Какие бывают марши конспект

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
Урок музыки "Такие разные марши" с применением здоровьесберегающих технологий. 78 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий.

Тема: Такие разные марши.

1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности разных видов маршей.

2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.

1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.

2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.

1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

Музыкальный и художественный материал:

Оборудование и средства обучения:

-Фортепиано, компьютер, проектор, экран, фонотека.

Встало солнце рано-рано-

Блещут волны океана-

Просыпается пшеница и звенят задорно птицы-

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.

– Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе –музыка.

Вступительная беседа:
– Под какую музыку вы вошли в класс?

-Удобно ли маршировать под эту музыку?

-Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный, праздничный, кукольный).

- Все ли они звучали с одинаковым ритмом, настроением, характером?


Проблемная ситуация: определение темы урока

Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются

Добрый день! (поднимают руки вверх).

Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе).

(Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз).

Добрый день! (вытягивают руки вперёд).

Подготовка учащихся к работе.

Делают вывод, что звучали марши, но они были разные

Снятие психофизического напряжения.

Настрой на урок

Самостоятельное определение маршей.

Формулируют тему урока.

Артикуляционная гимнастика:
Упр. № 1 “Конфета” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);

Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так).

Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);

Упр. № 4 “Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);

“Болтушка” (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу).

Гимнастика для глаз:

Упр. 1 Горизонтальные движения глаз влево-вправо.

Упр. 2 Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Упр. 3 Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Вот солдатики стоят-

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать-

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.

Укрепляют дыхательные мышцы тренируют артикуляционный аппарат.

(Легко ударяют себя руками по бокам).

(Лёгкие удары по плечам).

(Ходьба на месте).

Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.

-Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм I i I i I i I i. Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая.

Прослушивание и анализ музыкальных произведений:

-Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке хлопками. А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с изображением марширующих солдат на параде).

-В спортивной жизни все в движенье –

Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

-Давайте выложим ритм и найдём слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с марширующими спортсменами).

Цель: Познакомить с жанром - марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через образовательную деятельность.

Задачи:

1. Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал занятия (маршевую музыку).

2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.

3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный материал:

Оборудование: Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые инструменты, таблицы эмоционального состояния, мультимедиа презентация и видео.

Ход занятия.

Слайд №1.

Музыкальное приветствие. Пальчиковая речевая игра.

Я здороваюсь везде. Дома и на улице,

Здравствуй, утро! Жест вправо.

Здравствуй, день! Жест влево.

Мне здороваться. Кладёт руки на грудь.

Не лень! Разводит руки в стороны.

Музыкальный руководитель: Под какую музыку, вы вошли в зал?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Что можно делать под эту музыку?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Удобно маршировать под эту музыку?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с жанром - марш. Какие бывают марши, вы узнаете. Мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.

Слайд №2.

Музыкальный руководитель: А может кто-то из вас знает, что такое марш?

Ответы детей.

Слайд №3.

Музыкальный руководитель: Человек живёт, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм.

Слайд №4.

I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .

Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льётся торжественная, величавая музыка. А мы с вами посмотрим шоу барабанщиков.

Музыкальный руководитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Слайд №5.

Слайд №6.

Музыкальный руководитель: Он открыл наше путешествие. Перед дворцом - большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет чёткий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.

Слайд №7.

Музыкальный руководитель:Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его чёткую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества? Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

Слайд №8.

Музыкальный руководитель:

В спортивной жизни всё в движенье. Большое мощное сраженье.

Марш вхож в любое состязанье. Ведь в нём есть дух соревнованья.

О каком марше идёт речь?

Дети: Это марш спортивный.

Музыкальный руководитель: Верно.

Победы без него не будет. Спортивный марш так любят люди! В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!

Музыкальный руководитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Для этого нужно вспомнить фамилию композитора, который написал эту музыку.

Слайд №9.

Ответы детей.

Слайд №10.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, весёлый, забавный.

Слайд №11.

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.

- Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

Ответы детей.

- С какими маршами мы познакомились?

Ответы детей.

Итог занятия.

Музыкальный руководитель задаёт вопросы, отмечает активность ребят на занятии, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с музыкальным руководителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут чётко маршировать, то никто не собьётся в строю.

Музыкальный руководитель: А я с вами прощаюсь, до новых встреч!

Слайд №12.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий.

Учитель музыки Мохорт Н.П.

Тема: Такие разные марши.

Образовательные:

1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности разных видов маршей.

2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.

Развивающие:

1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.

2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.

Воспитательные:

1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

Структура урока:

Актуализация знаний учащихся.

Прослушивание и анализ музыкальных произведений.

Знакомство с новым музыкальным материалом.

Исполнение детского шумового оркестра. Ритмотерапия.

Итог урока. (Рефлексия).

Музыкальный и художественный материал:

Портрет композитора П.И. Чайковского.

Картинки с изображением военного, спортивного и кукольного парада.

Разноцветные полоски для схемы марша (синие, жёлтые).

Таблица настроений со словами: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно, празднично, ярко, легко, звонко, весело, забавно.

Детские самодельные шумовые инструменты.

Оборудование и средства обучения:

-Фортепиано, компьютер, проектор, экран, фонотека.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Встало солнце рано-рано-

Блещут волны океана-

Просыпается пшеница и звенят задорно птицы-

Психологический настрой:

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.

– Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе –музыка.

Актуализация знаний:

Вступительная беседа:
– Под какую музыку вы вошли в класс?

-Удобно ли маршировать под эту музыку?

-Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный, праздничный, кукольный).

- Все ли они звучали с одинаковым ритмом, настроением, характером?


Проблемная ситуация: определение темы урока

Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются

Добрый день! (поднимают руки вверх).

Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе).

(Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз).

Добрый день! (вытягивают руки вперёд).

Подготовка учащихся к работе.

Делают вывод, что звучали марши, но они были разные

Снятие психофизического напряжения.

Настрой на урок

Самостоятельное определение маршей.

Формулируют тему урока.

Здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика:
Упр. № 1 “Конфета” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);

Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так).

Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);

Упр. № 4 “Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);

“ Болтушка” (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу).

Гимнастика для глаз:

Упр. 1 Горизонтальные движения глаз влево-вправо.

Упр. 2 Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Упр. 3 Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Логоритмическое упражнение:

Вот солдатики стоят-

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать-

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.

Укрепляют дыхательные мышцы тренируют артикуляционный аппарат.

(Легко ударяют себя руками по бокам).

(Лёгкие удары по плечам).

(Ходьба на месте).

Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.

-Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм I i I i I i I i . Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая.

Прослушивание и анализ музыкальных произведений:

-Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке хлопками. А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с изображением марширующих солдат на параде).

-В спортивной жизни все в движенье –

Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

-Давайте выложим ритм и найдём слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с марширующими спортсменами).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: Формировать навык пения в ансамбле;

Воспитывать серьезное отношение к урокам музыки.

Пробуждать интерес к серьезной музыки.

-Кто-нибудь знает, что такое марш?

Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в тоже время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения тоже не получаются. Зато-ходить одно удовольствие. И называется такая музыка – марш. Их очень любят немцы, даже многие песни у них очень похожи на марши. Издавна немецкие народы воевали с другими странами. Это очень организованная нация, любят порядок во всем и хорошо относятся к своей армии, а для солдат марш очень понятен и нужен службе, так как под такую музыку легче ходить в строю.

-Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.

-Для кого пишут марши? (для солдат, спортсменов и т.д.)

-Когда и где вам приходилось слушать марши?

-Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами маршей.

Педагог:- Что вы представили себе? (Шагающих детей, которые поют песни марши и идут с барабаном и горном .)

-Сейчас мы с вами прослушаем спортивный, физкультурный марш- их музыка, словно сама подсказывает красивый, чуть пружинящие, мягкий, спортивный шаг.

-Где они звучат? (Олимпиады, соревнования)

Прослушивание спортивного марша

Педагог:-А сейчас я предложу вам послушать марш и определить его характер, на какой марш больше всего он похож.

Слушание военного марша.

-Какой это был марш? (Военный, мужественный и очень четкий. )

-В их музыке слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь.

-В переди колонны дирижер с большим шестом, украшенным кистями. При ходьбе он двигает шестом вверх и вниз, а по нему равняется вся колонна.

-Сейчас мы с вами послушаем праздничный марш. Как вы думаете, где они звучат? (На олимпиадах, на праздниках)

--В этом марше торжественность, любовь к Родине, прославление страны. В торжественные дни украшают город, украшают улицы и столбы, на алее Героев в городе вешают гирлянды из разноцветных лампочек.

-Кто был на День Победы в городе и видел салют?

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – руки в стороны.

8 шагов – руки на поясе

8 шагов – левая рука вверх, правая в сторону.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – руки вверху в стороны.

8 шагов – помахать флажками.

-Сели на места. Вот какой получился у нас красивый кабинет! У кого поднялось настроение?

-Ребята как вы думаете, а какие еще есть марши?

-Давайте послушаем всем вам знакомую песню, а вы мне скажите на кокой марш похожа.

-Можно сказать что это детский марш? (да)

-Давайте послушаем еще одно произведение, а вы мне скажите, какой это марш.

--Правильно это тоже детская маршевая песня. Песня под которую можно и удобно идти, напевая.

-Музыка нужна человеку и в радости и в горе. Похоронный марш – это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные.

-Существует еще свадебные марши. Сейчас мы с вами послушаем марш Мендельсона. А вы мне скажите его характер. Слайд 9

Слушаем марш. Беседуем о характере.

--Мы с вами познакомились со многими серьезными маршами. Но существуют и другие марши. Сейчас мы послушаем еще один марш. Авы сядьте, как слушатели, внимательно послушайте и скажите, кого вы представили под этот марш.

-Кто под него может маршировать? (маленькие дети, куклы).

-Да, это кукольный марш. Шашки у них маленькие, поэтому шагают часто. Пошагаем на ладони под музыку. (пальчиками правой руки по левой).

-Все ли время музыка одинаковая? Кто заметил, что она меняется?

-Итак, для кого пишут марши? (для военных, детей, кукол, спортсменов, пионеров, праздничных шествий).

-Теперь давайте разберемся, какие признаки отличают один марш от другого? Возьмем военные и игрушечные марши. Ответить нужно, сранивая: военный такой-то…, игрушечный такой-то…

-А что у всех маршей общее? (равномерность, чёткость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение.)

-Какой инструмент все марши любят? (барабан)

1 ряд-барабанщики (воспитанники имитируют игру)

3 ряд дети маршируют

В начале колонны выбирается дирижер с жезлом.

Движения жезла вверх – команда приготовилась;

Вниз- начало движения, команда марш!

В конце ставим точку – стой! замерли, остановились.

Исполняю всю песню.

-Веселая она или грустная? (Веселая).

-О чем эта песня? (о том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать также как они.)

Разучивание в медленном темпе.

Показать рукой куда идет звук – вверх или вниз, или стоит на месте.

-Все ли звуки слитные или есть отрывистые?

-У нас два ухо: одно слушает пианино, а другое соседа. Слушать, чисто петь звуки, не солировать петь в хоре.

Поют девочки, а мальчикам задание: кто лучше, правильнее спел, кого похвалим и наоборот.

Поем все вместе первый куплет.

-Ребята вам понравилась как вы спели?

-Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое марш?

-В начале занятия мы хотели научиться определять разные виды маршей. Мы теперь умеем?

-Мы можем сказать, что общего во всех маршах и чем они отличаются?

-Что нового мы выучили на уроке?

-Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо. Сейчас я буду играть марш, а вы по рядам выйдите из кабинета маршируя.

Читайте также: