Конспект урока по теме сложение и вычитание круглых десятков

Обновлено: 06.07.2024

1.Закрепить навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

2.Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.

3.Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Содержимое разработки

1.Закрепить навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

2.Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.

3.Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование:

Рисунки с изображением Ивана-Царевича, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной и Кощея;

Карточки с числами и буквами;

Листки с числовыми выражениями для групповой работы;

Опорные слова для краткой записи задач и т. д.

1. Организационный момент.

- Приготовились, ребята, к уроку математики.

Математика сложна,

Но скажу с почтением –

Математика нужна

Всем без исключения!

- Вы любите математику? (Обращение к детям.)

Она бывает очень сложной, но и не менее интересной. А ещё я точно знаю, что вы любите сказки. Поэтому я приготовила Вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным!

- У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены,

Красный – мне немного тревожно.

-Что мы возьмем с собой на урок математики? (знания, смекалку, внимание)

-Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот сейчас мы проверим на сколько вы внимательны.

- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы? Мы узнаем, если вспомним, как начинаются обычно сказки. Нам помогут опорные слова:

В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили - были …

3. Каллиграфическая минутка.

- Открыли тетради, записываем число, классная работа. Прописываем цифры в тетради. (Учитель комментирует написание.)

-Откройте тетради, запишите дату –….

-Какое число было вчера?(…), какое будет завтра? (…)

- Какое число сегодня мы будем писать на чистописании? (39)

Из каких цифр состоит слово ТРИДЕВЯТОЕ государство?

-Назовите соседей этого числа (38 и 40)

-Какое число получится, если цифры поменять местами?(93)

4. Устный счет:

-Начнем наше путешествие с разминки –математический диктант:

- Запишите число, состоящее из 1дес .3ед., 13

Запишите число меньше16, но больше14 15

-1-е слагаемое- 3, 2-е слагаемое - 4. Чему равна сумма? (7)

Найдите сумму чисел 4 и 5. (9)

Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите разность. (2)

Найдите разность чисел 9 и 6. (3)

На сколько 6 больше 4? (2)

На сколько 5 меньше 8? (3)

К какому числу прибавить 9 и получится 9? (0)

К 4 прибавить столько же. Чему равна сумма? (8)

Пять увеличить на 3. (8)

9 уменьшить на 4. (5)

-Взаимопроверка 13 15 7 9 2 3 2 3 0 8 8 5

- Кто может похвалить своего соседа?

5. Материал урока.

- А мы продолжаем, что в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная (рисунки на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?

35, 73, 33, 40, 13, 23

и правильно расположим числа в порядке убывания. Запишем правильный порядок в тетрадь:

73 35 33 23 13

- Если мы перевернём карточки, то узнаем, кто похитил Василису Прекрасную:

- Иван-Царевич отправился в путь. Но его поджидает уже Змей Горыныч, посланный Кощеем. А у Змея три головы. И каждую надо одолеть. (Рисунок на доску.)

2) Групповое задание по рядам.

- Если мы найдем правильное решение числовых выражений, то поможем Иван - Царевичу и одолеем голову. Каждый находит только одно решение и передаёт соседу по парте и дальше. Самый последний быстро приносит мне лист с выполненным заданием. Ещё мы посмотрим, какой ряд быстро и правильно справится с этим заданием. Это поможет нам в дальнейшей работе:

38+2= 68+2= 28+2=

40+60= 80-30= 30+60=

40+40= 80+10= 30+30=

100-20= 100-30= 100-40=

75-5= 64-4= 83-3=

50-30= 70-40= 60-30=

50-10= 70+20= 60-40=

20+40= 30+40= 40+30=

60+8= 70+5= 80-60=

- Как Иван-Царевич одолел Змея Горыныча с нашей помощью, проверит ваши знания наша экспертная комиссия. А мы выполним следующее задание:

- Иван-Царевич попал в дремучий лес, и выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван-Царевич выйдет из леса?

- Правильно, волшебного клубочка! Представьте и у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который должен найти правильный путь среди двузначных чисел от наименьшего к наибольшему. Пока один ученик прокладывает путь, остальные записывают двузначные числа в порядке увеличения:

30 36 38 42 45 49 50 54 58 61 68 70

- Наш клубочек-мелочек вывел нас из леса дремучего прямо на распутье. Три дороги перед Иваном-Царевичем, по какой идти дальше на поиски Василисы?

- Кто победил первым в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? (1 ряд – значит, пойдём по первой дорожке.)

- А на нашем пути новое задание. Посмотрите на эти числа, ребята, найдите в них закономерность и продолжите ряд другими числами. Кто нашел решение?

20, 17, 14,….. (11, 8, 5, 2)

2, 4, 6, 8,….. (10, 12, 14,…)

( Ученики работают у доски, все записывают в тетрадь правильное решение.)

- Дорога привела нас к дубу, на котором висит огромный сундук. Что в сундуке, дети? (Ответы детей.)

5) Превратите неверные равенства и неравенства в верные.

40=50 28+1=30 60 70

(У доски учащиеся выполняют разные решения, остальные записывают в тетрадь:

40+10=50 1+28+1=30 60 70-20

40=50-10 28+1=30-1 60 70-50

- Да, действительно, а в сундуке яйцо, а в яйце смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-Царевичем и просит его:

«Пощади меня, Иван-Царевич, я тебе свои молодильные яблоки отдам, отвезёшь своему батюшке. А если убьёшь меня, они потеряют свою молодильную силу. Только сколько их у меня осталось, я и позабыл.

6) Решение задачи.

- Поможем Ивану-Царевичу сосчитать молодильные яблоки.

Росли в Кощеевом саду молодильные яблоки. Всего 30. Кощей сорвал – 10 яблок. Сколько осталось молодильных яблок?

Было – 30 яблок

Сорвал – 10яблок

Ответ: осталось 20 яблок у Кощея.

- Составьте к задаче уравнение и решите его.

- Но Кощей хитёр. Пожалел его Иван-Царевич, так он решил новую задачку ему загадать.

«Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?


















Резерв: Работа в группах( составить и решить задачу по схеме)

- Освободил Иван-Царевич Василису. Да только не без нашей помощи. И стали они жить – поживать и добра наживать!

А мы с вами повторили наш изученный материал. Какое из заданий Вам понравилось больше всего? (Ответы ребят.)

Оборудование: карточки с заданиями; геометрические человечки, примеры для устного счёта; карточки со знаками сравнения; иллюстрации с героями сказок: сорока, плачущий медвежонок, река с круглыми десятками в виде рыбок.

Ход урока

1. Организация класса.

- Ребята, когда я назову самое большое однозначное число, вы тихо сядите: 5,3,1,9

Запишите число, классная работа.

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим

Пришли сегодня гости к нам

Наш весёлый 3 класс

Вам покажет всё сейчас:

То, чего достигли мы,

Находясь давно в пути.

А сейчас, ребята, поудобнее садитесь

Не шумите, не вертитесь,

И внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте

Вам условие понятно?

Учитель: Это слышать нам приятно.

Путешествие зовёт третиклашек на урок.

А куда пойдут ребята?

В необычную страну, очень важную страну

Очень нужную страну – Математику.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня мы продолжим изучение сложения и вычитания круглых десятков.

3. Работа в тетради. Чистописание.

- Но в эту страну берут только самых внимательных и самых аккуратных.

- Внимательно рассмотрите, что изображено на доске?

Сегодня мы будем писать цифру, которая здесь встречается раньше других.

- Какая цифра встречается чаще других?

- Какую же цифру мы будем писать? (4)

- Сначала пропишем её в воздухе, затем аккуратно запишем в тетрадь.

Следим за осанкой.

- Ребята, но, чтобы попасть в страну Математику, мало уметь красиво и аккуратно писать, необходимо быстро считать.

- Какие числа мы получили в ответах? (Круглые)

- Назовите ещё круглые десятки? (40, 60, 70 и т. д.)

- Назовите число, в котором 4 десятка, 8 десятков, 5 десятков.

- Ребята, а какие геометрические фигуры у нас соединились? (круг, квадрат)

- Получился геометрический человечек. Он хочет посмотреть, умеете ли вы решать быстро и правильно задачи.

Три кошки купили сапожки

По паре на каждую кошку

Сколько у кошки ножек

И сколько у кошек сапожек?

Учитель: Пара - это два сапога. Словарная работа.

Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек

Кто ответит из ребят,

Сколько кошек у утят?

Геометрическому человечку понравилось как быстро и правильно вы умеете считать. Он думает, что только вы ему сможете помочь.

- Ребята, а какое у человечка настроение? (грустное)

- В большой стране Математике он потерял своего брата. Поможем ему?

- Давайте узнаем как его зовут?

Для этого надо решить примеры:

- Расположите ответы в порядке возрастания (от меньшего к большему 10,20,40)

- А теперь узнаем как зовут его брата?

- Расположите ответы в порядке убывания (от большего к меньшему 70,60,30)

- Ребята, давайте вспомним какое очень важное событие, связано с числом 70, будет праздновать вся наша страна в 2015 году? (70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной Войне)

- Ребята, а теперь мы должны отправляться в путь. Дорога будет нелёгкой, много препятствий, нам необходимо помогать всем, кто будет нуждаться в нашей помощи.

- Кто это? (птица сорока)

- А что вы о ней знаете? (Она много летает и много знает)

-Она обещала помочь нам, но для этого мы должны выполнить задание. ( Все получают карточки с заданием: сравни числа и вставь нужный знак)

5. Самостоятельная работа.

- Какие знаки вы знаете?

Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Проверка по цепочке.

- Молодцы! Сорока даёт нам подсказку. Нам надо идти через руку.

Раз – подняться на носки и улыбнуться!

Два – руки вверх и потянуться!

Три – согнуться, разогнуться.

Четыре – поглубже всем вздохнуть.

Пять – на пояс руки ставим.

Шесть – поворот вправо.

Семь – поворот влево.

Девять – и урок наш продолжаем.

6. Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник на странице 123 №7.

Ученик решает на доске примеры, Остальные самостоятельно. Проверка.

- Мы давно в пути, пора подкрепиться.

- Давайте наловим в реке рыбки.

7. Решение задачи.

На пеньке сидит медвежонок и плачет. Он тоже учится в 3 классе, но не может решить задачу.

- Откройте учебник на странице 123 № 6.

Читает задачу ученик, учитель.

О чём говорится в задаче? (о тарелках)

- О каких? (о глубоких и мелких)

- Что нам известно в задаче?

Мелких -? на 20 т. меньше

- Мелких известно сколько? (неизвестно, но сказано, что столько же сколько глубоких, но на 20 меньше)

- Прочитайте вопрос задачи.

- Мы можем сразу ответить на вопрос?

- Ребята, если в задаче два вопроса, во сколько действий будем решать?

- Задача решается в 2 действия.

- Что узнаем первым действием? (узнаем сколько купили мелких тарелок.)

- Ребята, что в задаче сказано о мелких тарелках? (что их столько же сколько глубоких, но на 20 меньше)

- Ребята, если их на 20 меньше, каким действием можно узнать, сколько мелких тарелок?

Ученик у доски записывает решение задач.

1) 60 – 20= 40 (т) - мелких

- А теперь можем узнать сколько тарелок всего?

- Каким действием? (сложением)

Ученик записывает 2 действие задачи:

2) 60 +40 = 100 (т) - всего

Ответ: 100 тарелок.

Медвежонок так обрадовался, что решил помочь нам. На горе стоит дом, там и остановился БОМ.

- Вот и встретились два брата.

- А как вы думаете, что помогло им встретиться? (знания и дружба)

- Правильно дружба помогает людям, жить становится легче и веселее, когда знаешь, что рядом друг, который поможет в беде.

8. Геометрический материал.

- Ребята, давайте сравним братьев. Чем они отличаются?

- Сосчитайте все геометрические фируры?

- Сколько в фигуре БОМА треугольников?

- А сколько в фигуре БИМА?

- У какого больше? На сколько?

- Сосчитайте все круги в фигуре БОМА и БИМА, у кого больше? На сколько?

Наш БИМ так рад, у него появилась улыбка. А какая фигура обозначает улыбку?

- Мы выполнили нашу задачу. Пора заканчивать наше путешествие.

9. Домашнее задание

На доске: Стр. 123 №7

10. Итог урока.

- Ребята, чем мы занимались на уроке?

С какими сказочными героями повстречались?

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы выполнили большую работу, и вы получаете следующие оценки.

- Ребята, что вам понравилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- С каким настроением выйдете с урока?

- Вам понравилось, как вы работали на уроке?

Спасибо за урок. Урок окончен.

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений предназначен для ознакомления детей с космосом посредством дидактической.

  • закрепить, обобщить и систематизировать математические навыки сложения и вычитания круглых сотен и десятков;
  • развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие, коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;

Форма проведения урока: урок-сказка;

  • компьютер;
  • карточки для самостоятельной работы (Приложение 1);
  • слайды (Презентация);
  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент: (Психологический настрой)

Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие, но только оно будет не простое, а сказочно - математическое. Скажите, какие сказки вы знаете?

- Мы совершим увлекательное путешествие в сказку “Молодильные яблоки и живая вода”, будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого мы должны показать, как хорошо мы считаем и решаем. Ребята, чтобы войти в сказку, мы должны показать сказочным героям, как хорошо мы считаем и решаем.

Они предлагают вам упражнение на мышление.

а) Задание: нарисуйте недостающую фигуру.

б) Упражнение на развитие внимания и памяти.

Задание: - Кто мне скажет, сколько в таблице однозначных чисел; двузначных чисел; трехзначных чисел; четырехзначных чисел?

- Итак, молодцы! Сказка начинается.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко – помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь – дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.

- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?

- Не могу коня себе выбрать.

- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь – будет тебе конь.

- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.

(Класс выполняет задание – упражнение по развитию памяти, слухового восприятия, мышления.)

II. Испытание Бабушки (Устный счет.)

200 +100= 1000 – 500 = 130 + 10 =
300 + 300= 300 – 100 = 430 + 30 =
400 + 100 = 500 – 300 = 930 + 30 =
500 + 200 = 700 – 200 = 310 – 10 =
700 + 300 = 900 – 500 =
2дес + 3дес =5дес=50 5сот + 3сот = 8сот =800
3дес + 6дес =9дес=90 9сот – 6сот = 3сот =300

- Расставь числа в порядке возрастания:

(83, 338, 383, 388, 833, 838, 883)

Учитель: - Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба-Яга. Рассказал все ей Иван-царевич.

- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.

Ребята, давайте поможем Ивану - царевичу выполнить задание.

III. Испытание Бабы - Яги.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Решите примеры.

(Решение примеров, два ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)

100 + 200 + 400 = 800 – (400 + 100) =
300 + 400 + 300 = 700 – 200 – 200 =
(100 + 500) – 200 = 200 + (400 – 100) =

Учитель: Ребята, вы выполнили задание. Молодцы!

Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

Вышла Баба – Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван – царевич о своих бедах, говорит ему Баба – Яга:

- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.

- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.

IV. Испытание Бабы-Яги

О чём речь идёт в задаче?

- Сколько книг продал магазин в первый день? (100)

- Сколько книг продал магазин во второй день? (на 200 книг больше)

- Какой главный вопрос задачи?

- Запишем краткое условие задачи и решим.

- Молодцы, справились с заданием.

- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.

Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера – красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. Рассказал ей Иван – царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:

-Так и быть, помогу я тебе, Иван – царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.

V. Испытание Бабы-Яги.

600 кг * 1 т Давайте вспомним меры массы?
700 г * 910 г Назовите от (г, кг, ц, т)
200 кг * 2 ц
1 т * 80 ц
8 ц * 6 кг

- Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.

VI.Физминутка.

Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит – тридцать могучих богатырей. Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.

Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.

VII. Испытание первого Молодца.

- Составьте задачу по краткой записи и решите её.

Надо проехать – 500 км.

Осталось проехать – 100 км.

Надо проехать - х км.

Проехал - 200 км.

Осталось проехать - 400 км.

VIII. Испытание второго Молодца. (Самостоятельная работа с последующей проверкой)

I В II В
700 м – 500 м – 100 м 800 кг – 200 кг – 100 кг
400 см – 300 см + 200 см 400 ц – 300 ц + 700 кг
900 мм – 500 мм + 400 мм 900 г – 800 г – 100 г

- Молодцы! Решили, справились. Пока Иван – царевич набирает воду, мы с вами выполним задания.

IX. Логическая пауза.

Задание на смекалку

- Набрал Иван – царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван – царевич.

- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.

X. Испытание Синеглазки.

(Решение задачи на доске учеником с комментированием и в тетрадях).

Задача. Для приготовления пирога необходимо 1 кг муки; сахара на 700 грамм меньше, чем муки; а масла на 50 грамм больше, чем сахара. Сколько масла необходимо для приготовления пирога?

- О чем говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно в задаче?

- Как будем решать задачу?

- Что найдем сначала?

- Что будем находить вторым действием?

- Каким действием будем находить?

- Какой вопрос стоит у задачи?

- Смогли мы ответить на вопрос задачи?

- Во сколько действий решается задача?

- Как запишем краткую запись условия задачи?

- Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки.

Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.

Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)

  • закрепить, обобщить и систематизировать математические навыки сложения и вычитания круглых сотен и десятков;
  • развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие, коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;

Форма проведения урока: урок-сказка;

  • компьютер;
  • карточки для самостоятельной работы (Приложение 1);
  • слайды (Презентация);
  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент: (Психологический настрой)

Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие, но только оно будет не простое, а сказочно - математическое. Скажите, какие сказки вы знаете?

- Мы совершим увлекательное путешествие в сказку “Молодильные яблоки и живая вода”, будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого мы должны показать, как хорошо мы считаем и решаем. Ребята, чтобы войти в сказку, мы должны показать сказочным героям, как хорошо мы считаем и решаем.

Они предлагают вам упражнение на мышление.

а) Задание: нарисуйте недостающую фигуру.

б) Упражнение на развитие внимания и памяти.

Задание: - Кто мне скажет, сколько в таблице однозначных чисел; двузначных чисел; трехзначных чисел; четырехзначных чисел?

- Итак, молодцы! Сказка начинается.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко – помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь – дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.

- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?

- Не могу коня себе выбрать.

- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь – будет тебе конь.

- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.

(Класс выполняет задание – упражнение по развитию памяти, слухового восприятия, мышления.)

II. Испытание Бабушки (Устный счет.)

200 +100= 1000 – 500 = 130 + 10 =
300 + 300= 300 – 100 = 430 + 30 =
400 + 100 = 500 – 300 = 930 + 30 =
500 + 200 = 700 – 200 = 310 – 10 =
700 + 300 = 900 – 500 =
2дес + 3дес =5дес=50 5сот + 3сот = 8сот =800
3дес + 6дес =9дес=90 9сот – 6сот = 3сот =300

- Расставь числа в порядке возрастания:

(83, 338, 383, 388, 833, 838, 883)

Учитель: - Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба-Яга. Рассказал все ей Иван-царевич.

- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.

Ребята, давайте поможем Ивану - царевичу выполнить задание.

III. Испытание Бабы - Яги.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Решите примеры.

(Решение примеров, два ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)

100 + 200 + 400 = 800 – (400 + 100) =
300 + 400 + 300 = 700 – 200 – 200 =
(100 + 500) – 200 = 200 + (400 – 100) =

Учитель: Ребята, вы выполнили задание. Молодцы!

Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

Вышла Баба – Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван – царевич о своих бедах, говорит ему Баба – Яга:

- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.

- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.

IV. Испытание Бабы-Яги

О чём речь идёт в задаче?

- Сколько книг продал магазин в первый день? (100)

- Сколько книг продал магазин во второй день? (на 200 книг больше)

- Какой главный вопрос задачи?

- Запишем краткое условие задачи и решим.

- Молодцы, справились с заданием.

- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.

Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера – красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. Рассказал ей Иван – царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:

-Так и быть, помогу я тебе, Иван – царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.

V. Испытание Бабы-Яги.

600 кг * 1 т Давайте вспомним меры массы?
700 г * 910 г Назовите от (г, кг, ц, т)
200 кг * 2 ц
1 т * 80 ц
8 ц * 6 кг

- Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.

VI.Физминутка.

Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит – тридцать могучих богатырей. Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.

Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.

VII. Испытание первого Молодца.

- Составьте задачу по краткой записи и решите её.

Надо проехать – 500 км.

Осталось проехать – 100 км.

Надо проехать - х км.

Проехал - 200 км.

Осталось проехать - 400 км.

VIII. Испытание второго Молодца. (Самостоятельная работа с последующей проверкой)

I В II В
700 м – 500 м – 100 м 800 кг – 200 кг – 100 кг
400 см – 300 см + 200 см 400 ц – 300 ц + 700 кг
900 мм – 500 мм + 400 мм 900 г – 800 г – 100 г

- Молодцы! Решили, справились. Пока Иван – царевич набирает воду, мы с вами выполним задания.

IX. Логическая пауза.

Задание на смекалку

- Набрал Иван – царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван – царевич.

- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.

X. Испытание Синеглазки.

(Решение задачи на доске учеником с комментированием и в тетрадях).

Задача. Для приготовления пирога необходимо 1 кг муки; сахара на 700 грамм меньше, чем муки; а масла на 50 грамм больше, чем сахара. Сколько масла необходимо для приготовления пирога?

- О чем говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно в задаче?

- Как будем решать задачу?

- Что найдем сначала?

- Что будем находить вторым действием?

- Каким действием будем находить?

- Какой вопрос стоит у задачи?

- Смогли мы ответить на вопрос задачи?

- Во сколько действий решается задача?

- Как запишем краткую запись условия задачи?

- Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки.

Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.

Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)

Читайте также: