Конспект человек в философии

Обновлено: 07.07.2024

Лекция № 14. Общие понятия о человеке

Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос).

Средневековая философия рассматривала человека как составную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром – свободной волей, одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, свободу, достоинство, могущество разума.

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его собственный разум, человек стал познающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека.

Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной природной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными условиями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.

Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 14. Общие понятия о человеке

Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос).

Средневековая философия рассматривала человека как составную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром — свободной волей, одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, свободу, достоинство, могущество разума.

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его собственный разум, человек стал познающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека.

Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной природной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными условиями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.

Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Человек как предмет философии.

Человек - субъект развития материальной и духовной культуры на Земле (представитель вида homo sapiens), связан с другими формами жизни, обладает членораздельной речью, сознанием и мышлением. Понятие человек является основным в таких философских направлениях как экзистенциализм и философская антропология.

Антропоцентризм - характеристика философского учения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Антропологизм (греч. anthropos - человек и logos - учение, слово) - в материализме взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам. Направлен против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела.

Антропоморфизм (греч. anthropos - человек и morphe) - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т.п.). Антропоморфизм связан с анимизмом, тотемизмом и присущ большинству современных религий.

Субстрат (лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение) - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие "сущность" важно для всякой философской системы.

Сознание - это форма внутренней активности субъекта и его ориентации в мире и в самом себе, когда он отражает мир и когда его действия строятся, исходя из объективного смысла решаемой жизненной задачи или предполагаемых личных и общественных последствий.

Самосознание - это слово обозначает различные, хотя и тесно связанные между собой явления: самоконтролирующую функцию сознания, а также самопознание, самоисследование.

Знание - удостоверенное практикой отражение действительности.

Рассудок - житейское расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую пользу.

Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое сознание, оперирующее широкими обобщениями.

Мудрость - это личностная характеристика, предполагающая способность применять знания в жизни и вести себя благоразумно, с достоинством и предусмотрительностью.

Мышление - это организованный поисковый процесс, отличительной особенностью которого является постановка и решение проблем.

Философская антропология - это современная философская школа, которая сочетает в себе научное и ценностное видение проблем человека. Оформилось в 20 веке (основные представители - М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер, П.Ландсберг и др.). Согласно философской антропологии ее задача ответить на вопрос "Что такое человек?". Она выдвигает программу познания человека во всей его полноте. Основатель этой школы немецкий философ М.Шелер 59 (1874-1928) говорил, что философская антропология это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а так же о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей".

Представители философской антропологии анализируя "субстрат" и "сущность" человека сводят субстратную сторону к сущностной и наоборот, сущностную - к субстратной. При этом выделяются биологическая и функционалистская ветви философской антропологии. Биологическая интерпретация подменяет понятие человеческой сущности понятием естественного субстрата(натурализм и биологизм).

Функционалистская интепретация говорит об отчужденности человека в системе социальных отношений. Эти проблемы рассматриваются в таких философских дисциплинах как "культурная антропология" (Кассирер, Ландман), "медицинская антропологии" (Р.Христиан, В.Вайцзекер), феноменология (Гуссерль). Основы философской антропологии заложены в работе М.Шелера "Положение человека в космосе". По Шелеру статус человеческого бытия проявляется в космологической перспективе через соотнесение человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта.

Жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от животного. И М.Шелер убежден, "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда остается животным". Однако между человеком и остальным животным миром, по мнению М.Шелера, имеется существенное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. М.Шелер не ограничивается простой ссылкой на наличие у человека духа, а стремится дать развернутую характеристику человеку "как духовному бытию". Наиболее важной базисной характеристикой человеческого духа объявляется его "открытость миру". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность человека связывается М.Шелером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. Поэтому человеческий дух предстает как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие: как 60 способность к интеллектуальному познанию ("априорное видение") и эмоциональночувственное отношение к миру (любовь). Проблема человека существовала всегда. В древности он был неразрывно связан с природой и был микрокосмом в макрокосмосе. Идеальное существование человека - это жить в согласии с этим миром. Начиная с Сократа человек стал объектом философского исследования, его рассматривали как существо уникальное, как высшую ценность общества. В средние века обратили внимание на внутренний (духовный) мир человека (Августин Блаженный). В эпоху Возрождения антропоцентризм стал главным принципом философского мышления. Были заложены зерна индивидуализма. В Новое время возникло ощущение Истории человеческого рода. Индивид мог обратится к другому как к соучастнику, возникло отношение "Я-Ты", "Я-мы" и "Мы-Мир". Человек исследовался с позиций механицизма. Главное в нем - его разумность. Таким образом, проблема человека обостряется в период, когда разрушается прежнее представление о мироустройстве. Говоря о природе и сущности человека, различают понятия "человек" и "личность".

Понятие человек имеет три уровня:

1) человек как олицетворение человеческого рода в общем;

2) человек конкретно-исторический;

3) человек отдельно взятый как индивид. Личность тоже трактуется по разному.

Личность - это человек как социальное существо (материализм). Личность - это человек как духовное, разумное существо (идеализм). Она всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Поэтому она вся динамична. Русский философ Н.Бердяев, размышляя о человеке писал, что "Учение о человеке есть прежде всего учение о личности. Истинная антропология должна быть персоналистичной". Он подчеркивал характерное для русской философии мнение, что личность является религиозно-духовной категорией. Понятие свобода является главным для человека. Но при этом должны быть соблюдены пределы. Иначе возникает анархия, произвол и все это приводит к насилию. Пределами свободы человека являются интересы другого индивида, общества, а также природы как естественной основы существования социума. При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы ее понятие должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества. 61 Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей. Шелер говорил: "В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога". Философская антропология обосновывает бытие человека наряду с философией жизни и экзистенциализмом. Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, пережил. Сознание носит системный характер. Оно проходит ступени чувственной достоверности, восприятия, представления, рассудочного и разумного сознания. Все эти формы и уровни сознания как бы пронизаны пламенем эмоций и энергией.

Сознание - это вечно текущий поток мыслительных, эмоциональных и волевых актов. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. В отличие от рассудка, имеющего формальный алгоритмический характер, разум диалектичен, охватывает противоречия в их единстве, а его логической формой является идея. Для философии проблема сознания важна потому, что то или иное понимание сущности сознания, характера отношения к бытию затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Понятие сознание - ключевое философское понятие для анализа всех форм проявления духовной жизни человека в их единстве и целостности, а так же способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этим взаимоотношением. Сознание - общественный продукт, возникает в процессе труда и общения. Сознание, деятельность и личность индивида представляют собой единство. Сознание является опосредствующим звеном между деятельностью и личностью. Обществу нужна не всякая деятельность, а целесообразная, сознательная. Обществу необходима не безликая 62 индивидуальность, а личность, обладающая сознанием, имеющая власть над собой и над деятельностью. Сознание - это форма человеческой деятельности, ориентированная на идеальное отражение и творческое преобразование действительности.

Вопросы для самоконтроля.

2. За что, собственно, ответственен человек – за цель, внутренний замысел и мотив своего действия или за его результат?

4. Сознательное и стихийное во взаимодействии природы и общества: каково их соотношение.

5. Связаны ли понимание направленности истории с пониманием ее смысла?

6. Различие во взглядах на человека: а) Античность; б) Средневековье; в) Новое время.

Философия человека, или философская антропология относится к разделу социальной философии. Человека нельзя понять без учета его многообразных социальных связей, постоянного изменения в процессе общественного развития.

В круге обсуждений философии был поставлен один из первых вопросов о человеке как о предмете философского анализа". Необходимо подчеркнуть, что эта проблема человека рассматривала его как уникального творения Вселенной, она лежит в основе "вечных" философских проблем, так как любая философская традиция в основе своего содержания имеет отношение человека к миру.

Философская антропология как раздел социальной философии

Еще мыслители и философы античности интересовались проблемой человека. В истории философии существовало много философских школ, и каждая из них поднимала вопрос о происхождении человека, его особенностях, смысле его существования, его способностях, возможности его усовершенствования и т.д.

Но единая систематическая теория человека появилась только в Новое время в философии. Особая значимость антропологии подчеркивалась в работах К. А. Гельвеция ("О человеке") и И. Канта ("Антропология"). Они определяли особую роль этой науки как для социальной философии, так и для философии в целом.

И. Кант выделил четыре важных вопроса, на которые была обязана отвечать философия:

  • что я могу знать?
  • что я должен делать?
  • на что я могу надеяться?
  • что такое человек?

В результате постановки этих вопросов, философия сведет три первых вопроса к четвертому. Он также считал антропологию фундаментальной философской наукой, и что все остальные научные дисциплины в конце концов сведутся к ней.
Особый интерес ученые проявляли к человеку в ХХ в. Этот период характеризуется ненадежностью и неопределенностью многообразия представлений о человеке.

Основатель современной философской антропологии М. Шелер писал, что за последние 10 тыс. лет наша эпоха является первой, когда человек стал совершенно проблематичен. Проблематичность человека состояла в том, что он не знает, чем он является, при этом четко определяет, что не знает этого.

В философии наметился так называемый антропологический поворот. В это время возникает тенденция обосновывать не только все знание, но и весь мир. Обоснование дается с позиции понимания человека. Антропологию выделили в отдельный раздел философии, при этом она стала еще и основополагающим разделом философии.

Предпринимались настойчивые попытки не относить человека к центру мироздания, преодолеть "антропологический сон" и "антропологическое безумие". Был предложен объективный подход к знанию, к очищенной от человека онтологии.

Преувеличение значения философской антропологии и стремление устранить саму проблему человека из "объективной" философии создали крайние и неверные позиции.

Философская антропология является частью социальной философии. Она руководствуется простой мыслью, лежащей в ее основе. Философская антропология выдвигает человека в центр мироздания – только реализация упомянутого ранее "внутреннего" подхода к объектам, изучаемым науками об обществе, подхода, предполагающего преломление всего мира через изучаемые объекты.

Для реалистичной философской антропологии поставлена цель, согласно которой ей необходимо найти "золотую середину" между "внутренним" и "внешним" подходами к такому сложному социальному объекту, каким является человек.

Неясность понятия "человек"

Но рассматривая это определение с точки зрения своего содержания, оно видится вполне неопределенным. Французский писатель П. Веркор, работая над своей книгой "Люди или животные", размещает такой эпиграф: "Все несчастья на земле происходят от того, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть".

Далее писатель подчеркивает, что человечество похоже на клуб для избранных, доступ в который весьма затруднен. И только мы можем решить, кого допускать в этот клуб.

Какие признаки могут послужить основой для определения живого существа человеком? На что мы делаем упор, когда причисляем к классу людей одни живые существа и исключая из него другие? Кратко говоря, какие признаки формируются у нас в голове, говоря о понятии "человек"?

На данный вопрос не существует четкого ответа. Мы можем найти десятки и десятки разных определений человека.
Одним из самых старых и известных из них является определение человека как животного, который наделен разумом. Но здесь возникает другой вопрос. Что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?

Платону надоели эти споры о сущности человека, поэтому он определял человека как двуногое бесперое существо. Давая определение человеку, не обязательно раскрывать его сущность, для этого достаточно, чтобы оно позволяло отграничивать определяемый объект от всех иных.

В спор с Платоном вступил Диоген Синопский. Он взял цыпленка и общипал его, затем бросил к ногам Платона, сказав: "Вот твой человек". Затем Платону пришлось сделать некоторые уточнения. Он описал человека как двуногое бесперое существо с широкими ногтями.

Еще один философ дал такое описание человека как существо с мягкой мочкой уха. Но все эти определения ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем, по существу.

Французский сатирик Ф. Рабле описывал человека как животное, которое способно смеяться (у Аристотеля есть сходная характеристика). В этом Ф. Рабле поддержал французский философ А. Бергсон. Он подчеркивал отличительную особенность человека в способности к ионизации, смеху, и способности смешить других.

В каждой эпохе встречаются свои определения человека, они представлялись для своего времени наиболее глубокими. Древние греки описывали человека как разумное животное, для христиан он был существом с бессмертной душой, для антропологов современности, человек определяется как животное, которое могло производить орудия труда. В психологии человеком называют животное, которое может использовать язык, в этики – это существо с "чувством высшей ответственности", для теории эволюции – млекопитающее с громадным мозгом и т.д.

Особенности современного подхода к философии человека

Такое количество определений сущности человека и его отличительные особенности связано, конечно, с недостаточной ясностью содержания понятия "человек".

Если существует какой-либо объект, имеющий множество различных представлений о нем, его особенностях и сущности, есть единственное решение: обозначить два крайних полюса таких представлений и ограничить их общее пространство. В пределах этого пространства будет осуществляться анализ данного объекта. В дальнейшем, в процессе развития науки, последующие исследования позволят продвинуться далее и конкретизировать позицию.

Два полярных подхода к анализу природы человека просматриваются среди разнообразных современных подходов. Один подход относится к антропологическому истолкованию человека, а другой – социологическому, или социальному.

Различные промежуточные определения человека можно поместить между этими двумя противоположными понятиями. Антропологическое понимание человека предполагает реализацию внутреннего похода к анализу социальных объектов, а социологическое истолкование описывает частный случай внешнего подхода к обществу.

Для закрытого, коллективистического общества характерно социологическое понимание человека, а для индивидуалистического, открытого общества – антропологическое понимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "

Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы.


Конспект лекций по дисциплине "Основы философии". Раздел 1 Великие философы мира

Данное методическое пособие представляет собой курс лекций по основным темам Раздела 1 Великие философы мира, раскрывающий основные направления развития философской мысли и взгляды их представителей. .


Конспект лекций по дисциплине "Основы философии"

Конспект лекций по дисциплине "Основы философии".


Презентация по теме "Человек как главная философская проблема"

В презентации рассматриваются источники к формированию интереса к человеку, раскрываются содержание понятий индивид, индивидуальность, личность, свобода, ответственность, поиск смысла жизни.


Курс лекций по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии. Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия.

Курс лекций по учебной дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО.


Конспект лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 2 Философия - как учение о мире и бытии

Данное методическое пособие представляет собой курс лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии по основным темам Раздела 2 Философия - как учение о мире и бытии. Содержание лекционного материала ра.


Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел 4 Основы безопасного управления транспортным средством

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический мат.

Читайте также: