Загадки природы конспект в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Цель
Закрепление представлений детей о природных явлениях.
Задачи
Образовательные:
Закрепить представления детей о природных явлениях через художественное слово (загадки), формировать интерес к познанию природы.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Занятия по знакомству детей с природными явлениями, наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, использование художественной литературы, музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, изображающие природные явления; корзинка; стеклянные шарики белого и синего цвета (по 5-7 штук); кусочки ваты; зонты; мольберты; листы бумаги; фломастеры (маркеры); зеркало; музыкальный цент; угощение для детей.

Под музыку входит бабушка Загадушка с корзинкой, здоровается с детьми.
Бабушка Загадушка: Сегодня я Вам загадаю интересные загадки, а про что догадайтесь
Солнце светит,
Ветер свищет,
Дождик льет, как из ведра.
После дождика на небе
Сразу радуга видна.
Эти изменения погоды
Дарят нам… (явления природы).
Дети делают вывод, что в загадках речь пойдет о явлениях природы.



Бабушка Загадушка: Слушайте загадку
Утром, вечером она,
Словно девушка красна,
Распускается с рассветом,
Розоватым, нежным цветом.
На закате, как жар-птица,
Улетает из станицы
За поля и за моря.
А зовут ее - … (заря)
(В. Анохина)
Отгадав каждую загадку, дети объясняют, почему они так думают.
После ответа детей показывается соответствующая иллюстрация.



Бабушка Загадушка: На травинке в ранний час
Летом светится алмаз.
А поищем его днем,
Почему-то не найдем. (роса)




Бабушка Загадушка: Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (туман)
Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (туман)









Бабушка Загадушка: Говорю я брату:
- Ох! С неба сыплется горох!
- Вот чудак! – смеется брат, -
Твой горох – ведь это… (град)
(Е. Серова)



Бабушка Загадушка: Меня никто не видит, но всякий слышит, а верную спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (молния и гром)




Бабушка Загадушка: Дождь прошел – и в чистоте
Семицветный вырос мост,
Поднялись ворота –
Всему миру красота! (радуга)





Цель: Воспитывать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

Дать знания о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

Воспитывать интерес к природе, умение бережно расходовать все, что дает природа.

Оборудование и материалы:

Картинки и карточки для дидактических игр,

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня мы совершим путешествие в мир природы.

Кто сможет объяснить, что такое природа?

Ответы детей (Это небо и земля, растительный и животный мир, океаны, моря, реки и озера, воздух и вода, горы, равнины и пустыни).

Воспитатель : Все люди на земле – тоже часть природы. Мы так же, как растения и животные, питаемся и дышим. Все, что нужно человеку для жизни, он берет в природе. Это пища и вода, строительные материалы и природные ископаемые. Весь животный и растительный мир служит человеку, а умный и добрый не обидит ни животное, ни растение.

Воспитатель : По волшебному пути

В сказку можем мы войти.

Музыка сейчас раздастся,

В сказку нам попасть удастся.

Дети: Здравствуй лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои.

Лесовик: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Воспитатель : Ой, кто это?

Лесовик: Это я – седой старик,

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Лесовик: Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?

Воспитатель : Здравствуй Лесовик. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.

Лесовик: А вот и еще одна гостья в мой лес торопится. Добрая ты девочка, знаю, а вот как вести себя в лесу не знаешь. Не пущу тебя в лес!

Красная Шапочка: Как же я попаду к бабушке? Она больна, ждет меня,

Лесовик: Ладно, Красная Шапочка, пущу я тебя через мой лес пройти, но только если отгадаешь мои загадки и выполнишь мои задания.

Красная Шапочка: Что же делать? Ведь я и в самом деле ничего не знаю о природе и о том, как вести себя в лесу. Ребята, может вы мне поможете?

Дети: Не волнуйся, Красная Шапочка, мы обязательно тебе поможем.

Лесовик: Ну что ж, тогда вот моя первая загадка.

Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло и развивалось?

Дети: Для роста и развития растений нужны свет, вода и тепло.

Лесовик: Да, это правильный ответ.

Теперь слушайте мою вторую загадку.

Чем полезен лес?

Дети: Лес очищает воздух на планете.

В лесу живет много зверей и птиц.

В лесу много разных растений, животные и птицы находят в лесу корм, строят там свои жилища.

Лесовик: Ну что ж и со второй загадкой вы справились. Пущу я вас, да только в лесу моем еще загадки припрятаны, как найдете их, да отгадаете все, так и отпущу я Красную Шапочку да и вас с миром.

(дети вместе с Лесовиком, Красной Шапочкой воспитателем идут в импровизированный лес).

На ветке дерева дети находят очередное задание. Воспитатель открывает конверт с заданием.

Воспитатель :

1. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

2. У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведицы)

3. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по много дней не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (волк).

4. Знаете ли вы, для чего нужен белке красивый, пушистый хвост? (он помогает ей при прыжках. Она прыгает с дерева на дерево и на землю, управляя хвостом, как рулем).

Лесовик: Молодцы ребята, хорошо отвечаете.

Воспитатель : Ребята, давайте вместе с Лесовиком и Красной Шапочкой сделаем физкультурную разминку.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(Широким жестом развести руки в стороны).

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону).

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).

(Потопать ногами).

В танце кружится сверчок.

(Покружиться).

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(Движения руками, как при игре на скрипке).

Крылья бабочки мелькают –

(Движения руками, как крыльями).

С муравьем она порхает.

(Покружиться парами).

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

(Танцевальные движения, как в гопаке).

Звонко хлопают ладошки!

(Похлопать в ладоши).

Всё! Устали ножки!

Воспитатель : Ну вот ребята, теперь мы готовы идти дальше.

Дети находят под кустом конверт с заданием.

В конверте лежит карта на которой изображен лес и следы животных.

Воспитатель : Ориентируясь на части света, расскажите, какой зверь куда перемещался.

Дети: Лось пошел на запад, заяц поскакал на восток, белка спряталась в дупле в северной части леса, а следы лисы ведут к ее норе, которая находится на юге.

Лесовик: Вот это да! И следы зверей вы знаете и по сторонам света ориентируетесь.

Дети идут по тропинке и находят возле муравейника конверт.

Воспитатель : Ребята, а в этом конверте игра:

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Лесовик: Ай, да умники! Хорошие друзья у тебя, Красная Шапочка появились. На прощание ребята, я свами еще в одну игру сыграю.

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: Лесовик предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Воспитатель :

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Лесовик: Ну вот ребята, так незаметно мы провели Красную Шапочку через лес. Вот тропинка, которая ведет прямо к дому твоей бабушки.

Красная Шапочка: Спасибо тебе добрый Лесовик. Ивам ребята большое спасибо. Я очень много нового и полезного узнала о природе и о том, как бережно надо к ней относиться. А сейчас мне пора к бабушке, до свидания.

Дети: Прощаются с Красной Шапочкой.

Экспериментальная работа в уголке природы в подготовительной к школе группе

Экспериментальная работа в уголке природы в подготовительной к школе группе интересную жизнь мои дошколята прожили в подготовительной группе. что мы только не придумывали с ними и чем только.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, водоем).

Программные задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

Обучающие: закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Ход занятия

В: Ребята, вы помните, вчера мы с вами рассматривали карту. Давайте покажем ее теперь тем ребятам, которых вчера не было.

Посмотрите, на карте появились красные значки. Как вы думаете, в каких случаях появляются эти значки.

Д: Кому-то нужна помощь.

В: Ребята, давайте с вами определим по окраске на карте, в каких природных зонах случилась беда.

В: Почему вы думаете, что в лесу?

Д: Зеленый цвет на карте обозначает лес.

В: А еще где? (показываю указной на реку)

В: Почему вы так думаете?

Д: Она обозначается на карте голубым цветом.

В: Значит, сигналы бедствия поступили с реки и из леса. Значит, там случилась беда? Что же делать?

В: Как же мы сможем туда попасть?

В: Рюкзак собран, отправляемся в путь?

В: Все готовы? Тогда отправляемся в путь!

Физкультминутка. Дети лежат спиной на ковре и изображают, как они крутят велосипед)

В: Ребята, мы прибыли в лес. Как вы думаете, что здесь произошло?

В: Почему это могло случиться?

В: Послушайте, как плачет лес. (Дети слушают)

В: Ребята, почему после пожара лес умирает?

Д: Погибли растения, нечем питаться животным, птицам, насекомым. Воздух становится неживым, это вредит здоровью людей.

Д: Посадить новые растения, посеять траву.

Выросла трава, появились насекомые, выросли кустарники, появились птицы, выросли деревья, появились животные. Молодцы!

В: Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

В: 1) О каком правиле говорит эта картинка?

Д: Береги лес от пожара

В: 2) Посмотрите на эту картинку. Что означает этот знак?

Д: Не разжигай костров около деревьев.

В: Скажите, пожалуйста, что означает следующая картинка?

Д: Уходя из леса, потуши костер.

В: Молодцы! Нам пора отправляться дальше, в зону рек и водоемов.

Физкультминутка (тоже самое)

В: Ребята, посмотрите на эту речку? Беру лейку и лью воду в ванночку, из ванночки вода выливается в таз с мусором). Смотрите, сколько грязи в воде. Как вы думаете, кто может выжить в такой воде?

В: Ребята посмотрите на экран. Раньше в этой речке водилась рыба, но теперь она куда-то исчезла. Как вы думаете, что случилось?

В: Действительно, из-за загрязнения погибли рыбы и растения в реке. А почему не видно на реке водоплавающих птиц, лягушек, насекомых? Ребята, давайте построим экологическую цепочку исчезновения рыб и растений в реке.

Дети выстраивают цепочку: водоросли исчезли – нечем питаться рыбам, насекомым, улетели водоплавающие птицы.

В: Как человек пострадал от этого?

Д: Нельзя использовать воду в пищу, нельзя купаться.

Д: По берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для формирования знаний о живой и неживой природе.

обучающие: учить детей узнавать и называть диких животных, цветы, обобщать;

развивающие: развивать речь, умение наблюдать в окружающем мире;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию: набор картинок, карта.

Предполагаемый результат: дети научатся: узнавать, называть, выделять из окружающего мира предметы живой и неживой природы; бережно относиться к природе: не рвать цветы, не ломать ветки деревьев и т.д., умению наблюдать в окружающем мире.

Время проведения: 9.00 ч. (25 – 30 мин.)

Участники: дети: 25 человек; 13 мальчиков, 12 девочек.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Место проведения: групповая комната.

1.Приветствие, знакомство с тематикой.

2.Вопросы к детям; ответы детей.

4.Работа с картой живой и неживой природы.

5.Выполнение заданий, работа с картинками.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите загадки? (Ответы детей).

Ответы детей: природа – это все, что нас окружает: горы, леса, моря, животные, птицы.

- Какая бывает природа?

Ответы детей: живая и неживая.

- Правильно, молодцы. А сейчас я узнаю, знаете ли вы, что относится к живой природе, а что – к неживой.

Дети встают со стульчиков и подходят к столу.

Детям предлагается карта, на которой имеются картинки с изображением живой и неживой природы (цветы, животные, горы, деревья, камни, дома).

- Ребята, вам нужно закрыть зелеными кружочками картинки с изображением живой природы, а синими кружочками – с неживой природой.

Дети выполняют задание. Несколько картинок остаются не закрытыми.

- Скажите, а почему вы не закрыли кружочками оставшиеся картинки?

(Подвести детей к тому, что то, что изображено на оставшихся картинках, сделано руками человека, а все, что сделано человеком, к природе не относится).

- Молодцы. А теперь давайте назовем то, что вы закрыли кружочками.

Дети сначала называют предметы живой природы, а затем – неживой.

- А теперь слушайте следующие мои загадки. Если вы правильно их отгадаете, то мы узнаем какие животные живут в лесу.

(На доске вывешены картинки с изображением животных. Картинки закрыты, если дети правильно отгадывают загадку, картинка с данным животным открывается).

Воспитатель читает загадки.

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

Нам встретить довелось.

С ветвистыми рогами,

С длиннющими ногами,

А имя ему – (лось)

Шум и треск по лесу мчит,

А из пасти клык торчит. (Кабан)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

- Загадки вы отгадали правильно, и мы узнали, кто живет в лесу. (Дети еще раз называют животных).

- А как их назвать одним словом? (Ответы детей: дикие животные).

- Правильно, молодцы. А на какие подгруппы можно разделить эту группу животных? (Ответы детей: травоядные и хищники).

- Правильно. Разложите картинки с изображением травоядных в одну сторону, с хищниками – в другую.

Дети выполняют, проверяют правильно ли выполнено задание.

- Молодцы. И с этим заданием вы справились. Но я, бабушка-загадушка, приготовила для вас еще сложнее задание. Загадки – ребусы. Если вы разгадаете все ребусы, то мы с вами узнаем названия цветов (рогаʼʼ заяцʼʼ – роза; машинаʼʼʼ ключʼʼʼ – мак; гвозди . шлюпка – гвоздика).

Дети разгадывают ребусы, называют цветы.

- Какие из этих цветов полевые, а какие садовые? (Ответы детей).

- А вы знаете, как появляется, вырастает цветок. Сначала землю вспахивают, сажают в нее маленькое семечко, землю поливают. Проходит время, пригревает солнышко и появляется росток – два маленьких листика.

Если растение поливать, если ему тепло и светло, то оно растет и вскоре распускается цветок.

- Представьте, что вы – маленькое семечко (дети садятся на корточки, крепко обнимают колени руками и прижимают к ним голову). Полил дождик, пригрело солнышко и появился росток (дети медленно поднимаются, прижимая руки, от локтя до запястья, друг к другу, а кисти разведя в стороны). Вот растение потянулось к солнышку (дети тянут руки вверх, поднимаясь на носочки). И распустился красивый цветок (дети разводят руки в стороны).

- А сейчас присаживайтесь на стульчики. Я предлагаю вам послушать стихи и отгадать о каком времени года данное стихотворение.

Когда природа оживает?

А с юга птицы прилетают?

И солнце радостно сияет,

Лучами землю согревает.

(Ответы детей: весной).

- Почему вы так думаете?

(Ответы детей: называют признаки весны).

Когда это бывает?

(Ответы детей: летом).

- Почему вы думаете, что летом?

(Ответы детей: называют признаки лета).

Лес стоит конопат.

Стали рыжими опушки.

- Как вы думаете, какое время года описывается в этом стихотворении?

(Ответы детей: осень).

- Почему вы так решили?

(Дети называют признаки осени).

Но вот и снег кружится,

Природа спать ложится

С началом этих дней.

Укрыв ее, метели

Ей навевают сны:

- Спи, матушка, в постели

До будущей весны!

- О каком времени года это стихотворение?

- По каким признакам, описываемых в стихотворении, вы узнали, что автор говорит о зиме?

Дети подходят к столам.

- У меня на столе лежат картинки с изображением деревьев. На другом столе лежат картинки с изображением листьев с этих деревьев. Вам нужно взять любую картинку листика и найти картинку дерева, с которого упал этот лист.

Дети выполняют задание, помогают друг другу, смотрят кто правильно или не правильно выполняет задание.

- А теперь давайте назовем те деревья, которые у вас в руках.

Дети называют дерево, все вместе проверяем правильно ли ребенок выполнил задание.

Дети садятся на стульчики.

Читайте также: