Ильинич физическая культура студента конспект

Обновлено: 02.07.2024

Физическая культура в структуре профессионального образования.
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

1.2.1. физическая культура студента

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

* физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного, развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

* дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

* долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

* соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

* подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

* спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

* процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

* игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

* комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физ-культурно-спортивной деятельности, которые связаны:

* с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

* с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

« с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение — это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть/быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях фнзкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять И более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение..

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

доцент ВА. Масляков (гл. 6); доцент В.Г. Щербаков (гл. 1).

Ф50 Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

ISBN 5-8297-0010-7 (в пер.)

Для студентов высших учебных заведений, будет полезна учащимся средних специальных учебных заведений, колледжей, лицеев.

ISBN 5-8297-0010-7 © Коллектив авторов, 1999

Предисловие

В требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемых к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, указано, что в области физической культуры будущий бакалавр должен:

• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

• владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

• приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.

Учебник включает 11 глав соответственно предусмотренным программой обязательным темам лекционных занятий. В конце каждой главы даны контрольные вопросы.

Отдельные главы настоящего учебника полностью отражают тематику теоретического раздела программы и распределены соответственно по годам обучения. Вопросы социального, биологического, физиологического и психологического характера требуют некоторого смыслового повторения отдельных положений теоретического раздела при изложении конкретных вопросов физической культуры и спорта. Авторы и редакторы сознательно допускают такие повторения, чтобы акцентировать внимание студентов на наиболее важных положениях теории физической культуры и спорта. В связи с тем что лекционный курс осваивается в течение нескольких семестров, эти смысловые повторения в тексте сделаны и для того, чтобы не отсылать студентов к ранее прослушанным темам. В оглавлении подробно представлена рубрикация каждой главы, что позволяет оперативно найти в учебнике интересующую тему, ее разделы и подразделы.

Перед авторским коллективом стояла задача: с одной стороны, не усложнять текст, адресованный студентам нефизкультурных вузов, с другой — не впасть в упрощенчество. Полностью решить эту проблему не удалось: например, студентам медико-биологических или педагогических факультетов некоторые разделы покажутся облегченными, а студентам инженерных вузов излишне сложными. Задача лекторов — сгладить этот недостаток, оптимизируя содержание в зависимости от конкретной аудитории.

Обращаем внимание читателей-студентов на понятийный аппарат учебника — физкультурно-спортивные термины. Они широко используются в системе современных знаний о человеке. Знание терминов по теории и методике физической культуры и спорта, по смежным научным и учебным дисциплинам (педагогике, психологии, гигиене, биологии, биохимии, спортивной медицине и др.) необходимо ныне каждому образованному человеку. Кроме того, правильное их употребление упрощает процесс обучения и спортивной тренировки на всех уровнях, так как облегчает двустороннюю связь преподаватель—студент, тренер—спортсмен. Основные понятия и определения представлены в заключительной части учебника.

2 В издании на современном уровне излагаются понятия о физической культуре и спорте в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, об эстетике физической культуры и спорта, о биологических, физиологических и социальных основах этой дисциплины. Большое внимание уделяется здоровому образу жизни, подчеркивается значение физической культуры в обеспечении здоровья и регулировании работоспособности студентов с учетом психофизиологических основ их учебного труда и будущей профессиональной деятельности. Данное издание полностью соответствует примерной учебной программе и конкретно адресовано студентам вузов. 2 / 14

3 Ильинский, И. М. Образование, молодежь, человек : статьи, интервью, выступления / И. М. Ильинский. - М. : Издательство Московского гумани-тарного университета, с. 3 / 14

4 В сборник вошли статьи, интервью в газетах и журналах, доклады и выступления на научных конференциях видного российского ученого и организатора образования ректора Московского гуманитарного университета профессора Игоря Михайловича Ильинского. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами молодежи и высшего образования в современной России. Левикова С. И. Молодежная культура / С. И. Левикова. - М. : Вузовская книга, с. 4 / 14

6 Первая книга Мы - сограждане посвящена теме социальной ответственности школы; автор видит миссию современной российской школы в становлении и развитии правовой культуры в обществе. Вторая книга Старшеклассникам о праве и правах человека адресована всем, кто стремится к самообразованию и чувствует потребность понять, что такое права человека как общественная ценность. Третья и четвертая книги Учимся договариваться и Учимся принимать решения - апробированные курсы для начальной школы, построенные на основе ценностей толерантности, уважения человеческого достоинства и предваряющие собственно гражданско-правовое образование в средней школе. Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я. М. Нейматов. - М. : Алгоритм, с. 6 / 14

7 В книге проанализирован и обобщен богатейший отечественный и зарубежный опыт развития системы образования, предложены новая концепция и оптимальные пути совершенствования образовательного пространства государств-участников СНГ. В монографии показано, как возрастает значение образования в современном мире, ставшего в настоящее время важнейшим фактором формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Книга адресована в первую очередь ученым, педагогам, политикам и управленческим кадрам, работающим в сфере образования. Кроме того, она может вызвать несомненный интерес и у широкого круга читателей. Основы работы с молодежью: учебное пособие / под ред. Т. Э. Петровой. - М. : Альфа-М, с. : ил. 7 / 14

13 Книга содержит систематизированные знания по социологии молодежи - о социализации личности и социальных групп в условиях социальной трансформации, а также о формах отклоняющегося поведения и угрозах, которые они представляют для человека и общества. Авторы помогают осознать связь между позитивными компонентами социальной трансформации и деформирующими воздействиями на личность и социальные группы со стороны деструктивных, асоциальных элементов и процессов, сопровождающих трансформацию российского общества. Разработанный в соответствии с государственным образовательным стандартом учебник рассчитан на студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также на широкую читательскую аудиторию, интересующуюся проблемами современного российского общества. Чупров, В. И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М. : Academia, с. - (Монографические исследования: социология). 13 / 14

14 Книга посвящена теоретическим и прикладным проблемам социологического изучения молодежного экстремизма. На основе методологии целостного подхода к исследованию данного социального явления рассматриваются его природа и сущность, причины возникновения и социальная база распространения, направленность и формы самоорганизации, мотивы участия молодежи в движениях различной направленности, типология сетевых структур молодежных движений. На базе социологических исследований анализируются факторы, влияющие на эскалацию экстремистских проявлений и эффективность мер по их профилактике. В книге содержатся методика и инструментарий социологического исследования молодежного экстремизма. Рекомендована для ученых, аспирантов, студентов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Может быть использована в качестве учебного пособия по социологии, социологии молодежи, социологии девиантного поведения. 14 / 14

Читайте также: