Зависимости между величинами характеризующими процессы движения скорость время путь конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА учителя Стасевич Л.Л.
Тема урока : Связь между величинами: скоростью, временем, расстоянием

Цель: способствовать развитию вычислительных навыков, умений решать задачи на движение.

Тип урока : закрепление знаний и способов действий.

Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.

Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями.

Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

личностные : способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

предметные: знать понятие скорости, времени и расстояния, уметь решать задачи на нахождение скорости ,расстояния и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.

метапредметные : способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.

Оборудование: Учебник 4 класс,

Методы и формы: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная;

Основные термины и понятия: скорость, время, расстояние.

Содержание и деятельность учителя

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Начинаем наш урок.

Сели тихо, улыбнулись.

Постарайтесь все понять,
Чтобы правильно считать.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Озвучивает тему, цель урока.

Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математики за новыми знаниями.

- Какие слова неразрывно связаны со словом путешествие? (путь, дорога)

-Попробуйте догадаться, что мы сегодня будем делать на уроке?

Р: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

III Актуализация знаний

Устный счет.

1. У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Алина?(39 мин)

2. Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние во второй день? (14:2=7км)

1.Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 ч. 20 мин. Однако обратный перелет занимает 80 мин. Как вы это объясните?

Читают и решают устно.

П – проводят несложные обобщения и используют математические знания; осуществляют логические действия.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности4 умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Физкультминутка

IV . Практическая деятельность

- Какова скорость машины? (60 км/ч)

- Сначала найдите скорость машины в других единицах, а потом ответьте на вопрос задачи.

1) 60 : 60 = 1 (км/мин)

Ответ: 10 км машина пройдёт за 10 минут.

- Внимательно прочитайте задачу и выполните решение устно. (за 15 минут, за 60 минут)

№ 31 (под руководством учителя )

13 – 7 = 6 (ч)- была машина в пути

240 : 6 = 40 (км/ч) – скорость машины

- Как узнать расстояние от Новосибирска до Иркутска по железной дороге?

5042 - (1667 + 1524) = 1851 (км)

№ 33 Решение примеров.(дополнительно)

Решение задач на карточке

За 4 часа лыжник смог пройти 48 км. С какой скоростью шел пешеход?

Лодка плыла 4 часа со средней скоростью 7 км/ч. Какое расстояние она проплыла?

Охотник верхом на лошади проехал 28 км со средней скоростью 14 км/час. Сколько времени он потратил на дорогу?

Лодка проплыла 35 км за 5 часов. С какой скоростью двигалась лодка?

Лыжник был в пути 4 часа, двигаясь со средней скоростью 12 км/ч. Какое расстояние прошел лыжник?

Катер проплыл 80 км со средней скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил?

Записывают решение в тетради, один ученик на доске.

К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в классе, признавать возможность существования различных точек зрения.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека.

V . Итоги урока. Рефлексия

- Ребята, чем мы занимались на уроке?

- Что успели повторить?

- Что осталось непонятным?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Кто может сказать:

- Я доволен собой, у меня все получилось.

- У меня не все получилось, нужно еще поработать.

- Многое не получилось, нужно повторить.

Отвечают на вопросы

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность.

Л – проявляют интерес к предмету.

VI . Домашнее задание

Задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения

развивать логическое мышление, воображение, кругозор, память, речь, познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах, умение применения знаний безопасного перехода улиц перед близко идущим транспортом.

ВложениеРазмер
urok_matematiki_5_kl.docx 24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 5 классе (II вид)

Учитель начальных классов: Ломакина Елена Сергеевна

Цель: обобщать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания по теме;

Задачи: учить применять имеющиеся знания в новой ситуации;

развивать логическое мышление, воображение, кругозор, память, речь, познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля;

воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах, умение применения знаний безопасного перехода улиц перед близко идущим транспортом.

Оборудование : интерактивная доска для показа слайдов, тетради, учебники, доска.

Словарь: скорость, время, расстояние, единицы величин, формулы.

I. Организационный момент

- Ребята, проверьте все ли готово к уроку: тетради, ручки, учебники.

II. Речевая работа

- Какой сейчас урок?

- Сейчас урок математики.

- Работа над терминами с элементами фонетической ритмики

III. Актуализация знаний.

Повторение единиц длины:

- м, км, с, см, мм – какие единицы величин лишние? с

-Какой единицы величин не хватает? дм

-Расположите эти единицы величин в порядке убывания.

Повторение единиц времени.

-Сутки содержат …….. часа.

-В одном часе ………. минут.

-Одна минута содержит ………. секунд.

-В одном часе………секунд.

-ч, мин, с – расположите единицы времени, начиная с наименьшей.

Выполнив математические действия и получив ответ, учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

А Н Л З К Р Е И П

3 4 5 6 7 8 14 9 600

24*10:40=6 490:70*2=14 810:9:10=9

V. Формулировка темы и целей урока. Дети сообщают тему урока, ставят цели и задачи.

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Какова цель нашего урока?

Чему мы должны сегодня научиться?

Правильно, цель нашего урока – закрепить понятия: скорость, время, расстояние, вспомнить в каких единицах они измеряются и по каким формулам находятся.

VI. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Автомобиль был в пути 3ч и проехал 180км, а орёл это расстояние пролетел за 2 ч. В течение каждого часа они преодолевали одинаковое расстояние. Сколько км автомобиль проходил в каждый час? Сколько км может пролететь орел за 1 час?

- Что известно в задаче?

-Какое расстояние проходил автомобиль в течение каждого часа?

-Что требуется узнать в задаче?

-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Значения каких величин были даны в этой задаче?

-Значение какой величины является искомым?

-Как мы нашли скорость, когда было известно время и расстояние?

- Итак , скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени.

-А чтобы найти скорость, что нужно сделать?

В математике и в физике скорость обозначается латинской буквой υ . Расстояние- s . Время - t .

VII. Физминутка (музыкальная)

VIII. Практическая работа .

Как измерить свою скорость при ходьбе обычным шагом?

Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

  1. Инструктаж.
  2. Практическая деятельность.

IX. Задача на закрепление .

Лора задачу такую решила:

«500 километров проедет машина

Лора решает, не беспокоясь:

500 умножает на 10 скоро.

Ответ получает ……… Права ли Лора?

Нет, Лора, не права. Нужно расстояние разделить на время.

X. ПДД (проблемный вопрос) .

Ребята, обратите внимание на экран.

При движении по прямой на обледенелом покрытии дорог при торможении со скоростью от 50 до 0км\ч автомобиль проходит 9м. Какие правила дорожного движения должен помнить каждый из нас?

Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, особенно в зимнее время.

XI. Самостоятельная работа.

Животный мир скорость время расстояние

Кит 40км/ч ? 80км

Дельфин ? 4ч 240км

Собака 25 м/мин ? 125м

Заяц 18 м/мин 6мин ?

А сейчас, ребята, давайте, выразим свои чувства от урока нашим гостям. Выберите тот цвет, который отражает ваше настроение

XIII. Итоги урока.

- Ребята, как вы считаете, как прошел наш сегодняшний урок?

-Все ли цели, которые мы с вами поставили, были достигнуты?

- Вам понравился урок?

- Мне понравился (не понравился) урок.

XIV. Постановка домашнего задания.

Измерьте скорость своего движения при ходьбе от школы до дома.

А как это сделать? (количество шагов, среднюю длину шага, затраченное время).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по математике 1 класс "Измерение величин"

Открытый урок по математике по Системе Эльконина - Давыдова. Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС второго поколения и проведен в рамках областного семинара «Формирование УУД в сист.


конспект урока по математике 4 класс тема "Сложение и вычитание величин" с презентацией

урок построен в соответствии фгос.


Конспект урока по математике 4 класс "Сложение и вычитание величин"

Конспект по теме "Сложение и вычитание величин" разработан для 4 класса по УМК "Школа России".


Конспект урока по математике 3 класс. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления".

Конспект урока по математике. 3 класс. Школа России. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления".

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость"

Конспект урока по математика по теме " "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость" + презентация.


Конспект урока по математике 4 класса Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Тема: Зависимость между величинами, характеризующими процесс движения.

Педагогическая цель: Научиться записывать задачи с величинами : скорость, время, расстояние, в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами : скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать внимательность, прививать интерес к предмету.

Тип урока Комбинированный

Планируемые результаты (предметные) Научатся решать задачи на движения; анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.

Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диагностической формами речи.

Основные понятия и термины Скорость, время, расстояние, табличное решение задач.

Методы и формы работы Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы Интерактивная доска (экран, компьютер, проектор, учебник по математике (Ч. 2, с. 6).

Этап урока, его цель

Вид работы Содержание взаимодействия с учащимися

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке. Приветствие

Проверка готовности к уроку (рабочее место) -Здравствуйте, ребята!

-Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

Ему по плечу любая работа,

Но прежде разучим правила счета.

Звонок прозвенел. Он позвал на урок.

К нам наука идет – Математика!

-Присаживайтесь. Посмотрите на свое рабочие места и проверьте, всё ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал, простые карандаши, линейка, ластик и раздаточный материал, который понадобится нам позже.

-Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. Начнем урок. Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, и способов действий, ценностных отношений). Устный счет

-Приступаем к устному счету, решим 3 математические цепочки.

3)451+149= 600:3= 200:25=8 Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно примеры, внимательно слушают ответы одноклассников.

-Следующие задание перевести число из одной величины в другую.

С какими единицами мы выполняли задание? Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Переводят числа из одной величины в другую, внимательно слушают ответы одноклассников.

-Ребята, а теперь решим с вами веселые задачи.

1)Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20) Почему? 60:3=20

2)Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? (48)

3)Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? (20)

4)Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни? (24-5-16=3ч.) Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно задачи, внимательно слушают ответы одноклассников.

-Решим геометрическую задачу.

-Длина прямоугольника 6 см, а ширина 4 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника.

P= (6+4)2=20см

S=64=24см Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно геометрическую задачу, внимательно слушают ответы одноклассников.

-И последнее задание в устном счете логическая задача.

-Чтобы раздать всем друзьям по две конфеты, у Нины не хватает 4 конфеты. Сколько друзей у Нины, если у нее всего 8 конфет?

Если у Нины будет 8 + 4 = 12 конфет, то она сможет раздать их по две своим друзьям. Значит у Нины 12:2 = 6 друзей. Организует работу учащихся, своевременно корректирует ответы. Решают устно логическую задачу, внимательно слушают ответы одноклассников.

Цель: изучение и повторение знаний учащихся

Работа по учебнику

- Ребята, откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 6. И посмотрите на таблицу. Чему мы будем сегодня учиться?

(Сегодня мы будем учиться записывать задачи в таблицу и решать их)

–Прочитайте про себя 1-ю задачу.

-Прочитайте вслух. Рассмотрите таблицу в учебнике.

Черепаха Скорость Время Расстояние

- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о черепахе)

-Задача простая или составная? Почему? (Простая. Потому что она решается одним действием)

- Что известно? (Известно, что черепаха двигалась со скоростью 5м. /мин)

- Что надо найти? (Нам нужно найти, какое расстояние прошла черепаха за 3 мин)

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Почему? (Потому что мы знаем, скорость и время черепахи)

- А можем узнать? (Да)

– Каким действием? (Действием умножения)

- Почему? (Потому что, чтобы найти расстояние нам нужно скорость умножить на время)

- Назовите решение задачи.

53= 15 (м)- расстояние, пройденное черепахой

- Назовите ответ задачи.

- Для того чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время - S=vt

- Прочитайте следующую задачу.

–Прочитайте про себя.

Слон Скорость Время Расстояние

100 м / мин 10 мин?

- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о слоне)

-Задача простая или составная? Почему? (Простая. Потому что она решается одним действием)

- Что известно? (Известно, что слон двигался со скоростью 100 м. /мин)

- Что надо найти? (Нам нужно найти, какое расстояние прошел слон за 10 мин)

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Почему? (Потому что мы знаем, скорость и время слона)

– Каким действием? (Действием умножения)

- Почему? (Потому что, чтобы найти расстояние нам нужно скорость умножить на время)

- Сколько действий в задаче? (В данной задаче одно действие)

- Что надо найти? (Найдем расстояние у слона)

- Назовите решение задачи:

10010= 1000 (м) - расстояние, пройденное слоном

- Посмотрите внимательно на таблицу, и ответьте, как можно найти расстояние, если известны скорость и время движения? (Ответы учащихся)

- Для того чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время - S=vt

А как найти скорость? (Чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время – V= S : t)

А как найти время?

- Для того, чтобы найти время нужно расстояние разделить на скорость - t= S : V

Вывод: повторим правила, с которыми мы работали

- Для того чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время - S=vt

- Чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время – V= S : t

- Для того, чтобы найти время нужно расстояние разделить на скорость - V = S : V

- Запишите следующую задачу в тетради. Задача номер 14-ть.

–Прочитайте про себя.

- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о девочке Тане)

-Задача простая или составная? Почему? (Простая. Потому что она решается одним действием)

- Что известно? (Известно, что Таня пробежала 30 м за 6 с)

- Что надо найти? (Нам нужно найти, с какой скоростью девочка бежала)

- Какие слова возьмем для краткой записи (таблицы? (Скорость, время, расстояние)

-Запишем краткую запись.

Таня Скорость Время Расстояние

- Что говорится в задаче? (Девочка пробежала расстояние 30 м за 6 с)

- Что надо узнать? (Нам нужно узнать, с какой скоростью пробежала девочка)

- Повторим задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Почему? (Потому что мы знаем, расстояние и время Тани)

– Каким действием? (Действием деления)

- Почему? (Потому что, чтобы найти скорость нам нужно расстояние разделить на время)

- Сколько действий в задаче? (В данной задаче одно действие)

- Запишем решение задачи

- Запишем ответ задачи.

30:6=5 (м/с) – скорость Тани.

(чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время). Поясняет и расписывает этапы работы с задачей, задает наводящие вопросы, осуществляет помощь в написании краткой записи. Отвечают на вопросы учителя. Демонстрация усвоения полученных знаний посредством решения задач самостоятельно и у доски.

Цель: профилактика переутомления учащихся. Выполнение учащимися упражнений с помощью видеоматериала. - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Учащиеся выходят из-за парт и повторяют упражнения за учителем или героями видеоматериала. Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. Выполняют упр. вместе с учителем

IV. Первичное закрепление

Цель: закрепление раннее изученного материала

Проверка знаний полученных на предыдущем занятии.

Решение задачи - Запишите в тетради номер 15 и прочитайте задачу.

–Прочитайте про себя.

-Задача простая или составная? Почему? (Составная. Потому что она содержит в себе три части)

- Что известно? (Мотоциклист ехал 3 ч со скоростью 60 км/ч и 2 ч со скоростью 70 км/ч.)

- Что надо найти? (Нам нужно найти какое расстояние он проехал за всё это время)

- Какие слова возьмем для таблицы? (Скорость, время, расстояние)

-Запишем данные в таблицу

Скорость Время Расстояние

1 часть пути-60 км/ч 3ч? км

2 часть пути-70 км/ч 2ч?км

- Что говорится о первой части пути? (Мотоциклист ехал 3 ч со скоростью 60 км/ч)

- Что говорится о второй части? (Мотоциклист ехал 2 ч со скоростью 70 км/ч.)

- Что надо узнать? (Какое расстояние мотоциклист проехал за всё это время)

- Повторим задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)

- Почему? (Потому что мы не знаем, какое расстояние проехал мотоциклист за 3 часа и 2 часа)

- А можем узнать? (Да)

- Почему? (Потому что мы знаем, скорость мотоциклиста и знаем время которое он ехал)

– Каким действием? (Действием умножения)

- Почему? (Потому что, чтобы найти расстояние нам нужно скорость умножить на время)

- Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет)

- Почему? (Потому что мы не знаем какое расстояние проехал мотоциклист за 2 часа)

- Каким действием? (Действием умножения)

- Почему? (Потому что чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время)

- А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

-Почему? (Потому что нам известно какое мотоциклист проехал расстояние за 2 и 3 часа отдельно)

- А как мы узнаем? (Для того, чтобы найти сколько км. Проехал мотоциклист нам нужно первое расстояние, сложить со вторым)

- Сколько действий в задаче? (В данной задаче три действия)

-Что надо найти первым действием? (Надо узнать, какое расстояние проехал мотоциклист за 3 часа)

– Что будем узнавать вторым действием? (Вторым действием мы узнаем какое расстояние мотоциклист проехал за 2 часа)

-Что узнаем третьим действием? (Третьим действием мы ответим на главный вопрос задачи «Какое расстояние мотоциклист проедет за всё время)

- Запишем решение задачи по действиям и выражением.

1) 60 3= 180 (км) – проехал мотоциклист за 1-ю часть пути

2) 702=140 (км) – проехал мотоциклист за 2 – ю часть пути

3) 140+180 = 320 (км) – проехал мотоциклист

Что обозначает это выражение? (603-702) (Данное действие обозначает, что на сколько км больше проехал мотоциклист за первые три часа, чем за вторые три часа).

Запишите 2-е выражение и ответ

603-702= 40 (км) – больше проехал мотоциклист за первую часть пути, че за вторую часть пути

Решает один ученик с комментированием у доски.

V. Практическая деятельность

Цель: повторение и порядок работы над уравнениями Работа уравнений - Следующее задание, запишите номер 18 своих тетрадях.

- Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание устно.

- Что нужно сделать? (Нужно объяснить, в каком из уравнений каждой пары значение Х будет больше, а потом проверить вычислением)

- Посмотрите на первый столбик чем похожи два первых уравнения? Чем выражена правая часть? Произведением чисел 40 и 5, т. е (У этих уравнений сумма одинаковая)

-Посмотрите на слагаемые. Что вы скажите? (Если второе слагаемое большое, значит первое слагаемое будет меньшее число. Если второе слагаемое маленькое число, значит первое слагаемое будет большое число)

доски, другие решают самостоятельно в тетрадях.

x+120=405 x+20=405 х5=240

x+120=200 x+20=200 х= 240:5

x=200-120 x=200-20 х=48

x=80 x= 180 Ответ: х=48

Ответ: х= 80 Ответ: х=180

х10=240 9х=72 8х=72

Ответ: х= 24 Ответ: х= 8 Ответ: х=9 Следит за выполнением выражений. Исправляет ответы учащихся. Решают с комментированием. Один учении у доски.

примеров. - Сейчас вы разделитесь на 1 и 2 вариант. Запишите номер 19 в тетрадке. Первый вариант будет решать 1-ю строку, а второй вариант будет решать 2-ю строку

- После окончания работы, мы проверим ответы примеров.

Следит за выполнением задания. Помогает учащимся если у них возникают вопросы. Решают самостоятельно.

VI Итоги урока.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок – Какие задачи мы решали на уроке?

-Как найти скорость?

-Как найти расстояние?

-Как найти время?

– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

– Какие задания вам необходимо еще раз выполнить?

-Молодцы, ребята, сегодня за урок получают…. Задает вопросы с целью закрепления изученного материала, предлагает оценить свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. Актуализируют знания, полученные в ходе урока, анализируют работу на уроке, оценивают свою работу на уроке.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверить соответствующие записи в дневнике Запись на доске и в дневниках учащихся. - Ребята, теперь откроем свои дневники и запишем домашнее задание.

- Дома, вы закрепите решение задач на площадь.

Домашнее задание будет номер 17 на стр. 6, и номер 20 на стр. 6.

- Спасибо за урок!

- Ребята, если у вас на уроке все получилось сделать, выполняли все задания без ошибок – поднимите ладошки. Если у вас возникли проблемы на уроке и тема урока была не понятна и сложная – поднимите кулачки. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записывает домашнее задание на доске.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме.

Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.

Закреплять вычислительные навыки

Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта

Воспитательная:

Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика

Тип урока: изучения нового материала

Универсальные учебные действия:

- Уметь решать текстовые задачи на движение;

- Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);

- Проверять правильность решения задач;

- Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.

• Метапредметные:

- Контролировать и оценивать свою работу на уроке;

- Понимать и принимать учебную задачу на уроке;

- Отвечать на вопросы;

- Пользоваться учебником.

Коммуникативные

– Умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий, умение сотрудничать с одноклассниками, обмениваться мнениями при работе в паре, умение принимать позицию партнера.

- Проявлять интерес к математике;

- Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;

- Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.

1. Орг. момент

Регулятивные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы, понимать и принимать учебную задачу урока.

2. Постановка учебной задачи.

- Тему нашего урока, вы узнаете, если правильно отгадаете ребусы (скорость, время, расстояние)

- И ещё одна загадка.

Первое – предлог, второе – летний дом,

а целое порой решается с трудом. (Задача)

- Сформулируйте тему урока.

Тема: Решение задач на движение.

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(-Научиться решать задачи на движение.)

А какие задачи вы поставите перед собой?

-Движение –это главное слово нашего урока.

Без движения, друзья,

Нам прожить никак нельзя.

- Подумайте, ребята, зачем нам нужно уметь решать задачи на движение? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь планировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий)

Регулятивные УУД:

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

3. Открытие новых знаний.

-Что нужно знать и уметь, чтобы решить простые задачи на движение? -Какие знания нам помогут? (знание величин, таблица умножения, деления.)

Что такое расстояние?

-Расстояние - это путь движущегося тела.

- В математике оно обозначается латинской буквой S

- Отгадайте следующий ребус.

С+корова**+ стон**+ь СКОРОСТЬ.

Что такое скорость? -Скорость - это расстояние, пройденное за единицу времени.

- В математике она обозначается латинской буквой V.

Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. ВРЕМЯ.

- В математике оно обозначается латинской буквой t.

Что такое время?

Время в пути движущегося тела.

В математике есть формулы для вычисления этих величин. Подумайте, и скажите, как можно найти расстояние? (Предположения детей)

Вывод: чтобы узнать расстояние, нужно скорость умножить на время.

Подумайте, и скажите, как можно найти скорость? (Предположения детей)

Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние разделить на время.

– Данные формулы нам сегодня будут нужны.

Подумайте, и скажите, как можно найти время? (Предположения детей)

Чтобы узнать время движения, нужно расстояние разделить на скорость.

Подумайте, в каких единицах измеряется расстояние?

Подумайте, в каких единицах измеряется скорость?

70км/ч 65 км/ч 9км/ч 320 км/ч 8 км/с

- Подумайте, какая скорость лишняя? Почему? Что может двигаться с такой скоростью 8 км/с? (ракета, космический спутник)

Как вы думаете, что может двигаться со скоростью 65 км/ч? (машина)

- Выберите из этих чисел, какая скорость может быть у пешехода, самолёта, поезда? (у пешехода – 9 км/ч, самолёта – 320 км/ч )

- На панели управления машины есть прибор для определения скорости.

- Кто знает как называется этот прибор?

спидометр (показать картинку)

- Что нужно знать, чтобы найти скорость? Как найти скорость?

Ребята, я буду читать задачи, вы должны записать в таблицу букву, которая записана рядом с ответом на вопрос задачи.

С какой скоростью летел вертолёт, если за 2 часа он пролетел расстояние в 600 км?

Скорость орла 30 м/с. Какое расстояние он пролетит за 5 сек?

Авианосец прошёл 90 км со скоростью 30 км/ч. Сколько времени он затратил на весь путь?

Мотоциклист двигался со скоростью 35 км/ч. В пути он был 2 часа. Какое расстояние проехал мотоциклист?

Улитка проползла 30 метров за 2 часа. С какой скоростью ползла улитка?

Велосипедист проехал 28 км со скоростью 14 км/ч. Сколько времени у него заныла дорога?

Какое расстояние пролетит комар за 15 секунд, если его скорость 4 м/с?

Скорость пешехода 6 км/ч. За какое время он пройдёт путь в 30 км?

-Какие буквы записали?( в и и ен д ж е

-Составьте из этих букв слово

3.А теперь решаем такую задачу. Перед вами таблица. Проверьте все ли данные внесены верно?

Наш поезд за 5 часа прошёл 450 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался?

Давайте решим эту задачу.

Решение: 450 :5 =90(км/ч)

Ответ: поезд двигался со скоростью 90 км/ч.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Регулятивные

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий.

Коммуникативные УУД

Умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог.

4. Закрепление материала.

1. Решение задач на движение. Работа по учебнику.

Задача №138, 139 с 41.

№138 Найди скорость пешехода, если он за 4 ч прошёл 16 км.

Перед выполнением решения задач, скажите какие знания вам необходимы, чтобы правильно выполнить решение?

Проверка решения (образец на доске).

ПознавательныеУУД

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные УУД

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

1. Дополните запись.

2.Соедини части правила – формулы.

3. Выбери верный ответ.

Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа?

Проверка по эталону на слайде.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

5. Домашнее задание

З. 148 стр.43 з.149 стр.44 правила.

6. Итог урока. Рефлексия

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

- Какие виды работ выполняли на уроке?

- Какое задание было для вас интересным?

- Нужно ли соблюдать режимные моменты при движении на дорогах и почему?

- Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

Самооценка урока. УУД.

Решаю задачи и могу помочь другим.

Все понятно на уроке, затруднений нет.

Хочу знать больше.

Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики?

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Самоанализ урока математики , проведенного в 4 классе

Учителем Витушкиной С.П.

Автор программы: Истомина Н.Б.

Тема урока: Решение задач на движение.

Тип урока: Открытие новых знаний

При планировании были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса. Материал отбирался в соответствии с возрастом: доступный, познавательный, приближенный к их житейскому опыту, занимательный.

Дети моего класса живые, активные, однако наблюдается неустойчивое внимание, это было учтено при выборе педагогических технологий, методов и форм работы.

Цель урока: научить решать задачи на движение.

В ходе занятия шла работа по формированию универсальных учебных действий:

- Уметь решать текстовые задачи на движение;

- Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);

- Проверять правильность решения задач;

- Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.

• Метапредметные:

- Контролировать и оценивать свою работу на уроке;

- Понимать и принимать учебную задачу на уроке;

- Отвечать на вопросы;

- Пользоваться учебником.

Коммуникативные

– Умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий, умение сотрудничать с одноклассниками, обмениваться мнениями при работе в паре, в группе, умение принимать позицию партнера.

- Проявлять интерес к математике;

- Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;

- Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.

Образовательная:

Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме.

Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.

Закреплять вычислительные навыки

Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта

Воспитательная:

Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика.

Использовались следующие образовательные технологии:

технология деятельностного метода - обучение на основе учебных ситуаций.

личностно-ориентированная,

Для реализации данных технологий были выбраны методы проблемного изложения, частично поискового характера (постановка проблемных вопросов). По другой же классификации использовались методы: словесный (беседа), наглядный (иллюстрация).

На уроке были использованы разные формы обучения: работа в парах, индивидуальная.

Выбранные структура и время на этапы урока были рациональными, соответствовали цели и задачам.

Познавательная мотивация достигалась путем постановки проблемы, дополнительным информационным материалом.

Закрепление изученного прошло через решение теста.

Осуществлялись межпредметные связи. (С уроком литературного чтения и окружающего мира)

Серией вопросов на этапе рефлексия выявлялось умение удержать учебную задачу на всем протяжении урока, подводить итог урока, оценивать свою деятельность и одноклассников.

Для оценивания уровня освоения программного материала использовались самооценка, оценка учителя, взаимооценка.

На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения.

Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что на уроке осуществлялся деятельностный подход. Содержание и средства были направлены на получение нового образовательного результата – формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Считаю, что урок достиг цели.

Технологическая карта урока математики по теме:

Цель: формировать представления о зависимости между величинами: скорость, время, рассояние.

1. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.

2. Отрабатывать вычислительные навыки.

3. Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.

Предметные : знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.

Конспект урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниями.

- Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие?

Отвечают на вопрос учителя - путь, дорога.

2. Актуализация знаний

- Что вы должны сделать вначале пути?

- Давайте начнем с математического диктанта.

- Я буду читать задачи, а вы будете устно их решать, а в тетради записывать только ответ.

Для начала запишите число, классная работа.

1. У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Света?

2. Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние во второй день?

3. Стороны прямоугольника 4см и 3 см . Чему равна площадь прямоуголь ника?

- А теперь проверяем.

- Какой ответ получили в первой задаче?

- У всех такой ответ?

- Скажи, как получили такой ответ?

- Что общего у чисел этого ряда?

- Разбейте эти числа на группы

- Какой формулой вы пользовались для нахождения площади прямоугольника?

Записывают в тетради число, кл.работа

(именованные числа, мерки)

(39 мин - единицы времени

7 км – единицы длины

12 кв. см - результат нахождения площади)

3. Создание проблемной ситуации.

- А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль?

- Значит что мы будем сравнивать при выборе транспорта?

- А определить скорость можно?

- Итак, первая остановка Подумай-ка. Давайте решим задачи. Возьмите карточки на вашем столе и прочитайте первую задачу.

1.Мише до школы идти 640 метров , а Кириллу 580 метров.

Кто ближе живёт?

Кто быстрее дойдёт до школы?

- А можно ответить на 2-ой вопрос?

2. Марина идёт 10 минут до школы, а Оля идёт 12 мин.

Кто тратит больше времени на дорогу?

Кто быстрее идёт?

- Можно ответить на 2-ой вопрос?

- Какая величина характеризует быстроту движения?

- Так что же такое скорость. Выберите верное определение скорости.

1. Скорость – это расстояние.

2. Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.

3. Скорость – это время движения.

- Теперь решим еще одну задачу

3. Миша в своем классе пробежал 80 метров за 20 секунд на соревнованиях, а Игорь 45 за 15 секунд. Каждый считает, что он лучший спортсмен. Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша говорит, что он прошел большее расстояние. Кто, по вашему мнению, пробежал быстрее?

- Что является новым в этой задаче?

- Что общего с другими которые решали вначале урока?

- Попробуйте разрешить спор и запишите имя мальчика, который бежал быстрее

- Какое имя ты написал, а ты?

- Кто не смог ответить?

- В чем затруднения?

- Правильный ответ Миша!

- Раз обосновать никто не может значит у нас затруднения!

- Какое задание выполняли?

- Что не получилось?

(т.к. движется быстрее, с большей скоростью)

( в машинах есть спидометр)

(Ближе живёт Кирилл)

(т.к. не знаем сколько времени тратят на дорогу мальчики, а знаем только расстояние)

(Оля тратит больше времени на дорогу)

(нет так как не знаем какое расстояние они проходят до школы)

(Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени)

(если кто-то решил, то спросить может обосновать или нет)

(мы пробовали применить известные формулы , но ни одна не подошла)

- Так какая же цель нашей работы?

- А какая тема нашего урока?

- Итак, нам надо построить способ для нахождения скорости.

(узнать как v связана со временем и расстоянием или способ нахождения скорости)

5. Открытие детьми нового знания.

- Для этого мы пронаблюдаем решение задачи из учебника. Открыли учебники на странице 5, самая верхняя задача. Я читаю а все внимательно слушают и следят: "Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 час?"

-Учитель производит полный анализ задачи

Ребята, а какая же взаимосвязь существует? Кто назовет?

Ученики внимательно слушают, следят. Отвечают на все вопросы учителя по анализу.

В итоге приходят к решению 160:2=80

(от увеличения скорости - уменьшается время, но увеличивается расстояние)

6. Первичное закрепление

А теперь, чтобы применить на практике полученные знания, мы решим задачу номер 9 из учебника.

Полный анализ задачи, затем совместное решение, записать условие в виде таблицы. Можно одного ученика к доске на запись решения, но только после анализа.

- Какие ещё можете назвать единицы скорости

- Вернёмся к Мише и Игорю. Что нам надо найти?

- Какая скорость у Миши?(4м/с), а Игоря ( 3м/с)

- Теперь мы можем сравнить скорость Миши и Игоря?(да)

- Что нам позволяет новая формула?

Открывают учебники, знакомятся с задачей, активно участвуют в анализе задачи, краткую запись и решение записывают в тетради.

(скорость Миши и Игоря)

(находить скорости объектов)

7. Физминутка

Повторяют движения, физически отдыхают

8 . Закрепление изученного материала

Откройте учебник на стр.5.

Задание 11 самостоятельно.Задание 13.

Работа по карточкам

Всадник 36км проехал за 3 часа. С какой скоростью двигался всадник?

Теплоход прошёл расстояние 120км за 6 часов. С какой скоростью двигался теплоход?

Велосипедист проехал 36км за 3 часа. С какой скоростью ехал велосипедист?

От города до поселка 120 км, автобус проезжает этот путь за 2 часа. С какой скоростью едет автобус?

Выполняют задания с помощью учителя, первое задание с взаимопроверкой.

Карточки самостоятельно (в парах)

Выполнение всех заданий.

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Достигли мы цели?

Отвечают на вопросы учителя

-Оцените свою работу на уроке


Я доволен собой, у меня все получилось.


У меня не все получилось, нужно повторить.


Многое не получилось, нужно повторить.

Читайте также: