Как устроен иконостас православного храма конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Педагогам на опыте знакомо, насколько быстро дети на уроке устают от объяснений и новых понятий. Школьникам сложно сосредоточить внимание, если урок проходит в форме лекции. Чтобы прочно усвоить учебный материал, ребятам надо не только услышать его, но и увидеть, а еще лучше — потрогать, пораскрашивать, повырезать.

Надеемся, что наша разработка поможет вам познакомить учащихся с такой важной и серьезной частью внутреннего устройства храма, как иконостас .

Прежде чем начать разговор о святых иконах, необходимо вспомнить церковное предание о том Образе, который дал нам Сам Спаситель на убрусе (полотенце).

В те времена, когда Иисус Христос проповедовал на земле и совершал многоразличные чудеса, жил неподалеку от Палестины царь Авгарь, который страдал неизлечимой болезнью. Узнав, что в Палестинской земле проповедует Христос и, уверовав в Него всем сердцем, царь Авгарь послал туда своего художника Ананию, чтобы тот сделал портрет Иисуса. Анания добросовестно пытался выполнить возложенное на него поручение, но это ему не удавалось, во-первых потому , что Христос был все время окружен народом, а во-вторых потому, что Лик Христа все время менялся. Иисус, увидев Ананию и зная, зачем тот пришел, подозвал его к Себе, взял полотенце (убрус), приложил его к Своему Лицу – и на полотенце отпечатался Лик Спасителя. Это полотенце Анания принес своему господину, и как только Авгарь приложил убрус к своим язвам, они тот час же исчезли. Так появилась первая икона- Нерукотворный Образ Христа, или Спас Нерукотворный.

Когда мы молимся перед образом Спасителя, Божией Матери или святого, мы должны твердо помнить, что икона – это не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение. Поэтому мы молимся не иконе, а первообразу – Богу или святому, который на ней изображен.

Каждому учащемуся выдается распечатка, изображающая макет иконостаса:



Постепенно, ряд за рядом, наш макет будет заполняться иконами. На каждом занятии детям раздаются распечатки с репродукциями икон, о которых будет рассказывать учитель. Ученики вырезают иконы и аккуратно вклеивают их в соответствующее место макета. Таким образом детям легче понять и запомнить то, что им объясняет педагог.

Устройство иконостаса разбирается снизу вверх:

Первый, самый нижний чин — местный.

Здесь обычно помещают местночтимые иконы, в каждом храме они свои. Но некоторые иконы местного ряда встречаются в каждом храме.

Икона, следующая после Спасителя, изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить в каком храме вы находитесь — в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая, в Троицком — икона святой Троицы, в Успенском — Успение Пресвятой Богородицы.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду иконостаса расположены также дьяконские двери. Они меньшего размера и ведут в боковые части алтаря — жертвенник, где совершается Проскомидия (приготовление Святых Даров — хлеба и вина, для причащения) и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией, и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображаются либо архангелы, символизирующее ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служению Господу.

Второй чин — праздничный.

Третий ряд — Деисусный.

Четвертого и пятого ряда в нашем макете нет, но информацию о них все же дадим:

Четвертый чин — пророческий.

Пятый чин — праотеческий.

В нем представлены ветхозаветные праотцы, отцы веры — Авраам, Исаак, Ной, т.е. те, кто жил до Моисея, через которого Бог даровал избранному народу закон.

Завершает иконостас образ Голгофы — крест с распятым на нем Спасителем и предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов.

Главная религиозная идея иконостаса — посредническая молитва, заступничество святых перед лицом Христа, Царя Небесного, вершащего суд над людьми. Воплощена в иконостасе и важная для православного христианства идея соборности — собрания всех святых, противостоящих злу. Вот почему на его иконах мы видим изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви и человечества.

В конце темы иконостас заполнен и выглядит примерно так:


Для этого макета учитель может приготовить свой набор икон, чтобы передать иконостас знакомого детям храма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Иконостас православного храма

Цел ь : познакомить учащихся с историей и структурой построения православного иконостаса .

закрепить знания о Богородичных иконографических сюжетах .

с овершенствовать навыки самостоятельной работы ,

с овершенствовать умение выделять из выступления необходимую информацию для записи .

р азвивать навыки сравнительного анализа .

учить убедительно излагать подготовленный материал ;

учить фиксировать новую информацию в виде таблицы .

р асширять лексику обучающихся в пределах темы урока : иконостас , местный , праздничный , Деисус , пророческий , праотеческий , Царские врата , тябло .

воспитывать уважение к духовным ценностям своего народа ,

развивать нравственные качества личности на основе христианских идеалов .

Организационн ый моментъ

Проверка домашнего задания

Беседа по теме урока

Слайд 1.

Ребята , на прошлом уроке мы с вами ознакомились с иконографическими сюжетами икон Божьей Матери .

Назовите эти сюжеты . ( Ответы учащихся ).

Слайд 2

Слайд 3 ( Схема иконостаса )

А теперь мы начнем нашу виртуальную экскурсию , где будем постепенно исследовать устройство классического православного иконостаса .

Слайд 4

Слайд 5

Состав икон четко регламентирован , и расположены они в строго определенном порядке . На иконостасе помещаются иконы Христа , Божией Матери , апостолов , пророков , двунадесятых праздников ( это самые главные праздники Православной Церкви ), а также того святого или праздника , которому посвящен храм . Обычно иконостас богато украшен , поэтому часто это еще и самая красивая часть храма .

Слайд 6

Слайд 7

Древнерусские храмы в основном были деревянные , их неудобно было расписывать , и потому иконы в них стали играть большую роль , чем в Византии . Иконы группировали по сюжетам и расставляли на тяблах . Но ранее XIV в . о высоком иконостасе ничего не известно .

Слайд 8

Самые ранние иконостасы были одноярусными , затем добавился еще один ярус и они стали двухъярусными ( с лайд 9 ).

Слайд 10

Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля , состоящий из трех ярусов ( по - древнерусски — чинов ): местного , праздничного и деисуса . Согласно летописи , его создавала в 1405 г . артель во главе с Феофаном Греком .

Слайд 11-12

К концу XIV столетия появляется четвертый — пророческий , а в конце XVI в . пятый — праотеческий ( с лайд 13 ).

Слайд 14

Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон . XIV — нач . XV вв .

И к XVII в . тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно , его и принято считать классическим .

Ребята , как вы поняли из рассказа , иконостас в церкви был не всегда . В первые века алтарь был видим всем молящимся и отделялся от них лишь решеткой . Сейчас Царские врата также часто устраиваются решетчатыми , а сам иконостас редко доходит до потолка . Как вы думаете , почему так устроен иконостас ? Это делается для того , чтобы возгласы священника в алтаре были слышны во всем храме .

Посмотрим теперь на иконы . Ребята , Слушая мой рассказ , не забывайте заполнять схему иконостаса .

Традиционно иконостас украшается иконами в несколько рядов .

Есть несколько важных моментов , зная которые , вы научитесь легко разбираться в сложной символике иконостаса . Не забывайте , слушая меня , заполнять схему иконостаса .

Слайд 15

Когда вы входите в незнакомый храм , стоит обратить внимание на изображения нижнего ряда . Местный ряд состоит из достаточно свободной композиции икон , обращенных непосредственно к молящимся . Здесь всегда находятся самые большие иконы .

Давайте обратимся к крайнему образу справа . Это так называемая " храмовая икона ". Она всегда подскажет , в честь какого праздника или святого освящена церковь , в которой вы находитесь . На том же месте слева — " икона местного ряда ". По ней мы можем определить , какого святого наиболее почитают в этих краях .

В центре местного ряда мы видим Царские врата .

Слайд 16-17

Подойдя к Царским вратам , мы увидим на них небольшие иконыБлаговещения и четырех евангелистов : Матфея , Марка , Луки , Иоанна . Над Царскими вратами находится " Тайная вечеря " — символ таинства Евхаристии .

Справа от Царских врат — большая икона Спасителя , слева от них — иконаБожией Матери с Младенцем на руках . На северных ( слева ) и южных вратах ( справа ) — архангелы Гавриил и Михаил ( иногда — святые диаконы ).

Остальные иконы местного ряда могли быть любыми ( по усмотрению создателя храма ).

Его еще можно назвать историческим , потому что он знакомит нас с событиями Евангельской истории , которые составляют суть праздничных литургических богослужений , то есть главные двунадесятые праздники .( Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы ,

Введение во Храм , Благовещение ,

Сошествие Святого Духа ,

Необходимо отметить , что количество праздничных икон может быть разным , но все они повествуют о годовом литургическом круге .

Слайд 20

Посмотрим на иконы следующего ряда . Он называется Деисус .

В центре ряда ( непосредственно над Царскими вратами и иконой " Тайной вечери ") находится изображение " Спас в силах ". Христос , сидящий на престоле с книгой , изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами , что символизирует землю , синего овала ( мир духовный ) и красного ромба ( мир невидимый ). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания .

Справа находится образ Иоанна Предтечи , Крестителя Господня , слева — икона Божией Матери . Как называется этот иконографический сюжет ? ( Ответы учащихся : ( Богородица изображена в полный рост , смотрящей влево и со свитком в руке это Агиосоритиссы ) . Эта икона имеет еще одно название — " Заступница ". Справа и слева от этих икон — изображения архангелов , пророков и наиболее известных угодников , являющих собой святую Церковь Христову .

Слайд 21

Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери . Кто скажет , как называется этот иконографический сюжет ? Почему ? " Оранта ", или " Молящаяся ", так называется изображение Пречистой Девы с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на медальоне .

Слайд 22

Этот ряд называется " праотеческим ". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени . Здесь изображены праотцы — от Адама , Ноя и до Моисея .

Слайд 23

В центре ряда помещается " Ветхозаветная Троица " — символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога во искупление человеческого грехопадения .

Слайд 24

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия .

Еще в 1667 г . Московский собор предписал по образцу древних византийских храмов установку креста с Распятием в завершении иконостасов . Эта традиция широко распространилась по России . В конце XVII века уже трудно найти иконостас , не увенчанный резным Распятием . При этом весь иконостас является подножием Креста и может читаться как образ Голгофы .

Но нужно оговориться , что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах . В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим , более распространенным , но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами .

Итак , мы с вами совершили экскурсию , где провели исследование классического православного иконостаса . Скажите , пожалуйста , вы успели заполнить схему иконостаса ? А какие слова вам показались незнакомыми , новыми ? ( Учащиеся называют ).

К акой же вывод можно сделать в итоге нашего урока ? Попробуйте , сформулировать этот итог . ( Ответы учащихся ).

Слайд 26

Иконостас представляет собой характерное достижение православной культуры .

Классический иконостас имеет 5 рядов .

Является неотъемлемым элементом храмового строительства .

Состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон .

Изучение иконостаса у нас не заканчивается . На следующем уроке мы будем знакомиться с иконостасом Смоленского Успенского кафедрального собора . Я уверена , что нам это будет не трудно , потому что схему иконостаса вы уже знаете .

Уроки в Воскресной школе

Уроки в Воскресной школе

Урок1. Иконостас

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.

Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел деисусный чин. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется "моление", потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса — Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса —южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд — это Деисус (см. "Иконография"). Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.





Категории каталога























Службы Воскрески











Категории каталога























Службы Воскрески







Социальная сеть










Сервисы











Другие продукты Vizantium















Воскреска - социальная сеть православного духовного образования

Книга

Книга "Рассуждай-ка"

Подробная учебная программа

Подробная учебная программа "Семь Таинств Церкви"

Поделка

Поделка "Таинство Крещения"

Подробная учебная программа

Подробная учебная программа "Что такое Церковь?"

Курс "Православный иконостас" (ВШ "Вертоград")

ikonostas vertograd

Полный комплект по курсу "Православный иконостас" известного учебного пособия разработки воскресной школы "Вертоград"

Сведения

Смотреть учебную тетрадь для учеников

Смотреть конспект учителя

Год появления 2009

Страна происхождения РФ

Составитель Захарова Л.А.

Данные для воскресной школы

Возраст Младший школьный (7 лет)

Целевая аудитория Воцерковленная (воскресная школа)

Дисциплина Закон Божий

Данные имеющегося файла

Состав комплекта Рабочая тетрадь для учащихся, конспект учителя, полное описание курса, модель иконостаса для изготовления из бумаги

Читайте также: