Какие бывают марши конспект
Обновлено: 04.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки "Такие разные марши" с применением здоровьесберегающих технологий. | 78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий.
Тема: Такие разные марши.
1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности разных видов маршей.
2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.
1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.
2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.
1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
Музыкальный и художественный материал:
Оборудование и средства обучения:
-Фортепиано, компьютер, проектор, экран, фонотека.
Встало солнце рано-рано-
Блещут волны океана-
Просыпается пшеница и звенят задорно птицы-
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
– Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе –музыка.
Вступительная беседа:
– Под какую музыку вы вошли в класс?
-Удобно ли маршировать под эту музыку?
-Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный, праздничный, кукольный).
- Все ли они звучали с одинаковым ритмом, настроением, характером?
Проблемная ситуация: определение темы урока
Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются
Добрый день! (поднимают руки вверх).
Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе).
(Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз).
Добрый день! (вытягивают руки вперёд).
Подготовка учащихся к работе.
Делают вывод, что звучали марши, но они были разные
Снятие психофизического напряжения.
Настрой на урок
Самостоятельное определение маршей.
Формулируют тему урока.
Артикуляционная гимнастика:
Упр. № 1 “Конфета” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так).
Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
Упр. № 4 “Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);
“Болтушка” (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу).
Гимнастика для глаз:
Упр. 1 Горизонтальные движения глаз влево-вправо.
Упр. 2 Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
Упр. 3 Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Вот солдатики стоят-
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы шагать-
Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.
Укрепляют дыхательные мышцы тренируют артикуляционный аппарат.
(Легко ударяют себя руками по бокам).
(Лёгкие удары по плечам).
(Ходьба на месте).
Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.
-Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм I i I i I i I i. Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая.
Прослушивание и анализ музыкальных произведений:
-Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке хлопками. А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с изображением марширующих солдат на параде).
-В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.
Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!
-Давайте выложим ритм и найдём слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с марширующими спортсменами).
Цель: Познакомить с жанром - марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через образовательную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал занятия (маршевую музыку).
2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.
3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.
Музыкальный материал:
Оборудование: Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые инструменты, таблицы эмоционального состояния, мультимедиа презентация и видео.
Ход занятия.
Слайд №1.
Музыкальное приветствие. Пальчиковая речевая игра.
Я здороваюсь везде. Дома и на улице,
Здравствуй, утро! Жест вправо.
Здравствуй, день! Жест влево.
Мне здороваться. Кладёт руки на грудь.
Не лень! Разводит руки в стороны.
Музыкальный руководитель: Под какую музыку, вы вошли в зал?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Что можно делать под эту музыку?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Удобно маршировать под эту музыку?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с жанром - марш. Какие бывают марши, вы узнаете. Мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.
Слайд №2.
Музыкальный руководитель: А может кто-то из вас знает, что такое марш?
Ответы детей.
Слайд №3.
Музыкальный руководитель: Человек живёт, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм.
Слайд №4.
I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .
Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льётся торжественная, величавая музыка. А мы с вами посмотрим шоу барабанщиков.
Музыкальный руководитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?
Дети: Под эту музыку можно маршировать.
Слайд №5.
Слайд №6.
Музыкальный руководитель: Он открыл наше путешествие. Перед дворцом - большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет чёткий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.
Слайд №7.
Музыкальный руководитель:Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его чёткую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?
Слайд №8.
Музыкальный руководитель:
В спортивной жизни всё в движенье. Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье. Ведь в нём есть дух соревнованья.
О каком марше идёт речь?
Дети: Это марш спортивный.
Музыкальный руководитель: Верно.
Победы без него не будет. Спортивный марш так любят люди! В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!
Музыкальный руководитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Для этого нужно вспомнить фамилию композитора, который написал эту музыку.
Слайд №9.
Ответы детей.
Слайд №10.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.
Дети: Легкий, звонкий, весёлый, забавный.
Слайд №11.
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.
- Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
Ответы детей.
- С какими маршами мы познакомились?
Ответы детей.
Итог занятия.
Музыкальный руководитель задаёт вопросы, отмечает активность ребят на занятии, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с музыкальным руководителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут чётко маршировать, то никто не собьётся в строю.
Музыкальный руководитель: А я с вами прощаюсь, до новых встреч!
Слайд №12.
Прикреплённые файлы:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий.
Учитель музыки Мохорт Н.П.
Тема: Такие разные марши.
Образовательные:
1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности разных видов маршей.
2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.
Развивающие:
1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.
2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
Структура урока:
Актуализация знаний учащихся.
Прослушивание и анализ музыкальных произведений.
Знакомство с новым музыкальным материалом.
Исполнение детского шумового оркестра. Ритмотерапия.
Итог урока. (Рефлексия).
Музыкальный и художественный материал:
Портрет композитора П.И. Чайковского.
Картинки с изображением военного, спортивного и кукольного парада.
Разноцветные полоски для схемы марша (синие, жёлтые).
Таблица настроений со словами: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно, празднично, ярко, легко, звонко, весело, забавно.
Детские самодельные шумовые инструменты.
Оборудование и средства обучения:
-Фортепиано, компьютер, проектор, экран, фонотека.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Прогнозируемый результат
Встало солнце рано-рано-
Блещут волны океана-
Просыпается пшеница и звенят задорно птицы-
Психологический настрой:
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
– Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе –музыка.
Актуализация знаний:
Вступительная беседа:
– Под какую музыку вы вошли в класс?
-Удобно ли маршировать под эту музыку?
-Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный, праздничный, кукольный).
- Все ли они звучали с одинаковым ритмом, настроением, характером?
Проблемная ситуация: определение темы урока
Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются
Добрый день! (поднимают руки вверх).
Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе).
(Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз).
Добрый день! (вытягивают руки вперёд).
Подготовка учащихся к работе.
Делают вывод, что звучали марши, но они были разные
Снятие психофизического напряжения.
Настрой на урок
Самостоятельное определение маршей.
Формулируют тему урока.
Здоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика:
Упр. № 1 “Конфета” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так).
Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
Упр. № 4 “Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);
“ Болтушка” (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу).
Гимнастика для глаз:
Упр. 1 Горизонтальные движения глаз влево-вправо.
Упр. 2 Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
Упр. 3 Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Логоритмическое упражнение:
Вот солдатики стоят-
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы шагать-
Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.
Укрепляют дыхательные мышцы тренируют артикуляционный аппарат.
(Легко ударяют себя руками по бокам).
(Лёгкие удары по плечам).
(Ходьба на месте).
Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.
-Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм I i I i I i I i . Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая.
Прослушивание и анализ музыкальных произведений:
-Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке хлопками. А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с изображением марширующих солдат на параде).
-В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.
Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!
-Давайте выложим ритм и найдём слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с марширующими спортсменами).
Задачи: Формировать навык пения в ансамбле;
Воспитывать серьезное отношение к урокам музыки.
Пробуждать интерес к серьезной музыки.
-Кто-нибудь знает, что такое марш?
Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в тоже время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения тоже не получаются. Зато-ходить одно удовольствие. И называется такая музыка – марш. Их очень любят немцы, даже многие песни у них очень похожи на марши. Издавна немецкие народы воевали с другими странами. Это очень организованная нация, любят порядок во всем и хорошо относятся к своей армии, а для солдат марш очень понятен и нужен службе, так как под такую музыку легче ходить в строю.
-Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.
-Для кого пишут марши? (для солдат, спортсменов и т.д.)
-Когда и где вам приходилось слушать марши?
-Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами маршей.
Педагог:- Что вы представили себе? (Шагающих детей, которые поют песни марши и идут с барабаном и горном .)
-Сейчас мы с вами прослушаем спортивный, физкультурный марш- их музыка, словно сама подсказывает красивый, чуть пружинящие, мягкий, спортивный шаг.
-Где они звучат? (Олимпиады, соревнования)
Прослушивание спортивного марша
Педагог:-А сейчас я предложу вам послушать марш и определить его характер, на какой марш больше всего он похож.
Слушание военного марша.
-Какой это был марш? (Военный, мужественный и очень четкий. )
-В их музыке слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь.
-В переди колонны дирижер с большим шестом, украшенным кистями. При ходьбе он двигает шестом вверх и вниз, а по нему равняется вся колонна.
-Сейчас мы с вами послушаем праздничный марш. Как вы думаете, где они звучат? (На олимпиадах, на праздниках)
--В этом марше торжественность, любовь к Родине, прославление страны. В торжественные дни украшают город, украшают улицы и столбы, на алее Героев в городе вешают гирлянды из разноцветных лампочек.
-Кто был на День Победы в городе и видел салют?
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – руки в стороны.
8 шагов – руки на поясе
8 шагов – левая рука вверх, правая в сторону.
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – руки вверху в стороны.
8 шагов – помахать флажками.
-Сели на места. Вот какой получился у нас красивый кабинет! У кого поднялось настроение?
-Ребята как вы думаете, а какие еще есть марши?
-Давайте послушаем всем вам знакомую песню, а вы мне скажите на кокой марш похожа.
-Можно сказать что это детский марш? (да)
-Давайте послушаем еще одно произведение, а вы мне скажите, какой это марш.
--Правильно это тоже детская маршевая песня. Песня под которую можно и удобно идти, напевая.
-Музыка нужна человеку и в радости и в горе. Похоронный марш – это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные.
-Существует еще свадебные марши. Сейчас мы с вами послушаем марш Мендельсона. А вы мне скажите его характер. Слайд 9
Слушаем марш. Беседуем о характере.
--Мы с вами познакомились со многими серьезными маршами. Но существуют и другие марши. Сейчас мы послушаем еще один марш. Авы сядьте, как слушатели, внимательно послушайте и скажите, кого вы представили под этот марш.
-Кто под него может маршировать? (маленькие дети, куклы).
-Да, это кукольный марш. Шашки у них маленькие, поэтому шагают часто. Пошагаем на ладони под музыку. (пальчиками правой руки по левой).
-Все ли время музыка одинаковая? Кто заметил, что она меняется?
-Итак, для кого пишут марши? (для военных, детей, кукол, спортсменов, пионеров, праздничных шествий).
-Теперь давайте разберемся, какие признаки отличают один марш от другого? Возьмем военные и игрушечные марши. Ответить нужно, сранивая: военный такой-то…, игрушечный такой-то…
-А что у всех маршей общее? (равномерность, чёткость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение.)
-Какой инструмент все марши любят? (барабан)
1 ряд-барабанщики (воспитанники имитируют игру)
3 ряд дети маршируют
В начале колонны выбирается дирижер с жезлом.
Движения жезла вверх – команда приготовилась;
Вниз- начало движения, команда марш!
В конце ставим точку – стой! замерли, остановились.
Исполняю всю песню.
-Веселая она или грустная? (Веселая).
-О чем эта песня? (о том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать также как они.)
Разучивание в медленном темпе.
Показать рукой куда идет звук – вверх или вниз, или стоит на месте.
-Все ли звуки слитные или есть отрывистые?
-У нас два ухо: одно слушает пианино, а другое соседа. Слушать, чисто петь звуки, не солировать петь в хоре.
Поют девочки, а мальчикам задание: кто лучше, правильнее спел, кого похвалим и наоборот.
Поем все вместе первый куплет.
-Ребята вам понравилась как вы спели?
-Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое марш?
-В начале занятия мы хотели научиться определять разные виды маршей. Мы теперь умеем?
-Мы можем сказать, что общего во всех маршах и чем они отличаются?
-Что нового мы выучили на уроке?
-Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо. Сейчас я буду играть марш, а вы по рядам выйдите из кабинета маршируя.
Читайте также: