В печали я весел а в веселье печален конспект

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: освоение учащимися сходства и различия как основного принципа музыкального развития, построения музыкальных формы (вариации, сонатная форма);

Задачи урока:

выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;

развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;

формирование умений устанавливать аналоги, строить логические рассуждения.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Планируемые результаты изучения:

Знать особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран.

Музыкальный материал: Бетховен симфония №5 3 часть, Симфония №40 1-я часть Моцарт, Финал Симфонии №40 Моцарт.

Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

2. Формулирование темы урока.

- Определите цель нашего урока.

- Проследить за развитием музыки в симфонических произведениях.

Планирование деятельности. Рассмотрите разворот учебника на стр. 132, 14 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

рассмотреть и анализировать картины французских художников;

слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;

слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Работа над новым материалом.

Симфоническая музыка и её образы часто не связаны с программой или сюжетом. В центре ее содержания – человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые.

Задание 1. рассмотреть и анализировать картины французских художников;

- В какой из них наблюдается резкий контраст?

- В картине Матисса выражен контраст. В ней контрастны положения фигур

(мужчина стоит, женщина сидит), одежда (на мужчине светло-голубая пижама, на женщине – черный, бархатный халат). Персонажи разделены окном, выходящим в сад. Густой сине-фиолетовый цвет (цвет тревоги) комнаты контрастен зелени деревьев за окном. Все это передает напряженность диалога, обстановки, в которой он происходит, показывает противостояние действующих лиц.

- В какой картине возникает единый образ?

- В картине Сезанна общий колорит, мягкость, приглушенность тонов как бы

объединяют персонажи в один эмоциональный образ.

На картине изображены мать и сестра художника.

В инструментальной, симфонической музыке, где нет слов, как в песнях, романсах, понять ее помогает прием музыкального развития. Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставления, (день-ночь, утро-вечер) или контраст-столкновения музыкальных образов (противоборство сторон, сил, мнений).

Задание 2. слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;

Послушайте знакомое произведение, вспомните, как оно называется, кто автор, есть ли контрастные образы?

Слушание Симфония №5 Бетховен.

Задание 3. слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Послушайте фрагмент еще одного знакомого произведения, вспомните, кто автор?

Слушание фрагмента Симфония №40 Моцарт

С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?

- На стр. 134 прочтите, как отзывался немецкий композитор Шуман и русский композитор Кабалевский.

Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.

(Ответы уч-ся: первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре).

Послушайте 1-ю часть симфонии и скажите, какое развитие получают эти темы?

Слушание 1-ой части Симфония №40 Моцарт

Правильно, темы контрастны, но они не сталкивались, а сопоставлялись, что придает музыке Моцарта загадочность и непостижимую глубину.

Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии

Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт

(Анализ произведения. Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.)

В ы в о д: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена.

IV. Подведение итогов. Все ли мы успели сделать? Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока в 6 классе по музыке.

Подготовила учитель музыки Иванова Надежда Михайловна.

hello_html_2ea4c303.jpg

Подготовила учитель музыки первой квалификационной категории Иванова Надежда Михайловна.

Образовательная цель: уметь проводить интонационно – образный анализ музыкального произведения, выявлять принципы его развития и средства музыкальной выразительности, развитие вокально – хоровых навыков.

Воспитательная цель: воспитание музыкального вкуса, умения проводить ассоциативно –образные сравнения, размышлять о музыке.

Задачи: Осознание учащимися сходства и различия как основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы (сонатная форма); жанра симфонии, развитие у учащихся чувства стиля, умения войти в мир музыкальных образов композитора, чувств.

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ.

Технологии, используемые на уроке: 1. Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников. 2. Технология развития процессов восприятия музыкального произведения (методика интонационно – образного и жанрово – стилевого анализа музыкальных произведений). 3. Технология формирования певческой культуры учащихся.

4. Информационно – коммуникационные технологии. 5. Технология преподавания музыки по учебно – методическим комплектам (УМК).

Учитель: сегодня нас ожидает удивительное знакомство с новым миром музыкальных образов, которые будут раскрываться в одном произведении. Я просто хотела назвать композитора, который написал эту музыку, но готовясь к уроку я прочитала рассказ писателя - фантаста Фреда Хойла, в котором повествуется о столкновении Земли с Чёрным Облаком, которое является разумным существом.

hello_html_m3de47c0e.jpg

Основная часть урока.

Учитель: с музыкой Моцарта мы знакомились. Определите, что сейчас что прозвучит?

Музыкальная викторина.

hello_html_5a7c657b.jpg

hello_html_1e8dba26.jpg

Учитель: Молодцы, правильно. Итак, симфония №40 Моцарта относится к наиболее популярным, часто исполняемым произведением во всём мире. Напомните, ребята, что такое симфония?

Ответ ученика: симфония – сложное музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоящее из 4х частей.

Учитель: и ещё мы с вами знаем, что одна из частей, обычно первая, пишется в сонатной форме. Что такое сонатная форма?

hello_html_m102a0ad8.jpg

Ученик: сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх разделов: экспозиция. разработка, реприза.

Учитель: как называются темы, которые даются в экспозиции?

Учащийся: главная и побочная.

Учитель: откройте учебник и найдите в тексте на стр. 134, что говорят о музыке симфонии Моцарта известные композиторы.

Учитель: познакомимся с мелодией каждой из тем, записанных в учебнике. Вопросы, на которые надо ответить, у вас напечатаны на листочках.

1. Напойте две основные темы 1-ой части симфонии. Подберите и запишите определения для характера каждой части.

Характер главной партии – трепетная или властная, взволнованная или спокойная, грустная или весёлая.

2.За счёт каких средств музыкальной выразительности создаётся такой характер?

Ответ учащегося:за счёт минорного лада, быстрого темпа, сопоставления тембров струнных инструментов и духовых.

3.Характер побочной партии (светлая, нежная. изящная, игривая, танцевальная)

4. За счёт каких средств музыкальной выразительности создаётся характер побочной партии?

Ответ ученика: За счёт мажорного лада, более медленного темпа.

Учитель: поделитесь ребята своими впечатлениями. (Если учащиеся затрудняются в подборе определений характера музыки, чувств, то я даю им в сравнении, чтобы они смогли правильно подобрать нужное определение в соответствии с характером музыки или чувств человека. Например: светлый или грустный, решительный или спокойный, уверенность или беспокой -ство.)

Учитель: Если сопоставить симфонию с литературным произведением, то её можно сравнить с большим произведением - романом, в котором писатель не только рассказывает о событиях, но и делится с читателями своими чувствами и переживаниями.

Как вы думаете, какие чувства выражены в музыке 1 части?

Ответ учащихся: главная партия – переживания, нежности, задушевности, грусти, беспокой -ства.

Побочная партия – чувства умиротворения, спокойствия, лёгкости, лукавства.

Учитель: а если изобразить музыку чувств цветовой палитрой, какой цвет или цвета вы бы использовали?

hello_html_55cae2cc.jpg

Ответы учащихся: синий цвет – чувства главной партии, розовый или жёлтый – чувства побочной партии.

Учитель: какой музыкальный образ воплощён в музыке первой части? (вопрос №5)

Учитель: на каком принципе развития музыкального материала строится первая часть? (вопрос №6)

Ученик: принцип контраста.

Учитель: Моцарт обладал удивительными способностями и талантом.

hello_html_m1f813771.jpg

hello_html_6dd998be.jpg

. Семья Моцарта.

Учитель: Те самые композиторы, которые недавно восхищались чудо- ребёнком, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги. Они утверждали, что Моцарт пишет музыку не сам. Это его отец сочиняет вместо сына, выдавая свою работу за творчество сына. Ребята, как вы думаете, не отражалось ли это в музыке Моцарта?

Учитель: послушаем фрагмент из второй части. Какую палитру чувств раскрывает музыка этой части. Какой характер музыки? Свои впечатления не забывайте записывать в тетрадях.

Ученик: характер музыки – светлый, спокойный чередуется с чертами грозной маршевости.

светлые чувства с каким –то напряжением.

Учитель: а музыкальный образ какой воплощается?

Учитель: переходим к музыкальной палитре чувств третьей части.

Слушание фрагмента из третьей части.

Ученик: характер решительный, маршевый, серьёзный.

Учитель: какие чувства выражает музыка этой части?

Ответ учащихся: чувство настойчивости, непреклонности, решительности.

Учитель: знакомимся с финалом симфонии, 4-ая часть.

Слушание фрагмента 4-ой части.

Что вы можете сказать о настроении этой части?

Ответ учащихся: страстное, взволнованное, стремительное, с оттенком грусти.

Учитель: какой музыкальный образ воплощён в музыке финала?

Учащийся: лирико- драматический.

Учитель: что объединяет все четыре части симфонии?

Учащиеся: все части симфонии воплощают какие-то человеческие чувства, один музыкальный образ – лирический.

Учитель: совершенно правильно. Какой образ самого композитора возникает у нас, слушателей? Поделитесь своими впечатлениями.

Учащиеся: душевного, стремящегося сделать добро; солнечного, счастливого, открытого людям.

hello_html_68d9fa6a.jpg

Учитель: в теме какой части, на ваш взгляд, чувства переданы наиболее ярко?

В заключении урока мне хотелось бы с вами раскрасить соответствующим цветом, все наши оттенки чувств, которые мы с вами подобрали для каждой части музыки Моцарта.

1часть. Грусть, волнение

2часть. Радость, теплота

Учитель: Закончить урок мне бы хотелось словами нашего замечательного поэта, нашего земляка, Виктора Бокова:

«Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан.

Сердце в порыве высоких эмоций

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок музыки в 6 классе

(Считал Генрих Гессе)

Случалось, что Моцарт, возвратившись домой после утомительного концерта, немедленно садился за рояль и продолжал свои импровизации до глубокой ночи. Моцарт весь превращался в чувство и созвучия, и из-под его пальцев вытекали чудные мелодии. Только тот, кто слышал Моцарта в эти часы, мог познать всю глубину и величину его музыкального гения; свободный и ничем не стесненный дух его смелым полетом.

Известно, что три его лучших симфонии написаны менее чем в два месяца: 26-го июня симфония № 39,25 июля – симфония№ 40; симфония № 41 – 25 августа 1788 года.

Моцарт за клавесином

Эти месяцы были очень трудными в жизни композитора. Семье буквально грозил голод. Моцарт пишет друзьям, меценатам, умоляет помочь ему, дать денег хотя бы на короткий срок.И в это жестокое время такая удивительная Симфония! В ней душа Моцарта, его печаль:

«Отзовись! Отзовись! Отзовись же!

Я к Тебе свой полёт направляю.

Прорываюсь меж адом и раем.

Озарён любовью страстной,

Окрылён Твоим знаменьем,

Боже! В этом мире горести и безмерных слёз

(Так пропела основную мелодию Юнона Таранова)

Ноты Симфонии № 40 В. Моцарта,


Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Музыка погружается во внутренний мир человека. Показан напряженный поиск гармонии жизни. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки.

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Только в трио, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов. Развитие переходит в сферу размышления. Мир поэзии, прекрасного (природа, душа).

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Слышится возвращение драматических

образов I части. Готовность человеческого духа к борьбе. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение

Итак, основное содержание симфонии – это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые. Напряженные поиски ясности, гармонии – безрезультатны.

Юрий Левитанский посвятил Симфонии такие стихи:

«Есть в музыке такая неземная,

как бы не здесь рожденная печаль,

которую ни скрипка, ни рояль

до основанья вычерпать не могут.

И арфы сладкозвучная струна

или органа трепетные трубы

для той печали слишком, что ли, грубы

для той безмерной скорби неземной.

И вот тогда, с подоблачных высот,

той капельки владетель и хранитель,

нисходит инопланетянин Моцарт

и нам бокал с улыбкой подает:

и можно до последнего глотка

испить ее, всю горечь той печали,

чтоб чуя уже холод за плечами,


Моцарт и Сальери


костюмы 18 века Франция

первая часть — Маленькая жига для клавира,

вторая — Менуэт для клавира,

третья — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: освоение учащимися сходства и различия как основного принципа музыкального развития, построения музыкальных формы (вариации, сонатная форма);

Задачи урока:

выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;

развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;

формирование умений устанавливать аналоги, строить логические рассуждения.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Планируемые результаты изучения:

Знать особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

Бетховен симфония №5 3 часть, Симфония №40 1-я часть Моцарт, Финал Симфонии №40 Моцарт.

Художественный материал:

Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Определите цель нашего урока.

- Проследить за развитием музыки в симфонических произведениях.

Планирование деятельности. (Слайд 5) Рассмотрите разворот учебника на стр. 132, 14 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

рассмотреть и анализировать картины французских художников;

слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;

слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Работа над новым материалом.

Симфоническая музыка и её образы часто не связаны с программой или сюжетом. В центре ее содержания – человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые.

Задание 1. рассмотреть и анализировать картины французских художников;

- В какой из них наблюдается резкий контраст? (Слайд 8)

- В картине Матисса выражен контраст. В ней контрастны положения фигур

(мужчина стоит, женщина сидит), одежда (на мужчине светло-голубая пижама, на женщине – черный, бархатный халат). Персонажи разделены окном, выходящим в сад. Густой сине-фиолетовый цвет (цвет тревоги) комнаты контрастен зелени деревьев за окном. Все это передает напряженность диалога, обстановки, в которой он происходит, показывает противостояние действующих лиц.

- В какой картине возникает единый образ?

- В картине Сезанна общий колорит, мягкость, приглушенность тонов как бы

объединяют персонажи в один эмоциональный образ.

На картине изображены мать и сестра художника.

В инструментальной, симфонической музыке, где нет слов, как в песнях, романсах, понять ее помогает прием музыкального развития. Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставления, (день-ночь, утро-вечер) или контраст-столкновения музыкальных образов (противоборство сторон, сил, мнений).

Задание 2. слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;

Послушайте знакомое произведение, вспомните, как оно называется, кто автор, есть ли контрастные образы?

(Слайд 9)

Слушание Симфония №5 Бетховен.

(Ответы уч-ся)

Задание 3. слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.

(Слайд 10)

Послушайте фрагмент еще одного знакомого произведения, вспомните, кто автор?

Слушание фрагмента Симфония №40 Моцарт

(Ответы уч-ся)

С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?

- На стр. 134 прочтите, как отзывался немецкий композитор Шуман и русский композитор Кабалевский.

Чтение.

Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.

(Ответы уч-ся: первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре).

Послушайте 1-ю часть симфонии и скажите, какое развитие получают эти темы?

Слушание 1-ой части Симфония №40 Моцарт

(Ответы уч-ся)

Правильно, темы контрастны, но они не сталкивались, а сопоставлялись, что придает музыке Моцарта загадочность и непостижимую глубину.

Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии

Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт

(Анализ произведения. Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.)

(Ответы уч-ся)

В ы в о д: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена.

Читайте также: