Конспект борьба за власть

Обновлено: 03.07.2024

Основные понятия: тоталитаризм, государство, Программа КПСС, Устав КПСС, ротация, волюнтаризм, субъективизм.

Основные даты:

Дата Событие
5.03.1953г. Смерть И.В.Сталина
Сентябрь 1953г. Избрание Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК КПСС
Февраль 1956г. XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина
Октябрь 1961г. Принятие третьей Программы КПСС, Устава КПСС на XXII съезде
Октябрь 1964г. Отставка Н.С.Хрущева от руководства партией и страной
  • Дидактический материал, таблицы
  • портреты Л.Берия, Г.Маленкова, Н.Хрущева.
  • Компьютер, медиапроектор
  1. Причины реформирования политической системы.
  2. Этапы борьбы за власть: Л.Берия, Г.Маленков, Н.Хрущев. Альтернативы политического развития СССР.
  3. XX съезд КПСС. Критика культа личности.
  4. Политические реформы Н.С.Хрущева.

1. Причины реформирования политической системы

(учащиеся с помощью учителя делают записи в тетрадях, приводят аргументы)

На листе ватмана представлена таблица следующего содержания (знакомятся с содержанием таблицы)

Работа с таблицей, комментарии основных положений, запись в тетрадь.

  • Как вы думаете, почему в СССР после смерти Сталина развернулась борьба за власть в руководстве страны?
  • Кто придет к власти? Как в этих условиях будет выстраивать свою политическую линию Н.С.Хрущев, чтобы отстранить своих соперников от власти?

Над этими вопросами работаем в течение изучения всей темы.

Учащиеся, которые получили опережающие задания, знакомят класс с политическими портретами Г.М. Маленкова, Л.П. Берия,Н.С. Хрущева ).

Этапы борьбы за власть.

Альтернативы развития страны (таблицы на каждый стол).

  • Г.М.Маленков – председатель СовМина.
  • Л.П.Берия – глава МВД.
  • Н.С.Хрущев – секретарь ЦК КПСС. (На доске портреты этих политических деятелей.)




Если на вершине власти окажется Л.Берия, возможным было временное продолжение сталинизма, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию миллионов людей и целых народов (смотрим таблицу).

Соперники в борьбе за власть

Л.П.Берия (1953 Г.М.Маленков (1953-1955) Н.С.Хрущев (середина-конец 50-х г.г.) “Антипартийная группа” (1957)
Отношение к культу личности Критика культа личности. Необходимо преодолеть культ личности. Доклад о культе личности и его последствиях на Xx съезде КПСС. Прекратить развенчание культа Сталина.
Политическая программа 1. Отказ от репрессивной политики: пересмотр и прекращение некоторых следственных дел, реабилитация по “делу врачей” и “мингрельскому делу”. Амнистия осужденным внесудебными органами (отклонена). Вывод из ведения МВД ряда подразделений, включая ГУЛАГ.

2. Партия должна заниматься кадрами и пропагандой, а Совмин – всем остальным.

2. Критика аппарата за “перерождение” (бюрократизм, взяточничество, пренебрежение интересами народа).

2. Ставка на партийный аппарат, молодую партийную элиту.

3. Реабилитация жертв политических репрессий, восстановление прав репрессированных народов.

4. Начало “оттепели”.

5. Поиск новых путей управления экономикой – начало реформирования государственного аппарата (сокращение аппарата министерств, разделение Госплана на две организации).

Второй возможный вариант – Г.М.Маленков, некоторое смягчение сталинского режима при сохранении общеполитического курса.

Третьим претендентом на власть являлся Н.С.Хрущев. Это был поворот к десталинизации. Этот процесс не означал ликвидации тоталитарного режима. Общество в целом не было еще к этому готово. Речь могла идти лишь о начальном очищении от наследия сталинизма: освобождение репрессированных, поворот к решению наиболее острых аграрных вопросов, ослабление догматического пресса в культуре.

На первом этапе борьбы за власть, боясь усиления Л.П.Берия через контроль над органами и войсками госбезопасности, Н.С.Хрущев взял на себя инициативу объединить членов руководства на акцию против Л.П.Берии. Он добился возвращения в Москву Г.К.Жукова, которому поручил руководить военной стороной ареста Берии, назначив его Министром обороны.

В июне 1953 года на одном из заседаний Н.С.Хрущев выступил с обвинениями в адрес Берии. Он обвинялся в карьеризме, национализме, в связях с английской, мусаватистской разведками. Берия и его окружение были арестованы. Конечно, эта акция осуществлялась силовыми методами, но какой-либо альтернативы тогда не было.

Так Берия был устранен с политической арены и расстрелян (работа с портретами).

II этап. Лето 1953 – февраль 1958г.

Усиление позиций Хрущева – ослабление Маленкова.

Снятие Г.М.Маленкова с поста главы правительства. Как это произошло?

Сентябрь 1953г. Хрущев избран первым секретарем ЦК КПСС, но государственного поста он не занимал, председатель Совета Министров – Маленков.

В это время в стране началась амнистия политзаключенных, Хрущев организует процесс над руководителями МГБ, виновными в фабрикации “Ленинградского дела”, а одним из организаторов этого дела был Маленков. Это послужило поводом его смещения с поста главы правительства, председателем Совмина был назначен Н.Булганин.

Работа с портретами, их перемещение.

III этап. “Антипартийная группа”

Маленков, Молотов, Каганович – их действия.

Лето 1957г., используя свое большинство в Президиуме ЦК КПСС, который принял решение об упразднении поста Первого секретаря ЦК и о назначении Н.С.Хрущева министром сельского хозяйства.

Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на Пленуме ЦК, т.к., согласно Уставу партии, только Пленум может решить этот вопрос.

Пленум, члены которого в большинстве были ставленниками Хрущева, поддержал его, оппозиционеры отправлены в отставку, Н.Булганин, как поддержавший оппозицию, снят с поста главы государства!

В марте 1958г. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров.

Мы с вами сейчас увидели, как после смерти Сталина борьба за власть протекала по такому же сценарию, что и в 1942г. после смерти В.И.Ленина.

Почему?

Вывод: ни в Уставе КПСС, ни в Конституции СССР не существовало механизма переизбрания или назначения на высшие государственные и партийные должности.

К 1958г. борьба за власть завершилась.

Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров, т.е. руководитель правящей партии и государства.

Вопрос. Насколько демократично Н.С.Хрущев пришел к власти?

2. XX съезд КПСС. Критика культа личности Сталина.

Еще до съезда руководство предприняло шаги по осуждению культа личности Сталина:

- первая волна реабилитации;

- попытки перераспределения полномочий ЦК и государственных органов;

- прекращено “дело врачей”.

25.02.1956г. Н.С.Хрущев выступил с докладом перед делегатами XX съезда партии, в котором прозвучала критика в адрес Сталина, приводились примеры беззакония сталинского режима, осуждался “культ личности”.

Вопрос классу: Какие бы вы обвинения предъявили вы Сталину?

Работа в группах. Игра “Лото”.

Предлагается каждой группе набор событий, определить, к какому периоду истории, какие события относятся?

Обвинения Исторические события
1 гр. Довоенный период

2 гр. События военного времени

2. Расстрел Рыкова и Бухарина

3. Создание лагерей “специального режима”

6. “Ленинградское дело”

7. Поражение советской армии в 1941-1942г.г.

8. Депортация народов Кавказа, немцев Поволжья

Никита Сергеевич считал, что достаточно очистить социальное общество от сталинских злоупотреблений, и партийное руководство поведет народ по пути к коммунизму.

Возложив вину за репрессии на Сталина, Берию, Ежова, автор в докладе не ставил вопрос о демонтаже самой тоталитарной системы, которая по природе своей могла держаться только на силе и страхе.

Тем самым был снят вопрос о вине высшего партийного руководства в злоупотреблениях против своего народа, в том числе и вине самого Н.С.Хрущева.

XX съезд положил начало широкой реабилитации, но не все категории невинно осужденных были реабилитированы. Не коснулась она миллионов раскулаченных и высланных из своих деревень крестьян, которые сопротивлялись коллективизации, деятелей партии, осужденных в 20-е-30-е г.г., некоторых жертв войны и т.д.

Желая облагородить и очеловечить социализм, Никита Сергеевич способствовал изменению законодательной базы, улучшению содержания заключенных. Были обновлены “Основы уголовного законодательства”, упразднено понятие “враг народа”, запрещено применять насилие во время следствия, обязательным условием было присутствие обвиняемого и его адвоката на судебном процессе.

Хрущев избирает путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивающих высший партийный и государственный аппарат).

Работа по таблице.

Политические реформы Н.С.Хрущева

На XXI съезде КПСС (январь-февраль 1959г.) был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма и переходе к развернутому строительству коммунизма.

Вывод: все эти начинания, в случае их реализации, способствовали бы повышению открытости общества.

Оборудование: учебник Андреев И.Л. История России конец XVII-XVIII век, мультимедийная презентация, проектор.

Создание проблемной ситуации

— Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.)

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте уровень развития России в конце XVII в., выделив основные тенденции социально-экономического и политического развития.
  2. Докажите, что при Петре I Россия встала на путь реформ.
  3. Почему во второй половине XVII в. усиливается иностранное влияние в России?
  4. Какие западные новшества приходят в страну?

Открытие нового знания

(Каковы итоги политической борьбы в России в конце XVII в.)

Вопросы к эпиграфу:

Вопросы и задание

  1. Какие новые черты в деятельности монархов появились после царствования Алексея Михайловича?
  2. Почему в 1682 г. обострилась борьба за власть? Кто участвовал в этой борьбе?
  3. Сравните Стрелецкие бунты 1682 и 1689 гг. Почему царевна Софья проиграла борьбу за власть? Ответ представьте в виде сравнительной таблицы.

Вопросы для сравнения

Кто принимал участие

Почему это событие так называлось

Когда было создано стрелецкое войско?

Брожение среди стрельцов началось еще при царе Федоре Алексеевиче. Они жаловались на своих начальников, присваивающих стрелецкие деньги. 30 апреля 1682 г., после похорон царя Федора, раздражение стрельцов усилилось. Они подали на своих полковников челобитные. Волнениями решили воспользоваться царевна Софья и бояре Милославские, родственники первой жены царя Алексея Михайловича.

После смерти царя остро встал вопрос о наследнике. Из двух царевичей, братьев Федора Алексеевича, старший, Иван, был юношей болезненным и слабоумным, а Петр еще 10-летним ребенком. Возведение Ивана на престол означало введение опеки над ним. Опекуншей хотела быть сестра — царевна Софья. В царствование своего отца Алексея Михайловича она получила домашнее образование. В правление брата Ивана царевны пользовались большой свободой при дворе, и Софья начала вмешиваться в государственные дела, присутствовала на встречах царя с боярами.

Чтобы успокоить стрельцов, Нарышкины удалили несколько стрелецких полковников. Стрельцы же, подстрекаемые Милославскими, почувствовав себя хозяевами положения, поднялись на бунт. Милославские утверждали, что стрельцы дождутся от Нарышкиных такого зла, какого еще и не видывали; говорили, что Петр посажен на царство не по закону и идти против него — святое дело. Последней каплей, переполнившей чашу терпения стрельцов, стало известие о том, что Иван Нарышкин, царицын брат и дядя Петра, пытался задушить царевича Ивана. День, когда распространился этот слух, был выбран не случайно: почти сто лет назад 15 мая в Угличе был убит сын Ивана Грозного царевич Дмитрий.

Софья и новый начальник стрельцов боярин Иван Хованский стали раздавать деньги стрельцам, жалуясь, что Нарышкины хотят истребить всех Милославских, а Москву отдать иноземцам. Стрельцы заняли Кремль, окружили царский дворец и потребовали показать им царевича Ивана. Наталья Кирилловна и патриарх Иоаким с боярами вывели на Красное крыльцо Петра и Ивана. Несмотря на то что все увидели, что Иван жив, стрельцы не успокоились, ворвались во дворец и на глазах у царской семьи зверски убили боярина Артамона Матвеева, Ивана Нарышкина и многих родственников царицы Натальи. Бесчинства продолжались в Москве три дня. Отец царицы Кирилл Нарышкин был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Задобрив стрельцов деньгами и различного рода обещаниями, Софья, по сути, подчинила их себе. По наущению Софьи и Хованского от имени стрельцов была написана челобитная Боярской думе, в которой содержалась просьба, чтобы на престоле сидели оба брата — Иван и Петр. В другой челобитной говорилось о том, чтобы регентом при братьях была назначена царевна Софья.

Вопрос и задание:

Вопросы к документу:

  1. Как историк характеризует В. В. Голицына?
  2. Какие направления деятельности князя и почему выделены в тексте?
  • Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте:

Почему царевна Софья и её сторонники проиграли борьбу за власть?

(Неудачные Крымские походы подорвали авторитет Софьи и ее окружения. В решающий момент борьбы за престол правительницу не поддержали церковь, боярство, стрельцы.)

  • Обратимся к вашим ответам на главный вопрос урока. У кого были правильные версии? Оцените их.

Применение нового знания

Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Борьба за власть

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся представления о ходе событий, предшествовавших вступление на престол Петра I .

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать у учащихся представление о причинах борьбы за власть;

2.Познакомить с основными участниками борьбы за власть конца 17 века: царевна Софья, Иван Алексеевич и Петр Алексеевич;

3. Выяснить, какую роль сыграли стрельцы в борьбе за власть между царевной Софьей и Петром Алексеевичем;

5. Выяснить, какие преобразования внедрила в жизнь царевна Софья, достижения ее регентства;

Развивающие:

Продолжить формировать у учащихся:

- умение работать с текстом учебника (поиск информации, выделение главного);

- умение обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

- извлекать информацию из дополнительных источников информации;

Воспитательная:

1. Продолжить развивать у учащихся познавательный интерес к предмету;

2. Продолжить воспитание в учащихся чувства ответственности, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности;

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
1. Обрести мотивацию к изучению нового материала;

2. Формирование интереса к истории России;

1. Объяснять суть противостояния царевны Софьи и Петра Алексеевича;

2. Объяснять значение понятий: борьба за власть, регентство, хованщина.

Метапредметные:

Коммуникативные:

Формулировать и высказывать свою точку зрения;

Познавательные:

1. Поиск и выделение необходимой информации в тексте;

2. Объяснять исторические явления, процессы, связи;

3. Развитие умений устанавливать и выявлять причинно - следственные связи;

4. Сравнивать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;

Регулятивные:

1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,

2. Организации учебной деятельности и оценки результатов своей деятельности.

Тип урока: Комбинированный урок

1. Организационный момент

Слово учителя:

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Но прежде чем присесть и приступить к работе, давайте проверим, а готовы ли вы к уроку.

Посмотрите на рабочее место соседа по парте, все ли необходимое для урока есть у него, нет ли чего лишнего?

Слово учителя:

Теперь все готовы приступить к уроку. Присаживаемся.

2. Актуализация новых знаний

Слово учителя:

Как называется эта династия?

Как звали первых царей этой династии?

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами говорили о периоде правления сына Алексея Михайловича, царя Федора Алексеевича. Давайте о его правлении мы и вспомним.

Взаимопроверка и выставление отметок.

3. Мотивационно-целевой этап

Задание (на доске схема Алексей Михайлович, его 2 жены и царь Федор)

Ребята посмотрите на изображения, кого мы с вами видим?

Как в династии Романовых передавался престол?

Федор Алексеевич передал свой престол сыну?

Кто должен был по традиции взойти на престол после смерти Федора?

О чем может свидетельствовать тот факт, что Петра избрали (выбрали)?

Схема дополняется портретом Ивана и Петра

Кто должен быть наследником?

Слово учителя:

От первого брака царь Алексей Михайлович имел еще одного сына Ивана, Но он с детства был слаб здоровьем: страдал падучей болезнью, цингой, плохо видел и, кроме того, имел сильный дефект речи. В день когда умер государь Федор Алексеевич патриарх Иоаким после совета с боярами провозгласил царем 10-летнего Петра. Ему присягнули придворные, приказные служащие, гарнизон столицы и ее горожане.

Всем ли понравится такое решение?

Кто будет против?

Что назревает в государстве?

Слово учителя:

Милославские не хотели мириться со вторыми ролями. Особенно недовольна была родная сестра обойденного царевича Ивана – царевна Софья. Она, вопреки всем традициям, не хотела обрекать себя на закрытую монастырскую жизнь. Она хотела власти. Именно она начинает борьбу за власть в пользу своего брата. Но у нее были далеко идущие планы. Софья хотела царствовать.

Какой же будет тема нашего с вами урока?

Организация знакомства учащихся с планом урока и главным вопросом

1. Стрелецкий бунт;

3. Регентство Софьи

Задание урока:

Можно ли утверждать, что политическая борьба в конце 17 века была вызвана только желанием царевны Софьи укрепить свою власть?

Изучение нового материала

Задание учителя:

Посмотрите, на доске мы видим ленту времени, на который отмечены ключевые даты темы, в ходе урока нам ее надо заполнить. И первая дата 1682 г. А с какими событиями этого года мы уже познакомились?

Как только царем объявили Петра Софья начинает борьбу. К кому она обратится? Кто такие стрельцы? Как они помогли Софьи, мы сейчас и узнаем

Работа с раздаточным материалом. Прочитать текст из исторического документа и ответить на вопросы к нему.

Напугали действия стрельцов сторонников Петра?

Кого бояре и патриарх провозгласили царем? (посмотрите подсказка есть на доске)

Слово учителя:

25 июня 1682 г. в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России были вместе венчаны на царство сразу два государя. Действительной правительницей России стала родная сестра по матери царя Ивана V, царевна Софья. Ей удалось с помощью денег и привилегий. Обещаний, успокоить и примирить восставших. Но умная царевна понимала, что власть ее не прочная и основная угроза исходит не от родственников Петра, а от тех, кто еще недавно ей помогал, от стрельцов. После майского бунта, Софья столкнулась с новой проблемой – хованщиной. С этим новым понятием, давайте познакомимся.

Прочитать стр. 215 п. 2 и ответить на вопросы в конце подпункта

Проверка выполнения задания.

Слово учителя:

регентство Софьи продолжается. Порой правительнице было не до преобразований. По мере взросления Петра ей приходилось вести с ним борьбу и искать основания, что бы или задержаться у власти, или остаться у власти навсегда. Какие же меры предпринимает царевна.

У каждой пары на парте лежит карточка с заданием. Опираясь на текст учебника, вам работая в паре, нужно найти ответы на данные вопросы.

Проверка выполнения задания

Слово учителя:

По мере взросления Петра власть Софьи таяла на глаза. Она пыталась и на царство венчаться и стрельцов подговорить. Но поддержки у них не нашла. В1689г. Петра женился на Евдокии Лопухиной. Это свидетельствовало, что царь совершеннолетен и регент ему не нужен. В1689 г. пошли слухи, что стрельцы по договору с царевной хотят идти в Преображенское, расквитаться с петром. Но очень быстро выяснилось, что среди бояр, войска и патриарха никто царевну не поддерживает. Петр приказал сподвижников царевны схватить. Галицына сослать, а ее саму, на стр. 217 посмотрите, какая судьба постигла? В стороне от дел оказался и Иван, хотя царского титула Петр у него не отобрал. Россия вступала в период коренных изменений – петровских преобразований.

Подводя итог нашего урока, давайте ответим на вопрос, поставленный в начале: Можно ли утверждать, что политическая борьба в конце 17 века была вызвана только желанием царевны Софьи укрепить свою власть?

Первичное закрепление материала

Почему в 1682 г. обострилась борьба за власть? Кто участвовал в этой борьбе?

Сравните стрелецкие бунты 1682 и 1689 гг. Почему царевна Софья проиграла борьбу за власть?

Смерть И.В. Сталина, наступившая 5 марта 1953 года, послужила началом острой и драматичной борьбы за власть в СССР. Внутриполитические противостояния продолжались на протяжении почти пяти лет и состояли из нескольких этапов. Причины были банальны: приближенным умершего правителя хотелось власти. Центральными фигурами в аппарате руководства страной в это время были Берия, Маленков и Хрущев.


Ликвидация Берия

На первом этапе, длившемся до июня 1953 года, борьба за власть велась между председателем Совета Министров Г.М. Маленковым и его заместителем Л.П. Берия, который также возглавлял Министерство внутренних дел. Оба политика высказывались за передачу функций власти от партии государству. Н.С. Хрущев, возглавлявший на тот момент КПСС, по понятным причинам был против ослабления роли партии в руководстве страной. Считая своим наиболее опасным противником Берию, он начал искать способы отстранения конкурента от власти. Центральный комитет поддержал Хрущева, и 26 июня Берия на заседании совета Министров был взят под стражу. Вскоре он был объявлен врагом народа, идущим вразрез с линией партии. Вынесенный приговор имел самую суровую трактовку – расстрел. Со стороны народа высшая мера была воспринята с пониманием и даже с одобрением: люди в большой степени освободились от страха перед произволом силовых структур.

Свержение Маленкова

Второй раунд борьбы за власть в СССР начался летом 1953 года и продолжался до февраля 1955 года. На политическом поле остались два главных противника: Хрущев и Маленков. Осенью 1953 года очередной съезд КПСС утвердил Хрущева на пост первого секретаря. Но высокая должность Никиты Сергеевича не давала ему абсолютной власти в стране, потому что он не занимал никаких государственных постов. Тем не менее, энергичность, умение действовать в нужный момент решительно, в том числе и без норм приличия, нередко помогали Хрущеву находить выход из самых сложных ситуаций. Подобная тактика была применена и для устранения Маленкова. На очередном пленуме ЦК ему было предъявлено несколько серьезных обвинений:

Сложившаяся ситуация вынудила Маленкова в феврале 1955 года написать заявление об уходе с поста главы правительства. Его место занял предложенный Хрущевым Л.А. Булганин.

Укрепление власти Хрущева

В марте 1958 года было сформировано новое правительство. Хрущев, прекрасно осознавая, как важен для него пост главы правительства, сделал все для достижения этой цели. Булганин, годом ранее открыто поддержавший Маленкова, был смещен. В итоге Хрущев стал и Председателем Совета Министров СССР, и сохранил при себе и должность лидера коммунистической партии. Данный факт означал его окончательную победу в борьбе за власть в стране, длившуюся несколько лет после смерти Сталина.

Читайте также: