лесу?
Д: Зеленый цвет на карте обозначает лес.
В: А еще где? (показываю указной на реку)
В: Почему вы так думаете?
Д: Она обозначается на карте голубым цветом.
В: Значит, сигналы бедствия поступили с реки и из леса. Значит, там случилась беда? Что же делать?
В: Как же мы сможем туда попасть?
В: Рюкзак собран, отправляемся в путь?
В: Все готовы? Тогда отправляемся в путь!
Физкультминутка. Дети лежат спиной на ковре и изображают, как они крутят велосипед)
В: Ребята, мы прибыли в лес. Как вы думаете, что здесь произошло?
В: Почему это могло случиться?
В: Послушайте, как плачет лес. (Дети слушают)
В: Ребята, почему после пожара лес умирает?
Д: Погибли растения, нечем питаться животным, птицам, насекомым. Воздух становится неживым, это вредит здоровью людей.
Д: Посадить новые растения, посеять траву.
Выросла трава, появились насекомые, выросли кустарники, появились птицы, выросли деревья, появились животные. Молодцы!
В: Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
В: 1) О каком правиле говорит эта картинка?
Д: Береги лес от пожара
В: 2) Посмотрите на эту картинку. Что означает этот знак?
Д: Не разжигай костров около деревьев.
В: Скажите, пожалуйста, что означает следующая картинка?
Д: Уходя из леса, потуши костер.
В: Молодцы! Нам пора отправляться дальше, в зону рек и водоемов.
Физкультминутка (тоже самое)
В: Ребята, посмотрите на эту речку? Беру лейку и лью воду в ванночку, из ванночки вода выливается в таз с мусором). Смотрите, сколько грязи в воде. Как вы думаете, кто может выжить в такой воде?
В: Ребята посмотрите на экран. Раньше в этой речке водилась рыба, но теперь она куда-то исчезла. Как вы думаете, что случилось?
В: Действительно, из-за загрязнения погибли рыбы и растения в реке. А почему не видно на реке водоплавающих птиц, лягушек, насекомых? Ребята, давайте построим экологическую цепочку исчезновения рыб и растений в реке.
Дети выстраивают цепочку: водоросли исчезли – нечем питаться рыбам, насекомым, улетели водоплавающие птицы.
В: Как человек пострадал от этого?
Д: Нельзя использовать воду в пищу, нельзя купаться.
Д: По берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения.
Цель: создание условий для формирования знаний о живой и неживой природе.
обучающие: учить детей узнавать и называть диких животных, цветы, обобщать;
развивающие: развивать речь, умение наблюдать в окружающем мире;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию: набор картинок, карта.
Предполагаемый результат: дети научатся: узнавать, называть, выделять из окружающего мира предметы живой и неживой природы; бережно относиться к природе: не рвать цветы, не ломать ветки деревьев и т.д., умению наблюдать в окружающем мире.
Время проведения: 9.00 ч. (25 – 30 мин.)
Участники: дети: 25 человек; 13 мальчиков, 12 девочек.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Место проведения: групповая комната.
1.Приветствие, знакомство с тематикой.
2.Вопросы к детям; ответы детей.
4.Работа с картой живой и неживой природы.
5.Выполнение заданий, работа с картинками.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите загадки? (Ответы детей).
Ответы детей: природа – это все, что нас окружает: горы, леса, моря, животные, птицы.
- Какая бывает природа?
Ответы детей: живая и неживая.
- Правильно, молодцы. А сейчас я узнаю, знаете ли вы, что относится к живой природе, а что – к неживой.
Дети встают со стульчиков и подходят к столу.
Детям предлагается карта, на которой имеются картинки с изображением живой и неживой природы (цветы, животные, горы, деревья, камни, дома).
- Ребята, вам нужно закрыть зелеными кружочками картинки с изображением живой природы, а синими кружочками – с неживой природой.
Дети выполняют задание. Несколько картинок остаются не закрытыми.
- Скажите, а почему вы не закрыли кружочками оставшиеся картинки?
(Подвести детей к тому, что то, что изображено на оставшихся картинках, сделано руками человека, а все, что сделано человеком, к природе не относится).
- Молодцы. А теперь давайте назовем то, что вы закрыли кружочками.
Дети сначала называют предметы живой природы, а затем – неживой.
- А теперь слушайте следующие мои загадки. Если вы правильно их отгадаете, то мы узнаем какие животные живут в лесу.
(На доске вывешены картинки с изображением животных. Картинки закрыты, если дети правильно отгадывают загадку, картинка с данным животным открывается).
Воспитатель читает загадки.
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Нам встретить довелось.
С ветвистыми рогами,
С длиннющими ногами,
А имя ему – (лось)
Шум и треск по лесу мчит,
А из пасти клык торчит. (Кабан)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
- Загадки вы отгадали правильно, и мы узнали, кто живет в лесу. (Дети еще раз называют животных).
- А как их назвать одним словом? (Ответы детей: дикие животные).
- Правильно, молодцы. А на какие подгруппы можно разделить эту группу животных? (Ответы детей: травоядные и хищники).
- Правильно. Разложите картинки с изображением травоядных в одну сторону, с хищниками – в другую.
Дети выполняют, проверяют правильно ли выполнено задание.
- Молодцы. И с этим заданием вы справились. Но я, бабушка-загадушка, приготовила для вас еще сложнее задание. Загадки – ребусы. Если вы разгадаете все ребусы, то мы с вами узнаем названия цветов (рогаʼʼ заяцʼʼ – роза; машинаʼʼʼ ключʼʼʼ – мак; гвозди . шлюпка – гвоздика).
Дети разгадывают ребусы, называют цветы.
- Какие из этих цветов полевые, а какие садовые? (Ответы детей).
- А вы знаете, как появляется, вырастает цветок. Сначала землю вспахивают, сажают в нее маленькое семечко, землю поливают. Проходит время, пригревает солнышко и появляется росток – два маленьких листика.
Если растение поливать, если ему тепло и светло, то оно растет и вскоре распускается цветок.
- Представьте, что вы – маленькое семечко (дети садятся на корточки, крепко обнимают колени руками и прижимают к ним голову). Полил дождик, пригрело солнышко и появился росток (дети медленно поднимаются, прижимая руки, от локтя до запястья, друг к другу, а кисти разведя в стороны). Вот растение потянулось к солнышку (дети тянут руки вверх, поднимаясь на носочки). И распустился красивый цветок (дети разводят руки в стороны).
- А сейчас присаживайтесь на стульчики. Я предлагаю вам послушать стихи и отгадать о каком времени года данное стихотворение.
Когда природа оживает?
А с юга птицы прилетают?
И солнце радостно сияет,
Лучами землю согревает.
(Ответы детей: весной).
- Почему вы так думаете?
(Ответы детей: называют признаки весны).
Когда это бывает?
(Ответы детей: летом).
- Почему вы думаете, что летом?
(Ответы детей: называют признаки лета).
Лес стоит конопат.
Стали рыжими опушки.
- Как вы думаете, какое время года описывается в этом стихотворении?
(Ответы детей: осень).
- Почему вы так решили?
(Дети называют признаки осени).
Но вот и снег кружится,
Природа спать ложится
С началом этих дней.
Укрыв ее, метели
Ей навевают сны:
- Спи, матушка, в постели
До будущей весны!
- О каком времени года это стихотворение?
- По каким признакам, описываемых в стихотворении, вы узнали, что автор говорит о зиме?
Дети подходят к столам.
- У меня на столе лежат картинки с изображением деревьев. На другом столе лежат картинки с изображением листьев с этих деревьев. Вам нужно взять любую картинку листика и найти картинку дерева, с которого упал этот лист.
Дети выполняют задание, помогают друг другу, смотрят кто правильно или не правильно выполняет задание.
- А теперь давайте назовем те деревья, которые у вас в руках.
Дети называют дерево, все вместе проверяем правильно ли ребенок выполнил задание.
Дети садятся на стульчики.
Читайте также: