Искусство первобытной эпохи послание потомкам 7 класс конспект урока рб предмет искусство

Обновлено: 06.07.2024


пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты ,копья, палицы, дротики, рубило, иглы, скребки.
И во многих стоянках найдены предметы которые мы не можем назвать ина-че как художественными произведениями: силуэты зверей, узоры, загадочные зна-ки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных пли-тах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры жи-вотных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах.

Оценить 1037 0

Шилова Ирина

План-конспект урока в ДХШ при НГХУ

Студент практикант: Шилова Ирина Витальевна

Предмет:История искусств класс 2б

Дата проведения :11.09.2018 – 1.5 ч.

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит.

Цель: Создать условия дляхудожественно - эстетического развития обучающихся ДХШ как субъектов творческой и познавательной активности

Образовательная:

1 уровень: Дать представления о искусстве первобытного общества .

2 уровень: Обеспечить формирование знаний о основных периодах, соответствующих становлению и расцвету первобытного общества: о знаменитых пещерах таких как ,Альтамира, Фон-де-Гом, Нио, Ласко, Капова пещера ,относящиеся к палеолиту и известные памятники относящиеся к эпохи мезолита. Получить знание о мелкой пластике палеолита.

3 уровень: Способствовать формированию умения пользоваться полученными знаниями о памятниках первобытного общества: отличать наскальные изображение одной пещеры ,от другой.

Воспитательная: Воспитание таких качеств личности как: старательность, внимательность, способствовать усвоению материала учащимся, вызвать устойчивый интерес к предмету.

Развивающая:Продолжать развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, интереса, познавательных процессов: внимания, воображения.

Основныепонятия, термины: Палеолит, мезолит, пластика, ритмика

Средства обучения:

для преподавателя: доска, презентация «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит", глиняные пластины, изображения описывающиеся быт первобытного человека.

для обучающегося: тетрадь, ручка, бумага, карандаш

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная

словесные: рассказ , беседа

практические: выполнение творческой работы (сделать оттески с гипсовых пластин)

Планируемый результат

Предметный: знание основных понятий по данной теме.

Личностный:Готовность к самобразованию и саморазвитию, воспитание чувства ответственности, воспитание чувства уважения к традициям своих предков.

Эскиз наглядного пособия Эскиз работы учащихся

Рисунок на доске

Этапы урока

1.Организационный этап_5(мин)__

2.Изучение нового материала_48 (мин)__

3.Показ документального фильма_2(мин)

4.Выполнение практического задания_15(мин)____

5.Просмотр и анализ работ_10 (мин)____

6.Информация о домашнем задании_5(мин)__

7.Заключительный этап _5(мин)__

-Я предлагаю вам просмотреть фрагмент репортажа о Денисовской пещере

(включаю репортаж о Денисовской пещере)

Примерно с середины XIX века началась серия открытий ставших возможным благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли Были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времён, стоянки

пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты ,копья, палицы, дротики, рубило, иглы, скребки.

И во многих стоянках найдены предметы которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями: силуэты зверей, узоры, загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах.

В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда в плавь через подземные реки, им случалось обнаруживать целый музей первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтёсан и доведён до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причём на них запечатлелись следы ударов копьем. На стенах и потолках пещер, многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, частью исполненные минеральной краской. Это тоже почти сплошь изображение животных: олени, бизоны, кабаны, дикие кони, среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок.

Только позднее уже в эпоху неолита нового каменного века, стали изображает сцены из жизни первобытного племени: охоту, сражение, пляски и какие-то малопонятные обряды.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте ,а широко разбросаны по лицу нашей планеты .А в каких именно местах, я вам сейчас и расскажу.

Длительный период каменного века принято делить на три части: древний каменный век, или палеолит ( самые ранние изображения, где преобладают портреты зверей, относятся к верхнему палеолиту древнему каменному веку, то есть были созданы 40-20 тысяч лет тому назад) средний каменный век, или мезолит, и новый каменный век, или неолит.

Эти деления возникли еще в прошлом веке, но сохраняют значение до сих пор. Мы с вами остановимся на двух периодах (палеолит и мезолит).

Палеолит — наиболее продолжительный период, начало его восходит к возникновению человеческого общества. Каменные орудия палеолита сделаны в основном техникой оббивки, без применения шлифовки и сверления. Палеолит совпадает с ранней частью четвертичного, или ледникового, периода истории Земли. Основа экономики человека в палеолите — охота и собирательство.

Палеолит, в свою очередь, делится на три части: нижний (или ранний), средний (младший) и поздний ( верхний).

Нижний (или ранний)палеолит.В это время орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту(верхнему).

(Открываю презентацию с изображениями) сопровождая каждое кратким описанием.

Пещера Альтамира. Испания.

Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры.

Замечательные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски ,передана монолитная, мощная фигура зверя .Изображение не только контурное, но и объёмное. Как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя двинуться вперёд, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.

Пещера Нио. Франция

Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.

Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.

Пещера Ласко.Франция.

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе: четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.

Искусность руки и меткость глаза, дали возможность создавать великолепные мастерские изображения.

Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.

Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.

Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.

Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА — на Юж. м Урале, на р.Белая

Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал. Здесь мы можем увидеть поразительную общность стиля с живописью пещеры Ласко

Сила зверя, его величие, как бы саму душу его, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное грозное присутствие в окружающем мире-вот что передали с законченным мастерством живописцы пещер позднего палеолита.

Скульптура палеолита

Это - три типа объектов:

1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).

2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.

3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.

(Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.)

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:

Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Венера палеолита это термин которым обозначают доисторические статуэтки женщин , в основе изображения которых есть много общих признаков. Венера символизировала образ матери, женщины-богини. Венеры палеолита , всегда тучные, чаще всего беременные женщины. Изготавливались из кости, бивня мамонта, мягкого камня , средняя высота их 4-25 см.

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками. Присваивающий характер хозяйства в мезолите сохраняется, но развиваются новые его отрасли — рыболовство, в том числе и морское, охота на морских млекопитающих, собирание морских моллюсков. Характерная черта мезолита — уменьшение размеров орудий, появление микролитов.

С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.

Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.

Перемена в области искусства:

главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.

Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.

Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.

Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.

Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы:

Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.

Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.

При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.

Сцена охоты. Испания.Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

А теперь я предлагаю вам выполнить интересное творческое задание. В котором вы сможете ощутить себя в роли археолога.

(раздаю бумагу, карандаши и глиняные пластины детям)

Подведем итоги урока. ( Опрос по основным терминам и понятиям пройденного материала)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока', формирование у учащихся общего представления об искус­стве первобытных времен и его роли в мировой художественной культуре.

Задачи урока'.

' • актуализировать представления учащихся о синкретизме перво бытной культуры;

• показать специфические особенности первобытного искусства (в процессе восприятия артефактов первобытных времен);

• формировать умение выделять мифологические сюжеты в худо­жественных произведениях разных видов искусства;

• развивать художественное мышление учащихся на ма i ериале пер­вобытной культуры.

Тип урока', вводный.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно-иллюстративный материал, техническое обору­дование.

• Организационный момент

Учитель'. Здравствуйте, ребята! Вы уже два года познаете удивитель­ный мир — мир искусства. В этом учебном году мы продолжим знаком­ство с художественной культурой. Но двигаться мы будем по-другому. Нас ждет встреча с произведениями искусства первобытной эпохи, древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии, Китая. А потом мы с вами окажемся в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Нас ждет много открытий, загадок и тайн!

Учитель обращает внимание учащихся на тему и эпиграф урока, записанные на доске.

• Подготовка к работе на основном этапе урока

Актуализация знаний учащихся

Учитель: На первых уроках в 5 и 6 классах мы говорили о том, когда и как появилось искусство. Какие теории происхождения искусства вам запомнились?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Назовите произведения первобытного искусства, с кото­рыми вы познакомились в 5 и 6 классах. Какие из этих произведений вам нравятся больше других и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Учитель: Какие темы и сюжеты нашли свое отражение в произведе­ниях искусства первобытной эпохи? О чем хотели рассказать и какие чувства выражали первобытные люди?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Запишите то, что вы вспомнили об искусстве первобытной эпохи, выполнив задание 1 в рабочей тетради (с. 4, § 1).

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Эрнеста Хе­мингуэя. Согласны ли вы с суждениями американского писателя?

Учащиеся рассуждают о смысле высказывания, объясняют свою точ­ку зрения.

Мотивация деятельности учащихся

Учитель: Во второй половине XIX века испанский юрист и археолог- любитель Марселино Санс де Саутуола исследовал пещеру Альтамира. Эта пещера находилась в Испании недалеко от Сантандера, родного города Саутуолы. Там он вместе со своей дочерью Марией обнаружил не только орудия труда первобытных людей, но и цветные изображения животных.

Однако современники Саутуолы не поверили археологу-любителю. Некоторые ученые даже предположили, что стены и потолки пещеры были расписаны по его заказу. Лишь в начале XX века, уже после смерти испанского археолога, была признана подлинность найденных росписей. Так Марселино де Саутуола вместе со своей дочерью стали первооткры­вателями древнейших произведений первобытного искусства.

Учащиеся знакомятся с фрагментами росписей из пещеры Альтамира. Смотрят фрагмент фильма X. Хадсона.

Учитель-. Представьте себя современниками испанского археоло­га-любителя Марселино де Саутуолы. Поверили бы вы в то, что эти рисунки созданы десятки тысяч лет назад первобытными людьми или нет? Почему? Как вы думаете, почему современники испанского архео­лога не поверили в его открытие?

Учащиеся высказывают свои предположения.

2.3. Целеполагание деятельности учащихся

Учитель-. Тема нашего урока сегодня посвящена искусству перво­бытной эпохи. Давайте выясним характерные черты этого искусства, особенности его появления и развития.

3. Изучение новой темы

Учитель-. Современные методы исследования показывают, что пер­вые произведения искусства появились в первобытную эпоху, в камен­ном веке. Однако едва ли эти произведения были созданы сознательно. Охота и создание рисунка на стене, проведение обряда с пением и тан­цем, обустройство теплого и безопасного жилища были частью жизни первобытного человека. Художественная деятельность первобытных людей и их повседневная жизнь не разделялись. Человеку было необ­ходимо выжить в суровом мире, и вся его жизнь подчинялась именно этой задаче.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.

Подумайте, почему первобытный человек начал заниматься искус­ством. Какое место в его жизни занимало искусство?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель'. Первобытные люди относились к явлениям и силам при­роды как к живым существам. Они наделяли их человеческими каче­ствами, общались с ними, обращались с просьбами, благодарили. Эти действия со временем стали обрядами.

В проведении обрядов участвовали все, не разделяясь на зрителей и исполнителей, при этом использовались предметы повседневного быта и произведения искусства — рисунки, скульптуры, украшения.

Учащиеся описывают картины, делятся впечатлениями.

Учитель: Сравните рассмотренные картины. Назовите сходства и от­личия. Что объединяет эти полотна? Какие виды искусства зарождаются в изображенных обрядах?

Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы.

Учитель: Археологами были найдены наскальные рисунки и скульп­туры животных со следами ударов первобытных стрел и копий. Как вы думаете, почему первобытные люди совершали подобные действия? Какая из рассмотренных картин Зденека Буриана рассказывает нам об этом?

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают различные предпо­ложения.

Учитель: Украшения, которые носили первобытные люди, также выполняли практическую функцию — оберега, дающего силу и при­носящего удачу. Рассмотрите иллюстрацию с изображением древних ожерелий в § 1 учебного пособия на с. 6. Из чего были сделаны эти оже­релья? Почему? К какому виду искусства можно отнести эти изделия?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель просит учащихся выполнить задание 4 в рабочей тетради (с. 5-6, §1).

— Какие качества, на ваш взгляд, первобытный человек хотел бы перенять у животных, надевая различные обереги? Например, из когтей медведя и кроличьих лапок.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.

Учитель: А из чего бы вы сделали украшение-оберег для себя? Расскажите, как будет этот оберег вас защищать, в чем помогать.

Учащиеся описывают свои варианты современных украшений-обе­регов.

Учитель: Первобытные люди рассказывали об окружающем мире и объясняли различные природные явления также и в устных сказа­ниях — мифах. Прежде всего человек с помощью мифов отвечал на са­мые важные и сложные вопросы: о происхождении земли, неба, солнца, звезд, животных, людей и т. д.

Вспомните, с какими мифами мы с вами познакомились в прошлом учебном году. Назовите произведения искусства, созданные на основе мифологических сюжетов. Почему мифы разных народов уже много столетий являются неиссякаемым источником сюжетов и вдохновения для мастеров искусства?

Учащиеся отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения.

• Первичное закрепление изученного материала

Учитель делит учащихся на пять групп (количество учащихся в каж­дой группе зависит от количества учащихся в классе) и предлагает пред­ставителю от каждой группы вытянуть один из пяти конвертов с тек­стом мифа. В конвертах находятся тексты мифов пяти разных народов мира, посвященных происхождению Млечного Пути.

Учитель может выбрать любой сюжет на свое усмотрение. Задание является одинаковым для всех групп учащихся: каждая группа должна прочитать свой миф, а затем создать произведение искусства (устно описать, инсценировать сюжет и т. д. по выбору), в котором раскрыва­ется идея этого мифа.

1. Древнегреческий миф

В день рождения Геракла верховный древнегреческий бог Зевс, обрадован­ный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу — стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геракл получил божественную силу и стал непобедимым, его должна была вскормить великая богиня Гера. Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геракла на Олимп.

Со скоростью мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не заме­ченный никем, взял он только что родившегося Геракла и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и приложил к ее груди маленького Геракла, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня просну­лась. В гневе отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь.

В болгарской мифологии Млечный Путь получил название Кумова Солома, или просто Солома.

Однажды зимой, когда вся земля была укутана глубокими сугробами снега, у одного бедного человека кончился корм для волов. День и ночь думал он, чем же накормить скотину, где достать хоть немного соломы, чтобы волы не умерли от голода.

И вот в темную морозную ночь взял он корзину и пошел к своему куму, у которого было много стогов соломы. Осторожно набрал бедняк в корзину со­ломы и тихонько отправился обратно. В темноте он не заметил, что его корзина была дырявая. Шел он так с корзиной за спиной к своему дому, а из дыр падали соломинка за соломинкой, образуя за ним длинный след. И когда пришел он домой, то увидел, что в корзине не осталось ни соломинки!

На рассвете вышел хозяин к стогу, чтобы набрать соломы и накормить своих волов, и увидел, что ночью кто-то разворошил его стог и украл солому. Отправился он по следу и дошел до дома, где жил его кум. Позвал он кума и начал ругать за то, что тот украл у него солому. А кум стал оправдываться и лгать, что этой ночью он даже не вставал с постели. Тогда обворованный кум взял его за руку, вывел на улицу и показал рассыпавшуюся по дороге солому. Застыдился тогда вор.

Индейцы называют Млечный Путь Белой Рекой.

В начале времен жили на земле две сестры-богини. Одну звали Бирюзовой девой, другую — Девой белой раковины. Чтобы чем-то заняться, а не сидеть просто так, старшая из сестер — Бирюзовая дева — решила учить людей, ма­лограмотных и совсем не образованных, как добывать огонь, строить жилища, охотиться на бизонов и прочим полезным вещам. Вторая же сестра — Дева белой раковины — оставалась дома. И вот пока Бирюзовая дева учила первых людей, Дева белой раковины терпеливо вела хозяйство и дожидалась сестру у домаш­него очага. Но земля у индейцев была большая, и успевать каждый вечер домой становилось все труднее. Ведь жили сестры очень далеко, на самом краю земли. Вот тогда Бирюзовая дева придумала возвращаться домой не пешком, а просто плыть в челноке прямо по небу. А поскольку само по себе небо было сухим, то верховное божество специально для Бирюзовой девы создало там реку. Так и появилась на небе Белая Река (Млечный Путь). В начале ночи Бирюзовая дева возвращалась по Белой Реке домой, а в конце снова отправлялась учить людей.

Некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился сын бога, или человек Мось — перво­предок обских угров. Он пошел на лыжах, сделанных из священного дерева.

Охотнику удалось согнать лося с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный Путь — это лыжня охотника. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле.

5. Монгольский миф

Когда начались монгольские завоевания, то множество воинов Монгольской империи, маршируя, сопровождаемые обозами со скотом, направились на запад. Дорожная пыль, поднявшаяся от многотысячного топота ног и копыт, достигла неба. Так появился Небесный Путь.

Учитель вместе с учащимися обсуждает результаты выполненного задания, оценивает работу групп.

• Физкультминутка

• Закрепление и применение изученного материала в различных видах деятельности

Учитель демонстрирует учащимся первобытные изображения чело­веческих рук в пещерах Пеш-Мерль (Франция), Куэва-де-лас-Манос (Аргентина) и волнистых линий в пещерах Хорное де ла Пенья и Аль­тамира (Испания).

— Как вы думаете, почему одними из первых изображений на стенах пещер стали изображения рук человека и волнистые линии, названные учеными макаронами?

Учащиеся высказывают различные предположения.

Учитель просит учащихся ознакомиться с текстом § 1 учебного по­собия на с. 8 и рассказать, каким образом первобытные люди создавали отпечатки рук на стенах пещер.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель предлагает учащимся выполнить рисунок на любую тему (по желанию), представив себя первобытными художниками. Главное условие задания: из инструментов использовать только черный флома­стер или ручку, из средств выразительности — только линию и точку.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Учитель вместе с учащимися оценивает получившиеся работы.

• Информация о домашнем задании

• Подведение итогов урока

Учитель'. Какие черты первобытного искусства вы запомнили?

Что привлекает в образах, созданных первобытными людьми, нас, зрителей, и современных художников-творцов?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Обращение первобытных людей к искусству стало одним из самых важных событий в истории человечества. В произведениях первобытного искусства отразились и представления человека об окру­жающем мире, и стремление его освоить, объяснить и покорить. Образы этих произведений до сих пор привлекают, удивляют и вдохновляют людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВВЕДЕНИЕПервобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватыва.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВВЕДЕНИЕПервобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватыва.

ВВЕДЕНИЕ
Первобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

ПЕРИОДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВАЭпоха палеолита – ХХХ – ХII тыс. лет до н. э.

ПЕРИОДЫ
ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА
Эпоха палеолита – ХХХ – ХII тыс. лет до н. э.
Эпоха мезолита – ХII - VIII тыс. лет до н. э.
Эпоха неолита – VIII – VI тыс. лет до н. э.

ФРАНЦИЯ ПЕЩЕРА МОНТЕСПАНВ пещере Монтеспан на территории Франции археологи н.

ИССКУСТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТАПервые произведения первобытного искусства созданы о.

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРАВ 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пеще.

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер на территории Европы

ПЕЩЕРЫ ЕВРОПЫНаиболее известные пещеры находятся на территории Испании и Фран.

ПЕЩЕРЫ ЕВРОПЫ
Наиболее известные пещеры находятся на территории Испании и Франции: Ла-Мут,
Ла Мадлен, Труа Фрер,
Фон-де-Гом и др.
Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с
изображениями первобытного времени. Выдающиеся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции открыли 4 мальчика. Живопись этой пещеры – самое совершенное произведение палеолита

БИЗОНПещера Альтамира - Испания

БИЗОН
Пещера Альтамира - Испания

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКАПервобытные художники заполняли поверхность внутри контура.

КОРОВЫПещеры Ласко Франция

КОРОВЫ
Пещеры Ласко Франция

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТАВ эпоху мезолита (среднего каменного века) изменились клима.

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА
В эпоху мезолита (среднего каменного века) изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти предметы оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКАНа смену рисункам животных приходят рисунки людей в стреми.

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА
На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении
Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием
Появляются драматические сцены столкновения между племенами. В некоторых случаях речь идет о казни.
Изображения женщин встречаются редко – они статичны и безжизненны
На смену большим произведениям пришли малые
Детальность композиции и количество персонажей
Человеческие фигуры условны

ПЕЩЕРЫ АФРИКИНаскальное искусство существовало во всех частях света, но нигд.

ИСКУССТВО НЕОЛИТАТаяние ледников в неолите , или новом каменном веке (5 – 3 т.

ИСКУССТВО НЕОЛИТА
Таяние ледников в неолите , или новом каменном веке (5 – 3 тыс до н. э.) привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная вражда. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах защищенных от внезапного нападения

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКАНаскальная живопись становится ещё более схематичной и усл.

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА
Наскальная живопись становится ещё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы. Например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры( круги, прямоугольники, ромбы и спирали) изображения оружия и средств передвижения (лодки, корабли)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Когда зародилось первобытное искусство? На какие пери.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Когда зародилось первобытное искусство?
На какие периоды можно разделить первобытное искусство?
Какие особенности рисунка каждого периода можно выделить?
Назовите испанского археолога исследователя Альтамира
Где находятся пещеры с рисунками первобытных людей? Назовите некоторые

МЕГАЛИТЫ В3-2 тыс.до н.э. появились сооружения из огромных каменных глыб – ме.

МЕНГИРЫ К мегалитическим сооружениям относятся – менгиры – вертикально стоящи.

МЕНГИРЫ
К мегалитическим сооружениям относятся – менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров

ДОЛЬМЕНЫ Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой

ДОЛЬМЕНЫ
Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой

КРОМЛЕХИ Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста.

КРОМЛЕХИ
Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено более четырех тысяч.
Самое знаменитое из них кромлех Стоунхендж (2 тыс до н. э.) недалеко от города Солсбери в Англии.

Урок 1. Искусство первобытной эпохи: послание потомкам . Конспект . Д.з. (по желанию) Повторить Урок 1

Урок 2. Сюжеты и образы первобытных изображений. Конспект . Д.з. (по желанию) Повторить: Палеолитические Венеры.

Урок 3,4. Освоение пространства: зарождение архитектуры. Конспект . Д.з. (по желанию) Повторить Урок 1,3,4 . ПРОВЕРКА КОНСПЕКТОВ. Принести ВСЕМ тетради!

Урок 5. Искусство первобытных времен на белорусских землях. Д.з. принести тетрадь, альбомный лист, линейку (20 см!), карандаш и ОБЯЗАТЕЛЬНО ножницы! Если у кого есть дырокол, принесите, пожалуйста.

Урок 7. Идеи вечной жизни в древнеегипетской архитектуре. Конспект . Д.з. (по желанию) Повторить Урок 7.


Урок 8. Сюжеты и образы в изобразительном искусстве Древнего Египта. Д.з. принести простой карандаш


Урок 9. Загадки Древнего Египта: литература и музыка. Конспект . Д.з. (по желанию) Повторить Урок 6,9


Урок 11. Искусство Вавилона: "врата бога". Конспект . Д.з. принести тетрадь, гуашь (акварель) или цв.карандаши (фломастеры), альбомный лист, стаканчик и т.д.
(по желанию): Эскиз рисунка (на выбор):
Зиккурат Этеменанки;
Висячие сады Семирамиды;
Ворота богини Иштар в Вавилоне;
Изображение животных на воротах богини Иштар (обратите внимание на фон)

Урок 12. Искусство Вавилона: "врата бога". Д.з. (по желанию) подготовиться к викторине (см.раздел "Худож.галерея", начиная с Древнего Египта ), повторить Урок 10, 11. Принести учебник по искусству


Урок 16. Искусство Древнего Китая: красота в деталях. Конспект . Д.з. принести альб.лист, кисточки, КРАСКИ (гуашь, акварель. ) и т.д. ; (по желанию) - эскиз. см. задание в тетради. Если отсутствовал на уроке, то тема "Великая Китайская стена" - (по желанию) эскиз. См. Худ.галерею 2 ч.

Урок 17. Монументальность архитектуры и скульптуры Древнего Китая. Конспект . См. Худ.галерею 2 ч. Д.з (по желанию) повторить Урок 16

Урок 18. Художественная фантазия крито-микенского искусства. Д.з нет

Урок 19. Ордерная система в древнегреческой архитектуре. Конспект . Д.з (по желанию) повторить Урок 19 См. Худ.галерею 2 ч .

Урок 20. Ордерная система в древнегреческой архитектуре. Конспект . Д.з Принести учебники! (по желанию) повторить Урок 19, 20. См. Худ.галерею 2 ч.

Урок 21. Греческий храм - идеал красоты и гармонии в архитектуре. Конспект . Д.з (по желанию) повторить Урок 19, 20, 21. См. Худ.галерею 2 ч. Проверка конспектов, начиная с Урока 16.

Урок 22. Греческий храм - идеал красоты и гармонии в архитектуре . Д.з принести на урок обязательно простой карандаш, ластик.

Урок 23. Изобразительное искусство Древней Греции . Конспект Д.з принести учебники!!

Урок 24. Чудеса света в Древней Греции . Конспект. Д.з принести альб.лист, краски(гуашь, акварель. ) или цв.карандаши, или простой карандаш (графика). По желанию нарисовать эскиз ОДНОГО из ПЯТИ чудес света (на выбор - рисуем только сооружения Др.Греции). Наглядность смотрите в Худож.галерее 2 ч. (по желанию) повторить Урок 24 (нумерацию и названия чудес света).

Урок 25. Чудеса света в Древней Греции . Д.з нет

Урок 26. Гармония мысли и слова: литература древней Греции. Д.з зайти в Блог и повторить: 5 класс "Музы", 6 класс "Истоки театра".

Урок 27. Древнегреческая драма. Д.з альб. лист, цв.карандаши. ; подготовиться к игре: повторить уроки 16-26

Урок 28. Искусство этрусков: предшественники великих римлян . Конспект . Наглядность смотрите в худ.галерее. Д.з повторить Урок 27.


Урок 29. Архитектура Древнего Рима: новаторство, величие и инженерное мастерство . вопросы . Д.з Принести учебник, принадлежности для рисования (альб.лист, простой карандаш, краски (можно цв.карандаши). ); повторить (по желанию ) Урок 28


Урок 30. Выдающиеся постройки Древнего Рима. Д.з (по желанию) повторить Урок 27-28

Урок 31. В ыдающиеся постройки Древнего Рима . конспект Д.з нет

Урок 32. Портретный жанр в скульптуре Древнего Рима. Своеобразие техник монументальной живописи . Д.з нет


Урок 32. Золотой век литературы в Древнем Риме. Д.з нет

Урок 33. Театр и музыка в Древнем Риме. Д.з нет

Урок 34. Театр и музыка в Древнем Риме. Д.з нет

Урок 35. Итоговое обобщение.




Читайте также: