Конспект урока приставочно суффиксальный способ словообразования 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Единичный выбор

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделение цветом

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Правильный ответ:

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся знакомятся с морфологическим (морфемным) способом образования слов в русском языке. Урок направлен на повторение и обощение ранее изученного материала.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

- знакомство учащихся с морфологическим (морфемным) способом образования слов в русском языке, организация деятельности учащихся, направленная на повторение и обобщение ранее изученного материала;

- создание условий для овладения учащимися умением структурировать и преобразовывать материал, применять знания, умения и навыки на практике;

- развитие саморегуляции, лингвистических, языковых, коммуникативных умений

обучающая: познакомятся с понятием производной, непроизводной и производящей основы, определением морфемного способа образования слов по плану словообразовательного разбора, способами образования слов: суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным.

развивающая: будут сравнивать, делать выводы, обобщать материал, совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.

воспитательная: разовьют интерес к русскому языку, расширят кругозор и активность, инициативность, аккуратность; сформируют навыки контроля и самоконтроля.

1) работа по карточкам с последующей самопроверкой.

слова на слайде №3):

Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока. Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?

Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?

Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Какой смысл вкладывают в эти слова авторы строк? О каком дереве идёт речь?

Слова, дружище, - это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево. М.Горький

Слова, как деревья, ветвисты. М.Танк.

Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.

- Итак, что же такое "Словообразование"?

Что оно изучает?
- Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
- На какие виды делятся морфемы?

Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).
Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка).
Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание).
Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

Запишите в тетрадь

- Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова

Мандарин – мандариновый, охота – охотник, брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород.

Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования. Основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных частей слов.

Прочитайте учебный материал

Защитите свою работу

1 гр.: Словообразование.Морфемные и неморфемные способы.

2 гр. приставочный способ.,

3-я гр.: суффиксальный.

У вас на столах лежит лист со словами.

Распределите слова в таблице;

Подберезовик, бумажник, малышка, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный.

Придумайте простые и сложные вопросы.

Простые вопросы начинаются со слов Кто? Что? Какие? Где?.

Сложные вопросы начинаются со слов Почему? Зачем? Как?

Я думаю, что вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

- Что нового узнали?

Как реализовались цели?

1. Ответьте на вопросы:

-Что на уроке удалось лучше всего?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

Запишите ответы на стикере

Прикрепите стикер к доске.

Запишите домашнюю работу.

Написание синквейна на слово Словообразование и словосочетание

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

Напишите, синквейн, используя слова

которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.

Трудное, но интересное

Объясняет, развивает, учит

Понятным становится слово

Привлекает, завораживает, развивает

Ясным становится слова суть!

Сложное, но очень важное

Манит, влечёт, зовёт

Во всём разобраться хочется

4) Способы словообразования

Запутывают, волнуют, страшат

Очень трудно всё это понять!

Но я обязательно справлюсь!

Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

— морфемный и словообразовательный разбор.

- производные и производящие основы

-словообразовательные и формообразовательные морфемы

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Сегодня мы повторили основные морфологически способы словообразования. Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
- Я ваша тётя – Гусеница.

(Родня ли Гусеница Гусю?)

Домашнее задание: выучить записи в рабочем листке. Слова для словообразовательного разбора: кружок, недобрый, прилететь, сокурсник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Ребята у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли учителя в гости. Давайте все покажем свой знания и получим хорошие отметки.

-Прежде чем начать урок, давайте разделемся на две команды.-Подойдите к моему столу и возмите по одной картинке. А теперь попробуйте разделиться на две команды.

-Теперь ребята давайте вспомним какую тему мы прошли с вами на прошлом уроке?

Ответы учеников: приставка и суффикс

Слово учителя:.Что такое приставка?Кто мне скажет?Какие примеры можете привести к приставочному способу и суффиксальному способу?

2.Задание.Ребята а теперь вам такое задание.На доске разбросаны суффиксы и приставки.Ваша задача расставить суффиксы и приставки в нужное место.

-Хорошо молодцы вы хорошо усвоили прошедшие уроки

3.Новая тема

-А теперь ребята откроем тетрадьки запишем сегодняшний число, классная работа.Тема:приставочно-суффиксальный способ образования слов.-Мы с вами прошли приставочный способ образования слов,суффиксальный способ образования слов,а теперь мы свами пройдем приставочно-суффиксальный способ образования слов.То есть в слове находиться и приставка и суффикс.

-теперь обратите внимание на таблицу(слайд2)

-теперь обратите на эти слова(слайд3)

4.Задание.Теперь я вам раздам листочки.Вы должны написать мне по 1ному слову которые образовались с помощью приставки, суффикса,и приставочно суффиксальным способом. Даю 2минуты для размышления. Время пошло…(слайд4)

5.Физминутка.А теперь ребята чуть- чуть отдохнем

Прошу всех встать на зарядку. (слайд5)

6.Мини сочинение

Каждой команде раздам по одной картинке.и попрошу вас составить мини-сочинение.Для этого вам даю 3минуты.Время пошло…(слайд4)

7.Обоощение.

-Ребята какую тему мы с вами сегодня прошли?
-Как вы поняли тему?
-что вам понравилось на уроке?

У нас вот здесь стоит дерево знаний(слайд6).я вам раздам стикеры, а вы можете написать чем вам понравился этот урок, а чем непонравился, и прикрепите на дерево знаний.

8.Оценивание.-Ребята я сегодня хочу вас оценит по смайлингами

Способы словообразования слов в русском языке

В данном случае новые слова образуются с помощью добавления суффиксов к основе образующего слова. Причем, часть речи новообразованного слова может быть той же частью речи, что и у образующего или основного, а может и отличаться.

Приставочный способ словообразования

Приставочный способ словообразования

Из названия понятно, что слова, образованные данным способом, образуются при помощи добавления приставок или префиксов к основному слову. Поэтому еще его называют префиксальный способ словообразования. Причем, основное слово используется целиком. Часть речи новообразованного слова не меняется.

Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ образования слов

Приставочно-суффиксальный способ словообразования

Бессуффиксальный способ образования слов

Еще называют способом с нулевым суффиксом или нулевой суффиксацией. Слова, образованные при помощи отсечения значимых суффиксов при неизменном основном слове. При таком способе часто происходит перенос ударения в новообразованном слове, чередование или изменение конечной согласной основы.

Сложение

Способ образования при помощи объединения двух и более частей или слов целиком. Существует несколько видов сложения:

  • С помощью соединительных согласных о/е (зверолов, птицеферма);
  • Сложение основ вместе с добавлением суффиксов (новогодний, молодогвардеец);
  • Сложение основ без соединительных согласных с использованием дефиса (плащ-палатка, диван-кровать);
  • Сокращение слов или аббревиация. Когда все или одна из основ используются в сокращенном виде (замдиректора, колхоз, вуз);

Переход из одной части речи в другую

Когда само слово не меняется, а меняется его роль в предложении.

Сращение

Еще называют слиянием слов. Когда новообразованное слово происходит за счет слияния слов из словосочетания.

Конспект урока в 6 классе

  • повторение материала по словообразованию, изученного в 5 классе;
  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфемного и словообразовательного разбора;
  • воспитание познавательных интересов, внимательного отношения к слову.
  • познавательные: формулирование темы, поиск и структурирование информации, рефлексия;
  • коммуникативные: умение выразить мысль;
  • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • личностные: смыслообразование.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

А в завьюженных лесах

снежные палаты.

На сверкающих кустах —

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет?

Снежный – снежный – снежный!

Учащиеся самостоятельно читают материал параграфа и составляют схему или таблицу, по которой потом рассказывают об основных способах словообразования.

А) Подберите к данным словам однокоренные слова по образцу, укажите способ словообразования:

(работа проводится с одновременным толкованием значений слов, повторением орфограмм; например, правописание приставок на З/С).

Б) Используйте приставки анти-, без-, де-, дис-, чтобы изменить на противоположное значение данных существительных. Определите способ образования записанных слов. С любым из них составьте и запишите предложение.

Циклон, мир, частица; действие, участие, полезность; монтаж, мобилизация; гармония, пропорция, квалификация.

В) По толкованию определите слово. Каким способом оно образовано? Составьте и запишите предложение по образцу.

Пейзажист – художник, изображающий картины природы. (суф. способ, тире между подлежащим и сказуемым).

Художник, изображающий военные сцены, баталии.

Художник, изображающий морской вид.

Художник, изображающий человека или группу людей.

Упр 52

Г) Работа с текстом упражнения 52 в учебнике;
Прочитайте текст, определите его тему. Выпишите из текста все сложные слова, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Найдите слова, образованные с помощью способа сложения.

Читайте также: