Конспект 4 класс природа и мы 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Биография – Описание наиболее значительных фактов чьей-либо жизни и деятельности в хронологическом порядке; жизнеописание.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Ключевые слова:

Дружба; преданность; самоотверженность; забота; любовь; глупость;

сострадание; насмешка; страх.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
  2. Шубина Г.В., Тесты по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 4 класс.– М.: Экзамен, 2016. – С. 8 - 11

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

«Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И

птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то

Это трогательная история дружбы одинокого старика, лебедя и собаки по

кличке Соболько. Эта немного грустная история учит быть внимательным

к окружающим, не держать друзей при себе против их воли, уметь вовремя

их отпускать, а также учит любить природу.

Рассказ "Кабан" Е. Чарушина интересен описанием необычных привычек

животных зоопарка. Этот рассказ учит нас уметь подмечать интересные

факты, учит наблюдать природу и поведение зверей, учит общению с

природой, учит красоте природы, учит любить природу.

Герои следующего произведения тоже братья наши меньшие. Это

совершенно разные и по внешности, и по характеру собаки Барбос и

Жулька. Да, совершенно верно, это рассказ А. И. Куприна «Барбос и

Жулька. В произведении описывается героический поступок Жульки,

страдания и сожаления Барбоса по поводу её смерти

Это произведение о верности и преданности друзей-животных, о том какой

силой духа, отчаянной храбростью они могут обладать. Автор нам показал,

что между животными есть дружба и преданность друг другу и людям;

показал, что если люди берут животных, то должны нести за них

Догадайтесь по иллюстрации, о каком произведении пойдёт речь сейчас?

несдержанность часто приводят к неприятностям. Сорока-выскочка

решила в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатилась за

Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в

составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а

действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала.

Таким образом, мы вспомнили произведения, вошедшие в раздел

которые включены в этот раздел?

Да, необходимо любить природу, беречь её, не забывать о том, что мы

являемся её частью. Не забывать о том, что нанося вред природе, прежде

всего, мы вредим себе.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст задания: Создайте пары: предмет – название произведения





Произведения:

Правильный вариант ответа

1 – 3; 2 – 5; 3 – 4; 4 – 1; 5 – 2.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. Выберите верный вариант ответа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- прививать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.

Целеполагание.

Мотивация учебной деятельности.

Работа в группах.

Соедини автора и его произведение.

Какое произведение открывает раздел?

В этом произведении сорока лишилась хвоста.

Они приближались гуськом, передний был в пяти шагах от героя.

Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.

Они были разные, но дружба их – крепкой.

Он был приемным, но очень любимым.

Узнайте, из каких это произведений.

Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник – птица.

Она была маленькая тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.

Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит.

Ей было тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.

Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

Заполошно - это как?

Подведение итогов викторины.

1.Соедините автора с его произведением:

2.В этом произведении сорока лишилась хвоста

3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

7.Соедините произведение и предмет:

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица.

Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди…………………………………

Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………

Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок…………………………………………………

9.Объясни значения слов:

10. Подбери антонимы к словам:

11.Подберите синонимы к словам:

1.Соедините автора с его произведением:

2.В этом произведении сорока лишилась хвоста

3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

7.Соедините произведение и предмет:

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

9.Объясни значения слов:

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающиеся с потолка пещеры, известковый нарост

ЯР – крутой берег обрыва

САЙМА – рыбацкая стоянка

МАРАЛ – крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами

ЗАПОЛОШНО – суматошно, неспокойно, взбалмошно

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп

10. Подбери антонимы к словам:

ТРЕВОГА – покой, спокойствие

СХОДСТВО – различие, разница

11.Подберите синонимы к словам:

МУЧЕНИЕ – страдание, терзание, пытка, мытарство, маета

УКРАДЕННЫЙ – похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведённый, свистнутый, стыренный

БАЛОВСТВО – потворство, шалость

Домашнее задание.

Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 4 В.docx

Конкурс знатоков.

Урок разработан и проведён

учителем первой категории

25.02 .2015 год.

Планируемые результаты: предметные :умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,увеличевать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слрв для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование : рисунок дерева на доске, листы с названиями секторов, жетоны, выставка книг, тесты, магнитофон, диск с аудиозапись карточки, с заданиями.

Ход урока .

1.Организационный момент

-Ребята, посмотрите на наших гостей.

Подарите им улыбку и улыбнитесь друг другу.

ΙΙ . Речевая разминка .

Любите природу !

Храните природу !

Не жгите траву !

Не ломайте кусты !

Не сыпьте на землю всякую гадость .

И даст вам природа здоровье и радость !

- Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения . Что вы прочитали ?

-Найдите глаголы, назовите их. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение?

-Прочитайте, выделяя голосом глаголы.

2.Подготовка к восприятию нового.

Самые замечательные писатели, большие знатоки природы напоминают нам, что охранять природу – наш долг.

- Каких писателей вы знаете, которые с любовью и нежностью пишут о природе.

(Дети называют писателей.)

- Ребята, чьи произведения мы читали в этом разделе?

(Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев.)

- Обратите внимание на выставку произведений этих писателей, на портреты.

- Какие их произведения вам известны?

А сейчас, давайте, обратим свой взор на доску. Эпиграфом нашего урока будут замечательные строки.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Подберите к рисункам название произведения и его автора.

- Ребята, скажите, что вы видите на доске?

(Рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы - озер, рек, гор)

- А животных, растения, горы, моря, реки, как можно назвать одним словом? (природа)

ΙΙΙ . Актуализация знаний .

- Ребята , как вы думаете , почему наш сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения ? О чём оно ?

Даёт нам понять ,

Что мы умеем

И что должны знать .

-Соедините фамилию автора с именем и отчеством.

1.Михаил Михайлович Чарушин

2 .Евгений Иванович Астафьев

3 .Виктор Петрович Пришвин

4. Александр Иванович Мамин-Сибиряк

5 Дмитрий Наркисович Куприн

- Соедините фамилию автора с названием его произведения . ( Запись на доске ).

- Какие животные живут в нешем краю?(Работа с дополнительной литературой)

Сталактит - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост.

Яр-крутой берег, обрыв.

Сайма –рыбацкая снасть.

Фестон-один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

Заполошно- суматошно, неспокойно, взбалмошно.

- Узнайте , из каких произведений эти предметы ? ( Рисунки предметов ).

- Ребята , какие средства художественной выразительности вы знаете ?

Автор какого текста : художественного или научно - познавательного – будет использовать эпитеты , сравнения и олицетворение при описании природы , животных , птиц и растений ? С какой целью он будет их использовать ?

- Угадайте героев произведений . ( Дети зачитывают описания героев ).

Он серого цвета . Баловства не любит . Чуть где - нибудь непорядок суета

- Что помогло вам быстро догадаться , о каком герое идёт речь ? Приведите примеры .

6 Расположите слова пословицы в правильном порядке и объясните её смысл .

Человек, пером, а, птица, умом, красна.

(Красна птица пером, а человек умом.)

-Часто человека – его внешность , манеру поведения , характер – сравнивают с животными ( птицами ). Сейчас проверим , какие вы наблюдательные . Про кого так говорят :

Длинноногий , как …( журавль ).

Мудрый , как …( сова , ворон ).

Надутый , как …( индюк ).

Каркает , как …( ворона ).

Разодетый , как …( павлин ).

Голосистый , как …( соловей ).

Походка плавная …( лебединая ).

Болтливый , как …( сорока ).

Большеглазый , как …( филин ).

в) Выскочка

( Дети выполняют тестовое задание по теме ).

10. Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.

- Дома вам было задано подумать над вопросом 8 на стр . 112.

- О чём пишет М . М . Пришвин ? Что его интересует ?

- Зачем все авторы , чьи рассказы мы читали в этом разделе , создали свои произведения?

-Как же им удалось убедить читателей в необходимости охранять природу?

- А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы:

- Бережное отношение к бумаге, мебели.

- Участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

V. Итог урока . Рефлексия .

- Послушайте , пожалуйста , притчу :

Кабан заметил , что люди неправильно питаются , переедают , и это вредит их здоровью .

Кот считает , что человек часто бывает неаккуратен , не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью .

Тигр отметил , что люди не верят в свои силы , в себя , не работают над своим телом , и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми .

Высокая стройная берёза ответила , что люди мало заботятся друг о друге , часто бывают жестокими и неблагодарными . Они убивают животных , наносят вред растениям , а жестокость это путь к болезни и гибели .

- Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой . И будьте здоровы !

- Наш урок подошёл к концу .

- Какой вывод вы сделали для себя ? Кому было интересно ?

- Подсчитайте свои жетончики . Началась весна . Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд .

Прикрепите листочки на ту ветку , которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке .

V Ι . Домашнее задание .

- Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки .

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний

научатся: делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем, связывать с целевой установкой урока.

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией

Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 2 ч. ч. 2 М. :Просвещение, 2017 г.

Структура урока

I. Организация начала урока.

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе:

– О чем (ком) вам захотелось рассказать? Почему?

– Что было особенно трудно описать?

– Чьи описания вам показались наиболее удачными, интересными?

– Что особенно понравилось?

Организует речевую разминку с развития техники чтения : правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Учащиеся рассказывают (читают) свои истории о том забавном, необыкновенном, удивительном, чудесном, увлекательном из жизни природы, что им когда-то довелось увидеть.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Флаги вьются на. (ветру).

Скачет с сумкой. (кенгуру)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные

– Поднимите руку, кто это произведение еще

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Как вы понимаете название раздела «Природа

– Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Самостоятельная работа

Проводит тест по теме урока.

Выберите верный вариант ответа:

1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин?

2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина?

а) Собака; б) сорока; в) ворона.

3. Кем еще был писатель Е. И. Чарушин?

а) Художником; б) музыкантом; в) врачом.

а) Кабанов; б) медведей; в) оленей.

5. Стрижонок Скрип был:

а) храбрым; б) трудолюбивым; в) жадным

Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б

Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу

V. Литературная игра

Проводит литературную игру.

– Соедините автора с его произведением.

– Какое произведение открывает раздел?

– В этом произведении сорока лишилась хвоста.

– Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.

– Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.

– Они были разными, но дружба их – крепкой.

– Он был приемным членом семьи, но очень любимым.

– Узнайте, из каких произведений эти предметы:

– Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.

– Объясните значения слов, записанных на карточках.

Выполняют задания литературной игры.

Объясняют значения слов:

– Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост.

– Яр – крутой берег.

– Сайма – рыбацкая стоянка.

– Марал – крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.

Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Читайте также: