Конспект урока настоящее время глагола 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Данный урок - третий по теме "Время глагола". на предыдущих уроках обучающиеся учились определять время глагола, соотносить действие с моментом речи. Цель данного урока - учить образованию временных форм. Урок построен на основе деятельностного подхода, метапредметного подхода.Содержание заданий, предлагаемых обучающимся подобрано в соответствии с темой: "Книга и бережное отношение к ней". Для оценки результатов каждого ученика на уроке используется карта формирующего оценивания ЗИУ (знаю, интересуюсь, узнал)

ВложениеРазмер
urok_obrazovanie_vremennyh_form_glagola.doc 92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Образование временных форм глагола

Тип урока: открытия нового знания (типология по СДП)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

создавать условия для осознания и закрепления учащимися знаний о времени глагола, умения образовывать его временные формы;

Создавать условия для:

- формирования познавательных УУД: - общеучебных: формулирование познавательной цели, моделирование при работе с правилами, поиск учебной информации при работе со словарным словом, - логических: анализ и синтез при работе с текстом, умение рассуждать; рефлексии деятельности через работу с картой ЗИУ ;

- формирования коммуникативных УУД через составление устных высказываний, работу по составлению памяток бережного отношения к книге в парах;

- формирования регулятивных УУД: осуществление самоконтроля, коррекции и оценки своей деятельности

- формирование личностных УУД и социальной компетентности через оценивание содержания исходя из социальных ценностей

Создавать условия для коррекции пространственной ориентировки, произвольного внимания, мыслительных операций

Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к книге

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карта формирующего оценивания ЗИУ для каждого ученика, карточки для индивидуальной и групповой работы, динамическая таблица, толковые словари

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  7. включение нового знания в систему знаний
  8. Итог урока, рефлексия

Проверка готовности учащихся к уроку

- сядут самые тихие, только девочки, тёмноволосые мальчики…

- Прочитайте слова в столбике, догадайтесь, что обозначает буква или цифра рядом с каждым словом, поставьте вместо вопроса подходящую букву или цифру. Объясните выбор

Липнуть - ? текут – н радуется -1

Липучка – с раскрасят – б конура - ?

Липкий – п тушили - ? карамель -2

(г –глагол) (п- прош. в.) (3 – ра 3 слог)

2) Работа по карте ЗИУ

- Какую часть речи мы изучаем?

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем о глаголе.

- Прочитайте высказывания и найдите ошибки:

  • Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: кто?, что?
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глагол настоящего времени отвечает на вопросы: что делал?, что сделал?
  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: что сделает?, что сделают?

- Какие ошибки вы обнаружили? Прочитайте высказывание верно

3) Словарная работа.

- Выберите из данных слов глаголы ( Липнуть, текут, раскрасят, тушили, радуется)

- Из двух первых букв выбранных глаголов составьте новое словарное слово (литература)

- Запишите словарное слово в тетрадь по слогам, затем целиком, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные

уч-ся по одному работают на ИД , используя множеств. улиты

уч-ся сам-но отмечают ошибки на картах

проверка по слайду (триггер)

работа в тетрадях

- Найдите значение этого слова в толковых словарях

- Обобщение по слайду:

Литературой можно назвать школьный предмет, книги , любые печатные издания. Одним словом, литература – это все научные и художественные произведения.

4) Работа с правилом

- Скажите, чему мы учились на прошлых уроках? ( определять время глагола )

- Сегодня на уроке нам понадобятся изученные правила, поэтому давайте восстановим их:

Ученик от 2 ряда определит последовательность действий при определении времени глагола :

  • Найти _________
  • Поставить вопрос от ---------- к =======
  • По вопросу определить время глагола

5) Работа с пословицами .

  • ……. читаешь, как на крыльях летаешь (2)
  • Кто много ……. читал, тот много узнал (1)
  • …… поможет в труде, выручит в беде (4)
  • Береги …. – она помогает людям жить (3)

- Объясните смысл первой пословицы

- Запишите предложения в тетрадь в порядке следования времени глагола, время обозначьте

- Прочитайте, что получилось

работа с толковыми словарями

открыв. по щелчку

самост. р. в тетрадях

- Найдите в предложениях пары глаголов.

(Читал – читаешь, помогает - поможет )

( один и тот же, но в разном времени )

- Как вы думаете можно ли образовать глагол … времени?

2) Определение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить об образовании глаголов

- Прочитайте на карте начало вопроса, на который нам нужно ответить и продолжите его ( Как образовать от одного глагола другие глаголы разного времени?)

- Поставьте для себя цель ( учиться образовывать от одного глагола другие глаголы разного времени)

- Скажите, получилось ли у нас образовать форму настоящего, прошедшего и будущего времени одного и того же глагола?

- Как мы это сделали ?

- Можем ли ответить на поставленный в карте вопрос?

- Что необходимо уметь для того, чтобы образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?

- На доске записаны глаголы в прошедшем, настоящем, будущем времени. С помощью вопросов образуйте недостающие формы глаголов:

по одному на доске, все в тетради

  1. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону

1) Работа с текстом

- У вас на партах лежат карточки под номерами 1,2.3.

- Прочитайте текст на карточках. Соответствует ли время глаголов действительности (моменту речи)? Догадайтесь, глаголы какого времени должны быть в тексте.

Первую библиотеку на Руси создаст Ярослав Мудрый. Книги перепишут писцы. Часть книг князь положит на хранение в Софийский собор. Так появится сокровищница русской литературы.

В настоящее время существовало множество библиотек. На их полках хранились разные книги. В школьных библиотеках ребят ждала в гости детская библиотека

А что происходит с библиотекой в будущем? Книгу теснит Интернет. Через него человек получает нужные сведения. Но никакие технические средства не заменяют радости общения с книгой.

- Запишите текст, изменив время глаголов. Время обозначьте.

- Проверьте правильность выполнения задания по учебнику стр. 193 № 246

- Давайте прочитаем получившийся текст. С какой части ( с какого времени) нужно начать?

2) Рассказ учителя., беседа, мотивация

- Действительно, первые книги появились очень давно. Их писали от руки. Для написания использовали гусиные перья и чернила. Писали и переписывали книги учёные монахи. На написание одной книги иногда уходил не один год.

Рукописные книги Древней Руси – настоящее произведение искусства. Каждая глава в них начиналась и заканчивалась рисунками, а первая буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Рукописные книги были большими и тяжёлыми. Переплёт некоторых из них отделывался золотом и драгоценными камнями.. Рукописные книги стоили очень дорого и были доступны не всем. Их нельзя было выносить из библиотек, и даже приковывали к столбам железными цепями.

Печатать книги люди научились только в середине XV века.

В наше время книги доступны всем. И в мире множество библиотек, в которых хранится огромное количество книг. Но время не стоит на месте. Сейчас есть уже электронные книги, а люди всё больше обращаются за информацией к интернету

- Так может быть, действительно, Интернет в скором времени заменит книгу?

2.Работать н ад развитием л огического мыш ления и речи у чащихся.

3.Прививать любовь к русскому я зыку, воспитывать аккуратность.

Тип урока: урок з акреплений знаний,умений, навыков с вв едением нового

- Какую тему мы с вами пр оходим? /гла гол - сказуем ое/

- Какую часть речи мы называем гл аголом? /ответ учеников /

- А что такое сказуем ое и какой частью речи оно выражается ?

- На какие виды де лится глаг ол и на какие в опросы они отвечают?

- А теперь проверим, как вы усвоил и пройденную т ему.

Опережающее домашнее з адание / из каждой груп пы подгот овить

Выберите из с кобок глаголы нужн ого вида. П оставьте вопр осы к

1.Ребята на ур оках ежедневно . /выполнят ь,выполнить/ пи сьменные

работы. 2.Учен ики каждый день . ../решить, решать / задачи. 3. Ту ристы

целый день . /ос мотреть,ос матриват ь/ новую столиц у.

1.На каждом уроке ребята . /с оставит ь,составлять/ неск олько

2.Дети ежег одно . /разуч ить, разучиват ь/ новые песни о Р одине.3.Мы

ве сь урок /вы писывать, вып исать/ нов ые слова в слова ри.

Глаголы нас тоящего време ни изменяю тся по лицам и ч ислам

2 лицо - Ты игра ешь , черт ишь Вы игра ете , черт ите

3 лицо - Он/а/ игра ет , черт и т Они игра ют , черт я т

Изменение глагол ов по лицам и ч ислам называ етсяспряжением .

Выдели те корень в родс твенных словах.Доп олнить каждую группу

Разбери те по составу слова: / повторить состав сло ва /

Снег – это замё рзшая вода, а мы знаем, чт о лёд бесцвет ный. Почему

же снег белый? П ричина в т ом, что каждая снежинка состоит из

большого кол ичества ледя ных кристалликов. Но они н е гладкие,

а с гранями. О тражение свет а от граней этих криста лликов делает

Прочи тать шутку .Назовите череду ющиеся согла сные в корне сл ова

1- ой группе : /устн о/Образуйте при помощи суфф иксов

существительные от слов лес,моро з,снег, дым, с толб, камень,

Образуйте пр и помощи прист авок глаголы от слов несёт, идё т,

ведё т , зовё т, чертит, чи тает, даё т , быв ает, рисуе т.

Допишите личны е окончаниягл аголов сидеть/2 спр./,ри сова т ь/1 спр./

Поставьте д анные глаголы во 2 лице единствен ного числа и в 3 лице

множественног о числа по образц у: Ястрою,ты строишь, они стр оят.

Домашнее зад ание.Упр.5,6 с тр.119/письменно /,упр.7с тр.119 - 120/устно/

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урока даются упражнения и задания по обобщению темы "Глагол". Учащиеся доложны применить полученные знания по теме.

Цель: повторить и обобщить знания о глаголе, показать знания учащихся по теме;

-развивать логику, мышление, творческие способности;

-воспитывать любовь и уважение к Родине, к родной земле;

Оборудование: дерево знаний, кубик, презентация по теме

Орг. момент. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня солнечный замечательный день, солнце улыбается нам, давайте мы тоже улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, мне тоже, и я вам желаю активной творческой работы на уроке и положительных эмоций.

- А теперь послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … ! /стихотворение на слайде/

И так тема нашего сегодняшнего урока -/ответы учащихся/ Глагол

Постановка цели

А цель нашего урока: обобщить и показать знания о глаголе, полученные ранее в 5-6 классах , уметь применять их на практике т.е. на сегодняшнем уроке. Откройте тетради и запишите тему урока /на слайде число и тема урока/

Введение в тему

У: - Ребята, глагол называют необыкновенной частью речи. Как вы думаете почему? /ответы детей: без глагола все стоит на одном месте, не можем объясниться … без глагола ничего в мире не могло бы существовать и развиваться./

Послушайте интересные факты о глаголе. Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. По частоте глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500

Вот что говорят известные люди об этой части речи. /на слайде/

Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.

Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола –
выражать само действие.

Повар -…, врач - …. учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, ветер - …, трава - . дождь - …, огонь - …, солнце - . вода - ..

Что мы использовали в своих ответах? /Глаголы/

У: И так начинаем теоретический или устный тур

Сейчас я буду задавать вопросы каждой команде.

Первый вопрос команде …….

Что такое глагол? Что он обозначает?

Что такое неопределенная форма глагола? Какие суффиксы имеют глагол в неопр. форме? /2-команде/

Что такое вид глагола? Что он обозначает? /1к./

Что обозначают временные формы глагола? /2к./

Как изменяются глаголы в настоящем времени? /1 к./

Как изменяются глаголы в прошедшем времени? /2к./

Как изменяются глаголы будущего времени? \1к.\

Что называется спряжением глаголов? /2/

Сколько спряжений имеет глагол? /1/

Какую основную синтаксическую функцию выполняют глагол в предложении? /2/

Молодцы! Таким образом, мы вспомнили все, что мы знаем о глаголе.

- Перед вами слово Казахстан /на слайде/ Какие ассоциации вызывает у вас это слово? /Родина, независимость, согласие, мир, общий дом, республика/

У нас тоже есть ассоциации к этому слову

/На экране появляются слова -ассоциации

Ребята, как вы думаете, почему мы взяли это слово?

У: -Потому что , приближается день рождения нашего независимого государства.

Родина – как много в этом слове: перед нашим мысленным взором сразу возникает огромная страна, населенная добрым и мудрым народом. Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы, освоить, защитить её от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Сейчас Казахстан – страна больших возможностей. Её развитие идёт большими темпами. Мы гордимся прошлым нашей страны, посвятим жизнь её настоящему во имя нашего общего будущего. Поэтому сегодня работа с текстом, составление предложений, слова будут связаны с этой лексической темой.

- А сейчас послушайте стихотворение о Казахстане, которого подготовила ученица к сегодняшнему уроку. /ученик читает стихотворение под муз. сопровождение /

У: - Продолжая разговор о нашей Родине, давайте прочитаем текст о Казахстане и поработаем над ним.

Работа над текстом.

Республика Казахстан находится в центральной части Евразии. Столица – город Астана. Территория республики простирается от Каспия до Алтая и от Каратау до Западно –Сибирской низменности. Общая длина границ составляет 15 тысяч километров. На западе и севере Казахстан граничит с Российской Федерацией, на юге – с Туркменией, Узбекистаном и Кыргызстаном, на востоке – с Китаем. По площади Казахстан занимает девятое место в мире.

16 декабря 1991 года казахский народ обрел свою государственную независимость.

Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых. Одной из основных отраслей сельского хозяйства является животноводство.

Природа Казахстана очень богатая и разнообразная. На его территории есть широкие степи, высокие горы, бескрайние пустыни и зелёные леса. В республике немало крупных рек и озёр. Большие площади заняты горами.

Жили на этой щедрой земле великие богатыри и акыны, искусные мастера своего дела. Весь мир хорошо знает имена Абая и Жамбыла, Чокана Валиханова, Мухтара Ауэзова, Каныша Сатпаева

Республику Казахстан признают сейчас многие страны мира. Казахстан является членом Организации Объединенных Наций и многих других международных организации.

За годы независимости республика добилась значительных успехов в своем развитии и продолжает расти.

Мы гордимся нашей республикой! /слайд/

Работа над текстом.

А сейчас определите тему и основную мысль текста /1 группа –тему, 2-группа определяют основную мысль /показать как обширна и богата, показать его место среди других государств, гордость за свое государство /

Письменный тур

1 задание. Найдите глаголы в тексте.

У: - Обращаем внимание на экран. Здесь красным и синим цветом выделены глаголы. 1 группа выписывает глаголы, выделенные красным цветом, а 2 группа –синим цветом, а затем измените их время. 1 группа –ставят глаголы в прошедшем времени, 2 группа – в будущем времени.

2 задание: на экране даны глаголы. Учащиеся должны записать их в тетрадь, подобрать видовую пару и определить спряжение.

1 группа: жить, получать, знать, трудиться

2 группа: добиться, расти, признавать, защищать/слайд/

Все хорошо справились с заданиями письменного тура. Давайте вернемся к нашему стихотворению, которое вы услышали в начале урока. /на слайде появляется стихотворение /

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … ! /стихотворение на слайде/

-Что вы заметили? /Здесь много глаголов/

-Правильно! А теперь найдите здесь все глаголы и назовите их в неопределенной форме /устно/

-Вы должны бросить кубик. А на каждой грани кубика записаны глаголы в разных временах и в неопределенной форме. /процветает, празднуем, бороться, рассказывали, защищать. трудились, любим, получил/ Какой глагол выпадет, с тем глаголом вы должны составить предложение. Команды бросают по очереди. Сначала 1 группа а затем 2 группа

Сначала слушает 1 группа

Самосвал, располагал, занимал, перевал, процветал

Крокодил, получил, жил, ЗИЛ,

Молодцы, здесь вы все внимательные!

Зажёг, флажок, дружок

обрёл, нашёл, осёл

Итог урока. Сегодня мы повторили все о глаголе, поговорили о нашей Родине, показали свои знания по теме. Молодцы!

Вот и пришло время собрать плоды с нашего дерева. Подходит 1 группа и срывает себе плод. /Помните, ребята, зеленое яблоко - 5, желтое -4, а красное яблоко –тройка, а кто не работал или считает, что не достаточно работал, может и не срывать яблоко/

У: Я тоже согласна с вашими оценками

Откройте дневники, запишите домашнее задание

В заключении я хочу всех поздравить с наступающим с днем Независимости, пожелать успехов во всем! Спасибо за урок! До свидания

Учитель русского языка и литературы Асылбекова Бакыткул Толеубековна

Конспект урока русского языка в 7 классе (коррекционная школа VIII вида).Урок 94. Глаголы настоящего времени.

Цель: научить распознавать глаголы настоящего времени.

Образовательные: обобщить полученные знания о глаголе; закрепить умение определять времена глагола.

Развивающие: коррекция и развитие слухового восприятия, мышления, памяти, коррекция и развитие связной письменной речи , формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля; стимулировать активную познавательную деятельность.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, взаимопомощь.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, разноуровневые карточки (уровень повышенной сложности и уровень пониженной трудности); опорные таблицы и схемы, учебник.

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з. Фронтальный опрос.

3. Минутка чистописания.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Волков бояться – в лес не ходить.

4. Объявление темы и цели урока. Слово учителя по теме урока, направленного на повторение, закрепление, систематизацию пройденного материала и знакомство с новой темой с примерами и пр.

Сегодня мы будем находить и различать глаголы в настоящем времени. К концу урока вы должны уметь определять время глагола.

5. Работа по карточкам.

Бригадир Сергей Кузьмич Лучше всех(……. ) кладет кирпич. Знатный каменщик Кыштыма (……. ) строит школы и больницы, И дома для всех людей. Он (………?) выкладывает стену, Он (………?) укладывает в смену Три вагона кирпичей. Знатный каменщик
Работа над текстом по вопросам:

Перед какими словами стоят скобки и для чего?

На какие вопросы могут отвечать глаголы?

На какие вопросы отвечают глаголы в написанном на доске тексте?
Когда совершаются действия, которые обозначают глаголы строит укладывает выкладывает кладет ?

В ы в о д: Глаголы, которые обозначают действие, совершенное сейчас, в момент речи, называются глаголами настоящего времени и отвечают на вопросы: Глаголы, которые обозначают действие, совершенное сейчас, в момент речи, называются глаголами настоящего времени и отвечают на вопросы: что делаю? что делаю? что делаешь? что делаешь? что делает? что делает? что делаем? что делаем? что делаете? что делаете? что делают? что делают?

6. Физминутка . (упражнения для глаз) 1.Совершите 10 колебательных движений глазами справа – налево, затем слева – направо 2.Совершите 10 колебательных движений глазами вверх – вниз, вниз – вверх. 3.Совершите круговые вращательные движения глазами слева направо. 4.То же самое, но справа налево. 5.Закрыть глаза на 1 минуту.
Задание: От данных глаголов в неопределенной форме образовать глаголы настоящего времени. читать - рисовать - прыгать - болеть - поздравлять - чихать – играть – бросать – стрелять – опаздывать –

Работа с деформированным предложением (пословицей) составить пословицу Задание: составить пословицу ТРУД, А, ЛЕНЬ, КОРМИТ, ЧЕЛОВЕКА, ПОРТИТ Как вы понимаете пословицу? Вопрос: Как вы понимаете пословицу?

Дополнительное задание: На трафаретах звезд (углах) написать глаголы в настоящем времени с определенной буквой Л Р П

Читайте также: