Конспект слово как единица языка

Обновлено: 06.07.2024

Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
История происхождения слова
Что такое слово? Основные свойства слова
Классификацияслова
Слово как единицаязыка
Лексическое значение слова
Что такое многозначные и однозначные слова…
Высказывания великих людей о слове
3. Заключение
4. Список литературы

Введение

Главное в жизни человека - слово. С него всё началось. С его помощью мы научились понимать друг друга, передавать свои мысли и чувства. Без него нельзя обойтись. Есть, конечно, язык жестов, мимики, изобразительного искусства и скульптуры, музыки, но сказать столько и так полно, как словами, невозможно больше никакими средствами.

То, какую большую роль играет слово в жизни, люди поняли давно. Это нашло свое отображение в фольклоре. Очень точными выражениями народ умеет охарактеризовать целую гамму чувств, которые возникают в разных жизненных ситуациях. Невозможно представить себе жизнь без слов. Ведь именно слова, обличённые в мысли, заставляют нас мечтать, верить, ждать, любить. Слова – неотъемлемая часть нас самих. Слову доступно все, что доступно человеческой мысли. А человеческой мысли доступно все!

Слово – великий двигатель человеческого прогресса. Слово хранит весь опыт, накопленный человечеством за миллионы лет. Наше слово — наш язык – нужно беречь, охранять, развивать и изучать, пользуясь всем тем, что нам оставили предыдущие поколения и, привнося свое, новое, заботиться о его красоте и чистоте.

История происхождения слова

История происхождения слов – это маленький кусочек истории жизни народа, развития его культуры, особенностей восприятия окружающей природы, рассказа о его верованиях, чувствах, страхах, надеждах. Почему мы называем себя славянами? Как понимали славяне время? Кто такой чёрт с точки зрения наших предков? Что такое счастье и горе в их представлении? На эти и многие другие вопросы отвечает этимология.

Этимология – наука о происхождении слов. Задача учёного-этимолога – определить, когда и откуда появилось слово в языке, что оно обозначало изначально, с какими другими словами языка связано родственными связями.

Что значит выяснить происхождение слова? Прежде всего, надо установить, к какой из двух больших групп в лексике русского языка оно принадлежит.

Все слова по происхождению делятся на исконные и заимствованные. Исконные слова те, которые либо унаследованы в языке от более древних эпох его развития, либо образовались в нём сравнительно недавно. Иначе говоря, это собственные слова данного языка. Среди них есть очень древние, они восходят к периоду, когда существовало единое племя индоевропейцев, говорящих на одном языке, который называют индоевропейским. Именно с этих давних времён к нам дошли слова мать, брат, беру, дам, ты, два и другие, обозначающие такие явления жизни, без которых не обойтись никогда. Однако шло время, индоевропейцы расселялись по Европе, их язык распадался на различные диалекты, которые потом становились самостоятельными языками, те снова делились на диалекты и снова превращались в языки… На каком-то этапе возникло племя славян и их язык, который сейчас мы называем общеславянским. Сейчас славянских языков 13: русский, белорусский, украинский, болгарский, сербский, хорватский, македонский, словенский, чешский, словацкий, польский и два лужицких – верхне- и нижнелужицкий, но в каждом из них есть мощный пласт общеславянской лексики. Целый ряд слов пришёл в общеславянский язык из языков соседей: германцев, тюрков, греков. Таким образом, общеславянская лексика различна по своему происхождению, но для русского языка всё это является исконной лексикой.

В лексике каждого языка достаточно много заимствований. Порой мы удивляемся, узнавая, что самые употребительные сейчас слова когда-то приходили к нам из других языков. Это заимствования из тюркских (татарского, узбекского, башкирского, турецкого), германских (готского, немецкого, английского, шведского, голландского), из финских (финского, карельского, эстонского), угорских (венгерского, мансийского, хантыйского), французского, итальянского, из литовского и латышского языков.

Особо следует сказать о латинском и греческом языках. Латынь в средневековой Европе была международным языком науки и культуры, поэтому многие научные термины (и не только научные) пришли к нам именно из этого языка. А греческий язык взаимодействует с русским с древнейших времён Руси, поскольку и торговые связи, и общность религий, и культурное влияние (именно греки Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку) повлекли за собой огромное количество грецизмов в русском языке.
Среди заимствований есть одна совершенно особенная группа слов – это заимствования из старославянского языка. Так называют язык древних болгар, ставший для Древней Руси, Сербии и некоторых других славянских стран таким же международным языком культуры, как латинский язык для Западной Европы. Памятники письменности старославянского языка – самые древние из памятников славянских народов: они сохранились с IX века. Доля старославянизмов в русском языке достаточно велика.

Что такое слово?

Существует много определений слова, но все они говорят об одном и том же.
Слово (однозначное аксиоматическое обозначение в лексике) — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Основные свойства

Учитывая сложность и многоплановость структуры слова, современные исследователи при его характеристике используют т. н. многоаспектный тип анализа, то есть указывают на сумму самых разных языковых свойств:
- Фонетическая оформленность и одноударность (наличие главного ударения).
- Семантическая оформленность (наличие лексического, грамматического, структурного значения).
- Номинативная функция (название явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения).
- Воспроизводимость (слово существует в языке как готовая самостоятельная единица и воспроизводится говорящим в момент речи, а не изобретается заново).
- Синтаксическая самостоятельность (способность употребляться в качестве отдельного высказывания; относительная свобода расположения слов в предложении).
- Внутренняя линейная организация (слово состоит из морфем).
- Непроницаемость и неделимость (невозможность разрыва единицы какими-либо элементами). Исключения: никто — ни от кого и т. п.
- Цельнооформленность.
- Семантическая валентность (способность сочетаться с другими словами по определенным семантическим грамматическим законам).
- Материальность (существование слова в звуковой/графической оболочке).
- Информативность (объём знаний о явлении мира действительности).

Классификация слова
По значению:
- знаменательные (обозначающие некоторые понятия);
- служебные (служащие для связи слов между собой).
Части речи:
- слова подразделяются также на разные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, наречие, предлог, союз, частица, междометие)
По происхождению:
- исконные (существовавшие в том или ином виде в языке-предке)
- заимствованные (пришедшие из какого-то иностранного языка)
По составу
- простые
- сложные
По употреблению
- общеупотребительные
- устаревшие
- историзмы — устарели в связи с исчезновением предмета (опричник)
- архаизмы — заменены другим словом (уста)
- неологизмы — малоупотребляемые из-за новизны
- термины — специальные слова, употребляемые людьми определённых профессий для обозначения понятий, с которыми они имеют дело
- арго, жаргон, сленг — слова, употребляемые при неформальном общении определёнными социальными, профессиональными и возрастными группами
- просторечные слова — употребляются малообразованными людьми независимо от социальной группы

Слово как единица языка

Отмеченные выше признаки знаменательного слова свойственны не всем словам

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова — это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности. Лексическим значением обладают все слова языка, но значения самостоятельных и служебных частей речи отличаются. Самостоятельные части речи называют предметы, действия, признаки, количества (человек, бежать, быстрый, двенадцать), а служебные выражают отношения между словами в словосочетании и предложении или вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки (на, в, через, так как, потому что, ли, -ка).
В лексикологии изучаются лексические значения слов. В русском языке огромное количество слов. Все они делятся на группы в зависимости от того, какая лексическая особенность слова имеется в виду:
1. слова однозначные, многозначные, использование слова в переносном значении.
2. синонимы, антонимы, омонимы, омографы, омофоны. В этой группе отражается смысловая связь разных слов в языке.
3. общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшая лексика. Эти слова выделены в особую группу в связи с особенностями употребления в речи.
4. исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения.

В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово — заимствованное. В XVII в. русский язык обогатился немецкими, голландскими словами, в XIX в. большое количество заимствований было из французского языка, основные заимствования — это английские слова. Заимствованные слова можно опознать по некоторым признакам: если слово начинается с гласной а или э, если в корне слова есть сочетание ке, ге, хе, ею, мю, бю или пю, если в слове встречается буква ф, если в корне рядом соседствуют две и более гласные можно смело утверждать, что слово пришло в русский язык из другого языка.

Что такое многозначные и однозначные слова?
Однозначные слова – это
1) слова с одним лексическим значением. Например: рюкзак, доброта, дирижировать, колоссальный.
2) одно из языковых средств, активизирующихся в научном стиле. Однозначные слова служат для выражения точности: Очень неравномерно распределяется водный сток в году.
3) один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в смоделированный с опорой на точность речи набор языковых средств.

Многозначные слова (полисемия) – это
1) наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности.
Например, у слова горло 4 значения: передняя часть шеи; полость позади рта; верхняя суженная часть сосуда; узкий выход из залива, устье.
Во многих языках, в том числе в русском, многозначные слова преобладают над однозначными. Многозначные слова принято отграничивать от омонимии, т. к. значения многозначного слова связаны общими семантическими элементами (семантическими признаками) и образуют определённое семантическое единство (семантическую структуру слова).
Омонимы – это
1) одинаково звучащие единицы языка, в значении которых (в отличие от значений многозначных единиц) нет общих семантических элементов.
2) разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Например: лист – у тетради и у растения; месяц – в календаре, на небе; горн – кузнечный, духовой инструмент; лента – на бескозырке у моряка, бумажная, бант в косе; и др.

Высказывания о слове

Слово — врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу.
Хун Цзычен

Выпустить слово легко, да поймать трудно. В разговоре, как в завещании, — меньше слов, меньше тяжб. Беседуя о пустяках, прощупывай почву для дел поважней. В скрытности есть что-то божественное. Кто в беседе легко открывается, того легко убедить — и победить.
Грасиан-и-Моралес

Меньше скажешь слов, скорее справишь дело.
Скотт В.

Выражай смертными словами бессмертные вещи.
Лукреций

Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова — это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самой правдой.
Квинтилиан

Слово бьет иногда насмерть.
Грин А. С.

Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.
Овидий

Говоря с мудрым, употребляй немного слов.
Катон

Болтун хочет заставить себя любить — и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.
Плутарх

Многословие еще не залог разумения.
Фалес

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
Чехов А. П.

Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.
Менандр

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Конфуций

Прекрасно слово, ибо в слове оставит память человек. Уходим мы с земли, а слово от нас останется вовек.
Ас-Самарканди

Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.
Цицерон

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: познакомить учащихся с учебником; дать понятие о слове как основной единице языка; создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению.

1. Организационный момент.

Знакомство с учебником.

2. Работа по теме урока

Слово учителя

– Как вы думаете, зачем человеку нужны слова?

(Учащиеся высказывают свое мнение)

– Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.

Мы начинаем узнавать мир по его именам. Строя каждую фразу, мы должны назвать нужные нам события, предметы, лица.

Чем лучше человек знает свой язык, его словарь, тем точнее и живее его речь, тем выше его культура слова.

Но вот какая оказия. Слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мёртвым без последствий для называемого не получается… А потом болеют. И немудрено – сами накликиваем беду…

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кущунственную брань превращено? …

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Беседа по теме урока

– Надеюсь, теперь вы поняли, что к словам нужно относиться с особой осторожностью. Скажите, а как на уроках русского языка мы рассматриваем слово? (Учащиеся говорят о том, что мы говорим о слове с точки зрения принадлежности его к определенной части речи, с точки зрения его звукового состава, наличия морфем и т. д.) В ходе беседы на доске и в тетрадях появляется следующая схема, отвечающая на вопрос, какие разделы русского языка изучают слово:

орфография лексика фонетика

словообразование морфология орфоэпия

Итак, запишем предложение:

Словоосновная единица языка . (Выполняется синтаксический разбор, объясняются орфограммы и знаки препинания)

3. Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

– Докажите, что это текст.

– Объясните смысл названия.

( М. Пришвин размышляет о силе человеческого слова, которое, подобно звезде, дарит свет людям)

– Какие средства художественной выразительности использовал писатель?

4. Составление синквейнов

Утешит, поможет, приободрит.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

(Учащиеся читают свои работы, определяют лучшие)

5. Рефлексия

– Что вам понравилось на уроке?

– Что было для вас новым, а что вы уже знали?

6. Домашнее задание.

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Работа с текстом

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

Слово — центральная единица языка, предназначенная для описания предметов, их характеристик, действий и взаимоотношений. Оно позволяет людям выразить свои мысли и чувства. Слово как единица языка имеет несколько форм и изменяется в зависимости от грамматической парадигмы.

Слово как единица языка

Общее понятие

Слово изучается лингвистикой, философией, психологией и логикой. Оно является одним из важнейших сегментов речевого потока. Слово как основная единица языка выступает в качестве условного обозначения звуков, произносимых в устной речи. С его помощью человек может передавать и анализировать информацию. Слова имеют значение, состоящее из 3 элементов:

Слово важнейшая номинативная единица языка

  1. Прагматический компонент: физиологическая трактовка слова в соответствии с речевой ситуацией. Этот элемент выступает в качестве метасигнала.
  2. Семантический компонент: предметная основа и содержание. Этот элемент характеризует взаимосвязь между словом и предметом, которое оно обозначает.
  3. Синтаксический компонент: отношение слова к другим структурным единицам языка, используемым в процессе речи. Этот элемент учитывается при построении предложений и составлении текста.

Значения слов разделены на подгруппы, называемые семантическими полями. Они связаны между собой единой сетью и формируют словарный запас языка. Семантические поля упрощают процесс классификации языковых единиц. Слово также имеет смысл. В отличие от значения, он не изменяется в соответствии с мотивами и действиями коммуникатора.

Для многих слов характерно явление многозначности. В лингвистике оно называется полисемией. Явления многозначности заключается в переносе наименования с одного объекта на другой, осуществляемого на основе внешнего сходства или общих функций. Существуют следующие разновидности переносных значений:

  1. Метафора.
  2. Метонимия.
  3. Синекдоха.

Совокупность словесных конструкций называется лексической системой или кодом языка. Она усваивается людьми в процессе развития человеческого интеллекта. Лексическая система разделена на подгруппы. Она классифицируется в соответствии с выработанными человечеством представлениями об окружающем мире.

Характерные свойства и функции

Словесные конструкции являются одним из основных средств общения. Они формируются при помощи грамматических правил и структурно-коммуникативных законов. В русском языке выделяют следующие свойства единиц языка:

Понятие слово

  1. Номинативность: способность описывать предмет, его качества и действия. Этим признаком не обладают междометия, модальные глаголы, местоимения, предлоги, союзы и частицы.
  2. Двусторонний характер: имеют знак и связанное с ним значение.
  3. Фонетическая оформленность: состоят из одной или нескольких фонем — минимальных единиц звукового строя языка.
  4. Недвуударность: наличие главного ударения. Предлоги, союзы и частицы являются безударными языковыми единицами.
  5. Константность: обладают неизменной фонетической оболочкой. Это свойство характеризуется постоянство звучания структурной единицы языка.
  6. Идиоматичность: немотивированность значения и связь между словесными морфемами. Этот признак относится к фразеологизмам. В них устойчивые словосочетания приобретают иное лексическое значение. Пример: мутить воду (запутывать какое-либо дело).
  7. Непроницаемость: имеет целостную структуру. Ее нельзя разделить другими словесными конструкциями.
  8. Лексико-грамматическая отнесенность: имеют синтаксическую самостоятельность. В зависимости от контекста предложения они могут изменяться по роду, числу, падежу времени, форме наклонения и лицу.
  9. Воспроизводимость: проговариваются в известном для носителя языка виде. Они формируются во время высказывания.
  10. Изолируемость: воспринимаются вне речевого потока, сохраняя свое первичное значение.
  11. Материальность: имеют звуковую и графическую оболочку.

По мнению лингвистов, эти признаки характерны только для классических слов. Чтобы различать языковые единицы в речи, необходимо определить минимальный набор свойства: номинативность, идиоматичность, лексико-грамматическая отнесенность и непроницаемость.

В русском языке присутствует явление словоизменения. Оно может иметь разную форму и лексико-грамматическое значение. Существуют следующие варианты словоизменения:

  1. Фонетические. Изменяется буквенный состав. Образец: реферат — [р'ифи'рат]. При изменении слова на фонетическом уровне меняется порядок произношения. В этом случае внимание концентрируется на постановке правильного ударения.
  2. Лексико-семантические. Смысл слова изменяется в соответствии с контекстом предложения. Образец: глава книги — глава семьи.
  3. Грамматические. Изменяется форма слова в зависимости от рода, морфологической категории и числа. Пример: церковь — церква.

Слова называются однокоренными, если они имеют единый корень, но разные словообразовательные морфемы. Для их определения необходимо воспользоваться словарем, где кратко описаны особенности формирования единиц языка.

Слова обладают следующими функциями:

Из толкового словаря Ожегова

Слово основная единица языка и речи

  1. Номинативная: позволяют кратко описывать предметы, явления и действия.
  2. Познавательная: предоставляют возможность дифференцировать объект окружающей действительности, нуждающийся в познании.
  3. Накопительная: накапливают информацию и формируют представления о предметах на основе приобретенного опыта. Накопленные знания о мире записывают в виде определений и фиксируются в толковых словарях.
  4. Обобщающая: значение слова характеризует класс предметов или явлений, имеющих схожие признаки. Это позволяет собеседникам понимать друг друга во время разговора.
  5. Коммуникативная: обеспечивают взаимодействие между людьми и упрощают процесс передачи информации.
  6. Эстетическая: словесные конструкции выступают в качестве художественных средств выразительности. Эта функция проявляется в литературных произведениях.
  7. Прагматическая: характеризуют объекты или отдельные ситуации с точки зрения говорящего.

Функции языковой единицы зависят от ее части речи и синтаксической роли в предложении. Они не изменяются в соответствии с контекстом и словоформой.

Классификация словесных конструкций

В русском языке присутствует большое количество языковых единиц, схожих по лексическому значению, методам звукового выражения, происхождению и составу. В соответствии с этими признаками были созданы словесные классификации, упрощающих процесс изучения языка.

Выделяют следующие разновидности словесных конструкций по лексическому значению:

Классификация словесных конструкций

  1. Самостоятельные. Они предназначены для непосредственного обозначения предметов, явлений или действий.
  2. Служебные. В эту категорию входят предлоги, союзы и частицы. Они связывают несколько языковых единиц по смыслу.
  3. Междометные. Эти конструкции используются для обозначения эмоций. Они не вступают в связь с другими языковыми единицами.
  4. Модальные. Они предназначены для выражения вероятности, возможности или уверенности. Модальные слова не обладают номинативной функцией.
  5. Идентифицирующие. Применяются для обозначения уникальных объектов, не имеющих аналогов.
  6. Предикатные. Они характеризуют полнозначные языковые единицы.

Лексическое значение изучается семасиологией и ономасиологией. Эти науки являются разделами лексики. Они исследуют слова с точки зрения характера выражения и содержания. Подходы к изучению лексического значения кратко описаны в толковых словарях.

Слова разделяют на группы по употреблению:

  1. Общеупотребительные. Эти конструкции составляют основу словарного запаса человека и используются в речи ежедневно.
  2. Историзмы. Эти конструкции использовались в прошлом. В настоящее время они редко используются в речи. В эту группу входят также архаизмы. Информация о том, почему слова устаревают, содержится в словарях историзмов.
  3. Неологизмы. В эту категорию входят новые слова, приобретшие широкую популярность в обществе.
  4. Термины. Они употребляются представителями определенных профессий для обозначения специализированных понятий.
  5. Жаргонные. Они используются при неформальном общении между представителями определенных социальных групп. . Употребляются для упрощения речи. Они не используются при составлении официальных документов.
  6. Табуированные. В эту группу входит ненормативная лексика, ограниченная в употреблении по религиозным, моральным и политическим соображениям. При формальном разговоре табуированные слова заменяются эвфемизмами.

В русском языке присутствует огромное количество заимствований. Они также называются иностранными. Эти словесные конструкции были заимствованы из других языков по мере развития дипломатических отношений с различными странами мира. Многие иностранные слова были включены в состав русского языка в процессе глобализации. Они официально зафиксированы в толковых словарях. Словесные конструкции, сохранившиеся в первоначaльном лексическом значении с древних времён, называются исконными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок русского языка в 6 -ом классе по программе М.М.Разумовской.

Урок 1. Слово – основная единица языка. 6 класс

Организационный момент.

Требования к урокам : 2 рабочих тетради, 1 контрольная, 1 по развитию речи. Соблюдение единого орфографического режима: писать аккуратным разборчивым почерком ( учитель имеет право не проверять небрежно написанные работы), подчёркивать и графически объяснять орфограммы и пунктограммы простым, остро оточенным карандашом. Знакомство с учебником.

Кто авторы вашего учебника? ( доктор педагогических наук Маргарита Михайловна Разумовская и её коллектив) ( слайд 2,3)

Прочитайте аннотацию к учебнику на стр.2. Что интересного узнали?

( Присуждена премия Правительства РФ в области образования, оригинальная авторская методика)

Чем интересен материал, расположенный на форзацах учебника?

Обратите внимание на условные обозначения на стр.2

Вывод : Как вы думаете, какие цели преследовали авторы , создавая этот учебник?

Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и при помощи смайликов выразите:

А ) отношение к соседу по парте ( слайд 5)

Б ) настроение, с которым вы пришли сегодня в школу

В ) настроение после школы

Вывод: Глядя на смайлики, вы смогли многое рассказать о своих одноклассниках. Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? ( ответы)

Запись в тетрадь: Средства общения ( слайд 6)

Актуализация знаний

Какая основная цель урока? ( выяснить, почему слово - основная единица языка)

Проблемное объяснение нового знания.

Какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к упражнению № 1.

– Что такое эпиграф? (Изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.)( слайд 8)

- Выразительно прочитайте текст.

- Согласны ли вы с писателем? Какова, по-вашему, роль слов в жизни людей?

- Выпишите однокоренные слова, подберите проверочное слово. ( Соединить, разъединить – единый ) ( слайд 9)

Читайте также: