Поход александра македонского на восток конспект

Обновлено: 06.07.2024

Письменно: 2 карточки.

Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

а) Внимательно прочитать вопрос и подготовить развернутый ответ на него: почему Греция потеряла свою независимость?

б) Для этого вспомнить:

  • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?
  • Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

в) Сделать вывод.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

IV. Изучение новой темы.

План. Слайд №3.

  1. Личность Александра Македонского.
  2. Первые победы.
  3. Битва при Иссе.
  4. Гибель Персидского царства.
  5. Окончание похода.

Записываем в тетрадях тему и план урока.

Записи на доске:

334 г. до н. э. – битва на реке Граник,

333 г. до н. э. – битва близ города Исс,

331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,

330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,

325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.

Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.

Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.

Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

?- Как была завоевана Финикия?

3 абзац, с. 192-193, II-В.

?- Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.

Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

Характеристика битвы:

Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.

323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15. Задание для учащихся:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск.

ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;

подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;

формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

продолжить формирование коммуникативной компетентности;

формировать интерес к исторической науке.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные события и даты:

Битва при Гранике – 334 г. до н.э.

Битва при г.Иссе – 333 г. до н.э.

Подчинение Египта – 332 – 331 г.г.до н.э.

Битва при Гавгамеллах – 331 – г .до.н.э.

Поход в Индию – 327 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон – 325 г. до н.э.

Смерть Александра Македонского – 323 г. до н.э.

Личность в истории:

Александр Македонский, Парменион, Дарий III.

Сегодня на уроке речь пойдет о выдающемся полководце древности – Александре Македонском и его походе на Восток.

План урока: (2 сл)

1. Победы Александра Македонского.

2. Гибель персидского царства.

3. Поход Македонского в Индию.

Работа с исторической картой.Учебник стр. 192

- Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым)

- Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым)

Оцените территории стран.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (3 сл)

На этот вопрос мы постараемся с вами ответить в конце урока.

Может причина успеха Александра кроется в личностных характеристиках?

Работа с документом. Прил.1

(4 сл)Вопросы:

1.Какие качества присущи личности Александра Македонского?

2. Какие качества понравились Вам?

(5 сл)Александр получил хорошее образование, его воспитателем был крупнейший ученый Греции Аристотель.

(6 сл.)Александр стал царем Македонии, когда ему исполнилось всего лишь 20 лет.

Посмотрите внимательно на карту и скажите, куда устремил свой взор Александр?

(Отвечают на вопрос. В Персию.)

Как Вы думаете, почему Александр пошел именно на Восток? (Так как к моменту восшествия на престол Греция уже завоевана, как и другие прилегающие к Македонии страны. )

(7)Весной 334 г. до н.э. 160 кораблей македонского флота, груженные пехотой и конницей пересекли Геллеспонт, нынешний пролив Дарданеллы между средиземным и Мраморным морями (Показывает пролив на карте).От сюда начинался поход Александра в сердце огромной персидской державы. Немного войска имел молодой царь. Всего 30 тыс. отборной и закаленной в боях пехоты, 5 тыс. всадников и корабли. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей. Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Многие народы давно уже страдали от власти персов и мечтали о том. Чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей.

Вспомните, какие государства были покорены персами? (Египет, Ассирия, Финикия.)

А что вам известно об армии персов? (Персидская армия была огромной, лучшую её часть составляла царская гвардия и наемники разных национальностей.)

Что отличало наемную армию из покоренных народов? (Наемники были плохо обучены, не выдерживали трудных походов.)

Преодолев быстрое течение и крутой берег, конница македонян вступила в бой. Александр вклинился в самую гущу персидских всадников. В схватке он сломал копье и был окружен врагами. Это была удача дня персов! Гибель Александра казалась неизбежной. В этот роковой миг подоспел ближайший друг царя Клит. Он бросился вперед и пронзил перса копьем. Жизнь Александра была спасена.

Читают диалог между Александром и Парменионом Прил. 2

Сражение продолжалось и завершилось победой македонян, которая отдала в их руки Малую Азию. Одни города без боя признавали власть Александра, другие он покорил силой оружия.

(Записывают дату битвы. 334 г. до н.э. – битва при Гранике. )

Дарий IIIдвинул своё огромное войско навстречу Александру. Персы и македоняне встретились близ города Исса (показывает на карте). Работа с учебником.

(8,9 )Чем закончилась битва под Иссом?( Дарий покинул поле битвы, македоняне захватили лагерь персов и семью царя – мать, жену и двух дочерей.)

Как поступил Александр по отношению к семье Дария III? (Александр сказал, что воюет только с Дарием, женщинам были оказаны почести, к которым они привыкли на свободе.) Запись в таблицу.

Дальнейшей целью Александра была Финикия.

(Показывает на карте Финикию город Тир).

Богатый финикийский город Тир решил сопротивляться. Более полугода длилась осада этого города. Жители сражались не за Дария, а за свободу. Город был окружен кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины. Стены Тира рухнули, македоняне ворвались в город, разграбили его и подожгли, мужественные защитники были убиты, жители города превращены в рабство.

Александр получает от Дария письмо, где царь персов предлагает ему мириться, он готов был отдать в жены Александру дочь и полцарства- все земли до Евфрата.

Запись в таблицу.

(10,11,12) Дальше путь великого полководца лежал в Египет.

Вспомните, когда Египет потерял свою независимость? (Персы захватили Египет в 525 г. до н.э).

Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном солнца. Военные успехи вскружили голову Александру. В дельте Нила, на острове Фарос им был основан город Александрия. (Показывает на карте). Запись в таблицу

(13) В 331 г. до н.э. начался поход в персидские земли. Перейдя воды Тигра и Евфрата, войско Александра оказалось у селения Гавгамелы. Перед битвой Александр лег

• Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).

• Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.

• За конницей – фаланга.

• Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.

• Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.

• Дария III убивают его же приближенные.

Запись в таблицу.

Войско македонян было измотано, воины роптали, молодой царь менялся на глазах, власть и слава затмили ему глаза.

Как будущий владыка мира Александр стал носить роскошные одежды и требовать, чтобы все, даже друзья, приветствовали его глубоким поклоном или, стоя на коленях, обращались с ним как с богом.

327 г. до н.э.- поход в долину Инда. Запись в таблицу

Однако войско было против продолжения похода, и Александр вынужден был повернуть назад.

Как Вы считаете, почему войско было против продолжения похода?

Путь лежал через пустыню. Александр переносил тяготы наравне со всеми, по мере сил стараясь поднять дух воинов. Согласно преданию однажды он вылил на песок поданную ему воду, когда увидел, что ее не хватит на всех.

Как подобный поступок характеризует Александра?

(14) Десятилетний поход завершился в Вавилоне., город был захвачен им. Жители города встретили его как освободителя. После Вавилона македонский царь овладел столицей персов городом Персеполем (показывает на карте). Александра овладело желание завоевать весь мир, которое многим его друзьям и соратникам казалось безумным, но они были вынуждены подчиниться. (15) После трех лет беспрерывных боев Александр вторгся в долину Инда, в кровопролитной битве македоняне столкнулись с боевыми слонами. Несмотря на трудности, войско Александра одержало победу, но дальше идти отказалось. Запись в тетрадь.

Александр был вынужден повернуть назад.

Как вы думаете, почему войско Александра отказалось продолжать его замыслы? (Воины были измучены долгими переходами и сражениями.)

(16, 17)Обратный путь был очень трудным. Вернувшись в Сузы, Александр женился на дочери Дария Статире. В 325 г. до н.э. он сделал столицей своей державы Вавилон, здесь завершился его десятилетний поход. Запись в тетрадь В Вавилоне он прожил два года, стал суеверным, окружив себя прорицателями.

(18)Александр помышлял о новом походе – на Запад, он мечтал покорить Карфаген, Сицилию и Италию. Внезапная смерть от малярии в 323 г. до н.э. положила конец всем его грандиозным планам.


В уроке описывается завоевательный поход Александра Македонского в Персидское государство. На интерактивной карте прослеживается его путь, отмечаются места основных сражений – битва при Гранике, битва при Иссе, осада Тира, битва при Гавгамелах. Описывается создание Александром могучей империи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Поход Александра Македонского на Восток"

Вопросы занятия

· Персидский поход Македонского

· Битва при Гранике

· Александр в Египте

· Битва при Гавгамелах

· Македонский в Азии

После смерти Филиппа царем Македонии стал его сын Александр, которого впоследствии прозвали Великим.

На уроке вам предстоит узнать о покорении Александром Македонским Персидской империи; о битвах, в которых он одержал победу и о возведении новых городов на захваченных территориях.

Александр Македонский.

Александр Македонский родился в 356 году до нашей эры в столице македонского царства городе Пелла. Юноша получил классическое греческое образование, ведь его учителем был известный философ Аристотель. Александр интересовался литературой, медициной, философией.

Помимо блестящего ума, будущий царь обладал и физической силой. В возрасте 10 лет ему единственному удалось укротить коня, привезенного из Фесса́лии. Александр назвал его Буцефа́л. На протяжении всей жизни Буцефал был со своим хозяином и умер за год до смерти Александра. В память о любимом коне Александр основал город и назвал его Буцефа́ла, современный Джалалпу́р в Пакистане.

Персидский поход Македонского.

На азиатский берег ступило войско завоевателей. Оно насчитывало 32 тысячи пеших воинов и 5 тысяч конных воинов. А здесь их уже ждали другие воины, переправленные еще при Филиппе. Таким образом, войско Александра Македонского насчитывало около 50 тысяч человек.


Битва при Гранике.


На правом берегу Граника персы выстроили свою конницу, за ней стояли пешие воины, а чуть поодаль, на холме, разместились наемные греческие воины.

На левом берегу Александр построил две фаланги пеших воинов, а справа и слева и прикрывала конница.

Когда пехота начала переправу, персидская конница попыталась их остановить и вернуть назад. Однако это не удалось. Александр был талантливый стратег и все правильно рассчитал. В бой вступили македонские всадники. Битва была тяжелой, ломались копья, несколько раз сам Александр оказывался на краю гибели. И пока конница сражалась, пешие воины переправились через реку.

Персы начали отступать. Сражались лишь греческие наемные воины. Они понимали, что Александр их не пощадит. Именно в бою с наемниками погибло больше всего македонян, ведь это был бой не на жизнь, а на смерть.

Войско Александра одержало победу при Гранике. Потери македонян составили 85 всадников и 30 пеших воинов. В то время как персы потеряли около тысячи всадников и 10 тысяч пехотинцев.


Македонская армия двинулась дальше. Ей сдались Ли́дия и Фри́гия. Постепенно персы теряли прибрежные города. После битвы при Гранике закончилось господство персов на территории Малой Азии.

Битва у Иссы.

Александр не спешил продвигаться дальше. В течение года он занимался укреплением своей армии. В это же время персидский царь Дарий III собирал войско, чтобы выйти навстречу завоевателям.

В 333 году до нашей эры македонское и персидское войска встретились у И́сса, небольшого городка.


Силы противников были неравны. Войско Дария практически в 3 раза превосходило македонское. Воинам Александра снова пришлось столкнуться с наемными греческими гоплитами. Однако в ходе ожесточенной битвы, все большее количество персов погибало под ударами македонских воинов, которыми командовал бесстрашный Александр.

Македонский царь приближался к колеснице Дария, убивая воинов, охранявших его. Александр был ранен в ногу, но это не остановило его. Дарий, увидев приближающегося противника, испугался и сбежал, бросив обоз и свою семью. Это был недостойный правителя поступок.

Персидские воины в панике начали отступать. В узких горных проходах они погибали из-за давки. После сражения поле боя было усыпано телами персидских воинов. Царская семья была взята в плен.

Осада Тира.

Александр повел свое войско вперед. Он захватил такие города как Библ, Сидо́н. Следующим городом на пути завоевателей оказался финикийский Тир.


Он находился на скалистом острове. Город окружали высокие стены, высотой 45 метров, это как 15-этажный дом. Жители города поддерживали персов, поэтому Александр не мог оставить Тир свободным. Иначе войску было бы сложнее продвигаться дальше.

Осада города длилась 7 месяцев, с января по июль 332 года до нашей эры. Тир защищали около 9 тысяч воинов, к тому же город имел очень сильный флот. Поэтому Александр попросил помощи у союзников. Таким образом, Македония собрала флот, в который входило около двухсот кораблей. Но жители Тира не стали вступать в морское сражение и укрепились в городе.

Была построена насыпь, которая вела к городу. На нее были установлены осадные башни. На корабли также установили осадные и метательные орудия. С помощью этого на протяжении долгого времени воины Александра пытались пробить стены неприступного города. Защитникам Тира удалось потопить несколько кораблей. Представьте себе, что когда захватчикам удалось сделать пролом в стене, размером в 30 метров, тирийцы восстановили стену всего за ночь.


Но через три дня стены Тира рухнули, македоняне захватили город. Все мужчины были убиты, женщины, дети и старики проданы в рабство. После долгих семи месяцев город пал.

Александр в Египте.

Александр поселил в городе новых жителей, которые поддерживали его, и выступил в новый поход. Теперь его целью был Египет. В ноябре 332 года до нашей эры македонское войско вошло в Египет. Его правитель добровольно сдал столицу, передав власть Александру Македонскому.


Население радостно встречало воинов, ведь они освободили их от ненавистного персидского господства. Александр не стал уничтожать их обычаи и религию, а египтяне в свою очередь объявили его фараоном и признали, что власть его имеет божественное происхождение.

На самого Александра Египет произвел очень большое впечатление. Он восхищался архитектурой и искусством. В начале 331 года до нашей эры Александр основал новый город, который получил название Александри́я. Вскоре он стал культурным и торговым центром государства. Пробыл новый правитель в Египте целых полгода.

Битва при Гавгамелах.

Летом 331 года до нашей эры македонское войско переправилось через реки Тигр и Евфрат, их целью было продвижение вглубь Азии. Но после пересечения Тигра Александр увидел войско Дария, ожидавшее его. 1 октября 331 года до нашей эры состоялась битва при Гавгаме́лах.


Соотношение сил было разным. На стороне Александра сражались 7 тысяч всадников и 40 тысяч пеших воинов. Дарию же удалось собрать огромную армию: 100 тысяч всадников, 400 тысяч пехотинцев, 200 серпоно́сных колесниц и 15 боевых слонов.


Войска находились на расстоянии 6 километров друг от друга. Перед битвой Александр дал своему войску отдохнуть. А персидские воины простояли целый день и всю ночь на поле боя в полном облачении. Естественно, ко времени битвы они уже были утомлены.

Началось сражение с атаки колесниц, на которых были закреплены длинные косы. По плану Дария они должны были порезать пеших воинов врага. Но македоняне были готовы к атаке. Как только колесницы начали приближаться, воины стали очень громко кричать. Этим они испугали лошадей, некоторые из них повернули обратно и колесницы погубили самих персов. Македонская фаланга расступилась и пропустила оставшиеся колесницы.

Не удалось Дарию использовать и шипы против конницы. Александр увел своих всадников в обход места, где они были расставлены.

Это была главная победа Александра Македонского в Азии. Именно она ознаменовала конец Персидской империи. Дарий попытался укрыться на Востоке и собрать там новое войско, но был убит.

Македонский в Азии.

Александр двинулся дальше. Он захватил Вавило́н, Су́зы, Персе́поль. Правители подчинялись ему.



В 325 году до нашей эры Александр поселился в Вавилоне и оттуда правил своей огромной империей.

Он планировал новый поход, на Запад, когда внезапно заболел малярией. В 323 году до нашей эры, в возрасте 33 лет Александр Македонский умер, не оставив после себя наследника.

Итак, подведем итог, что же нового вы узнали в ходе урока.

· В 336 году до нашей эры македонским царем стал Александр.

· Весной 334 года до нашей эры Александр Македонский направил свое войско в Персидскую империю с целью захватить ее.

· Битва на реке Граник произошла в 334 году до нашей эры.

· В 333 году до нашей эры произошло сражение при Иссе.

· С января по июль 332 года до нашей эры длилась осада финикийского города Тир.

· В Египте Александр пробыл полгода и основал новый город – Александрия.

· 1 октября 331 года до нашей эры состоялась битва при Гавгамелах, в которой Александр нанес окончательное поражение персидскому царю Дарию III.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием компьютерных технологий и групповой работы.

Цели и задачи урока

ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;

подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;

формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

продолжить формирование коммуникативной компетентности;

формировать интерес к исторической науке.

Оборудование: мультимедиопроектор, карта “Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток”; эпизоды из фильма “Александр Македонский, карточки с заданиями для закрепления.

Ребята! Сегодня у нас немного необычный урок. У нас много гостей. Но я думаю, что это нам не помешает активно работать на уроке и показать свои знания. Я всем желаю сегодня интересной работы и хороших оценок.

II. Актуализация знаний

(видеоролик и стихотворение)

Эта страна совсем не велика,

На карте даже не видна она.

Так долго тихо мирно развивалась

И от других почти ничем не отличалась.

Но время шло и укреплялась та страна

И стало место мало ей тогда.

Создали войско, собрались в поход.

Уверенные в том, что их победа ждет!

Скажите, что это за страна?(Македония)

- Давайте вспомним, что на известно об этой стране и ее людях?

(карточки с заданиями – 5 человек)

Индивидуальная карточка

Македония находилась на _____________ Балканского полуострова. Македоняне переняли у греков их культуру и быт. В 4 веке до н.э. их царем стал _______________. Он создал боеспособную армию и начал завоевывать греческие города. Оратор _____________ призывал греков объединиться и дать отпор завоевателям. В ________ году до н.э. произошла битва у города _______.

Благодаря хитрости Филиппа и смелости Александра греки были разбиты. Филипп стал для греков ________________. Началась подготовка к войне против _____________.

Почему в 5 веке до н.э. греки смогли отстоять свою независимость в войне против персов а в 4 веке до н.э. покорились Македонии? Приведите не менее трех доказательств своего мнения.

Работа с классом.

Где находится Македония? (показать по карте и рассказать о местоположении)

Какие взаимоотношения были между Грецией и Македонией изначально?

При каком правителе Македония начала усиливаться?

Что предпринял Филипп для усиления страны?

(Задания на интерактивной доске)+ отметка в оценочном листе, который нужно подписать

Выберите, что относится к характеристике македонской армии:

- боевые слоны(1,3,4,6)

5. Выберите причины поражения Греции:

- военное превосходство персов

- образование единого греческого государства

- междоусобные войны в Греции

- полководческое искусство Филиппа

- полководческое искусство Демосфена

- численное превосходство греков

- хитрость македонцев (1,3,5,7)

Поменяйтесь листочками и подведите итоги в оценочных листах

Как повел себя Филипп в отношении завоеванных греков? (объединение против персов и начало войны)

Удалось ли ему осуществить этот поход? (нет) Почему? (был убит)

Кто продолжил его дело? (Александр)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

ТЕМА: Поход Александра Македонского на Восток.

III. Создание проблемной ситуации

Посмотрите внимательно на карту и скажите, какую по размеру территорию занимала Македония? ( не большую)

Следовательно, какую армию могла иметь Македония? (Малочисленную)

Итак: 1 факт – Армия Македонии была малочисленной(вывешивается на доску)

Скажите, что на карте обозначено коричневыми стрелками? ( походы македонцев)

Что можно сказать о результатах этих походов? (много завоевано земель) Чьи это земли? (персов)

Итак: 2 факт – Македония завоевала персидскую державу.(вывешивается на доску)

Посмотрите внимательно на эти два факта, сравните соотношение сил и результаты походов.

В чем противоречие?

Какой возникает вопрос?

ПРОБЛЕМА: Что позволило македонцам завоевать персов и создать великую державу? (на доску)

Чтобы объяснить причины побед македонцев, надо найти факты, которые помогут объяснить причины побед

Какие для этого мы должны рассмотреть вопросы?

Основные битвы и их итоги

У нас с вами получился план, по которому мы будем работать.

IV. Изучение нового материала

Когда погиб Филипп Александру было 20 лет. В таком молодом возрасте трудно управлять страной, да еще и возглавлять военные походы, но Александр с этим прекрасно справился.

Может это быть одним из фактов побед македонцев? (да)

ВЫВОД: 1. Неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению Македонии, но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать еще причины.

ФИЗМИНУТКА (верно –встали, не верно – сидим)

Аристотель – учитель Александра +

Греция расположена на севере от Македонии -

Фаланга состояла из 15 рядов -

Демосфен – оратор Греции +

Македонскую конницу набирали из земледельцев и пастухов -

Греция добровольно подчинилась Македонии -

Битва у города Херонея произошла в 338 году до н.э. +

Филипп объявил себя царем Греции -

Александр участвовал в военных битвах вместе с отцом. +

Царь Филипп погиб в битве у города Хронея-

А теперь мы с вами обратимся к военным событиям и составим таблицу, которая есть у вас на партах. (дата – событие – итог) Найдите и подпишите ее. Для работы нам понадобится карта в учебнике на странице 194,. По которой мы будем находить места военных событий.

Посмотрите на карту и скажите, куда в первую очередь отправился Александр? ( в Малую Азию)

Небольшое войско под предводительством юного царя перешло морской пролив ибыло готово к бою (ссылка видео).

Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.

Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: “Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки”.

Битва произошла Весной 334 г. до н. э.у реки Граник (карта)

Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя – Клит и пронзил врага копьем.

Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.

Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он стал собирать войско, чтобы дать отпор македонцам.

Прочитайте в учебник пункт 2 и выпишите события в таблицу. Не забудте найти их на карте.

334 год до н.э.

333 год до н.э.

332 год до н.э.

332 год до н.э.

331 год до н.э.

226 год до н.э.

Давайте отметим на карте эти события (интерактивная доска)

Что помогло македонцам в этих победах?

- смелость и решительность македонцев

- жестокость в отношении тех, кто оказал сопротивление

- порядочность в отношении женщин

Как Александр отнесся к своим победам?

(они вскружили ему голову и он посчитал себя богом)

Он уверовал в свою божественность и могущество.

Достиг А. Македонский своей цели? (нет)

Почему? (не завоевал Персию)

Именно поэтому поход был продолжен в северном направлении.

Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами. (карта)

Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле.

Есть сведения, что Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. “Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок”.

Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его. “Ты спишь так, как будто мы уже одержали победу”, - удивился Парменион.

“Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили”, - весело ответил царь. ОТРЫВОК ФИЛЬМА

Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит.

В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.

Города Персидской державы сдавались один за другим. (интнрактивная карта) В Вавилон Александр въехал победителем.

Далее настала очередь Персеполя. Именно там в древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.

Давайте прочитаем выдержки из документа и определим, что изменилось в личности Александра Македонского?

Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры , совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

Вывод:Александр из выдающегося полководца, который создал огромную державу, превратился в деспотичного правителя, против которого росло недовольство. Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. Он начал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успехами и жизнью.

Это полководец Парменион (тайно убит) и его сын Филот (после пыток казнен). На пиру, в порыве гнева он убил своего друга Клита, который осмелился упрекнуть своего царя в том, что он возомнил себя богом, что победы над врагами, которые добыты кровью македонских воинов, он приписал себе одному. Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшего его от гибели в бою при Гранике, уже нельзя было вернуть.

И даже все это не останавливало Александра от желания завоевать весь мир.

После трех лет боев Александр с войском вторгся в долину реки Инд. Это произошло в 326 году до н.э.Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов. Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы Александр основал город Никею. (победа)

На этом силы войска иссякли. Заставить воинов идти дальше Александр не смог ни уговорами, ни угрозами. И объявил о возвращении домой.

Столицей своего огромного государства он сделал город Вавилон.

Александр помышлял о новом походе на Запад,, мечтая покорить Сицилию, Италию, но этим мечтам не суждено было сбыться.

В 323 году до н.э. в возрасте 33 лет он внезапно заболел малярией и умер.

Правил Александр 12 лет и 8 месяцев.

Так создавалась держава Александра Македонского.

Давайте проверим, что у вас получилось в таблице. Оцените себя в оценочном листе.

V. Подведение итогов урока.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ: Что позволило македонцам завоевать персов и создать великую державу? (на доске)

Неординарная личность Александра Македонского

Умелые действия хорошо подготовленного македонского войска

Разобщенность и слабость персов

Народы Востока сами подчинялись Александру

VI. первичное закрепление

Давайте проверим, кто сегодня был самый внимательный на уроке.

Перед вами кросворд Работаем прямо в листочке.




































Столица Македонской империи

Город, который оборонялся полгода против македонцев

Место, где состоялась первая встреча персов с войском Александра

Место, где была уничтожена персидская армия

Эта страна , завоевать которую Александру не удалось

Проверте свои ответы и оцените себя в своем листе. Посчитайте общее число баллов и переведите их в оценку.

VII. Рефлексия

Молодцы ребята. Мы сегодня хорошо поработали. Оценочные листы вы мне сдадите, и оценки я поставлю в журнал.

Ну а я хочу узнать ваше отношение к уроку. В листе самооценки есть итог урока. Прочитайте предложенные оценки и выделите ту, которая подходит для вас.

VIII. Домашнее задание Запишите в дневнике на среду параграф 42 задание на карточке.

Рисунок или схема одной битвы на выбор

Представьте что вы – люди 21 века – оказались рядом с Александром македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились?

Читайте также: