Как растут деревья конспект

Обновлено: 29.04.2024

Дерево растет в высоту, надстраивая новые клетки поверх старых. Если ветка дерева выросла на высоте метра над землей, то она так всегда и останется на той же высоте.

А если в молодое дерево вбить гвоздь, поднимется ли он с ростом дерева вверх?

Вбитый в ствол гвоздь или привязанный к стволу колышек всегда останется на одной и той же высоте. Но дерево растет еще и в толщину, оно способно, постепенно обрастая, вбирать в себя подобные предметы, спустя годы они окажутся внутри ствола.


Может ли продолжать расти дуплистое дерево?

Это случается нередко - дуплистые, выжженные или пораженные болезнью деревья продолжают расти. Вне зависимости от возраста дерева его рост в толщину происходит за счет камбия -однорядного слоя зеленых клеток, расположенных под корой и флоэмой. (Камбий хорошо виден на молодых ветках, если осторожно снять ножом или ногтем их нежную кожицу.) Чтобы ни произошло с сердцевиной дерева, оно будет жить и расти до тех пор, пока цел камбий. Конечно, в конце концов такое дерево упадет, потому что находящиеся внутри слои древесины нужны ему и в качестве опоры.


Зачем дереву нужна кора?

Когда бушует низовой пожар и огонь подбирается к гигантским секвойям, их толстая кора спасает их, защищая от повреждения. Для многих деревьев толстая кора может в какой-то мере служить защитой от огня. Но это лишь один из примеров той защитной роли, которую она играет.

В случае повреждения кора многих хвойных выделяет смолу, которая залечивает рану и не позволяет проникнуть в нее патогенным грибам и другим болезнетворным организмам. Твердая, жесткая кора защищает дерево и не дает укорениться паразитическим растениям. Кроме того, нежный живой слой дерева оказывается как бы прикрытым от солнца и ветра.

Самая замечательная кора - у растений семейства эвкалиптовых, деревьев и кустарников. При повреждении эвкалиптовая кора выделяет смолистые вещества. Она хорошо защищает дерево от огня. Если листья и сгорят, то часто новые могут появиться из так называемых спящих почек, скрытых в коре дерева.


Древесный ствол и его слои

Строение ствола дерева в разарезе

Камбий - тонкий слой образовательной ткани ствола. Здесь берут начало все другие клетки.

Флоэма лежит прямо под корой. По этой волокнистой ткани от листьев вниз перемещаются сахара.

Кора покрывает ствол снаружи, изолируя его и защищая дерево от болезней.

Заболонь - по ней от корней вверх движется вода, она обычно светлее сердцевины.


Как вода поднимается вверх по дереву?

Многие метры бывает отделяют корни дерева от листьев его кроны. Но у дерева нет насоса, как же тогда доставить воду наверх? Но некоторым деревьям это удается проделать, да еще с фантастической скоростью - более 30 метров в час.

Начало этого пути происходит от корневых волосков, всасывающих воду за счет осмотических сил. Клетки корневых волосков содержат растворенные сахара и соли, и вода поступает в них из окружающей почвы, чтобы уравновесить осмотическое давление.

Как вода поднимается от корней дерева

Благодаря этому давлению в корневых волосках и происходит подача воды вверх, от одной клетки к другой, через корни и ствол дерева до самой его вершины.

Напор воды в несколько раз усиливает еще одна сила. Когда растет дерево, происходит испарение воды через его листья. От всего объема проходящей через дерево воды, только 1% потребуется ему для фотосинтеза, а оставшаяся вода просто испаряется. Это создает частичный вакуум, быстро заполняемый водой, поднимающейся от корней.


Как определить возраст дерева, не срубив его

Чтобы определить возраст дерева рубить его не следует. У лесников есть инструмент - специальный полый бур, принцип действия, как у коловорота. Буром просверливают ствол дерева до его сердцевины, а затем вынимают. Внутри него остается столбик древесины, в котором находится полный набор годовых колец.

Определить возраст дерева можно также, измерив его обхват на высоте 1-1,5 м над землей. Средний рост дерева не в густом лесу за год составляет 2,5 см. Следовательно можно сосчитать, что дерево с обхватом ствола в 1 метр растет около 40 лет.


Можно ли узнать возраст веток?

Рост деревьев в высоту идет за счет удлинения веток, у которых растет верхушка. У листопадных деревьев новая почка появляется на конце ветки прежде, чем опадет верхний лист. Весной (во время сезона дождей) эти почки лопаются, и появляются новые облиственные побеги. Место, откуда в каждом сезоне ветка начинает свой рост, легко отличить по рубцу в основании ежегодного прироста, и, сосчитав такие рубцы, можно определить возраст ветки.


Кольца деревьев

Деревья в умеренном климате особенно бурно растут весной, когда тонкостенные клетки, образующие ксилему, бурно увеличиваются. На срезе ствола эти клетки образуют светлые круги - так называемую весеннюю древесину. В конце лета рост замедляется и клетки становятся меньше, а стенки их утолщаются. Клетки этой летней древесины видны на срезе как более темные круги. Каждое кольцо, светлое и темное, соответствует половине сезона роста, и возраст дерева можно определить, сочтя их. Каждая пара соответствует одному году.

По кольца дерева определяют события

Непредвиденные обстоятельства нарушают правильный порядок образования колец. Жестокие засухи, поздние заморозки, нашествия насекомых-вредителей и всякие другие беды могут заставить дерево сбросить все листья после начала сезона роста, и до следующего года рост может не возобновиться. Древесные кольца не всегда симметричны, поскольку их рост на одной из сторон может быть в силу каких-либо причин нарушен. Так что по ширине колец, рубцам и другим признакам ученые могут восстановить многие события в жизни дерева.

1. Формировать представления о строении дерево, функциях и назначении его частей (корень, ствол, кора, ветви, листья).

2. Формировать представления о влиянии света, тепла, воды на рост растений.

3. Активизировать речь и обогащать словарь детей за счет новых понятий.

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Ход занятия:

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

2 В группу влетает листочек на котором написана загадка:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Воспитатель: Правильно, это дерево. (Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку и макет дерева). Воспитатель: Ребята, могут ли деревья передвигаться? Дети: Нет, они растут на одном месте Воспитатель: Вы когда-нибудь обращали внимание, как прямо стоят деревья? Пытались вытащить дерево из земли так, как мы вытаскиваем морковку? Что так крепко держит дерево в земле?

Воспитатель: Корни уходят глубоко в почву и крепко связывают дерево с землей. Главная работа корня-добывать из почвы воду и полезные вещества.

Воспитатель: Что идет от корня вверх?

Дети: Ствол дерева

Воспитатель: Чем покрыт ствол?

Воспитатель: Что это такое? (показывает на ветки).

Воспитатель: Чего много на веточках?

Воспитатель: Правильно. Листья играют важную роль в жизни дерева: с помощью листьев дерево дышит. Листочки помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом. Украшают природу и сохраняют тень в жаркий день.

Воспитатель: Что необходимо для их роста? (Ответы детей).

Воспитатель: Деревья - живые существа, и для их роста необходимы свет, вода, тепло. Солнечный свет и тепло помогают деревьев расти. Чем меньше солнечного света попадает на дерево, тем хуже оно растёт, листья становятся бледными и слабыми. А без тепла они вообще не развивается. А еще для роста дереву нужна вода. Деревья радуются, когда идет летний теплый дождь. Воду деревья получают еще с росой, инеем и снегом.

Воспитатель: Ребята, а люди ухаживают за деревьями? Как?

Дети: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие ветки.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что дерево-это дом для множества живых существ (показывает на иллюстрации).

Дети:Ответы Воспитатель: Правильно. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, могут поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы ежи, а под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

4 Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Цель: развитие мыслительных операций и умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать чувства любви, понимания к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, что деревья живые, значит они могут проявлять свои эмоции и чувства. Давайте сейчас попробуем с помощью смайлика показать свое настроение; - если ребенку хорошо, радостно- то смайлик будет улыбаться; - если ребенку грустно – то смайлик будет грустить;

Затем предложить детям с помощью смайлика определить настроение деревьев если: (На доске картинки)

1 Если у дерева сломали ветку? (Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо) 2 Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода). 3 Лесоруб рубит дерево. Понравиться это дереву или нет? (Нет, не понравится дерево погибает). 4 Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть). 5 Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках).

Итог. Воспитатель: Оказывается, у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять! А что нужно дереву, для того чтобы жить? (вода, свет, тепло). Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух). Каждая травинка, растение, деревья, насекомые они все хотят жить. Запомните это!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткосрочный план урока №64

Раздел долгосрочного плана: 6: Живые организмы: растения.

ФИО учителя:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Как растут деревья?

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

СГ 1 Понимание содержания текста;

СГ 6 Оценивание прослушанного материала

.понимать основное содержание текста, определяя главную информацию;

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если: понимает основное содержание текста определяя главную информацию;

Знает и определяет типы текстов

Знает и определяет стили текстов

Обосновывает свою позицию

Задает вопросы собеседнику и отвечает на вопросы

Привитие ценностей

Обучение на протяжении всей жизни

Межпредметные связи

Изучение данной темы раздела предполагает межпредметную связь с предметом биологии. На уроке учащиеся будут опираться на свои знания полученные на уроках биологии, познании мира, а также расширять свой кругозор по теме.

Навыки использования

Презентация, видеоролик мультфильма, прослушивание стихотворения (видеоролик).

Предварительные знания

Это 4 урок данного раздела, он построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, рассчитан на обогащение активного словарного запаса и развитие языковых норм.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Учащиеся заполняют каждый свою таблицу. Учитель выборочно 3-4 учащимся предлагает читать слова-ассоциации перед классом.

Опрос домашнего задания

Ребята я сегодня хочу начать урок с загадки. Отгадайте её пожалуйста.

Из чудесного яичка
Вылупляется не птичка -
Не скворец, не голубок,
А малюсенький дубок!
(Желудь)

Желудь с дерева упал
В почву рыхлую попал
Зиму кроха переждёт,
По весне уж прорастёт.
К небу веточки потянет
И однажды дубом станет.
Головой коснется туч.
Будет крепок и могуч.

Как вы думаете, что же это может быть? О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (Ответы учеников) Молодцы! Так о чем мы будем с вами вести беседу? Хорошо! (Определение темы урока) А теперь давайте определим цели урока:

- совместно с учащимися определить цели урока/ЦО

Учащиеся выполнят лексическую работу. Ребята, в тетради при помощи толкового словаря определите лексическое значение данных слов: желудь, росток, органические и минеральные элементы, микроэлементы. (Ответы учеников) Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием и запомнили значение данных слов.

Мозговой штурм

.Актуализация знаний об особенностях научного и художественного стиля

Учитель актуализир ует материал о лексических особенностях научного и художественного стиля. Сначала с учащимися пров одится устная предтекстов ая работ а на снятие лексических трудностей . Учитель задает вопросы:

Какие слова преобладают в научном тексте? (специальная лексика, термины). Приведите пример

Как вы думаете, к какому стилю текста относится легенда?

(ответы и примеры учащихся)

Работа с текстами

Задание: Прочитайте текст и определите стиль и тип текста. Аргументируйте свою позицию. Ответ оформляйте в виде таблицы на плакатах

Стиль текста

Первой группе предлагается текст художественного стиля о пользе капусты.

Странным заболеванием заболел один из военных Александра Македонского: растолстел человек, как гора, неповоротливый стал . Всевозможные лекарства перепробовал воин - не помогало. Загрустил человек, потому что он лучше учил попадать дротиком в цель своих воинов. Поэтому потерять этого человека, что учила таком у воинско му ремеслу, Александр Македонский не мог. Он послал куда-то пят ь старейших воинов. Через неделю они вернулись с мешком каких-то странных "плодов" с человеческую голову каждый. Приказал Македонский толстяку каждый день съедать по одному плоду. Через некоторое время тот начал худеть, а через 30 дней он снова начал попадать в дальнюю цель. Это была капуста.

Вторая группа работает с текстом научного стиля.

Огромна польза капусты для организма человека. Без преувеличения можно сказать, что этот овощ содержит весь спектр необходимых человеку для здоровой жизнедеятельности витаминов и минералов. Из микроэлементов больше всего в капусте калия, кальция и фосфора. Польза калия велика для работы сердечно-сосудистой системы, он предотвращает образование тромбов, делает ниже уровень холестерина в крови . Кальций необходим для крепких костей, здоровых зубов, ногтей и волос, чтобы стрессы и негативная окружающая среда не нанесли им вред.

По окончании работы с текстами группы вывешивают свои плакаты на доску и выступают с защитой своих аргументов. В качестве спикеров могут выступать все члены группы или же группы выбирают одного или несколько спикеров из числа членов группы.

По окончании данной работы учитель предлагает группам оценить работу друг друга. Учащиеся первой группы обсуждают и согласно критериям оценивают выполнение работы по семибалльной системе, проставляя баллы в таблице. Затем кратко комментируют проставленные баллы.

5. Обогащение пассивного словаря: сердцевина, камбий, луб, древесина, иволга, сойка.

6. Развивать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Пособия и оборудование:

Игрушка – ворон, плакат дерево-дом. Плакат-поляна.

На каждого ребенка: цветная бумага, кисточка, клей.

Ход занятия:

I часть.

Воспитатель:

Дети сидят на ковре полукругом.

Вносят посылку с вороном.

Ворон: - Кар, кар, какой кошмар!

Воспитатель: - Здравствуй, ворон, что случилось?

Ворон: - Мы с друзьями понять не можем, почему Весна пришла, вода потекла, а деревья до сих пор голые стоят.

Воспитатель: - Сейчас мы тебе расскажем, почему на деревьях нет листьев? Дети, что должно произойти, чтобы дерево проснулось?

Ответы детей: - На деревьях еще нет листьев потому что солнце ещё не сильно греет, потому что снег ещё не растаял. Чтобы дерево проснулось земля должна прогреться, солнце должно греть.

Ворон: - Всё равно не понимаю

Воспитатель: - Тогда мы тебе сейчас покажем, из чего состоит дерево, попробуем его построить, с чего сначала начнём, а потом, что…?

Ответы детей: сначала сердцевина, потом древесина, камбий, луб, кора.

Воспитатель: - Ворон, теперь ты понял, почему на дереве нет листьев?

Ворон: - Вы ходили кругами, махали руками, а листьев на дереве всё равно нет.

Воспитатель: - Ребята, объясните ворону, почему же на деревьях нет листьев?

Ответы детей: - Потому что зимой замедляется рост деревьев и сока внутри ствола, а как только солнце начинает греть и земля прогрелась, тогда дерево начнёт корнями пить сок, сок начнёт подниматься по стволу к веткам и начнут появляться почки, а затем листья.

Воспитатель : - Друзья, а как вы думаете, дерево живое?

Ворон: - Дерево – это мой дом, а дом живым не может быть.

Воспитатель: - Ребята, прав ворон?

Ответы детей: Нет, ворон не прав, дерево живое, оно дышит, питается.

Ворон: - А я думал – это дом.

Воспитатель: - Ты не ошибся, дерево является домом для многих лесных жителей.

Ворон: - Да, у меня много соседей.

Воспитатель: - Дети, а кому дерево является домом?

Ответы детей: Дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым.

2

Ворон :- Я принёс вам подарок, картину, на ней нарисованы мои друзья.

(Дети подходят к картине)

Воспитатель: - Сколько здесь лесных жителей, дети назовите кто здесь есть.

Ответы детей: - Здесь есть белка, дятел, филин, ёжик, кабан, крот, барсук, кот, мышь, жуки, олень, паук, летучая, мышь, сорока.

Воспитатель: - Дети, чем отличается наш дом и дерево, чем похожи?

Ответы детей : - Отличается тем, что на дереве нет мебели, бытовой техники.

-Похожи тем, что у дерева так же как и у нашего дома есть этажи, это ветки, крыша – это крона, стены- это ствол, подвал-это корни под землёй.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему все эти звери, птицы, насекомые выбрали домом именно дерево?

Ответы детей: - Потому что около дерева много пищи, в нём или около него можно устроить жилищ.

Ворон: - Я знаю очень интересную игру. Мы с друзьями в неё любим играть. Вы загадаете какого-нибудь жителя дерева и покажете нам его без слов, а только движениями и жестами. Видели бы вы как белка показывает дятла.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, для чего деревья нужны человеку?

Ответы детей: - Деревья очищают воздух, из деревьев делают мебель, дома.

Ответы детей: - Чтобы не срубать ёлки на праздник можно поставить искусственную ёлку или сделать её из чего-нибудь;

- Деревья спиливать нельзя, если спилить все деревья, то животные и насекомые погибнут, людям будет нечем дышать;

- Можно спиливать больные деревья и те которые мешают другим деревьям расти.

Воспитатель: - Деревья погибают не только от топора дровосека, случаются и пожары. Что нужно делать, чтобы лес восстановить?

Ответы детей: - Нужно посадить новые деревья.

II часть

Воспитатель: - Сейчас мы с вами создадим свой лес, у меня как раз есть хорошая поляна.

3

(дети подходят к столу)

4

Воспитатель: - Какой красивый лес у нас получился!

Ворон: - Очень красивый, нам с друзьями очень бы хотелось в таком жить.

Воспитатель: - Ребята, а давайте подарим наш лес ворону и его друзьям. Теперь узнаем все ли ворон запомнил, дети сейчас тебе зададут вопросы…

Дети: - Ворон, почему Весна наступила, а деревья голые?

Ворон: Потому что солнышко еще не греет и земля не прогрелась, сок еще не поступает по стволу к веткам.

Дети : - А из чего состоит ствол дерева дерева?

Ворон: - Из сердцевины, древесины, луба, камбия и коры.

Дети: - А дерево является только твоим домом и почему именно на дереве ты живешь?

Ворон: - Нет, на дереве живет много моих лесных друзей, дерево является моим укрытием и около него много пищи.

Дети: Можно ли уничтожать деревья и что может случиться если леса не восстанавливать?

Ворон: Деревья нельзя уничтожать иначе могут погибнуть все животные и люди.

Ворон: - Спасибо вам ребята, что вы мне всё объяснили, полечу, друзьям расскажу.

https://lapochka-shop.ru/upload/iblock/80c/80cc1fb7a24b266967791d4c1f3e660a.jpg

Проблемная ситуация : дети ломают ветки у деревьях и кустарниках.

Цель : Закрепление знаний о строении дерева.

1. Обобщить знания детей о животном и растительном мире наших лесов;

2. Закрепить понятие, что дерево живое (растёт, дышит, питается);

3. Закрепить представление о строении дерева (крона, ствол, ветки, корни); строении ствола (сердцевина, древесина, камбий, луб, кора);

4. Дать понятие, что дерево является домом для многих обитателей леса;

5. Обогащение пассивного словаря: сердцевина, камбий, луб, древесина, иволга, сойка.

6. Развивать бережное отношение к природе.

Наблюдение за деревьями на прогулке;

беседа Чем питаются деревья?;

рассматривание срезов деревьев, иллюстраций строения дерева*;

игры: если бы я был деревом; дерево-это….

Пособия и оборудование:

Игрушка – ворон, плакат дерево-дом. Плакат-поляна. На каждого ребенка: цветная бумага, кисточка, клей

Воспитатель: Дети сидят на ковре полукругом. Вносят посылку с вороном. Ворон: - Кар, кар, какой кошмар!

Воспитатель: - Здравствуй, ворон, что случилось?

Ворон: - Мы с друзьями понять не можем, почему Весна пришла, вода потекла, а деревья до сих пор голые стоят.

Воспитатель: - Сейчас мы тебе расскажем, почему на деревьях нет листьев? Дети, что должно произойти, чтобы дерево проснулось?

Ответы детей: - На деревьях еще нет листьев потому что солнце ещё не сильно греет, потому что снег ещё не растаял. Чтобы дерево проснулось земля должна прогреться, солнце

Ворон: - Всё равно не понимаю

Воспитатель: - Тогда мы тебе сейчас покажем, из чего состоит дерево, попробуем его построить, с чего сначала начнём, а потом, что…

( игра Строение дерева)

Ответы детей : сначала сердцевина, потом древесина, камбий, луб, кора. Воспитатель: - Ворон, теперь ты понял, почему на дереве нет листьев?

Ворон: - Вы ходили кругами, махали руками, а листьев на дереве всё равно нет. Воспитатель: - Ребята, объясните ворону, почему же на деревьях нет листьев? Ответы детей: - Потому что зимой замедляется рост деревьев и сока внутри ствола, а как только солнце начинает греть и земля прогрелась, тогда дерево начнёт корнями пить сок, сок начнёт подниматься по стволу к веткам и начнут появляться почки, а затем листья.

Воспитатель: - Друзья, а как вы думаете, дерево живое?

Ворон: - Дерево – это мой дом, а дом живым не может быть.

Воспитатель: - Ребята, прав ворон? Ответы детей: Нет, ворон не прав, дерево живое, оно дышит, питается.

Ворон: - А я думал – это дом.

Воспитатель: - Ты не ошибся, дерево является домом для многих лесных жителей.

Ворон: - Да, у меня много соседей

Воспитатель: - Дети, а кому дерево является домом?

Ответы детей: Дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым.

Ворон:- Я принёс вам подарок, картину, на ней нарисованы мои друзья.

(Дети подходят к картине)

Воспитатель: - Сколько здесь лесных жителей, дети назовите кто здесь есть. Ответы детей: - Здесь есть белка, дятел, филин, ёжик, крот, барсук, мышь, жуки, паук, мышь, сорока.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему все эти звери, птицы, насекомые выбрали домом именно дерево?

Ответы детей: - Потому что около дерева много пищи, в нём или около него можно устроить жилищ.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, для чего деревья нужны человеку? Ответы детей: - Деревья очищают воздух, из деревьев делают мебель, дома. Воспитатель: Дети, можно ли спиливать деревья, почему, что будет? А какие деревья нужно спиливать?

Ответы детей: - Чтобы не срубать ёлки на праздник можно поставить искусственную ёлку или сделать её из чего-нибудь;

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы лес восстановить?

Ответы детей : - Нужно посадить новые деревья.

Ворон: - Спасибо вам ребята, что вы мне всё объяснили, полечу, друзьям расскажу.

Читайте также: