Конспект внеурочной деятельности по литературе
Обновлено: 07.07.2024
Эта работа представляет собой конспект занятия внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. Занятие состоит из двух частей: доклады заранее подготовленных учеников и творческая игровая работа в конце урока. Такой вид деятельности поможет заинтересовать учащихся произведениями русской культуры, в частности, живописью знаменитых художников, так как картины В.Васнецова на фольклорную тематику близки этой возрастной категории.
Цели:
1)развитие интереса к изучаемому предмету;
2)развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
3)развитие коммуникативных навыков между учениками
Задачи:
1) раскрыть на примере В.М.Васнецова такие черты характера, как доброта, настойчивость, скромность.
2) способствовать воспитанию любви к Родине, готовность к ее защите, стойкости.
3) развивать художественный вкус
1 докладчик: Предлагаем совершить необычное путешествие в мир сказок. Отправимся мы туда на необычном транспорте – ковре-самолете.
Начнем с того, что отправимся на родину знаменитого художника.
2 докладчик:Наша первая остановка в селе Рябово Зуевского района. В этом доме прошло детство будущего живописца, родившегося в 1848 г.
Его отец, бедный деревенский священник, хлеборобствовал как простой крестьянин.
В свободное время писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям, учил видеть красоту земли русской. Маленький Витя играл в бабки, пас лошадей вночном, а на сон грядущий слушал сказки.
Впечатления детства оказали большое влияние на творчество художника. Искусство вятских умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки пробудило интерес к народному творчеству. В эту пору зародилась его страстная любовь к народному эпосу, сказке. Давайте вместе с художником продолжим его жизненный и творческий путь и отправимся в Вятку.
Здесь Виктор понакомился с художником Э.Андриолли, сосланным в Вятку за участие в польском освободительном восстании. Узнав, что семинарист Васнецов любит рисовать, Андриолли взял его себе в помощники при росписи собора. Юноша мечтал получить художественное образование, и далее его путь лежал в Петербург.
4 докладчик:Наша следующая остановка – в Петербурге
А это двое бедных,дряхлых, бесконечно одиноких стариков бредут под сильным ветром через покрытую льдом Неву - переезжают на более дешевую квартиру.
Страшная, безжалостная действительность… Из-за свое бедности Васнецову не удалось закончить Академию художеств. Поэтому, много позже, когда он стал профессором Академии, он всегда чувствовал пробелы в своем образовании, которые ему так и не удалось восполнить.
Художник писал жанровые картины, но в его душе жили детские сказки. Он вспоминал свою няню, то какие песни она ему пела, какие сказки рассказывала. Пытался реализовать свой талант в сказке, называл себя былинником.
5 докладчик: В 1878 г. Васнецов переехал в Москву. Вот в этом доме поселилась его семья.
Считается, что сказка – для детей, но ведь в сказке запечатлен образ народа, его душа. В сказках вся наша жизнь, мудрость и совесть поколений…
Учащиеся разбиваются на 3 команды, составляют понравившуюся живую картину по мотивам произведений В.Васнецова.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Проект внеурочного занятия по литературному чтению на тему: Творчество Агнии Львовны Барто, выполненный студенткой 103 группы Рогачевой Яной Олеговной
Учитель:__________ (Андрианова Т.Г.)
Руководитель практики:_________(Цухлова С.И.)
Ульяновск, 2018 г.
Тема: Творчество Агнии Львовны Барто
Форма: Игра-путешествие
Цель: Познакомить детей с творчеством Барто А.Л.; приобщение детей к художественной литературе и к чтению; с помощью стихов воспитать в детях добрые чувства
Планируемые результаты:
Личностные (проявлять положительное отношение к учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу)
Предметные (знать стихи А.Л. Барто, расширять круг чтения)
Коммуникативные УУД (слушать и понимать учителя и сверстников; участие в разных формах работы)
Познавательные УУД (делать выводы и умозаключения в устной форме; понимать заданные вопросы и в соответствии с ними уметь правильно на них отвечать)
Регулятивные УУД (планировать свои действия; выполнять учебные действия в письменной и в устной формах; уметь организовывать своё рабочее место)
Оборудование: иллюстрация поезда, карточки со стихами, карточки с буквами, доска.
Структура занятия:
1 этап: Вводная часть 5`
Ознакомление с темой и целью занятия
2 этап: Основная часть 20`
Гимнастика для глаз
3 этап: Заключительная часть 5`
Ход занятия:
-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством советской детской поэтессы, писательницы, имя которой написано на доске. Давайте кто-нибудь из вас прочитает громко и понятно (Назначает того, кто будет читать)
-Сейчас я буду вам читать отрывки из стихов Агнии Барто, а вы должны их продолжить. Заодно и проверим, знаете ли вы стихи Агнии Барто. Готовы? (дети отвечают)
1. Идёт бычок, качается…
(вздыхает на ходу)
2. Наша Таня громко плачет…
(уронила в речку мячик)
3. Зайку бросила хозяйка…
(под дождём остался зайка)
4. Я люблю свою лошадку…
(причешу ей шёрстку гладко)
5. Спать пора. Уснул бычок…
(лёг в коробку на бочок)
-Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!
-А какие вы знаете стихи Агнии Львовны Барто? (Про лошадку, про бычка, про Таню и т.д.) У А.Л. Барто очень много стихотворений для маленьких деток. Она помогает детишкам любого возраста развиваться и проявлять любовь и заботу к миру в целом. Агния Барто — стала любимым автором для многих поколений детей. Но мало кто знает подробности ее биографии. Например, о том, что она пережила личную трагедию, но не отчаялась. Или о том, как она помогла встретиться тысячам людей, потерявших друг друга во время войны.
- Сейчас мы проверим то, как вы умеете читать. Мы уверены, что вы справитесь с этим заданием на отлично, ведь вам все преграды по плечу!
-Итак, сейчас мы вызовем нескольких человек к доске и раздадим им карточки со стихами Агнии Барто, а они должны громко и чётко прочитать эти стихи (дети тянут руки; по вызову выходят 4 человека; раздаются карточки со стихами)
Мячик Зайка
Наша Таня громко плачет: Зайку бросила хозяйка-
Уронила в речку мячик Под дождём остался зайка.
-Тише, Танечка, не плачь: Со скамейки слезть не мог,
Не утонет в речке мяч. Весь до ниточки промок.
Бычок Мишка
Идёт бычок, качается, Уронили мишку на пол,
Вздыхает на ходу: Оторвали мишке лапу.
-Ох, доска кончается, Всё равно его не брошу-
Сейчас я упаду. Потому что он хороший.
-Спасибо, ребята, вы большие молодцы, садитесь. Ребята, а как вы думаете это добрые стихи? (отвечают). Конечно, ведь А.Л. Барто очень любила детей, животных, любила так же, как и все дети, играть в игрушки.
-Ну а теперь давайте немного отдохнём и проведём небольшую физкультминутку. Вставайте со своих мест и повторяйте движения за мной.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора!
-Молодцы, ребята! А теперь тихонечко садятся мальчики, а теперь девочки (садятся на места).
-На этой станции вам нужно будет из букв, которые висят на доске, составить названия стихотворений, которые вы читали на предыдущей станции (на доске висят буквы в хаотичном порядке; по вызову выходят 4 человека и собирают названия стихов).
Слова : Зайка, Мячик, Бычок, Мишка
-Пока машинист чинит поезд, я вам прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто, а вы внимательно послушаете.
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Помогала вымыть ложки
Пролила столярный клей
Отворила двери кошке
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
- Ребята, а вот скажите, вы помогаете маме по дому? А папе помогаете? А вашей учительнице? Какие вы молодцы! Мы даже и не сомневались, что вы такие старательные!
Давайте проведем небольшую физ. минутку для наших глаз.
-Ребята, а кто из вас любит читать? Поднимите ручки! А родители дома вам читают? (отвечают) Это очень здорово! Продолжайте читать, ведь в жизни это вам очень пригодится! А вот и наша станция! Смотрите какая она интересная, на станции все буковки из книжек куда-то спрятались! Давайте поскорее найдем их?!
-В предложениях спрятались слова и вам нужно их найти, но чтобы их найти, вам нужно слушать очень внимательно и отвечать, поднимая сначала руку. Готовы? (дети отвечают).
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит.
Добрый доктор… (Айболит)
2. Он большущий, пасть с клыками,
Ноги тянутся столбом,
Как гора огромен он,
Угадайте, кто же это,
Ну конечно, это…(Слон)
3. Зверь уснул, укрывшись гривой,
Хвостик с кисточкой игривой,
Я бы тронул, осмелев, да боюсь проснется…(Лев)
4.В черно-белое одет очень важный господин,
Просит рыбки на обед, потому что он…(Пингвин)
5. Сумку носит эта мама.
Лапки вверх и села прямо
Почему из сумки ушки, будто выросли на брюшке?
Поглазеть на детвору, вылез младший…(Кенгуру).
-Сегодня мы узнали с вами много нового и прочитали некоторые стихи писательницы.
-А как зовут эту писательницу, которая подарила нам эти замечательные стихи? (дети отвечают)
-Молодцы! Я надеюсь, что вы продолжите читать стихи Агнии Барто и произведения многих других авторов, которых будете изучать в последующих классах.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? (дети отвечают по очереди)
-Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите две руки, а если не понравился, то одну.
-Спасибо большое, ребята, за вашу активную работу. Успехов вам! Вы большие молодцы!
Внеурочное занятие по литературному чтению, для младших школьников.
Тип: игра – путешествие.
Технология: развивающее обучение.
Цель: закрепление знаний детей о сказках.
систематизировать знания детей по известным народным и литературным сказкам;
воспитывать у детей интерес и любовь к литературным сказкам;
развивать интерес к чтению, мышление, речь, память.
– удерживать цель деятельности до получения ее результата;
– планировать решение учебной задачи: выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
– составлять план текста: делить его на смысловые части,
озаглавливать каждую; пересказывать по плану;
- формировать умение договариваться, находить общее решение;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- формирование интереса (мотивации) к учению.
Ход занятия
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность учащихся
Мотивационный этап (1-2 минуты)
Здравствуйте ребята, поднимите руки те, у кого хорошее настроение и кто готов активно работать на этом занятии. Хорошо, молодцы!
Прозвенел уже звонок,
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
– Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями.
- Мы сегодня путешествуем на паровозике, на волшебном!
Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)
Вы знаете, что сказочным героям всегда приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем.
Вы все получили билет, приглашаю вас занять места в нашем паровозике.
Ну что, ребята, поможем Василисе?
Вот и определился наш маршрут.
Красная шапочка, русалочка …
Этап открытий новых знаний.
Начинаем наше путешествие!
А вот и первое препятствие – дорогу перегородил непроходимый лес. Что-бы его преодолеть нужно ответить в какой сказке встречается данный персонаж.
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Вот какая девочка,
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку?
В город Бремен мы идём
На концерт народ зовём.
Пёс, осёл, петух и кот
Веселить идут народ.
Многим долгим неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик - луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал…
- Молодцы, хорошо справились с первым препятствием, можно ехать дальше.
- Посмотрите, впереди река, чтобы преодолеть это препятствие, нам нужен мост, а чтобы он появился, вы должны выполнить задание.
Детей разделить на 3 команды.
Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Время выполнения задания – 4-5 минут. Пока команды работают над заданием, играет музыка. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку. Сказка про ________________ .
Шёл _______________ . По дороге он нашёл __________________ , взял и понёс царю. Пришёл _________________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ________________ , хотел было _________________ , как вдруг _______________ из-за ________________ выскочил __________________ и давай _________________ . Глянул на ________________ и _________________ . Поблагодарил царь умного ___________________ , и он отправился домой.
Хорошо, и второе препятствие мы оставили позади!
Осталось последнее, 3 задание.
Дорогу к замку нам перегородил Кощей Бессмертный, но чтобы его победить, вам нужно быстро и правильно ответить на вопросы.
Какую песенку пел Колобок?
Кто может позвать Сивку-Бурку?
Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Кумушка, Лиса Патрикеевна, Лисонька.)
Кто помог девочке выручить братца, которого унесли гуси-лебеди? (Печка, яблонька, речка.)
Перечислите самых маленьких по росту героев сказок. (Липунюшка, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.)
4. Развить критическое мышление при работе с текстом произведения.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами открываем первую страничку нашего литературного путешествия.
Начать я его хочу с цитаты, обратите внимание на доску.
2. Актуализация знаний.
Ребята, давайте вспомним наше прошлое занятие, о чем мы с вами говорили?
Правильно, о значении книг и чудесах, которые они скрывают.
Если мы с вами прочтем эту цитату еще раз, то сможем сделать вывод, что книги – это наши помощники. А вот в чем, сейчас мне скажете вы.
Но для этого разобьемся на группы по 3 человека.
Каждая группа получит набор слов, из которых им нужно будет составить правильный ответ на мой вопрос.
А теперь скажите, кто-нибудь знает из какого литературного произведения эта цитата? И кто же его написал?
3. Основная часть.
Какие вы молодцы/ Ничего страшного
Итак, сегодня мы познакомимся с замечательным писателем и одним из его самых известных произведений.
А сейчас я немного расскажу вам о самом авторе.
Биография Антуана де Сент-Экзюпери:
Антуан де Сент-Экзюпери (1900 — 1944) – писатель, летчик.
Ребята, кто-нибудь читал произведение или может быть смотрел мультфильм?
Сейчас каждой группе я раздам иллюстрацию к одной из глав произведения и описание другой главы. Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать пронумерованные главы вслух для остальных групп. Пока одна группа читает, остальные смотря на свои иллюстрации и пытаются их соотнести.
Таким образом, мы узнаем с вами содержание этого произведения.
А теперь, когда наше занятие подошло к концу, я хочу попросить вас на минуту превратиться в настоящих учителей. Каждому сейчас я раздам графы для оценивания.
Предлагаю, каждому поставить 3 оценки, за сегодняшнее занятие. А именно: -оценка за свое настроение
-оценка себе за работу
-оценка мне за проведенное занятие.
Ребята, большое вам спасибо за наше занятие. У меня есть для вас маленькое задание, пожалуйста, попробуйте прочитать произведение или же посмотреть мультфильм. Чтобы вы наверняка знали его сюжет, потому что это поможет вам на следующих занятиях.
Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг. Цель проекта: формирование у ребёнка раннего возраста интереса к книге и чтению.
Читайте также:
- Развитие государственного строя великого княжества литовского конспект
- Автоматизация звука щ в словах конспект
- Конспект урока по теме контрольный диктант по теме имя существительное 5 класс
- Натуральные волокна животного происхождения 6 класс конспект
- Малые жанры устного народного творчества 4 класс конспект