Музыка в народном духе 4 класс презентация и конспект
Обновлено: 06.07.2024
1 М УЗЫКА В НАРОДНОМ ДУХЕ Презентация к уроку музыки в 4 классе Подготовила учитель музыки Тюменцевской ООШ Баклыкова Е.В.
2 Г ЕОРГИЙ В АСИЛЬЕВИЧ С ВИРИДОВ
4 А НАТОЛИЙ К ОНСТАНТИНОВИЧ Л ЯДОВ
5 К ОЛЫБЕЛЬНАЯ ( ИЗ СЮИТЫ «8 НАРОДНЫХ ПЕСЕН )
6 К АДРИЛЬ Танец, распространенный у многих народов. В Росси кадриль появилась в начале XIXвека и стала одним из любимых танцев русского народа. Самобытные местные варианты- московская, волжская, ярославская сохранили озорной характер кадрили.
8 Ч ТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА ? ?
9 Д ЛЯ ЧАСТУШЕК ХАРАКТЕРНЫ : Повторение одной интонации, скороговорка; Преобладание нешироких мелодических ходов; Четкость ритмического рисунка; Простота мелодии Быстрый темп (от слова частить); Шуточный характер
10 Р ОДИОН Щ ЕДРИН
11 О ЗОРНЫЕ ЧАСТУШКИ
12 Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Придумайте свои частушки про музыкальные инструменты
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Мишагина Н.Ю.,
МАОУ СОШ №5 г.Балашиха
Много лет тому назад, в простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок. Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы, популярным он был, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную напевал, про Ваню на диване.
Привела однажды этого маляра рабочая дорога в село Каменка, что в Малороссии. А в селе этом гостил у сестры летом 1869 года Пётр Ильич Чайковский, который в ту пору ещё не был великим композитором, а так, начинающим.
В 1871 году Чайковский создает свой первый квартет. Квартет состоит из четырех частей.
(Слушание квартета 2ч.)
С глубоким чутьем художника Чайковский раскрыл характерные особенности народной лирической темы, тонко гармонизованной с внутриладовыми отклонениями и эпизодически возникающими краткими имитациями-подголосками в сопровождающих голосах.
Народная песня воспринималась им как живая человеческая речь, понятная и родная широким массам людей, задушевная и непосредственная по выражению простых чувств и настроений. Чайковский, родившийся и проведший детские годы в Воткинске, был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировать, но и создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.
1.Задание – выбрать муз. нар. инструменты из предложенных картинок с нар. инструментами , которые вы слышите в музыке ( балалайка и гармоника).
2.Задание – Выбрать из предложенных схем ту, которая, на Ваш взгляд, подходит к данному муз.произведению.
Голова ль моя, головушка,
Голова ли молодецкая,
Что болишь ты, что ты клонишься
Ко груди, к плечу могучему?
Ты не то была, удалая,
В прежни годы, в дни разгульные,
В русых кудрях, в красоте твоей,
В той ли шапке, шапке бархатной,
Соболями отороченной.
Слушаем песню в исп. К.Плужникова
1.Задание – выбрать муз. нар. инструменты из предложенных картинок с нар. инструментами , которые вы слышите в музыке ( балалайка и гармоника и тд.).
2.Задание – Выбрать из предложенных схем ту, которая, на Ваш взгляд, подходит к данному муз.произведению.
Музыкальный размер: 2/4
Темп: Allegro (скоро)
Узнали? Интонация какой песни сейчас звучала?
Задание – выбрать муз. нар. инструменты из предложенных картинок с нар. инструментами , которые вы слышите в музыке ( балалайка, гармоника, бубен и тд).
Слушаем финал 4 симфонии П.И.Чайковского…..
Интонация какой русской народной песни сейчас прозвучала?
Из всего сказанного совершенно ясно, что национальную природу своей музыки или музыкального языка Чайковский выводил из своих коренных, глубоко-почвенных связей со всей русской жизнью, культурой и искусством и считал, что естественным, органичным результатом этих связей должно быть и обращение к материалам народного творчества.
Придя на Русь вместе с Православием, колокола соединились с русской народной культурой, приобрели своё национальное отличие и звучание, стали явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека.
Музыка, в которой ощущается прямая связь с национальными истоками, – важнейший пласт в искусстве Чайковского. Композитор охотно цитирует подлинные народные мелодии, особенно в сочинениях раннего периода творчества. При этом в одних случаях песня предстает почти неизменном виде, в других она претерпевает значительное переосмысление. Многие оригинальные мелодии Чайковского имеют песенный характер, а в лирическую сферу нередко проникают отдельные характерные интонации народной песенности.
Земляк Степан Широбоков
Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель,
Соловей, растревоженный в роще,
Пастуха зоревая свирель…
Всё впитается в чуткую душу
И вернётся мелодией вдруг…
Тихий мальчик из Воткинска
Слушал звуки милой природы вокруг…
Лошадей пробегающих топот
И визгливые скрипы дверей,
И колосьев взволнованный шёпот,
И унылую песнь косарей.
Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его.
И в вплетались в мелодию эту
Тихой рощи зелёный язык,
Зоревая полоска рассвета,
Птичий крик, полумесяца лик.
У рояля поблёскивал лак…
От Удмуртской земли начинался
Я ПОСЕЮ ЛИ, МЛАДА
Я посею ли, млада-младенька,
Цветиков маленько,
Цветы станут цвести, расцветати,
Сердце надрывати.
Я на цветики взирала,
Сердцем обмирала,
Сердечушком обмирала,
Друга ожидала.
Как идет-то моя радость,
Он идет не скоро.
Вижу, вижу: моя радость
Не хочет любити.
Люби, люби, моя радость,
Кого ты захочешь!
Я простилась, друг, с тобою,
Ты простись со мною!
На данном уроке применяются информационные, здоровье сберегающие технологии, технологии продуктивно-творческой деятельности, которые помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, положительно влияют на их психоэмоциональное состояние и способствуют обогащению музыкальной культуры школьников. Использование метода забегания вперед и возвращения к пройденному способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.
Учитель: CD-MP3 диски, методические пособия, хрестоматия муз. материала, учебник, рабочая тетрадь – 4 класс.
CD-MP3 проигрыватель, аккордеон, доска
Содержание музыкального материала:
- Различные композиции в исполнении народных инструментов
- Русская народная песня “Во саду ли, в огороде”
Содержание наглядного материала:
- Иллюстрации народных инструментов
- Сурна, рубель, дрова
Виды и формы контроля:
Наблюдение, рассуждение о музыке, актёрское мастерство
Откуда появились народные инструменты?
- Отклик на характер музыки;
- умение интересно сыграть роль того или иного инструмента;
- соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучания.
Повышенные знания, творчество:
- добиваться напевности звучания мелодии, одновременного начала и окончания пения, мягкого, естественного звучания голосов.
- осознание учащимися того, что они поют не набор звуков, а мелодию.
Тема урока: Народные инструменты России
Учащиеся входят в класс под народную музыку Трек №1
Учитель: Посмотри-ка ты, сестрица,
Из-за моря к нам в столицу
Гости прибыли и вот,
Все столпились у ворот.
Что же делать, как же быть?
Как гостей нам веселить?
Может нам оркестр народных
Помощница: Может быть… Тогда начнём!
Пусть расскажут и покажут,
Как играют и на чём.
Учитель: Эх, трещотки, бубны, ложки,
Поиграйте нам немножко,
Расскажите о себе,
Появились как и где?
Под музыку с ярко выраженными партиями ударных инструментов ( Трек №2 ) выходят ударные народные инструменты – ложки, бубны, трещотки, коробочка, кокошник, рубель, дрова.
Ложки: Не столовые приборы,
Мы тут – главные танцоры,
Мы бываем с бубенцами,
Полюбуйтесь-ка все нами!
Трещотка: Я трещу, трещу, трещу,
Натрещаться не могу,
И ни с кем я не болтаю,
Вам я музыку играю!
Бубенцы: Как бы нам не веселиться,
Ноги в пляс идти хотят
Вот и где-то тройка мчится,
Бубенцы на ней звенят!
Кокошник: Интересный разговор,
Не про головной убор,
Ведь кокошник в сей момент -
Рубель: Вот гладильный инструмент
Взяли раз в эксперимент,
И теперь его свободно
Называют все - народным!
Коробочка: Ни шкатулка, ни сундук,
Нам копыт напомнил стук,
То коробочка простая
Показала этот звук.
Дрова: Удивятся люди - ах!
Тут играют на дровах.
И, конечно, это он -
Самый первый ксилофон.
Помощница: Что ж, ударные, спасибо,
Интересны вы на диво,
А теперь послушать вас
Мы хотели б в сей же час!
Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №3
Учитель: Духовые, выходите!
Чтобы здесь, в осенний час
Было весело у нас!
Под музыку с ярко выраженными партиями духовых инструментов ( Трек №4 ) выходят кугиклы, свистульки, свирель, жалейка, волынка, сурна, брёлка, рожок.
Кугиклы: Взяли дудочек – 5 штук
И связали вместе вдруг
Звуки в ней соединились
И кугиклы получились.
Свистульки: Музыкальные игрушки –
Люди, птицы и зверушки,
С остальными вместе
Свирель: Так на дудочку похожа,
И отверстия в ней тоже:
Посвистель, дуда, сопель,
А по-нашему – свирель!
Жалейка: О характере звучанья
Говорит само названье,
На конце коровий рог,
Звонкий, резкий голосок.
Волынка: Это что тут за мешок
Звук, похожий на гудок
Три отверстия есть тут,
Всё “Волынкою” зовут.
Сурна: На рожок она похожа,
Так красива и стройна,
Инструмент народный тоже,
Брёлка: Взять жалейку и сурну -
Если их собрать в одну,
В этом есть немало толка,
Потому что это – брёлка.
Рожок: Развесёлый пастушок
Взял на пастбище рожок,
Всех коров вокруг собрал.
Помощница: Духовые – молодцы!
Вы рассказывать – спецы,
Ну-ка, как вы все звучите,
Нам сейчас же покажите!
Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №5
Учитель: Ну-ка, струнные друзья,
Приглашаем вас сюда,
Вы немного про себя.
Под музыку с ярко выраженными партиями духовых инструментов ( Трек №6 ) выходят гусли, домра, балалайка, гитара семиструнная, гудок, скрипка.
Гусли: Инструменты, на которых
Звук руками извлекали,
И по струнам ударяли,
Тех щипковыми назвали.
Скрипка: Инструменты, на которых
Звук иначе извлекают,
По струне смычком ведут,
Тех смычковыми зовут.
Балалайка: Треугольная основа,
Три струны – давай сыграй-ка,
Всем знакомо это слово,
Моё имя - ….(балалайка)
Домра: С балалайкой чем-то схожи,
Три струны имею тоже,
Без углов, округла я,
Домрой звать меня, друзья.
Гитара: Под меня поют романсы,
И танцуют даже танцы.
Инструмент довольно старый,
А зовут меня - …(гитара)
Гудок: Скомороший инструмент
Водят по нему смычком,
Скрипка: Вся изящна и тонка,
И оркестрам я нужна.
На лице у вас улыбка,
Ведь моё названье - …(скрипка)
Помощница: Ну-ка, вместе заиграйте,
Звонко в струны ударяйте
И смычками проведите,
Покажите, как звучите!
Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №7
Учитель: Вот, спасибо вам, друзья,
А теперь представлю я,
Без лукавства и изъян –
Гармонь: Я весёлая гармошка,
Поиграю вам немножко,
В раз по кнопочкам пройду
И гостей развеселю!
Звучит гармонь в исполнении преподавателя по классу баяна ДШИ им. Дягилева Липова Виктора Михайловича
Баян: Сын гармошки я – баян,
Я сыграю, как орган,
Я побольше, тяжелее,
И играть на мне сложнее.
Помощница: Заиграй, гармошка, тонко,
Ноги сами в пляс пойдут,
А девчоночки так звонко
Нам частушки пропоют!
Помощница и три девочки поют частушки под аккомпанемент гармони или баяна.
Помощница : Ой, подруга дорогая,
Выходи со мной плясать,
Мы заставим гармониста
Полтора часа играть!
1я девочка : Ой, подруга, выходи,
Мой-то слышен голосок,
Твоего не слышно.
Помощница: Выходила я плясать,
И ногами, и руками,
2я девочка : Пришла курица в аптеку
И сказала “Ку-ка-реку”,
Дайте пудру и духи,
Чтоб любили петухи.
Помощница: На столе стоит гармонь,
На гармони петухи,
Кто украл мои духи?
3я девочка : Кабы не было стакана,
Не было бы кружки,
Кабы не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Помощница: Ой, спасибо гармонисту
Тыща двести пятьдесят,
Три козы, четыре курицы
И восемь поросят.
Учитель: Вот спасибо! А сейчас
Прозвучит сюрприз для вас,
Мы с сестрицей вам сыграем, -
Не судите строго нас.
Дуэт гуслей и аккордеона “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” М.П. Мусоргский.
Помошница: А сейчас разучим песню,
Чтобы было интересней.
При честном, при всём народе
Во саду ли, в огороде
Показ песни “Во саду ли, в огороде”
Учитель: Вот спасибо вам, друзья,
Постарались все не зря,
А сейчас на заключенье,
От меня вам угощенье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС.
конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас.
Конспект урока музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты" (2 четверть, 1 урок)
Знакомство детей с инструментами русского народного оркустра (пастуший рожок, гусли) проходит через виртуальные экскурсии в картинную галерею, творческую мастерскую, концертный зал.
Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Конспект урока "Русские народные инструменты" 2 класс (по учебнику Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной).
Задачи урока:Образовательные:Получение знаний о музыкальном инструменте – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведени.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.
- Все 8449
- Уроки 3196
- Презентации 1273
- Тесты 212
- Планирование 518
- Мероприятия 1437
- Прочее 1813
Дети знакомятся с произведениями П.И.Чайковского.Удетей воспитывается любовь к музыке,желание ее слушать,обогащаются музыкальные впечатления.
Учащимся на уроке даётся первоначальное понятие о возможных взаимосвязясь музыки, живописи и литературы, в передаче образа осени на примере произведений урока.
Читайте также: