Строение текстов разных типов 4 класс планета знаний конспект

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Головачева Любовь Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Загоскинская СОШ имени Зимина
Населённый пункт: с. Загоскино Ульяновская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Строение текстов разных типов
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.

Учитель: Головачева Любовь Алексеевна.

Класс:
4
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов
Тема урока
:
Cтроение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания о типах текста и их строении.
деятельностная:
формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста и определением его типа, поиском и выделением нужной информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности и её самооценка; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение находить и анализировать информацию), проблемной и коммуникативной (взаимодействие с учителем, с одноклассниками, работа в группе).
содержательная:
создать условия для закрепления учащимися приёмов работы с текстами разного типа.
Оборудование
: Мультимедио установка (презентация), электронный учебник Русский язык 4 класс.
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

I.1.Организационны

глаз.
Определение типа текста. Доказательство. Использование опорных схем. Учебник с.116, упр.267. Определяют тип текста. Доказывают свою точку зрения, используя опорную схему. Умение определять тип текста. (Позн. УУД). Умение пользоваться опорной схемой. (Позн. УУД, Регул. УУД) ), Умение работать в группе. (Коммун. УУД) 4.Редактирование текста Все ли предложенные тексты вам нравятся? Поработаем редакторами. Слова - помощники. (Антонимы) Редактирование текста. Слова - помощники. (Антонимы) Чтение полученного текста. Умение анализировать текст, Применять свои знания, редактировать текст. (Позн. УУД.) Умение соотносить поступки события с положительными эмоциональными качествами . (Личн. УУД,) 5. Самооценка. Самооценка. Работа с листом самооценки. (Личн. УУД, Регул. УУД) ФИЗМИНУТКА ФИЗМИНУТКА. Видео. ФИЗМИНУТКА. Повторяют движения. 6. Работа с текстом. (Работа в группах) Предложить прочитать текст. Определить к какому типу он относится. (Комбинированный) Чтение текста. Определение типа. Пальчиковая гимнастика. Извлечение необходимой информации из данного текста. Умение выделять основную

Д.з
Организация рефлексии учащихся. – Кому было трудно? – Кому было скучно? - Чему научились? (по листу самооценки)И т.д. - Оцените свою работу на уроке Отметки, полученные в процессе работы. Лист самооценки. Предложить написать текст- письмо Деду Морозу. Самоанализ, самооценка деятельности на уроке. Определение отметки за урок. Лист самооценки. Написать текст- письмо Деду Морозу. Умение осуществлять самоанализ, самооценку деятельности на уроке. (Личн. УУД, Регул. УУД)

Моя деятельность

Умею различать типы текстов.

Умею составлять текст разного типа.

Работа в группе.

Общая оценка.

2. Работа с текстом
. (Определение типа текста. Выписать нужное для каждого типа текста.)
Зима - самая холодная пора года, время вьюг и сильных морозов. А ещё и очень красивая пора. Она просто завораживает своей красотой. Вокруг все блестит и сверкает бриллиантами. Иней на деревьях переливается всеми цветами радуги. А как ждут зиму дети. Можно покататься на санках, лыжах, коньках, поиграть в снежки, слепить снежную бабу. Зима - время праздников и веселья. Ведь именно зимой мы встречаем Новый год, Рождество, день Святого Валентина и другие праздники. Вот почему зима для многих любимое время года. 1. Найди лишнее. 1. Cнег долго не падал. Вокруг было черно и печально. У детей было плохое настроение. Они не катались с горки, не лепили снеговика, не играли в снежки. 2. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит. 3. Грачи прилетели. К больному приехал врач. Тает снег. Мальчик читает. Цветёт черёмуха. Мама купила фрукты и овощи. 4. Снег укрыл землю. Он белый и пушистый, как мягкое одеяло. Каждая снежинка узорная звёздочка. Снег искрится и сверкает на солнце.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Составитель: Мулова С.В., учитель начальных классов

8 декабря 2018 г.

Дидактическая : закрепить знания обучающихся о типах текста, познакомить их с особенностями построения текстов разных типов, в частности текста – описания.

Образовательная: продолжить обучение учащихся составлению текстов разных типов, пополнять словарный запас обучающихся.

соблюдать правила личной гигиены.

Метапредметный :

регулятивные

самостоятельно формулировать тему и цель урока;

вносить необходимые коррективы;

коммуникативные

вступать в общение, аргументировать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

создавать высказывание ( рассуждение).

п ознавательные:

анализировать полученную информацию, делать выводы;

понимать информацию в схематичном виде.

восстанавливать деформированный текст – описание , соблюдая закономерности построения текстов подобного типа.

Организация пространства

Формы работы

Учебник русского языка для 4 класса Л. Я. Желтовской 1 ч., интерактивная доска, карточки с деформированным текстом.

Формируемые УУД

наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Органи-

включение учащихся в деятельность, создание рабочей атмосферы в классе, положительного настроя учеников

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

самоопределение к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Поздороваемся с гостями. Пожелаем друг другу успехов на уроке, зарядим друг друга положительным настроением: наше хорошее настроение на нашей открытой ладони, поделимся им со всеми.

Приветствуют учителя, показывают свое настроение, мотивируют себя к работе на уроке.

Этап 2. Минутка каллиграфии

выполнение правил личной гигиены.

Регулятивные:

управление своей деятельностью, самоконтроль и самокоррекция.

На доске каллиграфические блоки:

Тп пт п @

Проверяют свою посадку согласно правилу посадки, оформляют классную работу, анализируют орфограммы, совершенствуют свой каллиграфический навык, оценивают свою деятельность.

Этап 3. Орфографическая разминка

Регулятивные:

сравнение ожидаемого и реального результата.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, коррекция действий партнера.

Познавательные:

анализ, подведение под понятие.

применять на практике знания об однородных членах предложения, выполнять синтаксический анализ предложения, доказывать орфограммы разных типов.

На доске записано предложение:

Пара пташек порхала порхала да выпорхнула

А т о е н к и с о т

Прочитайте предложение хором.

Запишите предложение под собственную диктовку.

Что вы заметили? (в предложении есть элементы из каллиграфической минутки). Подчерните их по линейке простым карандашом.

Что вы заметили еще? (отсутствие знаков препинания). Расставьте знаки, устно обоснуйте их (ответы учеников).

Выполните синтаксический разбор этого предложения (1 ученик ведет класс).

Прочитайте все вместе, что написано на доске. Запишите буквы, которые необходимо вставить, через запятую.

Проверяем ряд (свои ответы зачитывает 1 ученик).

Посмотрите внимательно на доску . Что вы увидели? (Первая буква должна быть строчной, а не заглавной, буквы нужно разделить запятыми, в конце поставить точку).

Проверьте верна ли запись в вашей тетради.

Доказываем орфограммы (устно, по цепочке).

Читают вместе , анализируют построение предложения, применяют знание орфографических и пунктуационных правил на практике, строят свое высказывание по образцу, слушают одноклассников, дополняют и корректируют их ответы, оформляют письменные ответы согласно нормам оформления работ.

Этап 4. Речевая разминка

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, коррекция действий партнера.

подбирать синонимы, объяснять лексическое значение слова.

Вместе с учениками учитель записывает слова:

Летала, витала, парилакружилась.

Среди записанных нами слов есть одно, при переносе ударения в котором меняется смысл. Что это за слово? (Парила). Объясните смысл нового слова (то есть парила в бане или парила овощи).

.Определяют вид задания по схеме, анализируют словесный ряд, подбирают синонимы, строят речевое высказывание, корректируют ответы одноклассников.

Этап 5. Формулирование темы и цели урока

Регулятивные:

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, коррекция действий партнера.

Познавательные:

анализ информации, данной в табличном виде

Анализируют содержание информации, размещенной в учебнике, строят речевое высказывание, формулируют тему и цель урока.

выполнение правил личной гигиены

Сидя на месте потянулись – раз, потянулись – два, потянулись – три. Встали мальчики, встали с мест девочки. Тихонечко сели. Глаза на доску, на окно, на пол, на дверь. Повторить.

Потягиваются, встают, выполняют зарядку для глаз.

Этап 6. Открытие нового знания

Познавательные:

анализ информации, данной в табличном виде

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, коррекция действий партнера.

Внимательно посмотрите на табличку в учебнике. Каковы же особенности текстов разных типов (Ответы детей по плану: речевая задача, строение, вопрос к тексту по всем трем типам текста).

Анализируют табличную информацию, строят речевое высказывание, рассуждают, слушают и корректируют ответы одноклассников.

Этап 7. Закрепление полученных знаний

восстановление деформированного текста.

Восстанови текст. Расставь слова в предложениях по по-рядку, затем сами предложения пронумеруй так, чтобы получился текст.

1. Зверь, мощный, волк.

2. Волчья, густая, длинная, и, шерсть, грубая.

3. На, собаку, похож, у, него, крупную, он, но, больше, го-раздо, голова, серую, лоб, шире.

5. Опущен, висит, полено, как, и, хвост.

6. Глаза, косо, горят, злобно, расставлены, и, желтоватым, блеском.

7. Она, шею, воротник, как, окружает, зверя,поэтому, осо-бенно, толстой, кажется, шея.

8. Нипочём, поэтому, именно, волку, русская, зима, суровая.

Посмотрите на карточку с заданием на парте. Ваше задание: восстановить предложения, затем расставить их по порядку.

Работа проводится фронтально (ученики по очереди зачитывают готовые предложения). После все вместе расставляют предложения по порядку на интерактивной доске.

Чего не хватает тексту? (заголовка и частей).

Запишите заголовок текста на карточке и выделите части. Почему частей 3? (Потому что у текста – описания 3 три части). Зачитайте эти части (3 ученика). Почему вы решили, что это текст - описание? (Потому что в нем описывается волк).

Какие особенности текста – описания мы можем выделить? (Состоит их трех частей, у каждой части своя функция : 1 часть знакомит с предметом, 2 часть – описание предмета, 3 часть – выражение отношения).

1 ряд – записывает первую часть текста, 2 ряд – 2 предложения второй части, 3 ряд – третью часть текста.

Анализируют задание, восстанавливают предложения, восстанавливают текст, определяют признаки текста описания, подбирают заголовок к тексту, записывают часть текста в тетрадь.

Этап 8. Рефлексия

Регулятивные:

управление своей деятельностью, самоконтроль и самокоррекция.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, коррекция действий партнера.

Кто доволен своей работой на уроке?

Кто испытал трудности на уроке, но с ними справился?

Всем понравился урок?

Урок окончен, поблагодарим гостей, поблагодарим друг друга.

Оценивают свою работу на уроке, прощаются с гостями урока, благодарят друг друга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания о типах текста и их строении.

деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста и определением его типа, поиском и выделением нужной информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности и её самооценка; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение находить и анализировать информацию), проблемной и коммуникативной (взаимодействие с учителем, с одноклассниками, работа в группе).

содержательная: создать условия для закрепления учащимися приёмов работы с текстами разного типа.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Строение текстов разных типов"

Тема : Строение текстов разных типов.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о типах текстов.

Задачи: Совершенствовать знания учащихся о типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Тип : обобщение и систематизация знаний

Методы : словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.

- определять тип текста;

- различать текст (описание, повествование, рассуждение) по их характерным признакам;

- самостоятельно составлять тексты разных типов, используя свои навыки, применяя ранее усвоенные знания;

- давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Прозвенел для нас звонок

- Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!

- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.

- Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам.

Деление на группы

Ладошка в ладошку мы руки возьмём,

Дружной семьей мы в классе живём.

Запишем число выхода нашей газеты в издание (Назовите орфограммы):

- Внимание на экран! ( Презентация)

- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить из букв слово)

Верно, определить ТЕМУ нашего издания, поможет это задание.

-Соберите из букв слово: КЕТТС.

-Как связаны названия отделов с темой? ( Сообщаю – текст-повествование; Описываю – текст-описание; Рассуждаю – текст-рассуждение).

-Используя опорные слова, определите ЦЕЛЬ работы.

(Умею: РАЗЛИЧАТЬ – типы текстов по их характерным признакам; СОСТАВЛЯТЬ – текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист?

– Повторим типы текстов и их характерные признаки.

4. Работа с сигнальными карточками.

(Читаю тексты разных типов)

- Определите тип текста и покажите карточку.

- 5. Повторение и анализ основных понятий.

Б) Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:

Хищник сильный он, зубатый, полосатый и усатый.
И клыки большие есть. Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа, может сильно поцарапать,
А издалека на кошку этот зверь похож немножко. ( Тигр ) (Картинка)

- Так о ком пойдёт речь в следующем задании? (О тигре)

6. Возьмите файл №1. Прочитайте текст, определите его тип (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор. (Работа в парах, затем обсуждение всей группой)

1 группа . Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

2 группа . Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.

3 группа . Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?

4 группа. Составьте текст из предложений.

Тигр – это большое и сильное животное, самый крупный представитель семейства кошачьих.

Рисунок, расположенный на теле характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние.

Красавец, да и только!

7. Обобщение и систематизация знаний.

- Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности.

Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить текст.

(Индивидуальная работа) Восстанови текст. Определи тип текста.

Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____. Шубка у него ____, а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.

Я давно дружу с_____________.

Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая, красивая, капризная, острый.

(Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием)

Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это ____________друг. А ещё с ним можно__________________. А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________.

Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь, утешает в горе.

У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.

Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда у ____очень хорошее настроение он любит_______. Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________,

Вот такой он озорник!

- Какие тексты вы выбрали ? Докажите.

-Кто согласен ? (Сигнал)

8. Чтобы проверить ваши знания, предлагаю тестовое задание. ( Индивидуальная работа)

- Чтобы проверить ваши знания предлагаю тестовое задание

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

А)текст- рассуждение Б) текст- повествование В) текст – описание

3. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А) текст- рассуждении Б) текст- описание В) текст- повествование

4.Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол Б) имя прилагательное В)имя существительное

5. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст- описание Б) текст- рассуждение В)текст- повествование

- Каждый журналист должен уметь резюмировать информацию, то есть делать вывод, подводить итог своей работы. Я вам предлагаю это сделать

9 .Инструктаж д/з.

Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?

- Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.

10. Итог урока. Рефлексия.

- О чём наша газета? (О типах текста, интересные факты о животных…..)

- Какой тип текста вы использовали во время ответа на этот вопрос? (Повествование)

- Какая получилась газета? (Интересная, классная, замечательная, лучшая….)

Конспект урока по русскому языку на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В данном конспекте формируется умение ставить цели урока,на основе того .что известно и что ещё нужно узнать.Умение сравнивать выполненные задания с эталоном.Так же ребята учатся определять структуру текста на основе групповой работы.В конспекте даны разные типы текста,на основе которых ребята закрепляют структуру текста.Данный файл содержит конспект урока

Читайте также: