Конспект урока по теме сложение и вычитание круглых десятков
Обновлено: 06.07.2024
1.Закрепить навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.
2.Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.
3.Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Содержимое разработки
1.Закрепить навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.
2.Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.
3.Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование:
Рисунки с изображением Ивана-Царевича, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной и Кощея;
Карточки с числами и буквами;
Листки с числовыми выражениями для групповой работы;
Опорные слова для краткой записи задач и т. д.
1. Организационный момент.
- Приготовились, ребята, к уроку математики.
Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика нужна
Всем без исключения!
- Вы любите математику? (Обращение к детям.)
Она бывает очень сложной, но и не менее интересной. А ещё я точно знаю, что вы любите сказки. Поэтому я приготовила Вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным!
- У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены,
Красный – мне немного тревожно.
-Что мы возьмем с собой на урок математики? (знания, смекалку, внимание)
-Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот сейчас мы проверим на сколько вы внимательны.
- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы? Мы узнаем, если вспомним, как начинаются обычно сказки. Нам помогут опорные слова:
В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили - были …
3. Каллиграфическая минутка.
- Открыли тетради, записываем число, классная работа. Прописываем цифры в тетради. (Учитель комментирует написание.)
-Откройте тетради, запишите дату –….
-Какое число было вчера?(…), какое будет завтра? (…)
- Какое число сегодня мы будем писать на чистописании? (39)
Из каких цифр состоит слово ТРИДЕВЯТОЕ государство?
-Назовите соседей этого числа (38 и 40)
-Какое число получится, если цифры поменять местами?(93)
4. Устный счет:
-Начнем наше путешествие с разминки –математический диктант:
- Запишите число, состоящее из 1дес .3ед., 13
Запишите число меньше16, но больше14 15
-1-е слагаемое- 3, 2-е слагаемое - 4. Чему равна сумма? (7)
Найдите сумму чисел 4 и 5. (9)
Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите разность. (2)
Найдите разность чисел 9 и 6. (3)
На сколько 6 больше 4? (2)
На сколько 5 меньше 8? (3)
К какому числу прибавить 9 и получится 9? (0)
К 4 прибавить столько же. Чему равна сумма? (8)
Пять увеличить на 3. (8)
9 уменьшить на 4. (5)
-Взаимопроверка 13 15 7 9 2 3 2 3 0 8 8 5
- Кто может похвалить своего соседа?
5. Материал урока.
- А мы продолжаем, что в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная (рисунки на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?
35, 73, 33, 40, 13, 23
и правильно расположим числа в порядке убывания. Запишем правильный порядок в тетрадь:
73 35 33 23 13
- Если мы перевернём карточки, то узнаем, кто похитил Василису Прекрасную:
- Иван-Царевич отправился в путь. Но его поджидает уже Змей Горыныч, посланный Кощеем. А у Змея три головы. И каждую надо одолеть. (Рисунок на доску.)
2) Групповое задание по рядам.
- Если мы найдем правильное решение числовых выражений, то поможем Иван - Царевичу и одолеем голову. Каждый находит только одно решение и передаёт соседу по парте и дальше. Самый последний быстро приносит мне лист с выполненным заданием. Ещё мы посмотрим, какой ряд быстро и правильно справится с этим заданием. Это поможет нам в дальнейшей работе:
38+2= 68+2= 28+2=
40+60= 80-30= 30+60=
40+40= 80+10= 30+30=
100-20= 100-30= 100-40=
75-5= 64-4= 83-3=
50-30= 70-40= 60-30=
50-10= 70+20= 60-40=
20+40= 30+40= 40+30=
60+8= 70+5= 80-60=
- Как Иван-Царевич одолел Змея Горыныча с нашей помощью, проверит ваши знания наша экспертная комиссия. А мы выполним следующее задание:
- Иван-Царевич попал в дремучий лес, и выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван-Царевич выйдет из леса?
- Правильно, волшебного клубочка! Представьте и у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который должен найти правильный путь среди двузначных чисел от наименьшего к наибольшему. Пока один ученик прокладывает путь, остальные записывают двузначные числа в порядке увеличения:
30 36 38 42 45 49 50 54 58 61 68 70
- Наш клубочек-мелочек вывел нас из леса дремучего прямо на распутье. Три дороги перед Иваном-Царевичем, по какой идти дальше на поиски Василисы?
- Кто победил первым в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? (1 ряд – значит, пойдём по первой дорожке.)
- А на нашем пути новое задание. Посмотрите на эти числа, ребята, найдите в них закономерность и продолжите ряд другими числами. Кто нашел решение?
20, 17, 14,….. (11, 8, 5, 2)
2, 4, 6, 8,….. (10, 12, 14,…)
( Ученики работают у доски, все записывают в тетрадь правильное решение.)
- Дорога привела нас к дубу, на котором висит огромный сундук. Что в сундуке, дети? (Ответы детей.)
5) Превратите неверные равенства и неравенства в верные.
40=50 28+1=30 60 70
(У доски учащиеся выполняют разные решения, остальные записывают в тетрадь:
40+10=50 1+28+1=30 60 70-20
40=50-10 28+1=30-1 60 70-50
- Да, действительно, а в сундуке яйцо, а в яйце смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-Царевичем и просит его:
«Пощади меня, Иван-Царевич, я тебе свои молодильные яблоки отдам, отвезёшь своему батюшке. А если убьёшь меня, они потеряют свою молодильную силу. Только сколько их у меня осталось, я и позабыл.
6) Решение задачи.
- Поможем Ивану-Царевичу сосчитать молодильные яблоки.
Росли в Кощеевом саду молодильные яблоки. Всего 30. Кощей сорвал – 10 яблок. Сколько осталось молодильных яблок?
Было – 30 яблок
Сорвал – 10яблок
Ответ: осталось 20 яблок у Кощея.
- Составьте к задаче уравнение и решите его.
- Но Кощей хитёр. Пожалел его Иван-Царевич, так он решил новую задачку ему загадать.
«Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?
Резерв: Работа в группах( составить и решить задачу по схеме)
- Освободил Иван-Царевич Василису. Да только не без нашей помощи. И стали они жить – поживать и добра наживать!
А мы с вами повторили наш изученный материал. Какое из заданий Вам понравилось больше всего? (Ответы ребят.)
Оборудование: карточки с заданиями; геометрические человечки, примеры для устного счёта; карточки со знаками сравнения; иллюстрации с героями сказок: сорока, плачущий медвежонок, река с круглыми десятками в виде рыбок.
Ход урока
1. Организация класса.
- Ребята, когда я назову самое большое однозначное число, вы тихо сядите: 5,3,1,9
Запишите число, классная работа.
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим
Пришли сегодня гости к нам
Наш весёлый 3 класс
Вам покажет всё сейчас:
То, чего достигли мы,
Находясь давно в пути.
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь
Не шумите, не вертитесь,
И внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте
Вам условие понятно?
Учитель: Это слышать нам приятно.
Путешествие зовёт третиклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну, очень важную страну
Очень нужную страну – Математику.
2. Объявление темы урока.
- Сегодня мы продолжим изучение сложения и вычитания круглых десятков.
3. Работа в тетради. Чистописание.
- Но в эту страну берут только самых внимательных и самых аккуратных.
- Внимательно рассмотрите, что изображено на доске?
Сегодня мы будем писать цифру, которая здесь встречается раньше других.
- Какая цифра встречается чаще других?
- Какую же цифру мы будем писать? (4)
- Сначала пропишем её в воздухе, затем аккуратно запишем в тетрадь.
Следим за осанкой.
- Ребята, но, чтобы попасть в страну Математику, мало уметь красиво и аккуратно писать, необходимо быстро считать.
- Какие числа мы получили в ответах? (Круглые)
- Назовите ещё круглые десятки? (40, 60, 70 и т. д.)
- Назовите число, в котором 4 десятка, 8 десятков, 5 десятков.
- Ребята, а какие геометрические фигуры у нас соединились? (круг, квадрат)
- Получился геометрический человечек. Он хочет посмотреть, умеете ли вы решать быстро и правильно задачи.
Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку
Сколько у кошки ножек
И сколько у кошек сапожек?
Учитель: Пара - это два сапога. Словарная работа.
Подарил утятам ёжик
8 кожаных сапожек
Кто ответит из ребят,
Сколько кошек у утят?
Геометрическому человечку понравилось как быстро и правильно вы умеете считать. Он думает, что только вы ему сможете помочь.
- Ребята, а какое у человечка настроение? (грустное)
- В большой стране Математике он потерял своего брата. Поможем ему?
- Давайте узнаем как его зовут?
Для этого надо решить примеры:
- Расположите ответы в порядке возрастания (от меньшего к большему 10,20,40)
- А теперь узнаем как зовут его брата?
- Расположите ответы в порядке убывания (от большего к меньшему 70,60,30)
- Ребята, давайте вспомним какое очень важное событие, связано с числом 70, будет праздновать вся наша страна в 2015 году? (70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной Войне)
- Ребята, а теперь мы должны отправляться в путь. Дорога будет нелёгкой, много препятствий, нам необходимо помогать всем, кто будет нуждаться в нашей помощи.
- Кто это? (птица сорока)
- А что вы о ней знаете? (Она много летает и много знает)
-Она обещала помочь нам, но для этого мы должны выполнить задание. ( Все получают карточки с заданием: сравни числа и вставь нужный знак)
5. Самостоятельная работа.
- Какие знаки вы знаете?
Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Проверка по цепочке.
- Молодцы! Сорока даёт нам подсказку. Нам надо идти через руку.
Раз – подняться на носки и улыбнуться!
Два – руки вверх и потянуться!
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – поглубже всем вздохнуть.
Пять – на пояс руки ставим.
Шесть – поворот вправо.
Семь – поворот влево.
Девять – и урок наш продолжаем.
6. Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник на странице 123 №7.
Ученик решает на доске примеры, Остальные самостоятельно. Проверка.
- Мы давно в пути, пора подкрепиться.
- Давайте наловим в реке рыбки.
7. Решение задачи.
На пеньке сидит медвежонок и плачет. Он тоже учится в 3 классе, но не может решить задачу.
- Откройте учебник на странице 123 № 6.
Читает задачу ученик, учитель.
О чём говорится в задаче? (о тарелках)
- О каких? (о глубоких и мелких)
- Что нам известно в задаче?
Мелких -? на 20 т. меньше
- Мелких известно сколько? (неизвестно, но сказано, что столько же сколько глубоких, но на 20 меньше)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Мы можем сразу ответить на вопрос?
- Ребята, если в задаче два вопроса, во сколько действий будем решать?
- Задача решается в 2 действия.
- Что узнаем первым действием? (узнаем сколько купили мелких тарелок.)
- Ребята, что в задаче сказано о мелких тарелках? (что их столько же сколько глубоких, но на 20 меньше)
- Ребята, если их на 20 меньше, каким действием можно узнать, сколько мелких тарелок?
Ученик у доски записывает решение задач.
1) 60 – 20= 40 (т) - мелких
- А теперь можем узнать сколько тарелок всего?
- Каким действием? (сложением)
Ученик записывает 2 действие задачи:
2) 60 +40 = 100 (т) - всего
Ответ: 100 тарелок.
Медвежонок так обрадовался, что решил помочь нам. На горе стоит дом, там и остановился БОМ.
- Вот и встретились два брата.
- А как вы думаете, что помогло им встретиться? (знания и дружба)
- Правильно дружба помогает людям, жить становится легче и веселее, когда знаешь, что рядом друг, который поможет в беде.
8. Геометрический материал.
- Ребята, давайте сравним братьев. Чем они отличаются?
- Сосчитайте все геометрические фируры?
- Сколько в фигуре БОМА треугольников?
- А сколько в фигуре БИМА?
- У какого больше? На сколько?
- Сосчитайте все круги в фигуре БОМА и БИМА, у кого больше? На сколько?
Наш БИМ так рад, у него появилась улыбка. А какая фигура обозначает улыбку?
- Мы выполнили нашу задачу. Пора заканчивать наше путешествие.
9. Домашнее задание
На доске: Стр. 123 №7
10. Итог урока.
- Ребята, чем мы занимались на уроке?
С какими сказочными героями повстречались?
- Ребята, на сегодняшнем уроке мы выполнили большую работу, и вы получаете следующие оценки.
- Ребята, что вам понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- С каким настроением выйдете с урока?
- Вам понравилось, как вы работали на уроке?
Спасибо за урок. Урок окончен.
Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений предназначен для ознакомления детей с космосом посредством дидактической.
- закрепить, обобщить и систематизировать математические навыки сложения и вычитания круглых сотен и десятков;
- развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие, коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений;
- воспитывать мотивацию к учению.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
Форма проведения урока: урок-сказка;
- компьютер;
- карточки для самостоятельной работы (Приложение 1);
- слайды (Презентация);
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент: (Психологический настрой)
Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие, но только оно будет не простое, а сказочно - математическое. Скажите, какие сказки вы знаете?
- Мы совершим увлекательное путешествие в сказку “Молодильные яблоки и живая вода”, будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого мы должны показать, как хорошо мы считаем и решаем. Ребята, чтобы войти в сказку, мы должны показать сказочным героям, как хорошо мы считаем и решаем.
Они предлагают вам упражнение на мышление.
а) Задание: нарисуйте недостающую фигуру.
б) Упражнение на развитие внимания и памяти.
Задание: - Кто мне скажет, сколько в таблице однозначных чисел; двузначных чисел; трехзначных чисел; четырехзначных чисел?
- Итак, молодцы! Сказка начинается.
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко – помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь – дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.
- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?
- Не могу коня себе выбрать.
- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь – будет тебе конь.
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.
(Класс выполняет задание – упражнение по развитию памяти, слухового восприятия, мышления.)
II. Испытание Бабушки (Устный счет.)
200 +100= | 1000 – 500 = | 130 + 10 = |
300 + 300= | 300 – 100 = | 430 + 30 = |
400 + 100 = | 500 – 300 = | 930 + 30 = |
500 + 200 = | 700 – 200 = | 310 – 10 = |
700 + 300 = | 900 – 500 = | |
2дес + 3дес =5дес=50 | 5сот + 3сот = 8сот =800 | |
3дес + 6дес =9дес=90 | 9сот – 6сот = 3сот =300 |
- Расставь числа в порядке возрастания:
(83, 338, 383, 388, 833, 838, 883)
Учитель: - Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба-Яга. Рассказал все ей Иван-царевич.
- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.
Ребята, давайте поможем Ивану - царевичу выполнить задание.
III. Испытание Бабы - Яги.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Решите примеры.
(Решение примеров, два ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)
100 + 200 + 400 = | 800 – (400 + 100) = |
300 + 400 + 300 = | 700 – 200 – 200 = |
(100 + 500) – 200 = | 200 + (400 – 100) = |
Учитель: Ребята, вы выполнили задание. Молодцы!
Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.
Вышла Баба – Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван – царевич о своих бедах, говорит ему Баба – Яга:
- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.
IV. Испытание Бабы-Яги
О чём речь идёт в задаче?
- Сколько книг продал магазин в первый день? (100)
- Сколько книг продал магазин во второй день? (на 200 книг больше)
- Какой главный вопрос задачи?
- Запишем краткое условие задачи и решим.
- Молодцы, справились с заданием.
- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.
Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера – красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. Рассказал ей Иван – царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:
-Так и быть, помогу я тебе, Иван – царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.
V. Испытание Бабы-Яги.
600 кг * 1 т | Давайте вспомним меры массы? |
700 г * 910 г | Назовите от (г, кг, ц, т) |
200 кг * 2 ц | |
1 т * 80 ц | |
8 ц * 6 кг |
- Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.
VI.Физминутка.
Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит – тридцать могучих богатырей. Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.
Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.
VII. Испытание первого Молодца.
- Составьте задачу по краткой записи и решите её.
Надо проехать – 500 км.
Осталось проехать – 100 км.
Надо проехать - х км.
Проехал - 200 км.
Осталось проехать - 400 км.
VIII. Испытание второго Молодца. (Самостоятельная работа с последующей проверкой)
I В | II В |
700 м – 500 м – 100 м | 800 кг – 200 кг – 100 кг |
400 см – 300 см + 200 см | 400 ц – 300 ц + 700 кг |
900 мм – 500 мм + 400 мм | 900 г – 800 г – 100 г |
- Молодцы! Решили, справились. Пока Иван – царевич набирает воду, мы с вами выполним задания.
IX. Логическая пауза.
Задание на смекалку
- Набрал Иван – царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван – царевич.
- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.
X. Испытание Синеглазки.
(Решение задачи на доске учеником с комментированием и в тетрадях).
Задача. Для приготовления пирога необходимо 1 кг муки; сахара на 700 грамм меньше, чем муки; а масла на 50 грамм больше, чем сахара. Сколько масла необходимо для приготовления пирога?
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно в задаче?
- Как будем решать задачу?
- Что найдем сначала?
- Что будем находить вторым действием?
- Каким действием будем находить?
- Какой вопрос стоит у задачи?
- Смогли мы ответить на вопрос задачи?
- Во сколько действий решается задача?
- Как запишем краткую запись условия задачи?
- Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки.
Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.
Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)
- закрепить, обобщить и систематизировать математические навыки сложения и вычитания круглых сотен и десятков;
- развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие, коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений;
- воспитывать мотивацию к учению.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
Форма проведения урока: урок-сказка;
- компьютер;
- карточки для самостоятельной работы (Приложение 1);
- слайды (Презентация);
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент: (Психологический настрой)
Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие, но только оно будет не простое, а сказочно - математическое. Скажите, какие сказки вы знаете?
- Мы совершим увлекательное путешествие в сказку “Молодильные яблоки и живая вода”, будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого мы должны показать, как хорошо мы считаем и решаем. Ребята, чтобы войти в сказку, мы должны показать сказочным героям, как хорошо мы считаем и решаем.
Они предлагают вам упражнение на мышление.
а) Задание: нарисуйте недостающую фигуру.
б) Упражнение на развитие внимания и памяти.
Задание: - Кто мне скажет, сколько в таблице однозначных чисел; двузначных чисел; трехзначных чисел; четырехзначных чисел?
- Итак, молодцы! Сказка начинается.
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко – помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь – дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.
- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?
- Не могу коня себе выбрать.
- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь – будет тебе конь.
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.
(Класс выполняет задание – упражнение по развитию памяти, слухового восприятия, мышления.)
II. Испытание Бабушки (Устный счет.)
200 +100= | 1000 – 500 = | 130 + 10 = |
300 + 300= | 300 – 100 = | 430 + 30 = |
400 + 100 = | 500 – 300 = | 930 + 30 = |
500 + 200 = | 700 – 200 = | 310 – 10 = |
700 + 300 = | 900 – 500 = | |
2дес + 3дес =5дес=50 | 5сот + 3сот = 8сот =800 | |
3дес + 6дес =9дес=90 | 9сот – 6сот = 3сот =300 |
- Расставь числа в порядке возрастания:
(83, 338, 383, 388, 833, 838, 883)
Учитель: - Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба-Яга. Рассказал все ей Иван-царевич.
- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.
Ребята, давайте поможем Ивану - царевичу выполнить задание.
III. Испытание Бабы - Яги.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Решите примеры.
(Решение примеров, два ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)
100 + 200 + 400 = | 800 – (400 + 100) = |
300 + 400 + 300 = | 700 – 200 – 200 = |
(100 + 500) – 200 = | 200 + (400 – 100) = |
Учитель: Ребята, вы выполнили задание. Молодцы!
Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.
Вышла Баба – Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван – царевич о своих бедах, говорит ему Баба – Яга:
- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.
IV. Испытание Бабы-Яги
О чём речь идёт в задаче?
- Сколько книг продал магазин в первый день? (100)
- Сколько книг продал магазин во второй день? (на 200 книг больше)
- Какой главный вопрос задачи?
- Запишем краткое условие задачи и решим.
- Молодцы, справились с заданием.
- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.
Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера – красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. Рассказал ей Иван – царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:
-Так и быть, помогу я тебе, Иван – царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.
V. Испытание Бабы-Яги.
600 кг * 1 т | Давайте вспомним меры массы? |
700 г * 910 г | Назовите от (г, кг, ц, т) |
200 кг * 2 ц | |
1 т * 80 ц | |
8 ц * 6 кг |
- Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.
VI.Физминутка.
Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит – тридцать могучих богатырей. Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.
Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.
VII. Испытание первого Молодца.
- Составьте задачу по краткой записи и решите её.
Надо проехать – 500 км.
Осталось проехать – 100 км.
Надо проехать - х км.
Проехал - 200 км.
Осталось проехать - 400 км.
VIII. Испытание второго Молодца. (Самостоятельная работа с последующей проверкой)
I В | II В |
700 м – 500 м – 100 м | 800 кг – 200 кг – 100 кг |
400 см – 300 см + 200 см | 400 ц – 300 ц + 700 кг |
900 мм – 500 мм + 400 мм | 900 г – 800 г – 100 г |
- Молодцы! Решили, справились. Пока Иван – царевич набирает воду, мы с вами выполним задания.
IX. Логическая пауза.
Задание на смекалку
- Набрал Иван – царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван – царевич.
- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.
X. Испытание Синеглазки.
(Решение задачи на доске учеником с комментированием и в тетрадях).
Задача. Для приготовления пирога необходимо 1 кг муки; сахара на 700 грамм меньше, чем муки; а масла на 50 грамм больше, чем сахара. Сколько масла необходимо для приготовления пирога?
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно в задаче?
- Как будем решать задачу?
- Что найдем сначала?
- Что будем находить вторым действием?
- Каким действием будем находить?
- Какой вопрос стоит у задачи?
- Смогли мы ответить на вопрос задачи?
- Во сколько действий решается задача?
- Как запишем краткую запись условия задачи?
- Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки.
Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.
Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)
Читайте также: