Конспект занятия в подготовительной группе по экологии беседа о лесе
Обновлено: 05.07.2024
Экологическая беседа про лес с детьми подготовительной к школе группы в детском саду
Воспитатель:
Художник любуется и восхищается природой родного края. На Земле много лесов, и леса очень разные! Подойдем к карте
Воспитатель:
есть такие карты, где нарисованы леса. Как вы думаете, какого цвета обозначены леса на карте?
Дети:
зеленым цветом обозначены леса на карте.
Воспитатель:
на севере
ТАЙГА, Воспитатель
: на юге тропические леса называются
ДЖУНГЛИ. Воспитатель:
как вы думаете, кто сажает леса?
Дети:
никто, они сами растут.
Воспитатель:
ну, а как же так, получается, была берёзовая роща.
Ну, где-то там за речкой дуб рос.
И вдруг приходишь в рощу, и маленькие дубки растут, Как они сюда попали?! Дети:
Ветер принёс.
Воспитатель
: Не мог ветер, жёлуди тяжёлые. Вспомните, кто питается желудями?
КАБАНЧИКИ любят желуди, я узнал в передаче о животных.
А мне папа рассказывал, что птица СОЙКА питается желудями, папа у меня охотник, он много знает о животных и птицах.
Воспитатель:
Вот она-то приняла участие в посадке леса: желудь принесла в рощу и уронила! А весной он и пророс.
А мы узнали в нашей энциклопедии, что БЕЛКА, питается орехами.
Воспитатель:
и белка потеряла орех, он пророс и вырос куст орешника.
Воспитатель:
Значит, можно сказать, что животные сажают леса. Но у животных в лесу ДОМ. А человек свой дом из бревен строит, доски, бревна нужны.
Значит, леса вырубают люди. Ну, как вы думаете, может наступить такое время, когда лесов не будет совсем? Дети:
Так нельзя, без леса нельзя. Где же будут жить животные, лес даёт кислород (рассуждают, опираясь на ранее сформированные знания).
Воспитатель:
значит, ЧЕЛОВЕК, не только вырубает леса, но и выращивает. А как лес выращивают, знаете?
Дети:
мне папа говорил, что лесники выращивают лес.
Воспитатель:
и как беречь лес, тоже знаешь?
Ребенок:
веточки не ломать.
Воспитатель:
веточки не ломать, а деревья пилить?
Дети:
задумчиво пожимают плечами
Воспитатель:
было время, когда и взрослые не знали, как беречь леса, а потом научись, но, лишь тогда, когда случилась БЕДА, которая научила людей лес беречь. Садитесь на стульчики, удобней и слушайте, я вам расскажу историю. «Текла одна речка когда-то, широкая, глубокая
и по ней плыли пароходы, а в жаркие дни купались люди.
В лесу жили рыжие белки, пугливые зайцы, волки, медведи и лисы.
И люди в деревнях сеяли пшеницу и рожь. Выращивали: картошку, помидоры, капусту. И вот однажды сказал человек: «ЛЕС — это прочные брёвна и гладкие доски; это
Зачем лесорубы пришли?
Дети.
объясняют
Воспитатель:
так ДОБРО или ЗЛО они совершили?
Дети
: добро! много материала, из которого сделают разные результаты.
Воспитатель:
стало здесь светло и просторно, много свободного места и далеко видно! Зато все звери и птицы пропали, и грибов не стало, и ягод. А потом обмелела река, пароходы не могли больше плыть: ведь раньше лес охранял воду. И сильные ветры днём и ночью дули на землю: раньше лес не пускал их. И поля начали плохо урожай давать. Вовсе пришло к людям горе. Стало голодно в их домах, даже в колодцах пересохла вода. А в воздухе пахло зноем и дымом.
Воспитатель:
Долго ли радовались люди, что срубили лес?
Дети:
нет
Воспитатель:
а что получилось?
Дети:
пароходы перестали ходить.
Дети:
звери и птицы пропали.
Дети:
грибов не стало, и ягод.
Воспитатель:
тогда люди поняли, что лес — не одни лишь дрова, табуретки.
Лес
— это зелёная прохлада в жаркий полдень, это много маленьких ручьёв, которые несут свою воду в большие реки; это — полезный, чистый воздух и сколько ещё всего другого хорошего! А что ещё хорошего в лесу?
Программное содержание:
1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.
3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.
4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.
5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал:
Ход занятия
(Воспитатель входит и вносит письмо)
Воспитатель
: — Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
— Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
— Берегите муравейники. Не разоряйте их.
— Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
— Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
— Не лови бабочек и других насекомых!
— Не разжигай костёр!
— Не лови и не уноси домой диких животных!
Воспитатель
: — Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?
(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)
Обобщение воспитателя
: «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..
— Вам понравились волшебные цветы? (да)
— Вы по-очереди будете называть лесных жителей , и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.
(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).
— Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.
— Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)
— Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)
Обобщение воспитателя:
Сосна самое высокое дерево в лесу.
— Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)
Обобщение воспитателя:
Есть в лесу и невысокие деревья.
— Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)
Обобщение воспитателя:
Между деревьями растут кустарники.
— Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)
Обобщение воспитателя:
Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.
— А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)
Обобщение воспитателя:
В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.
— Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)
Обобщение воспитателя:
Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.
Воспитатель
: Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.
(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)
— Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)
Воспитатель
: Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.
(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)
Обобщение воспитателя:
— Какой самый хищный? (волк)
— Какой самый хитрый? (лиса)
— Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)
— Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)
Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)
Обобщение воспитателя:
Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.
А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она — легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.
— Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)
Обобщение воспитателя:
Ребята, посмотрите , у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.
Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)
— А что будет если исчезнут все комары? ( многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)
— А как вы думаете , человек может прожить без леса? (нет)
— Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Обобщение воспитателя:
Лес — наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу , расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.
Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.
Цели: Обогащать и систематизировать знания детей о родной природе. Уметь внимательно слушать и сопереживать услышанному. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, желанию заботиться о ней.
Материал: иллюстрации с изображением лесов, полевых цветов, птиц, насекомых, животных.
Ход занятия:
Замечательный писатель и большой знаток и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. В нашем государстве много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных: бобры, лоси, соболи и т. д. (рассмотреть иллюстрации). Человек многим обязан природе, лесу.
-Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать, как надо вести себя в лесу.
1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.
2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.
-Чем же именно дорог нам лес?
-Почему мы с лесом дружим, почему он людям нужен (ответы детей)
Лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух, это дом для зверей и птиц, это наш друг. Задерживая влагу, он помогает выращивать человеку богатый урожай. Это кладовая, которая щедро отдаё т свои дары: орехи, ягоды, грибы. С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился подснежник.
-А вы знаете, ребята, что между лесом и его обитателями есть тесная связь. А ещё есть тесная связь между лесом, с его силой и богатством и между человеком. Человек помогает лесу, а лес человеку.
-Почему? (ответы детей)
Лес- наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в одной области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватывал на полях верхний плодородный слой почвы вместе с семенами пшеницы. Но там, где поле окружал лес буря оказалась бессильной. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре. Прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти в степях урожай от бури и зноя на сотни километров сажают леса.
Ребята рассмотрим с Вами виды леса:
1) Лиственный лес;
3) Смешанный лес.
На этом занятие заканчивается, дети рассматривают иллюстрации, книги о лесе.
Прикреплённые файлы:
Конспект беседы о лесе (старшая группа) Материалы: картинки с изображением деревьев, и заранее разученные стихи. Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Воспитатель:.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Программное содержание.
Уточнить и расширить представление детей о лесе (лесные растения, животные, птицы, насекомые; их пища и места для гнезд и нор), об урожае в лесу.
Познакомить с видами лесов: смешанные, березовые и дубовые рощи, сосновый бор, тайга.
Познакомить с репродукциями картин известных художников.
Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.
Оборудование.
Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление с названием выставки.
Ход занятия.
Организационный момент.
1.Время года, месяц, день недели.
3.Педагог вносит игрушку: Лесовичок.
-К нам в гости пришел старичок-лесовичок.
I Основная часть.
Часть 1.
Лесовичок слушает, хвалит тех детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку:
Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,
Падает – почернеет. ( Лист дерева. )
Лесовичок сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.
В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина (лесовичок показывает картинки с изображением кустарников). Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустранички, грибы.
И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).
Лесовичок выставляет муляжи грибов, читает детям стихи и загадки, просит найти и показать отгадки.
В чаще леса, вдоль тропинок Нет грибов нежней, чем эти.
Он стоит среди осинок. Знают взрослые и дети –
Шляпка есть, но нет пальто. На пеньках растут в лесу,
Отгадайте, это кто? ( Подосиновик. ) Как веснушки на носу. ( Опята. )
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, собирай,
Не мешкая, это … ( сыроежки ).
Белый гриб . Мухомор.
Белый гриб – боровик Возле леса на опушке,
Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,
Богатырь – лесовик Вырос пестрый, как Петрушка
С головой коричневой. Ядовитый мухомор. Е. Алексеева
Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит их назвать. Загадывает загадки.
На полянке у дорожки Черненька,
Красные горошины. Маленька,
Кто мимо пройдет, Сладенька,
Всяк в рот к себе кладет. ( Земляника. ) Ребятам миленька. ( Черника. )
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит
Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)
Солнце ягодку согрело, ( пальцы гладят по щекам)
Дети по очереди называют лесные ягоды.
Воспитатель подводит итог:
Упражнение на координацию речи и движения.
-Отправимся в лес.
Мы в лес пойдем, (руки в стороны, вверх)
Детей позовем: (руки в стороны, вниз)
-Ау, ау, ау! (руки сложить рупором)
Никто не отзывается (руки в стороны)
Лишь эхо откликается:
Часть 2.
Воспитатель, Лесовичок и дети идут на выставку. Воспитатель обращает внимание на объявление, читает его, сообщает, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть в дальнейшем.
III Итог.
В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.
Ребята! Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нем бывали.
Он густой, зеленый,
Растут в нем липы, клены
Есть в нем ягоды, грибы. (Лес.)
Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой!
В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.
Приходите в лес
На лесной опушке
В лес густой, зеленый
Там березки, клены,
По траве скользят,
Там сплетают ветки
На прогулку в лес!
Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух.
Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.
Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья.
♦ Какие деревья растут в смешанном лесу?
Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.
Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.
Южнее тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.
Еще южнее располагаются широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темностволь- ные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.
♦ Какие животные, птицы и насекомые обитают в лесах?
В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.
♦ Расскажите о своей прогулке в лес. В какое время года вы были? Что вы видели и собирали?
Послушайте стихи, описывающие лес в разное время года.
Весенний лес
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке.
И сережки распушились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Посветлели их стволы.
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.
Набухают соком почки,
Скоро снег растает весь,
И зеленые листочки
Молодой украсят лес!
Летний лес
Зноем солнечным прогретый
Лес душистый и сухой.
На опушках много света,
Пахнет медом и смолой.
Стал окрепшим и пахучим
Разрезной зеленый лист,
В зарослях кустов колючих
Слышен птиц веселый свист.
Закраснелась гроздь калины,
Зреют в шишках семена,
И душистая малина
Соком сахарным полна.
Осенний лес
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Зимний лес
В зимний лес заиндевелый
Приведет меня лыжня.
Как старик в тулупе белом,
Дремлет лес средь бела дня.
Снег укрыл стволы и корни
Елей, сосен и ракит;
Иней хрупкий и узорный
На ветвях берез лежит.
Все бело — тропинки, кочки.
И уснули до весны
На ветвях деревьев почки,
Спят они и видят сны.
Снег свисает бахромою,
А коряги и пеньки
Под пушистой пеленою
Оживают, как зверьки.
Вот зайчишка, вот лисица
В пышной шубке меховой,
Вот на сук уселась птица,
Вертит снежной головой.
Словно в сказке открывает
Ледяная, но живая
Леса зимнего краса!
Когда вы приходите на прогулку в лес, запомните, вы здесь — только в гостях. Поэтому ведите себя скромно, не рвите цветы, не распугивайте лесных обитателей.
Правила поведения в лесу
♦ Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям, поэтому старайтесь ходить только по тропинкам!
♦ Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
♦ Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
♦ Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например, божьих коровок), ведь они опыляют растения и уничтожают тлю и других вредителей.
♦ Не разоряйте муравейники.
♦ Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу — ведь там подрастают птенцы. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Птицы — друзья растений, они спасают их от насекомых-вредителей. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
♦ Не шумите, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.
♦ Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.
♦ Не разводите в лесу костры.
♦ Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.
Читайте также: