Формирование мобилизационной политической системы конспект урока 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать выводы.

Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России.

1. Актуализация знаний.

Учитель. Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.

Каковы причины перестройки? Назовите их.

Какие экономические реформы были проведены в СССР в этот период?

Каковы были итоги экономической реформы?

(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда.)

Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной. Если вспомнить, то таких реформ в СССР было уже несколько.

Кто и когда проводил подобные реформы?

(Обучающиеся: Маленков в середине 1950-х гг.; Н.С. Хрущев в начале 1960-х гг.; Косыгин в 1965 г )

Каковы были их результаты?

(Обучающиеся: Все они также не достигли поставленных целей.)

Возникает вопрос, почему так получилось? Ответ на него давайте найдем в документах, обратившись к мнению самого М.С. Горбачева.

В чем видел М.С. Горбачев причины неудач экономических реформ?

(Обучающиеся:

  1. Существующая политическая система;
  2. Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;
  3. Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;
  4. Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;
  5. Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;
  6. Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)

Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?

(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)

В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?

(Обучающиеся: В политической сфере.)

Что надо было сделать?

(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)

Это и является темой нашего урока.

2. Изучение нового материала.

Каковы были цели реформы политической системы?

(Обучающиеся: Избавиться от негативных факторов в политической жизни страны, которые тормозили экономические реформы.)

Существующая политическая система тормозила экономическое развитие страны. Нужны были политические преобразования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресталинизация-это возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.

Диссидентство - несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.

Обучающиеся используют знания и умения в практической деятельности:

-приобретут опыт самостоятельной учебной деятельности;

-выражать своё отношение к событиям и нравственным ценностям той эпохи.

Тип урока: урок нового знания

Оборудование: иллюстрации учебника пар.35 (Торкунов); рабочий лист

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)

2.Определение темы и задач урока:Задание в рабочем листе

Кто эти люди? Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. Верно.

Предположите, какова будет тема урока? Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Верно. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.

Что мы должны выяснить в рамках данной темы?


При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва? Заговор против него и смещение со всех постов

Что послужило причинами заговора?

Недовольство народа поднятием цен и ухудшением уровня жизни в целом,

провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,

неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения

Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)

То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал

В 60-е годы политика Хрущёва стала вызывать недовольство широких слоёв общества. Крестьяне возмущались сокращением личного подсобного хозяйства и увеличением налогов. Горожане – перебоями с продовольствием и ростом цен на продукты. Верующие – новыми гонениями на церковь. Военные не могли простить Хрущёву сокращение Вооружённых сил. Чиновничество было взбудоражено проводившимися перестройками ведомств. Партийная бюрократия выражала недовольство введёнными ограничениями на пользование служебными автомобилями и дачами. Высших руководителей раздражала непредсказуемость Хрущёва в принятии решений. К тому времени новое поколение партийных руководителей уже укрепило позиции и не нуждалось в его поддержке.

3.Работа над темой урока

3.1. Работа с текстом параграфа 35

Схема . (превзошел все ведущие страны по темпам роста


ВВП)






1 950-е гг в СССР . ( было построено более 8 тыс. предприятий)


с тремительный рост

??? (значительно вырос уровень жизни народа)

. (лидирующие позиции по развитию научно-

технического прогресса, велось освоение космоса,


созданы предпосылки для реализации социальных


программ)



ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):

1. __________________ ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);

2.__________________ (сохранение идеологических ограничений);

3.__________________ 9усталость общества от постоянных перемен)

3.2. Работа в группах:

Ответ

2.коллегиальное руководство страной;

3.Централизация управления;

4.Идеологизация общественной жизни;

5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;

6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;

7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;

8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);

9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;

10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;

11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.

2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)

Ответ:Конституция 07.10. 1977 г

1.закрепила руководящую роль КПСС:

Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;

Политический аппарат стал главной политической силой;

Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.

3.3. Закрепление материала:

Политический лозунг Брежнева?;

Каковы главные критерии при назначении на должность? (личная лояльность чиновника);

Концепция политики Брежнева? ( развитой социализм);

Достижения при власти Брежнева? (активное финансирование оборонных программ, установка межконтинентальных баллистических ракет. Создание противовоздушной системы обороны, растет мощь флота и авиации, достигнут ракетно-ядерный паритет-равенство сторон в чем –либо)

4.Подведение итога урока. Рефлексия 3МММ (3 важных момента темы)

5.Домашнее задание: пар.35, с.147-148 вопросы

Дополнительно(если позволит время) выполняем сообща

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ. СРАВНИТЬ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СССР В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ И В СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. НАЙТИ ОБЩЕЕ (НЕ МЕНЕЕ 2) И РАЗЛИЧНОЕ (НЕ МЕНЕЕ 3).


В начале уроке производится проверка знаний по главе №3, форма опроса-тест.

Далее, детально раскрывается смысл и рассматривается централизация государственно-политического управления, формирование планово-директивной экономики, трудовая мобилизация населения, национальная политика в 1930-е, построение социализма и ужесточение политического режима.

Презентация Формирование мобилизационной политической системы

Дефицит исторического времени

Мобилизационный тип развития (МТР):

Чёткое определение общенациональных приоритетов

Целенаправленное плановое перераспределение имеющихся ресурсов для реализации поставленных задач

Мобилизация всех групп общества на осуществление этих задач.

Содержимое разработки

Формирование мобилизационной политической системы

Формирование мобилизационной политической системы

План Проверочная работа по главе 3 От мировой революции к социализму в одной стране Мобилизация общества для исторического прорыва Централизация государственно-политического управления Формирование планово-директивной экономики Трудовая мобилизация населения Национальная политика в 1930-е Построение социализма и ужесточение политического режима Итоги

  • Проверочная работа по главе 3
  • От мировой революции к социализму в одной стране
  • Мобилизация общества для исторического прорыва
  • Централизация государственно-политического управления
  • Формирование планово-директивной экономики
  • Трудовая мобилизация населения
  • Национальная политика в 1930-е
  • Построение социализма и ужесточение политического режима
  • Итоги

1.Причиной перехода к новой экономической политике стало стремление большевиков:

2. Новая экономическая политика нацелена на :

2. Новая экономическая политика нацелена на :

3.Об ужесточении контроля государства над политической и духовной жизнью общества в 20-е годы свидетельствовало создание:

3.Об ужесточении контроля государства над политической и духовной жизнью общества в 20-е годы свидетельствовало создание:

4.К концу 1920-х гг. в партии большевиков устанавливается режим личной власти :

4.К концу 1920-х гг. в партии большевиков устанавливается режим личной власти :

5.Тезис о возможности построения социализма в одной стране принадлежал:

5.Тезис о возможности построения социализма в одной стране принадлежал:

6.С проведением в СССР политики мирного сосуществования связано подписание: А)Версальского договора Б)Рапалльского договора В)Декрета о мире Г)Декрета о создании Коминтерна

6.С проведением в СССР политики мирного сосуществования связано подписание:

В)Декрета о мире

Г)Декрета о создании Коминтерна

7.Причиной образования СССр стала необходимость:

А)сохранить Российскую империю в прежних границах

В)стереть всенациональные различия

Г)создать правовое государство

8.Основное содержание НЭПа состояло в :

8.Основное содержание НЭПа состояло в :

9.Причиной кризисов нэпа является :

9.Причиной кризисов нэпа является :

11.В основе создания СССР лежала ленинская идея о :

11.В основе создания СССР лежала ленинская идея о :

Социализм можно первоначально построить в одной стране!

Социализм можно первоначально построить в одной стране!


Энтузиазм молодых строителей нового общества

Энтузиазм молодых строителей нового общества

Разработанные и созданные самолёты могли обеспечить беспосадочные полёты в сша

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года.

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года.




1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Киров

1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Киров


-75%


В начале уроке производится проверка знаний по главе №3, форма опроса-тест.

Далее, детально раскрывается смысл и рассматривается централизация государственно-политического управления, формирование планово-директивной экономики, трудовая мобилизация населения, национальная политика в 1930-е, построение социализма и ужесточение политического режима.

Презентация Формирование мобилизационной политической системы

Дефицит исторического времени

Мобилизационный тип развития (МТР):

Чёткое определение общенациональных приоритетов

Целенаправленное плановое перераспределение имеющихся ресурсов для реализации поставленных задач

Мобилизация всех групп общества на осуществление этих задач.

Содержимое разработки

Формирование мобилизационной политической системы

Формирование мобилизационной политической системы

План Проверочная работа по главе 3 От мировой революции к социализму в одной стране Мобилизация общества для исторического прорыва Централизация государственно-политического управления Формирование планово-директивной экономики Трудовая мобилизация населения Национальная политика в 1930-е Построение социализма и ужесточение политического режима Итоги

  • Проверочная работа по главе 3
  • От мировой революции к социализму в одной стране
  • Мобилизация общества для исторического прорыва
  • Централизация государственно-политического управления
  • Формирование планово-директивной экономики
  • Трудовая мобилизация населения
  • Национальная политика в 1930-е
  • Построение социализма и ужесточение политического режима
  • Итоги

1.Причиной перехода к новой экономической политике стало стремление большевиков:

2. Новая экономическая политика нацелена на :

2. Новая экономическая политика нацелена на :

3.Об ужесточении контроля государства над политической и духовной жизнью общества в 20-е годы свидетельствовало создание:

3.Об ужесточении контроля государства над политической и духовной жизнью общества в 20-е годы свидетельствовало создание:

4.К концу 1920-х гг. в партии большевиков устанавливается режим личной власти :

4.К концу 1920-х гг. в партии большевиков устанавливается режим личной власти :

5.Тезис о возможности построения социализма в одной стране принадлежал:

5.Тезис о возможности построения социализма в одной стране принадлежал:

6.С проведением в СССР политики мирного сосуществования связано подписание: А)Версальского договора Б)Рапалльского договора В)Декрета о мире Г)Декрета о создании Коминтерна

6.С проведением в СССР политики мирного сосуществования связано подписание:

В)Декрета о мире

Г)Декрета о создании Коминтерна

7.Причиной образования СССр стала необходимость:

А)сохранить Российскую империю в прежних границах

В)стереть всенациональные различия

Г)создать правовое государство

8.Основное содержание НЭПа состояло в :

8.Основное содержание НЭПа состояло в :

9.Причиной кризисов нэпа является :

9.Причиной кризисов нэпа является :

11.В основе создания СССР лежала ленинская идея о :

11.В основе создания СССР лежала ленинская идея о :

Социализм можно первоначально построить в одной стране!

Социализм можно первоначально построить в одной стране!


Энтузиазм молодых строителей нового общества

Энтузиазм молодых строителей нового общества

Разработанные и созданные самолёты могли обеспечить беспосадочные полёты в сша

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года.

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года.




1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Киров

1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Киров


-75%

Читайте также: