Формирование мобилизационной политической системы конспект урока 11 класс
Обновлено: 03.07.2024
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать выводы.
Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России.
1. Актуализация знаний.
Учитель. Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.
Каковы причины перестройки? Назовите их.
Какие экономические реформы были проведены в СССР в этот период?
Каковы были итоги экономической реформы?
(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда.)
Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной. Если вспомнить, то таких реформ в СССР было уже несколько.
Кто и когда проводил подобные реформы?
(Обучающиеся: Маленков в середине 1950-х гг.; Н.С. Хрущев в начале 1960-х гг.; Косыгин в 1965 г )
Каковы были их результаты?
(Обучающиеся: Все они также не достигли поставленных целей.)
Возникает вопрос, почему так получилось? Ответ на него давайте найдем в документах, обратившись к мнению самого М.С. Горбачева.
В чем видел М.С. Горбачев причины неудач экономических реформ?
(Обучающиеся:
- Существующая политическая система;
- Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;
- Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;
- Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;
- Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;
- Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)
Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?
(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)
В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?
(Обучающиеся: В политической сфере.)
Что надо было сделать?
(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)
Это и является темой нашего урока.
2. Изучение нового материала.
Каковы были цели реформы политической системы?
(Обучающиеся: Избавиться от негативных факторов в политической жизни страны, которые тормозили экономические реформы.)
Существующая политическая система тормозила экономическое развитие страны. Нужны были политические преобразования.
Ресталинизация-это возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.
Диссидентство - несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.
Обучающиеся используют знания и умения в практической деятельности:
-приобретут опыт самостоятельной учебной деятельности;
-выражать своё отношение к событиям и нравственным ценностям той эпохи.
Тип урока: урок нового знания
Оборудование: иллюстрации учебника пар.35 (Торкунов); рабочий лист
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)
2.Определение темы и задач урока:Задание в рабочем листе
Кто эти люди? Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. Верно.
Предположите, какова будет тема урока? Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Верно. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.
Что мы должны выяснить в рамках данной темы?
При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва? Заговор против него и смещение со всех постов
Что послужило причинами заговора?
Недовольство народа поднятием цен и ухудшением уровня жизни в целом,
провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,
неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения
Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)
То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал
В 60-е годы политика Хрущёва стала вызывать недовольство широких слоёв общества. Крестьяне возмущались сокращением личного подсобного хозяйства и увеличением налогов. Горожане – перебоями с продовольствием и ростом цен на продукты. Верующие – новыми гонениями на церковь. Военные не могли простить Хрущёву сокращение Вооружённых сил. Чиновничество было взбудоражено проводившимися перестройками ведомств. Партийная бюрократия выражала недовольство введёнными ограничениями на пользование служебными автомобилями и дачами. Высших руководителей раздражала непредсказуемость Хрущёва в принятии решений. К тому времени новое поколение партийных руководителей уже укрепило позиции и не нуждалось в его поддержке.
3.Работа над темой урока
3.1. Работа с текстом параграфа 35
Схема . (превзошел все ведущие страны по темпам роста
ВВП)
1 950-е гг в СССР . ( было построено более 8 тыс. предприятий)
с тремительный рост
??? (значительно вырос уровень жизни народа)
. (лидирующие позиции по развитию научно-
технического прогресса, велось освоение космоса,
созданы предпосылки для реализации социальных
программ)
ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):
1. __________________ ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);
2.__________________ (сохранение идеологических ограничений);
3.__________________ 9усталость общества от постоянных перемен)
3.2. Работа в группах:
Ответ
2.коллегиальное руководство страной;
3.Централизация управления;
4.Идеологизация общественной жизни;
5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;
6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;
7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;
8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);
9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;
10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;
11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.
2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)
Ответ:Конституция 07.10. 1977 г
1.закрепила руководящую роль КПСС:
Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;
Политический аппарат стал главной политической силой;
Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.
3.3. Закрепление материала:
Политический лозунг Брежнева?;
Каковы главные критерии при назначении на должность? (личная лояльность чиновника);
Концепция политики Брежнева? ( развитой социализм);
Достижения при власти Брежнева? (активное финансирование оборонных программ, установка межконтинентальных баллистических ракет. Создание противовоздушной системы обороны, растет мощь флота и авиации, достигнут ракетно-ядерный паритет-равенство сторон в чем –либо)
4.Подведение итога урока. Рефлексия 3МММ (3 важных момента темы)
5.Домашнее задание: пар.35, с.147-148 вопросы
Дополнительно(если позволит время) выполняем сообща
ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ. СРАВНИТЬ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СССР В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ И В СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. НАЙТИ ОБЩЕЕ (НЕ МЕНЕЕ 2) И РАЗЛИЧНОЕ (НЕ МЕНЕЕ 3).
В начале уроке производится проверка знаний по главе №3, форма опроса-тест.
Далее, детально раскрывается смысл и рассматривается централизация государственно-политического управления, формирование планово-директивной экономики, трудовая мобилизация населения, национальная политика в 1930-е, построение социализма и ужесточение политического режима.
Дефицит исторического времени
Мобилизационный тип развития (МТР):
Чёткое определение общенациональных приоритетов
Целенаправленное плановое перераспределение имеющихся ресурсов для реализации поставленных задач
Мобилизация всех групп общества на осуществление этих задач.
Содержимое разработки
Формирование мобилизационной политической системы
- Проверочная работа по главе 3
- От мировой революции к социализму в одной стране
- Мобилизация общества для исторического прорыва
- Централизация государственно-политического управления
- Формирование планово-директивной экономики
- Трудовая мобилизация населения
- Национальная политика в 1930-е
- Построение социализма и ужесточение политического режима
- Итоги
1.Причиной перехода к новой экономической политике стало стремление большевиков:
2. Новая экономическая политика нацелена на :
3.Об ужесточении контроля государства над политической и духовной жизнью общества в 20-е годы свидетельствовало создание:
4.К концу 1920-х гг. в партии большевиков устанавливается режим личной власти :
5.Тезис о возможности построения социализма в одной стране принадлежал:
6.С проведением в СССР политики мирного сосуществования связано подписание:
В)Декрета о мире
Г)Декрета о создании Коминтерна
7.Причиной образования СССр стала необходимость:
А)сохранить Российскую империю в прежних границах
В)стереть всенациональные различия
Г)создать правовое государство
8.Основное содержание НЭПа состояло в :
9.Причиной кризисов нэпа является :
11.В основе создания СССР лежала ленинская идея о :
Социализм можно первоначально построить в одной стране!
Энтузиазм молодых строителей нового общества
Разработанные и созданные самолёты могли обеспечить беспосадочные полёты в сша
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года.
1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Киров
-75%
В начале уроке производится проверка знаний по главе №3, форма опроса-тест.
Далее, детально раскрывается смысл и рассматривается централизация государственно-политического управления, формирование планово-директивной экономики, трудовая мобилизация населения, национальная политика в 1930-е, построение социализма и ужесточение политического режима.
Дефицит исторического времени
Мобилизационный тип развития (МТР):
Чёткое определение общенациональных приоритетов
Целенаправленное плановое перераспределение имеющихся ресурсов для реализации поставленных задач
Мобилизация всех групп общества на осуществление этих задач.
Содержимое разработки
Формирование мобилизационной политической системы
- Проверочная работа по главе 3
- От мировой революции к социализму в одной стране
- Мобилизация общества для исторического прорыва
- Централизация государственно-политического управления
- Формирование планово-директивной экономики
- Трудовая мобилизация населения
- Национальная политика в 1930-е
- Построение социализма и ужесточение политического режима
- Итоги
1.Причиной перехода к новой экономической политике стало стремление большевиков:
2. Новая экономическая политика нацелена на :
3.Об ужесточении контроля государства над политической и духовной жизнью общества в 20-е годы свидетельствовало создание:
4.К концу 1920-х гг. в партии большевиков устанавливается режим личной власти :
5.Тезис о возможности построения социализма в одной стране принадлежал:
6.С проведением в СССР политики мирного сосуществования связано подписание:
В)Декрета о мире
Г)Декрета о создании Коминтерна
7.Причиной образования СССр стала необходимость:
А)сохранить Российскую империю в прежних границах
В)стереть всенациональные различия
Г)создать правовое государство
8.Основное содержание НЭПа состояло в :
9.Причиной кризисов нэпа является :
11.В основе создания СССР лежала ленинская идея о :
Социализм можно первоначально построить в одной стране!
Энтузиазм молодых строителей нового общества
Разработанные и созданные самолёты могли обеспечить беспосадочные полёты в сша
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года.
1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Киров
-75%
Читайте также: