Лексическое значение слова 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Слово – основная единица языка и речи, которая служит для называния предметов, лиц, действий, признаков, количеств и отношений между ними.

Лексика – словарный состав языка.

Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.

Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 42 – 44.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 - 65.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Каждый день люди используют слова, чтобы с их помощью передать свои мысли, желания, просьбы близким, друзьям, коллегам. Слово является средством общения между людьми, средством взаимопонимания и связи. Всему что нас окружает, что мы чувствуем, о чём мечтаем дано название. Главное в слове – лексическое значение. Лексическое значение это то, что слово обозначает. Вот, например, озеро - естественный водоем с пресной или соленой водой, не являющийся частью мирового океана. А цыплёнок – это птенец курицы. Все слова, которые есть в русском языке, образуют его словарный запас, или лексику. Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Нужно заглянуть в толковые словари. Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова. Словари бывают большие и маленькие. В обычном школьном толковом словаре около шести тысяч слов. Самый большой словарь русского языка состоит из семнадцати томов, в нём даётся толкование больше ста двадцати тысяч четырёхсот восьмидесяти слов.

Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова. Лексика – это словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они разные. Большинство слов имеют лексическое значение. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Лексическое значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык

Тип урока : урок новых знаний

Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты :

Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки) для самооценки, презентация

I. Мотивирование к учебной деятельности .

1. Организационный момент

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох

2. Психологический настрой .

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.

-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.

II. Чистописание

- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)

- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)

- Напишите каллиграфически те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.

(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)

- Какая орфограмма нам известна с этими буквами?

Ча ча Чу чу Ща ща щу щу

-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.

III. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка .

Посмотрите на доску. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.

- Составьте предложение из слов, запишите его.

– Найти знакомые орфограммы (лежит-ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.

- Найдите и подчеркните главные члены предложения.

IV. Постановка учебной задачи

А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.

- У вас на столах лежит карточка под №1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить знакомить детей с понятием лексическое значение слова.

Формирование универсальных учебных действий на уроках:

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Познавательные:

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока:

Организационный момент

Повторяем за мной:

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу,

Все красиво напишу!

- Проверьте готовность к уроку. Начнем наш урок с тренажера.

Актуализация знаний

На доске предложение:

Я пишу.

- Какое предложение записано? (Нераспространенное)

- Дополните его, чтобы оно стало распространенным (Дети предлагают свои варианты, одно предложение записывают.)

- Найдите и подчеркните основу предложения.

- Выпишите две пары слов: подлежащее с второстепенным членом и сказуемое с второстепенным членом.

Словарная работа

Первый слог — первый слог в слове яма. (Я.)

Второй слог — первый слог в слове город. (ГО.)

Третий слог — четвертый слог в слове огороды. (ДЫ.)

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

Ягода

Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа

На доске запись:

Флора саванн приспособлена к сухому климату.

- Кто понял, о чем говорится в предложении?

- Почему вы не поняли? (Мы не знаем значения всех слов.)

- Что такое флора? (Растительность.)

- Кто знает, что такое саванны? (Обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками.)

- Что такое климат? (Погода, преобладающая в какой-либо местности.)

- Понятен ли сейчас смысл предложения? (Да. Значение всех слов знаем.)

- Что нужно делать, если лексическое значение слова вы не знаете? (Обратиться к взрослым —родителям, учителю и т.д.)

- А еще можно обратиться к словарю, который называется толковым. В нем объясняется значение многих слов. (Учитель показывает словарь.)

Работа по теме урока

Упр. 53 (с. 45).

- Прочитайте текст.

- Как вы думаете, что обозначают выделенные слова.

Прочитайте, что обозначают выделенные слова. (Болото — водоем с застоявшейся водой, почвой на поверхности воды. Клюква — болотная кислая ягода. Мох — невысокое растение, образующее сплошной покров. Моховая подушка — небольшое мягкое возвышение из мха.)

- Спишите два первых предложения, подчеркните основы. (Основы: клюква поспела, ягоды лежат.)

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске.)

Упр. 54 (с. 45).

- Прочитайте слово. Что представили, прочитав это слово?

- Почему получились разные представления? (Ягоды бывают разные.)

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Что такое ягода? (Общее название плодов многих растений.)

- Скажите общие названия для слов тарелка, автомобиль, акула. (Посуда, транспорт, рыба.)

- Составьте предложение со словом ягода. (Учащиеся предлагают свои варианты.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока.

Упр. 55 (с. 46).

- Прочитайте слова. Значение какого слова вам непонятно?

- Будут ли все рисунки к ним одинаковыми? (Нет, у этих слов разное значение.)

- Самостоятельно составьте предложение с любым словом и запишите его. Подчеркните основу.

- Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.

Упр. 56 (с. 46).

- Слова нужно распределить в четыре столбика. Давайте прочитаем эти слова то цепочке. Ребята, какое общее название для первой группы? (насекомые). Записываем слова в эту группу. Какие слова у Вас получились в первой группе?

- Какое общее название для второй группы? (птицы). Записываем слова в эту группу. Какие слова у Вас получились во второй группе?

- Какое общее название для третьей группы? (звери). Записываем слова в эту группу. Какие слова у Вас получились в третьей группе?

- Какое общее название для четвертой группы? (рыбы). Записываем слова в эту группу. Какие слова у Вас получились в четвертой группе?

Ответ. Насекомые: жук, бабочка, комар. Птицы: голубь, скворец, дрозд. Звери: заяц, носорог, медведь. Рыбы: ерш, карась.

7. Рефлексия


8. Подведение итогов урока

- Что такое лексическое значение? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Для чего нужно знать лексическое значение слов?

- Кто запомнил, где можно узнать значение непонятных слов? (В толковом словаре или спросить у взрослых.)

Цель урока: способствовать созданию условий для формирования понятия "лексическое значение слова".

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с новым разделом курса - лексикой;
  • повторить схематическое обозначение слова;
  • ввести понятие "лексическое значение слова";

2. Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать самооценку и коммуникативные навыки;

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог;

4. Коррекционные:

  • развивать ориентировку в малом пространстве;
  • развитие наглядно - образного мышления, переключения внимания;
  • развивать умение конструировать из части целое и выделять из целого части.
  • развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.

Оборудование:

1. Демонстрационный материал:

  • конверты с заданием от Акошиба;
  • схемы обозначения слова;
  • образец определения правильного значения слова (алгоритм);
  • конверты с домашним заданием.

2. Карточки для индивидуальной работы:

  • карточки с заданием от Акошиба;
  • карточки с заданием для игры "Лабиринт" для введения нового понятия;
  • задания и планы работы для групповой работы";
  • карточки с домашним заданием.
  • фрагмент № 1 для физкультминутки;
  • фрагмент №2 для зрительной гимнастики;
  • фрагмент № 3 для работы в группах

Аудиозапись с голосом ребёнка.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся познакомятся с понятием "лексика", "лексическое значение слова", научатся правильно определять значение слова, опознавать слова по его лексическому значению.

I. Организационный момент (музыкальное сопровождение)

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок,
Урок родного языка.
Мы рады этому.
Наша память крепка.
Внимание наше растёт.
Мы готовы работать.

- Сегодня на уроке у нас много гостей.

- Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам русского языка.

II. Актуализация новых знаний

(звучит весёлая музыка)

(Письмо детям от Акошиб лежит на парте у ученика.)

Д. - У меня на парте письмо от Акошиба.

У. - Хотите прочитать это письмо?

- Кто желает его прочитать?

(Дети вскрывают письмо и читают задание.)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Ваш Акошиб.

Задание для вас:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

(В конверте лежат карточки с заданием, на белом фоне для каждого ученика).

Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на местах.

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

III. Открытие новых знаний

1. Постановка проблемного вопроса

У. - Какое слово у вас получилось?

Д. - Это слово "лексика".

(На доске у учителя карточка со словом "лексика").

У.- Что означает это слово?

Д. - (ответы детей)

У. - Какой вопрос возникает?

Что такое лексика?

(Вопрос учащихся фиксируется на доске)

2. Введение нового понятия

У. - А где мы можем узнать , что такое "лексика"?

Д. - Мы можем узнать из нашего помошника - учебника.

У. - Прочитайте информацию в учебнике на странице 5 в разделе "Обрати внимание".

(Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)

У. - Что вы узнали из прочитанного?

Д. - Что новый раздел учебника называется "лексика".

- В этом разделе мы будем изучать слово и его значение.

- Мы узнаем историю появления слов в нашем языке.

- Мы узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми.

У. - Ребята! Я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт".

(У детей на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные дорожки .)

У. - У вас на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно рассмотрите рисунок.

У. - Выполните задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.

(Дети выполняют задание).

У. - Какое слово получилось?

Д. - Получилось слово "Слово".

У.- Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Какова тема урока?

Д. - Разговор пойдёт о слове.

У. - Тема сегодняшнего урока "Слово и его значение".

(На доске вывешивается плакат с темой урока)

Слово и его значение.

У. - Рассмотрите схемы.

У. - Какую из предложенных схем вы выберите для характеристики слова. Объясните свой выбор.

(На доске находятся схемы)

Д. - (Дети выбирают схему под № 3: "Слово состоит из звуков и имеет значение").

IV. Первичное закрепление

У. - Совсем недавно в школе проходила олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов.

У. - Послушайте, что получилось.

(Дети слушают аудиозапись с объяснениями Феди.)

Ложка - то, чем едят суп.

Садовод - дядя, который водит детей в садик.

Зима - время года, когда идёт снег.

Перчатки - то, что делает еду острой.

У. - Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди?

Д. - Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.

У. - А какое объяснение значения данных слов дали бы вы?

Садовод - специалист по садоводству, человек, который разводит сады.

Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.

У. - Почему ошибся Федя?

Д. - Федя не знал значение этих слов.

У. - А где можно уточнить значение слов?

Д. - Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожигова.

(Учитель демонстрирует Толковый словарь детям).

У. - Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём?

Д. - Какой он формы?

- Из чего он сделан?

-Для чего нужен этот предмет?

У. - Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.

АЛГОРИТМ РАССКАЗА О ПРЕДМЕТЕ:

(Алгоритм рассказа о предмете вывешивается на доску)

У. - Этот алгоритм пригодится вам в дальнейшей работе.

V. Физкультминутка (Музыкальное сопровождение)

2. Самостоятельная работа в группах

(На протяжении всей работы в группах звучит тихая музыка.)

У. - Предлагаю закрепить полученные знания.

Для этого организуем работу в группах.

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:

- прочитает задание для группы;

- определит, кто из участников группы представит отчёт ;

- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

У. - Внимание, группы! Вам нужно:

1. Взять файл с заданием на парте.

2. Прочитать задание.

3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).

4. Вывесить выполненное задание на доску.

5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

Вам дана таблица.

1.Соедините значение и слово.

2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.

3. Возьмите клей-карандаш.

4. Приклей карточку со словом рядом с его значением.

5. Прочитайте, что у вас получилось.

6. Сформулируйте вывод.

7. Вывесите результат работы на доску.

8. Устно приготовьте отчёт по плану.

Начинающий стареть,
немолодой - (какой?).

Любящий трудиться,
усердный - (какой?). .

Жить некоторое время у
кого-нибудь в гостях -
(что делать?).

Перевёртываться через
голову - (что делать?).

Карточки со словами

План отчёта группы № 1

1. Наша группа соединила карточки со словами

с их лексическим значением.

2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).

3. Мы сформулировали вывод:

По значению можно________________________________.

1. Прочитайте текст.

2. Придумайте заголовок к данному тексту.

3. Замените рисунки словами (запишите их в скобках).

4. Объясните значение слов в скобках по алгоритму.

5. Вывесите результат работы на доску.

6. Устно приготовьте отчёт по плану.

_____________________

У Юли был день рождения. К ней пришли гости Валя и Дима. Девочке подарили (______________) и

(_____________). Ребята стали играть в

(______________) и отгадывать загадки.

План отчёта группы № 2

1. Мы прочитали текст, заменив рисунки словами.

2. Мы придумали заголовок к этому тексту:________________________.

3. Мы объяснили значение данных слов по алгоритму (устно):

___________ - это_________________________________,
_________________________________________________.

(альбом, пирамида, мяч)

1. Соберите картину из пазлов.

2. Возьмите клей - карандаш.

3. Приклейте на картон собранную картину.

4. Внимательно рассмотрите её.

5. Найдите ошибки художника.

6. Объясните, какие ошибки допустил художник (устно).

7. Объясните лексическое значение слов, обозначающих предметы, в изображении которых допустил ошибки художник.

План отчёта группы № 3

1. Наша группа составила картину из пазлов.

2. Внимательно рассмотрев её, мы нашли ошибки художника (устно объяснить).

3. Мы объяснили значение слов по алгоритму:

Ошибки, допущенные художником:

1. На голове у мальчика кастрюля.

4. У велосипеда квадратные колёса.

3. Отчёт каждой группы

У. - Выслушаем отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы внимательно слушают и по необходимости сигнализируют сигнальными карточками о правильности выполнения работы).

VI. Итог урока

У. Вернёмся к началу урока.

- На какой вопрос мы должны были ответить ?

Д. - Что такое "лексика"?

У. - Сможете ли вы сейчас сказать, что такое "лексика"?

Д. - "Лексика" - это раздел русского языка, который изучает слово и его значение.

У. - Что вам показалось особенно интересным?

Д. - (Составлять из букв слово, отгадывать слово, работать с пазлами, определять значение разных слов и т. д.)

VII. Домашнее задание

У. - Очень хочется закончить урок на весёлой нотке. Предлагаю дома поработать над стихотворением Н. Кончаловской "ФАНТАЗИРОВАНИЕ.

(Ученик читает стихотворение и задание к нему вслух)

Прочитайте стихотворение. Определите лексическое значение выделенных слов по алгоритму.

ФАНТАЗИРОВАНИЕ.

Жил один садовод.
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена -
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал ,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.

Показал садовод,
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редесвёкла, чеслук и репуста .

(Н. Кончаловская)

VIII. Рефлексия урока (самооценка учащимися деятельности на уроке)

"Волшебная лестница знаний"

У. Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по "Волшебной лестнице знаний".

  • красный цвет, если испытываете затруднение;
  • жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике;
  • зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

У. - Вы все , ребята, очень хорошо работали на уроке. Благодарю вас за урок. Спасибо!

Читайте также: