Музыка в народном духе 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

1 М УЗЫКА В НАРОДНОМ ДУХЕ Презентация к уроку музыки в 4 классе Подготовила учитель музыки Тюменцевской ООШ Баклыкова Е.В.

2 Г ЕОРГИЙ В АСИЛЬЕВИЧ С ВИРИДОВ

4 А НАТОЛИЙ К ОНСТАНТИНОВИЧ Л ЯДОВ

5 К ОЛЫБЕЛЬНАЯ ( ИЗ СЮИТЫ «8 НАРОДНЫХ ПЕСЕН )

6 К АДРИЛЬ Танец, распространенный у многих народов. В Росси кадриль появилась в начале XIXвека и стала одним из любимых танцев русского народа. Самобытные местные варианты- московская, волжская, ярославская сохранили озорной характер кадрили.

8 Ч ТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА ? ?

9 Д ЛЯ ЧАСТУШЕК ХАРАКТЕРНЫ : Повторение одной интонации, скороговорка; Преобладание нешироких мелодических ходов; Четкость ритмического рисунка; Простота мелодии Быстрый темп (от слова частить); Шуточный характер

10 Р ОДИОН Щ ЕДРИН

11 О ЗОРНЫЕ ЧАСТУШКИ

12 Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Придумайте свои частушки про музыкальные инструменты

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Мишагина Н.Ю.,

МАОУ СОШ №5 г.Балашиха

Ноты Н. Римский-Корсаков - Сидел Ваня (Русская народная песня) - PianoKafe.com

Много лет тому назад, в простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок. Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы, популярным он был, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную напевал, про Ваню на диване.

Привела однажды этого маляра рабочая дорога в село Каменка, что в Малороссии. А в селе этом гостил у сестры летом 1869 года Пётр Ильич Чайковский, который в ту пору ещё не был великим композитором, а так, начинающим.

В 1871 году Чайковский создает свой первый квартет. Квартет состоит из четырех частей.

(Слушание квартета 2ч.)

С глубоким чутьем художника Чайковский раскрыл характерные особенности народной лирической темы, тонко гармонизованной с внутриладовыми отклонениями и эпизодически возникающими краткими имитациями-подголосками в сопровождающих голосах.

Народная песня воспринималась им как живая человеческая речь, понятная и родная широким массам людей, задушевная и непосредственная по выражению простых чувств и настроений. Чайковский, родившийся и проведший детские годы в Воткинске, был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировать, но и создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.

1.Задание – выбрать муз. нар. инструменты из предложенных картинок с нар. инструментами , которые вы слышите в музыке ( балалайка и гармоника).

2.Задание – Выбрать из предложенных схем ту, которая, на Ваш взгляд, подходит к данному муз.произведению.

Голова ль моя, головушка,
Голова ли молодецкая,
Что болишь ты, что ты клонишься
Ко груди, к плечу могучему?
Ты не то была, удалая,
В прежни годы, в дни разгульные,
В русых кудрях, в красоте твоей,
В той ли шапке, шапке бархатной,
Соболями отороченной.

Слушаем песню в исп. К.Плужникова

1.Задание – выбрать муз. нар. инструменты из предложенных картинок с нар. инструментами , которые вы слышите в музыке ( балалайка и гармоника и тд.).

2.Задание – Выбрать из предложенных схем ту, которая, на Ваш взгляд, подходит к данному муз.произведению.

Музыкальный размер: 2/4

Темп: Allegro (скоро)

Узнали? Интонация какой песни сейчас звучала?

Задание – выбрать муз. нар. инструменты из предложенных картинок с нар. инструментами , которые вы слышите в музыке ( балалайка, гармоника, бубен и тд).

Слушаем финал 4 симфонии П.И.Чайковского…..

Интонация какой русской народной песни сейчас прозвучала?

Из всего сказанного совершенно ясно, что национальную природу своей музыки или музыкального языка Чайковский выводил из своих коренных, глубоко-почвенных связей со всей русской жизнью, культурой и искусством и считал, что естественным, органичным результатом этих связей должно быть и обращение к материалам народного творчества.

Придя на Русь вместе с Православием, колокола соединились с русской народной культурой, приобрели своё национальное отличие и звучание, стали явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека.

Музыка, в которой ощущается прямая связь с на­циональными истоками, – важнейший пласт в искусстве Чайковского. Композитор охотно цитирует подлинные народные мелодии, особенно в сочинениях раннего периода творчества. При этом в одних случаях песня предстает почти неизменном виде, в других она претерпевает значительное переосмысление. Многие оригинальные мелодии Чайковского имеют песенный характер, а в лирическую сферу нередко проникают отдельные характерные интонации народной песенности.

Земляк Степан Широбоков

Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель,

Соловей, растревоженный в роще,

Пастуха зоревая свирель…

Всё впитается в чуткую душу

И вернётся мелодией вдруг…

Тихий мальчик из Воткинска

Слушал звуки милой природы вокруг…

Лошадей пробегающих топот

И визгливые скрипы дверей,

И колосьев взволнованный шёпот,

И унылую песнь косарей.

Ничего нет на свете чудесней

И прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его.

И в вплетались в мелодию эту

Тихой рощи зелёный язык,

Зоревая полоска рассвета,

Птичий крик, полумесяца лик.

У рояля поблёскивал лак…

От Удмуртской земли начинался


Я ПОСЕЮ ЛИ, МЛАДА

Я посею ли, млада-младенька,
Цветиков маленько,
Цветы станут цвести, расцветати,
Сердце надрывати.

Я на цветики взирала,
Сердцем обмирала,
Сердечушком обмирала,
Друга ожидала.

Как идет-то моя радость,
Он идет не скоро.
Вижу, вижу: моя радость
Не хочет любити.

Люби, люби, моя радость,
Кого ты захочешь!
Я простилась, друг, с тобою,
Ты простись со мною!

На данном уроке применяются информационные, здоровье сберегающие технологии, технологии продуктивно-творческой деятельности, которые помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, положительно влияют на их психоэмоциональное состояние и способствуют обогащению музыкальной культуры школьников. Использование метода забегания вперед и возвращения к пройденному способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.

Учитель: CD-MP3 диски, методические пособия, хрестоматия муз. материала, учебник, рабочая тетрадь – 4 класс.

CD-MP3 проигрыватель, аккордеон, доска

Содержание музыкального материала:

- Различные композиции в исполнении народных инструментов

- Русская народная песня “Во саду ли, в огороде”

Содержание наглядного материала:

- Иллюстрации народных инструментов

- Сурна, рубель, дрова

Виды и формы контроля:

Наблюдение, рассуждение о музыке, актёрское мастерство

Откуда появились народные инструменты?

- Отклик на характер музыки;

- умение интересно сыграть роль того или иного инструмента;

- соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучания.

Повышенные знания, творчество:

- добиваться напевности звучания мелодии, одновременного начала и окончания пения, мягкого, естественного звучания голосов.

- осознание учащимися того, что они поют не набор звуков, а мелодию.

Тема урока: Народные инструменты России

Учащиеся входят в класс под народную музыку Трек №1

Учитель: Посмотри-ка ты, сестрица,

Из-за моря к нам в столицу

Гости прибыли и вот,

Все столпились у ворот.

Что же делать, как же быть?

Как гостей нам веселить?

Может нам оркестр народных

Помощница: Может быть… Тогда начнём!

Пусть расскажут и покажут,

Как играют и на чём.

Учитель: Эх, трещотки, бубны, ложки,

Поиграйте нам немножко,

Расскажите о себе,

Появились как и где?

Под музыку с ярко выраженными партиями ударных инструментов ( Трек №2 ) выходят ударные народные инструменты – ложки, бубны, трещотки, коробочка, кокошник, рубель, дрова.

Ложки: Не столовые приборы,

Мы тут – главные танцоры,

Мы бываем с бубенцами,

Полюбуйтесь-ка все нами!

Трещотка: Я трещу, трещу, трещу,

Натрещаться не могу,

И ни с кем я не болтаю,

Вам я музыку играю!

Бубенцы: Как бы нам не веселиться,

Ноги в пляс идти хотят

Вот и где-то тройка мчится,

Бубенцы на ней звенят!

Кокошник: Интересный разговор,

Не про головной убор,

Ведь кокошник в сей момент -

Рубель: Вот гладильный инструмент

Взяли раз в эксперимент,

И теперь его свободно

Называют все - народным!

Коробочка: Ни шкатулка, ни сундук,

Нам копыт напомнил стук,

То коробочка простая

Показала этот звук.

Дрова: Удивятся люди - ах!

Тут играют на дровах.

И, конечно, это он -

Самый первый ксилофон.

Помощница: Что ж, ударные, спасибо,

Интересны вы на диво,

А теперь послушать вас

Мы хотели б в сей же час!

Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №3

Учитель: Духовые, выходите!

Чтобы здесь, в осенний час

Было весело у нас!

Под музыку с ярко выраженными партиями духовых инструментов ( Трек №4 ) выходят кугиклы, свистульки, свирель, жалейка, волынка, сурна, брёлка, рожок.

Кугиклы: Взяли дудочек – 5 штук

И связали вместе вдруг

Звуки в ней соединились

И кугиклы получились.

Свистульки: Музыкальные игрушки –

Люди, птицы и зверушки,

С остальными вместе

Свирель: Так на дудочку похожа,

И отверстия в ней тоже:

Посвистель, дуда, сопель,

А по-нашему – свирель!

Жалейка: О характере звучанья

Говорит само названье,

На конце коровий рог,

Звонкий, резкий голосок.

Волынка: Это что тут за мешок

Звук, похожий на гудок

Три отверстия есть тут,

Всё “Волынкою” зовут.

Сурна: На рожок она похожа,

Так красива и стройна,

Инструмент народный тоже,

Брёлка: Взять жалейку и сурну -

Если их собрать в одну,

В этом есть немало толка,

Потому что это – брёлка.

Рожок: Развесёлый пастушок

Взял на пастбище рожок,

Всех коров вокруг собрал.

Помощница: Духовые – молодцы!

Вы рассказывать – спецы,

Ну-ка, как вы все звучите,

Нам сейчас же покажите!

Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №5

Учитель: Ну-ка, струнные друзья,

Приглашаем вас сюда,

Вы немного про себя.

Под музыку с ярко выраженными партиями духовых инструментов ( Трек №6 ) выходят гусли, домра, балалайка, гитара семиструнная, гудок, скрипка.

Гусли: Инструменты, на которых

Звук руками извлекали,

И по струнам ударяли,

Тех щипковыми назвали.

Скрипка: Инструменты, на которых

Звук иначе извлекают,

По струне смычком ведут,

Тех смычковыми зовут.

Балалайка: Треугольная основа,

Три струны – давай сыграй-ка,

Всем знакомо это слово,

Моё имя - ….(балалайка)

Домра: С балалайкой чем-то схожи,

Три струны имею тоже,

Без углов, округла я,

Домрой звать меня, друзья.

Гитара: Под меня поют романсы,

И танцуют даже танцы.

Инструмент довольно старый,

А зовут меня - …(гитара)

Гудок: Скомороший инструмент

Водят по нему смычком,

Скрипка: Вся изящна и тонка,

И оркестрам я нужна.

На лице у вас улыбка,

Ведь моё названье - …(скрипка)

Помощница: Ну-ка, вместе заиграйте,

Звонко в струны ударяйте

И смычками проведите,

Покажите, как звучите!

Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №7

Учитель: Вот, спасибо вам, друзья,

А теперь представлю я,

Без лукавства и изъян –

Гармонь: Я весёлая гармошка,

Поиграю вам немножко,

В раз по кнопочкам пройду

И гостей развеселю!

Звучит гармонь в исполнении преподавателя по классу баяна ДШИ им. Дягилева Липова Виктора Михайловича

Баян: Сын гармошки я – баян,

Я сыграю, как орган,

Я побольше, тяжелее,

И играть на мне сложнее.

Помощница: Заиграй, гармошка, тонко,

Ноги сами в пляс пойдут,

А девчоночки так звонко

Нам частушки пропоют!

Помощница и три девочки поют частушки под аккомпанемент гармони или баяна.

Помощница : Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать,

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть!

1я девочка : Ой, подруга, выходи,

Мой-то слышен голосок,

Твоего не слышно.

Помощница: Выходила я плясать,

И ногами, и руками,

2я девочка : Пришла курица в аптеку

И сказала “Ку-ка-реку”,

Дайте пудру и духи,

Чтоб любили петухи.

Помощница: На столе стоит гармонь,

На гармони петухи,

Кто украл мои духи?

3я девочка : Кабы не было стакана,

Не было бы кружки,

Кабы не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Помощница: Ой, спасибо гармонисту

Тыща двести пятьдесят,

Три козы, четыре курицы

И восемь поросят.

Учитель: Вот спасибо! А сейчас

Прозвучит сюрприз для вас,

Мы с сестрицей вам сыграем, -

Не судите строго нас.

Дуэт гуслей и аккордеона “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” М.П. Мусоргский.

Помошница: А сейчас разучим песню,

Чтобы было интересней.

При честном, при всём народе

Во саду ли, в огороде

Показ песни “Во саду ли, в огороде”

Учитель: Вот спасибо вам, друзья,

Постарались все не зря,

А сейчас на заключенье,

От меня вам угощенье!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС.



конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас.

Конспект урока музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты" (2 четверть, 1 урок)

Знакомство детей с инструментами русского народного оркустра (пастуший рожок, гусли) проходит через виртуальные экскурсии в картинную галерею, творческую мастерскую, концертный зал.

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Конспект урока "Русские народные инструменты" 2 класс (по учебнику Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной).


Задачи урока:Образовательные:Получение знаний о музыкальном инструменте – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведени.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.

  • Все 8449
  • Уроки 3196
  • Презентации 1273
  • Тесты 212
  • Планирование 518
  • Мероприятия 1437
  • Прочее 1813

Нажмите, чтобы узнать подробности



Дети знакомятся с произведениями П.И.Чайковского.Удетей воспитывается любовь к музыке,желание ее слушать,обогащаются музыкальные впечатления.


Учащимся на уроке даётся первоначальное понятие о возможных взаимосвязясь музыки, живописи и литературы, в передаче образа осени на примере произведений урока.

Читайте также: