Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации конспект урока 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Первая российская революция и её влияние на процессы модернизации." — Транскрипт:

1 Первая российская революция и её влияние на процессы модернизации

4 Капитализм Индустриальное общество Капитализм Индустриальное общество Мировая история : формирование индустриальной цивилизации Французская буржуазная революция Конец 70- х годов XIX века Волны буржуазных революций и национально - освободительных движений Модернизация Производство Труд Промышленная революция Мануфактурное Ручной Фабрично - заводское Машинный Буржуазия Пролетариат Возникли классы

5 Изменение положения старых классов Разорившиеся ремесленники, крестьяне, мелкие лавочники Часть дворянства ( в Англии – лендлордизм ; во Франции – сдача земель в срочную аренду капиталистического типа ; в Германии и Австрии – развитие аграрного капитализма по прусскому пути) Увеличилась численность среднего класса

6 Политическая модернизация Становление правового государства Утверждение элементов гражданского общества В последней четверти XIX века в странах Западной Европы и США окончательно сложился тип буржуазного государства, основными признаками которого были : парламентская система ; система буржуазных партий ; сильный аппарат государственной власти ; расширение демократических прав граждан. Антигуманность общественных отношений Протест пролетариата Создание профсоюзов и социалистических партий Появление социалистической идеи и марксизма

9 Реформы С. Ю. Витте Граф С. Ю. Витте. Портрет работы И. Е. Репина год. (1849 – 1915 гг.), министр финансов России с 1892 по 1903 гг, председатель Совета Министров Российской империи гг. Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля. денежную реформу Был автором Манифеста 17 октября 1905, обещавшего гражданские свободы. При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи. Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

10 Реформы С. Ю. Витте

11 Золотой стандарт рубля

12 Русско - японская война

13 Причины войны Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, война вспыхнула вследствие обострения противоречий Противоречия ЭкономическиеПолитические КВЖД и российская экономическая экспансия в Маньчжурии Аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт - Артура Аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт - Артура Борьба за сферы влияния в Китае и Корее Война, как средство отвлечения от революционного движения в России Война, как средство отвлечения от революционного движения в России

14 Революция 1905 – 1907 гг. Причины 1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти. 2. Нерешённость аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей. Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, между метрополией и национальными районами Поражение в русско – японской войне

16 Характер и цели революции

23 Первая Государственная Дума

план-конспект урока по истории для 11 класса по теме "Первая русская революция". Расскрываются причины, ход и итоги революции.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_istorii_11_klass.docx 103.78 КБ
prezentatsiya_k_uroku_pervaya_ruskkaya_revolyutsiya_.pptx 2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов №11

Конспект урока истории в 11 классе

учитель истории и обществознания

Егорова Варвара Викторовна

Хабаровск, 2016 г

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Планируемые результаты: личностные - воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции; метапредметные – развивать умение работать с историческим источником (как одним из видов текста); формулировать и обосновывать выводы; развитие коммуникативной компетентности учащихся; предметные – умение изучать и систематизировать информацию; формировать оценочные суждения

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Причины и начало первой русской революции.

2. Два пути революции. Развитие революционного движения в России.

3. Высший подъем революции.

4. Итоги революции 1905 – 1907 гг.

1.Причины и начало первой русской революции.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

- Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр 3. На престол вступил его сын Николай II. Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи. (слайд 2)

Работа с учебником .

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом. (слайд 5)

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
  4. Ответственность министров перед народом.
  5. Равенство перед законом всех без исключения…
  1. Каков характер приведённых требований?
  2. О чём просят рабочие царя?
  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?

2. Два пути революции. Развитие революционного движения в России.

Рабочие должны были вызвать царя из Царского Села и предложить ему принять депутацию. В случае согласия рабочие избирали из своей среды депутацию во главе с Гапоном, которая встречалась с царём, вручала ему петицию и предлагала её рассмотреть. Однако царь должен был немедленно клятвенно обещать подписать два указа — о всеобщей политической амнистии и созыве всенародного Земского собора . Если царь соглашался, Гапон выходил к народу и махал белым платком, что означало сигнал к всенародному торжеству. Если царь отказывался, Гапон выходил к народу и махал красным платком, что означало сигнал к всенародному восстанию. В этом случае рабочие должны были знать, что у них больше нет царя и они должны добыть себе свободу сами.

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

- Это был повод или причина революции?

- Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

Работа с документом.

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
  1. Какие права получило российское население?
  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
  3. Какими полномочиями он наделялся?
  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
  5. Оцените значение Манифеста.

3. Высший подъем революции.

Почему второй период революции, с октября по декабрь 1905 г считается наивысшим пиком революционных событий?

4. Итоги революции 1905 – 1907 гг.

Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

Какие ещё проблемы не были решены в результате революции?

Почему события являются именно революцией, а не переворотом?

Возможно было бы избежать этих событий?

Какие социальные слои участвовали в ней?

Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

Какой главный итог революции?

Домашнее задание - параграф 5 читать и пересказывать; Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?

В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии.
Медведев Д.А.
(Из ежегодного послания Президента Федеральному
Собранию (2009 год)

Цель: определить влияние революции 1905-1907 гг. и аграрной реформы Столыпина на процессы модернизации.

Задачи:
Продолжаем формировать навыки:

  • анализа текста, сравнения и обобщения;
  • самостоятельной работы с документами,
  • составления смыслового плана;
  • умения вести диалог, делать выводы, работать в группах.

План урока

  • Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий.
  • Становление российского парламентаризма.
  • Особенности российской многопартийности.
  • Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.
  • Столыпинская программа модернизации России.

Опорные знания и понятия: модернизация, конституционная монархия, политическая партия, гражданское общество, аграрная реформа, капитализация деревни;

Исторические персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.

Методическая особенность урока – урок практикум.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся:

Изучение нового материала.

1. Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий

  • усовершенствование, отвечающее современным требованиям;
  • процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества;

Процесс модернизации в России имел свои особенности.

  • В каком направлении шли социальные процессы в западных странах в период модернизации?
  • Каковы особенности российской экономической модернизации?
  • Каковы особенности менталитета русского крестьянства?
  • Почему буржуазная ментальность в российском обществе была слабо развита?
  • Что тормозило социальную модернизацию в России?

Вопросы и задания:

реформаторская деятельность представляется большим благом для общества, чем революция. Революции сотрясают все общество, требуют колоссальных жертв, ввергают его в состояние нестабильности, хаоса, часто кровавого.

  • Что вам известно о личности и политических взглядах С.Ю. Витте?

Учащиеся составляют психологический портрет Витте.

  • Какое событие нанесло удар по патернализму?
  • В чем заключалась двойственность российской политической системы?
  • Что в личности Николая II и его правлении вызывает несогласие, неодобрение и почему многие современники и историки считали поведение Николая II самоубийственным?

Чтобы выпускники эмоционально ощутили трагедию 9 января, можно прослушать воспоминания участника события рабочего Широкова (мультимедийный учебник А.Данилова. История России ХХ век. Часть I или прочесть фрагмент очерка М.Горького, очевидца этих событий. Приложение 2).

Таким образом, в начале ХХ века верховная власть в России окончательно утратила реформаторский потенциал, что резко ослабило позиции власти в деле модернизации страны. 9 января нанесло удар по патерналистским основам. Император допускал просчеты, которые были несовместимы с патерналистскими традициями.

2. Становление российского парламентаризма

Работа учащихся в группах с документами:

Революция 1905 года придала самодержавию черты конституционной монархии, т.е. император сохранял большие полномочия. Население получило основные политические права, россияне из подданных императора превратились в граждан страны. Было создано коллегиальное правительство – Совет министров.

3. Особенности российской многопартийности

  • Чем отличалась российская многопартийная система от западноевропейского варианта. Каков был порядок возникновения партий в России?
  • Каковы были программные политические требования правых и либеральных партий?
  • Каковы были политические лозунги и требования радикальных политических партий (большевиков, меньшевиков и эсеров) в аграрном вопросе? (В ходе работы составляется небольшая таблица).

Основные политические лозунги

Решение аграрного вопроса

свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата, восьмичасовой рабочий день

Ю. Мартов
Г. Плеханов

ликвидация самодержавия, установление диктатуры пролетариата, представляющей большинство населения, восьмичасовой рабочий день

уничтожение самодержавия, установление диктатуры трудового народа, восьмичасовой рабочий день

многопартийность в России была создана в основном усилиями интеллигенции и в кратчайшие сроки. И в целом вся партийно-политическая система объективно оказалась нацелена на разрушение самодержавия. Ни одна из партий не была в состоянии реально претендовать на политическое лидерство. Политическая инициатива оставалась в руках правящих кругов.

4. Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.

  • Рост политической активности крестьян. Разнообразные способы их борьбы.
  • Основные требования крестьян:
    • отмена частной собственности на землю;
    • передача земли тем, кто ее обрабатывает;
    • всеобщее бесплатное начальное образование;
    • созыв учредительного съезда Всероссийского крестьянского союза 31 июля – 1 августа 1905 года;
    • программа Союза;
    • второй съезд Крестьянского союза. Рост влияния эсеров среди крестьян;
    • арест участников съезда. Распад Крестьянского союза как общероссийской организации;
    • Раскол между крестьянскими массами и интеллигенцией;
    • Составление на сходах приговоров для подачи в Государственную Думу;
    • Аграрный вопрос для крестьян превалировал над всеми другими вопросами. Единство крестьян в этом вопросе.

    Благодаря активному участию в революции крестьян, они получили более ощутимые результаты: отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю, сословно-куриальная система выборов в Государственную Думу давала перевес крестьянским представителям в первых двух российских парламентах, повышенная зарплата сельскохозяйственным рабочим.
    Однако крестьяне не смогли создать общенациональную организацию. Многие из них испытывали противоречивые чувства: ненавидели помещиков и чиновников, но не хотели выступать против царя и очень надеялись на Государственную Думу.

    5. Столыпинская программа модернизации России.

    Власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. В июле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров.

    Организация самостоятельной работы учащихся с документами (Приложение 6).

    Следует отметить, что, несмотря на значительный прогресс в сельском хозяйстве, его проекты были обречены на провал, так как к ним не стремилась власть, а российское общество было расколотым и враждебно встречало любой проект со стороны правительства.

    Задание: сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале (Приложение 7).

    Вводятся элементы ролевой игры. Задания по группам:

    1 группа. Представьте себя на месте крестьянина и ответьте на вопрос, почему вы не хотите выходить из общины и почему, уехав в Сибирь, возвратились вновь в свою деревню?
    2 группа. Представьте себя в качестве думского депутата, кадета. Почему вы не поддержали аграрную реформу Столыпина? Какие его идеи и взгляды были для вас неприемлемы.
    3 группа выступает от имени октябристской партии, которая в 1910 году вместе с правыми одобрила аграрную реформу Столыпина. Почему вы поддержали Столыпина?
    4 группа выступает от имени рабочих Москвы, участвовавших в Декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Какую сторону деятельности Столыпина они будут оценивать в первую очередь?

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Конспект урока

    по истории для 11 класса

    Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна

    Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

    Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

    Понятия: революция, петиция, манифест , хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

    Тип урока: комбинированный

    Форма: урок-исследование

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение

    - Что такое модернизация?

    - В каких сферах в России проходила в начале ХХ века?

    - Какими были её результаты?

    - Какую роль сыграла русско-японская война?

    Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

    - Какая задача стояла перед правительством?

    Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

    20 октября 1894г. Умер император Александр II I . На престол вступил его сын Николай II. Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром II, и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

    II I . Изучение нового материала.

    Причины революции

    Какие слои населения были недовольны, и какие требования они выдвигали?

    Цели революции – раздать материал с названиями движений: либералы, социал-демократы, эсеры, анархисты, монархисты.

    Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову.

    Из записки С.В. Зубатова

    За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

    Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?

    Что должно противопоставить ей правительство?

    По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

    Повод: показ фрагмента фильма ( или объяснение)

    - Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

    Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

    (Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

    Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

    Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

    Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

    Ответственность министров перед народом.

    Равенство перед законом всех без исключения…

    Каков характер приведённых требований?

    О чём просят рабочие царя?

    Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

    Можно ли петицию назвать призывом к революции?

    Какой современный документ она вам напоминает?

    Посмотрим, как царь ответил на просьбу рабочих?

    Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

    Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

    - В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

    - Это был повод или причина революции?

    - Какие причины толкнули народ к революции?

    Основные события:

    1. Январь-март - нарастание забастовочного движения и крестьянские выступления.

    Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

    2. 12 мая - 23 июля 1905 г. Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции. Иваново-Вознесенская стачка( Советы, Афанасьев, Фрунзе)

    Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

    Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

    4. Сентябрь – октябрь 1905 г. – Всероссийская политическая стачка (почему? Какими должны быть лозунги?)

    Работа с документом.

    Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

    …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

    Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

    Какие права получило российское население?

    Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

    Какими полномочиями он наделялся?

    Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

    Оцените значение Манифеста.

    Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

    Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

    Работа с раздаточным материалом

    9-19 декабря 1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.

    Либералы – парламентский путь

    Результаты революции: раздаточный материал

    IV . РЕФЛЕКСИЯ:сна какие сферы жизни общества повлияла революция

    - экономическая?

    - политическая?

    Какие вопросы не решила революция? К чему это должно было привести?

    V . Домашнее задание:

    hello_html_4c117dea.jpg

    hello_html_35c4601c.jpg

    hello_html_73b0516a.jpg

    hello_html_m2f3c83b8.jpg

    hello_html_7b4ee691.jpg

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данная разработка урока предназначена для проведения урока истории России в 11 классе. Материал содержит в себе вопросы и задания, способствующие усвоению материала учащимися.

    ИСТОРИЯ РОССИИ. 11 КЛАСС.

    ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

    дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации;

    дать представление о причинах, приведших к революции 1905-1907 гг;

    установить причинно-следственные связи между новыми явлениями в рабочем движении начала XX века и и социально-экономическими процессами в развитии России;

    установить причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства начала XX века:

    проанализировать сущность решения крестьянского вопроса в России;

    познакомить с основными событиями революции 1905-1907 гг;

    охарактеризовать содержание программных документов возникших партий.

    Организационный момент.

    Введение в новый материал.

    1. Причины, начало и этапы революции.

    2. Формы революционной борьбы.

    3. Новый политический строй.

    4. Партии в революции.

    5. Начало российского парламентаризма.

    Работа по теме урока.

    Причины, начало и этапы революции.

    Революция 1905-1907 гг назревала в течение долгого времени, в основе ее лежали глубинные экономические и социально-политические причины.

    Задание. Работая с текстом п.1 § 2-3, найдите причины революции 1905-1907 гг.

    Причинами революции являются противоречия:

    между потребностью развития капитализма и наличием феодальных пережитков

    между крестьянами и помещиками

    между капиталистами и рабочими

    между властью и формирующимся гражданским обществом

    между царизмом и народами

    Власти сделали вывод: рабочее движение вырвалось из-под контроля властей. Было решено преподать рабочим урок.

    Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,

    Царя с нетерпением ждали,

    Как вдруг между нами и царским крыльцом .

    На ружьях штыки заблистали.

    И рота за ротой, все супротив нас,

    Вдруг фронтом развернуты были.

    Наставили дула в лица как раз

    И… в грозном молчанье застыли.

    Так тихо, так жутко..

    Опомниться мы не успели,

    Свалились уж многие на снег в крови,

    За залпами залпы гремели.

    И ужас объял нас. Безумно крича,

    Мы с страшного места бежали,

    Израненных, мертвых с собой волоча,

    А в тыл нам стрелять продолжали.

    Рабочий один шел, молчанье храня,

    Он нес бездыханное тело,

    Прах той, что погибла его заслоняя,

    От легкости зверской прицела.

    Но вот, обернувшись навстречу стрельбе,

    Он крикнул, рукой потрясая:

    «Палач и убийца, проклятье тебе,

    Проклятье родимого края!

    Пред пышным дворцом мы появимся вновь,

    День близок кровавой расплаты

    За кровь трудовую, невинную кровь,

    - Объясните, почему выдвинули регулярную армию. Которая применила оружие против мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г?

    - Почему 9 января 1905 г было признано началом революции?

    Запись в тетради.

    Интересные факты.

    Любопытный разговор произошел 9 января между М.Горьким и С.Морозовым, фабрикантом, дававшим, как известно, деньги не только на благотворительные нужды, но и на революционную деятельность:

    «- Революция обеспечена- сказал Савва.- Годы пропаганды не дали бы того, что достигнуто в один день.

    - Жалко людей,- проговорил М.Горький.

    - Задумайтесь над этим разговором. Похоже, С.Морозов прав, и все же… Может ли гуманность быть ложью?

    Формы революционной борьбы.

    Революция всколыхнула все слои российского общества.

    Весной 1905 г рабочие Иваново-Вознесенска бастовали в течение 72 дней. Революционная волна затронула и деревню- крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. Революционеры-террористы совершали открытые нападения на высших чиновников.

    У большинства населения России не было опыта революционной борьбы. Они его набирались в ходе борьбы.

    Но все эти выступления не привели к изменениям существующего строя или каким-либо радикальным преобразованиям в социально-экономической сфере. Массовость движений еще не означала его полновесность и не приближала перемен.

    Новый политический строй.

    Революционные события нарастали, осенью 1905 г Всероссийская октябрьская стачка заставила власти начать реформы. Российское общество раскололось на 2 враждующих лагеря- революционный и правительственный.

    Но в правительственном лагере столкнулись две группировки. Одну из них возглавил генерал-губернатор Петербурга Д.Ф.Трепов. основной идеей которого являлась борьба с забастовщиками с помощью применения только военной силы.

    Представителем другого течения являлся С.Ю.Витте. он был сторонником союза крупной буржуазии и царизма.

    Вернувшийся 16 сентября 1905 г из Америки С.Ю.Виттте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической смуты в революцию. Он заявил Николаю II, что есть только два способа превозмочь смуту- либо путем диктатуры и подавления ее силой, либо пойдя на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство.

    - Как вы думаете, что выбрал Николай II?

    Запись в тетради.

    17 октября 1905 г- подписание Манифеста, который содержал:

    - обещание либеральных реформ;

    - демократизацию выборов в Государственную думу;

    - придание Государственной думе законодательных функций.

    4. Партии в революции.

    Манифест стал отправной точкой отсчета в процессе оформления политических партий в России.

    Запись в тетради.

    Политические партии в России начала XX века:

    5.Начало российского парламентаризма.

    В феврале-марте 1906 г. в России состоялись выборы в Государственную думу.

    Запись в тетради.

    27 апреля 1906 г- начало работы I Государственной думы.

    Работа с таблицей. Учащиеся работают с таблицей на с.21 и сравнивают политический состав I II III IV Государственной думы.

    Подведение итогов урока.

    Итог Первой российской революции:

    - Началось превращение России в конституционную монархию с парламентом и легальными политическими партиями;

    - Упал авторитет самодержавия, многие россияне освободились от монархических идей;

    Читайте также: