Как бог простил людей конспект урока 2 класс презентация

Обновлено: 07.07.2024

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся.

Образовательные: познакомить учащихся со Священной историей Рождества Пресвятой Богородицы.

- совершенствуют навыки постановки учебной задачи;

-участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

В области формирвания УУД:

Познавательные универсальные учебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• развитие навыков продуктивного чтения;

• умение выделять существенную информацию из различных источников


  • в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:


  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • построение речевого высказывания в устной форме;

классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, задания для групповой работы, листы с раскрасками для самостоятельной работы в парах;

Организация пространства фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Технология проведения – системно-деятельностный подход

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД.

I Введение в учебную деятельность.

Цель: настроить учащихся на урок.

Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! С каким настроением вы пришли на урок?

Я надеюсь, что наш урок пройдёт плодотворно, и вы сможете узнать много нового и интересного, а главное полезного для вас.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (Закрепление пройденного материала.) ( 10мин)

Работа в группе.

организовать работу учащихся в группе, решить проблемную ситуацию.

Учащиеся делятся на 3 группы, получают конверты с заданиями.

1 группа. Слова-подсказки: Иаков, Иосиф, египетский царь (фараон). ((История Иосифа)

1.Почему отец любил Иосифа больше других братьев?

2.Как поступил Иосиф со своими братьями, когда их встретил?

Главные слова урока ( вывод).

ПОСЛУШАНИЕ-РАДОСТЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ-ПЕЧАЛЬ

1.Кто из братьев был благочестивым?

2. Почему Каин убил Авеля?

Главные слова урока ( вывод).

БЛАГОЧЕСТИЕ- КРАСОТА

3 группа. Слова-подсказки: наказание, Ной, радуга.

1.За что Бог наказал людей потопом?

2. Как люди просят прощение у Бога за недостойные поступки?

Главные слова урока ( вывод).

СОВЕСТЬ – ГРЕХ

- Представление результатов работы в группах.

Произнесите хором слова, которые вы учили дома наизусть.

БОЖЕ, ДАЙ МНЕ ВИДЕТЬ МОИ ПРЕГРЕШЕНИЯ И НЕ ОСУЖДАТЬ БРАТА МОЕГО.

Оцените свою работу.

III. Формулирование темы и цели урока.

организовать формулирование темы учащимися;

Учащиеся слушают колокольный звон, благовест.

- Какое чувство вы испытали, когда слушали колокольный звон?

(чувство радости, спокойствия, умиротворения, добрые чувства…).

-Где ещё вы слышали колокольный звон?

( в храме во время праздника….)

- Действительно по Великим праздникам в храме слышен колокольный звон. И этот колокольный звон не простой, он тоже возвещает нам о великой радости , о Рождестве….

- Как вы понимаете слово РОЖДЕСТВО? (рождение)

- Как вы думаете о каком рождестве пойдёт сегодня речь или о чьём рождении?

(о Рождестве Пресвятой Богородицы).

- Вот вы и назвали тему нашего урока. Слайд 1

- Вы действительно хотите узнать историю Рождества Пресвятой Богородицы?

А я с удовольствием вам её расскажу. Но не всё так просто, вы готовы внимательно слушать, помогать мне ?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД);

Уметь определять и формулировать тему урока (регулятивные УУД).

Прежде чем рассказать вам Священную историю Рождества Пресвятой Богородицы я хочу вас спросить

-Чему радуются люди, узнав о рождении ребёнка? На что надеются?

( Люди радуются началу новой жизни, появлению на свет продолжателя рода. Родители и близкие люди радуются, что малыш будет расти здоровым, счастливым и вырастет достойным человеком…)

О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Писание.

Пресвятая Дева Мария родилась в городе Назарете, в Иудее. Её родители Иоаким и Анна были праведными, добродетельными, благочестивыми людьми. Они щедро раздавали милостыню бедным и приносили много пожертвований в храм. Пятьдесят лет прожили они в супружестве, но детей у них не было. Это их очень огорчало, и они горячо молили Бога даровать им ребёнка, обещаясь посвятить Ему своё дитя. Во все времена считалось, что дети – Божие благословение.

Однажды Иоаким пришёл в храм принести жертву Господу. Но священник отверг его приношение.

- Ты недостоин приносить свой дар Богу! Ведь у тебя нет детей, Бог тебе не дал их. Бог справедлив, и Он не благословил тебя детьми – значит, ты грешник! Иоаким , глубоко опечаленный, вышел из храма и, не возвращаясь домой, ушёл в пустыню. 40 дней и ночей молился Иоаким , чтобы Господь в старости даровал ему дитя.

Когда Иоаким молился в пустыне Господу , жена его Анна стала неутешно плакать. Она молилась в саду под старым деревом, а в ветвях дерева хлопотала птица. Она без устали носила в клюве букашек своим птенцам. Анна заплакала ещё сильнее. « Верно я грешнее всех в мире, -подумала она- Бог лишил меня счастья быть матерью. Даже маленьким птичкам Он даёт птенцов, а у меня одной нет детей.

И вдруг Ангел явился Иоакиму в пустыне и сказал : Иоаким, Бог услышал твою молитву и явил тебе свою милость. Жена твоя Анна родит тебе дочь, и о рождении Её возрадуется весь мир. Ступай в Храм Господень, там ты встретишь свою жену, которой уже возвещено то же самое.

В тоже самое время Ангел явился и Анне. Он сказал ей .

Слова Ангела исполнились: у Иоакима и Анны родилась Дочь - Пречистая Дева Мария.

- Ребята, почему Рождество Пресвятой Богородицы стало источником особой радости и торжества для всего мира?

(В Библии рассказывается о том, что Бог обещал прислать людям на помощь Своего Сына Иисуса Христа. Люди ожидали прощения и приход в мир Спасителя. Это была радость исполнения древних пророчеств.)

Физминутка ( 1мин)

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!

-Что обещала Анна Богу, когда просила у Него дитя?

( что посвятит этого дитя Богу).

Хотите узнать как это произошло?

V. Работа с текстом. (10мин)

• развитие навыков продуктивного чтения;

• умение выделять существенную информацию из различных источников.

Дети самостоятельно читают текст в учебнике на с. 86-89.

Учитель контролирует чтение учащихся.

Анализ текста по вопросам:

-Сколько лет исполнилось Марии, когда родители привели Её в храм? (3 года)

-До какого возраста Мария жила в храме? ( до 14 лет)

-Чему училась при храме Дева Мария? ( она училась рукоделию, читала Слово Божие, молилась)

- Как Мария узнала радостную весть, что вскоре Она родит Сына и даст Ему имя Иисус? ( к Ней явился Архангел Гавриил и сказал Ей об этом) Иллюстрация с. 88, рассмотреть)

Анализ текста по вопросам. (Коммуникативные УУД).

Смысловое чтение текста: уметь находить ответы на вопросы в тексте. (Познавательные УУД)

- Ни богатство, ни слава не окружали колыбели Божией Матери, другая слава была Ей уготована . Об этом поёт Церковь в праздничных песнопениях. Отрывок из этого песнопения мы прочитаем в учебнике на с. 89.

(Рождество Твоё, Богородица Дева, возвестило радость всему миру.)

Ребята, мы поговорили о Великом празднике, о великом событии –Рождестве Пресвятой Богородицы. Мы ничего не забыли? Подумайте! ( Мы не назвали время рождения Богородицы).

Правильно, вы очень внимательные! Сегодня мы узнавали новое используя различные источники информации. Какие? ( рассказ учителя, презентация, текст из учебника.)

-Где же ещё мы можем узнать то, что нам нужно или интересно? ( в интернете, спросить у мамы, у взрослых..).

Итак, когда же празднуется Рождество Пресвятой Богородицы?

- А вот точную дату вы узнаете сами и скажете мне на следующем уроке. Это первое домашнее задание.

VI. Включение в систему знаний и повторение. ( 2мин)

закрепить знания, полученные на уроке

- проверить умение работать с информацией;

- Ребята, сейчас вам предстоит выполнить очень ответственное задание – ответить на несколько моих вопросов по теме нашего урока. Вы готовы?

-Как звали родителей Девы Марии? ( Иоаким и Анна )

-В каком городе родилась Дева Мария? ( В Назарете)

- в каком месяце люди празднуют Рождество Пресвятой Богородицы? ( В сентябре).

Осуществляют самооценку.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель организует рефлексию учащихся, самооценку собственной учебной деятельности.

Ребята, все знают, что на день рождения принято дарить подарки. И пусть Рождение Богородицы мы празднуем не сегодня, но ведь именно сегодня мы узнали об истории Рождения Пресвятой Богородицы..

Ученик читает стихотворение.

Светлана Высотская.

Рождество Богородицы.

Осень мягко золотится.

В дальний путь готовы птицы.

Освежает их собранье

Ветра тёплое дыханье.

В день сентябрьский долгожданный

У Иоакима с Анной

Давняя мечта сбылась:

Дочь Мария родилась.

В тот день особенно цветы благоухали,

И птицы пели звонче, чем всегда.

Началом нашего спасения называли

Тот день, когда была Мария рождена.

Давайте раскрасим маленьких ангелочков . А чтобы вы учились понимать друг друга и помогать друг другу вы будете работать в парах . У вас на парте листок, на котором изображен ангелочек. Вам нужно раскрасить этих ангелочков помогая друг другу.

Оцените свою деятельность на уроке. На листочках дети оценивают себя: +, +-, -

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Цель: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний о традициях и обычиях празднования Рождества в России.

Задачи: познакомить с православными традициями русского народа в ожидании праздника Рождества Христова, прививать уважение к православным традициям своего народа, пробудить творческие способности, воображение, память, внимание, воспитывать

Средства: наглядное пособие "Иллюстрации", музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, уроки 5—6), презентация, цветная бумага, ножницы, клей, разрезанная фигурка снеговика в конверте.

Тип урока – комбинированный.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Проверка домашнего задания. Рождество Богородицы. Стр. 87-89.

- Как звали родителей Девы Марии?

-Что обещали будущие родители Девы Марии Богу?

- Что должно было случиться с Девой Марией по благовещению Архангела Гавриила?

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,—
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси Святой!

Разгадываем: Какого цвета краски скрылись в словах стихотворения?

- Какая радость ждет нас? Как мы ждем наступления радостных каникул?

- Что за праздник мы ожидаем? (Рождество Христово).

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землёй зажглась звезда.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце светит.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом.

Поздравляем с Рождеством!

- О каком празднике говорится в стихотворении? (о Рождестве)

- Когда мы этот праздник отмечаем? (7 января)

- Чему посвящён праздник Рождества? (рождению Иисуса Христа)

  1. Рассказ учителя о подготовке к празднику Рождества Христова.

- Действительно 7 января мы встречали самый тёплый, светлый и любимый праздник Рождество Христово. День рождения Христа празднуют во всём мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова. На Рождество наряжали ёлочку. Украшали её блестящими игрушками, лампочками, свечами, а наверх вешали звёздочку. Звезда является символом Вифлеемской звезды, которая указала на место рождения Иисуса Христа.

К истинным рождественским традициям можно отнести славления.

Этот обычай был широко распространён среди простого народа. Люди ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа песнями, плясками, которые называются КОЛЯДКАМИ. Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, также различные пожелания, богатства, хорошего урожая.

- Тому, кто колядует, хозяин или хозяйка всегда угощали тем, что было на столе. Хозяйка накрывала на стол 12 блюд угощений.

- А почему 12 блюд угощений? (12 месяцев в году, 12 апостолов)

- Стол устилали соломой, на поверх соломы клали скатерть.

- Почему хозяйка укладывала солому на стол? (И.Х. родился в хлеве, пол был устлан соломой)

- Богатые люди заботились о том, чтоб и у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую избу корзину с праздничным угощением.

VI. Разучивание колядок. -Давайте и мы будем славить Христа.

А вы, люди, знайте,

- К вам в гости пришел один зимний персонаж, который спрятался в картинке. Давайте отгадаем кто это.

Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (Снеговик ). Снег овик принес вам ёлочку, которую мы сейчас украсим яркими игрушками. Но их вы должны сделать сами.

VIII. Итог урока.

-Что вам понравилось сегодня на занятии?

- Что вы нового узнали?

IX. Домашнее задание – выучить колядку к празднику Рождества Христова.

- Мне хочется, чтобы вы знали историю православной культуры, духовность наших предков, потому что мы отмечаем праздник Рождества – праздник добра, света и радости. Я уверена из года в год, из века в век будут передаваться старинные обрядовые праздники России – матушки нашей. И как его праздновать – мы учились с вами.

Если вам понравился сегодняшний урок , то повесьте на елочку красную звездочку, а если не понравился – то синюю.

2. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий 2 год обучения. Книга первая, вторая 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

Технологическая карта урока православной культуры во 2 классе.

Цель:

познакомить учащихся со Священной историей Рождества Пресвятой Богородицы

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся.

Образовательные: познакомить учащихся со Священной историей Рождества Пресвятой Богородицы.

Планируемые результаты урока.

Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;

Метапредметные:

- отрабатывают навыки извлечения существенной информации из различных источников;

- совершенствуют навыки постановки учебной задачи;

-участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

В области формирвания УУД:

Познавательные универсальные учебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• развитие навыков продуктивного чтения;

• умение выделять существенную информацию из различных источников

Регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

умение слушать и вступать в диалог;

построение речевого высказывания в устной форме;

Опорные понятия: Рождество, Богородица, благодать, благочестие.

Ресурсы:

классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, задания для групповой работы, листы с раскрасками для самостоятельной работы в парах;

Организация пространства фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Технология проведения – системно-деятельностный подход

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД.

I Введение в учебную деятельность.

Цель: настроить учащихся на урок.

Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! С каким настроением вы пришли на урок?

Я надеюсь, что наш урок пройдёт плодотворно, и вы сможете узнать много нового и интересного, а главное полезного для вас.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (Закрепление пройденного материала.) ( 10мин)

Работа в группе.

Цель:

организовать работу учащихся в группе, решить проблемную ситуацию.

Учащиеся делятся на 3 группы, получают конверты с заданиями.

1 группа. Слова-подсказки: Иаков, Иосиф, египетский царь (фараон). ((История Иосифа)Вопросы:

1.Почему отец любил Иосифа больше других братьев?

2.Как поступил Иосиф со своими братьями, когда их встретил?

Главные слова урока ( вывод).

ПОСЛУШАНИЕ-РАДОСТЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ-ПЕЧАЛЬ

1.Кто из братьев был благочестивым?

2. Почему Каин убил Авеля?

Главные слова урока ( вывод).

БЛАГОЧЕСТИЕ- КРАСОТА

3 группа. Слова-подсказки: наказание, Ной, радуга.

1.За что Бог наказал людей потопом?

2. Как люди просят прощение у Бога за недостойные поступки?

Главные слова урока ( вывод).

СОВЕСТЬ – ГРЕХ

- Представление результатов работы в группах.

Произнесите хором слова, которые вы учили дома наизусть.

БОЖЕ, ДАЙ МНЕ ВИДЕТЬ МОИ ПРЕГРЕШЕНИЯ И НЕ ОСУЖДАТЬ БРАТА МОЕГО.

Оцените свою работу.

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель этапа:

организовать формулирование темы учащимися;

Учащиеся слушают колокольный звон, благовест.

- Какое чувство вы испытали, когда слушали колокольный звон?

(чувство радости, спокойствия, умиротворения, добрые чувства…).

-Где ещё вы слышали колокольный звон?

( в храме во время праздника….)

- Действительно по Великим праздникам в храме слышен колокольный звон. И этот колокольный звон не простой, он тоже возвещает нам о великой радости, о Рождестве….

- Как вы понимаете слово РОЖДЕСТВО? (рождение)

- Как вы думаете о каком рождестве пойдёт сегодня речь или о чьём рождении?

(о Рождестве Пресвятой Богородицы).

- Вот вы и назвали тему нашего урока. Слайд 1

- Вы действительно хотите узнать историю Рождества Пресвятой Богородицы?

А я с удовольствием вам её расскажу. Но не всё так просто, вы готовы внимательно слушать, помогать мне ?Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД);

Уметь определять и формулировать тему урока (регулятивные УУД).

Прежде чем рассказать вам Священную историю Рождества Пресвятой Богородицы я хочу вас спросить

-Чему радуются люди, узнав о рождении ребёнка? На что надеются?

( Люди радуются началу новой жизни, появлению на свет продолжателя рода. Родители и близкие люди радуются, что малыш будет расти здоровым, счастливым и вырастет достойным человеком…)О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Писание.

Пресвятая Дева Мария родилась в городе Назарете, в Иудее. Её родители Иоаким и Анна были праведными, добродетельными, благочестивыми людьми. Они щедро раздавали милостыню бедным и приносили много пожертвований в храм. Пятьдесят лет прожили они в супружестве, но детей у них не было. Это их очень огорчало, и они горячо молили Бога даровать им ребёнка, обещаясь посвятить Ему своё дитя. Во все времена считалось, что дети – Божие благословение.

Однажды Иоаким пришёл в храм принести жертву Господу. Но священник отверг его приношение.

- Ты недостоин приносить свой дар Богу! Ведь у тебя нет детей, Бог тебе не дал их. Бог справедлив, и Он не благословил тебя детьми – значит, ты грешник! Иоаким, глубоко опечаленный, вышел из храма и, не возвращаясь домой, ушёл в пустыню. 40 дней и ночей молился Иоаким, чтобы Господь в старости даровал ему дитя.

Когда Иоаким молился в пустыне Господу, жена его Анна стала неутешно плакать. Она молилась в саду под старым деревом, а в ветвях дерева хлопотала птица. Она без устали носила в клюве букашек своим птенцам. Анна заплакала ещё сильнее. « Верно я грешнее всех в мире, -подумала она- Бог лишил меня счастья быть матерью. Даже маленьким птичкам Он даёт птенцов, а у меня одной нет детей.

И вдруг Ангел явился Иоакиму в пустыне и сказал : Иоаким, Бог услышал твою молитву и явил тебе свою милость. Жена твоя Анна родит тебе дочь, и о рождении Её возрадуется весь мир. Ступай в Храм Господень, там ты встретишь свою жену, которой уже возвещено то же самое.

(слайд 5 )Слова Ангела исполнились: у Иоакима и Анны родилась Дочь - Пречистая Дева Мария.

- Ребята, почему Рождество Пресвятой Богородицы стало источником особой радости и торжества для всего мира?

(В Библии рассказывается о том, что Бог обещал прислать людям на помощь Своего Сына Иисуса Христа. Люди ожидали прощения и приход в мир Спасителя. Это была радость исполнения древних пророчеств.)Физминутка ( 1мин)

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!

-Что обещала Анна Богу, когда просила у Него дитя?

( что посвятит этого дитя Богу).

Хотите узнать как это произошло?

V. Работа с текстом. (10мин)

Цель:

• развитие навыков продуктивного чтения;

• умение выделять существенную информацию из различных источников.

Дети самостоятельно читают текст в учебнике на с. 86-89.

Учитель контролирует чтение учащихся.

Анализ текста по вопросам:

-Сколько лет исполнилось Марии, когда родители привели Её в храм? (3 года)

-До какого возраста Мария жила в храме? ( до 14 лет)

-Чему училась при храме Дева Мария? ( она училась рукоделию, читала Слово Божие, молилась)

- Как Мария узнала радостную весть, что вскоре Она родит Сына и даст Ему имя Иисус? ( к Ней явился Архангел Гавриил и сказал Ей об этом) Иллюстрация с. 88, рассмотреть)

Анализ текста по вопросам. (Коммуникативные УУД).

Смысловое чтение текста: уметь находить ответы на вопросы в тексте. (Познавательные УУД)

- Ни богатство, ни слава не окружали колыбели Божией Матери, другая слава была Ей уготована. Об этом поёт Церковь в праздничных песнопениях. Отрывок из этого песнопения мы прочитаем в учебнике на с. 89.

(Рождество Твоё, Богородица Дева, возвестило радость всему миру.)

Ребята, мы поговорили о Великом празднике, о великом событии –Рождестве Пресвятой Богородицы. Мы ничего не забыли? Подумайте! ( Мы не назвали время рождения Богородицы).

Правильно, вы очень внимательные! Сегодня мы узнавали новое используя различные источники информации. Какие? ( рассказ учителя, презентация, текст из учебника.)

Итак, когда же празднуется Рождество Пресвятой Богородицы?

- А вот точную дату вы узнаете сами и скажете мне на следующем уроке. Это первое домашнее задание.

VI. Включение в систему знаний и повторение. ( 2мин)

Цель:

закрепить знания, полученные на уроке

- проверить умение работать с информацией;

- Ребята, сейчас вам предстоит выполнить очень ответственное задание – ответить на несколько моих вопросов по теме нашего урока. Вы готовы?

-Как звали родителей Девы Марии? ( Иоаким и Анна )-В каком городе родилась Дева Мария? ( В Назарете)

- в каком месяце люди празднуют Рождество Пресвятой Богородицы? ( В сентябре).

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель организует рефлексию учащихся, самооценку собственной учебной деятельности.

Ребята, все знают, что на день рождения принято дарить подарки. И пусть Рождение Богородицы мы празднуем не сегодня, но ведь именно сегодня мы узнали об истории Рождения Пресвятой Богородицы..Ученик читает стихотворение.

Осень мягко золотится.

В дальний путь готовы птицы.

Освежает их собранье

Ветра тёплое дыханье.

В день сентябрьский долгожданный

У Иоакима с Анной

Давняя мечта сбылась:

Дочь Мария родилась.

В тот день особенно цветы благоухали,

И птицы пели звонче, чем всегда.

Началом нашего спасения называли

Тот день, когда была Мария рождена.

Давайте раскрасим маленьких ангелочков. А чтобы вы учились понимать друг друга и помогать друг другу вы будете работать в парах. У вас на парте листок, на котором изображен ангелочек. Вам нужно раскрасить этих ангелочков помогая друг другу.

Оцените свою деятельность на уроке. На листочках дети оценивают себя: +, +-, -

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Узнать точную дату Рождения Пресвятой Богородицы.

Раскрасить и проанализировать ( т. е.внимательно рассмотреть) иллюстрацию иконы Рождество Пресвятой Богородицы.

По желанию найти и выучить наизусть стихотворение, посвящённое Рождеству Пресвятой Богородицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Суринова Виктория Валериевна

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проект урока

Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики.

Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения : дидактическая игра

Цель: приобретение обучающимися знаний о необходимой черте характера – умении прощать - путём разрешения учебной проблемы.

Развивать способность понимать и прощать другого человека.

Воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми.

Планируемый результат:

Предметные УУД:

- знакомство с необходимой чертой характера – умением прощать.

Личностные УУД:

- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Регулятивные УУД:

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Использование деятельностных технологий обучения: приёмы РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо (кластер, фишбоун, синквейн).

Описание приёмов:

В уроке используются игры:

Этапы урока

Организационный момент.

Учитель: Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть добрый день длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из Вас!

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит. (Ученики проходят на свои места)

Мотивация (самоопределение к деятельности).

Просмотр сказки

Продолжим накапливать в нашу КЛАДОВУЮ не материальные богатства, духовные ценности, которые можно использовать всю свою жизнь.

- На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать, как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке. Я предлагаю вам послушать сказку и подумать: О КАКОЙ БОЛЕЗНИ В НЕЙ ГОВОРИТСЯ?

Учитель рассказывает сказку Приложение №1 (сказка сопровождается презентацией).

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, какие знания мы сегодня будем открывать? О каком понятии?

- Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:

Что такое прощение?

Что прощение приносит человеку?

Как простить обиду?

-Работать сегодня на уроке вы будете в группах, а для этого вспомним правила работы Приложение №2 .

Открытие нового знания.

Физкультурная минутка

- Для того чтобы нам найти ответ на первый вопрос, я предлагаю вам выполнить задание в группах:

ЗАПИШИТЕ В КЛАСТЕР, КАКИЕ У ВАС ВОЗНИКАЮТ АССОЦИАЦИИ, КОГДА СЛЫШИТЕ СЛОВО ПРОЩЕНИЕ. Время на выполнение 2 минуты . Приложение №3

А кто-то один поработает в Интернете, найдет в словарях значение понятия Прощение.

- Итак, поделитесь своими мыслями (учитель записывает ассоциации детей на доске, ответ ребенка, который работал в Интернете).

-Какие знания накапливаем, выполняя этот вид работы?

О цените себя сами, положите фишку в свою карточку, это станет вашим первым за сегодня накоплением.

- Ребята, а что значит, простить человека? (предположения детей)

Добавьте в кладовую дополнительное накопление.

- Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения.

-Работая в группах, вы сейчас будете заполнять таблицу:

1 группа подумает: КАКИМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА НУЖНО ОБЛАДАТЬ ДЛЯ УМЕНИЯ ПРОЩАТЬ?

2 группа подумает: КАКИМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА НУЖНО ОБЛАДАТЬ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ?

КАЧЕСТВА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ: любовь, доброжелательность, милосердие, искренность, смелость, справедливость, честность, терпение, мудрость, сострадание, решительность, откровенность, великодушие – эти качества напечатаны на самоклеящейся бумаге в виде разрезных карточек. (из выбранных качеств ребята наклеивают нужные в таблицу).

-Итак, 1 группа, какие черты характера вы выбрали для умения прощать?

2 группа, какие черты характера вы выбрали для умения признавать свои ошибки?

НА ДОСКЕ (обучающиеся крепят большие разрезные карточки с названиями качеств на магнитную доску)

для умения прощать:

Какими чертами характера нужно обладать

для умения признавать свои ошибки:

Молодцы, у вас вновь накопление.

Обратите внимание, ребята, какие качества нужны и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки? (учитель их помещает в середину таблицы)

Каждый человек сам должен выбирать простить или не простить обиду.

А давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдёт с нашим миром? (предположения детей). Хотели бы вы жить в таком мире? (нет) Пополните кладовую.

Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика.

- Достаньте из конверта листок с заданием Приложение №4.

Зарисуйте свою мимику в тот момент, когда вы простили обиду, и в тот момент, когда не простили.

Какой вывод можно сделать, глядя на эти рисунки? (Чувство обиды – неприятное, очень тяжёлое чувство. Обида мешает радоваться, удивляться, дружить.)

- Молодцы! Не забываем пополнять кладовую

ФИЗМИНУТКА: - Встаньте, покажите, пожалуйста, пантомимой какие мы бываем, когда обижаемся (плечи наклонены вперёд, голова опущена, лицо хмурое), а теперь расправьте плечи, улыбнитесь, голову высоко поднимите – такие мы бываем ,когда умеем прощать (дети садятся на места).

- Посмотрите на эти качества. Как вы думаете, сможет ли человек с такими качествами быть счастливым? Какой вывод сделаем?

- Все эти качества портят нам здоровье, заставляют чувствовать себя несчастными, лишают радости жизни. Нельзя обиду держать в себе, надо ПРОСТО ПРОСТИТЬ !

- Молодцы! Не забываем пополнять свою кладовую

Для этого нам нужны 2 труппы – это ваши группы, а я же буду вашим руководителем театра . В каждой труппе будет свой режиссер , которого назначу я. (1 труппа – режиссер …. 2 труппа – ваш режиссер ….). Его задачи распределить роли в труппе, следить за выполнением правил игры, акцентировать внимание на интересном и верном решении вопроса, назначает выступающего с решением . Так же в труппе должны быть:

секретарь – он фиксирует на листе все ваши идеи ключевыми словами, знаками, рисунками.

хронограф – он следит за временем работы труппы по часам.

актеры – играют роли, участвуют в принятии решения ситуации.

Время для работы 5-7 минут.

1 ситуация . Саша принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у Саши его выхватил и не отдает. Саша заплакал от обиды. Как бы вы разрешили этот конфликт?

- Время вышло, ЗАНАВЕС поднят, зрители ждут представление и решения ситуаций.

Выступления трупп театра.
– А теперь, по итогам нашей работы, попробуем составить правила толерантного общения.

Молодцы! Не забываем пополнять свою кладовую

- Сейчас я вам покажу волшебную силу прощения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- На какие вопросы мы искали ответы? (возвращение к учебной задаче урока)

- Вы готовы просить прощение и прощать обидчиков?

2 группа ПРОЩЕНИЕ

Приложение №6

- Какая группа хочет поделиться своей работой? (Дети зачитывают синквейны.)

- Молодцы, внесите пополнение.

-На сердечках, которые лежат на ваших столах, напишите слова, которые вы хотели бы услышать от тех, кто когда-то вас обидел.

- Представим себе мысленно этого человека и подарим ему это сердце. Отпустим все обиды

( на доске большое белое сердце, дети крепят на него свои получившиеся сердечки, сделанные из самоклеящейся цветной бумаги ).

Получилось большое горячее сердце, способное прощать.

Поистине доброе, милосердное сердце просто не сможет держать обиду в себе – оно прощает, отпускает обиду.

- Посмотрим, кто же в нашей КЛАДОВОЙ накопил больше фишек и лучше использовал свои знания?

Если на вашем счёте 6 фишек, то оцените себя по критериям:

- Кто сегодня не получил прибыль за урок, дома повторит материал, накопит к следующему уроку знания и обязательно получит хваленку.

- Молодцы! Благодарю за урок!

Приложение №1

В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.

Читайте также: