Формы общения в информационную эпоху конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Урок по обществознанию 10 класс. Цель урока: выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать характеристику средствам общения, рассмотреть понятие Невербальное общение. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности. Научить понимать важность, необходимость внимания, толерантность в общении, повысить уровень культуры поведения.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_10_klass_obshchenie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания для 10 класса.
Урок- объяснение нового материала.
Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.
Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать
характеристику средствам общения, рассмотреть понятие Невербальное общение.
Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения
как проявления их активности.
Научить понимать важность, необходимость внимания, толерантность в
общении, повысить уровень культуры поведения.
Учет посещаемости и готовности класса к уроку.
II. Объяснение нового материала.
- Сущность общения.
- Культура общения.
- Средства общения.
- Невербальное общение.
- Особенности общения в современном мире.
При объяснении материала используется мультимедийный учебник, ноутбук, мультимедийный проектор.
Тема урока: Общение как обмен информацией.
Я вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать.
Теперь я знаю в вашей воле
Меня призреньем наказать.
Вы, конечно, узнали строки из письма Татьяны к Евгению Онегину. (А. С. Пушкин, Евгений Онегин). Это, к сожалению, увядающий, но при этом претерпевающий удивительную метаморфозу эпистолярный жанр. Таким образом люди раньше общались, а сегодня все по другому. Какова же цель этого урока?(рассмотреть средства общения, дать характеристику общению в современном обществе). Правильно, сегодня нам предстоит выявить сущность общения, как способа обмена информацией, рассмотреть особенности общения в информационном обществе, дать характеристику средствам общения, рассмотреть понятие Невербальное общение. А вам к концу урока предстоит сформировать свое отношение к традиционным и инновационным средствам общения.
1. Сущность общения.
Из курса основной школы вы знаете, что общение- это процесс обмена информацией между людьми. Сущность общения состоит в:
- Получении знаний об окружающем мире
- Передаче опыта
- Усвоении культурных и нравственных ценностей человечества
- Оценке поступков и отношений людей
- Усвоение правил поведения
- Развитии интересов человека
( объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по обществознанию), производится краткая запись.
Сегодня мы поговорим об общении как обмене информацией, т. е. коммуникативной стороне общения. Коммуникация - это передача информации. В общении информация не только передается , но и формируется, уточняется, развивается. Необходимо четко понимать специфику информационного обмена между людьми.
Во-первых, в процессе общения возникают отношения двух индивидов. Кто по вашему мнению здесь выступает субъектом? (Субъектами являются оба участника общения). А что является объектом? ( объектом общения является информация). Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, это возможно при условии, что информация понята и осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется возможностью партнеров влиять друг на друга, т. е. менять и саму информацию.
В-четвертых, в общении могут возникать специфические барьеры. Они могут быть связаны с различным мироощущением, миропониманием, мировоззрением. Приведите примеры подобных барьеров. (Застенчивость одного из партнеров, неприязнь по отношению друг к другу и т. п.)
В процессе общения происходит циркуляция информации между партнерами. Если информационные сигналы направлены множеству адресатов, то это сетевой коммуникативный процесс.
( объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по обществознанию)
Древние заповеди гласят, что тому , кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
- Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться.
- Уважение к тому, с кем общаетесь, признание того, что человек- высшая ценность и общаться с ним надо бережно.
Подумайте и укажите свои заповеди общения. (общаться дружелюбно, улыбаться собеседнику, не перебивать, употреблять в разговоре имя собеседника и т. д.)
Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному(речевому, вербальному) и эмоциональному(невербальному).
Сейчас по ходу объяснения вам необходимо заполнять конкретизирующую таблицу:
Особенности речевого(вербального) общения
Особенности невербального общения
Пр.: Средство общения- речь
Не искажается смысл информации
Происходит кодирование и декодирование информации
Пр.: Способы общения: мимика, пантомимика, зрительный контакт
Используется язык жестов
Обратимся к тексту учебника на стр. 324:
Одна из моделей речевого общения включает пять элементов:
Речь становится полноценным средством общения в процессе деятельности, также важно включение в данный процесс невербальных средств.
4 .Невербальное общение.
( объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по обществознанию)
Невербальные средства общения помогают создать образ партнера, понять его состояние и настроение, указывают на уровень психологической близости, кратко сообщают нужные сведения или дополняют словесное общение.
Более подробно о невербальном общении вам расскажет наш школьный психолог Лаптева Елена Федоровна
(рассказ психолога сопровождается мультимедийной презентацией)
Проведем небольшую физкультминутку, используя жесты невербального общения:
5.Особенности общения в современном мире.
В каком обществе мы живем с точки зрения общественных формаций? (в информационном)
Да, формирующееся информационное общество характеризуется новыми формами общения. Изучение специфики обмена информацией в условиях перехода к информационному обществу только начинается, однако уже сейчас можно изменить представление о классическом общении .
Действительно, еще до распространения компьютеров люди стали общаться с помощью технических средств. Каких, например?.(телефон, телеграф).Техника облегчает передачу информации при общении. Даже при современном увеличении объема информации значительно сокращается время ее передачи.
Рассказ ученика сопровождается мультимедийной презентацией.
Таким образом, с расширением сферы общения с помощью современной техники не только меняется его способ, но и структура коммуникативного опыта человека. А именно, приходится постоянно конструировать образ партнера по коммуникации, не видя его непосредственно. Какие вы видите плюсы и минусы подобного общения?(+ дает свободу, открытость, простота, экономия времени; -недостает эмоциональности, безответственность, негативное воздействие на психику).
- Коммуникация, при которой в качестве знаковой системы используется речь, называется:
2. Общение людей с помощью языка называется:
3. Заполните пропуски в схеме:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели урока : расширить знания о роли общения; рассмотреть, как влияет на общение индивидуальность человека; каковы особенности общения в информационном мире.
Задачи урока:
- получить знания о том, что такое общение и какова его роль в становлении человеческой личности;
- выяснить какие новые средства общения появились в мире;
Компетентности, вырабатываемые на данном уроке:
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Предварительная работа : в классе проведено анкетирование по выявлению отношения учащихся и педагогов школы к использованию мобильных телефонов, велась подборка материалов к дебатам (СМИ, ресурсы интернета, ситуации из жизни), оформление выступления в виде презентаций.
Этапы урока.
Эмоциональный настрой. Стихи.
Мотивация. Проблемный вопрос.
Актуализация знания. Выдвижение идей.
Практическая работа. Презентации. Мини – исследования.
Завершение урока. Похвала. Положительная оценка. Пожелания.
Ход урока.
Организационный момент – 1-2 мин.
Эмоциональный настрой.
Мотивация. Проблемный вопрос.
Актуализация знаний. Выдвижение идей.
Действительно, что же такое общение? Как изменилось общение в современном информационном мире? Какие новые средства общения появились?
Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.
-Где человек общается? ( В школе, дома, во дворе)
-С кем человек общается? Приводятся примеры.
Выслушав ответы учащихся, формулируем понятие:
Что такое общение? (презентация).
Итак, мы выяснили, что общение присутствует в нашей жизни всегда и везде; в школе, дома, на работе, на улице, и даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм, мы продолжаем, общаться с героями произведений, а часто и с самим собой.
Сегодня мы поговорим о том, какие средства можно использовать для того, чтобы в общении с другими людьми быть более интересными, как можно получить больше информации и самим передавать правильно то, что мы хотим сказать другим людям.
Какие средства общения вы помните, знаете?
Невербальное (жесты, мимика)
Общение – двунаправленный процесс
Объект Субъект
Какие барьеры могут существовать в общении?
Какова роль общения в жизни человека?
Какие новые средства общения появились в мире?
(компьютер, интернет, мобильный телефон)
Выслушивается выступление группы, задаются вопросы.
Вопросы к группе. Защита собственной позиции. Доказательность и обоснованность суждений.
-Мы пошли в поход, и вместо того, чтобы играть и общаться на свежем воздухе, все уткнулись в телефоны. Прокомментируйте ситуацию.
- Живое человеческое слово, взгляд, эмоции при общении по мобильному телефону, не теряются ли?
- Ребенок отдаляется от сверстников, замыкается в себе и в своем телефоне?
Много вопросов возникает у учащихся в процессе проведения дебатов, спрашивается мнение гостей урока.
Итог дебатов.
Какой вывод вы сделали?
Так ли необходим мобильный телефон ребенку?
+ и – общения в информационном мире?
Домашнее задание : что значат в общении мимика и жесты? (из дополнительной литературы)
8.Рефлексия.
Было ли комфортно на уроке? Как вы оцениваете работу группы?
С какими положениями, рассмотренными на уроке вы бы согласились? С какими бы поспорили? Как вы отнесетесь к эпиграфу нашего урока?
Домашнее задание: что значат в общении мимика и жесты? (из дополнительной литературы)
9.Завершение урока. Похвала. Положительные оценки. Пожелания .
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формы общения в информационную эпоху
Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент-Экзюпери
Автор: Рожкова Анна Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
Как изменилось общение в информационную эпоху?
Периоды развития информационного общества
Нужно ли отказаться от бумажной формы писем?
Роль культуры в жизни человека
рефлексия
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было непонятно…
Теперь я знаю, что…
Меня удивило…
Я бы хотел узнать, почему…
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта.docx
Цель урока: изучить формы и особенности общения в информационную эпоху.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи.
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• воспитывать чувство любви и бережного отношения к слову, культуру поведения и общения;
• развивать умение оценить утверждения в тексте с точки зрения личных представлений о мире;
• формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
• развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
• развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• научить выполнять навигацию по информационному пространству, чтобы извлечь один или несколько фрагментов информации;
• развивать умение соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
• совершенствовать умение описать или прокомментировать стилистические особенности текста;
• совершенствовать умение грамотного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
• развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения;
• совершенствовать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
· изучение форм общения в информационную эпоху, этапы формирования информационного общества;
· знакомство с электронным письмом как формой общения;
· анализ принципов информационной культуры.
Планируемые результаты.
Метапредметные
1. Анализировать текст.
2. Определять главную мысль текста.
3. Находить в тексте нужную информацию.
4. Составлять таблицу.
5. Осуществлять сравнительный анализ.
6. Делать выводы.
7. Строить монологическое высказывание.
8. Писать сочинение-рассуждение
1. Регулятивные
ü Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
ü Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
ü Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
ü Корректировать деятельность
2. Познавательные
ü Применять таблицы, схемы для получения информации;
ü Сопоставлять характеристики объектов;
ü Выявлять сходства и различия объектов;
ü Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;
ü Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
3. Коммуникативные
ü Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
ü Находить в тексте нужную информацию;
ü Составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства;
ü Писать сочинения.
1. Проявлять внимание и уважение к общечеловеческим ценностям.
2. Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Содержание учебного занятия направлено на формирование различных компонентов функциональной грамотности:
Ø читательской (работа с текстом: находить и извлекать разрозненную информацию; интегрировать и интерпретировать; осмыслить и критически оценить текст; использовать информацию из текста; составить таблицу);
Ø критического мышления (написание сочинения-рассуждения, решение проблемных вопросов);
Ø креативности (написание собственных текстов)
Для развития компетенций, во-первых, используются следующие технологии: технология развития критического мышления, коммуникативная, социально-контекстного обучения, проблемного обучения, технология групповой деятельности. Во-вторых, применяются следующие формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Образовательная деятельность строится на следующих принципах:
3. Принцип совместного поиска решений осуществляется при проведении парной и групповой работы.
4. Принцип социализации реализуется через применение технологии социально-контекстного обучения.
5. Принцип деятельности осуществляется через реализацию системно-деятельностного подхода.
6. Принцип творчества реализуется через ответы на вопросы проблемного характера, написание сочинения-рассуждения.
Технологическая карта урока
1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока
Изучение новой темы.
Запишем определение Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, высшей ее формы – знаний.
Рассмотрим характерные черты информационного общества (на слайде) не записываем
Этапы становления информационного общества.
На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.
В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.
Читайте также: