Коллективизация конспект 11 класс

Обновлено: 04.07.2024

В урок включены задания с выбором ответа, на соотнесение событий, дат и исторических деятелей. Они призваны помочь в формировании системного мышления ученика. Элементы лабораторной работы учат самостоятельно находить нужную информацию в историческом источнике или учебнике, самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого конспекта, самостоятельно использовать новые знания и приводить в систему с уже имеющимися.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цели урока : создать педагогические условия, при которых ученик сможет:

- работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические документы, выделять главное, существенное в тексте, понимать его информационное содержание;сравнивать, составлять таблицы, давать оценку историческим событиям;

Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ, технология ДМК

1. Что такое коллективизация? Причины коллективизации.

2. Основные этапы, методы осуществления коллективизации

3. Итоги коллективизации (результаты и последствия )

1.Оргмомент. Вводное слово учителя. Озвучивание темы; постановка целей и задач урока; определение места и роли изучаемых событий в истории Российского государства.

2. Изучение нового материала, с применением проблемного обучения, ИКТ

Вступ. слово ( мотивационная беседа):

В отечественной истории 20 века всегда была и остается сегодня проблема развития сельского хозяйства. До сих пор многие из нас пытаются ответить на вопросы: почему наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить страну, почему мы, имея богатейшие ресурсы, в большом объеме закупаем за границей продукты питания? Почему многочисленные реформы не смогли сделать эффективным сельскохозяйственное производство. Ответы на многие вопросы следует искать в 1930-х гг.нашей истории, когда была проведена коллективизация.

Целеполагание: Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям, и была ли объективно необходима коллективизация советской деревни.

В конце урока хочется услышать вашу оценку коллективизации и узнать, какое из этих двух мнений вы разделяете.

По мере изучения материала составляем календарь событий коллективизации (на доске) В итоге он должен выглядеть примерно так:

1927 г. –XV съезд ВКП (б) – курс на коллективизацию, это основная задача партии в деревне.

1928 г. - начало форсированного создания колхозов

1932-1933 гг. - массовый голод в сельских районах СССР

40-ые гг.- завершающий этап коллективизации

1. Что такое коллективизация? Причины коллективизации

Работаем классом Документ 1 из резолюции XV съезда ВКП(б) "О работе в деревне".19 декабря 1927 - на экране

«Опыт истекших лет, последних лет в особенности, подтвердил целиком и полностью правильность кооперативного плана Ленина, по которому именно через кооперацию социалистическая индустрия будет вести мелкокрестьянское хозяйство по пути к социализму, переделывая индивидуальные и раздробленные производственные единицы - как через процесс обращения, так всё больше и через реорганизацию и объединение самого производства - в крупное обобществлённое хозяйство на основе новой техники (электрификации и т. д.). В настоящий период задача объединения и преобразования мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы должна быть поставлена в качестве основной задачи партии в деревне. (КПСС в резолюциях. Т.4. М., 1970)

1. Какую задачу в развитии сельского хозяйства партия определила в качестве главной?

2.На основании документа дайте определение процессу коллективизации, в чем её главная суть? (Коллективизация- процесс объединения мелких одиночных крестьянских хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства (колхозы), составная часть политики партии по социалистическому преобразованию общества)

Причины коллективизации определяем после чтения учебника истории 9 класс стр.: 173-174.и д окумента 2 ( из речи Сталина на апрельском Пленуме ЦК ВКПб 1929г)

Причины коллективизации (записываем на доску или слайд)

1. Потребность государства в огромных средствах для индустриализации.

2. Хлебозаготовительный кризис 1927г. заставил власть п реодолеть зависимость государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок

3. Обобществление средств производства (частные крестьянские хозяйства были независимы от государства)

4. Ликвидация кулачества как класса (увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков противоречило социалистической идеологии)

Итак, 1927 г. –XV съезд ВКП (б) взял курс на коллективизацию , это основная задача партии в деревне.

1928 г. - начало форсированного создания колхозов.

2. Ход, основные этапы, методы осуществления коллективизации

(Работа групп по изучению процесса коллективизации)

1 группа: Определите, в какой форме предстояло объединять единоличные хозяйства?

Обобществление основных средств производства (земля, скот, инвентарь, включая мелкий скот и птицу). При этом оставалось право личной собственности, которое распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т.д

Общий труд по обработке земли.

Объединялись лишь полевые наделы.

Средства производства оставались в личной собственности.

После знакомства с таблицей учащиеся наглядно увидят, что для кулака более приемлемы ТОЗы, равно как и для середняка, а для бедняков, конечно, артели и коммуны.

– В какой же форме предстояло объединить единоличные хозяйства, если руководство опиралось на бедняцкие массы?

Ответ учащихся. – Так как руководство опиралось на бедняцкие массы, то формой обобществления будет коммуна, либо близкая к ней артель, т.е. максимальное обобществление и уравнительное распределение излишков производства.

2 группа: Проанализируйте текст и данные таблицы. Используя вопросы, сделайте выводы

коллекти-визировано хозяйств на 1 июля, %

- в чем Сталин видит суть перелома в колхозном движении?

- почему велик разрыв в % между 1929г. и 1930г? О чем говорят последующие цифры роста? (начало сплошной коллективизации)

- что изменилось в отношении кулачества? (насильственная политика ликвидации кулачества как класса)

(оно устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации)

1. . Мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия. На основании всего этого можно с несомненностью установить, что в пределах пятилетия вместо коллективизации 20% посевной площади, намеченной пятилетним планом, мы сможем решить задачу коллективизации огромного большинства крестьянских хозяйств, причем коллективизация таких важнейших зерновых районов, как Нижняя Волга, Средняя Волга и Северный Кавказ, может быть в основном закончена осенью 1930 г. или во всяком случае весной 1931 г.; коллективизация же других зерновых районов может быть в основном закончена осенью 1931 г. или во всяком случае весной 1932 г.

Заполненная таблица будет выглядеть так :

Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга

Осень 1930г- Весна 1931г.

Украина, Центрально-чернозёмный район, Урал, Сибирь, Казахстан

Осень 1931г- Весна 1932г.

- покажите по карте районы, в которых коллективизация должна была завершиться в 1930г - покажите по карте районы, в которых коллективизация должна была завершиться в 1931 г - покажите по карте районы, в которых коллективизация должна была завершиться в 1932 г.

- Сравните эти районы. Из чего исходила власть, когда была проведена именно такая дифференциация этих районов?

4 группа. Раскулачивание.

- о каких формах объединения крестьянства говорит Сталин?

(словарь: колхоз- производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществления средств производства в нашей стране с 1917 до начала 1990-х гг..совхоз (сокращение от Советское хозяйство) — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. Совхоз управлялся государством)

Формы борьбы с ними

- какими чертами отмечена коллективизация в этом документе?

- каковы были формы протеста крестьян и реакция власти? - текст учебника стр.175

Группы отчитываются о проделанной работе и заполняем календарь событий

Читаем с классом Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…

- Что пережили раскулаченные и каковы причины столь жестокого к ним отношения со стороны властей? В чем трагедия самого процесса раскулачивания?

- к каким последствиям должно было привести разорение крепких крестьянских хозяйств?

Работа с иллюстративным рядом (класс):

- Познакомившись с плакатами времен коллективизации, решите, можно ли отнести изображенное к достижениям колхозного строя? В чем это выражается?

- отражает ли оно полно суть процессов, происходивших в деревне? Каких ключевых слов недостает?(насильственная политика, раскулачивание, насаждение колхозов)

Возможная личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

  • конспективное повествование с опорой на слайды
  • образное повествование

Основные понятия: коллективизация, кулак

Включаем компьютер и входим в программу презентации Power Point.

На первом слайде размещаем название темы и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока.


На втором слайде даются определения коллективизации и цели коллективизации Рассматривая цели коллективизации, задаем вопрос: как коллективизация была связана с индустриализацией? Отмечаем, что в 1927 г. количество кулаков составляло около 4% (1 млн. при общем числе 20 млн.). Кулаки владели 15% посевов и 11,2% рабочего скота. Обращаемся к тексту учебника и определяем формы обобществления производства (ТОЗЫ, артели, коммуны)

Третий слайд рассказывает о событиях начального этапа коллективизации. Бухарин Н.И., Рыков А.И. были противниками чрезвычайных мер, как политической линии, внутрипартийная борьба обострилась. Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, кредитованию, налогооблажению, кулаков принуждали продавать земледельческую технику.

1928 г. – Закон “Об общих началах землепользования и землеустройства

Каждому рабочему активисту были поставлены нормы коллективизации.
Чтобы выполнить обязательства один из активистов по фамилии Аристов говорил на собраниях: “Кто против коллективизации, тот против советской власти, и я с этих людей шкуру спущу, а кишки размотаю на телефонный столб. Ну, кто против соввласти?"
При таком методе он добился 100%

7 ноября 1929 г. – в газете “ПРАВДА” появилась статья Сталина “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.

15 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) “О тем пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.

Используется четвертый слайд, где учитель рассказывает о том, что кулаков выселяли в места непригодные для жизни. Снабжение спецпереселенцев продуктами питания было ниже самого низкого предела, медпомощь отсутствовала. Трудспецпереселенцев (так называли кулаков) использовали на лесоповалах, добыче угля, торфа, строительстве и т.д. Эпидемии, голод уносили тясячи человеческих жизней.

  • Город получил дешевые продукты, сырье, рабочую силу и льготный рынок сбыта.
  • Репрессированы наиболее опытные и преуспевающие крестьяне.
  • Ужасны были последствия голода.
  • Сельское хозяйство стало частью госсектора.
  • Тысячелетние традиции крестьянской этики подорваны.
  • “Ножницы цен” закреплены символическими ценами на с/х продукты.
  • Отсталость с/х и хроническая нищета села практически до настоящего времени.

Какие чувства вы испытываете, узнав о том, что такое коллективизация и какими методами она проводилась? (Подсказка в начальных буквах предложений)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 11 класса на тему "Коллективизация"


Тема урока: Коллективизация

Цель: охарактеризовать цели, ход, методы и итоги коллективизации, раскрыть влияние процесса раскулачивания и коллективизации на судьбы простых людей и на развитие страны в целом.

Задачи: 1. Продолжить работу над формированием умений самостоятельной деятельности, над формированием логических мыслительных операций: обобщение, синтез, анализ, сравнение, необходимых для правильного выполнения заданий ЕГЭ.

2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа, чувства ответственности за ошибки прошлого

Формы организации учебной деятельности: урок с элементами лабораторной работы.

Приёмы деятельности учителя: актуализация знаний, организация лабораторной работы, рассуждения для выявления причинно-следственных связей.

проектор для показа слайдов,

компьютер с установленной программой Power Point ,

информационный носитель Данилова, Косулина

Организационный этап. Приветствие.

Соотнесите репродукцию с автором. Найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.





А. Дейнека Ответ:

Б. Моор 1. Моор. Плакат.

В. Дени 2. Петров-Водкин. Смерть комиссара.

С. Петров-Водкин 3. Дени .Плакат.

Д. Верещагин 4. Верещагин. Апофеоз войны.

Установите соответствие между датами и событиями.

Даты События Ответ:

А) 1921 г. 1) Генуэзская конференция А-5

Б) 1922 г. 2) 2 съезд Советов РСДРП(б) Б-1

В) 1924 г. 3) Заключение Брестского мира В-4

Г) 1917 г. 4)Принятие Конституции СССР Г-2

5) Переход к НЭПу

Установите соответствие между руководителями РСДРП (б) – РКП (б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.

А) Ф.Э. Дзержинский

Руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

Предложение плана вхождения республик в состав РСФСР в качестве автономий

Руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией

Выступление против роспуска Учредительного собрания

Задания с открытым кратким ответом

Прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и назовите императора, о котором идёт речь.

«Он человек! Им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомненья и страстей.

Простим ему неправое гоненье:

Прочтите отрывок из речи Л.Б. Каменева (1925г.) и напишите фамилию политического деятеля, против которого она была обращена:

Ответ: И.В. Сталин

Объяснение нового материала

Проблемное задание на урок

О коллективизации и её целях в 30-гг. говорили, что:

Это великая революция – вторая после Октября;

Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;

Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;

Она решит продовольственные проблемы страны.

Определите к концу нашего урока, насколько соответствовали действительности и что означали на практике эти лозунги.

Предыстория коллективизации

Предпосылки и сущность коллективизации.

Начало сплошной коллективизации. 1929 г.

Раскулачивание" - основная часть коллективизации.

Результаты и последствия коллективизации.

Учитель излагает материал, учащиеся фиксируют в лекционных тетрадях основные моменты аграрной политики.

Предыстория коллективизации

Идеи кооперирования крестьянских хозяйств в крупные социалистические витали в дискуссиях и донэповского времени. Кратко рассмотрим основные версии на решение аграрного вопроса.

1918 г - сельхозкоммуны.

Но незадолго до смерти Ленин, познакомившись с трудами русских ученых экономистов Кондратьева, Чаянова (впоследствии эти же работы легли в основу и концепции Бухарина) создал некий "кооперативный план" (статья "О кооперации" 1923 г.):

кооперирование должно быть добровольным;

оно должно быть постепенным;

нужно переходить от низших форм кооперации (с бытовой) к высшим формам (производственной), но не слишком торопиться с заменой одних форм другими

Время показало, что ленинский план с его идеей добровольности пошел вразрез с общей линией партии-Сталина. Кооперирование пошло по троцкистской схеме, которую присвоил себе Сталин.

Бухарин + меньшинство: надо продолжать НЭП в аграрном секторе. Тогда и страна станет богаче. Лозунгом по отношению к крестьянам должен быть лозунг "Обогащайтесь!"; крестьянин-единоличник, даже "кулак" может врасти в социализм. После кризиса хлебозаготовок 1927 г. мнение отвергнуто, а его группа (Рыков, Томский и др.) охарактеризована как "правый уклон".

Предпосылки и сущность коллективизации.

идеологическая: кулак - главный враг социализма;

экономическая "для народа": единоличники якобы не могли обеспечивать город продуктами, а промышленность - сельхозсырьём;

экономическая реальная: средство перекачки средств из деревни в город средств и рабочих рук для индустриализации.

Проблемное задание классу : Как вы думаете, как могла быть встречена идея коллективизации в деревне? Как к этому отнесутся в городе, если учесть, что с 1928 г. в городах была введена карточная система распределения продуктов.

Коллективизация с/х в СССР - процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные, коллективные путём производственного кооперирования. На практике политика привела к отчуждению крестьян от собственности на землю и от результатов своего труда.

Начало сплошной коллективизации. 1929 г.

Ноябрь 1929 г. - пленум ЦК.

Задача: в сжатые сроки - сплошная коллективизация.

Для организации колхозов - 25 тыс. рабочих ("двадцатипятитысячников");

Шолохов "Поднятая целина" Нагульнов - "двадцатипятитысячник";

Для координации новых учреждений, занимающихся коллективизацией (Зернотрест, Колхозцентр, Трактороцентр) учреждён Наркомат земледелия. Глава - Я.А.Яковлев (аграрник-марксист, журналист);

Сталин высмеял Бухарина и сторонников (Рыкова, Томского, Угланова), говоривших, что наступит неминуемый голод. Бухарин выведен из состава Политбюро ЦК, остальным пригрозили "оргмерами".

5 января 1930 г. , ЦК ВКП(б) - постановление "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству".

Цель: завершение сплошной коллективизации зерновых районов к концу пятилетки.

В основных зерновых районах (Северный Кавказ, Ср. и Нижняя Волга) - к осени 1930 г. В остальных зерновых районах - к 1931 г.

Недопустимость приёма в колхозы кулаков.

Соц. соревнование по созданию колхозов.

Решительная борьба "со всякими попытками" сдержать коллективизацию.

Ни слова о добровольности  поощрение произвола.

"Раскулачивание" - основная часть коллективизации.

Конец января - начало февраля 1930 г., ЦК ВКП(б), ЦИК, СНК СССР - постановление и инструкция о ликвидации кулачества.

Кого считали кулаком в конце 20-х гг.?

Если хозяйство применяет наёмный труд;

Если имеется мельница, маслобойня, картофельная, плодовая или овощная сушилка или другое промышленное предприятие…;

Если хозяйство систематически сдаёт внаём…сельскохозяйственные машины..;

Сдаёт внаём отдельные оборудованные помещения…;

Если члены хозяйства занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством.

Все подлежат аресту или ссылке с конфискацией. Таким образом, в общественном сознании усиленно создавался образ кулака-злодея. Выселение "раскулаченных" (все недовольные) проходило силами ОГПУ и КА. "Раскулаченных" - в лагеря.

Официальные данные: 320 тыс. раскулаченных хозяйств (1,5 млн. чел.). Современные данные: 5 млн. раскулаченных. Недовольство в деревне: массовый бой скота, бегство в города, антиколхозные восстания. Подавляют - армия, авиация. Страна на грани гражданской войны  надо ослабить нажим.

В статье осуждалось:

нарушение принципа добровольности;

"раскулачивание" середняков и бедняков;

Первый эшелон местных организаторов колхозов репрессирован. Многие созданные колхозы распущены. Осенью вышедшие из колхозов были обложены разорительными налогами. Политика в отношении крестьян осталась, по сути, прежней.

Результаты и последствия коллективизации

Для изучения вопроса проводим лабораторную работу. Учащиеся получают раздаточный материал, содержащий документы, вопросы и задания.

Из письма комсомольца Ткаченко секретарю ЦК КП(б) С.В. Косигору, 18 июня 1932 г.:

Из письма С.В. Короленко, дочери писателя В.Г. Короленко, Н.К. Крупской:

Из воспоминаний актера В. Дворжецкого (разговор в одном из северных лагерей с арестованными женщинами с Украины):

Запорожье, село Романовка.

За что тебя взяли?

Молчание…пауза…Все молчат. И вдруг смех, и резкий выкрик:

Чего молчишь? Ребеночка съела! Своего ребеночка!

Ой, мамочка! Врет! Врет она!

Нет, не вру. Люди видели! Все ели! И я, и я, - заревела, забилась в истерике… - Всех унес голод! Всех. Если бы не это… то и я… А так, может,

Вопросы и задания лабораторной работы:

Известно, что только с начала января до седины марта 1930 г. произошло более 2 тысяч вооружённых выступлений крестьян. На основании документов объясните их причины.

Как вы думаете, почему так расходятся данные современных историков? Можно ли увидеть здесь политическую подоплёку отношений Украины и России в наше время? Имел ли место геноцид по отношению к украинскому народу, как считают современные украинские политики. Как по-вашему освещаются события коллективизации в современных украинских учебниках.

После выполнения лабораторной работы обсуждается проблемное задание и подводятся итоги урока. В ходе эвристической беседы формулируются и записываются итоги и последствия коллективизации:

К концу 30-х гг. - более 90% крестьян в колхозах;

Постепенное увеличение пр-ва зерна и др. с/х продукции: к концу 1935 г. - отмена карточной системы, начало экспорта хлеба.

Курс на максимальное извлечение сельхозпродукции из деревни  1932-1933 гг. - смертный искуственный голод;

Бегство в город  1932-1933 г. - паспортный режим с пропиской. Колхозникам и единоличникам паспортов не дают. Прикрепление к земле.

Закрепление нового материала.

Учитель напоминает детям о проблемном задании, которое было озвучено перед изучением новой темы. Учащимся предлагается высказать свою точку зрения на вопрос: насколько соответствовали действительности и что означали на практике лозунги о коллективизации и её целях.

Это великая революция – вторая после Октября;

Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;

Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;

Она решит продовольственные проблемы страны.

Вывод:

Коллективизация - перелом в мировоззрении, хозяйственно-бытовом укладе крестьянства.

Одни считают: Изменение многовекового сельского строя.

Другие - колхозы потому и утвердились в нашей стране, что был опыт - 1000-летний! - существования коллективного землепользования, общин.

Параграф 17-18, пункт 1. Ответить на вопрос № 2, 4 на стр. 180

Письменно прокомментируйте высказывание:

Читайте также: