Конспект внеурочной деятельности по литературе

Обновлено: 07.07.2024

Эта работа представляет собой конспект занятия внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. Занятие состоит из двух частей: доклады заранее подготовленных учеников и творческая игровая работа в конце урока. Такой вид деятельности поможет заинтересовать учащихся произведениями русской культуры, в частности, живописью знаменитых художников, так как картины В.Васнецова на фольклорную тематику близки этой возрастной категории.

Цели:
1)развитие интереса к изучаемому предмету;
2)развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
3)развитие коммуникативных навыков между учениками
Задачи:
1) раскрыть на примере В.М.Васнецова такие черты характера, как доброта, настойчивость, скромность.
2) способствовать воспитанию любви к Родине, готовность к ее защите, стойкости.
3) развивать художественный вкус
1 докладчик: Предлагаем совершить необычное путешествие в мир сказок. Отправимся мы туда на необычном транспорте – ковре-самолете.


Начнем с того, что отправимся на родину знаменитого художника.

2 докладчик:Наша первая остановка в селе Рябово Зуевского района. В этом доме прошло детство будущего живописца, родившегося в 1848 г.


Его отец, бедный деревенский священник, хлеборобствовал как простой крестьянин.


В свободное время писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям, учил видеть красоту земли русской. Маленький Витя играл в бабки, пас лошадей вночном, а на сон грядущий слушал сказки.
Впечатления детства оказали большое влияние на творчество художника. Искусство вятских умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки пробудило интерес к народному творчеству. В эту пору зародилась его страстная любовь к народному эпосу, сказке. Давайте вместе с художником продолжим его жизненный и творческий путь и отправимся в Вятку.


Здесь Виктор понакомился с художником Э.Андриолли, сосланным в Вятку за участие в польском освободительном восстании. Узнав, что семинарист Васнецов любит рисовать, Андриолли взял его себе в помощники при росписи собора. Юноша мечтал получить художественное образование, и далее его путь лежал в Петербург.

4 докладчик:Наша следующая остановка – в Петербурге




А это двое бедных,дряхлых, бесконечно одиноких стариков бредут под сильным ветром через покрытую льдом Неву - переезжают на более дешевую квартиру.


Страшная, безжалостная действительность… Из-за свое бедности Васнецову не удалось закончить Академию художеств. Поэтому, много позже, когда он стал профессором Академии, он всегда чувствовал пробелы в своем образовании, которые ему так и не удалось восполнить.
Художник писал жанровые картины, но в его душе жили детские сказки. Он вспоминал свою няню, то какие песни она ему пела, какие сказки рассказывала. Пытался реализовать свой талант в сказке, называл себя былинником.

5 докладчик: В 1878 г. Васнецов переехал в Москву. Вот в этом доме поселилась его семья.










Считается, что сказка – для детей, но ведь в сказке запечатлен образ народа, его душа. В сказках вся наша жизнь, мудрость и совесть поколений…

Учащиеся разбиваются на 3 команды, составляют понравившуюся живую картину по мотивам произведений В.Васнецова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Проект внеурочного занятия по литературному чтению на тему: Творчество Агнии Львовны Барто, выполненный студенткой 103 группы Рогачевой Яной Олеговной

Учитель:__________ (Андрианова Т.Г.)

Руководитель практики:_________(Цухлова С.И.)

Ульяновск, 2018 г.

Тема: Творчество Агнии Львовны Барто

Форма: Игра-путешествие

Цель: Познакомить детей с творчеством Барто А.Л.; приобщение детей к художественной литературе и к чтению; с помощью стихов воспитать в детях добрые чувства

Планируемые результаты:

Личностные (проявлять положительное отношение к учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу)

Предметные (знать стихи А.Л. Барто, расширять круг чтения)

Коммуникативные УУД (слушать и понимать учителя и сверстников; участие в разных формах работы)

Познавательные УУД (делать выводы и умозаключения в устной форме; понимать заданные вопросы и в соответствии с ними уметь правильно на них отвечать)

Регулятивные УУД (планировать свои действия; выполнять учебные действия в письменной и в устной формах; уметь организовывать своё рабочее место)

Оборудование: иллюстрация поезда, карточки со стихами, карточки с буквами, доска.

Структура занятия:

1 этап: Вводная часть 5`

Ознакомление с темой и целью занятия

2 этап: Основная часть 20`

Гимнастика для глаз

3 этап: Заключительная часть 5`

Ход занятия:

-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством советской детской поэтессы, писательницы, имя которой написано на доске. Давайте кто-нибудь из вас прочитает громко и понятно (Назначает того, кто будет читать)

-Сейчас я буду вам читать отрывки из стихов Агнии Барто, а вы должны их продолжить. Заодно и проверим, знаете ли вы стихи Агнии Барто. Готовы? (дети отвечают)

1. Идёт бычок, качается…

(вздыхает на ходу)

2. Наша Таня громко плачет…

(уронила в речку мячик)

3. Зайку бросила хозяйка…

(под дождём остался зайка)

4. Я люблю свою лошадку…

(причешу ей шёрстку гладко)

5. Спать пора. Уснул бычок…

(лёг в коробку на бочок)

-Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!

-А какие вы знаете стихи Агнии Львовны Барто? (Про лошадку, про бычка, про Таню и т.д.) У А.Л. Барто очень много стихотворений для маленьких деток. Она помогает детишкам любого возраста развиваться и проявлять любовь и заботу к миру в целом. Агния Барто — стала любимым автором для многих поколений детей. Но мало кто знает подробности ее биографии. Например, о том, что она пережила личную трагедию, но не отчаялась. Или о том, как она помогла встретиться тысячам людей, потерявших друг друга во время войны.

- Сейчас мы проверим то, как вы умеете читать. Мы уверены, что вы справитесь с этим заданием на отлично, ведь вам все преграды по плечу!

-Итак, сейчас мы вызовем нескольких человек к доске и раздадим им карточки со стихами Агнии Барто, а они должны громко и чётко прочитать эти стихи (дети тянут руки; по вызову выходят 4 человека; раздаются карточки со стихами)

Мячик Зайка

Наша Таня громко плачет: Зайку бросила хозяйка-

Уронила в речку мячик Под дождём остался зайка.

-Тише, Танечка, не плачь: Со скамейки слезть не мог,

Не утонет в речке мяч. Весь до ниточки промок.

Бычок Мишка

Идёт бычок, качается, Уронили мишку на пол,

Вздыхает на ходу: Оторвали мишке лапу.

-Ох, доска кончается, Всё равно его не брошу-

Сейчас я упаду. Потому что он хороший.

-Спасибо, ребята, вы большие молодцы, садитесь. Ребята, а как вы думаете это добрые стихи? (отвечают). Конечно, ведь А.Л. Барто очень любила детей, животных, любила так же, как и все дети, играть в игрушки.

-Ну а теперь давайте немного отдохнём и проведём небольшую физкультминутку. Вставайте со своих мест и повторяйте движения за мной.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора!

-Молодцы, ребята! А теперь тихонечко садятся мальчики, а теперь девочки (садятся на места).

-На этой станции вам нужно будет из букв, которые висят на доске, составить названия стихотворений, которые вы читали на предыдущей станции (на доске висят буквы в хаотичном порядке; по вызову выходят 4 человека и собирают названия стихов).

Слова : Зайка, Мячик, Бычок, Мишка

-Пока машинист чинит поезд, я вам прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто, а вы внимательно послушаете.

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.

Помогала вымыть ложки
Пролила столярный клей
Отворила двери кошке
Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

- Ребята, а вот скажите, вы помогаете маме по дому? А папе помогаете? А вашей учительнице? Какие вы молодцы! Мы даже и не сомневались, что вы такие старательные!

Давайте проведем небольшую физ. минутку для наших глаз.

-Ребята, а кто из вас любит читать? Поднимите ручки! А родители дома вам читают? (отвечают) Это очень здорово! Продолжайте читать, ведь в жизни это вам очень пригодится! А вот и наша станция! Смотрите какая она интересная, на станции все буковки из книжек куда-то спрятались! Давайте поскорее найдем их?!

-В предложениях спрятались слова и вам нужно их найти, но чтобы их найти, вам нужно слушать очень внимательно и отвечать, поднимая сначала руку. Готовы? (дети отвечают).

1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

Он известен, знаменит.

Добрый доктор… (Айболит)

2. Он большущий, пасть с клыками,

Ноги тянутся столбом,

Как гора огромен он,

Угадайте, кто же это,

Ну конечно, это…(Слон)

3. Зверь уснул, укрывшись гривой,

Хвостик с кисточкой игривой,

Я бы тронул, осмелев, да боюсь проснется…(Лев)

4.В черно-белое одет очень важный господин,

Просит рыбки на обед, потому что он…(Пингвин)

5. Сумку носит эта мама.

Лапки вверх и села прямо

Почему из сумки ушки, будто выросли на брюшке?

Поглазеть на детвору, вылез младший…(Кенгуру).

-Сегодня мы узнали с вами много нового и прочитали некоторые стихи писательницы.

-А как зовут эту писательницу, которая подарила нам эти замечательные стихи? (дети отвечают)

-Молодцы! Я надеюсь, что вы продолжите читать стихи Агнии Барто и произведения многих других авторов, которых будете изучать в последующих классах.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? (дети отвечают по очереди)

-Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите две руки, а если не понравился, то одну.

-Спасибо большое, ребята, за вашу активную работу. Успехов вам! Вы большие молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по литературному чтению, для младших школьников.

Тип: игра – путешествие.

Технология: развивающее обучение.

Цель: закрепление знаний детей о сказках.

систематизировать знания детей по известным народным и литературным сказкам;

воспитывать у детей интерес и любовь к литературным сказкам;

развивать интерес к чтению, мышление, речь, память.

– удерживать цель деятельности до получения ее результата;

– планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;

– составлять план текста: делить его на смысловые части,

озаглавливать каждую; пересказывать по плану;

- формировать умение договариваться, находить общее решение;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

- формирование интереса (мотивации) к учению.

Ход занятия

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап (1-2 минуты)

Здравствуйте ребята, поднимите руки те, у кого хорошее настроение и кто готов активно работать на этом занятии. Хорошо, молодцы!

Прозвенел уже звонок,

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

– Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями.

- Мы сегодня путешествуем на паровозике, на волшебном!

Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

Вы знаете, что сказочным героям всегда приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем.

Вы все получили билет, приглашаю вас занять места в нашем паровозике.

Ну что, ребята, поможем Василисе?

Вот и определился наш маршрут.

Красная шапочка, русалочка …

Этап открытий новых знаний.

Начинаем наше путешествие!

А вот и первое препятствие – дорогу перегородил непроходимый лес. Что-бы его преодолеть нужно ответить в какой сказке встречается данный персонаж.

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Вот какая девочка,

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку?

В город Бремен мы идём

На концерт народ зовём.

Пёс, осёл, петух и кот

Веселить идут народ.

Многим долгим неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик - луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Щуку я в пруду поймал

И желанье загадал…

- Молодцы, хорошо справились с первым препятствием, можно ехать дальше.

- Посмотрите, впереди река, чтобы преодолеть это препятствие, нам нужен мост, а чтобы он появился, вы должны выполнить задание.

Детей разделить на 3 команды.

Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Время выполнения задания – 4-5 минут. Пока команды работают над заданием, играет музыка. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку. Сказка про ________________ .

Шёл _______________ . По дороге он нашёл __________________ , взял и понёс царю. Пришёл _________________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ________________ , хотел было _________________ , как вдруг _______________ из-за ________________ выскочил __________________ и давай _________________ . Глянул на ________________ и _________________ . Поблагодарил царь умного ___________________ , и он отправился домой.

Хорошо, и второе препятствие мы оставили позади!

Осталось последнее, 3 задание.

Дорогу к замку нам перегородил Кощей Бессмертный, но чтобы его победить, вам нужно быстро и правильно ответить на вопросы.

Какую песенку пел Колобок?

Кто может позвать Сивку-Бурку?

Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Кумушка, Лиса Патрикеевна, Лисонька.)

Кто помог девочке выручить братца, которого унесли гуси-лебеди? (Печка, яблонька, речка.)

Перечислите самых маленьких по росту героев сказок. (Липунюшка, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.)

4. Развить критическое мышление при работе с текстом произведения.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами открываем первую страничку нашего литературного путешествия.

Начать я его хочу с цитаты, обратите внимание на доску.

2. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним наше прошлое занятие, о чем мы с вами говорили?

Правильно, о значении книг и чудесах, которые они скрывают.

Если мы с вами прочтем эту цитату еще раз, то сможем сделать вывод, что книги – это наши помощники. А вот в чем, сейчас мне скажете вы.

Но для этого разобьемся на группы по 3 человека.

Каждая группа получит набор слов, из которых им нужно будет составить правильный ответ на мой вопрос.

А теперь скажите, кто-нибудь знает из какого литературного произведения эта цитата? И кто же его написал?

3. Основная часть.

Какие вы молодцы/ Ничего страшного

Итак, сегодня мы познакомимся с замечательным писателем и одним из его самых известных произведений.

А сейчас я немного расскажу вам о самом авторе.

Биография Антуана де Сент-Экзюпери:

Антуан де Сент-Экзюпери (1900 — 1944) – писатель, летчик.

Ребята, кто-нибудь читал произведение или может быть смотрел мультфильм?

Сейчас каждой группе я раздам иллюстрацию к одной из глав произведения и описание другой главы. Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать пронумерованные главы вслух для остальных групп. Пока одна группа читает, остальные смотря на свои иллюстрации и пытаются их соотнести.

Таким образом, мы узнаем с вами содержание этого произведения.

А теперь, когда наше занятие подошло к концу, я хочу попросить вас на минуту превратиться в настоящих учителей. Каждому сейчас я раздам графы для оценивания.

Предлагаю, каждому поставить 3 оценки, за сегодняшнее занятие. А именно: -оценка за свое настроение

-оценка себе за работу

-оценка мне за проведенное занятие.

Ребята, большое вам спасибо за наше занятие. У меня есть для вас маленькое задание, пожалуйста, попробуйте прочитать произведение или же посмотреть мультфильм. Чтобы вы наверняка знали его сюжет, потому что это поможет вам на следующих занятиях.

Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг. Цель проекта: формирование у ребёнка раннего возраста интереса к книге и чтению.

Читайте также: