Коллективизация конспект 11 класс
Обновлено: 04.07.2024
В урок включены задания с выбором ответа, на соотнесение событий, дат и исторических деятелей. Они призваны помочь в формировании системного мышления ученика. Элементы лабораторной работы учат самостоятельно находить нужную информацию в историческом источнике или учебнике, самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого конспекта, самостоятельно использовать новые знания и приводить в систему с уже имеющимися.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цели урока : создать педагогические условия, при которых ученик сможет:
- работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические документы, выделять главное, существенное в тексте, понимать его информационное содержание;сравнивать, составлять таблицы, давать оценку историческим событиям;
Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ, технология ДМК
1. Что такое коллективизация? Причины коллективизации.
2. Основные этапы, методы осуществления коллективизации
3. Итоги коллективизации (результаты и последствия )
1.Оргмомент. Вводное слово учителя. Озвучивание темы; постановка целей и задач урока; определение места и роли изучаемых событий в истории Российского государства.
2. Изучение нового материала, с применением проблемного обучения, ИКТ
Вступ. слово ( мотивационная беседа):
В отечественной истории 20 века всегда была и остается сегодня проблема развития сельского хозяйства. До сих пор многие из нас пытаются ответить на вопросы: почему наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить страну, почему мы, имея богатейшие ресурсы, в большом объеме закупаем за границей продукты питания? Почему многочисленные реформы не смогли сделать эффективным сельскохозяйственное производство. Ответы на многие вопросы следует искать в 1930-х гг.нашей истории, когда была проведена коллективизация.
Целеполагание: Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям, и была ли объективно необходима коллективизация советской деревни.
В конце урока хочется услышать вашу оценку коллективизации и узнать, какое из этих двух мнений вы разделяете.
По мере изучения материала составляем календарь событий коллективизации (на доске) В итоге он должен выглядеть примерно так:
1927 г. –XV съезд ВКП (б) – курс на коллективизацию, это основная задача партии в деревне.
1928 г. - начало форсированного создания колхозов
1932-1933 гг. - массовый голод в сельских районах СССР
40-ые гг.- завершающий этап коллективизации
1. Что такое коллективизация? Причины коллективизации
Работаем классом Документ 1 из резолюции XV съезда ВКП(б) "О работе в деревне".19 декабря 1927 - на экране
«Опыт истекших лет, последних лет в особенности, подтвердил целиком и полностью правильность кооперативного плана Ленина, по которому именно через кооперацию социалистическая индустрия будет вести мелкокрестьянское хозяйство по пути к социализму, переделывая индивидуальные и раздробленные производственные единицы - как через процесс обращения, так всё больше и через реорганизацию и объединение самого производства - в крупное обобществлённое хозяйство на основе новой техники (электрификации и т. д.). В настоящий период задача объединения и преобразования мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы должна быть поставлена в качестве основной задачи партии в деревне. (КПСС в резолюциях. Т.4. М., 1970)
1. Какую задачу в развитии сельского хозяйства партия определила в качестве главной?
2.На основании документа дайте определение процессу коллективизации, в чем её главная суть? (Коллективизация- процесс объединения мелких одиночных крестьянских хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства (колхозы), составная часть политики партии по социалистическому преобразованию общества)
Причины коллективизации определяем после чтения учебника истории 9 класс стр.: 173-174.и д окумента 2 ( из речи Сталина на апрельском Пленуме ЦК ВКПб 1929г)
Причины коллективизации (записываем на доску или слайд)
1. Потребность государства в огромных средствах для индустриализации.
2. Хлебозаготовительный кризис 1927г. заставил власть п реодолеть зависимость государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок
3. Обобществление средств производства (частные крестьянские хозяйства были независимы от государства)
4. Ликвидация кулачества как класса (увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков противоречило социалистической идеологии)
Итак, 1927 г. –XV съезд ВКП (б) взял курс на коллективизацию , это основная задача партии в деревне.
1928 г. - начало форсированного создания колхозов.
2. Ход, основные этапы, методы осуществления коллективизации
(Работа групп по изучению процесса коллективизации)
1 группа: Определите, в какой форме предстояло объединять единоличные хозяйства?
Обобществление основных средств производства (земля, скот, инвентарь, включая мелкий скот и птицу). При этом оставалось право личной собственности, которое распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т.д
Общий труд по обработке земли.
Объединялись лишь полевые наделы.
Средства производства оставались в личной собственности.
После знакомства с таблицей учащиеся наглядно увидят, что для кулака более приемлемы ТОЗы, равно как и для середняка, а для бедняков, конечно, артели и коммуны.
– В какой же форме предстояло объединить единоличные хозяйства, если руководство опиралось на бедняцкие массы?
Ответ учащихся. – Так как руководство опиралось на бедняцкие массы, то формой обобществления будет коммуна, либо близкая к ней артель, т.е. максимальное обобществление и уравнительное распределение излишков производства.
2 группа: Проанализируйте текст и данные таблицы. Используя вопросы, сделайте выводы
коллекти-визировано хозяйств на 1 июля, %
- в чем Сталин видит суть перелома в колхозном движении?
- почему велик разрыв в % между 1929г. и 1930г? О чем говорят последующие цифры роста? (начало сплошной коллективизации)
- что изменилось в отношении кулачества? (насильственная политика ликвидации кулачества как класса)
(оно устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации)
1. . Мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия. На основании всего этого можно с несомненностью установить, что в пределах пятилетия вместо коллективизации 20% посевной площади, намеченной пятилетним планом, мы сможем решить задачу коллективизации огромного большинства крестьянских хозяйств, причем коллективизация таких важнейших зерновых районов, как Нижняя Волга, Средняя Волга и Северный Кавказ, может быть в основном закончена осенью 1930 г. или во всяком случае весной 1931 г.; коллективизация же других зерновых районов может быть в основном закончена осенью 1931 г. или во всяком случае весной 1932 г.
Заполненная таблица будет выглядеть так :
Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга
Осень 1930г- Весна 1931г.
Украина, Центрально-чернозёмный район, Урал, Сибирь, Казахстан
Осень 1931г- Весна 1932г.
- покажите по карте районы, в которых коллективизация должна была завершиться в 1930г - покажите по карте районы, в которых коллективизация должна была завершиться в 1931 г - покажите по карте районы, в которых коллективизация должна была завершиться в 1932 г.
- Сравните эти районы. Из чего исходила власть, когда была проведена именно такая дифференциация этих районов?
4 группа. Раскулачивание.
- о каких формах объединения крестьянства говорит Сталин?
(словарь: колхоз- производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществления средств производства в нашей стране с 1917 до начала 1990-х гг..совхоз (сокращение от Советское хозяйство) — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. Совхоз управлялся государством)
Формы борьбы с ними
- какими чертами отмечена коллективизация в этом документе?
- каковы были формы протеста крестьян и реакция власти? - текст учебника стр.175
Группы отчитываются о проделанной работе и заполняем календарь событий
Читаем с классом Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…
- Что пережили раскулаченные и каковы причины столь жестокого к ним отношения со стороны властей? В чем трагедия самого процесса раскулачивания?
- к каким последствиям должно было привести разорение крепких крестьянских хозяйств?
Работа с иллюстративным рядом (класс):
- Познакомившись с плакатами времен коллективизации, решите, можно ли отнести изображенное к достижениям колхозного строя? В чем это выражается?
- отражает ли оно полно суть процессов, происходивших в деревне? Каких ключевых слов недостает?(насильственная политика, раскулачивание, насаждение колхозов)
Возможная личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.
- конспективное повествование с опорой на слайды
- образное повествование
Основные понятия: коллективизация, кулак
Включаем компьютер и входим в программу презентации Power Point.
На первом слайде размещаем название темы и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока.
На втором слайде даются определения коллективизации и цели коллективизации Рассматривая цели коллективизации, задаем вопрос: как коллективизация была связана с индустриализацией? Отмечаем, что в 1927 г. количество кулаков составляло около 4% (1 млн. при общем числе 20 млн.). Кулаки владели 15% посевов и 11,2% рабочего скота. Обращаемся к тексту учебника и определяем формы обобществления производства (ТОЗЫ, артели, коммуны)
Третий слайд рассказывает о событиях начального этапа коллективизации. Бухарин Н.И., Рыков А.И. были противниками чрезвычайных мер, как политической линии, внутрипартийная борьба обострилась. Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, кредитованию, налогооблажению, кулаков принуждали продавать земледельческую технику.
1928 г. – Закон “Об общих началах землепользования и землеустройства
Каждому рабочему активисту были поставлены нормы коллективизации.
Чтобы выполнить обязательства один из активистов по фамилии Аристов говорил на собраниях: “Кто против коллективизации, тот против советской власти, и я с этих людей шкуру спущу, а кишки размотаю на телефонный столб. Ну, кто против соввласти?"
При таком методе он добился 100%
7 ноября 1929 г. – в газете “ПРАВДА” появилась статья Сталина “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.
15 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) “О тем пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.
Используется четвертый слайд, где учитель рассказывает о том, что кулаков выселяли в места непригодные для жизни. Снабжение спецпереселенцев продуктами питания было ниже самого низкого предела, медпомощь отсутствовала. Трудспецпереселенцев (так называли кулаков) использовали на лесоповалах, добыче угля, торфа, строительстве и т.д. Эпидемии, голод уносили тясячи человеческих жизней.
- Город получил дешевые продукты, сырье, рабочую силу и льготный рынок сбыта.
- Репрессированы наиболее опытные и преуспевающие крестьяне.
- Ужасны были последствия голода.
- Сельское хозяйство стало частью госсектора.
- Тысячелетние традиции крестьянской этики подорваны.
- “Ножницы цен” закреплены символическими ценами на с/х продукты.
- Отсталость с/х и хроническая нищета села практически до настоящего времени.
Какие чувства вы испытываете, узнав о том, что такое коллективизация и какими методами она проводилась? (Подсказка в начальных буквах предложений)
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока для 11 класса на тему "Коллективизация"
Тема урока: Коллективизация
Цель: охарактеризовать цели, ход, методы и итоги коллективизации, раскрыть влияние процесса раскулачивания и коллективизации на судьбы простых людей и на развитие страны в целом.
Задачи: 1. Продолжить работу над формированием умений самостоятельной деятельности, над формированием логических мыслительных операций: обобщение, синтез, анализ, сравнение, необходимых для правильного выполнения заданий ЕГЭ.
2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа, чувства ответственности за ошибки прошлого
Формы организации учебной деятельности: урок с элементами лабораторной работы.
Приёмы деятельности учителя: актуализация знаний, организация лабораторной работы, рассуждения для выявления причинно-следственных связей.
проектор для показа слайдов,
компьютер с установленной программой Power Point ,
информационный носитель Данилова, Косулина
Организационный этап. Приветствие.
Соотнесите репродукцию с автором. Найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.
А. Дейнека Ответ:
Б. Моор 1. Моор. Плакат.
В. Дени 2. Петров-Водкин. Смерть комиссара.
С. Петров-Водкин 3. Дени .Плакат.
Д. Верещагин 4. Верещагин. Апофеоз войны.
Установите соответствие между датами и событиями.
Даты События Ответ:
А) 1921 г. 1) Генуэзская конференция А-5
Б) 1922 г. 2) 2 съезд Советов РСДРП(б) Б-1
В) 1924 г. 3) Заключение Брестского мира В-4
Г) 1917 г. 4)Принятие Конституции СССР Г-2
5) Переход к НЭПу
Установите соответствие между руководителями РСДРП (б) – РКП (б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.
А) Ф.Э. Дзержинский
Руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны
Предложение плана вхождения республик в состав РСФСР в качестве автономий
Руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией
Выступление против роспуска Учредительного собрания
Задания с открытым кратким ответом
Прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и назовите императора, о котором идёт речь.
«Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомненья и страстей.
Простим ему неправое гоненье:
Прочтите отрывок из речи Л.Б. Каменева (1925г.) и напишите фамилию политического деятеля, против которого она была обращена:
Ответ: И.В. Сталин
Объяснение нового материала
Проблемное задание на урок
О коллективизации и её целях в 30-гг. говорили, что:
Это великая революция – вторая после Октября;
Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;
Она решит продовольственные проблемы страны.
Определите к концу нашего урока, насколько соответствовали действительности и что означали на практике эти лозунги.
Предыстория коллективизации
Предпосылки и сущность коллективизации.
Начало сплошной коллективизации. 1929 г.
Раскулачивание" - основная часть коллективизации.
Результаты и последствия коллективизации.
Учитель излагает материал, учащиеся фиксируют в лекционных тетрадях основные моменты аграрной политики.
Предыстория коллективизации
Идеи кооперирования крестьянских хозяйств в крупные социалистические витали в дискуссиях и донэповского времени. Кратко рассмотрим основные версии на решение аграрного вопроса.
1918 г - сельхозкоммуны.
Но незадолго до смерти Ленин, познакомившись с трудами русских ученых экономистов Кондратьева, Чаянова (впоследствии эти же работы легли в основу и концепции Бухарина) создал некий "кооперативный план" (статья "О кооперации" 1923 г.):
кооперирование должно быть добровольным;
оно должно быть постепенным;
нужно переходить от низших форм кооперации (с бытовой) к высшим формам (производственной), но не слишком торопиться с заменой одних форм другими
Время показало, что ленинский план с его идеей добровольности пошел вразрез с общей линией партии-Сталина. Кооперирование пошло по троцкистской схеме, которую присвоил себе Сталин.
Бухарин + меньшинство: надо продолжать НЭП в аграрном секторе. Тогда и страна станет богаче. Лозунгом по отношению к крестьянам должен быть лозунг "Обогащайтесь!"; крестьянин-единоличник, даже "кулак" может врасти в социализм. После кризиса хлебозаготовок 1927 г. мнение отвергнуто, а его группа (Рыков, Томский и др.) охарактеризована как "правый уклон".
Предпосылки и сущность коллективизации.
идеологическая: кулак - главный враг социализма;
экономическая "для народа": единоличники якобы не могли обеспечивать город продуктами, а промышленность - сельхозсырьём;
экономическая реальная: средство перекачки средств из деревни в город средств и рабочих рук для индустриализации.
Проблемное задание классу : Как вы думаете, как могла быть встречена идея коллективизации в деревне? Как к этому отнесутся в городе, если учесть, что с 1928 г. в городах была введена карточная система распределения продуктов.
Коллективизация с/х в СССР - процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные, коллективные путём производственного кооперирования. На практике политика привела к отчуждению крестьян от собственности на землю и от результатов своего труда.
Начало сплошной коллективизации. 1929 г.
Ноябрь 1929 г. - пленум ЦК.
Задача: в сжатые сроки - сплошная коллективизация.
Для организации колхозов - 25 тыс. рабочих ("двадцатипятитысячников");
Шолохов "Поднятая целина" Нагульнов - "двадцатипятитысячник";
Для координации новых учреждений, занимающихся коллективизацией (Зернотрест, Колхозцентр, Трактороцентр) учреждён Наркомат земледелия. Глава - Я.А.Яковлев (аграрник-марксист, журналист);
Сталин высмеял Бухарина и сторонников (Рыкова, Томского, Угланова), говоривших, что наступит неминуемый голод. Бухарин выведен из состава Политбюро ЦК, остальным пригрозили "оргмерами".
5 января 1930 г. , ЦК ВКП(б) - постановление "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству".
Цель: завершение сплошной коллективизации зерновых районов к концу пятилетки.
В основных зерновых районах (Северный Кавказ, Ср. и Нижняя Волга) - к осени 1930 г. В остальных зерновых районах - к 1931 г.
Недопустимость приёма в колхозы кулаков.
Соц. соревнование по созданию колхозов.
Решительная борьба "со всякими попытками" сдержать коллективизацию.
Ни слова о добровольности поощрение произвола.
"Раскулачивание" - основная часть коллективизации.
Конец января - начало февраля 1930 г., ЦК ВКП(б), ЦИК, СНК СССР - постановление и инструкция о ликвидации кулачества.
Кого считали кулаком в конце 20-х гг.?
Если хозяйство применяет наёмный труд;
Если имеется мельница, маслобойня, картофельная, плодовая или овощная сушилка или другое промышленное предприятие…;
Если хозяйство систематически сдаёт внаём…сельскохозяйственные машины..;
Сдаёт внаём отдельные оборудованные помещения…;
Если члены хозяйства занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством.
Все подлежат аресту или ссылке с конфискацией. Таким образом, в общественном сознании усиленно создавался образ кулака-злодея. Выселение "раскулаченных" (все недовольные) проходило силами ОГПУ и КА. "Раскулаченных" - в лагеря.
Официальные данные: 320 тыс. раскулаченных хозяйств (1,5 млн. чел.). Современные данные: 5 млн. раскулаченных. Недовольство в деревне: массовый бой скота, бегство в города, антиколхозные восстания. Подавляют - армия, авиация. Страна на грани гражданской войны надо ослабить нажим.
В статье осуждалось:
нарушение принципа добровольности;
"раскулачивание" середняков и бедняков;
Первый эшелон местных организаторов колхозов репрессирован. Многие созданные колхозы распущены. Осенью вышедшие из колхозов были обложены разорительными налогами. Политика в отношении крестьян осталась, по сути, прежней.
Результаты и последствия коллективизации
Для изучения вопроса проводим лабораторную работу. Учащиеся получают раздаточный материал, содержащий документы, вопросы и задания.
Из письма комсомольца Ткаченко секретарю ЦК КП(б) С.В. Косигору, 18 июня 1932 г.:
Из письма С.В. Короленко, дочери писателя В.Г. Короленко, Н.К. Крупской:
Из воспоминаний актера В. Дворжецкого (разговор в одном из северных лагерей с арестованными женщинами с Украины):
Запорожье, село Романовка.
За что тебя взяли?
Молчание…пауза…Все молчат. И вдруг смех, и резкий выкрик:
Чего молчишь? Ребеночка съела! Своего ребеночка!
Ой, мамочка! Врет! Врет она!
Нет, не вру. Люди видели! Все ели! И я, и я, - заревела, забилась в истерике… - Всех унес голод! Всех. Если бы не это… то и я… А так, может,
Вопросы и задания лабораторной работы:
Известно, что только с начала января до седины марта 1930 г. произошло более 2 тысяч вооружённых выступлений крестьян. На основании документов объясните их причины.
Как вы думаете, почему так расходятся данные современных историков? Можно ли увидеть здесь политическую подоплёку отношений Украины и России в наше время? Имел ли место геноцид по отношению к украинскому народу, как считают современные украинские политики. Как по-вашему освещаются события коллективизации в современных украинских учебниках.
После выполнения лабораторной работы обсуждается проблемное задание и подводятся итоги урока. В ходе эвристической беседы формулируются и записываются итоги и последствия коллективизации:
К концу 30-х гг. - более 90% крестьян в колхозах;
Постепенное увеличение пр-ва зерна и др. с/х продукции: к концу 1935 г. - отмена карточной системы, начало экспорта хлеба.
Курс на максимальное извлечение сельхозпродукции из деревни 1932-1933 гг. - смертный искуственный голод;
Бегство в город 1932-1933 г. - паспортный режим с пропиской. Колхозникам и единоличникам паспортов не дают. Прикрепление к земле.
Закрепление нового материала.
Учитель напоминает детям о проблемном задании, которое было озвучено перед изучением новой темы. Учащимся предлагается высказать свою точку зрения на вопрос: насколько соответствовали действительности и что означали на практике лозунги о коллективизации и её целях.
Это великая революция – вторая после Октября;
Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;
Она решит продовольственные проблемы страны.
Вывод:
Коллективизация - перелом в мировоззрении, хозяйственно-бытовом укладе крестьянства.
Одни считают: Изменение многовекового сельского строя.
Другие - колхозы потому и утвердились в нашей стране, что был опыт - 1000-летний! - существования коллективного землепользования, общин.
Параграф 17-18, пункт 1. Ответить на вопрос № 2, 4 на стр. 180
Письменно прокомментируйте высказывание:
Читайте также:
- Конспект на тему интеллектуальная разминка
- Однокоренные слова и формы одного и того же слова конспект урока 4 класс
- Конспект занятия в подготовительной группе по экологии беседа о лесе
- Именительный и винительный падежи 4 класс конспект с презентацией
- Конспект по химии 8 класс габриелян 26 параграф физические явления в химии