Конспект урока настоящее время глагола 7 класс
Обновлено: 05.07.2024
Данный урок - третий по теме "Время глагола". на предыдущих уроках обучающиеся учились определять время глагола, соотносить действие с моментом речи. Цель данного урока - учить образованию временных форм. Урок построен на основе деятельностного подхода, метапредметного подхода.Содержание заданий, предлагаемых обучающимся подобрано в соответствии с темой: "Книга и бережное отношение к ней". Для оценки результатов каждого ученика на уроке используется карта формирующего оценивания ЗИУ (знаю, интересуюсь, узнал)
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obrazovanie_vremennyh_form_glagola.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Образование временных форм глагола
Тип урока: открытия нового знания (типология по СДП)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
создавать условия для осознания и закрепления учащимися знаний о времени глагола, умения образовывать его временные формы;
Создавать условия для:
- формирования познавательных УУД: - общеучебных: формулирование познавательной цели, моделирование при работе с правилами, поиск учебной информации при работе со словарным словом, - логических: анализ и синтез при работе с текстом, умение рассуждать; рефлексии деятельности через работу с картой ЗИУ ;
- формирования коммуникативных УУД через составление устных высказываний, работу по составлению памяток бережного отношения к книге в парах;
- формирования регулятивных УУД: осуществление самоконтроля, коррекции и оценки своей деятельности
- формирование личностных УУД и социальной компетентности через оценивание содержания исходя из социальных ценностей
Создавать условия для коррекции пространственной ориентировки, произвольного внимания, мыслительных операций
Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к книге
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карта формирующего оценивания ЗИУ для каждого ученика, карточки для индивидуальной и групповой работы, динамическая таблица, толковые словари
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- включение нового знания в систему знаний
- Итог урока, рефлексия
Проверка готовности учащихся к уроку
- сядут самые тихие, только девочки, тёмноволосые мальчики…
- Прочитайте слова в столбике, догадайтесь, что обозначает буква или цифра рядом с каждым словом, поставьте вместо вопроса подходящую букву или цифру. Объясните выбор
Липнуть - ? текут – н радуется -1
Липучка – с раскрасят – б конура - ?
Липкий – п тушили - ? карамель -2
(г –глагол) (п- прош. в.) (3 – ра 3 слог)
2) Работа по карте ЗИУ
- Какую часть речи мы изучаем?
- Давайте вспомним, что мы с вами знаем о глаголе.
- Прочитайте высказывания и найдите ошибки:
- Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: кто?, что?
- Глаголы изменяются по временам.
- Глагол настоящего времени отвечает на вопросы: что делал?, что сделал?
- Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: что сделает?, что сделают?
- Какие ошибки вы обнаружили? Прочитайте высказывание верно
3) Словарная работа.
- Выберите из данных слов глаголы ( Липнуть, текут, раскрасят, тушили, радуется)
- Из двух первых букв выбранных глаголов составьте новое словарное слово (литература)
- Запишите словарное слово в тетрадь по слогам, затем целиком, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные
уч-ся по одному работают на ИД , используя множеств. улиты
уч-ся сам-но отмечают ошибки на картах
проверка по слайду (триггер)
работа в тетрадях
- Найдите значение этого слова в толковых словарях
- Обобщение по слайду:
Литературой можно назвать школьный предмет, книги , любые печатные издания. Одним словом, литература – это все научные и художественные произведения.
4) Работа с правилом
- Скажите, чему мы учились на прошлых уроках? ( определять время глагола )
- Сегодня на уроке нам понадобятся изученные правила, поэтому давайте восстановим их:
Ученик от 2 ряда определит последовательность действий при определении времени глагола :
- Найти _________
- Поставить вопрос от ---------- к =======
- По вопросу определить время глагола
5) Работа с пословицами .
- ……. читаешь, как на крыльях летаешь (2)
- Кто много ……. читал, тот много узнал (1)
- …… поможет в труде, выручит в беде (4)
- Береги …. – она помогает людям жить (3)
- Объясните смысл первой пословицы
- Запишите предложения в тетрадь в порядке следования времени глагола, время обозначьте
- Прочитайте, что получилось
работа с толковыми словарями
открыв. по щелчку
самост. р. в тетрадях
- Найдите в предложениях пары глаголов.
(Читал – читаешь, помогает - поможет )
( один и тот же, но в разном времени )
- Как вы думаете можно ли образовать глагол … времени?
2) Определение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы будем говорить об образовании глаголов
- Прочитайте на карте начало вопроса, на который нам нужно ответить и продолжите его ( Как образовать от одного глагола другие глаголы разного времени?)
- Поставьте для себя цель ( учиться образовывать от одного глагола другие глаголы разного времени)
- Скажите, получилось ли у нас образовать форму настоящего, прошедшего и будущего времени одного и того же глагола?
- Как мы это сделали ?
- Можем ли ответить на поставленный в карте вопрос?
- Что необходимо уметь для того, чтобы образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?
- На доске записаны глаголы в прошедшем, настоящем, будущем времени. С помощью вопросов образуйте недостающие формы глаголов:
по одному на доске, все в тетради
- Самостоятельная работа и самопроверка по эталону
1) Работа с текстом
- У вас на партах лежат карточки под номерами 1,2.3.
- Прочитайте текст на карточках. Соответствует ли время глаголов действительности (моменту речи)? Догадайтесь, глаголы какого времени должны быть в тексте.
Первую библиотеку на Руси создаст Ярослав Мудрый. Книги перепишут писцы. Часть книг князь положит на хранение в Софийский собор. Так появится сокровищница русской литературы.
В настоящее время существовало множество библиотек. На их полках хранились разные книги. В школьных библиотеках ребят ждала в гости детская библиотека
А что происходит с библиотекой в будущем? Книгу теснит Интернет. Через него человек получает нужные сведения. Но никакие технические средства не заменяют радости общения с книгой.
- Запишите текст, изменив время глаголов. Время обозначьте.
- Проверьте правильность выполнения задания по учебнику стр. 193 № 246
- Давайте прочитаем получившийся текст. С какой части ( с какого времени) нужно начать?
2) Рассказ учителя., беседа, мотивация
- Действительно, первые книги появились очень давно. Их писали от руки. Для написания использовали гусиные перья и чернила. Писали и переписывали книги учёные монахи. На написание одной книги иногда уходил не один год.
Рукописные книги Древней Руси – настоящее произведение искусства. Каждая глава в них начиналась и заканчивалась рисунками, а первая буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Рукописные книги были большими и тяжёлыми. Переплёт некоторых из них отделывался золотом и драгоценными камнями.. Рукописные книги стоили очень дорого и были доступны не всем. Их нельзя было выносить из библиотек, и даже приковывали к столбам железными цепями.
Печатать книги люди научились только в середине XV века.
В наше время книги доступны всем. И в мире множество библиотек, в которых хранится огромное количество книг. Но время не стоит на месте. Сейчас есть уже электронные книги, а люди всё больше обращаются за информацией к интернету
- Так может быть, действительно, Интернет в скором времени заменит книгу?
2.Работать н ад развитием л огического мыш ления и речи у чащихся.
3.Прививать любовь к русскому я зыку, воспитывать аккуратность.
Тип урока: урок з акреплений знаний,умений, навыков с вв едением нового
- Какую тему мы с вами пр оходим? /гла гол - сказуем ое/
- Какую часть речи мы называем гл аголом? /ответ учеников /
- А что такое сказуем ое и какой частью речи оно выражается ?
- На какие виды де лится глаг ол и на какие в опросы они отвечают?
- А теперь проверим, как вы усвоил и пройденную т ему.
Опережающее домашнее з адание / из каждой груп пы подгот овить
Выберите из с кобок глаголы нужн ого вида. П оставьте вопр осы к
1.Ребята на ур оках ежедневно . /выполнят ь,выполнить/ пи сьменные
работы. 2.Учен ики каждый день . ../решить, решать / задачи. 3. Ту ристы
целый день . /ос мотреть,ос матриват ь/ новую столиц у.
1.На каждом уроке ребята . /с оставит ь,составлять/ неск олько
2.Дети ежег одно . /разуч ить, разучиват ь/ новые песни о Р одине.3.Мы
ве сь урок /вы писывать, вып исать/ нов ые слова в слова ри.
Глаголы нас тоящего време ни изменяю тся по лицам и ч ислам
2 лицо - Ты игра ешь , черт ишь Вы игра ете , черт ите
3 лицо - Он/а/ игра ет , черт и т Они игра ют , черт я т
Изменение глагол ов по лицам и ч ислам называ етсяспряжением .
Выдели те корень в родс твенных словах.Доп олнить каждую группу
Разбери те по составу слова: / повторить состав сло ва /
Снег – это замё рзшая вода, а мы знаем, чт о лёд бесцвет ный. Почему
же снег белый? П ричина в т ом, что каждая снежинка состоит из
большого кол ичества ледя ных кристалликов. Но они н е гладкие,
а с гранями. О тражение свет а от граней этих криста лликов делает
Прочи тать шутку .Назовите череду ющиеся согла сные в корне сл ова
1- ой группе : /устн о/Образуйте при помощи суфф иксов
существительные от слов лес,моро з,снег, дым, с толб, камень,
Образуйте пр и помощи прист авок глаголы от слов несёт, идё т,
ведё т , зовё т, чертит, чи тает, даё т , быв ает, рисуе т.
Допишите личны е окончаниягл аголов сидеть/2 спр./,ри сова т ь/1 спр./
Поставьте д анные глаголы во 2 лице единствен ного числа и в 3 лице
множественног о числа по образц у: Ястрою,ты строишь, они стр оят.
Домашнее зад ание.Упр.5,6 с тр.119/письменно /,упр.7с тр.119 - 120/устно/
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
В данном конспекте урока даются упражнения и задания по обобщению темы "Глагол". Учащиеся доложны применить полученные знания по теме.
Цель: повторить и обобщить знания о глаголе, показать знания учащихся по теме;
-развивать логику, мышление, творческие способности;
-воспитывать любовь и уважение к Родине, к родной земле;
Оборудование: дерево знаний, кубик, презентация по теме
Орг. момент. Приветствие
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня солнечный замечательный день, солнце улыбается нам, давайте мы тоже улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, мне тоже, и я вам желаю активной творческой работы на уроке и положительных эмоций.
- А теперь послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … ! /стихотворение на слайде/
И так тема нашего сегодняшнего урока -/ответы учащихся/ Глагол
Постановка цели
А цель нашего урока: обобщить и показать знания о глаголе, полученные ранее в 5-6 классах , уметь применять их на практике т.е. на сегодняшнем уроке. Откройте тетради и запишите тему урока /на слайде число и тема урока/
Введение в тему
У: - Ребята, глагол называют необыкновенной частью речи. Как вы думаете почему? /ответы детей: без глагола все стоит на одном месте, не можем объясниться … без глагола ничего в мире не могло бы существовать и развиваться./
Послушайте интересные факты о глаголе. Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. По частоте глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500
Вот что говорят известные люди об этой части речи. /на слайде/
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.
Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола –
выражать само действие.
Повар -…, врач - …. учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, ветер - …, трава - . дождь - …, огонь - …, солнце - . вода - ..
Что мы использовали в своих ответах? /Глаголы/
У: И так начинаем теоретический или устный тур
Сейчас я буду задавать вопросы каждой команде.
Первый вопрос команде …….
Что такое глагол? Что он обозначает?
Что такое неопределенная форма глагола? Какие суффиксы имеют глагол в неопр. форме? /2-команде/
Что такое вид глагола? Что он обозначает? /1к./
Что обозначают временные формы глагола? /2к./
Как изменяются глаголы в настоящем времени? /1 к./
Как изменяются глаголы в прошедшем времени? /2к./
Как изменяются глаголы будущего времени? \1к.\
Что называется спряжением глаголов? /2/
Сколько спряжений имеет глагол? /1/
Какую основную синтаксическую функцию выполняют глагол в предложении? /2/
Молодцы! Таким образом, мы вспомнили все, что мы знаем о глаголе.
- Перед вами слово Казахстан /на слайде/ Какие ассоциации вызывает у вас это слово? /Родина, независимость, согласие, мир, общий дом, республика/
У нас тоже есть ассоциации к этому слову
/На экране появляются слова -ассоциации
Ребята, как вы думаете, почему мы взяли это слово?
У: -Потому что , приближается день рождения нашего независимого государства.
Родина – как много в этом слове: перед нашим мысленным взором сразу возникает огромная страна, населенная добрым и мудрым народом. Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы, освоить, защитить её от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Сейчас Казахстан – страна больших возможностей. Её развитие идёт большими темпами. Мы гордимся прошлым нашей страны, посвятим жизнь её настоящему во имя нашего общего будущего. Поэтому сегодня работа с текстом, составление предложений, слова будут связаны с этой лексической темой.
- А сейчас послушайте стихотворение о Казахстане, которого подготовила ученица к сегодняшнему уроку. /ученик читает стихотворение под муз. сопровождение /
У: - Продолжая разговор о нашей Родине, давайте прочитаем текст о Казахстане и поработаем над ним.
Работа над текстом.
Республика Казахстан находится в центральной части Евразии. Столица – город Астана. Территория республики простирается от Каспия до Алтая и от Каратау до Западно –Сибирской низменности. Общая длина границ составляет 15 тысяч километров. На западе и севере Казахстан граничит с Российской Федерацией, на юге – с Туркменией, Узбекистаном и Кыргызстаном, на востоке – с Китаем. По площади Казахстан занимает девятое место в мире.
16 декабря 1991 года казахский народ обрел свою государственную независимость.
Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых. Одной из основных отраслей сельского хозяйства является животноводство.
Природа Казахстана очень богатая и разнообразная. На его территории есть широкие степи, высокие горы, бескрайние пустыни и зелёные леса. В республике немало крупных рек и озёр. Большие площади заняты горами.
Жили на этой щедрой земле великие богатыри и акыны, искусные мастера своего дела. Весь мир хорошо знает имена Абая и Жамбыла, Чокана Валиханова, Мухтара Ауэзова, Каныша Сатпаева
Республику Казахстан признают сейчас многие страны мира. Казахстан является членом Организации Объединенных Наций и многих других международных организации.
За годы независимости республика добилась значительных успехов в своем развитии и продолжает расти.
Мы гордимся нашей республикой! /слайд/
Работа над текстом.
А сейчас определите тему и основную мысль текста /1 группа –тему, 2-группа определяют основную мысль /показать как обширна и богата, показать его место среди других государств, гордость за свое государство /
Письменный тур
1 задание. Найдите глаголы в тексте.
У: - Обращаем внимание на экран. Здесь красным и синим цветом выделены глаголы. 1 группа выписывает глаголы, выделенные красным цветом, а 2 группа –синим цветом, а затем измените их время. 1 группа –ставят глаголы в прошедшем времени, 2 группа – в будущем времени.
2 задание: на экране даны глаголы. Учащиеся должны записать их в тетрадь, подобрать видовую пару и определить спряжение.
1 группа: жить, получать, знать, трудиться
2 группа: добиться, расти, признавать, защищать/слайд/
Все хорошо справились с заданиями письменного тура. Давайте вернемся к нашему стихотворению, которое вы услышали в начале урока. /на слайде появляется стихотворение /
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … ! /стихотворение на слайде/
-Что вы заметили? /Здесь много глаголов/
-Правильно! А теперь найдите здесь все глаголы и назовите их в неопределенной форме /устно/
-Вы должны бросить кубик. А на каждой грани кубика записаны глаголы в разных временах и в неопределенной форме. /процветает, празднуем, бороться, рассказывали, защищать. трудились, любим, получил/ Какой глагол выпадет, с тем глаголом вы должны составить предложение. Команды бросают по очереди. Сначала 1 группа а затем 2 группа
Сначала слушает 1 группа
Самосвал, располагал, занимал, перевал, процветал
Крокодил, получил, жил, ЗИЛ,
Молодцы, здесь вы все внимательные!
Зажёг, флажок, дружок
обрёл, нашёл, осёл
Итог урока. Сегодня мы повторили все о глаголе, поговорили о нашей Родине, показали свои знания по теме. Молодцы!
Вот и пришло время собрать плоды с нашего дерева. Подходит 1 группа и срывает себе плод. /Помните, ребята, зеленое яблоко - 5, желтое -4, а красное яблоко –тройка, а кто не работал или считает, что не достаточно работал, может и не срывать яблоко/
У: Я тоже согласна с вашими оценками
Откройте дневники, запишите домашнее задание
В заключении я хочу всех поздравить с наступающим с днем Независимости, пожелать успехов во всем! Спасибо за урок! До свидания
Учитель русского языка и литературы Асылбекова Бакыткул Толеубековна
Цель: научить распознавать глаголы настоящего времени.
Образовательные: обобщить полученные знания о глаголе; закрепить умение определять времена глагола.
Развивающие: коррекция и развитие слухового восприятия, мышления, памяти, коррекция и развитие связной письменной речи , формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля; стимулировать активную познавательную деятельность.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, взаимопомощь.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, разноуровневые карточки (уровень повышенной сложности и уровень пониженной трудности); опорные таблицы и схемы, учебник.
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з. Фронтальный опрос.
3. Минутка чистописания.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Волков бояться – в лес не ходить.
4. Объявление темы и цели урока. Слово учителя по теме урока, направленного на повторение, закрепление, систематизацию пройденного материала и знакомство с новой темой с примерами и пр.
Сегодня мы будем находить и различать глаголы в настоящем времени. К концу урока вы должны уметь определять время глагола.
5. Работа по карточкам.
Бригадир Сергей Кузьмич Лучше всех(……. ) кладет кирпич. Знатный каменщик Кыштыма (……. ) строит школы и больницы, И дома для всех людей. Он (………?) выкладывает стену, Он (………?) укладывает в смену Три вагона кирпичей. Знатный каменщик
Работа над текстом по вопросам:
Перед какими словами стоят скобки и для чего?
На какие вопросы могут отвечать глаголы?
На какие вопросы отвечают глаголы в написанном на доске тексте?
Когда совершаются действия, которые обозначают глаголы строит укладывает выкладывает кладет ?
В ы в о д: Глаголы, которые обозначают действие, совершенное сейчас, в момент речи, называются глаголами настоящего времени и отвечают на вопросы: Глаголы, которые обозначают действие, совершенное сейчас, в момент речи, называются глаголами настоящего времени и отвечают на вопросы: что делаю? что делаю? что делаешь? что делаешь? что делает? что делает? что делаем? что делаем? что делаете? что делаете? что делают? что делают?
6. Физминутка . (упражнения для глаз) 1.Совершите 10 колебательных движений глазами справа – налево, затем слева – направо 2.Совершите 10 колебательных движений глазами вверх – вниз, вниз – вверх. 3.Совершите круговые вращательные движения глазами слева направо. 4.То же самое, но справа налево. 5.Закрыть глаза на 1 минуту.
Задание: От данных глаголов в неопределенной форме образовать глаголы настоящего времени. читать - рисовать - прыгать - болеть - поздравлять - чихать – играть – бросать – стрелять – опаздывать –
Работа с деформированным предложением (пословицей) составить пословицу Задание: составить пословицу ТРУД, А, ЛЕНЬ, КОРМИТ, ЧЕЛОВЕКА, ПОРТИТ Как вы понимаете пословицу? Вопрос: Как вы понимаете пословицу?
Дополнительное задание: На трафаретах звезд (углах) написать глаголы в настоящем времени с определенной буквой Л Р П
Читайте также: