Китай на пути модернизации и реформирования конспект урока 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных событиях истории Китая во второй половине XX века.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с основными событиями, которые происходили в Китае во второй половине XX века.

- развивающие: развитие умения анализировать источники информации разных типов, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи.

- воспитательные: воспитание толерантности, уважения к традициям, культуре и историческому прошлому других народов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная; индивидуальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ Этап урока Используемое

оборудование Деятельность учителя Деятельность ученика Время

1 Организационный Приветствует учащихся, создает позитивный настрой на работу. Приветствуют учителя. 1 мин.

2 Актуализация темы, целеполагание. Презентация, слайды 1-3.

(Приложение 1) Актуализирует знание учащимися терминов, использованных в названии темы. Организует работу учащихся по сравнению иллюстративного материала (слайд 2). Подводит учащихся к формулировке целей урока. Актуализирует тему урока: Китай одна из наиболее динамично развивающихся стран, важный торговый партнёр России. Вспоминают и озвучивают определения указанных терминов. Сравнивают иллюстрации, формулируют цель урока.

Актуализация знаний. Презентация, слайд 4

(Приложение 1) Актуализирует знания учащихся о предыдущем периоде в истории Китая (Гражданская война), кратко излагая эти события и иллюстрируя их с помощью схемы, представленной на презентации. Способствует анализу учащимися этой информации путём постановки вопроса: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

Анализируют информацию, изложенную учителем, формулируют ответ на представленный вопрос. 4 мин.

4 Изучение нового материала.П.1.Строительство основ социализма в Китае. Презентация, слайды 5-7

Модули для составления схемы.

Аудио фрагменты: Гимн СССР, гимн КНР. Корректирует ответы учащихся. Начинает составлять схему на доске. Организует работу учащихся по сравнению аудио фрагментов и иллюстраций. Знакомит учащихся с основной характеристикой путей модернизации Китая, избранных на этапе строительства основ социализма. Анализируют и сравнивают информацию, представленную в виде аудио фрагментов и иллюстраций. Озвучивают результаты сравнения. Записывают тему урока. Начинают составлять схему в рабочих тетрадях 5 мин.

Модули для составления схемы.

П.4. Курс прагматических реформ. Презентация, слайд 14

Формулируют итоги проведения политики Прагматических реформ. Продолжают составлять схему в тетради. 5 мин.

5 Рефлексия. Презентация, слайды 15-17 Организует работу учащихся по решению заданий для закрепления изученного на уроке материала. Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: Что позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран мира? Корректирует ответы учащихся. Составляют последовательность рассмотренных в течение урока событий, отвечают на вопрос учителя.

6 Подведение итогов урока. Домашнее задание. Презентация, слайд 18 Отмечает активность учащихся, выставляет оценки за работу на уроке. Определяет объем домашнего задания:

План урока:

Актуализация темы, целеполагание.

Изучение нового материала:

Строительство основ социализма в Китае.

Социально-политические эксперименты в КНР.

Курс прагматических реформ.

Теперь посмотрите на доску и сравните два представленных на ней изображения. О чём они нам говорят? Давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока, исходя из увиденного. Цель нашего урока: выяснить, каким образом за достаточно короткий период времени Китай из полузависимой страны, которую более развитые страны использовали, как рынок сырья и сбыта, превратился в одно из наиболее динамично развивающихся современных государств.

Почему для нас важен опыт развития Китая? На данный момент, экономика Китая – это вторая экономика мира по объему ВВП, аналитики прогнозируют к 2025 году её выход на первое место в мире. Взаимоотношения между Россией и Китаем, особенно в экономической сфере становятся всё более тесными, достаточно вспомнить, что Китай занимает опять же второе место в мире по объему импортируемой нефти, а Россия является одним из её крупнейших экспортеров. Поэтому вам, будущим вершителям нашей будущей истории, вполне вероятно пригодятся знания полученные сегодня.

Но прежде, чем перейти к непосредственному рассмотрению новой темы, напомню вам события, предшествующего периода, а вы подумайте: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

В 1927 г. начинается Гражданская война между КПК и Гоминьданом распался, давайте вспомним, что это за политические силы. В 1931 году Япония захватила Манчжурию, а в 1937 году начала открытую агрессию в центральном Китае. Номинально КПК и Гоминьдан объединились, чтобы противостоять агрессору, однако действовали не согласовано, а на последнем этапе и вовсе больше заботились о собственном лидерстве в стране. Окончательный разгром японцев в Китае связан с вступлением в Китай Советской армии. Гражданская же война продолжалась до 1949 года, при чём в условиях разгорающейся в мире Холодной войны США поддерживали Гоминьдан, а СССР – КПК. В результате власть в стране перешла к коммунистам.

1. Итак, какие проблемы предстояло решить новому коммунистическому правительству Китая? Страна была разорена в ходе войн, перед коммунистами стояла не простая задача: преодолеть отставание от западных стран. То есть фактически сразу новое правительство сталкивается с вопросом: как модернизировать страну? Основные этапы модернизации мы представим в виде схемы. Но прежде откроем тетради и запишем число и тему урока. Ну, а теперь приступим к схеме:

1853565278765Образование КНР. 01.10.1949 г.

Образование КНР. 01.10.1949 г.

Первым модулем в нашей схеме станет само образование КНР. Что в таком случае будет следующим модулем? Это та задача, с которой столкнулась страна:

Модернизация может проводится различными путями, какой же путь выбрал лидер КПК – Мао Цзэдун? Два аудио-отрывка помогут нам ответить на этот вопрос.

Была выбрана советской модели развития, которая на начальном этапе копировалась почти без изменений. Она включала в себя коллективизацию – то есть ликвидацию частного землевладения и превращение его в общественное, индустриализацию, то есть создание крупной промышленности. В политической сфере эти события сопровождались установлением власти одной партии и её лидера – Мао Цзэдуна. Мао – великий вождь и учитель, так звучит надпись на плакате. Сравните два изображения – какую общую черту политической жизни они демонстрируют? Это культ личности. С этого момента все успехи в развитии стали результатом деятельности Мао, а все неудачи – его врагов.

-182880281305Объединение крестьян в коммуны.

00Объединение крестьян в коммуны.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Революция была завершена со смертью Мао. Её итогами стали убийство около миллиона человек, около ста миллионов так или иначе пострадало, было уничтожено огромное количество древних китайских ценностей, стран была просто истерзана. Преодоление кризиса связано с деятельностью Дэна Сяопина. Это политический деятель пострадавший в годы Культурной революции, но обретший популярность в последние годы жизни Мао Цзэдуна. Он берёт курс на проведение прагматических реформ. Что означает слово прагматические?

139827072390Рыночные реформы при сохранении диктата КПК

00Рыночные реформы при сохранении диктата КПК

328168081280Открытость для зарубежных инвестиций

00Открытость для зарубежных инвестиций

Нам осталось заполнить последний модуль. К чему пришел Китай в результате всех потрясений, на пути модернизации и реформирования?

588645143510Китай – одна из наиболее быстро развивающихся стран мира

00Китай – одна из наиболее быстро развивающихся стран мира

Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи в тетради, постарайтесь запомнить основные события. Закройте тетрадь и посмотрите на доску, постарайтесь составить верную последовательность событий.

Целью нашего урока было выяснить, что же позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран, нашли мы ответ на этот вопрос?

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Разработка урока всеобщей истории в 9 классе. Сама тема очень интересная, но объёмная. Поэтому полвека в развитии Китая даются очень компактно. Урок по ФК ГОС. Мы пока не перешли на ФГОС.

ВложениеРазмер
kitai.docx 60.74 КБ
kitaipril1.pptx 2.68 МБ
kitaipril2.docx 13.93 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных событиях истории Китая во второй половине XX века.

- обучающие : познакомить учащихся с основными событиями, которые происходили в Китае во второй половине XX века.

- развивающие: развитие умения анализировать источники информации разных типов, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи.

- воспитательные: воспитание толерантности, уважения к традициям, культуре и историческому прошлому других народов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся : фронтальная; индивидуальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой на работу.

Актуализация темы, целеполагание.

Презентация, слайды 1-3.

Актуализирует знание учащимися терминов, использованных в названии темы. Организует работу учащихся по сравнению иллюстративного материала (слайд 2). Подводит учащихся к формулировке целей урока. Актуализирует тему урока: Китай одна из наиболее динамично развивающихся стран, важный торговый партнёр России.

Вспоминают и озвучивают определения указанных терминов. Сравнивают иллюстрации, формулируют цель урока.

Презентация, слайд 4

Актуализирует знания учащихся о предыдущем периоде в истории Китая (Гражданская война), кратко излагая эти события и иллюстрируя их с помощью схемы, представленной на презентации. Способствует анализу учащимися этой информации путём постановки вопроса: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

Анализируют информацию, изложенную учителем, формулируют ответ на представленный вопрос.

Изучение нового материала.П.1.Строительство основ социализма в Китае.

Презентация, слайды 5-7

Модули для составления схемы.

Аудио фрагменты: Гимн СССР, гимн КНР.

Корректирует ответы учащихся. Начинает составлять схему на доске. Организует работу учащихся по сравнению аудио фрагментов и иллюстраций. Знакомит учащихся с основной характеристикой путей модернизации Китая, избранных на этапе строительства основ социализма.

Анализируют и сравнивают информацию, представленную в виде аудио фрагментов и иллюстраций. Озвучивают результаты сравнения. Записывают тему урока. Начинают составлять схему в рабочих тетрадях

Модули для составления схемы.

Раздаточный материал: карточки с высказыванием Мао Цзэдуна (Приложение 2)

Презентация, слайды 11-13

Модули для составления схемы.

П.4. Курс прагматических реформ.

Презентация, слайд 14

Модули для составления схемы.

Анализируют предложенные высказывания, формулируют своё понимание текста.

Формулируют итоги проведения политики Прагматических реформ. Продолжают составлять схему в тетради.

Презентация, слайды 15-17

Организует работу учащихся по решению заданий для закрепления изученного на уроке материала. Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: Что позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран мира? Корректирует ответы учащихся.

Составляют последовательность рассмотренных в течение урока событий, отвечают на вопрос учителя.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Презентация, слайд 18

Отмечает активность учащихся, выставляет оценки за работу на уроке. Определяет объем домашнего задания:

Записывают домашнее задание, вспоминают критерии оценивания и структуру мини-сочинения по истории.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы, целеполагание.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала:

Строительство основ социализма в Китае.

Социально-политические эксперименты в КНР.

Курс прагматических реформ.

Теперь посмотрите на доску и сравните два представленных на ней изображения. О чём они нам говорят? Давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока, исходя из увиденного. Цель нашего урока: выяснить, каким образом за достаточно короткий период времени Китай из полузависимой страны, которую более развитые страны использовали, как рынок сырья и сбыта, превратился в одно из наиболее динамично развивающихся современных государств.

Почему для нас важен опыт развития Китая? На данный момент, экономика Китая – это вторая экономика мира по объему ВВП, аналитики прогнозируют к 2025 году её выход на первое место в мире. Взаимоотношения между Россией и Китаем, особенно в экономической сфере становятся всё более тесными, достаточно вспомнить, что Китай занимает опять же второе место в мире по объему импортируемой нефти, а Россия является одним из её крупнейших экспортеров. Поэтому вам, будущим вершителям нашей будущей истории, вполне вероятно пригодятся знания полученные сегодня.

  1. Но прежде, чем перейти к непосредственному рассмотрению новой темы, напомню вам события, предшествующего периода, а вы подумайте: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

В 1927 г. начинается Гражданская война между КПК и Гоминьданом распался, давайте вспомним, что это за политические силы. В 1931 году Япония захватила Манчжурию, а в 1937 году начала открытую агрессию в центральном Китае. Номинально КПК и Гоминьдан объединились, чтобы противостоять агрессору, однако действовали не согласовано, а на последнем этапе и вовсе больше заботились о собственном лидерстве в стране. Окончательный разгром японцев в Китае связан с вступлением в Китай Советской армии. Гражданская же война продолжалась до 1949 года, при чём в условиях разгорающейся в мире Холодной войны США поддерживали Гоминьдан, а СССР – КПК. В результате власть в стране перешла к коммунистам.

  1. 1. Итак, какие проблемы предстояло решить новому коммунистическому правительству Китая? Страна была разорена в ходе войн, перед коммунистами стояла не простая задача: преодолеть отставание от западных стран. То есть фактически сразу новое правительство сталкивается с вопросом: как модернизировать страну? Основные этапы модернизации мы представим в виде схемы. Но прежде откроем тетради и запишем число и тему урока. Ну, а теперь приступим к схеме:

Первым модулем в нашей схеме станет само образование КНР. Что в таком случае будет следующим модулем? Это та задача, с которой столкнулась страна:

Модернизация может проводится различными путями, какой же путь выбрал лидер КПК – Мао Цзэдун? Два аудио-отрывка помогут нам ответить на этот вопрос.

Была выбрана советской модели развития, которая на начальном этапе копировалась почти без изменений. Она включала в себя коллективизацию – то есть ликвидацию частного землевладения и превращение его в общественное, индустриализацию, то есть создание крупной промышленности. В политической сфере эти события сопровождались установлением власти одной партии и её лидера – Мао Цзэдуна. Мао – великий вождь и учитель, так звучит надпись на плакате. Сравните два изображения – какую общую черту политической жизни они демонстрируют? Это культ личности. С этого момента все успехи в развитии стали результатом деятельности Мао, а все неудачи – его врагов.

Революция была завершена со смертью Мао. Её итогами стали убийство около миллиона человек, около ста миллионов так или иначе пострадало, было уничтожено огромное количество древних китайских ценностей, стран была просто истерзана. Преодоление кризиса связано с деятельностью Дэна Сяопина. Это политический деятель пострадавший в годы Культурной революции, но обретший популярность в последние годы жизни Мао Цзэдуна. Он берёт курс на проведение прагматических реформ. Что означает слово прагматические?

Нам осталось заполнить последний модуль. К чему пришел Китай в результате всех потрясений, на пути модернизации и реформирования?

  1. Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи в тетради, постарайтесь запомнить основные события. Закройте тетрадь и посмотрите на доску, постарайтесь составить верную последовательность событий.

Целью нашего урока было выяснить, что же позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран, нашли мы ответ на этот вопрос?


Экономический подъем в Китае стал одним из важнейших событий на мировой арене во второй половине ХХ столетия. Всего за три десятилетия социалистическому государству удалось добиться впечатляющих результатов, благодаря которым страна вышла на принципиально новый уровень развития. Высокие темпы экономического роста стали возможны за счет проведения социально-экономических и системно-структурных преобразований в стране.

Строительство социализма

В первую очередь, новое правительство занялось реформированием аграрной сферы. Все земли, сельскохозяйственное оборудование и скот, принадлежавшие монастырям и зажиточным помещикам, были распределены между всеми крестьянами. Поскольку 80% страны составляли именно крестьяне, подобные меры встретили большую поддержку в адрес правительства.

Распределение земель среди крестьян

Рис. 1. Распределение земель среди крестьян.

Следующим шагом Мао Цзэдуна стало строительство социализма в стране по примеру дружественного СССР. Правительство КНР начало предпринимать самые решительные меры в этом направлении:

  • создание крестьянских кооперативов;
  • национализация фабрик, банков, железных дорог;
  • развитие образовательной системы;
  • строительство предприятий тяжелой промышленности.

которые читают вместе с этой





В деревнях создавались сельскохозяйственные коммуны, и крестьяне должны были выкладываться в полную силу при самом скудном прожиточном минимуме. Кроме аграрной продукции, коммуны обязаны были обеспечивать страну продуктами промышленного производства. В Китае повсеместно стали создавать примитивные плавильные печи, однако выпускаемая продукция была столь низкого качества, что не могло быть и речи об ее использовании в промышленных целях.

Как следствие, экономика Китая стала стремительно ухудшаться, и в 1959 году в стране начался голод, ставший причиной гибели более 20 миллионов человек. В происшедшем руководство КНР обвинило внутреннюю оппозицию и советских специалистов, которые в 1960 году были отозваны обратно в СССР.


Рис. 2. Голод 1959 года.

Ситуация в Китае начала меняться лишь со смертью Мао Цзэдуна в 1969 году, однако его влияние сказывалось на политике страны еще в течение нескольких лет.

Китай на пути модернизации и реформирования

В 70-х годах правительство Китая сделало ставку на прагматические реформы, которые бы смогли обеспечить получение видимого результата в обозримом будущем. К ним следует отнести такие преобразования в стране:

  • Роспуск коммун. Крестьяне получили возможность арендовать государственную землю и свободно работать на ней, приобретать необходимую технику и скот, и продавать свою продукцию на рынке.
  • Создание кооперативных предприятий, предоставление большей самостоятельности государственным организациям.
  • Активное привлечение иностранного капитала.

Проведение реформ в области экономики никоим образом не коснулось изменений в политической жизни страны. Устроенный в 1989 году митинг интеллигенции и студентов с требованиями демократизации политики оказался провальным. Китайская компартия сохранила лидирующую позицию в обществе.

Активное развитие промышленности в КНР

Рис. 3. Активное развитие промышленности в КНР.

Что мы узнали?

Обучения: рассмотреть суть социализма с китайской спецификой, особенности развития рыночных отношений в Китае, содержание реформ и их результативность; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.

Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, сохранению мира; продолжить воспитание активной жизненной позиции, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию.

Развития: развивать аналитические возможности школьников методами, используемыми на уроке, способствовать развитию личности учащихся, научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать память, речь, ее коммуникативные свойства, применять знания в нестандартной ситуации; развивать навыки работы с тестовыми материалами.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: работа с опережающим заданием, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

1978 г.: программа “четырех модернизаций”.

1978 г.: договор о мире и дружбе с Японией.

1981 г.: осуждение культа личности Мао Цзэдуна.

1982 г.: принятие новой Конституции Китая.

1983 г.: Дэн Сяопин сформулировал новые принципы внешней политики.

1989 г.: период наиболее высокого результата реформ в Китае.

1992 г.: новое понимание социализма Дэн Сяопином; социализм с китайской спецификой.

2001 г.: Китай вступил в МВФ, Всемирный банк и ВТО.

1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

3. Объяснение нового материала. Учитель организует работу с текстом учебника.

Учащиеся читают текст учебника и готовят устно ответы на вопросы, которые учитель записывает на доске.

1) Что включала в себя программа “четырех модернизаций”? 2) Что предполагала каждая из четырех модернизаций? 3) Какое общество должно было быть построено в результате модернизаций?

4. В начале 1978 г. сессия ВСНП приняла решение об осуществлении в Китае программы четырех модернизаций: в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике, военной сфере.

5. Опережающее задание. Учащийся рассказывает о смерти Мао Цзэдуна и начале реформ в Китае.

Вопросы учителя. 1) Почему именно Дэн Сяопин был возвращен к руководству страной? 2) Назовите причины провозглашения курса реформ в Китае.

8. Учитель организует работу учащихся по составлению таблицы.

Мероприятия в экономике

Мероприятия во внутренней политике

Мероприятия во внешней политике

1. Замена плановой экономики моделью, сочетающей в себе плановую экономику с рыночной.

2. Проведение рыночных реформ без отказа от построения социализма.

3. Сохранение контроля государства над всем хозяйством страны.

4. Ликвидация сельских коммун, развитие фермерства.

5. Перевод предприятий на хозрасчет.

6. Создание кооперативных и частных предприятий.

7. Льготный режим для иностранных капиталов.

8. Создание открытых экономических зон.

9. Активизация внешней торговли.

10. Повышение закупочных цен на сельхозпродукцию.

11. Внедрение элементов рынка.

12. Ликвидация монопольных прав на внешнюю торговлю и международное сотрудничество.

13. Создание свободных экономических зон.

14. Антиинфляционная политика государства.

1. Сохранение руководящей роли компартии.

2. Принятие новой Конституции.

3. Принятие теории о начальной стадии социализма.

4. Реформа системы государственного управления.

5. Сокращение числа министерств и ведомств в центре и на местах и сотрудников в них на 25%.

6. Омоложение госаппарата.

7. Поддержание жесткого курса во внутренней политике.

8. Постепенный переход от административно-командного стиля управления к менее централизованной форме руководства с учетом самостоятельной деятельности госорганов и общественных организаций.

9. Модернизация кадровой политики.

10. Установка на подготовку высококвалифицированных специалистов.

1. Установление дипломатических отношений со всеми ведущими державами мира.

2. Принятие новых принципов внешней политики КНР.

3. Приоритет национально-государственных принципов над подходом в выборе партнеров по принципу идеологической близости.

4. Упрочение отношений с СССР, затем с Россией.

5. Укрепление позиций Китая в Центрально-Азиатском регионе.

6. Установление дипломатических отношений между КНР и Республикой Казахстан.

7. Взаимодействие со странами Шанхайской организации сотрудничества.

8. Подписание между Китаем и Японией Договора о мире и дружбе.

9. Возвращение Гонконга под юрисдикцию Китая.

10. Цель: превращение в региональную мировую державу.

10. Рефлексия. В чем причины успеха рыночных реформ в Китае?

11. Работа с ДМ (тестирование).

12. Домашнее задание. § 25. Задание по материалам СМИ: достижения Китая на современном этапе. Опережающее задание по пяти группам, которые готовят материалы для “круглого стола”: Северная Корея, Южная Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа. Используются данные учебника и дополнительная литература.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: