Конспект занятия в подготовительной группе по экологии беседа о лесе

Обновлено: 05.07.2024

Экологическая беседа про лес с детьми подготовительной к школе группы в детском саду

Воспитатель:

Художник любуется и восхищается природой родного края. На Земле много лесов, и леса очень разные! Подойдем к карте

Воспитатель:

есть такие карты, где нарисованы леса. Как вы думаете, какого цвета обозначены леса на карте?
Дети:
зеленым цветом обозначены леса на карте.
Воспитатель:
на севере

ТАЙГА, Воспитатель

: на юге тропические леса называются

ДЖУНГЛИ. Воспитатель:

как вы думаете, кто сажает леса?
Дети:
никто, они сами растут.
Воспитатель:
ну, а как же так, получается, была берёзовая роща.

Ну, где-то там за речкой дуб рос.

И вдруг приходишь в рощу, и маленькие дубки растут, Как они сюда попали?! Дети:

Ветер принёс.
Воспитатель
: Не мог ветер, жёлуди тяжёлые. Вспомните, кто питается желудями?

КАБАНЧИКИ любят желуди, я узнал в передаче о животных.

А мне папа рассказывал, что птица СОЙКА питается желудями, папа у меня охотник, он много знает о животных и птицах.
Воспитатель:
Вот она-то приняла участие в посадке леса: желудь принесла в рощу и уронила! А весной он и пророс.

А мы узнали в нашей энциклопедии, что БЕЛКА, питается орехами.
Воспитатель:
и белка потеряла орех, он пророс и вырос куст орешника.

Воспитатель:

Значит, можно сказать, что животные сажают леса. Но у животных в лесу ДОМ. А человек свой дом из бревен строит, доски, бревна нужны.

Значит, леса вырубают люди. Ну, как вы думаете, может наступить такое время, когда лесов не будет совсем? Дети:

Так нельзя, без леса нельзя. Где же будут жить животные, лес даёт кислород (рассуждают, опираясь на ранее сформированные знания).
Воспитатель:
значит, ЧЕЛОВЕК, не только вырубает леса, но и выращивает. А как лес выращивают, знаете?
Дети:
мне папа говорил, что лесники выращивают лес.
Воспитатель:
и как беречь лес, тоже знаешь?
Ребенок:
веточки не ломать.
Воспитатель:
веточки не ломать, а деревья пилить?
Дети:
задумчиво пожимают плечами
Воспитатель:
было время, когда и взрослые не знали, как беречь леса, а потом научись, но, лишь тогда, когда случилась БЕДА, которая научила людей лес беречь. Садитесь на стульчики, удобней и слушайте, я вам расскажу историю. «Текла одна речка когда-то, широкая, глубокая

и по ней плыли пароходы, а в жаркие дни купались люди.

В лесу жили рыжие белки, пугливые зайцы, волки, медведи и лисы.

И люди в деревнях сеяли пшеницу и рожь. Выращивали: картошку, помидоры, капусту. И вот однажды сказал человек: «ЛЕС — это прочные брёвна и гладкие доски; это

Зачем лесорубы пришли?
Дети.
объясняют
Воспитатель:
так ДОБРО или ЗЛО они совершили?
Дети
: добро! много материала, из которого сделают разные результаты.
Воспитатель:
стало здесь светло и просторно, много свободного места и далеко видно! Зато все звери и птицы пропали, и грибов не стало, и ягод. А потом обмелела река, пароходы не могли больше плыть: ведь раньше лес охранял воду. И сильные ветры днём и ночью дули на землю: раньше лес не пускал их. И поля начали плохо урожай давать. Вовсе пришло к людям горе. Стало голодно в их домах, даже в колодцах пересохла вода. А в воздухе пахло зноем и дымом.
Воспитатель:
Долго ли радовались люди, что срубили лес?
Дети:
нет
Воспитатель:
а что получилось?
Дети:
пароходы перестали ходить.
Дети:
звери и птицы пропали.
Дети:
грибов не стало, и ягод.
Воспитатель:
тогда люди поняли, что лес — не одни лишь дрова, табуретки.
Лес
— это зелёная прохлада в жаркий полдень, это много маленьких ручьёв, которые несут свою воду в большие реки; это — полезный, чистый воздух и сколько ещё всего другого хорошего! А что ещё хорошего в лесу?

Программное содержание:

1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).

2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.

3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.

4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.

5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.

Материал:

Ход занятия

(Воспитатель входит и вносит письмо)

Воспитатель

: — Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

— Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

— Берегите муравейники. Не разоряйте их.

— Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

— Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

— Не лови бабочек и других насекомых!

— Не разжигай костёр!

— Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель

: — Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

Обобщение воспитателя

: «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

— Вам понравились волшебные цветы? (да)

— Вы по-очереди будете называть лесных жителей , и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).

— Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

— Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)

— Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)

Обобщение воспитателя:

Сосна самое высокое дерево в лесу.

— Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)

Обобщение воспитателя:

Есть в лесу и невысокие деревья.

— Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)

Обобщение воспитателя:

Между деревьями растут кустарники.

— Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)

Обобщение воспитателя:

Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

— А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)

Обобщение воспитателя:

В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

— Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)

Обобщение воспитателя:

Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

Воспитатель

: Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

— Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)

Воспитатель

: Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)

Обобщение воспитателя:

— Какой самый хищный? (волк)

— Какой самый хитрый? (лиса)

— Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)

— Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)

Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)

Обобщение воспитателя:

Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она — легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

— Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)

Обобщение воспитателя:

Ребята, посмотрите , у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)

— А что будет если исчезнут все комары? ( многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

— А как вы думаете , человек может прожить без леса? (нет)

— Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Обобщение воспитателя:

Лес — наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу , расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.

Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.

Цели: Обогащать и систематизировать знания детей о родной природе. Уметь внимательно слушать и сопереживать услышанному. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, желанию заботиться о ней.

Материал: иллюстрации с изображением лесов, полевых цветов, птиц, насекомых, животных.

Ход занятия:

Замечательный писатель и большой знаток и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. В нашем государстве много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных: бобры, лоси, соболи и т. д. (рассмотреть иллюстрации). Человек многим обязан природе, лесу.

-Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать, как надо вести себя в лесу.

1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

-Чем же именно дорог нам лес?

-Почему мы с лесом дружим, почему он людям нужен (ответы детей)

Лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух, это дом для зверей и птиц, это наш друг. Задерживая влагу, он помогает выращивать человеку богатый урожай. Это кладовая, которая щедро отдаё т свои дары: орехи, ягоды, грибы. С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился подснежник.

-А вы знаете, ребята, что между лесом и его обитателями есть тесная связь. А ещё есть тесная связь между лесом, с его силой и богатством и между человеком. Человек помогает лесу, а лес человеку.

-Почему? (ответы детей)

Лес- наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в одной области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватывал на полях верхний плодородный слой почвы вместе с семенами пшеницы. Но там, где поле окружал лес буря оказалась бессильной. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре. Прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти в степях урожай от бури и зноя на сотни километров сажают леса.

Ребята рассмотрим с Вами виды леса:

1) Лиственный лес;

3) Смешанный лес.

На этом занятие заканчивается, дети рассматривают иллюстрации, книги о лесе.

Прикреплённые файлы:

Конспект беседы о лесе (старшая группа) Материалы: картинки с изображением деревьев, и заранее разученные стихи. Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Воспитатель:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание.

Уточнить и расширить представление детей о лесе (лесные растения, животные, птицы, насекомые; их пища и места для гнезд и нор), об урожае в лесу.

Познакомить с видами лесов: смешанные, березовые и дубовые рощи, сосновый бор, тайга.

Познакомить с репродукциями картин известных художников.

Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.

Оборудование.

Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление с названием выставки.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

3.Педагог вносит игрушку: Лесовичок.

-К нам в гости пришел старичок-лесовичок.

I Основная часть.

Часть 1.

Лесовичок слушает, хвалит тех детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку:

Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. ( Лист дерева. )

Лесовичок сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.

В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина (лесовичок показывает картинки с изображением кустарников). Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустранички, грибы.

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Лесовичок выставляет муляжи грибов, читает детям стихи и загадки, просит найти и показать отгадки.

В чаще леса, вдоль тропинок Нет грибов нежней, чем эти.

Он стоит среди осинок. Знают взрослые и дети –

Шляпка есть, но нет пальто. На пеньках растут в лесу,

Отгадайте, это кто? ( Подосиновик. ) Как веснушки на носу. ( Опята. )

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкая, это … ( сыроежки ).

Белый гриб . Мухомор.

Белый гриб – боровик Возле леса на опушке,

Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,

Богатырь – лесовик Вырос пестрый, как Петрушка

С головой коричневой. Ядовитый мухомор. Е. Алексеева

Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит их назвать. Загадывает загадки.

На полянке у дорожки Черненька,

Красные горошины. Маленька,

Кто мимо пройдет, Сладенька,

Всяк в рот к себе кладет. ( Земляника. ) Ребятам миленька. ( Черника. )

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит

Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)

Солнце ягодку согрело, ( пальцы гладят по щекам)

Дети по очереди называют лесные ягоды.

Воспитатель подводит итог:

Упражнение на координацию речи и движения.

-Отправимся в лес.

Мы в лес пойдем, (руки в стороны, вверх)

Детей позовем: (руки в стороны, вниз)

-Ау, ау, ау! (руки сложить рупором)

Никто не отзывается (руки в стороны)

Лишь эхо откликается:

Часть 2.

Воспитатель, Лесовичок и дети идут на выставку. Воспитатель обращает внимание на объявление, читает его, сообщает, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть в дальнейшем.

III Итог.

В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.

Ребята! Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нем бывали.

Он густой, зеленый,

Растут в нем липы, клены

Есть в нем ягоды, грибы. (Лес.)

Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой!


В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.

Приходите в лес

На лесной опушке

В лес густой, зеленый

Там березки, клены,

По траве скользят,

Там сплетают ветки

На прогулку в лес!

Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух.

Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.

Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья.

♦ Какие деревья растут в смешанном лесу?

Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.

Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.

Южнее тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.

Еще южнее располагаются широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темностволь- ные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.

♦ Какие животные, птицы и насекомые обитают в лесах?

В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.

♦ Расскажите о своей прогулке в лес. В какое время года вы были? Что вы видели и собирали?

Послушайте стихи, описывающие лес в разное время года.

Весенний лес

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распушились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы.

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Набухают соком почки,

Скоро снег растает весь,

И зеленые листочки

Молодой украсят лес!

Летний лес

Зноем солнечным прогретый

Лес душистый и сухой.

На опушках много света,

Пахнет медом и смолой.

Стал окрепшим и пахучим

Разрезной зеленый лист,

В зарослях кустов колючих

Слышен птиц веселый свист.

Закраснелась гроздь калины,

Зреют в шишках семена,

И душистая малина

Соком сахарным полна.

Осенний лес

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой, опалой

Заискрится иней серебром.

Зимний лес

В зимний лес заиндевелый

Приведет меня лыжня.

Как старик в тулупе белом,

Дремлет лес средь бела дня.

Снег укрыл стволы и корни

Елей, сосен и ракит;

Иней хрупкий и узорный

На ветвях берез лежит.

Все бело — тропинки, кочки.

И уснули до весны

На ветвях деревьев почки,

Спят они и видят сны.

Снег свисает бахромою,

А коряги и пеньки

Под пушистой пеленою

Оживают, как зверьки.

Вот зайчишка, вот лисица

В пышной шубке меховой,

Вот на сук уселась птица,

Вертит снежной головой.

Словно в сказке открывает

Ледяная, но живая

Леса зимнего краса!

Когда вы приходите на прогулку в лес, запомните, вы здесь — только в гостях. Поэтому ведите себя скромно, не рвите цветы, не распугивайте лесных обитателей.

Правила поведения в лесу

♦ Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям, поэтому старайтесь ходить только по тропинкам!

♦ Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

♦ Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

♦ Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например, божьих коровок), ведь они опыляют растения и уничтожают тлю и других вредителей.

♦ Не разоряйте муравейники.

♦ Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу — ведь там подрастают птенцы. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Птицы — друзья растений, они спасают их от насекомых-вредителей. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

♦ Не шумите, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.

♦ Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.

♦ Не разводите в лесу костры.

♦ Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.

Читайте также: