Формы общения в информационную эпоху конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок по обществознанию 10 класс. Цель урока: выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать характеристику средствам общения, рассмотреть понятие Невербальное общение. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности. Научить понимать важность, необходимость внимания, толерантность в общении, повысить уровень культуры поведения.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_10_klass_obshchenie.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания для 10 класса.

Урок- объяснение нового материала.

Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.

Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать

характеристику средствам общения, рассмотреть понятие Невербальное общение.

Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения

как проявления их активности.

Научить понимать важность, необходимость внимания, толерантность в

общении, повысить уровень культуры поведения.

Учет посещаемости и готовности класса к уроку.

II. Объяснение нового материала.

  1. Сущность общения.
  2. Культура общения.
  3. Средства общения.
  4. Невербальное общение.
  5. Особенности общения в современном мире.

При объяснении материала используется мультимедийный учебник, ноутбук, мультимедийный проектор.

Тема урока: Общение как обмен информацией.

Я вам пишу, чего же боле,

Что я могу еще сказать.

Теперь я знаю в вашей воле

Меня призреньем наказать.

Вы, конечно, узнали строки из письма Татьяны к Евгению Онегину. (А. С. Пушкин, Евгений Онегин). Это, к сожалению, увядающий, но при этом претерпевающий удивительную метаморфозу эпистолярный жанр. Таким образом люди раньше общались, а сегодня все по другому. Какова же цель этого урока?(рассмотреть средства общения, дать характеристику общению в современном обществе). Правильно, сегодня нам предстоит выявить сущность общения, как способа обмена информацией, рассмотреть особенности общения в информационном обществе, дать характеристику средствам общения, рассмотреть понятие Невербальное общение. А вам к концу урока предстоит сформировать свое отношение к традиционным и инновационным средствам общения.

1. Сущность общения.

Из курса основной школы вы знаете, что общение- это процесс обмена информацией между людьми. Сущность общения состоит в:

  • Получении знаний об окружающем мире
  • Передаче опыта
  • Усвоении культурных и нравственных ценностей человечества
  • Оценке поступков и отношений людей
  • Усвоение правил поведения
  • Развитии интересов человека

( объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по обществознанию), производится краткая запись.

Сегодня мы поговорим об общении как обмене информацией, т. е. коммуникативной стороне общения. Коммуникация - это передача информации. В общении информация не только передается , но и формируется, уточняется, развивается. Необходимо четко понимать специфику информационного обмена между людьми.

Во-первых, в процессе общения возникают отношения двух индивидов. Кто по вашему мнению здесь выступает субъектом? (Субъектами являются оба участника общения). А что является объектом? ( объектом общения является информация). Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, это возможно при условии, что информация понята и осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется возможностью партнеров влиять друг на друга, т. е. менять и саму информацию.

В-четвертых, в общении могут возникать специфические барьеры. Они могут быть связаны с различным мироощущением, миропониманием, мировоззрением. Приведите примеры подобных барьеров. (Застенчивость одного из партнеров, неприязнь по отношению друг к другу и т. п.)

В процессе общения происходит циркуляция информации между партнерами. Если информационные сигналы направлены множеству адресатов, то это сетевой коммуникативный процесс.

( объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по обществознанию)

Древние заповеди гласят, что тому , кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

  • Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться.
  • Уважение к тому, с кем общаетесь, признание того, что человек- высшая ценность и общаться с ним надо бережно.

Подумайте и укажите свои заповеди общения. (общаться дружелюбно, улыбаться собеседнику, не перебивать, употреблять в разговоре имя собеседника и т. д.)

Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному(речевому, вербальному) и эмоциональному(невербальному).

Сейчас по ходу объяснения вам необходимо заполнять конкретизирующую таблицу:

Особенности речевого(вербального) общения

Особенности невербального общения

Пр.: Средство общения- речь

Не искажается смысл информации

Происходит кодирование и декодирование информации

Пр.: Способы общения: мимика, пантомимика, зрительный контакт

Используется язык жестов

Обратимся к тексту учебника на стр. 324:

Одна из моделей речевого общения включает пять элементов:

Речь становится полноценным средством общения в процессе деятельности, также важно включение в данный процесс невербальных средств.

4 .Невербальное общение.

( объяснение материала проходит с использование мультимедийного учебника по обществознанию)

Невербальные средства общения помогают создать образ партнера, понять его состояние и настроение, указывают на уровень психологической близости, кратко сообщают нужные сведения или дополняют словесное общение.

Более подробно о невербальном общении вам расскажет наш школьный психолог Лаптева Елена Федоровна

(рассказ психолога сопровождается мультимедийной презентацией)

Проведем небольшую физкультминутку, используя жесты невербального общения:

5.Особенности общения в современном мире.

В каком обществе мы живем с точки зрения общественных формаций? (в информационном)

Да, формирующееся информационное общество характеризуется новыми формами общения. Изучение специфики обмена информацией в условиях перехода к информационному обществу только начинается, однако уже сейчас можно изменить представление о классическом общении .

Действительно, еще до распространения компьютеров люди стали общаться с помощью технических средств. Каких, например?.(телефон, телеграф).Техника облегчает передачу информации при общении. Даже при современном увеличении объема информации значительно сокращается время ее передачи.

Рассказ ученика сопровождается мультимедийной презентацией.

Таким образом, с расширением сферы общения с помощью современной техники не только меняется его способ, но и структура коммуникативного опыта человека. А именно, приходится постоянно конструировать образ партнера по коммуникации, не видя его непосредственно. Какие вы видите плюсы и минусы подобного общения?(+ дает свободу, открытость, простота, экономия времени; -недостает эмоциональности, безответственность, негативное воздействие на психику).

  1. Коммуникация, при которой в качестве знаковой системы используется речь, называется:

2. Общение людей с помощью языка называется:

3. Заполните пропуски в схеме:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока : расширить знания о роли общения; рассмотреть, как влияет на общение индивидуальность человека; каковы особенности общения в информационном мире.

Задачи урока:

- получить знания о том, что такое общение и какова его роль в становлении человеческой личности;

- выяснить какие новые средства общения появились в мире;

Компетентности, вырабатываемые на данном уроке:

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная работа : в классе проведено анкетирование по выявлению отношения учащихся и педагогов школы к использованию мобильных телефонов, велась подборка материалов к дебатам (СМИ, ресурсы интернета, ситуации из жизни), оформление выступления в виде презентаций.

Этапы урока.

Эмоциональный настрой. Стихи.

Мотивация. Проблемный вопрос.

Актуализация знания. Выдвижение идей.

Практическая работа. Презентации. Мини – исследования.

Завершение урока. Похвала. Положительная оценка. Пожелания.

Ход урока.

Организационный момент – 1-2 мин.

Эмоциональный настрой.

Мотивация. Проблемный вопрос.

Актуализация знаний. Выдвижение идей.

Действительно, что же такое общение? Как изменилось общение в современном информационном мире? Какие новые средства общения появились?

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.

-Где человек общается? ( В школе, дома, во дворе)

-С кем человек общается? Приводятся примеры.

Выслушав ответы учащихся, формулируем понятие:

Что такое общение? (презентация).

Итак, мы выяснили, что общение присутствует в нашей жизни всегда и везде; в школе, дома, на работе, на улице, и даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм, мы продолжаем, общаться с героями произведений, а часто и с самим собой.

Сегодня мы поговорим о том, какие средства можно использовать для того, чтобы в общении с другими людьми быть более интересными, как можно получить больше информации и самим передавать правильно то, что мы хотим сказать другим людям.

Какие средства общения вы помните, знаете?

Невербальное (жесты, мимика)

Общение – двунаправленный процесс

Объект Субъект

Какие барьеры могут существовать в общении?

Какова роль общения в жизни человека?

Какие новые средства общения появились в мире?

(компьютер, интернет, мобильный телефон)

Выслушивается выступление группы, задаются вопросы.

Вопросы к группе. Защита собственной позиции. Доказательность и обоснованность суждений.

-Мы пошли в поход, и вместо того, чтобы играть и общаться на свежем воздухе, все уткнулись в телефоны. Прокомментируйте ситуацию.

- Живое человеческое слово, взгляд, эмоции при общении по мобильному телефону, не теряются ли?

- Ребенок отдаляется от сверстников, замыкается в себе и в своем телефоне?

Много вопросов возникает у учащихся в процессе проведения дебатов, спрашивается мнение гостей урока.

Итог дебатов.

Какой вывод вы сделали?

Так ли необходим мобильный телефон ребенку?

+ и – общения в информационном мире?

Домашнее задание : что значат в общении мимика и жесты? (из дополнительной литературы)

8.Рефлексия.

Было ли комфортно на уроке? Как вы оцениваете работу группы?

С какими положениями, рассмотренными на уроке вы бы согласились? С какими бы поспорили? Как вы отнесетесь к эпиграфу нашего урока?

Домашнее задание: что значат в общении мимика и жесты? (из дополнительной литературы)

9.Завершение урока. Похвала. Положительные оценки. Пожелания .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формы общения в информационную эпоху
Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент-Экзюпери

Автор: Рожкова Анна Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы

Как изменилось общение в информационную эпоху?

Периоды развития информационного общества

Нужно ли отказаться от бумажной формы писем?

Роль культуры в жизни человека

рефлексия
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было непонятно…
Теперь я знаю, что…
Меня удивило…
Я бы хотел узнать, почему…

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта.docx

Цель урока: изучить формы и особенности общения в информационную эпоху.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи.

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• воспитывать чувство любви и бережного отношения к слову, культуру поведения и общения;

• развивать умение оценить утверждения в тексте с точки зрения личных представлений о мире;

• формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

• развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

• развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

• научить выполнять навигацию по информационному пространству, чтобы извлечь один или несколько фрагментов информации;

• развивать умение соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

• совершенствовать умение описать или прокомментировать стилистические особенности текста;

• совершенствовать умение грамотного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

• развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения;

• совершенствовать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

· изучение форм общения в информационную эпоху, этапы формирования информационного общества;

· знакомство с электронным письмом как формой общения;

· анализ принципов информационной культуры.

Планируемые результаты.

Метапредметные

1. Анализировать текст.

2. Определять главную мысль текста.

3. Находить в тексте нужную информацию.

4. Составлять таблицу.

5. Осуществлять сравнительный анализ.

6. Делать выводы.

7. Строить монологическое высказывание.

8. Писать сочинение-рассуждение

1. Регулятивные

ü Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

ü Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

ü Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

ü Корректировать деятельность

2. Познавательные

ü Применять таблицы, схемы для получения информации;

ü Сопоставлять характеристики объектов;

ü Выявлять сходства и различия объектов;

ü Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

ü Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

3. Коммуникативные

ü Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

ü Находить в тексте нужную информацию;

ü Составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства;

ü Писать сочинения.

1. Проявлять внимание и уважение к общечеловеческим ценностям.

2. Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Содержание учебного занятия направлено на формирование различных компонентов функциональной грамотности:

Ø читательской (работа с текстом: находить и извлекать разрозненную информацию; интегрировать и интерпретировать; осмыслить и критически оценить текст; использовать информацию из текста; составить таблицу);

Ø критического мышления (написание сочинения-рассуждения, решение проблемных вопросов);

Ø креативности (написание собственных текстов)

Для развития компетенций, во-первых, используются следующие технологии: технология развития критического мышления, коммуникативная, социально-контекстного обучения, проблемного обучения, технология групповой деятельности. Во-вторых, применяются следующие формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Образовательная деятельность строится на следующих принципах:

3. Принцип совместного поиска решений осуществляется при проведении парной и групповой работы.

4. Принцип социализации реализуется через применение технологии социально-контекстного обучения.

5. Принцип деятельности осуществляется через реализацию системно-деятельностного подхода.

6. Принцип творчества реализуется через ответы на вопросы проблемного характера, написание сочинения-рассуждения.

Технологическая карта урока

1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы.

Запишем определение Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, высшей ее формы – знаний.

Рассмотрим характерные черты информационного общества (на слайде) не записываем

Этапы становления информационного общества.

На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.

В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.

Читайте также: