Формирование белорусской народности конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, которая создается исторически в результате консолидации, слияния племен и предшествует созданию нации.

Основными признаками народности являются: общность языка, территории, культуры; определенные хозяйственные связи, этническое самосознание и самоназвание.

Белорусская народность сложилась постепенно. Какие же факторы содействовали этому процессу?

1. Политические факторы: агрессия крестоносцев и татаро-монгол, как следствие – создание ВКЛ. Но жесткой централизации в ВКЛ не было, в отличие от Москвы. У земель, входивших в ВКЛ, был разный статус.

2. Экономические факторы: развитие сельского хозяйства (замена архаичных форм обработки земли трехпольем); развитие ремесла (появляются новые виды ремесла: производство бумаги, стекла и т.д.); развитие торговли. Формируется единая денежная система (денежная единица – грош). Это все способствовало интенсификации интеграции населения. Вместе с этим в условиях феодализма (натуральное хозяйство) объединительные процессы ограничивались региональными, а не общегосударственными связями.

3. Социальные: формирование крепостного права способствовало консолидации различных категорий населения в социальные группы с общими правами и обязанностями для каждой из них, т.е. происходила консолидация населения в сословиях: духовенство, шляхта, мещанство, крестьянство.

4. Конфессиональный фактор: религия играла огромную роль в сплочении населения. Но в Беларуси было две конфессии. После Кревской унии усиливается натиск католицизма.

Единство территории (это признак). Ядро этнической территории белорусской народности в основных чертах соответствовало ареалу расселения кривичей и полочан, дреговичей, родимичей. Кроме того, в состав белорусского этноса были влиты отдельные группы западнославянского (польского), балтского (Литва, латгалы, прусы, ятвяги, жэмайты) и тюркского (татары) населения. Но их наличие не нарушало целостности этнической территории белорусов.

Таким образом, во второй половине XIII – XVI вв. протягивался процесс формирования новой этнической общности – белорусской народности.


  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Комментарии

§5 Балты и славяне на территории Беларуси, 10 класс

Изображение

Основные даты: 1) IV в. - появление славян на территории Беларуси 2) с VI - по VIII вв. - славянизация балтов на территории Беларуси 3) VIII - IX вв. - возникли новые этнические общности славян (кривичи-полочане, дреговичи, радимичи) Племена балтов. Балты жили на очень большой территории. Поселения балтов на территории Беларуси. Балты на территории Беларуси жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах. Городища размещались на возвышенных мысах или отдельных холмах, на крутых берегах рек и озер. Их размеры были небольшими. Сначала городища не имели искусственных оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы. Они окружали поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен. У балтов на территории Беларуси до прихода славян еще не появились города. Они жили в наземных и полуземляночных жилищах. Полуземлянки были преимуществен

1. Охарактеризуйте процесс формирования белорусской народности при помощи схемы.

Белорусская народность формировалась в XII—XIX вв. Начало формирования белорусской народности восходит к тем далеким временам, когда восточные славяне расселились на территории современной Беларуси и взаимодействовали с местными этносами, ассимилируя их.

Дальнейший процесс формирования белорусской народности продолжался в период политической раздробленности и во времена ВКЛ. В XIII—XVI вв. единая верховная власть, государственное управление, законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, поветами и волостями ВКЛ. Постепенно формировались этническая территория белорусов, общие черты в хозяйственной деятельности, обрядах, обычаях, народном художественном творчестве и бытовой культуре на этой территории.

Этническое самосознание — еще одно свойство народности. Его формирование проходит более сложно и продолжительно по сравнению с другими признаками. Этническое самосознание появляется у народа тогда, когда он начинает отделять себя от других народов. В период существования ВКЛ белорусы отличали себя от поляков и литовцев, которые разговаривали на чужом языке и насаждали чужую католическую религию. Значительно позже белорусский народ начал отличать себя от русского народа. Население белорусских территорий ВКЛ долго называло себя русскими и язык свой русским. Этническое самосознание белорусов сформировалось позже остальных этнических признаков.

Еще один признак народности — культура. Она формировалась под воздействием культур соседних народов: русского, польского и литовского, а также под влиянием западноевропейских культурных традиций и традиций гуманизма.

2. Докажите, что в XVI в. завершился процесс формирования белорусской народности. Используйте схему на с. 50—51.

Нахождение этнической территории белорусов в XIII в. - первой половине XVI в. в границах ВКЛ явилось основным политическим условием формирования белорусского этноса.

В XIV - XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты

Статут ВКЛ составлен на старобелорусском языке, потому что этот язык понимало большинство жителей страны. Первая статья I V раздела определяла государственный статус старобелорусского языка.

Особенности народной культуры
столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций веротерпимость полилингвизм литературы

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский. Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

5. Назовите основные жанры народного творчества, раскройте его тематику. Используйте знания по белорусской литературе.

Основными жанрами народного творчества были песни, сказки, загадки, афоризмы, пословицы и поговорки.

Обрядовые песни разделялись на весенние, летние, осенние, зимние (в зависимости от изменений в природе и сельскохозяйственной деятельности). Отдельно выделялась семейно-обрядовая поэзия. Самыми многочисленными были свадебные песни. Больше всего радовались наши предки рождению ребенка. Сказки были построены на вымысле, который в фантастической форме изображал борьбу героев с чудовищами, воплощавшими враждебные человеку силы природы и общества. В загадках, пословицах проявлялись исторический опыт народа, его отношение к общественным событиям и даже к погоде.

Отличия:


Статья на белорусском языке

Отличия связаны с различными версиями происхождения названия "Белая Русь".

Существует несколько наиболее распространенных теорий происхождения названия "Белая Русь".

Презентация на тему: " Тема: Формирование белорусской нации 1. Эволюция взглядов на проблему формирования нации. Определение этнической территории белорусов. 2. Экономические." — Транскрипт:

1 Тема: Формирование белорусской нации 1. Эволюция взглядов на проблему формирования нации. Определение этнической территории белорусов. 2. Экономические основания формирования белорусской нации. 3. Оформление белорусской национальной идеи.

3 Административно- территориальное деление западных окраин Российской империи (вт. пол. XIXв.) Разделы Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг.

4 Граница расселения белорусов …… согласно Р.Ф. Эркерту (1863 г.) согласно А.Ф. Ритиху (1875 г.) согласно Е.Ф. Карскому(1903 г.) … согласно М.Ф. Довнор-Запольскому (1919 г.)

7 Население Виленской, Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерний, занятое в промышленности, торговле и средствах связи (290 тыс. человек, 1897 г.)

9 Расселение белорусов по городам, 1897 г. Вильно Витебск Гродно Могилев Минск Белорусы Русские Поляки Евреи Другие

13 Конфессиональный состав белорусов (по материалам сведений, собранными в к. 50-х – нач. 60-х XIX в.)

14 Конфессиональная структура населения западных губерний Российской империи, 1897 г. Структура населения по конфессиям, % Православные Римско-католики Иудеи Другие конфессии Белорусы Современная граница Республики Беларусь


Каждая современная нация имеет древние корни. Объединение людей в социальные общности происходило постепенно. Первые социальные общности – племена. На основе разных племен (тех, что издревле жили на местах своего образования, и тех, что пришли туда позже) формировались народности. Еще позже на основе народностей возникали нации.

Современная мировая историография чаще всего руководствуется теорией цивилизаций Арнольда Джозефа Тойнби (1889—1975). Согласно ей, различные нации появились в процессе развития локальных цивилизаций. Определяющую роль в развитии таких цивилизаций играло развитие духовной культуры, находившей концентрированное выражение в той либо иной форме религии. Отталкиваясь от теории цивилизаций, рассмотрим особенности формирования беларуской народности.

Прежде всего упомянем теорию нашего выдающегося учёного Ефима Карского (1860—1931). Он на основе археологических, этнографических, фольклорных и летописных данных показал последовательный процесс формирования беларуской народности, отличной от соседних – российской, летувисской, латышской, украинской, польской. Карский пришел к выводу, что беларуская народность в основном сформировалась в XI—XII веках на основе трех восточнославянских племен – радимичей, дреговичей и кривичей, при участии некоторых племен западных славян и балтов (1).

В 90-е годы XX века были опубликованы книги беларуского историка Николая Ермоловича (1921—2000) древней Беларуси. На основе богатейшего исторического материала, в первую очередь древних летописей, он рассмотрел сложный процесс формирования самобытной беларуской народности.

В отличие от Карского, Ермолович утверждал, что беларусы не славяне, а славянизированные балты. Славянизация балтов, по его мнению, растянулась на всю нашу историю. Важнейшим фактором этногенеза беларусов явилось взаимное проникновение и смешение племен кривичей, дреговичей и радимичей. Полочане стали результатом смешения кривичей и дреговичей.

balty-01

Ермолович также доказывал, что необходимо различать древнюю (летописную) Литву и современную Летуву. Древняя Литва, по его мнению, находилась на территории нынешней Беларуси: с севера на юг – между Молодечно и Пинском, с запада на восток – между Новогородком (Новогрудком) и Минском (2).

1358794409_kivska_rus_pslja_jaroslava_mudrogo_karta

По Ермоловичу, с IX до середины XIII века главный вектор истории Беларуси определял Полоцк, затем его сменил Новогородок. Именно Новогородское княжество стало центром формирования Великого Княжества Литовского, именно здесь был коронован первый правитель нового государства Миндовг (ок. 1195—1263) – предположительно, в 1246 году.

За 475 лет полчища московских властителей 18 раз вторгались к нам с огнем и мечом: 1) 1445—1449 гг.; 2) 1492—1494 гг.; 3) 1500—1503 гг.; 4) 1507—1508 гг.; 5) 1512—1522 гг.; 6) 1534—1537 гг.; 7) 1563—1582 гг.; 8) 1632—1634 гг.; 9) 1654—1667 гг.; 10) 1704—1708 гг.; 11) 1770—1772; 12) 1792 г.; 13) 1794—1795 гг.; 14) 1812 г.; 15) 1830—1831 гг.; 17) 1863—1864 гг.; 18) 1918—1920 гг. В сумме – 80 лет кровавых бесчинств!

Наиболее разрушительными среди всех этих войн были три: вторжение войск великого князя Ивана IV в 1563—1582 гг.; религиозная война царя Алексея Михайловича в 1654—1667 гг., война русских со шведами на нашей территории в начале XVIII века.

Во время войны царя Петра I со шведами оба противника повсеместно убивали жителей Беларуси, отбирали у них продукты, домашний скот и лошадей, жгли города и селения, замки и имения. В результате численность населения, еще не успевшего за 40 лет полностью восстановиться от последствий предыдущей агрессии, сократилась на треть!

Этими двумя войнами московские агрессоры надолго остановили процесс формирования беларуской нации. Тотальное уничтожение населения и материальных основ его жизни самым негативным образом отразилось на всех сторонах жизни литвинов и русинов, в том числе на языке и культуре. Утратив свою элиту (шляхту и зарождавшуюся в городах буржуазию) – так как именно эти слои населения понесли наибольшие потери – беларусы в своем подавляющем большинстве остались крестьянами. А в городах с тех пор преобладали польский язык, польская культура и католическая религия.

Изучение генетического фонда региональных популяций сельского населения Беларуси показало принципиальное отличие его от популяций центральной России по всем основным маркерам. У коренных жителей Беларуси нет ничего ни от тюрков, ни от финнов, ни от угров. То есть, генетически беларусы и русские не имеют ничего общего друг с другом.

Сравнивая язык беларуских крестьян периода XVIII—XIX веков (когда он еще не подвергся насильственной русификации) с языком крестьян центральной России, ученые установили полное отсутствие тюркской лексики в беларуском языке. Грамматический строй беларуского языка индоевропейского типа, а русского – угро-финского типа. Фонетические различия между беларуским и русским языком очень велики и сегодня. Беларусы дзекают, цекают, гэкают, акают…

Беларуский язык в своей старинной форме был государственным в ВКЛ. Великий князь Литвы Ягайло, который с 1386 года стал королем Польши под именем Владислава II, восседая на престоле в Кракове, разговаривал с польскими придворными и воеводами на беларуском языке. Они его понимали. Кстати, поляки и сегодня без особого труда понимают беларуский язык – в отличие от русского.

Захватив беларуские земли, царские, а затем и советские власти систематически вытесняли беларуский язык из государственных учреждений, школ и церквей, заменяя его русским. Одновременно они целенаправленно уничтожали нашу интеллигенцию – сначала шляхетскую, потом – разночинную и, наконец, крестьянскую. В результате за 220 лет оккупации большинство беларусов вынужденно перешло на русский язык.

Тем не менее, в ходе последних переписей населения (в 1999 и 2009 гг.) большинство жителей Беларуси (около 80 %) назвало своим родным языком беларуский, при этом 37 % опрошенных лиц заявили, что дома они разговаривают на беларуском языке.

Нет у нас с россиянами и религиозного единства. После перехода местных жителей от язычества к христианству (что заняло очень много времени) на беларуских землях сначала утвердилось арианство, затем православие греческого толка (но не московского образца), а затем униатство, объединившее в себе католицизм и православие.

В течение четырёх веков (XV—XVIII) беларуские крестьяне и горожане молились в униатских церквах. К концу XVIII века до 80 % беларуского населения было униатским (7, с. 5). Был свой митрополит, свои епископии (Владимирская, Пинская, Полоцкая, Смоленская, Холмская); вели учебную и просветительскую работу униатские монастыри (Виленский, Жировичский, Лаврищенский, Новогрудский и другие); действовали униатские типографии, выпускавшие религиозную и светскую литературу на беларуском языке. Функционировали униатские учебные заведения: главная семинария в Вильне готовила кадры высшего духовенства, Полоцкая и Жировичская семинарии готовили священников. Все они работали на беларуском языке.

Однако, несмотря на все их усилия и ухищрения, православная церковь теряет свои позиции в Беларуси. Если в 50-е годы XX века у нас было примерно 400 тысяч католиков, то сейчас их в четыре раза больше. А общее число верующих в протестантских общинах различных направлений достигло 700 тысяч человек.

Некоторые группы верующих в Беларуси пока еще привержены российскому православию, но это вовсе не значит, что существует религиозное единство между русским и беларуским народами. Желать такого единства российские политики и церковные деятели могут, но добиться этого им не удастся.

Напомним Лауринавичусу, что в состав ВКЛ кроме Жамойтии (предшественницы Летувы) входили еще Беларусь и Украина, которые тогда назывались Литвой и Русью. Их общая площадь примерно в одиннадцать раз больше территории Жамойтии.

Он категорически не желает признать очевидные факты:

а) ни о какой политической активности жамойтов не могло быть и речи, так как у них не было своего государства;
б) вплоть до середины XVI века у них не было своей письменности, и до XVIII века – светской литературы;
в) все каменные крепости находились на территории современной либо исторической Беларуси;
г) высокий уровень развития сельского хозяйства в ВКЛ был у литвинов, русинов и поляков, но не жамойтов (у них даже в XIV веке основными источниками обеспечения населения продуктами питания являлись рыболовство, охота и собирательство, а не земледелие).

Упомянутые выше концепции формирования беларуской нации – лишь часть того, что сделано в этом направлении, особенно за последние 20 лет. Но в первую очередь нас интересует лишь одна из них. Речь идет о роли балтского субстрата в формировании беларуской народности.

Роль балтских племен в формировани беларуской народности

Данная концепция опирается на богатый исследовательский материал. Ее авторы скрупулезно прослеживают историю развития балтских племён всего прибалтийского ареала. Особенно тщательно они исследуют период появления славянских племён на той территории, которую ныне называют Беларусью. Большое внимание уделяют таким социальным явлениям как совместное проживание балтов и славян в поймах рек и вокруг озёр, совместная охота на крупных животных, обмен орудиями труда и охоты, браки между балтской и славянской молодежью.

Итак, в VI веке н. э. на территории будущей Беларуси впервые появились славяне. Они пришли с юга и смешались с местным населением. На этой территории уже более 2 тысяч лет проживали балтские племена.

Пришедшие в разное время славяне вошли в соприкосновение с балтскими племенами: ятвягами, дайновами, кривичами и другими. Они селились островками, то есть в одном месте жили балты, неподалеку в другом – славяне. Земли, лесов и воды в то время хватало всем. Явившись в разное время и с разных сторон, славяне осели в верхнем течении Немана, на Двине, Днепре, Припяти и Соже.

Материалы археологических исследований свидетельствуют, что балты широко участвовали в этногенезе славянских племен. Они вошли в их состав, приняли их быт, культуру. Славяне, в свою очередь, восприняли элементы быта, культуры и языка балтов. Так появились дреговичи (регион Припяти и Буга) и радимичи (регион верхнего течения Днепра и реки Сож). Процесс формирования единой народности беларусов выглядел как слияние местного балтского населения с пришлыми славянами.

Сохранение значительного слоя гидронимики балтского происхождения на беларуской этнолингвистической территории, формирование здесь особого антропологического типа населения, вместе с материалами археологии и этнографии свидетельствуют о том, что местное балтское население явилось этническим субстратом при формировании беларусов. Образование беларуского языка тоже происходило под воздействием балтских языков. Иными словами, предками беларусов являются, с одной стороны, местные жители, обитавшие здесь не менее 2-х тысяч лет до славянской колонизации и говорившие на диалектах балтских языковых групп, а с другой стороны – пришлые носители славянского языка, селившиеся здесь начиная с VI века.

Профессор Седов много лет вёл археологические раскопки на территории Беларуси в XX веке. Он накопил большой материал, который неопровержимо доказывает наличие балтского субстрата в формировании беларуской народности.

Археология и гидронимика, подчёркивает Седов, свидетельствует о формировании средневекового славянского населения Верхнего Подвинья и Поднепровья как из пришлых носителей славянского языка, так и путем славянизации аборигенных балтов. Участие балтского субстрата в формировании славян Беларуси наложило серьёзный отпечаток на антропологическое строение современного населения и проявляется в некоторых деталях этнографии этого края. Трудно исключить роль субстрата в образовании языка этого населения. В условиях контактирования славянского языка с балтскими вполне закономерно взаимное влияние. (9, с. 182).

Анализируя названия поселений, а также рек всех областей Беларуси, он нашел массу литовских названий (Гродненщина, Минщина, Брестчина), латвийских (Витебщина, Могилёвщина). На территории Бешенковичского, Верхнедвинского, Витебского, Толочинского, Чашничского, Глубокского районов Витебской области, пишет Ермолович, встречаются такие названия как Латыголь, Латыгово и им подобные. Исследователь обратил внимание на то, что ареал распространения латыгольских топонимов совпадает с областью бытования днепро-двинской археологической культуры балтов. Поэтому вполне допустимо, что её носителями были предки латыголов (10, с. 17).

В интервью беларуской газете “Літаратура і мастацтва” Седов отметил:

Балтский субстрат в образовании беларуской народности подтверждают данные антропологии, полученные в результате археологических раскопок на территории Беларуси и Прибалтики. Они свидетельствуют о формировании Валдайско-Верхнедвинского антропологического комплекса в зоне расселения балтских племен, позволяют говорить о совпадении археологического и антропологического ареалов, о сходстве строения черепов современных славян Беларуси (долихокранный среднелицый тип) с некоторыми сериями черепов из балтских могильников, а также о принадлежности Валдайско-Двинского комплекса наряду с Прибалтийским к единому кругу северных европеоидов.

Наличие балтского субстрата у беларусов подтверждают и данные этнографии. Этнографические параллели между белорусами и балтскими народами весьма значительны. Например, у этих народов идентичны культы змей (ужей), камней и деревьев (дубов).

Весьма схожи у беларусов и балтов архитектура жилья и надворных построек. Национальная одежда беларусов и балтов тоже имеет много общего. Широко распространённую у этих народов вплоть до XX века обувь – лапти – беларусы заимствовали от балтов, ибо славяне до прихода на эту территорию такой обуви не знали.

Ефим Карский аргументировано доказывал, что постоянное общение балтских и славянских племен, из которых со временем вырабатывалась беларуская народность, неизбежно вело к заимствованию лексики обеими сторонами. Этот процесс затрагивал не только языки соседних племен, но и более дальних. Например, часть слов, заимствованных беларусами у литовцев и латышей, была знакома всем беларуским племенам, тогда как еще одна часть – только жителям северо-запада Беларуси. Карский подсчитал, что до 83 % беларуских слов имеют общие корни со словами балтских языков. Особенно много их в терминологии сельского хозяйства, рыболовства и бортничества. Вдобавок он привел 100 балтских слов, целиком заимствованных у летувисов и латышей. (13, с. 398).

В 1980-е годы украинские учёные, прежде всего профессор А. Непокупный, своими лингвистическими исследованиями доказали присутствие балтизмов во многих письменных источниках Беларуси и Украины XII—XIII веков.

В 1990 году на семинаре в Пскове, посвященном истории Псковской республики выступил литовский филолог Римша, который насчитал в беларуском языке несколько сотен балтизмов.

Таким образом, на территории будущей Беларуси происходило бытовое, культурное и языковое взаимодействие балтской и славянской культур, в результате чего постепенно формировалась беларуская народность.

Взаимной ассимиляции балтов и славян содействовали объективные факторы. Как свидетельствует археология, существенной разницы в социально-экономическом развитии славян и балтов не было. Это содействовало органическому слиянию славянского и балтского населения в единый социально-экономический комплекс.

В то же время следует учитывать, что данный процесс происходил достаточно сложно. Жившие рядом как бы островками, племена нередко воевали друг с другом. Особенно часто военные столкновения происходили в первые два столетия соседства. Раскопки могильников VII—VIII веков показывают захоронения воинов обеих сторон.

Важное значение в процессе слияния балтов и славян сыграла идентичность верований. Как славяне, так и балты были язычниками.

Христианство, принесенное из Киевского княжества, раньше всего появилось у дреговичей. Оно постепенно вытеснило язычество по всему ареалу протобеларуского населения. Это произошло значительно раньше, чем христианство проникло в Жамойтию.

Именно в результате появления славян на территории Беларуси и их совместной жизни с балтами возникли беларусы.

В то время я работал в Институте философии и права АН БССР заведующим отделом социальных исследований. Однажды директор нашего института академик Казимир Буслов под секретом рассказал мне об этом злодеянии людей, смеющих называть себя учеными.

Читайте также: