Конспект урока шахматы мои друзья история возникновения шахмат

Обновлено: 03.07.2024

- воспитывать бережное отношение к фигу рам, шахматной доске.

Демонстрационный материал: шахматы, шахматная доска, картинки шахматных фигур.

Учитель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

- О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О ш ахматах).

- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

- Да вайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскаже т о шахматах, и мы

- Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети: Это спортивная игра).

- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

- В чем же соревну ются шахм атисты? В силе? В быстроте? (Дети: В смекалке,

- А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы науч иться?

- Ребята, а вы запомнили названия шахматных фигур? О них у поминалось в н ачале урока, в

стихотворении, и тет ушка Сова их называла. Сейчас я вам пок ажу картинки, а вы найдите их

А кто же прид у мал такую интересну ю игр у ? С у ществ уе т множество легенд о

Давным - давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был

один очень могучий, сильный и богатый шах Ше ран - Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он

совершал набеги на с воих н едру гов - соседей. Вскоре всех проти вников он победил - покорил,

потому что в его армии было сто тысяч пе ших воинов, тринадцать тысяч з акованных в латы

боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое г лавное – непобеди мые слоны.

Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире ор ужием! Никто не

мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё о ни могли преодолеть, все

И вот, когда воевать ста ло н е с кем, заскучал великий гос ударь. Это сейчас можно сходить в

кино, сразиться в интересную к омпьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни

магнитофонов, ни прочей всяческо й техники. Царская охота ненадолго развеяла ск уку н ашего

шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да к рокодилы на

Посидел Падишах на трон е да на печи нед елю - др угую и з акричал от ск уки страшным

голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих м удре цов да чародеев! Прибежали исп уганные

грустилось мне. Как у годите – велю з олота отсыпать, сколько у несёте, а нет – мой меч – голова с

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли д ум ать, как грозн ому шаху - падишах у

угодить. Дал на все д ум ы царь ли шь три дн я и три ночи. Нач али мудрецы лбы морщить да головы

Один чародей достаёт к у бики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь,

Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.

Достает самый старый му дрец из мешка дере вянный ящичек и р аскрывает его, а там –

деревянные фи гурки. Закричал царь, затоп ал ногами: « Что это такое? ! Другие мне золото,

Посмотрел внимательнее ц арь и узнал в д еревянных фигу рках все свое войско: и кон ей, и

пехот у , и крепости и своих генералов, а в одной фигу ре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматн ую доск у и на одном краю выстроил армию белого короля, а

напротив, н а др у гом краю доски , черное войско. Падишах с ус мешкой спрашивает: «Ты считаешь,

что я, велик ий воин, побе дитель всех народов, и меющий саму ю могучую армию в мире, не смогу

начали сражение. И в скоре великий полк оводец увидел, что управлять небольшим отрядом

шахматных фигу р гораздо сложнее, чем цело й армией. Так п онравилась ем у игр а, что все дни и

ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной

Со временем правила игры изменялись. Теперь к ороля нельзя у бить, потому что он - самая

главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою арм ию и поле боя.

возникла, как называются фигуры и где они сража ются.

На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.

- воспитывать бережное отношение к фигурам, шахматной доске.

Демонстрационный материал: шахматы, шахматная доска, картинки шахматных фигур.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. —

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король —
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

- О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О шахматах).

- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах, и мы решим все споры.

- Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети: Это спортивная игра).

- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

- В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума…..)

- А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться?

- Ребята, а вы запомнили названия шахматных фигур? О них упоминалось в начале урока, в стихотворении, и тетушка Сова их называла. Сейчас я вам покажу картинки, а вы найдите их соответствия среди шахматных фигур.

5. Происхождение шахмат.

А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

А мудреца велел хорошо наградить.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.

На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.

1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.

2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Развивать связную речь.

5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.

6. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.

7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.

8. Развивать внимание, память.

9. Формировать познавательную активность детей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: мудрецы, чародеи, шахматная доска, шахматные фигуры,партнеры.

2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.

3. Шахматы.

2. Рассматривание и чтение книг о шахматах :

В. Гришин, Е. Ильин.

3. Беседа с детьми об истории шахмат в России.

5. Зарисовки, обводки по данной теме.

7. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры.

8. Обучение правилам игры в шахматы.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Звучит сказочная музыка. Дети рассаживаются по местам.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказку.

Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

Рассматривание картинок из сказки.

1. Что вы видите на картинке? (обсуждение картинок из сказки)

(под музыку «Шахматные кони)

Вся в квадратах – белых, черных,

А ряды фигур точеных – деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера.

Люди в шахматы играют, гениальная игра!

Ну вот ребята мы с вами немного отдохнули а теперь пора отправляться в сказку. Вы готовы?

СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ИГРАЕТЕ? Дети называют различные игры, которые знают. Например, шашки, домино, уголки и т. п. Ваша задача лишь немного помогать. А в какие игры играют дяди? Футбол, хоккей, воллейбол. А во что можно поиграть на улице? Прятки, пятнашки, Али-Баба. Хороший результат, если дети вспомнят 20 различных игр. Побеждает тот, кто знает больше игр или ответит последним.

Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?

Ответы детей: шахматы.

Ответы детей: два человека, два партнера.

Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы. А для этого у нас есть шахматная считалка!

Раз, два, три, четыре!

Будем жить в ладу и мире!

Будем весело играть:

В шашки, шахматы, лото –

Не поссорит нас не кто!

Дети рассаживаются за столы и расставляют фигуры на шахматной доске. После того как дети справились с заданием, преподаватель проверяет правильную расстановку фигур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

урока по адаптивной физической культуре

Цели:

- познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;

- дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

- воспитывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Учитель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру,

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король —
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

- О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О шахматах).

- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах, и мы решим все споры.

- Что же такое шахматы? Просто игра?( спортивная игра )

- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

- В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (В смекалке, находчивости, в быстроте ума…..).

- А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться?

4. Происхождение шахмат.

А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

А мудреца велел хорошо наградить.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.

На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия "История шахмат". В игровой форме знакомит детей с историей возникновения игры в шахматы, для развития интереса у младших школьников и популяризации шахмат. Даёт первоначальное представление и знакомит с шахматными фигурами, шахматной доской, правилами игры.

Цель занятия:

Популяризация и развитие интереса к шахматам у детей младшего школьного возраста.

Привлечение школьников к систематическим занятиям шахматами.

Сформировать первоначальные представления и заинтересовать детей игрой в шахматы.

Повысить познавательный интерес к этой увлекательной игре.

Оборудование:

1. Демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры.

2. Шахматы на столы учащихся.

3. Компьютер, видеопроектор, слайдовая презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Постановка перед учениками проблемы.

Педагог: сегодня мы начнем знакомство с удивительной игрой. Здесь в черном ящике лежит предмет имеющий отношение к этой игре. В конце занятия мы посмотрим, что же там находится.

3. История шахмат.

Педагог: ребята, вы уже догадались, о какой игре идет речь? (ответы детей)

4. Знакомство с шахматной доской и фигурами.

Педагог: показывает демонстрационную шахматную доску.

И стал мудрец расставлять на ней забавные фигурки.

В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними – коней, по соседству с конями слонов, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором же ряду поставил в ряд белые пешки. Вот твоя шахматная армия, королевич, - молвил Мудрец. Указывая на белые фигурки.

Педагог: демонстрирует шахматные фигуры и расстановку фигур на доске, сопровождаемые презентацией.

Глянул Белый Королевич на забавные фигурки, да так и ахнул. В его войске на самом деле были пехотинцы и конница, боевые слоны и башни. И цвет фигур был его любимый – белый. А где же армия брата? – допытывался Белый Королевич. Мудрец достал из котомки другие фигурки. Они были точь-в-точь, как и расставленные, только черного цвета, любимого Черным Королевичем.

Обступили Мудреца придворные. Рты пооткрывали от удивления, стали расспрашивать старика про диковинную игру, доселе никому из них неведомую.

Страшно захотелось Черному Королевичу полюбоваться на необычайную игру-забаву, и поспешил он заключить мир. А когда, прискакав к брату, он своими глазами увидел шахматное сражение, то стал упрашивать научить его этой заморской игре. Белый Королевич с великой охотой исполнил просьбу брата. Братья – Королевичи целые дни коротали за шахматной доской, не помышляя ни о чем другом.

С тех дальних времен королевство превратилось в шахматное. И у них наступил мир и покой, не стало войн.

Педагог: что же находится в черном ящике? (ответы детей).

Педагог достает из ящика шахматы и раздает на столы учащихся.

Всего в шахматах 32 фигуры, 16 фигур у белых, и 16 у черных. У каждой армии по: 8 пешек, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, 1 ферзь, 1 король.

5. Закрепление полученных знаний.

Педагог: теперь попробуйте и вы расставить войско Черному Королевичу.

Задание: расставить на доске черные шахматные фигуры, по образцу расстановки белых фигур.

6. Подведение итогов.

- где происходит шахматное сражение?

- какая фигура главная в шахматном войске?

- а какие еще фигуры есть в шахматах?

(учитель сопровождает ответы детей показом фигур и их графическим изображением).

Дорогие ребята, вам тоже стало, наверное, интересно узнать об этой игре, шахматных фигурах. На следующих занятиях мы продолжим знакомство.

Используемая литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 2. Шахматы для начинающих. В. Хенкин – М.:АСТ. Астрель, 2011. 3. В. Гришин Малыши играют в шахматы — М.: Просвещение, 1991.

Читайте также: