Логико философский трактат конспект

Обновлено: 16.05.2024

Подлинным духовным отцом неопозитивизма был Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Родился он в Австрии. По образованию был инженером. Занимался теорией авиационных двигателей и пропеллеров. Математический аспект этих исследований привлек его внимание к чистой математике, а затем и к философии математики. Заинтересовавшись работами Фреге и Рассела по математической логике, он направился в Кембридж и в 1912-1913 гг. работал с Расселом.

В 1953 г. были опубликованы его философские исследования, а в 1958 г. - "Синяя" и "Коричневая" тетради, за которыми последовали и другие публикации его рукописного наследия. Этот второй цикл его исследований настолько отличается от "Логико-философского трактата", что Витгенштейна даже вполне обоснованно считают создателем двух совершенно различных философских концепций - явление в истории философии не такое уж частое.

"Логико-философский трактат" оказал огромное влияние на возникновение логического позитивизма. Это очень трудная, хотя и небольшая книжка, написанная в форме афоризмов. Ее содержание настолько многозначно, что весьма многие историки философии как в нашей стране, так и за рубежом считают ее автора одной из самых противоречивых фигур в истории современной философии. И в самом деле, "Трактат" полон противоречий. На некоторые из них указал уже Б.Рассел в "Введении к Трактату".

Прежде всего, Витгенштейн предлагает не монистическую, а плюралистическую картину мира. Мир, согласно Витгенштейну, обладает атомарной структурой и состоит из фактов.

Несомненно, что Витгенштейн предпринял очень интересную попытку проанализировать отношение языка к миру, о котором язык говорит. Вопрос, на который он хотел ответить, сводится к следующей проблеме: как получается, что то, что мы говорим о мире, оказывается истинным? Но попытка ответить на этот вопрос все же окончилась неудачей. Во-первых, учение об атомарных фактах было искусственной доктриной, придуманной ad hoc для того, чтобы подвести онтологическую базу под определенную логическую систему. Вот что писал позднее сам Витгенштейн: "Моя работа продвигалась от основ логики к основам мира" [1]. Не значит ли это, что "мир" в трактовке Витгенштейна есть вовсе не независимая от человеческого сознания реальность, а состав знания об этой реальности? Более того, знания, организованного логически?

Во-вторых, признание языкового выражения или предложения непосредственным "изображением мира", его образом в самом прямом смысле слова настолько упрощает действительный процесс познания, что никак не может служить его сколько-нибудь адекватным описанием.

Языковые выражения Витгенштейн делит на три вида: предложения - они истинны, если соответствуют действительности; тавтологии - всегда истинны, противоречия - никогда не истинны.

Тавтология и противоречие - не образы действительности. Они не показывают никакого возможного положения вещей, поскольку первая допускает любое возможное положение вещей, а второе не допускает никакого. Но, согласно Витгенштейну, то, что образ показывает, есть его смысл. Тавтология, как и противоречие, ничего не показывают; точнее, они "показывают, что они не говорят ничего" [1]. Как мы сказали бы сейчас, тавтологии (предложения логики и математики) не несут никакой информации о мире.

"Например, мне ничего не известно о погоде, если я знаю, что либо идет, либо не идет дождь" [2]. Это не значит, по Витгенштейну, что тавтология вообще бессмысленна, она является лишь частью символизма, необходимого для перевода одних предложений в другие.

Но иногда Витгенштейн говорит и нечто другое. Ведь для него логическая структура языка тождественна логической структуре мира. Поэтому, хотя предложения логики и математики бессодержательны, хотя они ничего не высказывают о мире, тем не менее они показывают нам кое-что самой своей формой.

Это различие между тем, что предложение говорит, и тем, что оно показывает, весьма существенно для Витгенштейна. "Логику мира, которую предложения логики показывают в тавтологиях, математика показывает в уравнениях" [1]. Кстати, эта мысль Витгенштейна логическими позитивистами была отброшена.

Но как понять замечание Витгенштейна о том, что предложения логики показывают логику мира? Возьмем такую тавтологию: "Дождь идет или не идет". Так вот, эта тавтология, по Витгенштейну, раскрывает нам структуру мира. Эта структура такова, что допускает альтернативы.

Такое понимание философии в основном было воспринято логическими позитивистами. В приведенных выше словах Витгенштейна содержится не только концепция философии, но и целая мировоззренческая концепция. Она предполагает, что единственной формой связи человека с окружающим его природным и социальным миром является язык. Человек связан с миром и другими способами, практическим (когда он пашет, сеет, производит, потребляет и т.д.), эмоционально, когда он испытывает какие-то чувства по отношению к другим людям и вещам, волевым и т.п. Но его теоретическое, интеллектуальное отношение к миру исчерпывается языковым отношением, или даже есть языковое отношение. Иначе говоря, картина мира, которую человек создает в своем уме или в представлении, определяется языком, его структурой, его строением и особенностями.

В этом смысле мир человека - это мир его языка. В свое время неокантианцы Марбургской школы учили о том, что мир, как его понимает наука, конституируется в суждении. У Витгенштейна мы находим отголосок этой идеи, но с упором не на акт мышления, а на акт говорения, речи, на языковой акт. Мир конституируется в речевом акте.

Мы уже знаем, что язык, согласно Витгенштейну, должен изображать факты. Таково его назначение, призвание, функция. Все частные науки для этой цели используют язык и в результате получают набор истинных предложений, отображающих соответствующие факты. Но, как уже было сказано, язык в силу своего несовершенства не всегда пользуется ясными, точно определенными выражениями.

Витгенштейн уверен, что о философских проблемах в их традиционном понимании нельзя говорить. Поэтому он заявляет: "Правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки, - следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией. - А всякий раз, когда кто-то захотел бы высказать нечто метафизическое, доказывать ему, что он не наделил значением определенные знаки своих предложений. Этот метод не приносил бы удовлетворения собеседнику - он не чувствовал бы, что его обучают философии, - но лишь такой метод был бы безупречно правильным" [1].

Конечно, Витгенштейн здесь не оригинален. Он дает парафраз известного места у Юма: "Возьмем, например, в руки какую-нибудь книгу по богословию или по школьной математике и спросим: содержит ли она какое-либо абстрактное рассуждение о количестве или числе? Нет. Содержит ли она какое-нибудь основанное на опыте рассуждение о фактах и существовании? Нет. Так бросьте ее в огонь, ибо в ней не может быть ничего, кроме софистики и заблуждений" [2].

Эти высказывания Витгенштейна и тот вывод, к которому он пришел, дали основание многим его критикам, в том числе и марксистским, изображать Витгенштейна как врага философии, как человека, который отрицал философию и поставил своей целью ее уничтожение. Это, конечно, не так.

Витгенштейн понимал, что разработанный им и Расселом логический атомизм, даже если считать, что он изображает логическую структуру мира, никак не может удовлетворить мыслящего человека.

Это звучит парадоксально, но с позиции Витгенштейна достаточно понятно. Витгенштейн исходит из попытки достигнуть строгости и точности мышления, пользуясь для этого чисто формальными способами. Он понимает, что философские проблемы - это не пустяки. Но он знает, что на протяжении тысячелетий люди не могли прийти к соглашению относительно даже минимального числа проблем философии. Логический анализ, предложенный Расселом, и анализ языка, предложенный Витгенштейном, имели своей целью устранение произвола в философских рассуждениях, избавление философии от неясных понятий, от туманных выражений. Они, как и Мур, хотели побудить философов задуматься над тем, что они говорят, отдать себе отчет в значении их утверждений.

Они хотели внести в философию хоть какой-нибудь элемент научной строгости и точности, хотели выделить в ней те ее части, аспекты или стороны, где философ может найти общий язык с учеными, где он может говорить на языке, понятном ученому и убедительном для него. Витгенштейн полагал, что, занявшись прояснением предложений традиционной философии, философ может выполнить эту задачу. Но он понимал, что философская проблематика шире, чем то, что может охватить предложенная им концепция.

Очевидно, что весь логический атомизм Витгенштейна, его концепция идеального языка, точно изображающего факты, оказалась недостаточной, попросту говоря, неудовлетворительной. Это вовсе не значит, что создание "Логико-философского трактата" было бесполезной тратой времени и сил. Мы видим здесь типичный пример того, как создаются философские учения. В сущности говоря, философия представляет собой исследование различных логических возможностей, открывающихся на каждом отрезке пути познания. Так и здесь Витгенштейн принимает постулат или допущение, согласно которому язык непосредственно изображает факты. И он делает все выводы из этого допущения, не останавливаясь перед самыми парадоксальными заключениями.

И мы видим результат, к которому он приходит. Оказывается, что эта концепция односторонняя, неполная, недостаточная для того, чтобы понять процесс познания вообще, философского в частности.

Субъективный идеализм - это технический термин философии, и он означает, что при решении философских проблем философ отправляется от субъекта, а не от объективного мира, Это значит, что, рассматривая проблемы теории познания или пытаясь нарисовать картину мира, он не исходит из объективной реальности как таковой. Он не отрицает существования внешнего мира, но он не делает из его признания никаких выводов. Создаваемую им картину мира он рассматривает не как отображение этого мира, а лишь как свободное творение духа.

Противоречивость витгенштейновского "Трактата" объясняется не только личной непоследовательностью автора, его неумением свести концы с концами. Она объясняется принципиальной неосуществимостью поставленной им задачей. Витгенштейн пытался окончательно разрешить все философские вопросы. В этом замысле не было ничего нового, так как подавляющее большинство философов пыталось сделать то же самое. Новое состояло в средствах решения этой задачи. Средства же эти были в значительной мере формальными. Витгенштейн попытался как бы формализовать процесс философствования, точно определить, что и как формализация может сделать. При этом оказалось, что ему самому пришлось делать то, чего, по строгому смыслу его слов, делать никак нельзя, что сам же он категорически запрещал.


Логико-философский трактат или Трактат для короткого (оригинала немецкого названия: Logisch-Philosophische Abhandlung ) является первой крупной работой австрийского философа Людвиг Витгенштейн (1889-1951).

оглавление

содержание

Разделы 1-3

Мир и реальность

При описании мира и реальности Витгенштейн прибегает к следующим терминам: факт , положение дел , объект , форма , логическое пространство . Для объяснения этих терминов используются следующие предложения:

Согласно Витгенштейну, мир - это не список вещей или объектов, которые его составляют, а проявляется в их связи (расположении): одни и те же вещи могут быть связаны самыми разными способами и, таким образом, образовывать разные факты. Например, колье может лежать в витрине магазина, украшать женскую шею или быть предметом аукциона. В каждом из трех примеров ожерелье по-разному связано с вещами вокруг него и, следовательно, является частью разного положения вещей. Не все эти факты могут существовать одновременно, но всегда только один за счет другого, и это как раз реальность: один реально существующий и, следовательно, несуществующий факт. Но все возможные положения дел, в которые может войти вещь или объект, - это его форма (2.0141).


Образ, мысль, предложение, элементарное предложение

После такой вводной онтологии Витгенштейн переходит к теме, которая его интересует в первую очередь: язык и его значение. Он защищает реалистичную теорию значения , т. ЧАС. Предложения (Витгенштейн ограничивается описательными предложениями; вопросы, предложения и т. Д. Не рассматриваются) становятся истинными благодаря чему-то, что соответствует им как миру.

Двусмысленность

Раздел 4

Говоря и показывая, пределы языка

Осмысленные и бессмысленные предложения

Разделы 5-6

Бессмысленные предложения

Общая форма предложения

ξ ¯ >> представляет собой переменную предложения, в которой связаны элементарные предложения. Итак, з. B. для (P, Q, R) (ср. 5.501). представляет собой в точности соединение элементарных предложений соединением, которое само является функционально полным , такие соединения называются операторами Шеффера . Витгенштейн относится к оператору Пирса или NOR . Витгенштейн отказывается от кванторов при определении общей функции истинности ; вместо этого универсальность (и, следовательно, также существование) может быть представлена ​​(возможно, бесконечной) связью всех элементарных предложений или всех соответствующих объектов индивидуального царства, которое предполагается охватить всецелостью. ξ ¯ >> N ( ξ ¯ ) >)> N ( ξ ¯ ) >)>

Витгенштейновское обозначение функции истинности, например, следующее для функции истинности на двух элементарных предложениях p и q (ср. 5.101): соотв. ( W. Ф. W. W. ) ( п , q ) ( W. - W. W. ) ( п , q )

Это следует понимать так, что символы в первой скобке представляют последний столбец таблицы истинности . F или означает ложь, W - истина. Конечно, должна быть определена последовательность заданий . Итак, полная таблица истинности будет такой: -

Таким образом , только соответствует логическому смыслу , то есть . ( W. Ф. W. W. ) ( п , q ) п ⊃ q

Таким образом, общую функцию истинности следует понимать следующим образом: предложение p получается последовательным соединением элементарных предложений, указанных с помощью логического ИЛИ. ξ ¯ >>

психология

Этика и мистицизм

Аналогия с лестницей

Раздел 7

Интерпретация и влияние трактата


литература

Вводные работы

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 7 августа 2021 в 13:52.

Это произведение философ написал в 22 года — и изменил восприятие языка. В этой части изучаем первый трактат философа.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


➡️ Чтобы правильно понять мир, надо прояснить язык с помощью логики. В идеале — создать логический язык чистого мышления, в котором ошибки были бы невозможны по определению.

Трактат состоит из семи основных положений:

1️⃣ Мир есть все то, что имеет место.

2️⃣ То, что имеет место, что является фактом, — это существование атомарных фактов.

3️⃣ Логический образ фактов есть мысль.

4️⃣ Мысль есть осмысленное предложение.

5️⃣ Предложение есть функция истинности элементарных предложений (элементарное предложение — функция истинности самого себя).

6️⃣ Общая форма функции истинности есть: [p, x, N(x)]. Это есть общая форма предложения.

7️⃣ О чем невозможно говорить, о том следует молчать.

6.41. Смысл мира должен лежать вне его. В мире все есть, как оно есть, и все происходит так, как происходит. В нем нет никакой ценности, а если бы она там и была, то она не имела бы никакой ценности.

6.421. Ясно, что этика не может быть высказана. Этика трансцендентальна\*.

\*Трансцендентальное — выходящее за пределы чувственного опыта.

6.4311. Смерть не событие жизни. Смерть не переживается. Если под вечностью понимают не бесконечную временную длительность, а безвременность, то вечно живет тот, кто живет в настоящем. Наша жизнь так же бесконечна, как наше поле зрения безгранично.

6.432. Как есть мир для высшего совершенно безразлично. Бог не проявляется в мире.

6.44. Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть [т.е. сам факт его существования].

6.5. Для ответа, который не может быть высказан, не может быть высказан и вопрос. Загадки не существует. Если вопрос вообще может быть поставлен, то на него можно также и ответить.

6.52. Мы чувствуем, что, если бы и существовал ответ на все возможные научные вопросы, проблемы жизни не были бы при этом даже затронуты. Тогда, конечно, больше не остается никаких вопросов; это как раз и есть ответ.

6.521. Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы (не это ли причина того, что люди, которым после долгих сомнений стал ясным смысл жизни, все же не могут сказать, в чем этот смысл состоит).

6.54. Мои предложения поясняются тем фактом, что тот, кто меня понял, в конце концов уясняет их бессмысленность, если он поднялся с их помощью — на них — выше их (он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как он взберется по ней наверх). Он должен преодолеть эти предложения, лишь тогда он правильно увидит мир.

🔠 Композиция представляет собой графическую музыкальную партитуру, состоящую из 193 страниц линий, символов и различных геометрических или абстрактных форм, которые в значительной степени избегают традиционных нотных обозначений.

🤯 Партитура не сопровождается какими-либо четкими инструкциями, как исполнять произведение или какие звуковые средства нужно использовать. Каждое исполнение оказывается совершенно новой интерпретаций, правила и методы которой исполнитель должен разработать сам.

📖 Вот один из этих текстов:

Это произведение философ написал в 22 года — и изменил восприятие языка. В этой части изучаем первый трактат философа.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


➡️ Чтобы правильно понять мир, надо прояснить язык с помощью логики. В идеале — создать логический язык чистого мышления, в котором ошибки были бы невозможны по определению.

Трактат состоит из семи основных положений:

1️⃣ Мир есть все то, что имеет место.

2️⃣ То, что имеет место, что является фактом, — это существование атомарных фактов.

3️⃣ Логический образ фактов есть мысль.

4️⃣ Мысль есть осмысленное предложение.

5️⃣ Предложение есть функция истинности элементарных предложений (элементарное предложение — функция истинности самого себя).

6️⃣ Общая форма функции истинности есть: [p, x, N(x)]. Это есть общая форма предложения.

7️⃣ О чем невозможно говорить, о том следует молчать.

6.41. Смысл мира должен лежать вне его. В мире все есть, как оно есть, и все происходит так, как происходит. В нем нет никакой ценности, а если бы она там и была, то она не имела бы никакой ценности.

6.421. Ясно, что этика не может быть высказана. Этика трансцендентальна\*.

\*Трансцендентальное — выходящее за пределы чувственного опыта.

6.4311. Смерть не событие жизни. Смерть не переживается. Если под вечностью понимают не бесконечную временную длительность, а безвременность, то вечно живет тот, кто живет в настоящем. Наша жизнь так же бесконечна, как наше поле зрения безгранично.

6.432. Как есть мир для высшего совершенно безразлично. Бог не проявляется в мире.

6.44. Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть [т.е. сам факт его существования].

6.5. Для ответа, который не может быть высказан, не может быть высказан и вопрос. Загадки не существует. Если вопрос вообще может быть поставлен, то на него можно также и ответить.

6.52. Мы чувствуем, что, если бы и существовал ответ на все возможные научные вопросы, проблемы жизни не были бы при этом даже затронуты. Тогда, конечно, больше не остается никаких вопросов; это как раз и есть ответ.

6.521. Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы (не это ли причина того, что люди, которым после долгих сомнений стал ясным смысл жизни, все же не могут сказать, в чем этот смысл состоит).

6.54. Мои предложения поясняются тем фактом, что тот, кто меня понял, в конце концов уясняет их бессмысленность, если он поднялся с их помощью — на них — выше их (он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как он взберется по ней наверх). Он должен преодолеть эти предложения, лишь тогда он правильно увидит мир.

🔠 Композиция представляет собой графическую музыкальную партитуру, состоящую из 193 страниц линий, символов и различных геометрических или абстрактных форм, которые в значительной степени избегают традиционных нотных обозначений.

🤯 Партитура не сопровождается какими-либо четкими инструкциями, как исполнять произведение или какие звуковые средства нужно использовать. Каждое исполнение оказывается совершенно новой интерпретаций, правила и методы которой исполнитель должен разработать сам.

📖 Вот один из этих текстов:

Читайте также: