Конспект 4 класс природа и мы 4 класс
Обновлено: 02.07.2024
Биография – Описание наиболее значительных фактов чьей-либо жизни и деятельности в хронологическом порядке; жизнеописание.
Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
Ключевые слова:
Дружба; преданность; самоотверженность; забота; любовь; глупость;
сострадание; насмешка; страх.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
- Шубина Г.В., Тесты по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 4 класс.– М.: Экзамен, 2016. – С. 8 - 11
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
«Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И
птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то
Это трогательная история дружбы одинокого старика, лебедя и собаки по
кличке Соболько. Эта немного грустная история учит быть внимательным
к окружающим, не держать друзей при себе против их воли, уметь вовремя
их отпускать, а также учит любить природу.
Рассказ "Кабан" Е. Чарушина интересен описанием необычных привычек
животных зоопарка. Этот рассказ учит нас уметь подмечать интересные
факты, учит наблюдать природу и поведение зверей, учит общению с
природой, учит красоте природы, учит любить природу.
Герои следующего произведения тоже братья наши меньшие. Это
совершенно разные и по внешности, и по характеру собаки Барбос и
Жулька. Да, совершенно верно, это рассказ А. И. Куприна «Барбос и
Жулька. В произведении описывается героический поступок Жульки,
страдания и сожаления Барбоса по поводу её смерти
Это произведение о верности и преданности друзей-животных, о том какой
силой духа, отчаянной храбростью они могут обладать. Автор нам показал,
что между животными есть дружба и преданность друг другу и людям;
показал, что если люди берут животных, то должны нести за них
Догадайтесь по иллюстрации, о каком произведении пойдёт речь сейчас?
несдержанность часто приводят к неприятностям. Сорока-выскочка
решила в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатилась за
Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в
составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а
действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала.
Таким образом, мы вспомнили произведения, вошедшие в раздел
которые включены в этот раздел?
Да, необходимо любить природу, беречь её, не забывать о том, что мы
являемся её частью. Не забывать о том, что нанося вред природе, прежде
всего, мы вредим себе.
Разбор типового тренировочного задания:
Текст задания: Создайте пары: предмет – название произведения
Произведения:
Правильный вариант ответа
1 – 3; 2 – 5; 3 – 4; 4 – 1; 5 – 2.
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. Выберите верный вариант ответа.
- прививать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.
Целеполагание.
Мотивация учебной деятельности.
Работа в группах.
Соедини автора и его произведение.
Какое произведение открывает раздел?
В этом произведении сорока лишилась хвоста.
Они приближались гуськом, передний был в пяти шагах от героя.
Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.
Они были разные, но дружба их – крепкой.
Он был приемным, но очень любимым.
Узнайте, из каких это произведений.
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник – птица.
Она была маленькая тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит.
Ей было тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.
Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Заполошно - это как?
Подведение итогов викторины.
1.Соедините автора с его произведением:
2.В этом произведении сорока лишилась хвоста
3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя
4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей
5.Они были разными, но дружба их – крепкой
6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым
7.Соедините произведение и предмет:
8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица.
Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди…………………………………
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………
Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок…………………………………………………
9.Объясни значения слов:
10. Подбери антонимы к словам:
11.Подберите синонимы к словам:
1.Соедините автора с его произведением:
2.В этом произведении сорока лишилась хвоста
3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя
4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей
5.Они были разными, но дружба их – крепкой
6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым
7.Соедините произведение и предмет:
8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.
9.Объясни значения слов:
СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающиеся с потолка пещеры, известковый нарост
ЯР – крутой берег обрыва
САЙМА – рыбацкая стоянка
МАРАЛ – крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами
ЗАПОЛОШНО – суматошно, неспокойно, взбалмошно
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп
10. Подбери антонимы к словам:
ТРЕВОГА – покой, спокойствие
СХОДСТВО – различие, разница
11.Подберите синонимы к словам:
МУЧЕНИЕ – страдание, терзание, пытка, мытарство, маета
УКРАДЕННЫЙ – похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведённый, свистнутый, стыренный
БАЛОВСТВО – потворство, шалость
Домашнее задание.
Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 4 В.docx
Конкурс знатоков.
Урок разработан и проведён
учителем первой категории
25.02 .2015 год.
Планируемые результаты: предметные :умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,увеличевать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слрв для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование : рисунок дерева на доске, листы с названиями секторов, жетоны, выставка книг, тесты, магнитофон, диск с аудиозапись карточки, с заданиями.
Ход урока .
1.Организационный момент
-Ребята, посмотрите на наших гостей.
Подарите им улыбку и улыбнитесь друг другу.
ΙΙ . Речевая разминка .
Любите природу !
Храните природу !
Не жгите траву !
Не ломайте кусты !
Не сыпьте на землю всякую гадость .
И даст вам природа здоровье и радость !
- Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения . Что вы прочитали ?
-Найдите глаголы, назовите их. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение?
-Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
2.Подготовка к восприятию нового.
Самые замечательные писатели, большие знатоки природы напоминают нам, что охранять природу – наш долг.
- Каких писателей вы знаете, которые с любовью и нежностью пишут о природе.
(Дети называют писателей.)
- Ребята, чьи произведения мы читали в этом разделе?
(Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев.)
- Обратите внимание на выставку произведений этих писателей, на портреты.
- Какие их произведения вам известны?
А сейчас, давайте, обратим свой взор на доску. Эпиграфом нашего урока будут замечательные строки.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Подберите к рисункам название произведения и его автора.
- Ребята, скажите, что вы видите на доске?
(Рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы - озер, рек, гор)
- А животных, растения, горы, моря, реки, как можно назвать одним словом? (природа)
ΙΙΙ . Актуализация знаний .
- Ребята , как вы думаете , почему наш сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения ? О чём оно ?
Даёт нам понять ,
Что мы умеем
И что должны знать .
-Соедините фамилию автора с именем и отчеством.
1.Михаил Михайлович Чарушин
2 .Евгений Иванович Астафьев
3 .Виктор Петрович Пришвин
4. Александр Иванович Мамин-Сибиряк
5 Дмитрий Наркисович Куприн
- Соедините фамилию автора с названием его произведения . ( Запись на доске ).
- Какие животные живут в нешем краю?(Работа с дополнительной литературой)
Сталактит - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост.
Яр-крутой берег, обрыв.
Сайма –рыбацкая снасть.
Фестон-один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
Заполошно- суматошно, неспокойно, взбалмошно.
- Узнайте , из каких произведений эти предметы ? ( Рисунки предметов ).
- Ребята , какие средства художественной выразительности вы знаете ?
Автор какого текста : художественного или научно - познавательного – будет использовать эпитеты , сравнения и олицетворение при описании природы , животных , птиц и растений ? С какой целью он будет их использовать ?
- Угадайте героев произведений . ( Дети зачитывают описания героев ).
Он серого цвета . Баловства не любит . Чуть где - нибудь непорядок – суета
- Что помогло вам быстро догадаться , о каком герое идёт речь ? Приведите примеры .
6 Расположите слова пословицы в правильном порядке и объясните её смысл .
Человек, пером, а, птица, умом, красна.
(Красна птица пером, а человек умом.)
-Часто человека – его внешность , манеру поведения , характер – сравнивают с животными ( птицами ). Сейчас проверим , какие вы наблюдательные . Про кого так говорят :
Длинноногий , как …( журавль ).
Мудрый , как …( сова , ворон ).
Надутый , как …( индюк ).
Каркает , как …( ворона ).
Разодетый , как …( павлин ).
Голосистый , как …( соловей ).
Походка плавная …( лебединая ).
Болтливый , как …( сорока ).
Большеглазый , как …( филин ).
в) Выскочка
( Дети выполняют тестовое задание по теме ).
10. Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.
- Дома вам было задано подумать над вопросом 8 на стр . 112.
- О чём пишет М . М . Пришвин ? Что его интересует ?
- Зачем все авторы , чьи рассказы мы читали в этом разделе , создали свои произведения?
-Как же им удалось убедить читателей в необходимости охранять природу?
- А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы:
- Бережное отношение к бумаге, мебели.
- Участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
V. Итог урока . Рефлексия .
- Послушайте , пожалуйста , притчу :
Кабан заметил , что люди неправильно питаются , переедают , и это вредит их здоровью .
Кот считает , что человек часто бывает неаккуратен , не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью .
Тигр отметил , что люди не верят в свои силы , в себя , не работают над своим телом , и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми .
Высокая стройная берёза ответила , что люди мало заботятся друг о друге , часто бывают жестокими и неблагодарными . Они убивают животных , наносят вред растениям , а жестокость – это путь к болезни и гибели .
- Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой . И будьте здоровы !
- Наш урок подошёл к концу .
- Какой вывод вы сделали для себя ? Кому было интересно ?
- Подсчитайте свои жетончики . Началась весна . Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд .
Прикрепите листочки на ту ветку , которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке .
V Ι . Домашнее задание .
- Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки .
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ.
Тип урока : обобщение и систематизация знаний
научатся: делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем, связывать с целевой установкой урока.
Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией
Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 2 ч. ч. 2 М. :Просвещение, 2017 г.
Структура урока
I. Организация начала урока.
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе:
– О чем (ком) вам захотелось рассказать? Почему?
– Что было особенно трудно описать?
– Чьи описания вам показались наиболее удачными, интересными?
– Что особенно понравилось?
Организует речевую разминку с развития техники чтения : правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.
– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
Учащиеся рассказывают (читают) свои истории о том забавном, необыкновенном, удивительном, чудесном, увлекательном из жизни природы, что им когда-то довелось увидеть.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
Флаги вьются на. (ветру).
Скачет с сумкой. (кенгуру)
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
урока
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
– Поднимите руку, кто это произведение еще
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Как вы понимаете название раздела «Природа
– Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме
IV. Самостоятельная работа
Проводит тест по теме урока.
– Выберите верный вариант ответа:
1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин?
2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина?
а) Собака; б) сорока; в) ворона.
3. Кем еще был писатель Е. И. Чарушин?
а) Художником; б) музыкантом; в) врачом.
а) Кабанов; б) медведей; в) оленей.
5. Стрижонок Скрип был:
а) храбрым; б) трудолюбивым; в) жадным
Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б
Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу
V. Литературная игра
Проводит литературную игру.
– Соедините автора с его произведением.
– Какое произведение открывает раздел?
– В этом произведении сорока лишилась хвоста.
– Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.
– Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.
– Они были разными, но дружба их – крепкой.
– Он был приемным членом семьи, но очень любимым.
– Узнайте, из каких произведений эти предметы:
– Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.
– Объясните значения слов, записанных на карточках.
Выполняют задания литературной игры.
Объясняют значения слов:
– Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост.
– Яр – крутой берег.
– Сайма – рыбацкая стоянка.
– Марал – крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами.
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону
VI. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.
Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Читайте также:
- Конспект внеурочного занятия духовно нравственного направления в 3 классе тепло родного дома
- Предпосылки петровских преобразований конспект урока
- Человек славен добрыми делами конспект и презентация урока 6 класс
- Строение текстов разных типов 4 класс планета знаний конспект
- Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста