Конспект по химии 8 класс габриелян 26 параграф физические явления в химии

Обновлено: 07.07.2024

обучающие : содействовать формированию у учащихся знаний о физических явлениях; о способах очистки веществ.

развивающие: развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с веществами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление меж предметных связей.

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма урока : беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Формы организации обучения : сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов).

Межпредметные связи: физика, природоведение.

Организационный момент.

Определение цели урока.

- на самом первом уроке химии мы дали определение этой науки. Кто его может вспомнить? ( Химия – наука о веществах и их свойствах ).

-А какие классы неорганических веществ вы знаете? Назовите их ? (Оксиды, основания, кислоты, соли )

Вам известны классы веществ, их состав, строение. Но знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят изменения, которые делятся на физические и химические. Сначала мы подробнее познакомимся с физическими явлениями.

Это и будет темой нашего урока: Физические явления . Запишите в тетради. (Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока).

- Что же нужно узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке:

определить- сущность физических явлений

выявить- признаки физических явлений

познакомиться- с областями применения физических явлений

отметить- способы очистки веществ

Таков план нашего урока.

Введение новых знаний.

- Начнем знакомство с физическими явлениями.

С ними вы встречались на уроках физики. Назовите признаки физических явлений.

(Учитель демонстрирует кипение воды)

Записи в тетради:



Физические Химические

Это такие явления,

при которых не происходит превращений

одних веществ в другие,

а меняются их агрегатные состояния,

форма и размеры тел.

Определение химических явлений мы дадим на следующем уроке.

- Давайте теперь попробуем на конкретных примерах выявить признаки физических явлений.

Работа в группах (парах)

У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ, а полученные результаты занести в таблицу:

Ключевые слова конспекта: Физические явления, химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, значение физических и химических явлений.

Физические явления — это явления, при которых обычно изменяется только агрегатное состояние веществ. Примеры физических явлений — плавление стекла, испарение или замерзание воды.

Химические явления — это явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. При химических явлениях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Примеры химических явлений — сгорание топлива, гниение органических веществ, ржавление железа, скисание молока.

Химические явления иначе называют химическими реакциями.

Условия возникновения химических реакций

О том, что при химических реакциях одни вещества превращаются в другие, можно судить по внешним признакам: выделению теплоты (иногда света), изменению окраски, появлению запаха, образованию осадка, выделению газа.

Для начала многих химических реакций необходимо привести в тесное соприкосновение реагирующие вещества. Для этого их измельчают и перемешивают; площадь соприкосновения реагирующих веществ при этом увеличивается. Наиболее тонкое дробление веществ происходит при их растворении, поэтому многие реакции проводят в растворах.

Измельчение и перемешивание веществ — только одно из условий возникновения химической реакции. Например. при соприкосновении древесных опилок с воздухом при обычной температуре опилки не загораются. Для того чтобы началась химическая реакция, во многих случаях необходимо нагревание веществ до определённой температуры.

Важнейшие условия возникновения химических реакций — это:

  • тщательное измельчение и перемешивание веществ;
  • предварительное нагревание веществ до определённой температуры.

Значение физических и химических явлений

Большое значение имеют химические реакции. Они используются для получения металлов, пластмасс, минеральных удобрений, медикаментов и т. д., а также служат источником различных видов энергии. Так, при сгорании топлива выделяется теплота, которую используют в быту и в промышленности.

Все процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, фотосинтез и др.), протекающие в живых организмах, также связаны с различными химическими превращениями. Например, химические превращения веществ, содержащихся в пище (белков, жиров, углеводов), протекают с выделением энергии, которая используется организмом для обеспечения процессов жизнедеятельности.

Вы уже знаете, что с телами и веществами происходят различные изменения, которые называют явлениями, и помните, что их делят на физические и химические. При физических явлениях состав чистых индивидуальных веществ остаётся без изменения, а изменяется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел.

Физические явления, выражающиеся в изменениях агрегатного состояния вещества или формы и размеров тел, определяют важнейшие области применения их в народном хозяйстве. Так, пластичность алюминия позволяет вытягивать его в проволоку или прокатывать в тонкую фольгу; электропроводность и сравнительная лёгкость алюминия позволяют использовать его в качестве проводов линий электропередачи, а сплавы — в самолетостроении; теплопроводность, пластичность и неядовитость — при изготовлении посуды и т. д.

Многие способы получения чистых химических веществ, по сути, физические явления. К ним относят перегонку, кристаллизацию, фильтрование, возгонку и др. Например, на различии температур кипения веществ основан способ дистилляции (рис. 84), или перегонки.


Рис. 84.
Дистилляция

Этим способом получают воду, очищенную от растворённых в ней веществ. Такая вода называется дистиллированной. Именно её используют для приготовления лекарственных растворов и для заливки в систему охлаждения автомобилей.

Перегонку как способ разделения жидких смесей применяют для получения из природной нефти отдельных нефтепродуктов. Промышленная установка для непрерывной перегонки нефти состоит из трубчатой печи (рис. 85, 1) для нагревания нефти и разделительной, или ректификационной, колонны (рис. 85, 2), где нефть разделяется на фракции (дистилляты) — отдельные нефтепродукты.


Рис. 85.
Схема трубчатой установки для непрерывной перегонки нефти:
1 — трубчатая печь; 2 — ректификационная колонна; 3 — холодильник

В трубчатой печи в виде змеевика расположен длинный трубопровод. Печь обогревается горящим мазутом или газом. По трубопроводу непрерывно подаётся нефть, в нём она нагревается до 320—350 °С и в виде смеси жидкости и паров поступает в ректификационную колонну.

Ректификационная колонна — стальной цилиндрический аппарат высотой около 40 м. Она имеет внутри несколько десятков горизонтальных перегородок с отверстиями, так называемых тарелок. Пары нефти, поступая в колонну, поднимаются вверх и проходят через отверстия в тарелках. Постепенно охлаждаясь при своём движении вверх, они сжижаются на тех или иных тарелках в зависимости от температур кипения и плотности. Углеводороды менее летучие и сжижаются уже на первых тарелках, образуя газойлевую фракцию, более летучие углеводороды собираются выше и образуют керосиновую фракцию, ещё выше собирается лигроиновая фракция, наиболее летучие углеводороды выходят в виде паров из колонны и образуют бензин. Внизу собирается густая чёрная жидкость — мазут. Его используют в качестве топлива, а также для получения смазочных масел путём дополнительной перегонки.

Способ перегонки жидкого воздуха лежит в основе получения из него отдельных составных частей — азота (он выкипает первым), кислорода и др.


Рис. 86.
Фильтрование

Для очистки солей используют способ кристаллизации. При этом, например, природную соль растворяют в воде и затем фильтруют (рис. 86). В результате получают раствор поваренной соли, очищенный от песка, глины и других нерастворимых в воде примесей. Затем соль выделяют из раствора выпариванием (рис. 87), вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли.


Рис. 87.
Выпаривание

Способ фильтрования основан на различной пропускной способности пористого материала — фильтра по отношению к составляющим смесь частицам. Фильтром для очистки питьевой воды на станциях водоочистки служит слой песка. В пылесосе, который очищает воздух от взвешенной в нём пыли, применяют бумажные или матерчатые фильтры; в медицине при уходе за больными или во время хирургической операции используют в качестве фильтра многослойные марлевые повязки.

Для получения чистых иода и серы используют такое физическое явление, как возгонка (сублимация), т. е. переход вещества из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу (рис. 88). При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлаждаемой — снова конденсируется с образованием кристаллов. Лёд способен к возгонке, недаром мокрое бельё высыхает и на морозе.


Рис. 88.
Возгонка иода

Возгонка определила использование твёрдого углекислого газа СО2 (как вы знаете, его называют сухим льдом) для хранения продуктов, и в первую очередь мороженого.


Рис. 89.
Нефтеразделительная колонка

Различная плотность веществ лежит в основе такого способа разделения смесей, как отстаивание. Например, смеси нефти и воды, растительного масла и воды быстро расслаиваются и поэтому их легко отделить друг от друга с помощью делительной воронки (рис. 89, 90).


Рис. 90.
Делительная воронка

Чтобы ускорить процесс разделения смесей, вместо отстаивания в лабораторной практике часто используют центрифугирование, которое получило такое название из-за особого прибора — центрифуги. В центрифугу помещают пробирки со смесью веществ. Включают прибор, который начинает, подобно карусели, интенсивно раскручивать закреплённые в нём пробирки. Под действием центробежной силы частицы разных веществ получают различное ускорение, так как обладают различной плотностью, и смесь разделяется (рис. 91).


Рис. 91.
Центрифугирование:
а — фотография центрифуги; б — схема действия центрифуги

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

Цель урока: совершенствование практических навыков работы в химической лаборатории; умение анализировать полученные результаты; актуализация знаний о химических и физических явлений, признаки химических реакций; воспитание уважительного отношения к мнению других.

Планируемые результаты изучения темы: формировать умения:

- наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

- проводить химический эксперимент;

- объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : Осознание единства естественно-научной картины мира; Понимание единства естественнонаучной картины мира и значимости естественнонаучных знаний в практической жизни.

Познавательные : Обобщение понятий; осуществление сравнения и классификации; построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний

Коммуникативные : Восприятие на слух вопросов учителя и ответы учащихся, построение понятных для собеседника речевых высказываний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, пульты для голосования MIMIO Studio, растворы: сульфата меди(2), гидроксид натрия, карбонат натрия, соляная кислота, хлорид аммония, сульфид натрия, перманганат калия, перекись водорода; лабораторная посуда.

  1. Организационный момент. Формулирование темы урока
  2. Постановка целей урока
  3. Актуализация знаний
  4. Проведение лабораторных опытов
  5. Проведение онлайн тестирования
  6. Рефлексия. Домашнее задание.
  1. Организационный момент. Формулирование темы урока

(Учитель проверят готовность класса к уроку)

- Здравствуйте, ребята, у вас на партах стоят химические реактивы для проведения опытов, большая просьба не трогать их до тех пор пока, мы не приступим к практической части урока!

- В начале нашего урока хочу вам задать вопрос!

- Что такое химия? (Слайд 1)

- Правильно, химия занимается изучением превращения веществ. Теперь посмотрите, пожалуйста, на опыты которые вам сейчас покажу, и скажите в чем разница между ними.

  1. Проведение опытов учителем
  1. Плавление парафина
  2. Реакция взаимодействия раствора перманганата калия с перекисью водорода в мыльном растворе.

2. Формулировка выводов на основании продемонстрированных опытов

- Давайте попробуем сформулировать, что же такого произошло!

(После проведения опытов, учитель предлагает определить ребятам в чем заключалась разница в этих двух опытах? Какая принципиальная разница ?)

- Да это существенно разные явления в одном вещество меняет свое агрегатное состояние, но остаётся неизменный состав вещества. А во втором опыте происходит превращение веществ, из одного в другое.

-То есть перед вами происходили два совершенно разных явления одно физическое, а другое химическое!

(Преподаватель подводит детей к тому, что плавление парафина является физическим явлением, а реакция с перманганатом калия химическим явлением)

4. Формулировка темы урока.

- Сегодня на уроке мы как раз и будем заниматься тем, что попытаемся разобраться, какие же явления окружают нас каждый день.

( Дети записывают в тетради тему урока )

- Целями нашего урока будут:

  • формирование знаний о химических реакциях;
  • признаках химических реакций.(Слайд 3)

- А теперь, когда вы уже познакомились с некоторыми явлениями, давайте запишем их определения, откройте учебники на странице 65, прочитайте и запишите определения в тетрадь.

(Ученики в учебнике находят определения физических и химических явлений и записывают в тетради)

- Нам необходимо определить, как же различать процессы и явления, в которых происходят химические, и физические явления. Для этого мы с вами должны, определить какими же признаками обладают химические явления. 1. Знакомство с техникой безопасности

-Но, перед этим, вспомним правила техники безопасности в химической лаборатории. Посмотрите на экран. (Слайд 4)

(Дети знакомятся с видеоматериалом)

2. Практическая работа

- Вот наконец-то наступило время практических занятий! У вас на партах лежат карточки с заданиями, а также химические реактивы и посуда. Ваша задача будет состоять в том, что вы должны провести необходимые превращения и записать какие признаки вы наблюдали при проведении реакций.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (Слайд 5-6)

Выполнение заданий по карточкам, которые лежат у них на столах.

3. Анализ полученных данных в ходе практической работы

- Отлично, все эксперименты проведены. Какие же признаки вы наблюдали при выполнении опытов?

(Ребята записывают в тетради признаки химических реакций.)

- Давайте определим, какие явления окружают нас с вами в повседневной жизни. Я выдам вам пульты для интерактивного голосования. Определите физические или химические явления будут перед вами.

VI. Рефлексия. Домашнее задание.

Подводя итоги нашего урока, давайте закрепим, и вспомним чем мы сегодня занимались на уроке:

Читайте также: