Конспект занятия в средней группе на тему солнце

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе

Тема: "Солнце - польза и вред"

Выполнила: Тиликайнен М.С.

Обобщать и расширять знания детей о пользе и вреде солнца в летний период. Формировать умение правильно использовать природно - оздоровительные ресурсы в летний период.

Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей, любознательность в процессе игр - экспериментов с зеркалами и солнцем.

Учить детей в речи отражать свои результаты своих наблюдений.

Оборудование: кукла Незнайка, маленькие зеркальца по количеству детей

Здравствуйте ребята! Я сегодня к вам пришла не одна, а с другом Незнайкой! Вы ведь знаете, что Незнайка живет в Солнечном городе, и я хотела его попросить рассказать вам о пользе и вреде солнечных лучей, но оказалось, что даже Незнайка, живя в таком прекрасном городе с таким названием никогда не задумывался, чем же полезно для нас солнце.

А вы, как думаете ребята? (ответы детей)

Ну, тогда слушайте мой рассказ.

Жил Незнайка в своем Солнечном городе и никогда не задумывался, почему ему так хорошо, когда светит солнце, хочется сделать много разных дел, хочется улыбаться, веселиться и наоборот, когда его нет становиться очень грустно.

Так вот ребята, солнечный свет очень полезен для нашего организма. Влияние солнечных лучей на все живое трудно переоценить. Без солнца нет жизни, благодаря солнышку цветут цветы, растут растения и на планете есть жизнь.

Полезность солнечных лучей мы с вами ощущаем в виде тепла и света. Дело в том, что солнце излучает целый спектр волн, начиная от цветных и заканчивая невидимыми.

К невидимым, относятся ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Видеть мы их не можем, но зато ощущаем в виде тепла. Невидимые лучи оказывают на наш организм большое влияние.

Гуляя на солнышке, мы с вами получаем огромный заряд энергии и здоровья.

Солнышко полезно для нас еще тем, что вырабатывает гормон радости, его еще называют "серотонином", поэтому у нас с вами такое прекрасное настроение, когда оно ярко светит.

А еще под действием солнца наш организм вырабатывает витамин "Д", так называемый "солнечный витамин", который укрепляет наши кости, способствует укреплению иммунитета, что бы мы реже болели.

Поэтому живя с вами на севере, где совсем мало светит солнце, ваши родители везут вас в теплые края - на море, где тепло и ярко светит солнышко. Не зря ведь есть такая поговорка: "Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!"

Как вы думаете, ребята, раз солнце такое полезное нужно как можно больше загорать и находиться на солнышке? (ответы детей)

Нет, это не совсем верно, ведь солнце может нанести не только пользу нашему организму, но и вред нашему здоровью.

Я думаю, все вы знаете, что нельзя на солнышке долго находиться и загорать.

Незнайка ты помнишь, что с тобой приключилось, когда ты долго загорал на солнышке?

Мы на солнце полежали

и друг друга не узнали,

кто же мы ребятки

Загорать ребятки нужно постепенно, сперва это будут несколько минут, потом чуть больше и так далее, но не в коем случае не следует находиться на жарком солнце целый день, что бы не получить солнечные ожоги.

Необходимо так же помнить о защите головы, обязательно надо носить головной убор, Незнайке нашему повезло, ведь он никогда не расстается со своей красивой шапочкой, поэтому ему не страшен солнечный удар.

Не стоит забывать и о защите наших глаз от ярких солнечных лучей.

Все мы с вами помним, как приходя с улицы в здание, мы ощущаем, как будто мы с вами ничего не видим. Глазки можно защитить с помощью солнечных очков.

Вот теперь Незнайка ты сможешь рассказать своим друзьям о пользе и вреде солнца. Правильно принимая "солнечные ванны" мы укрепим свой организм: будем крепкими, здоровыми и сильными.

А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть с Незнайкой в игру "Солнечный зайчик", давайте возьмем с вами маленькие зеркала, направим их на солнышко и посмотрим, чей же солнечный зайчик убежит быстрей.

Мы зовём их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли!

Мы нигде их не нашли.

Молодцы ребята, какие у вас быстрые солнечные зайчики.

Ребята скажите, а как появляется солнечный зайчик? Кто догадался?

Правильно, солнышко, попадая на наше зеркальце отражается в нем и попадает на стену или в пол. Если мы будем двигать зеркало, то и этот лучик будет двигаться.

Ребята, а какого цвета солнечный зайчик? (ответы детей)

Оказывается, солнечный зайчик — это солнечный луч, и он вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Наш солнечный луч многоцветный, только это можно увидеть через специальное стеклышко призму.

Ребята, давайте проводим Незнайку в Солнечный город и подарим для его друзей наши зеркальца, что бы они тоже поиграли с солнечными зайчиками.

Скажите, что полезного вы узнали о солнце? Как вы посоветуете себе и Незнайке укрепить свое здоровье летом? (ответы детей)

Молодцы! Теперь вы знаете как себя правильно вести на улице в летний период, чтобы не навредить своему здоровью, а получить только пользу.

Задачи: Расширять знания детей о солнце как источнике тепла и света.

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время совместной деятельности.

1. Организационно – мотивационный этап.

Педагог: Ребята, как я рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую!

Педагог: Ребята! Вы уже знаете, что звезды — огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. А чтобы вспомнить о том, какая самая ближайшая звезда по отношению к Земле, отгадайте загадку.

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает (Солнце)

2. Основной этап.

Педагог: Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы.

Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.

- Как вы думаете, что было бы, если б солнца не стало? (ответы детей)

Если дети затрудняются, то предложить дополнительные вопросы:

- Вспомните зиму, когда нет яркого солнышка, какая погода на улице? (холодно, морозно)

- А ночью, когда нет солнышка на небе, что на земле? (полная темнота)

Педагог: Если совсем не будет солнышка в природе, то все вокруг погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Поэтому, надо радоваться каждому солнечному дню.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

Солнышко смеётся.

А под Солнышком всем,

Педагог: А вы знаете, ребята, есть люди, похожие на Солнце. С ними рядом всегда хорошо. Как вы думаете, почему? (они добрые, ласковые, делятся теплом своей души)

Педагог: Хотите быть такими же? Значит, будем маленькими солнышками!

Педагог: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра- физкультминутка "Солнышко и дождик"

3. Оценочно – рефлексивный этап. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. На доске карточки: солнышко, тучка, тучка с дождиком. У детей такие же картинки.

- Какое у вас сегодня настроение? На что оно похоже? Дети выбирают и прикрепляют картинки, соответствующие настроению.

Конспект занятия в средней группе к Всемирному Дню Солнца



В течение дня мы не раз вспоминали про солнышко и изображали его разными способами.



А на следующий день некоторые дети принесли поделки солнышек, выполненные вместе с родителями.




Фотоотчет о Дне Солнца в средней группе

Фотоотчет о Дне Солнца в средней группе 3 мая в Международный День Солнца по всему миру проводятся мероприятия, направленные на демонстрацию возможностей солнечной энергии. В.

Цель и задачи: познакомить детей с днём солнца, дать представление о постоянном присутствия солнца ( света и тепла ) в повседневной жизни человека. Развивать диалогическую речь, побуждать к монологу, продолжать учить отвечать четко на вопросы, активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.

Цель: познакомить детей с днём солнца, дать представление о постоянном присутствия солнца ( света и тепла ) в повседневной жизни человека. Развивать диалогическую речь, побуждать к монологу, продолжать учить отвечать четко на вопросы, активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.

- развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать умение отражать результаты познания в речи,

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства;

- развивать мелкую моторику,

- развивать художественно - эстетическое восприятие;

- развивать связанную речь, умение выразительно читать стихи;

- развивать умение согласовывать движения со словами текста;

- развивать двигательную активность.

Материалы и оборудование: Красиво оформленное круглое жёлтое солнышко из картона , вырезанные из цветного картона ладошки детей , иллюстрации цветов , фломастеры , аудиозапись песен о солнце.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Без меня, не будет света,

Без меня, не будет лета,

По утрам, стучусь в оконца:

- правильно, солнце! Ребята, в далёком прошлом от солнца многое зависело в жизни людей, поэтому они представляли себе его могущественным царем.

Сказки и легенды рассказывают , что живет Солнце на востоке далеко за морем, в солнечном царстве . Все необычное в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями. Посреди сада высится золотой дворец. Ослепительно сверкающий. Во дворце том живёт Царь-Солнце.

- Скажите, ребят, а каким бывает солнце ? ( активизация словаря : ярким, сказочным, радостным, лучистым и т. д. ) А что нам даёт Солнце, почему мы его так любим? ( ответы детей ) Правильно, ребята, солнышко даёт нам тепло, свет и хорошие настроение. А какое настроение у нас бывает в пасмурную погоду? А в солнечную? ( Дети мимикой показывают: печальное, радостное настроение ).

Воспитатель: Ребята, к нам в группу кто то стучится, сейчас я посмотрю кто.

( воспитатель выходит за дверь, возвращается с макетом солнышка ).

- Посмотрите, мы с вами заговорили про солнышко, и оно к нам в гости пришло, давайте поздороваемся с солнышком. Но чего то не хватает нашему солнышку, посмотрите внимательно. ( лучиков )

- Конечно лучников! Солнышко сказало мне на ушко, что из за пасмурной погоды и проливных дождей, оно не может больше светить, и просит нас помочь сделать лучики для солнышка, а оно за это с нами поиграет. Поможем?

Воспитатель: Но сначала мы разомнем свои пальчики.

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук)

Разбросай колечко. (Быстро сжимают и разбирают кулаки)

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмём. (Делают хватательные движения щепотью)

Покатаем, поваляем, (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)

И назад тебе вернем (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь солнышко хочет вам устроить солнечную викторину:

- Кто через стекло пройдёт, и стекло не разобьет? (Солнечный луч)

- Какой зайчик волков не боится? (Солнечный)

- Как называют рыжие пятнышки на лице, которые появляются от лучей солнца? ( Веснушки)

- В каких очках ходят в жаркие солнечные дни? (Солнечных)

- Какой сказочной героине смертельно находиться на солнышке? ( Снегурочка)

- Кто лежал на солнышке и пел песню? ( Львёнок и черепаха)

- Кто в сказке украл солнце? ( Крокодил)

Воспитатель: Молодцы, все то вы знаете! За это солнышко с вами поиграет!

Кто то утром не спеша ( ходьба на месте)

Надувает жёлтый шар (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук, (поднять руки вверх)

Станет вдруг светло вокруг (поворот)

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало,

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость, не буди,

У солнца сон – минуты,

Не шуми, весь день оно трудилось! (Ю. Марцинкявичус)

Воспитатель: А теперь, ребята, подумайте и скажите, какие цветы похожи на солнышко? Чтобы вам было проще вспомнить, я буду загадывать вам загадки. (После ответа детей демонстрируются картинки цветов: подсолнух, ромашка, одуванчик).

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи. (Ромашка)

В огороде, на дорожке,

Под моим окошком

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке. (Подсолнух)

То он солнышко лучистое,

То он облачко пушистое,

Лета ждать не захотел,

Ветер дунул – полетел! (Одуванчик)

Воспитатель: Ну вот, ребята, солнышко с нами поиграло, теперь и нам пора выполнить свои обещания, сделать лучники. Накануне, мы вырезали из картона свои ладошки, теперь мы красиво их раскрасим и подарим солнышку, и у солнышка будут лучники из наших ладошек.

Дети самостоятельно раскрашивают ладошки фломастерами и после, вместе приклеиваем их к солнцу. Во время выполнения задания звучат песенки о солнце.

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое, яркое у нас получилось солнышко с лучиками, мы его повести у нас в группе, чтобы у нас всегда с вами было солнечное, радостное настроение.

Предыдущая работа: изучение загадок о солнышке, беседа о диких животных.

Словарь: быстрая, осторожная, вытянутая, улыбаться, темнота, веселит, радостно, изобретательная

Ход занятия в средней группе детского сада:

Воспитатель. — Дети, послушайте загадку и отгадайте, о чем в ней говорится:

загадка солнце для детей

— Правильно, это солнце, солнышко, по которому мы так скучали и которое редко заглядывало к нам в окошко осенью и зимой. Но все живое: и люди, и животные, и птицы, и растения, и насекомые, так ждали его ласковое тепло, солнышко своими светлыми, добрыми лучами разогнало тучи, и, наконец, пришла к нам весна. Заглянуло солнышко к нам в окошко, осветило всю группу и поинтересовалось: «А как здесь наши дети? Подросли ли они?

Давайте скажем, какое оно, солнышко, подберем для него красивые слова.

(Большое, светлое, яркое, теплое, желтое, ослепительное, горячее, ласковое, нежное, чистое, золотое).

— Какие изменения произошли в природе, когда взошло солнышко? Я начинаю предложение, а вы продолжаете.

— Солнце всходит, к людям свет и тепло … (приходит)

— Лучи солнца землю осветили, цветочки лепестки свои … (раскрыли)

— Солнце встало, птичка … (запела)

— Солнце землю осветило, все проснулось … (радостно)

— Солнце взошло — все живое … (ожило)

— Дети, а знаете ли вы загадки про солнышко?

— Их вспомнить вам помогут мнемодорожки

(Дети рассматривают ассоциативные карты для обозначения определенных слов)

— За горами, за лесами золотой кружок встает. (Солнце)

— На голубой тарелке золотое яблоко катается. (Солнце)

Дети отбирают карточки с заданным звуком и определяют его место в слове (лисичка, лось, соловей, подснежник, листок)

— Солнечный лучик притрагивается к тому, кто выполнил задание правильно.

— Ярко светит солнышко, оно приглашает нас в лес. Вы согласны? Тогда давайте вспомним, что такое лес? (Лес — это место, где растет много деревьев и кустов.)

— Один, два, три — в весенний лес попадем мы. (Воспитатель выставляет панораму леса)

— Вокруг так светло и радостно Солнечные лучи ласково греют руки и лицо. Вдохнем чистого воздуха, протянем руки к солнышку. Вы чувствуете: радость, тепло, нежность, ласку, любовь от солнышка. Сколько красоты и радости вам дарит природа!

— Рассмотрим, какие деревья, растут в наших лесах?

— Попробуйте отгадать загадки о деревьях.

-Как дерево называется, что летом в белый пух одевается? (Тополь)

— Что за чудо? На ветвях ежики растут. У них остренькие колючки и зеленые полушубки. (Каштаны)

-Живой один отец, а тысячу сыновей имеет. Всем шапки дает, а у себя не имеет. (Дуб)

— Дети, а разве лес-это только деревья и кусты? Кто еще в нем живет?

— Да, лес это –дом для зверей и птиц! Лес — это красота, особенно весной, когда природа просыпается от зимнего сна.

Мудрый дуб хочет нам что-то сказать (звучит аудиозапись):

Пусть малые детишки

Не ломают веточки

Нужны дереву веточки

Чтобы там скакали белочки

— Дети, что мы знаем о белочках?

— Где белочка зимовала?

-Пищевые запасы свои где прятала?

-Не мерзла в дупле в зимние холодные дни?

Какие еще животные обитают в лесу? (Медведь волк, лиса…)

— А подойдите сюда и посмотрите, кто это сидит под деревом? (Зайчик)

-А где зайчик зимовал?

-В лесу, где продукты искал?

-По снежку прыгал, следы заплетал от кого он бежал?

-Дети, зайчик очень рад, что вы о нем так много знаете.

-А кто это под елкой сидит? Кого это солнышко разбудило?

Ходит по лесу дед лохматый (медведь)

-Где медведь спал?

Вот, посмотрите, к нам идет лисичка

Физкультурная минутка от лисички

Светит солнышко на небе

До него допрыгнуть надо

Раз, два, три, четыре, пять-

Набираемся сил опять!

До пяти мы посчитали,

Руки вверх поднимали

Раз, два, три, четыре, пять-

Не устали поднимать?

Теперь руки повращайте

И никого не обижайте

И теперь направо

На носочки станем,

До облаков достанем.

Воспитатель. Занимались все хорошо, а теперь составим рассказ о лисичке.

(Дети составляют описательный рассказ с помощью мнемотаблицы)

  1. Где живет лисичка? (Лисичка живет в лесу)
  2. Какая у нее шубка? (Шубка у лисички рыжая, мягкая)
  3. Какая мордочка? (Мордочка у нее вытянутая) Какие уши? (Уши лисички острые) Какие глаза? (Раскосые)
  4. Какой хвост? (Большой, пушистый)
  5. Чем питается? (Лисичка охотится на кроликов, может рыбкой полакомиться, курочку украсть)
  6. Какая лисичка по натуре? (Лиса хитрая, быстрая, осторожная)

А вы хотите услышать какое приключение произошло с лисичкой в ​​лесу?

Месяц с солнцем встречаются,

Волшебная сказка начинается

Вопросы к сказке:

— Вспомните, как называется сказка?

— Лисичка шла по лесу днем, вечером или ночью?

— Удалось ли лисичке обойти дерево?

— Какое именно дерево встретилось на дороге у лисички?

-Что придумала лисичка?

-Чем закончилась сказка?

-Какою была лисичка в сказке? (Изобретательной)

Рассмотрение с детьми ассоциативных картинок на мнемотаблицах и рассказывание сказки, опираясь на ассоциативные карточки

— Весной в логове волка, в норе рыжей лисы и в берлоге медведицы рождаются дети. Вы знаете, как они называются?

В волчицы -волчата

В лосихи- лосята

-Помоги животным вернуться домой, к детишкам.

— Медведица живет в берлоге

-Лисица живет в норе

— Белочка живет в дупле

— Ежиха живет под пнем

-Волчица живет в норе.

— А теперь, дети, с весенним радостным настроением возвращаемся домой.

— Малыши, почему мы оказались в лесу?

— Для чего нам нужен лес? (Лес-это красивое место, дом для зверей и птиц. Мы дышим чистым воздухом благодаря деревьям.)

Читайте также: